УСТРОЙСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ ПОДЪЕМНИКОВ С ПОДВЕСНЫМИ НАПРАВЛЯЮЩИМИ
§ 18. Классификация
Строительные подъемники с подвесными направляющими предназначены только
для подъема грузов. Подвесные направляющие 6 (см. рис. 1,а) ограничивают
поперечное раскачивание грузонесущего органа при его вертикальном
перемещении и воспринимают поперечные нагрузки от ветра и смещения
центра тяжести груза и грузонесущего . органа относительно оси грузового
каната.
По конструкции направляющих различают подъемники с гибкими
направляющими и с комбинированными. Гибкие (струнные) направляющие —
наиболее распространены. Их чаще всего выполняют из канатов.
Комбинированные направляющие состоят из гибких и жестких элементов. При
таких направляющих грузонесущий орган не раскачивается. Кроме того, на
комбинированных направляющих можно устанавливать клиновые или
эксцентриковые ловители.
По способу подачи груза различают подъемники: не подающие груз
внутрь здания (с грузовой платформой или саморазгружающимся ковшом);
подающие груз в проем здания, но не опускающие его на перекрытие (с
выдвижной платформой); подающие .груз внутрь здания и опускающие его на
перекрытие (с выдвижным монорельсом).
В подъемниках с подвесными направляющими вследствие недостаточной
жесткости направляющих грузонесущие органы имеют некоторые особенности.
Направляющие выполняют в виде одного или двух канатов, расположенных в
одной плоскости, параллельной стене здания, или большего числа канатов,
образующих пространственную систему. Если направляющие образуют
пространственную систему, применяют грузонесущий орган в виде подвижной
тележки с ,большей поперечной и продольной базой. Однако из-за
конструктивной сложности и трудоемкости монтажа эти подъемники широкого
распространения не получили. При наличии двух направляющих используют
грузонесущий орган в виде клети или ковша с высокой точкой подвески и
максимально близким расположением центра тяжести груза от вертикали,
проходящей через точку подвеса. В этом случае, как, например, на
подъемнике конструкции А. П. Колодея и Е. Т. Самодаева (рис. 48),
направляющие 8 могут быть только гибкими. Размеры грузовой клети 6 при
этом ограничивают.
Гибкие направляющие подвешивают на консольных балках или рамах 8 (см.
рис. 1,а), которые устанавливают на крыше здания 10. На раме,
загружаемой противовесом 9 или прикрепленной к перекрытию или
какому-либо другому элементу здания, размещают блоки для запасовки
каната и серьги для крепления его глухих концов. Эти рамы чаще
изготовляют разборными, а в комплект подъемника иногда входит подъемное
приспособление для доставки узлов рамы на крышу.
В зависимости от конструкции рамы или консоли подъемники делятся
на обеспечивающие и не обеспечивающие подачу материала на кровлю здания.
В подъемниках, которыми не подают материал на крышу, на рамах
установлены балки с отводными блоками и серьгами на
уровне карниза. Поэтому при установке консолей
применяют деревянные козлы или подставки, благодаря чему конец консоли,
на котором находятся отводной блок и серьга, поднимается над крышей.
Чтобы подать груз на кровлю, раму подъемника выполняют в виде
пространственной конструкции, у которой балка с установленными на ней
отводными блоками и серьгами расположена над крышей. В этом случае
грузонесущий орган в крайнем верхнем положении поднимается выше кровли и
это дает возможность разгрузить материалы на кровлю.
Механизмы подъема с подвесными направляющими аналогичны этим механизмам
мачтовых и шахтных подъемников.
По способу натяжения направляющих различают подъемники с
натяжением направляющих за счет веса поднимаемого груза и за счет
натяжных устройств (талрепов, грузов). Во втором случае концы
направляющих 6 (см. рис. 1) прикрепляют через натяжные устройства 1 к
якорю — бетонным плитам, анкерам.
Основные параметры подъемников с подвесными направляющими приведены в
табл. 3 приложения.
§ 19.
Струнные подъемники
В струнных подъемниках направляющие натягиваются за счет нагрузки от
клети и поднимаемого груза. Из-за относительно небольшого натяжения
направляющих подъемники используют для обслуживания ремонтных работ в
зданиях высотой до 8 этажей.
Струнный подъемник конструкции Е. Т. Само-даева и А. П. Колодея (см.
рис. 48) состоит из грузовой клети 6, передвижной тележки 1, на которой
смонтирован подъемный механизм, отводного блока 4, консоли 10 с блоками
9 для подвески грузовой клети, подъемно-направляющего йаната (струны) 8,
проходящего между роликами 7, которые прикреплены к грузовой клети, и
балласта 5 в виде деревянного ящика с песком.
Грузовая клеть сварной конструкции изготовлена из угловой и полосовой
стали. Между стойками клети натянута металлическая сетка, а для
жесткости установлены раскосы. К двум раскосам с одной стороны клети
приварены щеки, на которых смонтированы две пары роликов 7, свободно
насаженных на горизонтальных осях и охватывающих подъемно-направляющий
канат 8. Гру-зовая клеть подвешена к подъемному канату на четырех
растяжках при помощи скобы 16. Подъемный канат свободным концом
прикрепляется к скобе 16, направляется вверх, огибает два блока 9,
проходит между двумя парами роликов 7 и через нижний отводной блок 4
направляется на барабан лебедки. Таким образом, направляющий канат 8
натягивается под действием веса поднимаемого груза и клети.
Консоль 10 конструкции А. П. Колодея выполнена из двух швеллеров,
скрепленных по длине планками. На одном конце консоли есть подпятник в
виде плоского языка с отверстием, в которое вставляют при монтаже болт
13 для крепления консоли к стропи-лам 14 здания. На другом конце
консоли, свисающем с крыши, установлены два блока 9, через которые
запасовывается грузовой канат 8. Длина консоли 4 м.
Подъемный механизм состоит из лебедки с червячным редуктором 3,
барабаном и электродвигателем 2.
Лебедка подъемника СП не имеет тормоза, так как на ней установлен
самотормозящий червячный редуктор с передаточным отношением 1:34. К
ведущему валу редуктора через эластичную муфту присоединен вал
электродвигателя, а. к ведомому — жестко присоединен барабан грузового
каната.
Подъемник СП не нужно крепить к стене здания настенными опорами, он
легко монтируется и демонтируется. К недостаткам подъемника относится
то, что у него нет ловителей; подъемник не обеспечивает подачу материала
в проем здания, что снижает безопасность работ; на нем неудобно
поднимать длинномерные материалы. Чтобы поднять такие материалы,
приходится грузовую клеть заменять крюком. При этом поднимаемый элемент
придерживают веревкой, чтобы он не раскачивался.