Устройство и работа воздухоочистителя дизеля Д-54А и уход за ним

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 


§ 26.

Устройство и работа воздухоочистителя дизеля Д-54А и уход за ним

Дизель Д-54А при работе на полной мощности расходует в час около 240 м3 воздуха. Вместе с воздухом, засасываемым из атмосферы, в цилиндры дизеля могут попасть пыль и

другие твердые примеси, содержащиеся в воздухе.

 

 

 

 

 

Рис. 50. Воздухоочиститель:

а — воздухоочиститель; б — схема движения воздуха в чашке и поддоне воздухоочистителя: I — головка: 2 — корпус: 3 — сетчатый диск; 4 — кассета; 5 — отражатель; 6 — воронка: 7 — шпилька; 8 — поддон; 9 — чашка: 10 — планка; 11 и 12 — отверстия; 13 — кольцевая щель; 14 — стяжной болт; 15 — кольцевой поясок поддона; 16 — ушко; 17 — труба; 18 — днище; 19 — кольцевой козырек; 20 — корпус центробежного очистителя; 21 — крыльчатка; 22 — сетка; 23 — колпак; 24 — щель; 25 — хомут.

 

 

 



Во время летних сельскохозяйственных работ в 1 м3 воздуха при условии малой запыленности содержится 0,5—0,6 г пыли. Следовательно, с воздухом, поступающим в цилиндры дизеля, если его не очищать, может одновременно поступать от 1,2 до 1,4 кг пыли за 10 часов работы дизеля.

Попадая с неочищенным воздухом в цилиндры дизеля, мельчайшие частицы пыли смешиваются с маслом, покрывающим стенки цилиндров, и образуют смесь, по своим свойствам близкую к наждачной насте. Такая паста вызывает усиленный износ всех деталей дизеля и в первую очередь цилиндров, колец и поршней. Пыль, смываясь со стенок цилиндра, попадает в масло, находящееся в картере, и загрязняет его. Масло, загрязненное пылью, поступает к остальным трущимся деталям дизеля, способствуя их быстрому износу.

Поэтому надежная очистка воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, от содержащихся в нем пыли и различных примесей является одним из важнейших условий, обеспечивающих долговечную работу трущихся деталей дизеля.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры, служит воздухоочиститель, установленный на дизеле.

Воздухоочиститель не должен оказывать большого сопротивления проходящему через него воздуху и увеличивать это сопротивление в процессе работы дизеля. Выполнение последнего условия очень важно для нормальной и экономичной работы дизеля, так как увеличение сопротивления воздухоочистителя при засасывании воздуха приводит к уменьшению наполнения цилиндров.

По принципу действия воздухоочиститель дизеля Д-54А принадлежит к воздухоочистителям комбинированного типа. В нем воздух последовательно очищается в сухом центробежном очистителе, в инерционном масляном пылеуловителе и в мокром сетчатом очистителе.

Остовом воздухоочистителя служит стальной корпус 2 (рис. 50, а) с приваренной к нему сверху чугунной головкой 1.

В центральное отверстие головки вставлена и приварена к ней труба 17, изготовленная из листовой стали. Сбоку на головке имеется фланец для крепления патрубка, соединяющего воздухоочиститель с впускной трубой дизеля.

Сверху на трубе установлен и закреплен хомутом 25 центробежный очиститель, к корпусу 20 которого сверху приварен колпак 23,

снизу —днище 18, а к стенкам — крыльчатка 21. Лопасти крыльчатки наклонены под углом 45°.

В верхней части корпуса центробежного очистителя имеются окна, обтянутые стальной сеткой 22, а в нижней части — две щели 24, на уровне которых к корпусу приварен кольцевой козырек 19.

Между корпусом 2 и центральной трубой 17 установлен сетчатый очиститель, состоящий из четырнадцати сетчатых дисков. Диски изготовлены из мелкой волнообразно изогнутой (гофрированной) проволочной сетки, свернутой в кольцо, так что волнообразные складки (гофры) сходятся к центру внутреннего отверстия диска.

Каждый из семи нижних сетчатых дисков помещен в штампованные круглые оправки и представляет собой сетчатый элемент (кассету) 4. Оправка охватывает гофрированную сетку по наружному и внутреннему контурам.

Семь верхних сетчатых дисков 3 неподвижно закреплены в корпусе 2 воздухоочистителя при помощи верхней кассеты.

Шесть нижних кассет съемные. Они крепятся в корпусе замыкающей кассетой, которая отличается от остальных тем, что к ее оправке прикреплены отражатель 5 и воронка 6. Замыкающая кассета удерживается на трубе 17 при помощи двух приваренных шпилек 7 с гайками-барашками.

Сетчатые диски и кассеты укладывают в корпус таким образом, чтобы гофры двух рядом лежащих сетчатых дисков и кассет перекрещивались. Такая укладка сетчатых дисков и кассет обеспечивает лучшее улавливание пыли.

Нижняя часть корпуса воздухоочистителя закрыта съемным поддоном 8. Поддон служит резервуаром для масла. Внутри к днищу поддона приварена чашка 9, в верхней части которой имеются восемь отверстий 11, а в нижней — одно отверстие 12.

Поддон воздухоочистителя и чашку заполняют маслом до уровня кольцевой выемки, выдавленной на боковой поверхности поддона.

К корпусу воздухоочистителя приварены два ушка 16. В них вставлены стяжные болты 14. Этими болтами с гайками-барашками поддон крепят к корпусу воздухоочистителя.

Проникновение запыленного воздуха в воздухоочиститель через зазоры между корпусом и поддоном предотвращается гидравлическим затвором, создаваемым находящейся в поддоне воронкой 6.

Воздух в воздухоочистителе очищается следующим образом. Под действием разрежения, возникающего при такте впуска в цилиндpax дизеля, воздух через сетку 22 поступает в корпус 20, и, проходя через крыльчатку 21, завихряется. Под действием центробежных сил тяжелые частицы пыли отбрасываются к стенке корпуса и, опускаясь вниз, через щели 24 выбрасываются наружу. Воздух, продолжая вращаться, по трубе 17 перемещается с большой скоростью вниз. Затем воздух меняет свое направление и проходит через кольцевую щель 13 и отверстия 11 и 12 в чашке 9 в сетчатый очиститель.

При работе дизеля масло в чашке 9 (рис. 50,6) отсутствует, так как сразу после запуска дизеля поток воздуха вытесняет из нее все масло. Однако внутренняя поверхность чашки беспрерывно покрывается маслом, поступающим из пространства между замыкающей кассетой и чашкой. Во время работы дизеля разрежение под замыкающей кассетой будет больше, чем над маслом в поддоне 8 за воронкой 6, поэтому уровень масла в поддоне за воронкой понизится, а между воронкой и чашкой 9 повысится.

Вращательное движение воздуха в чашке и резкое изменение его направления способствуют выделению из воздуха части пыли, которая прилипает к поверхности чашки. Масло, постепенно перемещаясь по стенке чашки через отверстия 12 и //, поступает в поддон, и пыль оседает на его дно. Воздух, проходя через кольцевую щель 13 и сравнительно малые отверстия 11 и 12, вспенивает и распыливает масло в поддоне. При этом воздух оставляет в масле частицы пыли и захватывает частицы распыленного масла. Частицы масла смачивают сетки дисков и кассет. Воздух, проходя через эти сетки, теряет оставшиеся в нем частицы пыли, которые оседают на сетках. Постепенно частицы масла укрупняются и стекают вместе с пылью в поддон, промывая сетки. Пыль, попавшая в масло, отстаивается и скапливается на дне поддона.

После остановки дизеля масло через отверстия 11 и 12 заполняет чашку 9.

После очистки воздух через головку 1 (рис. 50, а) воздухоочистителя и впускной трубопровод поступает в цилиндры дизеля.

Воздухоочиститель закреплен двумя стяжными хомутами на кронштейне, прикрепленном к задней части головки цилиндров.

Уход за воздухоочистителем заключается в промывке сетчатых дисков, проверке уровня и смене масла в поддоне, поддержании герметичности мест соединения деталей, по которым подводится воздух.

При проведении ежесменного технического ухода необходимо проверять масло в поддоне воздухоочистителя и при загрязнении заменить. При работе в особо запыленных условиях масло следует проверять также в середине смены.

При смене масла в поддоне 8 его промывают, предварительно освободив от грязного масла. Затем в поддон заливают свежее или отстоенное и профильтрованное отработанное дизельное масло до кольцевого пояска 15. Зимой масло, заливаемое в поддон, необходимо разбавлять на одну треть по объему дизельным топливом.

Наполнять поддон маслом выше кольцевого пояска нельзя, так как это приводит к засасыванию масла в цилиндры и, как следствие, к чрезмерному нага-рообразованию.

Герметичность всей воздухоподводящей системы проверяют при техническом уходе № 1 у работающего на малых оборотах дизеля. Для этого, сняв сухой центробежный очиститель, плотно закрывают трубу воздухоочистителя. При этом дизель должен немедленно остановиться. Если дизель не остановился ила для остановки его потребовался некоторый промежуток времени, то это свидетельствует о подсосе воздуха. В этом случае необходимо тщательно проверить всю воздухоподводящую систему, обратив особое внимание на плотность фланцевых и шланговых соединений.

При проведении периодического технического ухода № 2 разбирают воздухоочиститель, очищают и промывают поддон, сетчатые диски и элементы, трубу и сухой центробежный очиститель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..