ТУРБОКОМПРЕССОР ТКРИН-1 ДВИГАТЕЛЯ ТЯГАЧА Т-157

  Главная      Учебники - Трактора     Устройство и эксплуатация колесного тягача Т-157 (И.В. Воскобойников) - 1976 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

§ 7.

ТУРБОКОМПРЕССОР ТКРИН-1 ДВИГАТЕЛЯ ТЯГАЧА Т-157

На двигателе установлен турбокомпрессор ТКРИН-1, использующий энергию выхлопных газов для наддува воздуха в цилиндры двигателя. Увеличивая весовое количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, турбокомпрессор способствует более эффективному сгоранию увеличенной дозы топлива и тем самым обеспечивает повышение мощности двигателя.

Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что горячие выхлопные газы из цилиндров двигателя поступают под давлением через выхлопные коллекторы в камеру газовой турбины, а оттуда, расширяюсь, устремляются через сопловой аппарат на лопатки рабочего колеса турбины, приводя его во вращение. Вращение рабочего колеса турбины передается через вал колесу центробежного компрессора, которое находится на другом конце вала. Из турбины выхлопные газы выходят через выхлопную трубу в атмосферу.

Центробежный компрессор всасывает воздух через воздухоочиститель, сжимает его и подает под давлением во впускной коллектор двигателя.

Турбокомпрессор TКPИH 1 (рис. 12) состоит из центробежного одноступенчатого компрессора и радиальной центростремительной турбины

 

 

 

Рис. 12. Турбокомпрессор:

 

 

 

Корпус 16 турбины, отлитый из чугуна, имеет два входных канала с фланцами для крепления к выхлопным коллектора, и  с помощью сильфонных компенсаторов. В корпусе установлена вставка 17, образующая с сопловым венцом 15 проточную часть турбины для прохода выхлопных газов. Корпус 6 компрессора, отлитый из алюминиевого сплава, имеет центральный входной патрубок и спиральный канал (улитку) с входным патрубком. В корпусе компрессора на шпильках установлена алюминиевая вставка 5, выполненная заодно с лопаточным диффузором и образующая с каналом улитки проточную часть для прохода воздуха из воздухоочистителя во всасывающий коллектор двигателя. Оба корпуса (турбины и компрессора) крепятся к среднему корпусу 9, отлитому из алюминиевого сплава. Вал ротора трубокомпрессора вращается в бронзовом подшипнике 21 типа качающейся втулки. Подшипник в центральной бобышке среднего корпуса установлен с определенным зазором. От вращения и осевого перемещения подшипник удерживается фиксатором 11, допускающим только незначительное перемещение подшипника в осевом, радиальном и тангенциальном направлениях. Слой масла в зазоре между подшипником и центральной бобышкой среднего корпуса образует упругую подвеску В фиксаторе установлен автоматический шариковый перепускной клапан 27, предназначенный для перепуска масла к подшипнику, минуя масляный фильтр, в тех случаях, когда двигатель запускается на холодном масле или сопротивление фильтрующего элемента повышается выше допустимого. Колесо 19 турбины отлито способом точного литья из жаропрочной легированной стали и приварено к валу 12 ротора Колесо 2 компрессора отлито из алюминиевого сплава и имеет шпоночное соединение с валом ротора. Подшипник 21 турбокомпрессора смазывается маслом, поступающим из главной магистрали двигателя в канал 10, просверленный в корпусе фиксатора 11. Отсюда по сверлению в среднем корпусе (показано черными стрелками на рис. 12) неочищенное масло поступает во внутреннюю полость сетчатого фильтрующего элемента 25. установленного в среднем корпусе,

Очищенное масло (показано светлой стрелкой) по каналу в среднем корпусе поступает к подшипнику. Наличие полости с фильтрующим элементом, заполненной маслом, повышает надежность работы подшипников после быстрой остановки двигателя и в начальный момент работы турбокомпрессора, из которого масло сливается по трубке в картер двигателя. После фильтра турбокомпрессора на среднем корпусе предусмотрен штуцер 26 для установки датчика давления масла.

В турбокомпрессоре предусмотрены контактные газомасляные уплотнения, состоящие из дисков 1 и 14 уплотнения, маслоотражателя 3, втулки 20 и уплотнительных колец 4 и 18. Диск уплотнения компрессора стопорится от осевого перемещения стопорным кольцом 7 и уплотняемся резиновым кольцом 8. Под

 

фланец диска уплотнения турбины установлена паронитовая прокладка 13.

Для обеспечения длительной и безотказной работы турбокомпрессора неукоснительно выполняют следующие правила:

1 Во время работы двигателя следят за давлением масла в системе смазки двигателя. При температуре масла 80—90е С давление масла, подводимого к турбокомпрессору при номинальных оборотах коленчатого вала, должно быть не ниже 2,5 кгс/см2 (0,24 МПа).

2. При пуске двигателя обязательно проверяют, работает ли турбокомпрессор. Турбокомпрессор работает нормально, если прослушивается характерный звук высокого тона (свист).

3. Работу турбокомпрессора проверяют также при остановке двигателя по времени выбега ротора. Для этого после 3—5 мин работы двигателя на режиме минимальных оборотов холостого хода его выводят на режим максимальных холостых оборотов и выключают подачу топлива. Вращение ротора должно прослушиваться не менее 5 с после остановки двигателя.

4. Промывку турбокомпрессора с частичной разборкой производят только при наличии показателей загрязнения проточных частей компрессора или турбины: падение мощности и появление дымного выхлопа, снижение давления наддува или тугое вращение ротора. Если ротор совсем не вращается, турбокомпрессор следует отправить па специализированное ремонтное предприятие или на завод-изготовитель для ремонта или замены.

Сроки промывки в значительной степени зависят от условий эксплуатации двигателя (забора воздуха из загрязненной атмосферы. работы с засоренным воздухоочистителем, неплотности в соединениях турбокомпрессора) и могут колебаться от 100 до 200 ч работы двигателя. При снятии и установке турбокомпрессора следят за тем, чтобы пыль и грязь не попадали в маслоподводящий канал среднего корпуса. Частичную разборку турбокомпрессора для промывки производят в закрытом сухом и чистом помещении. Перед разборкой его наружные поверхности тщательно очищают от грязи и пыли.

 

 

 

 

§ 8. ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ ТЯГАЧА Т-157

Выхлопная система служит для отвода отработавших газов из цилиндров и состоит из двух выхлопных коллекторов, соединенных с вводными патрубками корпуса турбины посредством сильфонных компенсаторов, выхлопной грубы, глушителе и эжектора-

Выхлопные коллекторы отлиты из жаропрочного чугуна и покрыты стальными защитными кожухами Слой воздуха, находящийся между коллектором и кожухом, служит термоизоляцией, вследствие чего нагрев кожуха не превышает 120° С

 

 

Каждый коллектор представляет собой общий трубопровод, имеющий по три прилива с фланцами для крепления к выпускным окнам головок цилиндров. В приливах имеются каналы для отвода отработавших газов из цилиндров двигателя В местах соединения коллекторов с головками блока ставятся асбостальные прокладки. Сверху на правом и левом коллекторах имеется по одному выходному каналу, которые соединены с входными каналами корпуса турбины турбокомпрессора при помощи сильфонных компенсаторов

Сильфонные компенсаторы представляют собой двухслойные гофрированные трубы из жаропрочной нержавеющей стали, к концам которых приварены составные фланцы для крепления к коллекторам и турбокомпрессору и защитные экраны В местах соединения сильфонных компенсаторов с коллекторами и турбокомпрессором установлены асбостальные прокладки. Сильфонные компенсаторы предназначены для компенсации тепловых удлинений сопряженных деталей, а также неточности изготовления и сборки.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..