СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ СМД-68 ТЯГАЧА Т-157

  Главная      Учебники - Трактора     Устройство и эксплуатация колесного тягача Т-157 (И.В. Воскобойников) - 1976 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

§ 4.

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ СМД-68 ТЯГАЧА Т-157

Система смазки двигателя (рис. 6) комбинированная, часть деталей смазывается под давлением, часть — разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала механизма газораспределения, поршневой палец в верхней головке шатуна, втулка шестерни привода топливного насоса, а нижний агрегаты двигателя — турбокомпрессор, водяной насос, автоматическая муфта опережения впрыска топлива, а также топливный насос, если на нем предусмотрена циркуляционная смазка. Остальные узлы и детали кривошипно-шатунного механизма смазываются разбрызгиванием.

Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину 19, которая крепится на левом колпаке головки цилиндров Через имеющиеся в головке цилиндров и блок-картере полости масло стекает в нижнюю крышку картера (поддон). Уровень масла замеряется щупом маслоизмерителя 20, расположенным с левой стороны блока Чтобы масло не вспенивалось, в нижней крышке картера приварен маслоуспокоительный щиток 32 Сливается масло через пробку 31, расположенную в нижней части крышки (поддона). Для очистки масла на двигателе установлена полнопоточная масляная центрифуга 14

Циркуляция масла в системе смазки осуществляется следующим образом Масляный насос через маслозаборник 1 с сетчатым фильтром засасывает масло из нижней крьшки картера одновременно в нагнетающую 3 и радиаторную 2 секции. Нагнетающая секция масляного насоса подает масло по каналам

 

 

 

Рис. 8 Система смазки:

 

 

 

 

в блок-картере в масляный фильтр, а радиаторная нагнетает масло в радиатор, где оно охлаждается и сливается в нижнюю крышку блок-картера. Масло, поступающее в корпус полнопоточной центрифуги, по сверлениям попадает во внутренний канал оси ротора, откуда часть его поступает к соплам форсунок. Струя масла, вытекая из форсунок с большой скоростью, создает реактивный момент, вращающий ротор, и затем через окно в блоке цилиндров сливается в нижнюю крышку картера. Остальное масло, поступившее внутрь ротора, очищается под действием центробежной силы от загрязнений, которые оседают на стенках картера ротора, и по сверлениям в блоккартере поступает в главную масляную магистраль 11 двигателя, проходящую вдоль блока

Из главной магистрали по наклонным каналам в блоке масло поступает к коренным шейкам коленчатого вала и к опорным шейкам распределительного вала. От коренных шеек масло по сверлениям в коленчатом валу поступает к шатунным шейкам, а затем по сверлениям в шатунах к поршневым пальцам.

От первой и четвертой опор распределительного вала масло по каналам в блок-картере и головках цилиндров пульсирующим потоком подается во внутренние полости 10 осей коромысел, откуда по сверлениям в коромыслах поступает к регулировочным винтам и клапанам. Вытекающее из зазоров в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала масли разбрызгивается вращающимися деталями и смазывает гильзы цилиндров и поршни. Масло, вытекающее из сверлений в коромыслах, смазывает трущиеся поверхности коромысел, стержней клапанов и направляющих втулок. Из клапанной коробки большая часть масла стекает по сверлениям в нижнюю крышку картера, а часть—по каналам, в которых установлены штанги, по пути смазывая толкатели и кулачки распределительного вала. Шестерни распределения и привода масляного насоса смазываются разбрызгиванием.

Если на двигателе установлен топливный насос с циркуляционной смазкой, последняя осуществляется от системы смазки дизеля.

Кроме внутренней циркуляционной системы смазки, ряд узлов и агрегатов двигателя имеет самостоятельную смазку. Так, передний подшипник вала муфты сцепления смазывается через масленку солидолом Ус-2. Независимую смазку имеют пусковой двигатель, редуктор пускового двигателя и топливный насос с регулятором (если он не имеет циркуляционной смазки).

На блок-картере двигателя предусмотрено место для подсоединения датчика аварийного давления масла.

Масляный насос шестеренчатого типа, двухсекционный, расположен в передней части картера и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала.

 

 

 

Для обеспечения подачи масла в систему смазки перед запуском на двигателе предусмотрен насос 30 (см. рис. 8) предпусковой прокачки масла. Так как шестерня привода насоса предпусковой прокачки находится в постоянном зацеплении с шестерней пускового двигателя, насос сразу после запуска пускового двигателя (до включения сцепления редуктора) начинает подавать масло из поддона двигателя через обратный клапан 22 в главную масляную магистраль двигателя. После запуска дизеля обратный клапан перекрывает доступ масла из блока в насос.

Основной частью центрифуги (рис. 9) является ротор.

Ротор центрифуги состоит из остова I6 и крышки 11, отлитых из алюминиевого сплава и соединенных гайкой 9. Ротор вращается на оси 10, которая установлена на резьбе в корпусе 17 центрифуги и имеет три шлифованные шейки, из которых две являются опорами вращающегося ротора, а третья служит для разделения полостей очищенного и неочищенного масла. Внутри оси выполнено ступенчатое сверление для подвода масла внутрь ротора и установки маслоотводящей трубки 18. Во время вращения ротора в результате различных диаметров верхней и нижней шеек оси возникает осевая сила, которая несколько приподнимает ротор, в результате чего уменьшается трение в подпятнике нижней оси. Подъем ротора ограничивается шайбой 8, закрепленной на оси гайкой 7. Сверху ротор закрыт стальным штампованным колпаком 5, который плотно прижимается к корпусу центрифуги специальной гайкой 6. Уплотнение стыка колпака с корпусом обеспечивается прокладкой 15. Герметичность между крышкой ротора и остовом достигается установкой резинового кольца 14. Чтобы не нарушалась балансировка ротора при его разборке, на остове и крышке ротора нанесены метки в виде рисок. При сборке ротора надо следить, чтобы эти риски совпадали. 3 бобышках остова ротора ввернуты две форсунки с калиброванными соплами. В нижней части

 

 

 

Рис 9. Масляная центрифуга:

 

 

 

 

остова двумя, винтами закреплен маслоотражатель 13 с защитной сеткой 12, насадком 4 и кольцом 3, препятствующий смыву отложений со стенок крышки ротора crpvefi входящего масла. В корпусе центрифуги размещен перепускной клапан 1, который при запуске холодного двигателя направляет поток масла в главную масляную магистраль, минуя масляный фильтр.

На боковой поверхности блок-картера на специальной площадке устанавливается сливной клапан 26 (см. рис. 8), которым поддерживает в главной магистрали прогретого двигателя заданное давление, пропуская избыток масла в поддон.

Уход за системой смазки заключается в своевременной проверке уровня масла и доливке его в картер двигатели, топливный насос (при установке топливного насоса с автономной смазкой), полость привода шестерен (в картере маховика дизеля), редуктор пускового двигателя, в смазке всех точек двигателя согласно таблице смазки, а также в промывке масляных фильтров — центрифуги и фильтра турбокомпрессора.

Во время работы двигателя следят за герметичностью соединений в масляной системе, а также за давлением масла. Давление масла в прогретом двигателе должно быть 2,5—4.0 кгс/см2 (U.24—0,39 МПа). При минимальном числе оборотов на холостом ходу давление масла должно быть не ниже 1,5 кгс/см2 (0,147 МПа).

При падении давления масла в системе смазки двигатель следует немедленно остановить, выяснить причину и устранить ее.

 

 

 

§ 5

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ СМД-68 ТЯГАЧА Т-157

Двигатель имеет закрытую принудительную систему охлаждения (рис 10), циркуляция воды в которой осуществляется центробежным водяным насосом

Основными агрегатами системы охлаждения являются водяной насос с вентилятором и радиатор. Вода заливается через горловину 2 радиатора 1 и заполняет всю систему охлаждения дизеля, пускового двигателя и компрессора Охлаждаемая в радиаторе вода нагнетается центробежным насосом 5 в водоподводяшие каналы 16—17 блок-картера и через имеющиеся в каналах окна 18 поступает в пространство 20 между стенками блока и гильзами (водяную рубашку), омывает гильзы и таким образом охлаждает их. Нагретая во время работы двигателя вода из блок-картера по водоподводящим отверстиям 14 и 21 в блок-картере и головке цилиндров поднимается в полость 13 водяной рубашки и головок цилиндров, откуда по водоотводному кг-налу 6 и патрубку 12 поступает в верхний бак радиатора. Проходя по трубкам сердцевины радиатора, вода охлаждается потоком воздуха, создаваемым вентилятором.

 

 

 

 

Рис. 10. Система охлаждения



При запуске пускового двигателя, когда коленчатый вал основного двигателя не вращается, в системе охлаждения воз-

пикает местная термосифонная циркуляция воды, которая обеспечивает быстрый прогрев пускового двигателя.

Сливается, вода из системы охлаждения через два сливным краника 15 и 19, расположенных с обеих сторон блок-картера. К передней крышке двигателя на специальной площадке крепится водяной насос центробежного типа.

При работе двигателя температура охлаждающей воды должна быть в пределах 80--100° С. при кратковременном повышении до 105° С. При повышении температуры сверх нормальной следует проверить, есть ли вода в радиаторе, нет ли течи, не засорились ли трубки радиатора, не ослабло ли натяжение ремня, полностью ли открыта шторка радиатора. Холодную воду в систему охлаждения перегретого двигателя доливают постепенно и обязательно при работающем двигателе. Натяжение ремня на ветви шкив вентилятора — натяжной ролик должно быть таким, чтобы при нажиме с усилием 4—5 кгс (39—49Н) прогиб ремня не превышал 8—14 мм.

На двигателях с закрытой системой охлаждения паровоздушный клапан водяного радиатора способствует поддержанию рекомендуемого давления в верхнем бачке радиатора и впуску воздуха при охлаждении двигателя. Поэтому нужно обязательно следить за исправностью клапана и не допускать его повреждения, а также периодически очищать от накипи отверстия в верхней части предохранительной трубки бачка радиатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..