Нива вседорожник. Установка момента зажигания

  Главная      Автомобили - ВАЗ     Нива вседорожник (ВАЗ-21213) - инструкция по эксплуатации

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..

 

 

 

Нива вседорожник. Установка момента зажигания



Метки для установки момента зажигания

 


Метки для установки момента зажигания
 

 
1 – метка в.м.т. на шкиве коленчатого вала;
2 – метка опережения зажигания на 10°;
3 – метка опережения зажигания на 5°;
4 – метка опережения зажигания на 0°

Угол опережения зажигания до в.м.т. при частоте вращения коленчатого вала 750–800 мин–1 должен соответствовать данным подраздела 1.11. 

Для проверки момента зажигания имеется три метки 2, 3 и 4 на крышке механизма газораспределения и метка 1 на шкиве коленчатого вала, соответствующая в.м.т. поршня в первом и четвертом цилиндре при совпадении с меткой 4 на крышке. 

Проверить и установить момент зажигания можно с помощью стробоскопа, действуя в следующем порядке: 

– соедините зажим «плюс» стробоскопа с выводом «плюс» аккумуляторной батареи, зажим массы – с выводом «минус» аккумуляторной батареи, а зажим датчика стробоскопа присоедините к проводу высокого напряжения 1-го цилиндра. Обозначьте мелом для лучшей видимости метку 1 на шкиве коленчатого вала; 

– запустите двигатель и направьте мигающий поток света стробоскопа на метку на шкиве; если момент зажигания установлен правильно, то при холостом ходе двигателя положение метки на шкиве должно соответствовать данным приложения 3. 

Для регулировки момента зажигания остановите двигатель, ослабьте гайку крепления датчика-распределителя зажигания и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус датчика-распределителя следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения – по часовой стрелке. Затем снова проверьте установку момента зажигания. 

Для удобства регулировки момента зажигания на фланце датчика-распределителя зажигания имеются деления и знаки «+» и «–». Одно деление на фланце соответствует восьми градусам поворота коленчатого вала. 

Если имеется диагностический стенд с осциллоскопом, то с его помощью тоже можно легко проверить установку момента зажигания, руководствуясь инструкцией по эксплуатации стенда. 

Снятый с двигателя датчик-распределитель зажигания устанавливайте на место в следующем порядке: 

– поверните коленчатый вал до начала такта сжатия в первом цилиндре, а затем, продолжая поворачивать коленчатый вал, совместите метку 1 с меткой 4; 
– снимите крышку с датчика-распределителя зажигания и поверните ротор в такое положение, при котором его наружный контакт будет направлен в сторону контакта первого цилиндра на крышке датчика-распределителя; 
– удерживая вал датчика-распределителя от проворачивания, вставьте его в гнездо на блоке цилиндров так, чтобы осевая линия, проходящая через пружинные защелки, была примерно параллельна осевой линии двигателя;
– закрепите датчик-распределитель на блоке цилиндров, установите крышку, присоедините провода, проверьте и отрегулируйте установку момента зажигания. 

 

 

 

 

7.5.3.

Нива вседорожник. Проверка приборов зажигания на стенде

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706

 


Датчик-распределитель зажигания 3810.3706
 

 
1 – валик; 
2 – маслоотражательная муфта; 
3 – штекерный разъем; 
4 – корпус вакуумного регулятора; 
5 – диафрагма; 
6 – крышка вакуумного регулятора; 
7 – тяга вакуумного регулятора; 
8 – опорная пластина центробежного регулятора; 
9 – ротор распределителя зажигания;
10 – боковой электрод с клеммой; 
11 – крышка; 
 
12 – центральный электрод с клеммой; 
13 – уголек центрального электрода; 
14 – резистор; 
15 – наружный контакт ротора; 
16 – пластина центробежного регулятора; 
17 – грузик; 
18 – экран; 
19 – опорная пластина бесконтактного датчика; 
20 – бесконтактный датчик; 
21 – корпус датчика-распределителя зажигания 
 

Проверка работы

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите датчик-распределитель зажигания на контрольно-испытательный стенд для проверки электрических приборов и соедините его с электродвигателем, имеющим регулируемую частоту вращения. 
2. Соедините выводы датчика-распределителя зажигания с катушкой зажигания, с коммутатором и с аккумуляторной батареей стенда аналогично схеме системы зажигания автомобиля. Четыре клеммы крышки соедините с искровыми разрядниками, зазор между электродами которых регулируется. 
3. Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите электродвигатель стенда и вращайте валик датчика-распределителя несколько минут по часовой стрелке с частотой 2000 мин–1. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и следите, нет ли внутренних разрядов в датчике-распределителе. Они выявляются по звуку или по ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда. 
4. Во время работы датчик-распределитель зажигания не должен производить шума при любой частоте вращения валика. 

Снятие характеристик автоматического опережения зажигания

Схема для снятия характеристик датчика-распределителя зажигания на стенде

 

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706
1 – коммутатор; 

2 – датчик-распределитель зажигания; 

А – к клемме «плюс» стенда; 

В – к клемме «прерыватель» стенда 
 

Характеристика центробежного регулятора датчика-распределителя зажигания

 

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706
 

Характеристика вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания

 

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706
 

 
А – угол опережения зажигания, град; Р – разрежение, гПа (мм рт. ст.)

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите датчик-распределитель зажигания на стенд, соедините его выводы с выводами «3», «5» и «6» коммутатора 1 стенда (см. рис. Схема для снятия характеристик датчика-распределителя зажигания на стенде). Вывод «4» коммутатора соедините с клеммой «плюс» стенда, а вывод «1» – с клеммой «прерыватель» стенда. Установите зазор 7 мм между электродами разрядника. 
2. Включите электродвигатель стенда и вращайте валик датчика-распределителя зажигания с частотой 500–600 мин–1. По градуированному диску стенда отметьте значение в градусах, при котором наблюдается одно из четырех искрений. 
3. Повышая ступенчато частоту вращения на 200–300 мин–1, определяйте по диску число градусов опережения зажигания, соответствующее частоте вращения валика датчика-распределителя зажигания. Полученную характеристику центробежного регулятора опережения зажигания сопоставьте с характеристикой (см. рис. Характеристика центробежного регулятора датчика-распределителя зажигания). 
4. Если характеристика отличается от приведенной на этом рисунке, то ее можно привести в норму подгибанием стоек пружин грузиков центробежного регулятора. До 1500 мин–1 – подгибайте стойку тонкой пружины, а свыше 1500 мин–1 – толстой. Для уменьшения угла увеличивайте натяжение пружин, а для увеличения – уменьшайте. 
5. Для снятия характеристики вакуумного регулятора опережения зажигания соедините штуцер вакуумного регулятора с вакуумным насосом стенда. 
6. Включите электродвигатель стенда и вращайте валик датчика-распределителя зажигания с частотой 1000 мин–1. По градуированному диску отметьте значение в градусах, при котором происходит одно из четырех искрений. 
7. Плавно увеличивая разрежение, через каждые 26,7 гПа (20 мм рт. ст.) отмечайте число градусов опережения зажигания относительно первоначального значения. Полученную характеристику сравните с характеристикой (см. рис. Характеристика вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания).

Проверка бесконтактного датчика

Схема для проверки бесконтактного датчика на снятом датчике- распределителе зажигания

 

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706
1 – датчик-распределитель зажигания; 

2 – резистор 2 кОм; 

3 – вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм; 

4 – вид на штепсельный разъем датчика-распределителя зажигания 
 

Схема для проверки бесконтактного датчика на автомобиле

 

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706
1 – датчик-распределитель зажигания; 

2 – переходный разъем с вольтметром, имеющим предел шкалы не менее 15 В и внутреннее сопротивление не менее 100 кОм; 

3 – вид на штепсельный разъем датчика-распределителя зажигания 

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. С выхода датчика снимается напряжение, если в его зазоре находится стальной экран. Если экрана в зазоре нет, то напряжение на выходе датчика близко к нулю. 
2. На снятом с двигателя датчике-распределителе зажигания датчик можно проверить по схеме (см. рис. Схема для проверки бесконтактного датчика на снятом датчике- распределителе зажигания), при напряжении питания 8–14 В. 
3. Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, измерьте вольтметром напряжение на выходе датчика. Оно должно резко меняться от минимального – не более 0,4 В, до максимального – не более, чем на 3 В меньшего напряжения питания. 
4. На автомобиле датчик можно проверить по схеме (см. рис. Схема для проверки бесконтактного датчика на автомобиле). Между штепсельным разъемом датчика- распределителя зажигания и разъемом жгута проводов подключается переходной разъем 2 с вольтметром. Включите зажигание и, медленно поворачивая специальным ключом коленчатый вал, вольтметром проверьте напряжение на выходе датчика. Оно должно быть в указанных выше пределах. 

 

 

 

ВАЗ-21213 (Нива). Датчик-распределитель зажигания 3810.3706

 

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706
 

 
1 – валик; 
2 – маслоотражательная муфта; 
3 – штекерный разъем; 
4 – корпус вакуумного регулятора; 
5 – диафрагма; 
6 – крышка вакуумного регулятора; 
7 – тяга вакуумного регулятора; 
8 – опорная пластина центробежного регулятора; 
9 – ротор распределителя зажигания;
10 – боковой электрод с клеммой; 
11 – крышка; 
 
12 – центральный электрод с клеммой; 
13 – уголек центрального электрода; 
14 – резистор; 
15 – наружный контакт ротора; 
16 – пластина центробежного регулятора; 
17 – грузик; 
18 – экран; 
19 – опорная пластина бесконтактного датчика; 
20 – бесконтактный датчик; 
21 – корпус датчика-распределителя зажигания 
 

Проверка работы

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите датчик-распределитель зажигания на контрольно-испытательный стенд для проверки электрических приборов и соедините его с электродвигателем, имеющим регулируемую частоту вращения. 
2. Соедините выводы датчика-распределителя зажигания с катушкой зажигания, с коммутатором и с аккумуляторной батареей стенда аналогично схеме системы зажигания автомобиля. Четыре клеммы крышки соедините с искровыми разрядниками, зазор между электродами которых регулируется. 
3. Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите электродвигатель стенда и вращайте валик датчика-распределителя несколько минут по часовой стрелке с частотой 2000 мин–1. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и следите, нет ли внутренних разрядов в датчике-распределителе. Они выявляются по звуку или по ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда. 
4. Во время работы датчик-распределитель зажигания не должен производить шума при любой частоте вращения валика. 

Снятие характеристик автоматического опережения зажигания

Схема для снятия характеристик датчика-распределителя зажигания на стенде

 

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706
1 – коммутатор; 

2 – датчик-распределитель зажигания; 

А – к клемме «плюс» стенда; 

В – к клемме «прерыватель» стенда 
 

Характеристика центробежного регулятора датчика-распределителя зажигания

 

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706
 

Характеристика вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания

 

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706
 

 
А – угол опережения зажигания, град; Р – разрежение, гПа (мм рт. ст.)

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите датчик-распределитель зажигания на стенд, соедините его выводы с выводами «3», «5» и «6» коммутатора 1 стенда (см. рис. Схема для снятия характеристик датчика-распределителя зажигания на стенде). Вывод «4» коммутатора соедините с клеммой «плюс» стенда, а вывод «1» – с клеммой «прерыватель» стенда. Установите зазор 7 мм между электродами разрядника. 
2. Включите электродвигатель стенда и вращайте валик датчика-распределителя зажигания с частотой 500–600 мин–1. По градуированному диску стенда отметьте значение в градусах, при котором наблюдается одно из четырех искрений. 
3. Повышая ступенчато частоту вращения на 200–300 мин–1, определяйте по диску число градусов опережения зажигания, соответствующее частоте вращения валика датчика-распределителя зажигания. Полученную характеристику центробежного регулятора опережения зажигания сопоставьте с характеристикой (см. рис. Характеристика центробежного регулятора датчика-распределителя зажигания). 
4. Если характеристика отличается от приведенной на этом рисунке, то ее можно привести в норму подгибанием стоек пружин грузиков центробежного регулятора. До 1500 мин–1 – подгибайте стойку тонкой пружины, а свыше 1500 мин–1 – толстой. Для уменьшения угла увеличивайте натяжение пружин, а для увеличения – уменьшайте. 
5. Для снятия характеристики вакуумного регулятора опережения зажигания соедините штуцер вакуумного регулятора с вакуумным насосом стенда. 
6. Включите электродвигатель стенда и вращайте валик датчика-распределителя зажигания с частотой 1000 мин–1. По градуированному диску отметьте значение в градусах, при котором происходит одно из четырех искрений. 
7. Плавно увеличивая разрежение, через каждые 26,7 гПа (20 мм рт. ст.) отмечайте число градусов опережения зажигания относительно первоначального значения. Полученную характеристику сравните с характеристикой (см. рис. Характеристика вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания).

Проверка бесконтактного датчика

Схема для проверки бесконтактного датчика на снятом датчике- распределителе зажигания

 

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706
1 – датчик-распределитель зажигания; 

2 – резистор 2 кОм; 

3 – вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм; 

4 – вид на штепсельный разъем датчика-распределителя зажигания 
 

Схема для проверки бесконтактного датчика на автомобиле

 

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706
1 – датчик-распределитель зажигания; 

2 – переходный разъем с вольтметром, имеющим предел шкалы не менее 15 В и внутреннее сопротивление не менее 100 кОм; 

3 – вид на штепсельный разъем датчика-распределителя зажигания 

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. С выхода датчика снимается напряжение, если в его зазоре находится стальной экран. Если экрана в зазоре нет, то напряжение на выходе датчика близко к нулю. 
2. На снятом с двигателя датчике-распределителе зажигания датчик можно проверить по схеме (см. рис. Схема для проверки бесконтактного датчика на снятом датчике- распределителе зажигания), при напряжении питания 8–14 В. 
3. Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, измерьте вольтметром напряжение на выходе датчика. Оно должно резко меняться от минимального – не более 0,4 В, до максимального – не более, чем на 3 В меньшего напряжения питания. 
4. На автомобиле датчик можно проверить по схеме (см. рис. Схема для проверки бесконтактного датчика на автомобиле). Между штепсельным разъемом датчика- распределителя зажигания и разъемом жгута проводов подключается переходной разъем 2 с вольтметром. Включите зажигание и, медленно поворачивая специальным ключом коленчатый вал, вольтметром проверьте напряжение на выходе датчика. Оно должно быть в указанных выше пределах. 

 

 

7.5.3.2.

ВАЗ-21213 (Нива). Катушка зажигания

Проверьте сопротивление обмоток и сопротивление изоляции. 

У катушек зажигания типа 27.3705 сопротивление первичной обмотки при 25° С должно составлять (0,45±0,05) Ом, а вторичной обмотки (5±0,5) кОм. 

У катушки зажигания 8352.12 сопротивление первичной обмотки составляет (0,42±0,05) Ом, а вторичной обмотки (5±1) кОм. 

Сопротивление изоляции на массу должно быть не менее 50 МОм. 

 

 

7.5.3.3. Коммутатор

Схема для проверки коммутатора

 

Схема для проверки коммутатора
 

 
1 – резистор 0,01 Ом ± 1 %, не менее 20 Вт; 
2 – коммутатор; 
3 – катушка зажигания; 
 
4 – разрядник; 
А – к осциллографу; 
Б – к генератору прямоугольных импульсов 
 

Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме, приведенной на рисунке. Выходное сопротивление генератора должно быть 100–500 Ом. Осциллограф желательно применять двухканальный. 1-й канал – для импульсов генератора, а 2-й для импульсов коммутатора. 

На клеммы «3» и «6» коммутатора подаются прямоугольные импульсы, имитирующие импульсы датчика. Частота импульсов от 3,33 до 233 Гц, а скважность (отношение периода к длительности импульса Т/ Ти) равна 3. 

Форма импульсов на экране осциллографа

 

Форма импульсов на экране осциллографа
 

 
I – импульсы коммутатора;
II – импульсы генератора;
А – время накопления тока; 
 
В – максимальная величина тока;
Т – период импульсов; 
Ти – длительность импульса 
 

Максимальное напряжение Umax – 10 В, а минимальное Umin не более 0,4 В (осцилограмма II). У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме I. 

Для коммутаторов 3620.3734 и 76.3734 при напряжении питания (13,5±0,5) В величина силы тока (В) должна быть 7,5–8,5 А. Время накопления тока (А) не нормируется. 

Для коммутатора RT1903 при напряжении питания (13,5±0,2) В и частоте импульсов 25 Гц сила тока составляет 7–8 А, а время накопления тока 5,5–11,5 мс. 

Для коммутатора PZE4022 при напряжении питания (14±0,3) В и частоте 25 Гц величина силы тока составляет 7,3–7,7 А, а время накопления тока не нормируется. 

Для коммутатора К563.3747 при напряжении питания (13,5±0,5) В и частоте 33,3 Гц величина силы тока составляет 7,3–7,7 А, а время накопления тока не нормируется. 

Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с искрообразованием или оно может происходить с запаздыванием. Двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности. 

 

 


7.5.3.4. Свечи зажигания

Свечи зажигания с нагаром или загрязненные перед испытанием очистите на специальной установке струей песка и продуйте сжатым воздухом. Если нагар светлокоричневого цвета, то его можно не удалять, так как он появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания. 

После очистки осмотрите свечи и отрегулируйте зазор между электродами. Если на изоляторе свечи имеются сколы, трещины или повреждена приварка бокового электрода, то свечу замените. 

Зазор (0,7–0,8 мм) между электродами свечи проверяйте круглым проволочным щупом. Проверять зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор регулируйте подгибанием только бокового электрода свечи. 

Испытание на герметичность

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Вверните свечу в соответствующее гнездо на стенде и затяните динамометрическим ключом моментом 31,4–39,2 Н·м (3,2–4 кгс·м). Создайте в камере стенда давление 2 МПа (20 кгс/см2).

2. Накапайте из масленки на свечу несколько капель масла или керосина; если герметичность нарушена, то будут выходить пузырьки воздуха, обычно между изолятором и металлическим корпусом свечи.

Электрическое испытание

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Вверните свечу в гнездо на стенде и затяните указанным выше моментом. Отрегулируйте зазор между электродами разрядника на 12 мм, что соответствует напряжению 18 кВ, а затем насосом создайте давление 0,6 МПа (6 кгс/см2).
2. Установите наконечник провода высокого напряжения на свечу и подайте на нее импульсы высокого напряжения. 
3. Если в окуляре стенда наблюдается полноценная искра, то свеча считается отличной. 
4. Если искрение происходит между электродами разрядника, то следует понизить давление в приборе и проверить, при каком давлении наступает искрообразование между электродами свечи. Если оно начинается при давлении ниже 0,3 МПа (3 кгс/см2), то свеча – дефектная. 
5. Допускается несколько искрений на разряднике; если искрообразование отсутствует на свече и на разряднике, то надо полагать, что на изоляторе свечи имеются трещины и что разряд происходит внутри, между массой и электродами. Такая свеча выбраковывается. 

 

 

7.5.3.5.

ВАЗ-21213 (Нива). Выключатель зажигания

У выключателя зажигания проверяется правильность замыкания контактов при различных положениях ключа и работа противоугонного устройства. 

Коммутация клемм выключателя зажигания

 

Положение 
ключа 
Контакты под 
напряжением 
Включаемые цепи 
«0» 
(Выключено)
30 и 30/1
«I» (Зажигание) 30 – INT 
30/1 – 15  Обмотка возбуждения генератора. 
Система зажигания. Указатели поворота. 
Контрольные приборы. Отопитель. 
Обогрев заднего стекла. Очистители 
ветрового, заднего стекол и фар
«II» (Стартер) 30 – INT
30/1 – 15 Обмотка возбуждения генератора. 
Система зажигания. Указатели поворота. 
Контрольные приборы. Отопитель. 
Обогрев заднего стекла. Очистители 
ветрового, заднего стекол и фар
30 – 50 Стартер
«III» (Стоянка) 30 – INT


Напряжение от аккумуляторной батареи и генератора подводится к контактам «30» и «30/1». Свободный штекер «INT» служит для подключения радиоприемника. 

Вид на контактную часть выключателя зажигания

 

Вид на контактную часть выключателя зажигания
1 – запорный стержень; 

2 – широкий выступ контактной части 
 

Запорный стержень противоугонного устройства должен выдвигаться, если ключ установить в положение III (стоянка) и вынуть из замка. Запорный стержень должен утапливаться после поворота ключа из положения III (стоянка) в положение 0 (выключено). Ключ должен выниматься из замка только в положении III.

При установке контактной части в корпус выключателя ее надо располагать так, чтобы штекеры «15» и «30» находились со стороны запорного стержня, как указано на рисунке, при этом широкий выступ контактной части войдет в широкий паз корпуса выключателя. 

 


7.5.3.6.

ВАЗ-21213 (Нива). Проверка элементов для подавления радиопомех

К элементам для подавления радиопомех относятся: 

– резистор в роторе датчика-распределителя зажигания. Величина сопротивления резистора 1 кОм; 
– провода высокого напряжения с распределенным сопротивлением (2000±200) Ом/м для проводов ПВВП-8 (красного цвета) или (2550±270) Ом/м для проводов ПВППВ-40 (синего цвета); 
– резисторы величиной 4–10 кОм в свечах зажигания; 
– конденсатор емкостью 2,2 мкФ, расположенный в генераторе. 

Исправность проводов и резисторов проверяется омметром. 

Проверка конденсатора описана в подразделе 7.3.3.7. 
 

 

 

 

 

 

содержание   ..  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..