Двигатель SUBARU Robin EX13, EX17, EX21, EX27. РУКОВОДСТВО - часть 3

 

  Главная      Автомобили - Субару     Двигатель SUBARU Robin EX13, EX17, EX21, EX27. РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Двигатель SUBARU Robin EX13, EX17, EX21, EX27. РУКОВОДСТВО - часть 3

 

 

 

– 31 – 

 
(4)  ПОРШЕНЬ И ШАТУН 

Поршень  закрепляется  на  шатуне 
поршневым пальцем. 
При  соединении  поршня  с  шатуном 
следите  за  совмещением  метки  на 
головке  поршня  с  отметкой    «MAG»  на 
шатуне. 

ПРИМЕЧАНИЕ 1:  

Перед 

установкой  шатуна  нанесите  масло  на 
его меньший конец. 

ПРИМЕЧАНИЕ 2:  

Установите 

на 

оба  окончания  поршневого  пальца 
разрезные 

зажимные 

кольца 

и 

убедитесь в отсутствии их люфта.

 

Рис. 5-34 

 
 
 

Рис. 5-35 

(5)  ШАТУН 

 

(a)  Установите поршень и сборку шатуна в 

цилиндр, удерживая поршневые кольца 
и  направляющие  колец  таким  образом, 
чтобы  они  совмещались  с  меткой 
«MAG»  со  стороны  маховика. (Если 
направляющие 

колец 

отсутствуют, 

удерживайте 

поршневые 

кольца 

пальцами, постукивая по верхней части 
поршня деревянной киянкой.) 

 

ПРИМЕЧАНИЕ 1: Перед  установкой  в 
цилиндр  шатуна  нанесите  масло  на 
поршневые  кольца,  больший  конец 
шатуна и стенки цилиндра. 

 

ПРИМЕЧАНИЕ 2: Разрезы  поршневых 
колец 

должны 

располагаться 

с 

интервалами 

в 90 градусов.  

(См. рис. 5-36)

 

Рис. 5-36 

 

– 32 – 

 

(b)  Проворачивая  коленчатый  вал  вниз  до 

достижения  нижней  мёртвой  точки  и 
слегка  постукивая  по  головке  поршня 
обеспечьте 

совмещение 

большего 

конца шатуна с поршневым пальцем. 

(c)  Для 

установки 

шатуна 

точно 

совместите  соответствующие  метки  и 
крепёжные скобы. 

 
 
 

 

 

 

 

(d) 

Медленно  проворачивая  коленчатый 
вал, 

убедитесь 

в 

свободном 

перемещении шатуна.

 

Рис. 5-37 

 

(6)  ВПУСКНОЙ И ВЫПУСКНОЙ КЛАПАНЫ 

При  установке  впускного  и  выхлопного 
клапанов на головку цилиндра соблюдайте 
указанные ниже правила. 

 

ПРИМЕЧАНИЕ 1:  

При 

появлении 

признаков  износа  замените  клапан 
новым. (См. «ТАБЛИЦЫ  ЗАМЕНЫ 
СТАНДАРТНЫХ  КОМПОНЕНТОВ»  на 
стр. 78 и 79.) 

 

ПРИМЕЧАНИЕ 2:  

Тщательно 

удалите  со  стенок  камеры  сгорания 
отложения  нагара.  Перед  установкой 
нанесите  масло  на  штоки  впускного  и 
выхлопного клапанов.  
Установите  клапаны  на  головку 
цилиндра  и  установите  её  на 
горизонтальный  верстак.  Далее 
установите  пружины  клапанов, 
фиксаторы  пружин  и  цанговые 
клапаны. (Установите  уплотнение 
штока 

на 

направляющую 

впускного клапана.) 

 

Рис. 5-38 

 

 

Затягивающие моменты 

EX13,17,21 EX27 

13,0 - 15,0 Н•м 

(130 – 150 кгс-см) 
(9,4 – 10,8 фут на 

фунт-сила) 

17,0 - 20,0 Н•м 

(170 – 200 кгс-см) 

(12,3 – 14,5 фут на 

фунт-сила) 

 

Рис. 5-38b 

 

– 33 – 

 

(7)  НАПРАВЛЯЮЩАЯ ЦЕПИ 

Установите  направляющую  цепи  на 
корпус двигателя. 

 

Рис. 5-39a 

Рис. 5-39b 

(8)  ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРА 

Перед установкой обследуйте посадочную поверхность прокладки блока цилиндра и замените 
её при наличии на ней царапин. 

 

Крутящий момент затягивания 

Болты головки 
блока цилиндра 

1-й шаг 

 

2-й шаг 

 

Замечания 

25,0 – 27,0 Н•м 

(250 - 270 кгс•см) 

(18,1 – 19,5 фут•фунт-

сила) 

Повторное 

использование 

М8 х 68 мм 
Болты с буртиком:  
4 шт. 

28,0 – 30,0 Н•м 

(280 - 300 кгс•см) 

(20,3 – 21,7 фут• 

фунт-сила) 

При установке новой 

головки блока 

цилиндра или болтов 

с буртиком 

М8 х 35 мм 
Болты с буртиком:  
1 шт. 

17,0 – 19,0 Н•м 

(170 - 190 кгс•см) 

(12,3 – 13,7 фут• 

фунт-сила) 

-- -- 

 

 

Затяните болты головки блока цилиндра в 
диагональном порядке. 
(1)  При 

повторном 

использовании 

(смажьте резьбы болтов): 
Затяните  все  болты (5 шт.)  сначала 
предварительно  с  усилием 18

±1  Н•м, 

после  чего  затяните  более  длинные 
болты с буртиком (M8 x 68 мм: 4 шт.) с 
моментом 26

±1 Н•м. 

(2)  При  замене  на  новую  головку  блока 

цилиндров  и  новые  болты  с  буртиком 
(смажьте резьбы болтов): 
Затяните  все  болты (5 шт.)  сначала  с 
усилием 18

±1  Н•м,  после  чего 

затяните  более  длинные  болты  с 
буртиком (M8 x 68 мм: 4 шт.)  с 
моментом 29

±1 Н•м. 

Рис. 5-40 

 

– 34 – 

 

(9)  РЕГУЛИРОВКА СИНХРОНИЗИРУЮЩЕЙ ЦЕПИ 

 

(a)  Совместите  синхронизирующую  метку  на  звёздочке  коленчатого  вала  с  маркировочной 

пластиной синхронизирующей цепи. 

(b)  Совместите  синхронизирующую  метку  на  звёздочке  коленчатого  вала  с  маркировочной 

пластиной на противоположном конце синхронизирующей цепи. 

 

Модель 

EX13  EX17 EX21 EX27 

Количество овальных стальных звеньев 

86 88 92 100 

 

 

 

 

 

Рис. 5-41a 

 

– 35 – 

(10) УСТАНОВКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА НА ГОЛОВКУ БЛОКА ЦИЛИНДРА 

Установите  распределительный  вал  на  головку  блока  цилиндра,  поместив  штырь 
распределительного вала в блок головки цилиндра. 
Установите болт, предотвращающий выпадение штыря распределительного вала. 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5-41b 

 
 

(11) УСТАНОВКА НАТЯЖНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ 

 

 

 

 

Рис. 5-42a 

 

Рис. 5-42b 

 

– 36 – 

 

(12) ВАЛ  СИСТЕМЫ  УРАВНОВЕШИВАНИЯ 

(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ОБОРУДОВАНИЕ)
(только для модели EX27) 

Установите 

вал 

системы 

уравновешивания на корпус двигателя, 
совместите  синхронизирующие  метки 
на  шестерне  балансира  и  шестерне 
коленчатого вала. 

ПРИМЕЧАНИЕ:  Неправильное  совме-
щение 

синхронизирующих 

меток 

может  вывести  двигатель  из  строя 
вследствие неправильного зацепления 
деталей.

 

Рис. 5-43 

 

(13) КРЫШКА ГЛАВНОГО ПОДШИПНИКА 

При  установке  крышки  главного  подшипника  смажьте  подшипник  и  нанесите  смазку  на 
кромку масляного уплотнения. Также нанесите на поверхность корпуса двигателя герметик 
(марки Three Bond «1215»). Для  исключения  повреждения  кромки  масляного  уплотнения 
перед  установкой  крышки  главного  подшипника  оберните  шпоночную  часть  коленчатого 
вала поливиниловой лентой. 
ПРИМЕЧАНИЕ: Следите за тем, чтобы рычажная часть вала регулятора не находилась на 
уровне крышки главного подшипника. 

 

Крутящий момент 

затягивания: 

17,0 – 18,0 Н•м 

(170 -180 см•кгс) 

(12,3 – 13,0 фут•фунт-сила) 

 

 

 

Рис. 5-44 

 

– 37 – 

 

Рис. 5-45 

Рис. 5-46 

(14) Пропустите 

штыри 

(коромысла 

клапана)  через  коромысло  клапана  и 
установите  их  на  головку  блока 
цилиндра. 

ПРИМЕЧАНИЕ 1: Эту 

операцию 

следует выполнять в верхней мёртвой 
точке компрессии. 
(Положение  двух  отметок  керном  на 
звёздочке  распределительного  вала  и 
поверхности  головки  блока  цилиндра 
должно совпасть.) 

ПРИМЕЧАНИЕ 2: Убедитесь,  что 
поршень находится в верхней мёртвой 
точке компрессии проверкой взаимного 
расположения  маховика  и  катушки 
зажигания 

или 

проверкой 

расположения 

шпоночного 

паза 

сверху. 
(См. каждый из фрагментов рис. 5-46) 

(15) РЕГУЛИРОВКА КЛАПАННОГО ЗАЗОРА  

Временно установите маховик. 

Проворачивайте  коленчатый  вал  до 
положения  верхней  мёртвой  точки  и 
установите  щуп  толщиномера  между 
клапаном  и  регулировочным  винтом 
коромысла  клапана  для  измерения 
зазора. 

[Методика регулировки] 

Ослабьте  на  регулировочном  винте 
гайку и поверните винт таким образом, 
чтобы  установить  клапанный  зазор. 
Выставив  нужный  зазор,  затяните 
гайку. 

 

ПРИМЕЧАНИЕ:  После  регулировки 
клапанных 

зазоров 

проверните 

коленчатый  вал  и  убедитесь,  что 
зазоры 

впускного 

и 

выхлопного 

клапанов  соответствуют  заданным 
значениям.

 

Рис. 5-47 

Клапанный зазор  

(на холодном двигателе) 

Со стороны 

впускного клапана 

Со стороны вы-

пускного клапана 

0,12 (+0,03/-0) мм 

[0,0047  

(+0,0012/-0) дюйм] 

 

Крутящий 

момент 

затягивания 

5,0 – 7,0 Н•м 

(50 - 70 см•кгс) 

(3,6 – 5,1 фут• 

фунт-сила) 

 

– 38 – 

 

(16) КРЫШКА КОРОМЫСЛА 

Замените прокладку на новую и 
установите крышку коромысла. 
Болт с буртиком М6 х 12: 4 шт. 
 

 

 

Крутящий момент затягивания: 

 

 

 

5,0 -7,0 Н•м 

(50 -70 см•кгс) 

(3,6 – 5,1 фут•фунт-сила) 

 

 

(17) СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ  

Перед установкой удалите со свечи 
зажигания нагар и осмотрите её 
электроды. При необходимости 
замените на новую. 

 

Рис. 5-48 

 

 

 

Свеча зажигания:   NGK BR-6HS или 

CHAMPION RL86C 

 

Затягивающие моменты 

 

Межэлектродный 

зазор 

0,6 мм – 0,7 мм 

   

Новая свеча 

зажигания 

Крутящий момент 

повторного затягивания 

(18) НАПРАВЛЯЮЩАЯ 1 (КОРПУС) 

Совместите верх и низ направляющей 1 
(корпус) с корпусом двигателя и 
закрепите болтами. 

 

12,0 -15,0 Н•м 

(120 -150 см•кгс) 

(8,7 – 10,8 фут• 

фунт-сила) 

23,0 -27,0 Н•м 

(230 -270 см•кгс) 
(16,6 – 19,5 фут• 

фунт-сила) 

[У моделей без электрического 
стартёра] 

Болт с буртиком М6 х 12: 1 шт. (Модели 
EX 13, 17 и 21) 

 

[Модель с электрическим стартёром] 

Установите  электрический  стартёр  и  зарядную 
катушку согласно иллюстрациям к разборке. 

 

 

Крутящий момент затягивания 

Болт с буртиком М8 х 12: 1 шт.   

EX13,17 

и 21 

EX27 

 

4,0 Н•м 

(40 см•кгс) 

(2,9 фут•фунт-сила) 

12,0 Н•м 

(120 см•кгс) 

(8,7 фут•фунт-сила) 

   

 

 

 

(модель EX27) 
 

 

 

Рис. 5-49b 

Рис. 5-49a 

БОЛТ С БУРТИКОМ M6 x 12: 1 шт.  
(EX13,17 и 21) 
БОЛТ С БУРТИКОМ M8 x 12: 1 шт.  
(EX27)

 

 

– 39 – 

 

(19) МАХОВИК И ШКИВ СТАРТЁРА 

ПРИМЕЧАНИЕ: При установке маховика 
удалите  смазку  с  конической  части 
коленчатого вала и маховика. 

Установите маховик на коленчатый вал. 
(Установите  маховик  вместе  со  шкивом 
стартёра). 

 

 

Крутящий момент затягивания: 

   

 

59,0 -64,0 Н•м 

   

 

(590 -640 см•кгс) 

   

 

 

(42,7 – 46,3 фут•фунт-сила) 

   

Рис. 5-50 

 

 

 

Гайка М14: 1 шт. (EX13, 17, 21) 
Гайка M18: 1 шт. (EX27) 

 

 

 

 

 

Рис. 5-51 

(20) КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ 

При  установке  катушки  зажигания 
проверьте  толщиномером  воздушный 
зазор  между  катушкой  зажигания  и 
маховиком. 

 

 

 

 

 

Рис. 5-52 

 

 

 

 

Рис. 5-53 

Воздушный зазор 0,3…0,5 

мм 

 

Крутящий момент затягивания 

7,0 -9,0 Н•м 

(70 -90 см•кгс) 

(5,1 – 6,5 фут•фунт-сила) 

ВЫПУСКНОЙ БОЛТ M6 x 25: 2 шт. 

 

– 40 – 

(21) РЫЧАГ РЕГУЛИРОВКИ СКОРОСТИ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ 

 

Установите  на  корпусе  двигателя  рычаг  регулировки  скорости  и  скобу,  направляющую 2 
(переднюю) и направляющую 3. 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Направляющие 3 используются только в модели EX21. 

 

(22) КАРБЮРАТОР 

 

(a)  Замените  прокладку  изолятора  на  новую  и  установите  изолятор  на  воздухозаборную 

часть головки блока цилиндра. 

(b)  Установите карбюратор. 

 
 
 
 
 

 

 

Рис. 5-54 

 

– 41 – 

(23) РЫЧАГ РЕГУЛЯТОРА 

(a)  Пропустите  шатун  регулятора  через  пружину  шатуна  и  соедините  с  рычагом  дроссельной 

заслонки карбюратора. 

(b)  Соедините шатун регулятора и пружину шатуна с рычагом регулятора, после чего установите 

рычаг  регулятора  на  вал  регулятора.  Не  изменяйте  регулировочное  положение  болта  на 
рычаге регулятора. 

(c)  Соедините пружиной регулятора рычаг регулятора с рычагом регулировки скорости. 

ПРИМЕЧАНИЕ:  Подробности  регулировки  после  установки  основания  воздушного  фильтра 
см. на стр. 42. 

Диапазон изменения длины пружины регулятора 
Размеры пружины регулятора определяются частотой. 
Стандартный двигатель оснащается пружиной, рассчитанной на частоту генератора 60 Гц. 

Различия в размерах в зависимости от частоты: 

 

 

Рис. 5-55 

 

– 42 – 

 

(24) ОСНОВАНИЕ ВОЗДУШНОГО 

ФИЛЬТРА 

Установите  трубку  сапуна  в  крышку 
коромысла 

и 

затем 

установите 

основание воздушного фильтра. 

Гайка с буртиком М6: 2 шт. 

Болт с буртиком M6 x 20: 1 шт. 

 

 

Крутящий момент затягивания:  

 

 

6,0 -8,0 Н•м 

 

 

 

(60 -80 см•кгс) 

 

 

 

(4,3 – 13,0 фут•фунт-сила) 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5-57 

 

Способ настройки регулирующей системы 

Регулирующее  устройство  представляет  собой  систему  центробежных  грузов,  соединённых  с 
шестернёй регулятора. 

Регулятор  позволяет  изменять  положение  дроссельной  заслонки,  что  позволяет  поддерживать 
постоянную частоту вращения даже при изменении нагрузки. 

(1)   Переведите  рычаг  регулировки  скорости  в  положение  максимальной  скорости  и  убедитесь, 

что дроссельная заслонка при этом полностью открыта. 

(2)   Захватив верхнюю часть вала регулятора плоскогубцами, поверните его по часовой стрелке 

до упора. Затяните болт на рычаге регулятора. 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5-58 

Крутящий момент 

затягивания 

8,0 -10,0 Н•м 

(80 -100 см•кгс) 

(5,8 – 7,2 фут•фунт-сила) 

 

 

– 43 – 

 

(25) ГЛУШИТЕЛЬ 

 

(1)  Установите 

на 

головку 

блока 

цилиндра глушитель и прокладку. 

 

 
Болт M6 x 8: 1 шт. 

Гайка М8: 2 шт. 

 
 
 
 
 
 

(2)   Установите  на  глушитель  крышку 

глушителя. 

Болт с буртиком M6 x 8: 1 шт. 

 

 

Болт с буртиком M6 x 10: 2 шт. 

 

Рис. 5-59a 

ПРИМЕЧАНИЕ: Удалите все части лент 
и  ткани, которые были использованы 
для защиты проёма выхлопной трубы 
при демонтаже двигателя. 

 

 

 

 

 

 

 

(26) ТОПЛИВНЫЙ БАК 

(1)  Установите 

в 

топливный 

бак 

топливный сетчатый фильтр. 

 
 
 
 
 
 
(2)  Подсоедините  топливный  шланг  и 

закрепите его хомутом. 

 

 

Рис. 5-59b 

ПРИМЕЧАНИЕ:  Следите  за  тем,  чтобы 
топливопровод  располагался  на  втулке 
так, как изображено на рисунке, чтобы он 
не мог соприкоснуться с маховиком. 
При 

неправильной 

прокладке 

топливопровод  может  соприкоснуться  с 
маховиком и повредиться. 

 

 

Крутящий момент затягивания 

18,0 -22,0 Н•м 

(180 -220 см•кгс) 

(13,0 – 15,9 фут•фунт-сила) 

 

Крутящий момент затягивания 

топливного сетчатого фильтра 

3,0 -4,0 Н•м 

(30 -40 см•кгс) 

(2,2 – 2,9 фут•фунт-сила) 

Модель 

EX13 EX17 EX21 EX27 

Длина топливного шланга,  
мм (дюйм) 

145(5,7) 150(5,9) 155(6,1) 195(7,7)

 

– 44 – 

 

(3)   Установите  топливный  бак  на  корпус 

двигателя. 

Гайка М6: 2 шт. 

Болт M6 x 25: 1 шт. (Модели EX 13, 17 
и 21) 

Болт M8 x 25: 2 шт. (модель EX27) 

 

 

 

 

 

Рис. 5-59c 

 

(27) КОРПУС ВЕНТИЛЯТОРА И РУЧНОЙ СТАРТЁР 

(1)   Установите  шнур  катушки  зажигания  на  корпусе  двигателя,  выровняв  его  с  

направляющей 1 (корпуса). 

(2)   Установите на корпус двигателя корпус вентилятора. 

Болт M6 x 25: 4 шт. 

(3)   Установите на корпус вентилятора ручной стартёр. 

Болт M6 x 8: 4 шт. 

 

 

Рис. 5-60 

 

– 45 – 

 
(28) ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ОСТАНОВА 

ДВИГАТЕЛЯ 

(1)  Установите  на  корпус  вентилятора 

выключатель останова двигателя. 

(2)  Подробности  проводки  см.  на 

монтажной схеме (стр. 51 и 52). 

 

 

 

 

 

Рис. 5-61 

 
 
 
 
 
 

(29) ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР 

Установите фильтрующий элемент и крышку воздушного фильтра. 
 

 

Рис. 5-62 

 

– 46 – 

(30) ВНЕШНИЙ ОСМОТР 

 

Сборка  завершена.  Убедитесь  в  правильности  проводки  и  в  отсутствии  ослабленных  гаек  и 
болтов и других различимых визуально внешних дефектов двигателя. 

 
 

(31) ЗАЛИВКА МОТОРНОГО МАСЛА 

 

Используйте автомобильное моторное масло класса SE или выше по классификации API. 
Количество масла зависит от модели двигателя. См. приведённую ниже таблицу. 

 

  

Модель 

EX13 

Модель 

EX17 

Модель 

EX21 

Модель 

EX27 

Объём моторного масла 0,6 

л 1,0 

л 

 
 

(32) РАБОТА В РЕЖИМЕ ОБКАТКИ 

 

Новый  двигатель,  как  и  двигатель,  подвергнутый  полной  переборке  с  установкой  нового 
поршня,  новых  колец,  клапанов  и  соединительных  шатунов  перед  вводом  в  эксплуатацию 
должен быть подвергнут ОБКАТКЕ. 

Хорошая  притирка  и  рабочие  зазоры  между  деталями  могут  быть  достигнуты  только  после 
обкатки  двигателя  в  течение  короткого  промежутка  времени  при  пониженных  оборотах  и 
нагрузках. 

При испытании двигателя проверяйте его на утечку масла. 
Выполните окончательную регулировку карбюратора и настройте рабочую скорость двигателя. 

 

Этап 

Модель 

EX13 

Модель 

EX17 

Модель 

EX21 

Модель 

EX27 

Обороты 

двигателя 

Время 

Этап 1 

Без нагрузки 2500 

об/мин 10 

мин 

Этап 2 

Без нагрузки 3000 

об/мин 10 

мин 

Этап 3 

Без нагрузки 3600 

об/мин 10 

мин 

Этап 4 

1,5 л.с. 2 

л.с. 2,5 

л.с. 3,5 

л.с. 3600 

об/мин 30 

мин 

Этап 5 

3 л.с. 4 

л.с. 5 

л.с. 7 

л.с. 3600 

об/мин 30 

мин 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..