Двигатель SUBARU Robin EX13, EX17, EX21, EX27. РУКОВОДСТВО - часть 1

 

  Главная      Автомобили - Субару     Двигатель SUBARU Robin EX13, EX17, EX21, EX27. РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

Двигатель SUBARU Robin EX13, EX17, EX21, EX27. РУКОВОДСТВО - часть 1

 

 

 

Robin 

SUBARU 

 
 
 
 
 
 
 

EX13 
EX17 
EX21 
EX27 

 
 
 
 

Четырёхтактный бензиновый двигатель 

с воздушным охлаждением 

 

производства Fuji Heavy Industries Ltd., 

Токио, Япония 

 
 
 
 

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ 

ОБСЛУЖИВАНИЮ 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 

Заголовок 

Страница

 

1. 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ......................................................... 1 

2. 

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ........................................... 2 

3. 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ........................................................ 7 

4. 

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ДВИГАТЕЛЯ................................ 8 

5. 

РАЗБОРКА И ПОВТОРНАЯ СБОРКА...................................................... 14 

5-1      ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ И

 

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ......................................................... 14

 

5-2      СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ......................................................... 14

 

5-3      МЕТОДИКА РАЗБОРКИ....................................................................... 15

 

5-4      МЕТОДИКА ПОВТОРНОЙ СБОРКИ ................................................... 29

 

6. 

МОТОРНОЕ МАСЛО................................................................................. 47 

7. 

МАГНЕТО................................................................................................... 48 

8. 

МОНТАЖНАЯ СХЕМА............................................................................... 51 

9. 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СТАРТЁР ................................................................... 53 

10.  ДАТЧИК МАСЛА ....................................................................................... 55 

11.  АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СБРОСА ДАВЛЕНИЯ................................ 56 

 

12.  КАРБЮРАТОР .......................................................................................... 57 

13.  РУЧНОЙ СТАРТЁР ................................................................................... 61 

14.  УСТАНОВКА.............................................................................................. 66 

15.  ПОИСК И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ....................................... 68 

16.  ТАБЛИЦЫ СТАНДАРТНЫХ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ................................ 74 

16-1    СТАНДАРТНЫЕ РАЗМЕРЫ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ ДОПУСКИ.................. 74

 

16-2    КРУТЯЩИЕ МОМЕНТЫ ЗАТЯГИВАНИЯ ........................................... 80

 

17.  ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ.................................. 81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

 

– 1 – 

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 

Модель 

EX13D 

EX17D EX21D  EX27D 

Тип 

Четырёхтактный одноцилиндровый бензиновый двигатель с 

наклонным расположением цилиндра, горизонтальным валом 

механизма отбора мощности и верхним распределительным 

валом 

Диаметр и ход 
цилиндра,  

мм (дюйм) 

58x48  

(2,28 x 1,89) 

67x48  

(2,64 x 1,89) 

67x60  

(2,64 x 2,36) 

75x60  

(2,95 x 2,36) 

Рабочий объём,   мл. (куб. дюйм) 

126 (7,69) 

169 (10,31) 

211 (12,87) 

265 (16,17) 

Степень сжатия 8,5 

8,3 

Длительная 
выходная 
мощность,  

кВт(л.с.)/об/мин. 

1,9(2,6)/3000 
2,2(3,0)/3600 

2,6(3,5)/3000 
2,9(4,0)/3600 

3,2(4,4)/3000 
3,7(5,0)/3600 

4,4(6,0)/3000 
5,1(7,0)/3600 

Максимальная 
выходная 
мощность,  

кВт(л.с.)/об/мин. 3,2(4,3)/4000 4,2(5,7)/4000 5,1(7,0)/4000 6,6(9,0)/4000 

Максимальный 
крутящий момент 

Н•м / об/мин 
м•кгс / об/мин 
(фут на фунт-сила/
об/мин) 

8,1/2500 

(0,83/2500) 
(6,01/2500) 

11,3/2500 

(1,15/2500) 

(8,34/2500 

13,9/2500 

(1,41/2500) 

(10,26/2500 

18,6/2500 

(1,9/2500) 

(13,74/2500 

Направление вращения 

Против часовой стрелки, если смотреть со стороны вала отбора 

мощности 

Расположение клапанов 

Система верхних кулачков привода клапанов 

Система охлаждения 

Система принудительного воздушного охлаждения 

Система смазки 

Система смазки разбрызгиванием 

Смазка 

Автомобильное моторное масло; класс SE или выше 
(рекомендуются SG,SH или SJ) 
SAE 10W-30 — в умеренном климате 
SAE 5W-30 — в холодных регионах 

Количество 
смазки,  

л 0,6 

1,0 

Карбюратор 

С горизонтальной тягой, поплавкового типа 

Топливо 

Неэтилированный бензин стандартного качества 

Потребление 
топлива,  

г/кВт-ч (г/л.с.-ч) 367 

(270) 

при номинальной выходной мощности 

Система подачи топлива 

Самотёком 

Ёмкость 
топливного бака,  

л 2,7 

3,6 

6,1 

Система зажигания 

Транзисторный индуктор 

Свеча зажигания 

NGK BR-6HS (CHAMPION RL86C) 

Ёмкость аккуму-
лятора (опция),  

В-A 

12-1 A, 3A, 16,7 A (опционально) 

Система запуска 

Ручной стартёр

Ручной стартёр / электрический стартёр 
(опционально) 

Система регулировки 

Система центробежных грузов 

Сухой вес,  

кг (фунт) 

14 (30.87) 

15 (33.08) 

16 (35.28) 

21 (46.31) 

Размеры  
(Д x Ш x В),  

мм (дюйм) 

297x341 x318 

(11,7x13,4x12,5)

304 x 354 x 335 

(12,0x13,9x13,2)

311 x 366 x 335 

(12,2x14,4x13,2) 

351 x 420x410 

(13,8x16,5x16,1)

Характеристики могут изменяться без предварительного уведомления. 

 

– 2 – 

2.   ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 

2-1  МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫХОДНАЯ МОЩНОСТЬ 

Максимальная  выходная  мощность  соответствует  мощности  двигателя  при  полностью  открытой 
дроссельной  заслонке  и  с  учётом  того,  что  все  подвижные  детали  должным  образом  полностью 
притёрты. 

Новый двигатель может оказаться не в состоянии развивать максимальную мощность, поскольку его 
детали пока не притёрты. 
 
 
ПРИМЕЧАНИЕ: 
Приведённые ниже диаграммы мощности выполнены в соответствии со стандартными нормативами 
SAE для испытания двигателей внутреннего сгорания J1349. 
 
 

2-2  НЕПРЕРЫВНАЯ НОМИНАЛЬНАЯ ВЫХОДНАЯ МОЩНОСТЬ 

Под  непрерывной  номинальной  выходной  мощностью  понимается  выходная  мощность  двигателя 
при  оптимальной  частоте  вращения,  соответствующей  оптимальному  сроку  службы  и  расходу 
топлива. 
При  установке  двигателя  на  конкретное  оборудование  рекомендуется,  чтобы  отбираемая  от 
оборудования непрерывная мощность была меньше непрерывной выходной мощности двигателя. 
 

2-3  МАКСИМАЛЬНЫЙ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ 

Максимальный  крутящий  момент  соответствует  крутящему  моменту  на  выходном  валу,  когда 
двигатель развивает максимальную мощность при указанной частоте вращения. 

 

 

– 3 – 

2-4  ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 

 

 

– 4 – 

 

 

– 5 – 

 

 

– 6 – 

 

 

– 7 – 

3.   ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 

3-1  ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСШУМНОСТЬ РАБОТЫ – ОЩУЩЕНИЕ КОМФОРТА 

Двигатели  серии EX на 2 дБ(а)  тише  и  мягче  в  звучании,  чем  прочие  двигатели  аналогичного 
класса. 
Низкий уровень и благозвучие шума достигается посредством: 
–  Снижения  механических  шумов  за  счёт  использования  наиболее  совершенных  верхних 

распределительных валов. 

–  Реализации оптимизированных характеристик жёстко закреплённых глушителей. 

3-2  ЛЁГКИЙ НЕОЩУТИМЫЙ ЗАПУСК – ОТСУТСТВИЕ ОТДАЧИ 

Надёжный запуск и минимальное тяговое усилие достигаются за счёт: 
–  Усовершенствованной системы сброса  механической  компрессии  и  новой  конструкции  камеры 

сгорания. 

–  Мгновенного  запуска  двигателей  серии EX даже  при  минус (-) 10°C, без  какой-либо  ощутимой 

отдачи. 

3-3  ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПРОСТОТА ОБСЛУЖИВАНИЯ 

Беспримерная простота обслуживания достигается за счёт: 
–  Высокой  степени совместимости    компонентов,  которая облегчает  обслуживание  и  снижает 

себестоимость ремонтных работ при проведении обслуживания до минимума. 
Свыше 90% комплектующих  деталей  для  глушителя,  воздухозаборного  и  выпускного 
клапанов, клапанных пружин и пр. являются взаимозаменяемыми. 
Более  того,  свыше 50% деталей  взаимозаменяемы  для  моделей EX13, EX17 и EX21, как 
например направляющие цепей, воздушный фильтр, катушки зажигания и пр. 

–  Плановое  обслуживание,  сборка  и  разборка  могут  быть  осуществлены  с  использованием 

стандартного набора инструментов

3-4  САМЫЕ ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

Исключительная надёжность и долговечность обеспечиваются за счёт использования: 
–  Системы  верхнего  распределительного  вала,  рассчитанной  на  работу  в  тяжёлых 

условиях 
Овальной  формы  соединительных  узлов,  изготовленных  их  упрочнённой  стали  и  способных 
противостоять  растягивающим  нагрузкам,  что  продлит  не  требующий  обслуживания  срок  их 
эксплуатации. 

–  Совершенно новой конструкции оправы главного подшипника 

Смонтированная  заподлицо  оправа  главного  подшипника  с  пониженной  деформационной 
способностью значительно увеличивает срок службы двигателя. 

–  Превосходной системы охлаждения и смазки 

Уменьшение  тепловыделения  достигается  более  эффективной  увеличенной  и  расширенной 
системой  охлаждающих  рёбер  на  картере,  блоке  цилиндра  и  основании,  а  также  за  счёт 
уникальной системы подачи масла. 

–  Крупные  шариковые  подшипники,  расположенные  по  обеим  сторонам  коленчатого  вала  и 

обеспечивающие максимальную устойчивость при изменяющихся нагрузках. 

–  Выполненная из литого чугуна гильза цилиндра уменьшает износ. 

3-5  МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНАЯ МОЩНОСТЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ В СВОЁМ 

КЛАССЕ  

Увеличение мощности и снижение потребления топлива достигаются посредством: 
–  Высокоскоростного и равномерного сгорания, обеспечиваемого совершенной конструкцией 

односкатной  камеры  сгорания,  оснащённой  оптимально  расположенными  впускным  и 
выпускным клапанами, расположенными под оптимальными углами. 

–  Прямого воздухозаборника с минимальным сопротивлением входному воздушному потоку. 
Экологичность 

Двигатели  серии EX полностью  отвечают  требованиям  второго  раздела  Агентства  по  охране 
окружающей  среды  (США)  и  второго  уровня  CARB (совета  по  охране  воздушных  ресурсов 
Калифорнии) в отношении выбросов в окружающую среду. 

Превосходная совместимость с любыми применениями 

Все четыре модели с односкатными цилиндрами легко взаимозаменяемы. 

 

– 8 – 

4. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ДВИГАТЕЛЯ 

Рис. 4-1 

 

Рис.4-2 

Рис.4-3 

 

4-1  ЦИЛИНДР И КАРТЕР 

Цилиндр  и  картер  (корпус)  двигателя 
выполнены 

моноблоком 

литьём 

под 

давлением  из  алюминиевых  сплавов.  В 
алюминиевый  литой  корпус  запрессована 
гильза 

цилиндра, 

выполненная 

из 

специального литейного чугуна. 
Картер  оснащён  монтажным  основанием, 
расположенным  со  стороны  выходного 
вала,  к  которому  присоединен  корпус 
главного  подшипника.  Цилиндр  наклонён 
под  углом 25 градусов  к  горизонтали,  если 
смотреть со стороны выходного вала.

 

4-2  ДЕРЖАТЕЛЬ ГЛАВНОГО 

ПОДШИПНИКА 

Корпус  основного  подшипника  изготовлен 
из  алюминиевого  сплава  литьём  под 
давлением  и  располагается  со  стороны 
выходного вала картера. Демонтаж корпуса 
главного 

подшипника 

позволяет 

без 

затруднений 

обследовать 

внутреннюю 

часть 

двигателя. 

Распределительные 

клапаны  и  втулки  встроены  в  крышку  для 
упрощения  прямого  сопряжения  двигателя 
с 

генераторами 

и 

насосами. 

Предусмотрена  горловина  для  залива 
масла,  и  с  каждой  стороны  крышки 
расположены указатели уровня масла.

 

4-3  КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ 

Коленчатый  вал  изготовлен  из  литого 
чугуна 

с 

шаровидным 

графитом, 

а 

шатунные 

шейки 

упрочнены 

высокочастотной 

упрочняющей 

термообработкой. На выходной конец вала 
напрессованы  звёздочка,  используемая 
для  привода  цепи,  и  шестерня  механизма 
регулятора. 

4-4  ШАТУН И ПОРШЕНЬ 

Шатун выполнен литьём под давлением из 
алюминиевых сплавов и подвергнут особой 
термообработке.  Его  большее  и  меньшее 
окончания 

выполняют 

функцию 

подшипников. 

Встроенный 

в 

шатун 

черпачок  обеспечивает  подачу  смазочного 
моторного  масла.  Поршень  изготовлен  из 
алюминиевого  литья  под  давлением  и 
оснащён  канавками  для  установки    двух 
компрессионных 

колец 

и 

одного 

маслосъёмного кольца.

 

Рис.4-4 

 

– 9 – 

4-5 

ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА 

Поршневые  кольца  изготавливаются  из  специального  сорта  литого  чугуна.  Верхнее  кольцо  имеет 
цилиндрический или конический профиль, а второе кольцо – конический профиль. В зависимости от 
назначения двигателя имеются два типа поршневых колец. В силу взаимозаменяемости в качестве 
запасной детали можно заказать отсекающее кольцо с пружинным расширителем. 

 

 

Рис. 4-5 

 

4-6  РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ 

Распределительный 

вал 

и 

звёздочка 

выполнены  из  специального  спечённого 
сплава. 

Они 

изготовлены 

в 

виде 

моноблока. 

Распределительный 

вал 

оснащён выпускным и впускным кулачками 
и 

декомпрессионным 

рычагом, 

расположенным на стороне вала звёздочки.

 

Рис. 4-6 

 

4-7  РАСПОЛОЖЕНИЕ КЛАПАНОВ 

Двигатель оснащён соединённым с цепным 
приводом верхним кулачком и конструкцией 
верхнего  клапана  и  единым  кулачком, 
выполняющим  функции  забора  воздуха  и 
выпуска выхлопа.

 

Рис. 4-7 

 

4-8  ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРА 

Головка 

блока 

цилиндра 

выполнена 

моноблоком  литьём  под  давлением  из 
алюминиевых  сплавов  с  односкатной 
крышкой  камеры  сгорания.  Впускной  и 
выпускной 

патрубки 

для 

повышения 

эффективности 

сгорания 

расположены 

крестообразно.

 

Рис. 4-8 

 

– 10 – 

 

4-9  СИСТЕМА РЕГУЛИРОВКИ 

Данный  двигатель  оснащён  центробежным 
регулятором,  допускающим  возможность 
эксплуатации  двигателя  с  постоянной 
частотой  вращения  даже  при  изменении 
нагрузки. (Центробежные  грузы  регулятора 
располагаются на механизме регулятора.)

 

Рис. 4-9 

4-10  СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ 

В двигателе реализована система принудительного воздушного охлаждения с использованием 
охлаждающего 

вентилятора 

(также 

выполняющего 

функции 

центробежного 

груза), 

обеспечивающего  поступление  охлаждающего  воздуха  в  цилиндр  и  головку  блока  цилиндра. 
Для направления потока охлаждающего воздуха используются направляющие лопатки. (Модель 
EX21 оснащена охлаждающим вентилятором из органической смолы, отделённым от маховика.) 

 

Рис. 4-10 

 
 
 
 
 

 

4-11  СИСТЕМА СМАЗКИ 

Вращающиеся 

и 

скользящие 

детали 

двигателя  смазываются  поступающим  из 
картера  маслом.  Масло  разбрызгивается 
на 

детали 

расположенным 

на 

соединительном стержне черпачком. 

4-12  СИНХРОНИЗИРУЮЩАЯ ЦЕПЬ 

Система 

синхронизирующей 

цепи 

приспособлена  для  смазки  верхней  части 
головки 

блока 

цилиндра. 

Синхронизирующая 

цепь 

установлена 

между  соединённой  со  звёздочкой  частью 
вала  в  головке  блока  цилиндра  и 
шестернёй коленчатого вала. 
Конфигурация  зубьев  звёздочки  выбрана 
таким 

образом, 

чтобы 

максимально 

увеличить долговечность и снизить уровень 
шумов.

 

4-13  СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ 

Система  зажигания  представляет  собой 
индуктор  с  транзисторным  управлением  и 
упреждением зажигания, установленным на 
23  градуса  (у EX13/ 17/21) [на 27 градусов 
(EX27)] 

до 

верхней 

мёртвой 

точки. 

Индуктор  состоит  из  маховика  и  катушки 
зажигания.  Маховик  (выполняющий  также 
функции 

вентилятора) 

располагается 

непосредственно  на  коленчатом  валу,  а 
катушка зажигания – на картере. 

Для улучшения пусковых характеристик 
модели EX13,17,21 и 27D оснащены 
усовершенствованной 

системой 

синхронизации. (Дополнительные 
подробности  можно  найти  на  стр. 48 в 
разделе «7. ИНДУКТОР».)

 

Рис. 4-11 

 

– 11 – 

 

 

4-14  КАРБЮРАТОР 

Двигатель  оборудован  горизонтальным 
карбюратором. 

Доводка 

карбюратора 

производится после всесторонней проверки 
характеристик  двигателя  (включая  запуск, 
разгон,  потребление  топлива  и  выходную 
мощность).  Особое  внимание  уделено 
многоцелевому  использованию  двигателя. 
(Дополнительные 

подробности 

можно 

найти  на  стр. 57 в  разделе «11. 
КАРБЮРАТОР».)

 

Рис. 4-12 

 

4-15  ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР 

В 

двигателе 

используется 

наиболее 

бесшумный 

воздушный 

фильтр 

по 

сравнению  с  обычными  моторами.  В 
стандартном 

воздушном 

фильтре 

используется  смачиваемый  элемент  на 
основе 

пенополиуретана. 

Двухкомпонентный  воздушный  фильтр  (с 
первичным  пористым  сухим  элементом  и 
вторичным  сухим  бумажным  элементом)  и 
прочие  типы  также  предлагаются  в 
качестве 

заказываемых 

отдельно 

дополнительных комплектующих.

 

Рис. 4-13 

 

4-16  БАЛАНСИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 

(ПРЕДУСМОТРЕНО ТОЛЬКО В 
МОДЕЛИ EX27D) 

Дисбаланс  сил  инерции  компенсируется 
балансировочным 

устройством, 

вращающимся  с  той  же  скоростью,  что  и 
коленчатый 

вал 

для 

наиболее 

эффективного подавления вибраций.

 

Рис. 4-14 

 

4-17  СИСТЕМА СНИЖЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ 

На 

коленчатом 

валу 

установлена 

автоматическая 

система 

снижения 

давления. Она открывает выпускной клапан 
до  достижения  максимальной  компрессии, 
что 

позволяет 

уменьшить 

давление 

компрессии 

и 

уменьшить 

усилие, 

необходимое для ввода в действие ручного 
стартёра. 
При 

работающем 

двигателе 

система 

снижения 

давления 

подавляется 

центробежными  силами  и  компрессия 
полностью  преобразуется  в  выходную 
мощность.

 

Рис. 4-15 

 

– 12 – 

4-18  ВИД ДВИГАТЕЛЯ В РАЗРЕЗЕ 

 

 
 
 

Рис. 4-16 

 

– 13 – 

 
 
 

 

 
 
 

Рис. 4-17 

 

– 14 – 

5. РАЗБОРКА И ПОВТОРНАЯ СБОРКА 

5-1  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ И МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ 

(1)  При  разборке  двигателя  для  правильной  его  повторной  сборки  запоминайте  расположение 

деталей.  При  необходимости  прикрепите  к  деталям  идентификационные  метки  с  указанием 
инструкций по их сборке. 

(2)  Храните группы деталей в отдельных коробках. Это упростит сборку. 
(3)  Для  предотвращения  перепутывания  деталей  после  извлечения  из  двигателя  храните  каждую 

группу деталей временно собранной. 

(4)  Обращайтесь с разобранными деталями с исключительной осторожностью. При необходимости 

очистите их бензином. 

(5)  При разборке и сборке двигателя используйте надлежащий инструмент. 

 

5-2  СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ 

 

 

Наименование инструмента 

Использование 

Имеющиеся в продаже изделия 

Съемник махового колеса 

Для съёма махового колеса 

 
 
 

 

 
 

Рис. 5-1 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..