Диагностика системы управления двигателем
- Ниссан Микра
Система бортовой самодиагностики (OBD)
Описываемые в настоящем Руководстве модели оборудованы системой бортовой
диагностики второго поколения (OBD II).
Считывание данных
системы OBD II производится при помощи специального сканера,
например, Consult-II, подключаемого к 16-контактному
диагностическому разъему (DLC) посредством кабеля
специального кабеля с переходником. При помощи того же
сканера осуществляется и очистка памяти процессора.
Выполнение процедур считывания кодов DTC и очистки памяти
ECM разумно будет поручить специалистам СТО.
Сведения о диагностических приборах
Проверка исправности функционирования компонентов систем впрыска и
снижения токсичности ОГ производится при помощи универсального цифрового
измерителя (мультиметра). Использование цифрового измерителя
предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым
приборам достаточно сложно (порой - невозможно), определить результат
показания с точностью до сотых и тысячных долей, в то время как при
обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты,
такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее важной,
причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра,
имеет достаточно высокий импеданс. Так как вольтметр подсоединяется к
проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший
ток будет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является
существенным при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷
12 В), однако становится определяющим при диагностике выдающих
низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, лямбда-зонд, где
речь идет об измерении долей вольта.
Параллельное наблюдение параметров сигналов, сопротивлений и напряжений
во всех цепях управления возможно при помощиразветвителя,
включенного последовательно в разъем блока управления двигателем. При
этом на выключенном или работающем двигателе, либо во время движения
автомобиля, производится измерение параметров сигналов на клеммах
разветвителя, из чего делается вывод о возможных дефектах.
Для диагностики электронных систем автомобиля могут применяться
специальные диагностические сканеры или тестеры с определенным
картриджем (если предусмотрен), универсальным кабелем и разъемом. Кроме
того, для этой цели можно применить специализированный автомобильный
диагностический компьютер, специально разработанный для полной
диагностики большинства систем современных автомобилей (например,ADC2000
фирмы Launch HiTech). Также, для этой цели можно применить сканеры и
специализированные диагностические анализаторы, например,FDS
2000, Bosch FSA 560 , KTS500 (0 684 400 500)или
обычный персональный компьютер со специальным адаптером, кабелем
(например,комплект
1 687 001 439) и установленной программой браузером OBD II.
Бесплатную версию браузера OBD II можно также «скачать» с
сайта составителей настоящего Руководстваhttp://arus.spb.ru.
Некоторые сканеры, помимо обычных операций диагностики, позволяют, при
соединении с персональным компьютером, распечатывать хранящиеся в памяти
блока управления принципиальные схемы электрооборудования (если таковые
заложены), программировать противоугонную систему, наблюдать сигналы в
цепях автомобиля в реальном масштабе времени.
Организация контактов разъема DLC
Проверка сигналов на разъеме ECM - Ниссан Микра
Контакты разъема ECM (со стороны
электропроводки)
Ниже приведены условия проверки и соответствующе сигналы, снимаемые с
контактов разъема ECM.
Контакт
Устройство
Условия
Сигнал
1
Заземление ECM
Двигатель работает на
оборотах Х/Х
Заземление двигателя
2
Нагреватель посткаталитического лямбда-зонда
Прогретый двигатель
работает на оборотах не более 3800 об/мин
0 ÷ 1 В
Двигатель выключен
(зажигание включено) или двигатель работает на оборотах выше
3800 об/мин
11 ÷ 14 В
3
Питание реле
активатора дроссельной заслонки
Зажигание включено
11 ÷ 14 В
4 (5)
Активатор дроссельной
заслонки в закрытом (открытом) положении
Двигатель выключен,
зажигание включено, педаль газа отпущена, РКПП на 1-й
передаче (АТ в режиме "D")
Сигнал активатора дроссельной заслонки в закрытом положении
(напряжение 0 ÷ 14 В)
Сигнал активатора дроссельной заслонки в открытом положении
(напряжение
0 ÷ 14 В)
13
Датчик
CKP
Двигатель прогрет и
работает на оборотах Х/Х
Сигнал датчика CKP на Х/Х (среднее напряжение 3 В)
Двигатель работает на
2000 об/мин
Сигнал датчика CKP на 2000 об/мин (среднее напряжение 3 В)
Двигатель выключен,
зажигание включено, АТ в режиме "D", педаль газа отпущена //
выжата
Около 0.5 В // 4.2 В
94
Шина CAN
Зажигание включено
2.5 ÷ 4.0 В
98
Датчик APP 2
Двигатель выключен,
зажигание включено, педаль газа отпущена // выжата
0.3 ÷ 0.6 В // 1.95 ÷
2.4 В
101
Д/В стоп-сигналов
Педаль тормоза
отпущена // выжата
0 В // 11 ÷ 14 В
102
Датчик
PNP
Зажигание включено,
АТ в положении "P" или "N" (РКПП в нейтральном положении)
Около 0 В
Зажигание включено,
трансмиссия в других положениях
11 ÷14 В
103
Выходной
сигнал тахометра (модели с АТ)
Двигатель прогрет и
работает на оборотах Х/Х
Выходной сигнал тахометра (модели с АТ) на Х/Х (напряжение
10 ÷ 11 В)
Двигатель работает на
2000 об/мин
Выходной сигнал тахометра (модели с АТ) на 2000 об/мин
(напряжение 10 ÷ 11 В)
104
Реле дроссельной
заслонки
Зажигание выключено
// включено
11 ÷ 14 В // 0 ÷ 1 В
106
Датчик APP 1
Двигатель выключен,
зажигание включено, педаль газа отпущена // выжата
0.6 ÷ 0.9 В // 3.9 ÷
4.7 В
109
Выключатель зажигания
Зажигание выключено
// включено
0 В // 11 ÷ 14 В
111
Реле ECM
В течение // через 5
с после выключения двигателя (зажигание выключено)
0 ÷ 1 В // 11 ÷ 14 В
113
Реле топливного
насоса
В течение // через 1
с после включения зажигания
0 ÷ 1 В // 11 ÷ 14 В
115, 116
Заземление ECM
Двигатель работает на
оборотах Х/Х
Заземление двигателя
119, 120
Питание ECM
Зажигание включено
11 ÷ 14 В
121
Резервное питание ECM
Зажигание выключено
11 ÷ 14 В
Осциллограммы, отображаемые на диагностическом приборе
Nissan, приведены выше. Под каждой осциллограммой указана
цена деления шкалы.
Цифровые мультиметры отлично подходят для проверки находящихся в
статическом состоянии электрических цепей, а также для фиксации
медленных изменений отслеживаемых параметров. При проведении же
динамических проверок, выполняемых на работающем двигателе, а также при
выявлении причин периодических сбоев совершенно незаменимым инструментом
становится осциллограф.
Некоторые осциллографы позволяют сохранять осциллограммы во встроенном
модуле памяти с последующим выводом результатов на печать или
копированием их на цифровой носитель уже в стационарных условиях.
Осциллограф позволяет наблюдать периодические сигналы и измерять
характеристики прямоугольных импульсов, а также уровни медленно
меняющихся напряжений. Осциллограф может быть использован для:
Выявления сбоев нестабильного
характера;
Проверки результатов
произведенных исправлений;
Мониторинга активности
лямбда-зонда;
Анализа вырабатываемых
лямбда-зондом сигналов, отклонение параметров которых от нормы
является безусловным свидетельством нарушения исправности
функционирования системы управления в целом, - с другой стороны,
правильность формы выдаваемых лямбда-зондом импульсов может служить
надежной гарантией отсутствия нарушений в системе управления.
Надежность и простота эксплуатации современных осциллографов не требуют
от оператора особых специальных знаний и опыта. Интерпретация полученной
информации может быть легко произведена путем элементарного визуального
сравнения снятых в ходе проверки осциллограмм с приведенными ниже
временными зависимостями, типичными для различных датчиков и
исполнительных устройств автомобильных систем управления.