Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 731

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  729  730  731  732   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 731

 

 

Система снижения токсичности 

Кратковременный топливный баланс (short term fuel trim) – дополнительная коррекция базовой 

длительности впрыскивания (носит временный характер, постоянно изменяется), которая производится 
по сигналу кислородного датчика и изменяет состав смеси с целью получения стехиометрического в 
настоящий момент. Нормальный диапазон этого параметра составляет ± 20% . При исправной 
топливной системе он не превышает значение ± 10%. Если диапазон изменений превышает значение ± 
10%, то вводится долговременная коррекция таким образом, чтобы диапазон изменения 
кратковременной коррекции вновь стал равным ± 10%. После выключения зажигания значение 
кратковременной коррекции не сохраняется. 

Долговременный топливный баланс (long term fuel trim) – длительная коррекция, введение 

которой позволяет уменьшить среднее значение кратковременной коррекции до нуля. После окончания 
ездового цикла значение коэффициента долгосрочной коррекции заносится в долгосрочную память и 
используется при следующем запуске двигателя. В результате непрерывного “самообучения” 
обеспечивается оптимальное управление с учётом изменений условий работы, связанных с износом 
деталей и естественным старением. В отличие от кратковременной коррекции, которая определяет 
продолжительность впрыскивания топлива только в режиме управления с обратной связью, 
долговременная коррекция учитывается и в режиме работы без обратной связи. 

 
Пример 1. Исправная топливная система 
 

 

2.7  3.0  3.3   3.6   3.9  4.2 ms   

Базовая длительность 

впрыскивания 3 мс 

Long FT= 0% 

Short FT=+/-10%  

0.70V 

0.45V 

0.20V 

Нормальная работа 

  Рис. 5.37 

Базовая длительность впрыскивания при определённой нагрузке и частоте вращения коленчатого 

вала составляет 3,0 мс, кратковременная коррекция изменяется в диапазоне ±10% и выходное 
напряжение датчика изменяется нормально. 

 
Пример 2. Нарушение герметичности впускного коллектора. 
 

Базовая длительность 

впрыскивания 3 мс 

Long FT= 0% 

Short FT=+20% 

0.70V 

0.45V 

0.20V 

Бедная смесь 

2.7  3.0  3.3   3.6  3.9  4.2 ms   

  Рис. 5.38 

 

 

Нагрузка двигателя не изменилась, поэтому базовая длительность впрыскивания не изменилась и 

составляет 3,0 мс. Дополнительное количество воздуха обедняет смесь, поэтому напряжение 
кислородного датчика уменьшилось. Блок управления двигателем пытается исправить это положение, 
изменяя кратковременную коррекцию, но безуспешно, достигнув максимально возможного предела + 
20%. Для того, чтобы выходное напряжение кислородного датчика находилось в допустимом рабочем 
диапазоне необходимо изменить базовую длительность впрыскивания, путем введения положительной 
долговременной коррекции.  

 
 
 

 

5 – 33 

 

Система снижения токсичности 

Пример 3. Нарушение герметичности впускного коллектора. Промежуточная коррекция.  
 

 

Базовая длительность 

впрыскивания 3,3 мс 

Long FT= +10% 

0.70V 

0.45V 

0.20V 

Бедная смесь 

 

2.7  3.0  3.3   3.6  3.9  4.2 ms   

Short FT=+15%   

  Рис. 5.39 

 
Долговременный топливный баланс изменился на + 10 %, поэтому базовая длительность 

впрыскивания также изменилась и составляет теперь 3,3 мс, хотя нагрузка и частота вращения 
двигателя не изменились. В этом состоянии переключения датчика кислорода происходят, но 
диапазон напряжения датчика смещен в сторону обедненного состава смеси. Для устранения этого 
состояния требуется чрезмерная кратковременная коррекция + 15 %. Для того, чтобы выходное 
напряжение кислородного датчика находилось в нормальном рабочем диапазоне необходимо ещё 
изменить базовую длительность впрыскивания, путем дальнейшего увеличения положительной 
долговременной коррекции.  

 
Пример 4. Нарушение герметичности впускного коллектора. Восстановление нормальной работы.  

 

Базовая длительность 

впрыскивания 3,6 мс 

Long FT= +20% 

0.70V 

0.45V 

0.20V 

 

2.7  3.0  3.3   3.6  3.9  4.2 ms   

Short FT=+/-10%  

Нормальная работа 

  Рис. 5.40 

Долговременный топливный баланс изменился на + 20 % и базовая длительность впрыскивания 

составляет теперь 3,6 мс. Кратковременная коррекция изменяется в диапазоне ±10% и выходное 
напряжение датчика изменяется нормально. В результате адаптации системы к реальному состоянию 
двигателя состав смеси вновь становится оптимальным, но базовая длительность впрыскивания при 
той же нагрузке и оборотах увеличилась. Если для приведения состава смеси к стехиометрическому 
требуется значительное увеличение или уменьшение длительности впрыскивания, то это говорит о 
наличие какой-то неисправности в топливной системе.  

Система топливоподачи тестируется в каждом ездовом цикле при возникновении подходящих 

условий и считается неисправной: 

•  если при обогащенной смеси продолжительность импульса уменьшается более чем на 10% за 

счет долговременной коррекции и на 10% за счет кратковременной коррекции; 

•  если при обедненной смеси продолжительность импульса увеличивается более чем на 10% за 

счет долговременной коррекции и на 10% за счет кратковременной коррекции. 

 

 

 

 

 

 

5 – 34 

Система снижения токсичности 

3.9.2   Метод контроля 

  Блок управления двигателем рассчитывает значения коэффициентов топливной компенсации: 

ƒ

 

К

- интегральный коэффициент определяемый для кратковременной коррекции 

ƒ

 

К

LRN

 - коэффициент самообучения определяемый для долговременной коррекции 

Электронный блок управления двигателем оценивает систему топливоподачи как неисправную, 

если  вычисленная  необходимая  компенсация  подачи  топлива  составляет  более 20% (10% для 
долговременной коррекции "long term" и 10% для кратковременной коррекции "short term"). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.10 Контроль пропусков воспламенения 

3.10.1  Общие сведения 

Пропуски воспламенения могут происходить по причине отсутствия искры, обеднения смеси, низкой 

компрессии и других неисправностей. В результате этого несгоревшая воздушно-топливная смесь на 
такте  выпуска  выбрасывается  в  выпускную  систему.  Несгоревшее  топливо  и  излишний  кислород 
отрицательно воздействуют на кислородный датчик, нарушают работу системы обратной связи и могут 
вызвать необратимое повреждение каталитического нейтрализатора. 

3.10.2  Функционирование системы 

 

Нормальная 

работа 

Скорость 

вращения 

коленчатого 

   0°       180°         360°        540°        720°         0°          180°      720°

Рис. 5.42 

2 оборота коленчатого вала   

Пропуск 

воспламенения

E

E

n

n

g

g

i

i

n

n

e

e

-

-

E

E

C

C

U

U

 

 

Т

Т

о

о

п

п

л

л

и

и

в

в

н

н

а

а

я

я

 

 

ф

ф

о

о

р

р

с

с

у

у

н

н

к

к

а

а

 

 

П

П

е

е

р

р

е

е

д

д

н

н

и

и

й

й

 

 

к

к

и

и

с

с

л

л

о

о

р

р

о

о

д

д

н

н

ы

ы

й

й

 

 

д

д

а

а

т

т

ч

ч

и

и

к

к

 

 

З

З

а

а

д

д

н

н

и

и

й

й

 

 

к

к

и

и

с

с

л

л

о

о

р

р

о

о

д

д

н

н

ы

ы

й

й

 

 

д

д

а

а

т

т

ч

ч

и

и

к

к

 

 

  Рис. 5.41 

 

5 – 35 

 

Система снижения токсичности 

Предусмотренная  в  системе  Е-ОВD  функция  контроля  позволяет  определить  пропуски 

воспламенения путём измерения частоты вращения коленчатого вала и обнаружения её отклонения 
от равномерного вращения.  

Рис. 5.43 

Время, мс 

Время, мс 

Т

Т

n

n

-

-

1

1

 

 

Т

Т

Т

Т

n

n

+

+

1

1

 

 

Т

Т

n

n

+

+

2

2

 

 

Датчик положения 

коленчатого вала 

Датчик положения 

коленчатого вала 

Увеличение 

периода 

Т

Т

n

n

-

-

1

1

 

 

Т

Т

n

n

+

+

1

1

 

 

Т

Т

n

n

+

+

2

2

 

 

Т

Т

Пропуск 

воспламенения

Без пропусков воспламенения 

7

7

5

5

º

º

7

7

5

5

º

º

5

5

º

º

 

 

5

5

º

º

7

7

5

5

º

º

 

 

5

5

º

º

 

 

7

7

5

5

º

º

5

5

º

º

С пропусками воспламенения 

 

Частота  вращения  определяется  по  сигналу  датчика  положения  коленчатого  вала,  путём 

измерения времени между импульсами, обычно соответствующих 75

О   

до ВМТ. 

Допускаемое  отклонение  частоты  вращения,  при  превышении  которого  можно  судить  о  наличии 

пропусков  воспламенения,  зависит  от  нагрузки  и  частоты  вращения.  Это  связано  с  тем,  что  при 
увеличении частоты вращения или уменьшении нагрузки, снижается влияние пропусков воспламенения 
на неравномерность частоты вращения из-за момента инерции коленчатого вала двигателя. 

Контроль  пропусков  зажигания – адаптивная  функция,  учитывающая  общий  износ,  нарушение 

работы датчиков, зазоров между трущимися поверхностями. Электронный блок управления двигателем 
заносит  в  память  изменение  частоты  вращения  между  рабочими  циклами  цилиндров  во  время 
нормальной  работы  двигателя,  в  качестве  “опорного  сигнала”,  необходимое  для  последующего 
вычисления  пороговой  величины  неравномерности  вращения  при  определении  перебоев  в  работе 
системы зажигания. 

  ПРИМЕЧАНИЕ: 

При отсоединении клеммы питания от аккумуляторной батареи, значения параметров нормальной 

работы  двигателя  (накопленные  до  проявления  неисправности)  будут  утеряны.  Поскольку  для 
электронного  блока  управления  нет  понятия  или  справочного  значения    «нормальная  работа»,  то  в 
этом  случае  блок  управления  будет  воспринимать  перебои  в  работе  системы  зажигания  (если  они 
имеют  место)  как  "нормальную"  работу.  Это  может  послужить  причиной  неправильной  диагностики. 
Аналогичная ситуация может возникнуть при замене блока управления двигателем. 

 

5 – 36 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  729  730  731  732   ..