Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 730

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  728  729  730  731   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 730

 

 

Система снижения токсичности 

Условия, при которых происходит проверка состояния кислородного датчика

 

Параметр 

Условия работы 

Температура охлаждающей жидкости в двигателе 

Рабочая температура (не менее 60

°С) 

Нагрузка двигателя 

25 – 60% 

Частота вращения коленчатого вала двигателя 

1250 – 3000 мин

-1

Количество ездовых циклов для записи кода неисправности 2 

цикла управления автомобиля (D/C) 

 

3.8 Проверка состояния каталитического нейтрализатора 

Способность каталитического нейтрализатора накапливать в себе кислород является показателем 

его  состояния.  Работоспособный  нейтрализатор  накапливает  кислород,  необходимый  для  реакции 
окисления  СН  и  СО,  происходящей  в  нём.  По  мере  износа  каталитического  нейтрализатора,  его 
накопительная  способность,  а,  следовательно,  и  эффективность  его  работы  уменьшаются. 
Накопительная  способность  катализатора,  может  быть  рассчитана  косвенным  образом,  путём 
сравнения  сигналов  с  двух  кислородных  датчиков.  Передний  кислородный  датчик  определяет 
количество кислорода в отработавших газах на входе в каталитический нейтрализатор, а задний на его 
выходе.  Новый  нейтрализатор  способен  накопить  кислорода  намного  больше,  чем  его  содержится  в 
отработавших  газах,  поэтому  количество  кислорода  на  выходе  нейтрализатора  меньше,  чем  на  его 
входе  и  изменение  его  уровня  происходит  медленно.  Поэтому  сигнал  с    переднего  кислородного 
датчика  имеет  высокую  частоту  переключения,  а  сигнал  заднего  кислородного  датчика  почти  не 
изменяется и имеет низкую частоту переключения. Состарившийся каталитический нейтрализатор уже 
не способен накапливать весь кислород, попадающий в него, поэтому частота переключений заднего 
кислородного  датчика  увеличивается  и  по  мере  старения  нейтрализатора,  приближается  к  частоте 
переключения переднего кислородного датчика.  

 

Передний 

кислородный 

датчик 

Передний 

кислородный 

датчик 

Задний 

кислородный 

датчик 

Задний 

кислородный 

датчик 

Состарившийся 

каталитический 

нейтрализатор:

Новый каталитический 

нейтрализатор: 

Способность 

накапливать 

кислород 

Количество кислорода 

помещаемого в каталитический 

нейтрализатор 

 

  Рис. 5.31 

 

Блок управления двигателем регистрирует    выходные сигналы с переднего и заднего кислородного 

датчиков. Когда частота срабатывания заднего датчика достигает определенного порогового значения 
(сравнимого с частотой сигнала    переднего кислородного датчика), контрольная лампа индикации 
неисправности двигателя (MIL) загорается. 

Это пороговое значение зависит от типа автомобиля, каталитического нейтрализатора и т.д. При 

достижении этого состояния вредные выбросы превышают законодательные нормы. 

 

5 – 29 

 

Система снижения токсичности 

3.8.1 Методика проверки катализатора 

• 

Контроль состояния производится путём сравнения частот переключения переднего и 
заднего кислородных датчиков. Блок управления двигателем определяет отношение 
частот (R

F

) : 

                                                               

Частота сигнала заднего кислородного датчика   

Частота сигнала переднего кислородного датчика   

                                            R

F

 = 

     

• 10-и секундное измерение (выборка) может проводиться не более 7 раз за    один ездовой 

цикл, и среднее значение этих измерений используется для определения состояния 
нейтрализатора. 

• 

Измерения не проводятся последовательно. Если, например, требуется провести 
измерение 5-й раз, то оно не произойдет, пока не изменится режим работы двигателя. 

• 

Если значение R

F

 превосходит величину 0,8, то каталитический нейтрализатор считается 

неисправным.  

• 

Если значение R

F

 при первом измерении явно мало (менее 0,2),то каталитический 

нейтрализатор считается исправным и электронный блок управления двигателем 
прекращает дальнейшую проверку. В следующем ездовом цикле проверка будет 
возобновлена. 

 

Передний 
кислородный 
датчик 

Задний 
кислородный 
датчик 

Задний 
кислородный 
датчик 

СТЕХИОМЕТРИЧЕСКИЙ 

СООТНОШЕНИЕ 

ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ 

НАКОПЛЕНИЯ КИСЛОРОДА,  

ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 

КАТАЛИТИЧЕСКОГО 

НЕЙТРАЛИЗАТОРА 

МАЛАЯ СТЕПЕНЬ 

НАКОПЛЕНИЯ КИСЛОРОДА,  

НИЗКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 

КАТАЛИТИЧЕСКОГО 

НЕЙТРАЛИЗАТОРА 

  Рис. 5.32 

 

Условия, при которых происходит проверка состояния катализатора 

 

Параметр 

Условия работы 

Управление кислородным датчиком 

С обратной связью 

Скорость автомобиля 

Не ниже 1,5 км/ч 

Частота вращения коленчатого вала двигателя 

От оборотов холостого хода и до 3000 мин

-1

Температура каталитического нейтрализатора 

Рабочая температура (не ниже 450

°С) 

Выходная частота датчика расходомера  (AFS) 

50 – 300 Гц 

Количество ездовых циклов для записи кода неисправности 2 

цикла управления автомобиля (D/C) 

 

 

5 – 30 

Система снижения токсичности 

3.9 Проверка системы топливоподачи 

Для обеспечения минимального количества вредных компонентов в отработавших газах, система 

топливоподачи с высокой точностью обеспечивает управление составом воздушно-топливной смеси, 
поддерживая оптимальное стехиометрическое соотношении (отношение воздух-топливо 14,7:1). В этом 
случае достигается наилучший баланс между уровнями выбросов СН, СО (снижаются при обеднении 
смеси) и NO

x

 (увеличиваются при обеднении смеси). Наиболее эффективная работа каталитического 

нейтрализатора также максимальная при стехиометрическом соотношении (рис. 5.33). Основной 
задачей электронного блока управления двигателем является проверка входных сигналов и 
формирование сигналов управления, обеспечивающих приготовление стехиометрического состава 
смеси (обедненного состава смеси для двигателей с системой непосредственного впрыскивания 
бензина в цилиндры – GDI). 

Степень очистки, %

“Окно” 

Богатая смесь 

Бедная смесь 

Стехиометрическое соотношение

Рис. 5.33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.9.1  Коррекция топливоподачи в режиме «short term» и «long term» 

(кратковременная и долговременная коррекции) 

Для  того  чтобы  постоянно  поддерживать  оптимальное  отношение  воздух-топливо  на  уровне 

стехиометрического,  блок  управления  двигателем  должен    находиться  в  режиме  управления  с 
обратной связью. Переход в этот режим происходит при соблюдении следующих условий:  

•  Температура охлаждающей жидкости в двигателе не ниже 50°С. 

•  Кислородный датчик исправен и нагрет до рабочей температуры. 

•  Режим работы двигателя допускает управление с обратной связью (режим холостого хода и 

средних нагрузок). 

   

Увеличение 

Выходное напряжение 

кислородного датчика

Низкое 

Воздушно-топливное 

отношение 

Опорное 

  напряжение 

Стехиометрическое   

отношение 

Высокое 

Количество 

впрыскиваемого 

топлива 

Уменьшение 

  Рис. 5.34 

 

 

5 – 31 

 

Система снижения токсичности 

В режиме управления с обратной связью блок управления двигателем постоянно изменяет 

длительность впрыскивания относительно базового значения по сигналу датчика кислорода, “уточняя” 
состав смеси в настоящий момент.  

Расчетная базовая длительность впрыскивания определяется блоком управления двигателем на 

основании информации, полученной от различных датчиков. Для поддержания состава смеси на уровне 
стехиометрического с высокой точностью, базовая длительность впрыскивания постоянно 
корректируется по сигналу кислородного датчика и значение этой коррекции изменяется в пределах не 
превышающих ± 20%. 

2.4 мс

3.6 мс 

 

Расчетная базовая длительность впрыскивания

  Диапазон 

регулирования   

 

 

Действительная длительность впрыскивания 

-20%

+20% 

 

Действительная длительность впрыскивания 

3.0 мс

0 мс 

  Рис. 5.35 

 

После завершения ездового цикла величина поправки базовой длительности впрыскивания, 

накопленная за это время записывается в долговременную память, где хранится при выключенном 
зажигании. При следующем ездовом цикле блок управления двигателем определяет базовую 
длительность впрыскивания, учитывая эту поправку. Эта поправка результат адаптации системы 
управления к реальному состоянию двигателя (самообучение). Существует два различных типа 
коррекции длительности впрыскивания:  

•  кратковременная коррекция (short term) 
•  долговременная коррекция (long term).   

В практике обычно величину коррекции выражают в процентах. Величина коррекции, показывающая 

насколько необходимо изменить длительность впрыскивания топлива для поддержания 
стехиометрического состава смеси выраженная в процентах, носит название - топливный баланс (fuel 
trim)
. Значение коррекции может быть как отрицательным, так и положительным. Положительное 
значение соответствует коррекции приводящей к увеличению топливоподачи, а отрицательное – 
коррекции в сторону уменьшения топливоподачи. 

 

Кратковременная 

коррекция 

Долговременная 

коррекция 

Стехиометрическое 

соотношение 

  Рис. 5.36 

 

 

5 – 32 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  728  729  730  731   ..