Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 711

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  709  710  711  712   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 711

 

 

 

Глава 3 

Система зажигания 

1. Принцип действия системы зажигания 

1.1 Система зажигания с распределителем 

Д

Д

а

а

т

т

ч

ч

и

и

к

к

 

 

п

п

о

о

л

л

о

о

ж

ж

е

е

н

н

и

и

я

я

 

 

к

к

о

о

л

л

е

е

н

н

в

в

а

а

л

л

а

а

 

 

Д

Д

а

а

т

т

ч

ч

и

и

к

к

 

 

п

п

о

о

л

л

о

о

ж

ж

е

е

н

н

и

и

я

я

 

 

р

р

а

а

с

с

п

п

р

р

е

е

д

д

в

в

а

а

л

л

а

а

 

 

5

В

В 

5

В

В 

5

5

 

 

В

В 

С

С

и

и

л

л

о

о

в

в

о

о

й

й

 

 

т

т

р

р

а

а

н

н

з

з

и

и

с

с

т

т

о

о

р

р

 

 

Р

Р

а

а

с

с

п

п

р

р

е

е

д

д

е

е

л

л

и

и

т

т

е

е

л

л

ь

ь

 

 

2

2

 

 

4

4

 

 

3

3

 

 

1

1

 

 

К

К

а

а

т

т

у

у

ш

ш

к

к

а

а

 

 

з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я 

К

К

 

 

т

т

а

а

х

х

о

о

м

м

е

е

т

т

р

р

у

у

E

E

n

n

g

g

i

i

n

n

e

e

-

-

E

E

C

C

U

U

 

 

З

З

а

а

м

м

о

о

к

к

 

 

з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я

 

 

I

I

G

G

 

 

1

1

 

 

 

 

Рис. 3.1 

Для определения момента искрообразования электронный блок управления двигателем 

использует сигналы от датчика положения коленчатого вала и датчика положения распределительного 
вала (датчик ВМТ)  

Для дополнительной корректировки момента искрообразования с целью обеспечения наиболее 

эффективного сгорания топлива электронный блок управления двигателем использует информацию от 
других датчиков, отслеживающих изменение условий и воздействие водителя на органы управления.   

Для накопления энергии, необходимой для надежного образования искрового разряда, блок 

управления двигателем управляет работой силового транзистора. При открытии силового транзистора 
через первичную обмотку катушки зажигания начинает протекать электрический ток, который 
увеличивается постепенно (резкому увеличению препятствует ЭДС самоиндукции, направленная 
навстречу) и вокруг катушки формируется электромагнитное поле. 

В заранее вычисленный момент времени электронный блок управления двигателем закрывает 

силовой транзистор и ток, проходящий через первичную обмотку катушки зажигания, прерывается. В 
результате быстрого исчезновения магнитного потока во вторичной обмотке наводится высокое 
напряжение около 25 – 30 кВ. С помощью механического распределителя высокое напряжение подаётся 
на свечу зажигания того цилиндра, в котором заканчивается такт сжатия. 

Значение напряжения во вторичной обмотке зависит от величины тока прерывания в первичной 

обмотке, скорости его убывания, характеристик магнитопровода катушки и количества витков во 
вторичной обмотке. 

 

3 – 1 

 

 

Система зажигания 

 1.2 Системы зажигания без распределителя 

 

 1.2.1.

 Статическая система зажигания с двухвыводными катушками зажигания 

(метод “Waste Spark”- “холостая искра”)  

E

E

n

n

g

g

i

i

n

n

e

e

-

-

E

E

C

C

U

U

 

 

З

З

а

а

м

м

о

о

к

к 

з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я

I

I

G

4

4

 

 

1

1

 

 

К

К

а

а

т

т

у

у

ш

ш

к

к

а

а

 

 

з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я

   

1

1

 

 

и

и

 

 

4

4

 

 

ц

ц

и

и

л

л

и

и

н

н

д

д

р

р

о

о

в

в

 

 

2

2

3

3

К

К

а

а

т

т

у

у

ш

ш

к

к

а

а

 з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я

 

 

 

 

2

2

 

 

и

и

 

 

3

3

 

 

ц

ц

и

и

л

л

и

и

н

н

д

д

р

р

о

о

в

в

 

 

T

T

r

r

 

 

A

A

 

 

T

T

r

B

Опорное 

напряжение 

Формирователь 

импульсов 

К

К

 

 

т

т

а

а

х

х

о

о

м

м

е

е

т

т

р

р

у

у

 

 

Д

Д

а

а

т

т

ч

ч

и

и

к

к

 н

н

е

е

и

и

с

с

п

п

р

р

а

а

в

в

н

н

о

о

с

с

т

т

и

и

 с

с

и

и

с

с

т

т

е

е

м

м

ы

ы

 

з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я

 

 

 

   

Рис. 3.2 

 

Система зажигания такого типа использует либо две, либо три катушки зажигания, в зависимости от 

количества цилиндров двигателя. Каждая из катушек зажигания в такой системе управляется своим 
силовым транзистором, работает на два цилиндра, свечи зажигания всегда срабатывают парами и 
искра формируется в двух цилиндрах одновременно. Силовой транзистор встроен в катушку зажигания. 
Вторичная обмотка двухвыводной катушки зажигания соединяется с двумя свечами зажигания 
проводами высокого напряжения. 

Рабочие процессы, происходящие в первичной цепи такой системы аналогичны процессам, 

происходящим в    системе зажигания с распределителем. Когда открывается силовой транзистор «А», 
через первичную обмотку катушки зажигания 1 и 4 цилиндров начинает протекать ток. В момент 
закрытия силового транзистора «А», ток, протекающий через первичную обмотку, прерывается, в 
результате чего во вторичной обмотке катушки зажигания    индуцируется высокое напряжение, 
поступающее к свечам зажигания цилиндров № 1 и № 4 и вызывающее пробой искрового промежутка. 
Таким образом, за один рабочий цикл в каждом из цилиндров происходит два искровых разряда. Один 
искровой разряд (силовая искра) возникает в цилиндре, который находится на такте сжатия и 
используется для воспламенения топливно-воздушной смеси, а второй искровой разряд (холостая 
искра)
 возникает в цилиндре, который находится на такте выпуска и она не оказывает влияния на 
процесс горения. Аналогичные процессы происходят при открывании и закрывании силового 
транзистора В. 

Для правильного распределения высокого напряжения по цилиндрам, т.к. здесь нет механического 

распределителя, необходим входной сигнал от датчика положения распределительного вала (датчик 
ВМТ). Электронный блок управления использует этот сигнал для выбора катушки зажигания и 
соответственно распределения высокого напряжения на свечи зажигания тех цилиндров, в которых 
поршень находится в этот момент в ВМТ.  

 

3 – 2 

 

Система зажигания

 

В конструктивном отношении такая система зажигания оказывается наиболее простой. 
Полярность высоковольтных импульсов на выводах такой катушки разная, что является 

недостатком такой системы. Пробивное напряжение на свече с импульсом положительной полярности 
должно быть выше, чем на свече с импульсом отрицательной полярности. Кроме того, это приводит к 
разному    износу свечей зажигания.  

Некоторые автомобили оборудуются датчиком неисправности системы зажигания. Этот датчик 

отслеживает напряжение в первичной обмотке катушки зажигания и формирует сигнал, поступающий на 
один из входов, в электронный блок управления двигателем. Электронный блок управления двигателем 
использует этот сигнал для определения возможных пропусков зажигания. Сигнал с этого датчика также 
поступает на бортовой тахометр для индикации текущей частоты вращения коленчатого вала 
двигателя. 

 
 

 

1.2.2. Статическая система зажигания с индивидуальными катушками зажигания 

(метод непосредственного распределения)

 

 
 

При непосредственном распределении высокого напряжения для каждого цилиндра используется 

индивидуальная катушка, расположенная в непосредственной близости от свечи зажигания. В этом 
случае высоковольтные провода вообще отсутствуют. Потери энергии в такой системе минимальные и 
отсутствие воздушного паразитного зазора “бегунок-крышка” может привести к искровому пробою свечи 
в момент начала протекания тока по первичной обмотке (момент открытия силового транзистора). Для 
исключения этого явления во вторичную обмотку каждой катушки может включаться высоковольтный 
диод (или диод Зенера) препятствующий протеканию тока обратной полярности. 

 

 

E

E

n

n

g

g

i

i

n

n

e

e

-

-

E

E

C

C

U

U

 

 

К

К

а

а

т

т

у

у

ш

ш

к

к

а

а

 

 

з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я

 

 

 

 

З

З

а

а

м

м

о

о

к

к

 

 

з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я

 

 

I

I

G

G

 

 

1

1

 

 

4

4

 

 

3

3

2

2

1

1

 

 

К

К

а

а

т

т

у

у

ш

ш

к

к

а

а

 

 

з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я

 

 

 

 

К

К

а

а

т

т

у

у

ш

ш

к

к

а

а

 

 

з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я

 

 

 

 

К

К

а

а

т

т

у

у

ш

ш

к

к

а

а

 

 

з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3.3 

 
 
 

Блок управления двигателем содержит несколько выходных управляющих каскадов (по числу 

цилиндров), работающих в последовательности повторяющей порядок работы цилиндров двигателя. 
Для синхронизации работы используется датчик положения распределительного вала (датчик ВМТ). 

Системы зажигания с индивидуальными катушками дороже и сложнее, однако, обладают рядом 

преимуществ. Они имеют более высокую надежность, меньший уровень электромагнитных помех, 
позволяют значительно повысить устойчивость искрообразования в условиях загрязнённых свечей. 

 

3 – 3 

 

 

Система зажигания 

2. Управление распределением искрообразования по 
цилиндрам 

2.1 Статическая система зажигания с двухвыводными катушками зажигания 
(метод “Waste Spark”- “холостая искра”) 

 

7

7

5

5

º

º

 

 

1

1

8

8

5

5

º

º

7

7

5

5

º

º

7

7

5

5

º

º

 

 

5

5

º

º

5

5

º

º

 

 

7

7

5

5

º

º

 

 

д

д

о

о

 

 

В

В

М

М

Т

Т

 

 

5

5

º

º

 

 

д

д

о

о

 

 

В

В

М

М

Т

Т

 

 

7

7

5

5

º

º

5

5

º

º

7

7

5

5

º

º

5

5

º

º

В

В

М

М

Т

Т

 

 

В

В

М

М

Т

Т

В

В

М

М

Т

Т

7

7

5

5

º

º

Д

Д

а

а

т

т

ч

ч

и

и

к

к

 

 

п

п

о

о

л

л

о

о

ж

ж

е

е

н

н

и

и

я

я

 

 

р

р

а

а

с

с

п

п

р

р

е

е

д

д

е

е

л

л

и

и

т

т

е

е

л

л

ь

ь

н

н

о

о

г

г

о

о

 

 

в

в

а

а

л

л

а

а

 

 

Д

Д

а

а

т

т

ч

ч

и

и

к

к

 

 

п

п

о

о

л

л

о

о

ж

ж

е

е

н

н

и

и

я

я

 

 

к

к

о

о

л

л

е

е

н

н

ч

ч

а

а

т

т

о

о

г

г

о

о

 

 

в

в

а

а

л

л

а

а

 

 

Т

Т

о

о

к

к

 

 

в

в

 

 

к

к

а

а

т

т

у

у

ш

ш

к

к

е

е

 

 

з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я

 

 

1

1

 

 

и

и

 

 

4

4

 

 

ц

ц

и

и

л

л

и

и

н

н

д

д

р

р

о

о

в

в

 

 

Т

Т

о

о

к

к

 

 

в

в

 

 

к

к

а

а

т

т

у

у

ш

ш

к

к

е

е

 

 

з

з

а

а

ж

ж

и

и

г

г

а

а

н

н

и

и

я

я

 

 

2

2

 

 

и

и

 

 

3

3

 

 

ц

ц

и

и

л

л

и

и

н

н

д

д

р

р

о

о

в

в

 

 

Н

Н

и

и

з

з

к

к

и

и

й

й

 

 

у

у

р

р

о

о

в

в

е

е

н

н

ь

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

 

и

и

 

 

3

3

 

 

ц

ц

и

и

л

л

и

и

н

н

д

д

р

р

 

 

В

В

ы

ы

с

с

о

о

к

к

и

и

й

й

 

 

у

у

р

р

о

о

в

в

е

е

н

н

ь

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

и

и

 

 

4

4

 

 

ц

ц

и

и

л

л

и

и

н

н

д

д

р

р

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3.4 

   

2.1.1. Принцип действия 

Момент искрообразования блок управления двигателем рассчитывает на основании сигнала от 

датчика положения коленчатого вала и, закрывая силовой транзистор, тем самым перерывает ток в 
первичной обмотке катушки зажигания, что приводит к появлению импульса высокого напряжения на 
свечах зажигания. Для определения цилиндра, в котором в данный момент требуется воспламенение 
смеси, используется сигнал от датчика положения распределительного вала (датчика ВМТ). 

Если в момент появления импульса от датчика положения коленчатого вала (за 75

° до ВМТ) сигнал 

от датчика положения распределительного вала имеет высокий уровень, то блок управления 
двигателем определяет такт сжатия в первом (или четвертом) цилиндре и закрывает    силовой 
транзистор А, обеспечивая воспламенение смеси в первом (или четвертом) цилиндре. Если в момент 
появления импульса от датчика положения коленчатого вала (за 75

° до ВМТ) сигнал от датчика 

положения распределительного вала имеет низкий уровень, то блок управления двигателем определяет   
такт сжатия в третьем (или втором) цилиндре и закрывает    силовой транзистор В, обеспечивая 
воспламенение смеси в третьем (или втором) цилиндре. 

Таким образом, для распределения импульсов зажигания по цилиндрам двигателя осуществляется 

попеременное включение и выключение силовых транзисторов «А» и «В». 

 

Используемые датчики: 

• 

Датчик положения распределительного вала (ВМТ первого и четвертого цилиндров); 

• 

Датчик положения коленчатого вала. 

 

 

3 – 4 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  709  710  711  712   ..