Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 568

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  566  567  568  569   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 568

 

 

 

Электрооборудование шасси

   

4.  Приборы 

Электрические измерительные приборы состоят из датчика (регистрирующий и передающий 

узел) и указателя (приемник, воспринимающий и показывающий узел), соединённых между 
собой проводами. 

Датчик устанавливается в месте измерения и преобразует измеряемую физическую 

величину в электрический сигнал. 

В приёмнике этот электрический сигнал преобразуется в перемещение стрелки, 

пропорциональное измеряемой величине. 

По способу отражения информации приборы делятся на указывающие и сигнализирующие. 

Указывающие приборы имеют шкалу, по которой можно определить значение измеряемой 
величины. 

Сигнализирующие приборы информируют водителя об одном, как правило, аварийном 

значении параметра. 
 

(1)  Спидометр 

 

Обычно спидометр состоит из двух узлов – скоростного (спидометр) и счётного узла 

(одометр), показывающего пробег автомобиля. 

 
Спидометр аналогового типа 
Спидометр общепринятой конструкции - аналогового типа, магнитоиндукционный. Привод 

осуществляется гибким валом от коробки переключения передач. Узел спидометра, 
преобразующий скорость вращения вала в отклонение стрелки, построен на базе 
вращающегося постоянного магнита и картушки охватывающей магнит. Картушка выполнена 
из алюминия и при вращении магнита в ней наводятся вихревые токи, тем больше, чем 
больше скорость вращения магнита. Вращению картушки и связанной с ней стрелки 
препятствует пружина, уравновешивающая действие магнитных сил. Счётчик пути приводится 
во вращение через червячную передачу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3-27 

Рис. 3-26

Рис. 3-25 

 
 

Спидометр электронного типа 
 
В современных системах применяются электронные спидометры. Сигнал с выхода датчика 

скорости автомобиля, в виде последовательности прямоугольных импульсов, поступает на 
вход электронного спидометра и электронные блоки управления. Сигналы этого датчика 
используются для прекращения подачи топлива при превышении скоростного режима 
автомобиля и при управлении двигателем на режиме холостого хода.
 

В соответствии с международными стандартами датчик вырабатывает 6000 прямоугольных 

импульсов на 1 км пути. 

 

3 – 18 

 

Электрооборудование шасси

   

(a)  Датчик скорости автомобиля 

 •  Устройство 
Вал датчика скорости автомобиля соединен с ведомым зубчатым колесом спидометра в 

коробке перемены передач. При вращении зубчатого колеса привода спидометра, вал 
датчика скорости автомобиля начинает вращаться вместе с магнитом, закрепленным на нём. 
Над магнитом расположена интегральная цепь (IC – integrated circuit), которая встроена в 
магниторезистивный элемент (MRE). Интегральная цепь (IC) выдает четыре импульса 
сигнала на каждый оборот ведомой шестерни привода спидометра. 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Микросхема с MRE 

Вал 

Магнит

Рис. 3-28 

 •  Характеристики магниторезистивного элемента (MRE) 
Магниторезистивный элемент характеризуется изменением величины сопротивления в 

зависимости от направления магнитного поля. Когда направление магнитного поля 
параллельно MRE его сопротивление максимально, а когда перпендикулярно, то 
минимально.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Параллельные 

силовые линии

MRE 

MRE 

Перпендикулярные 

силовые линии 

Направление 

вращения 

Направление 

вращения

Параллельное 

Перпендикулярное 

Сопротивление 

Направление 

поля

Рис. 3-29 

 •  Принцип действия 
При вращении магнита, изменяется магнитное поле вокруг магниторезистивного элемента 

(MRE), что вызывает изменение сопротивления магниторезистивного элемента и, 
следовательно, изменение напряжения на выходе операционного усилителя (компаратора). 
Напряжение с выхода компаратора поступает на делитель частоты, для формирования 
импульсного сигнала, состоящего из четырёх импульсов на один оборот вала привода 
спидометра. Этот сигнал подается на базу транзистора, который работает в качестве 
электронного ключа и формирует сигнал необходимого уровня для нормальной работы 
электронного блока управления. 

 

Рис. 3-30 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

3 – 19 

 

 

Электрооборудование шасси

   

(b)  Спидометр 

    •  Принцип действия   

 

 
Электрический сигнал от датчика скорости поступает на вход формирователя 
импульсов. Преобразованный к виду необходимому для работы вычислительной 
схемы сигнал поступает на её вход. Дальше необходимо вычислить значения 
текущей скорости и пройденного расстояния и сформировать управляющие 
сигналы на перекрещивающиеся катушки и шаговый электродвигатель. 

 

Датчик скорости 

автомобиля 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Перекрещивающиеся катушки 

 

При прохождении тока через 

перекрещивающиеся катушки, вокруг каждой из 
них образуется магнитное поле. Направление 
силовых линий магнитных полей катушки 1 и 
катушки 2 не совпадает. Они расположены под 
углом 90

° друг к другу (ортогональны). 

Суммарное магнитное поле будет менять своё 
значение и направления в зависимости от 
величины магнитного поля катушки 1 и 
магнитного поля катушкии2. Постоянный магнит, 
на котором находится стрелка спидометра, 
закреплённый подвижно будет вращаться, 
таким образом, что его магнитная ось будет 
всегда направлена параллельно суммарному 
магнитному полю.  

 
Примечание 

1. Стрелка спидометра закреплена на 

магните со смещением на 20

° против 

часовой стрелки по отношению к 
магнитной оси. 

  

S S 

Цепь индикации 

скорости 

 

 

Формирователь 

импульсов 

 
 

Вычислительная 

схема 

 
Управляющая 

цепь 

спидометра 

 

Спидометр 

(приборная 

панель) 

 

Цепь индикации 

расстояния 

Рис. 3-31 

Магнитное поле 

катушки 1 

Катушки 1 

Катушки 2 

Магнитное поле 

катушки 2 

Суммарное 

магнитное поле 

Рис. 3-32 

Ось вращения стрелки 

Направление 

суммарного 

магнитного поля 

Магнит 

Магнитная 

ось 

Рис. 3-33 

 

3 – 20 

 

Электрооборудование шасси

   

 

Угол поворота стрелки зависит от значения тока протекающего через катушки 1и 2. 

 
Пример:  

Необходимо повернуть стрелку на угол 90

° 

 

1.  Максимальное значение тока в катушке 1 
2.  Отсутствие тока через катушку 2 

 
 

Пример 

Ток 

катушка 1 

Ток 

катушка 2 

Угол 

поворота 

Рис. 3-34 

 

ПРОВЕРКА СПИДОМЕТРА (WM раздел 54 «Электрооборудование шасси») 

Проверьте давление в шинах перед проверкой. 

1.  Установите автомобиль на испытательный 

роликовый стенд, закрепите клиньями задние колеса. 

2.  Для предотвращения перемещения передних 

колес автомобиля прикрепите растяжки к 
буксировочным крюкам и к анкерным пластинам 
стенда. 

3.  Для предотвращения схода автомобиля с 

роликов прикрепите цепь или трос к заднему 
буксировочному крюку и к стенду. 

4.  Проверьте, находятся ли показания спидометра 

в пределах допуска. 

 

Внимание          Не отпускайте резко сцепление и не 
изменяйте скорость быстро!   
 

                                                            Задаваемые значения 

Рис. 3-35 

 

Показания индикатора скорости 

роликового стенда 

 
 
 
 

 

Допустимые отклонения 

показаний спидометра 

км/час 

 

   

120 

 

   

180     

 
     

40 
80 

(миль/час) 

(20) 
(40) 
(60) 
(80) 

(100) 

км/час 

40-48    
80-92    

120-136   
160-180   

-            

(миль/час) 

(20-25) 
(40-47) 
(60-69) 
(80-91) 

(100-114) 

 
(2)  Указатель давления масла 

Указатель давления масла обычно состоит из датчика (регистрирующего и передающего 

узла), размещенного на двигателе, а также приёмника (воспринимающего и показывающего 
узла). Для упрощения индикации, вместо измерительного и показывающего устройств 
используется лампочка. При этом в качестве регистрирующего узла указателя используется 
реагирующий на давление выключатель. 

Диафрагма 

Контакт 

Давление масла 

Индикатор давления масла

(выключатель) 

 

Диафрагма 

Указатель давления масла 

Реостат 

датчика 

Давление масла 

Датчик 

Приёмник 
(указатель) 

Рис. 3-36 

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3-37 

 

3 – 21 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  566  567  568  569   ..