Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 498

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  496  497  498  499   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 498

 

 

 

83

6.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 

АКПП 

 

Рассмотрим  теперь,  принципы  работы  элементов,  входящих  в  состав 

гидравлической части системы управления АКПП. 

Рассмотрим,  каким  образом  происходит  формирование,  регулирование  и 

изменение  различных  давлений,  используемых  в  системе  управления 
автоматических  коробок  передач,  назначение  и  принципы  работы  других 
клапанов,  их  взаимодействие  при  переключении  передач.  Кроме  того,  будет 
показано, каким образом осуществляется управление качеством переключения. В 
заключении  рассмотрим  принципы  работы  системы  смазки,  охлаждения ATF и 
управления блокировочной муфтой гидротрансформатора. 

Поток  жидкости  в  АКПП  создается  насосом,  расположенным  в  передней 

части  картера  трансмиссии  между  гидротрансформатором  и  коробкой  передач. 
Обычно,  насос  приводится  непосредственно  от  двигателя  через  корпус 
гидротрансформатора  и  приводную  втулку  (рис.6-3).  Основная  задача  насоса – 
обеспечение независимо от режима работы двигателя непрерывным потоком ATF 
всех обслуживаемых систем. 

Для  управления  коробкой  передач ATF от  насоса  через  систему  клапанов 

подводится 

к 

исполнительным 

элементам 

управления 

тормозами 

и 

блокировочными  муфтами.  Все  это,  вместе,  называется  гидросистемой 
управления АКПП. К элементам гидросистемы относятся насосы, гидроцилиндры, 
бустеры, поршни, жиклёры, гидроаккумуляторы и клапаны.  

В процессе развития гидросистема претерпела значительные изменения, в 

основном с точки зрения выполняемых функций. Первоначально, она отвечала за 
все  процессы,  происходящие  в  АКПП  во  время  движения  автомобиля.  Она 
формировала  все  необходимые  давления,  определяла  моменты  переключения 
передач, отвечала за качество переключения и т.п. Однако, с момента появления 
на  автомобилях  электронных  блоков  управления,  гидросистема  утратила  часть 
своих  функций  в  управлении    АКПП.  В  настоящее  время  большая  часть 
управляющих  функции  АКПП  переданы  электронному  блоку  управления,  а 
гидросистема используется только лишь в качестве исполнительного элемента. 

Перед  тем,  как  приступить  к  изучению  принципов  работы  гидравлической 

части  системы  управления,  познакомимся  с  основами  работы  наиболее  часто 
используемых в ней гидравлических элементов. 

Гидросистемы  автоматических  коробок  передач  схожи,  поскольку  все  они 

состоят  из  одних  и  тех  же  элементов.  Даже  в  самой  современной  АКПП  с 
электронным  блоком  управления  используется  гидросистема,  мало,  чем 
отличающаяся  по  составу  элементов  от  АКПП  с  чисто  гидравлической  системой 
управления.  

Любую  гидравлическую  систему  управления  АКПП  упрощенно  можно 

представить  в  виде  системы,  состоящей  из  резервуара  (поддона),  насоса, 
клапанов,  соединительных  каналов  (магистралей)  и  устройств,  преобразующих 
гидравлическую энергию в механическую (гидропривод) (рис.6-2). 

 

Рис. 6-2 

 

 

84

 

85

6.2.1. РЕЗЕРВУАР ДЛЯ ATF 
Для  нормальной  работы  гидросистемы  необходимо,  чтобы  в  резервуаре 

постоянно  находился  определенный  уровень ATF. Функцию  резервуара  в  АКПП 
легковых автомобилей, как правило, выполняет поддон или картер трансмиссии.  

Поддон  через  трубку  щупа  для  измерения  уровня ATF или  сапун 

соединяется  с  атмосферой.  Соединение  с  атмосферой  необходимо  для 
нормальной  работы  насоса  и  манжетных  уплотнений.  Во  время  работы  насос 
создает  во  всасывающей  магистрали  разряжение,  в  результате  чего ATF из 
поддона  под  действием  атмосферного  давления  поступает  через  фильтр  во 
всасывающую магистраль насоса.  

Если  роль  резервуара ATF выполняет  поддон,  то  внутри  него 

располагается  постоянный  магнит  (иногда  он  находится  врутри  сливтой  пробки) 
для улавливания железных продуктов износа. 

6.2.2. НАСОС 
Создание  непрерывного  потока  жидкости,  а  также  давления,  в 

гидросистеме  АКПП  осуществляется  с  помощью  насоса.  Однако  следует 
отметить,  что  насос  непосредственно  не  формирует  давление.  Давление 
возникает  только  в  том  случае,  если  в  гидросистеме  имеется  сопротивление 
потоку  жидкости.  Первоначально ATF свободно  заполняет  систему  управления 
АКПП. Только после полного заполнения в гидросистеме из-за наличия тупиковых 
каналов начинает формироваться давление. 

Обычно,  насосы  располагают  между  гидротрансформатором  и  коробкой 

передач  и  приводят  через  корпус  гидротрансформатора    и  приводную  втулку 
(рис.6-3)  непосредственно  от  коленчатого  вала  двигателя.  Таким  образом,  если 
двигатель  не  работает,  то  насос  не  может  создавать  давление  в  гидросистеме 
управления АКПП.  

В настоящее время в трансмиссиях с автоматическими коробками передач 

используются насосы, следующих типов:  

• 

шестерёнчатого;  

• 

трохоидного;  

• 

лопастного. 

 

 

Рис. 6-3 

 

Принцип работы насосов шестерёнчатого и трохоидного типов весьма схож. 

Эти насосы относятся к насосам постоянной производительности. За один оборот 
коленчатого  вала  двигателя  они  поставляют  в  гидросистему  постоянный  объём 
жидкости, независимо от режима работы двигателя и потребностей гидросистемы. 
Поэтому, чем выше частота вращения двигателя, тем большее количество ATF за 
единицу  времени  поступает  в  гидросистему  управления  АКПП,  и  наоборот,  чем 

 

86

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  496  497  498  499   ..