87
ниже частота вращения двигателя, тем меньший объём ATF за единицу времени
попадает в гидросистему. Таким образом, режим работы таких насосов никак не
учитывает потребностей самой системы управления в количестве ATF,
необходимой для управления переключениями, подпитки гидротрансформатора и
т.п. В результате в случае малой потребности ATF, большая часть подаваемого
насосом в гидросистему жидкости, будет сливаться через регулятор давления
обратно в поддон, что приводит к лишним потерям мощности двигателя и
снижению топливно-экономических показателей автомобиля. Но при этом насосы
шестерёнчатого и трохоидного типа имеют достаточно простую конструкцию и
надежны в эксплуатации.
Лопастные насосы позволяют регулировать объём ATF, подаваемой
насосом в гидросистему за один оборот двигателя, в зависимости от режима
работы системы управления АКПП. Так при запуске двигателя, когда необходимо
заполнить трансмиссионной жидкостью все каналы и элементы гидросиситемы,
или во время переключения передачи, когда происходит заполнение жидкостью
гидроцилиндра или бустера, система управления насосом обеспечивает его
максимальную производительность. При равномерном же движении без
переключения передач, когда ATF расходуется только лишь на подпитку
гидротрансформатора, смазку и компенсацию утечек, производительность насоса
имеет минимальную величину.
Насос шестерёнчатого типа
Шестерёнчатый насос состоит из двух зубчатых колес, установленных в
корпусе (рис.6-4). Существует две разновидности шестерёнчатых насосов: с
внешним и внутренним зацеплением зубчатых колес. В автоматических коробках
передач используется, как правило, шестерёнчатые насосы с внутренним
зацеплением. Ведущей шестернёй является внутреннее зубчатое колесо, которое,
как уже отмечалось, приводится непосредственно от коленчатого вала двигателя.
Работа насоса похожа на работу зубчатой передачи с внутренним зацеплением.
Но только в отличие от простой зубчатой передачи в насосе устанавливается
делитель (рис.6-4), который по своей форме очень похож на полумесяц.
Назначение делителя – предотвратить утечку жидкости из зоны нагнетания.
При выходе зубьев из зацепления объём между зубьями колес
увеличивается, что приводит к появлению в этом месте зоны разряжения, поэтому
к этому месту подводится всасывающая магистраль насоса. Поскольку давление
в зоне разряжения меньше атмосферного, то ATF выталкивается из поддона во
всасывающую магистраль насоса.