Система смазывания двигателя комбинированная, с «мокрым» картером. Масло
под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого
вала, к подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел, к
подшипникам топливного насоса высокого давления и компрессора.
Предусмотрена пульсирующая подача масла к верхним сферическим опорам
штанг толкателей.
Система смазывания включает в себя масляный насос, картер масляный,
фильтры — полнопоточный и центробежный, воздушно-масляный радиатор,
масляные каналы в блоке и головках цилиндров, передней крышке и картере
маховика, наружные маслопроводы, маслозаливную горловину, клапаны для
обеспечения нормальной работы систем и контрольные приборы.
Схема системы смазывания показана на рис. 30. Из картера 17 через
маслоприемник 16 масло поступает в нагнетающую и радиаторную секции
масляного насоса 7; из нагнетающей секции через канал в правой стенке
блока оно подается в фильтр 15 очистки масла, где очищается двумя
фильтрующими элементами, затем поступает в главную магистраль 18, откуда
по каналам в блоке и головках цилиндров направляется к коренным
подшипникам коленчатого вала, втулкам коромысел и верхним наконечникам
штанг толкателей. К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подается
по отверстиям внутри вала от ближайшей коренной шейки. Масло, снимаемое
со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает
опоры пор-шневого пальца в бобышках и подшипник верхней головки шатуна.
Через каналы в задней стенке блока цилиндров и картере маховика масло
под давлением поступает к подшипникам: компрессора 1, через каналы в
передней стенке блока—к подшипникам топливного насоса 2 высокого
давления. Предусмотрен отбор масла из главной магистрали для подачи к
включателю 3 гидромуфты 4, который установлен на переднем торце блока и
управляет работой гидромуфты привода вентиляторов. Из радиаторной секции
масляного насоса масло поступает к центробежному фильтру 11, далее — в
радиатор и затем сливается в картер. При закрытом кране 10 масло из
центробежного фильтра через сливной клапан 9, минуя радиатор, сливается
в картер.
Остальные детали и сборочные единицы двигателя смазываются
разбрызгиванием и масляным туманом.
Масляный насос (рис. 31) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров.
Нагнетающая секция насоса подает масло в главную магистраль двигателя,
радиаторная секция — в центробежный фильтр и радиатор. В корпусах секций
1 и 5 установлены предохранительные клапаны 11 и 18, отрегулированные на
давление открытия 833,6...931,7 кПа (8,5...9,5 кгс/см2) и
предназначенные для ограничения максимального давления на выходе из
секций насоса. Клапан 14 системы смазывания, срабатывающий при давлении
392,4...441,31кПа (4,0...4,5 кгс/см2), предназначен для ограничения
давления в главной магистрали двигателя.
Фильтр очистки масла (рис. 32), установленный на правой стороне блока
цилиндров, состоит из корпуса 19, колпаков 24 и двух бумажных
фильтрующих элементов 23. В корпусе фильтра установлен перепускной
клапан 16 с сигнализатором засоренности фильтроэлементов. Сигнальная
лампа засоренности фильтроэлементов расположена на щитке приборов в
кабине. Допускается свечение или мигание лампы при пуске и прогреве
двигателя. При постоянном свечении лампы на прогретом двигателе замените
фильтрующие элементы.
В корпусе фильтра установлены датчики давления
масла и сигнализации о недопустимом понижении
[менее 68,7 кПа (0,7 кгс/см2)] давления масла в главной магистрали.
Перепускной клапан перепускает неочищенное масло в главную магистраль,
минуя фильтрующий элемент, при низкой температуре масла или значительном
засорении фильтрующих элементов при перепадах давления на элементах
245,8... 294,2 кПа (2,5... 3,0 кгс/см2).
Фильтр центробежный масляный (рис. 33) — с активно-реактивным приводом
ротора, установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны
двигателя. Ротор 3 (рис. 34) в сборе с колпаком 2 приводится во вращение
струПй масла, вытекающей из тангенциальной щели в оси 11 ротора, а также
реактивными силами, возникающими при входе масла в тангенциальные каналы
ротора.
При работе двигателя масло из радиаторной секции насоса под давлением
подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Под действием
центробежных сил механические частицы отбрасываются к стенкам колпака
ротора и задерживаются, а очищенное масло через отверстие в оси ротора и
трубку 17 поступает в воздушно-масляный радиатор или через сливной
клапан в корпусе фильтра, отрегулированный на давление 49,0... 68,7 кПа
(0,5... 0,7 кгс/см2), в картер двигателя. Перепускной клапан,
установленный в корпусе фильтра, отрегулирован на давление 588,4..
.637,5 кПа (6,0... 6,5 кгс/см2).
Чтобы не нарушить балансировку ротора при обслуживании фильтра, на
роторе и колпаке нанесены метки, которые необходимо совмещать при его
сборке.
Картер масляный стальной штампованный закреплен на нижней плоскости
блока цилиндров болтами. Между картером и блоком установлена
резино-пробковая прокладка для обеспечения герметичности соединения. В
нижней части картера имеется сливная пробка.
Радиатор воздушно-масляный трубчато-пластинчатый, двухрядный, воздушного
охлаждения, установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя.