КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ
АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ
Коленчатый вал (рис. 23) стальной, изготовлен горячей штамповкой,
упрочен азотированном или закалкой токами высокой частоты шатунных и
коренных шеек.
Коленчатый вал имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки. В
шатунных шейках вала выполнены внутренние полости, закрытые заглушками
5, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Полости
шатунных шеек сообщаются наклонными отверстиями с поперечными каналами в
коренных шейках.
На носке и хвостовике коленчатого вала установлены шестерня 6 привода
масляного насоса и ведущая шестерня 3 в сборе с маслоотражателем 2.
Выносные противовесы 4 и 7 съемные, закреплены на валу прессовой
посадкой.
Осевые перемещения коленчатого вала ограничены четырьмя сталеалюминевыми
полукольцами, установленными в проточках задней коренной опо-ры так,
чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала, а ус входил в
паз на крышке заднего коренного подшипника.
Маховик (рис. 24) из серого специального чугуна, закреплен болтами на
заднем торце коленчатого вала и зафиксирован двумя штифтами и
установочной втулкой 8. Зубчатый венец 1 посажен на маховик по
горячепрессовой посадке и служит для пуска двигателя стартером. Число
зубьев венца маховика 113.
На наружной поверхности маховика имеется паз под фиксатор 2 маховика,
который используется при регулировании двигателя.
Шатуны 3 (рис. 25) стальные, двутаврового сечения; нижняя головка
выполнена с прямым и плоским разъемом. Шатун окончательно обработан в
сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы. На крышке и
шатуне нанесены метки спаренности 7 в виде трехзначных порядковых
номеров. При сборке метки на шатуне и крышке должны находиться с одной
стороны. Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра.
На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено по два шатуна.
Подшипниками скольжения служат втулка 2 из биметаллической ленты в
верхней головке шатуна и съемные взаимозаменяемые вкладыши 8 — в нижней.
Крышка шатуна закреплена двумя шатунными болтами 4 с гайками 6.
Поршни 1 из высококремнистого алюминиевого сплава со вставкой
(специальный чугун) под верхнее компрессионное кольцо и
коллоидно-графитным покрытием юбки. На поршне установлены два
компрессионных кольца 12 и одно маслосъемное кольцо 11. Компрессионные
кольца в сечении представляют одностороннюю трапецию, изготовлены из
чугу-на специального химического состава. Рабочая поверхность верхнего
компрессионного кольца покрыта хромом, нижнего — молибденом.
Маслосъемное кольцо прямоугольного сечения с витым пружинным
расширителем и хромированной рабочей поверхностью.
В головке поршня расположена камера сгорания. Подбором варианта
исполнения поршня (табл. 2), с целью уменьшения надпоршневого зазора,
при сборке двигателя обеспечено выступание поршня над уплотнительным
торцом гильзы в пределах 0,5...0,7 мм. Индекс варианта поршня нанесен на
его днище: 10; 20; 30; 40, а также на нерабочем торце выступа гильзы. В
запасные части поставляются поршни с индексом «10», которые при ремонте
допускается устанавливать в гильзы с любым индексом.
Поршень с шатуном соединен пальцем 10 (см. рис. 25) плавающего типа,
осевое перемещение пальца в поршне ограничено стопорными кольцами 9.
Поршневой палец изготовлен из хромоникелевой стали в виде пустотелого
цилиндрического стержня, упрочнен цементацией и закалкой.
Вкладыши подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна сменные,
тонкостенные, трехслойные, с рабочим слоем из свинцовистой бронзы.
Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника колечатого вала
невзаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода
масла и канавка для его распределения.