ПРЕДОХРАНИТЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А,
БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
В системах электрооборудования автомобилей-самосвалов и
автомобилей-тягачей установлены следующие предохранители.
Предохранитель на 100 а для всей системы электрооборудования, кроме цепи
стартера и подкапотной лампы.
Термобиметаллический предохранитель ПР315 па 15 а для защиты системы
освещения.
Предохранитель на 10 а для защиты цепи розетки переносной лампы.
Предохранитель на 10 а для защиты цепи сигнализации торможения.
Предохранитель на 10 о для защиты цепей контрольно-измерительных
приборов и контрольных ламп двигателя, кроме цепи указателя температуры
охлаждающей жидкости в правом блоке цилиндров двигателя на автомобиле
БелАЗ-540 и цепи указателя давления масла в турбокомпрессоре двигателя
на автомобиле БелАЗ-548Л.
Предохранитель на 10 а для защиты цепей указателя уровня топлива,
электродвигателей отопителя и вентилятора кабины, контрольной лампы
аварийного давления воздуха в пневматическом приводе рабочего тормоза,
указателя температуры воды в правом блоке цилиндров двигателя автомобиля
БелАЗ-540 и указателя давления масла в турбокомпрессоре двигателя
автомобиля БелАЗ-548А.
Предохранитель на 10 а для защиты цепей задней фары, электрического
звукового сигнала и контрольной лампы включения задней фары.
Предохранитель на 6 а для защиты цепи сигнализации
попорота.
Предохранитель па 6 а для защиты цепей контрольно-измерительных
приборов и контрольной лампы гидромеханической передачи.
Предохранитель на 2 а для защиты цепи спидометра.
Предохранитель на 30 а для защиты цепей элемента обогрева ветрового
стекла и электромуфт привода вентиляторов автомобилей-самосвалов
БелАЗ-540А и БелАЗ-548А в северном исполнении и цепи электромагнитов
переключения передач на автомобилях-тягачах.
Предохранитель на 100 а установлен на автомобилях-самосвалах на
внутренней стенке панели приборов возле шунта вольтамперметра, а на
автомобилях-тягачах — на кронштейне реле-регу-лятора.
Термобиметаллический предохранитель установлен на панели приборов. Все
остальные предохранители установлены под панелью приборов спереди двери
кабины.
Основная часть термобиметаллического предохранителя — биметаллическая
пластина, состоящая из слоев разных металлов, обладающих разными
коэффициентами линейного расширения. На концах пластины имеются
контакты, которые прижимаются к зажимам предохранителя. Пластина имеет
небольшую выпуклость сферической формы.
Если цепь, которую защищает предохранитель, исправна, то через
предохранитель проходит ток нормальной величины и его контакты постоянно
замкнуты. При появлении короткого замыкания ток в цепи возрастает,
вызывая сильный нагрев биметаллической пластины, и она выгибается в
обратную сторону, размыкая контакты.
Для включения предохранителя на нем имеется
возвратная кнопка.
Если предохранитель сработал, следует отключить сначала массу
автомобиля, а затем нажать на кнопку предохранителя. Если после
включения массы и цепи освещения предохранитель снова сработает, надо
найти и устранить неисправность в цепи освещения и только после этого
при выключенной массе привести предохранитель в рабочее положение.