Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н.А.) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н.А.) - 1986 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..

 

 

Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н.А.) - часть 19

 

 

>>>147>>>

фактам своевременного пресечения нарушений законности, по конкретным делам. Граждан остро 
волнует состояние борьбы с преступностью, возмущают случаи безнаказанности и 
попустительства в отношении хулиганов, жуликов, взяточников, очковтирателей... Практика 
убедительно показывает, что эффективность усилий по преодолению антиподов 
социалистического образа жизни тем выше, чем теснее связь используемых при этом 
идеологических средств с методами социального воздействия — укреплением социалистической 
законности, обеспечением неотвратимости ответственности за нарушение норм права» 

86

.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии были отмечены заслуги 
правоприменительных органов перед советским народом. Там говорилось: «В укреплении 
социалистической законности и правопорядка высока ответственность органов 

юстиции, суда, 

прокуратуры, советской милиции. Профессиональ

ные знания работников этих органов должны 

сочетаться с гражданским мужеством, неподкупностью и справедливостью. Только такие люди 
могут достойно выполнять возложенные на них серьезные обязанности. Советский народ вправе 
требовать, чтобы их работа была максимально эффективной, чтобы каждое преступление 
должным образом расследовалось и виновные несли заслуженное наказание. В этом деле органам, 
охраняющим правопорядок, будет обеспечена полная поддержка партии и, не сомневаюсь, всей 
нашей общественности» 

87

.

С применением норм уголовного права прежде всего сталкиваются органы дознания. Органами 
дознания в соответствии с законом являются:
1)   органы милиции;
2)   командиры   воинских   частей,' соединений   и   начальники военных учреждений — по делам 
о всех преступлениях, совершенных  подчиненными  им  военнослужащими,  а  также  
военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; по делам о преступлениях, 
совершенных рабочими  и служащими  Вооруженных  Сил,  в  связи  с  исполнением  служебных  
обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
3)   органы государственной безопасности — по делам, отнесенных законом к их ведению;
4)   начальники исправительно-трудовых учреждений — по делам   о   преступлениях   против   
установленного   порядка   несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно
по  делам   о   преступлениях,   совершенных   в   расположении исправительно-трудовых 
учреждений;
5)   органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении 
противопожарных правил;

86

   Р е к у н к о в А. М.   Генеральный   прокурор   СССР.   Важные   проблемы укрепления   социалистической   

законности.— Советское   государство   и   право, 1985, № 2, с. 15.

87

   Материалы XXVI съезда КПСС, с. 65.

10*                                                                                                                             147

>>>148>>>

6)   органы   пограничной   охраны — по  делам   о   нарушениях государственной границы;
7)   капитаны   морских  судов,   находящихся  в  дальнем   плавании, и начальники зимовок в 
период отсутствия транспортных связей с зимовкой (ст. 117 УПК РСФСР).
На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных 
предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а 
также обязанность принятия всех мер для предупреждения и пресечения преступлений. Вся 
деятельность органов дознания протекает в рамках уголовно-процессуального законодательства. 
Место и роль дознания в реализации уголовно-правовой политики определяются тем, что 
дознаватель (орган дознания) — это первый государственный орган, который определяет наличие 
или отсутствие преступления в действиях того или иного лица, дает уголовно-правовую 
квалификацию содеянного, возбуждает уголовное дело. Первоначальная юридическая оценка 
преступления, содержащаяся в постановлении дознавателя о направлении дела следователю или в 
обвинительном заключении, основанная на совокупности собранных доказательств, оказывает 
существенное влияние на последующее рассмотрение дела.
Особая ответственность ложится на дознавателей (органы дознания), когда они решают вопрос о 
квалификации деяния по делам, не подлежащим предварительному следствию, и, минуя его, 
направляют непосредственно в суд. Это дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 96, 97, ч. 1.
ст. 98; ст.ст. 112, 115', 122, 123, ч. 1 ст. 130; ст. 131; ч. 1 ст. 149; ч. 1 ст. 154, 156

1

, 156

2

, 156

3

, 156

4

158; ч. 1 ст. 162, 163, 164, 166, 166

1

, 168, 169, 187, 188

2

, 197, 198—201; ч.' 1 и 2 ст. 206, ч. 1 и 2 ст. 

208, 209, 211', ч. 1 ст. 212', ч. 1 ст. 219 УК РСФСР.
Предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных этими статьями, 
производится только в случаях, когда это признают необходимым суд или прокурор.
По делам об этих преступлениях органы дознания не позднее чем в десятидневный срок 
устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, 
получают объяснения от правонарушителя, очевидцев и других лиц, истребуют справку о наличии
или отсутствии судимостей у правонарушителя, характеристику с места его работы или учебы и 
другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде. У правонарушителя 
отбирается обязательство являться по вызовам органа дознания и суда и сообщать им о перемене 
места жительства. Об обстоятельствах совершенного преступления составляется протокол, в 
котором указываются: время и место его составления, кем составлен протокол, данные о личности 
правонарушителя; место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и 
другие существенные обстоятельства; фактические данные, подтверждающие наличие 
преступления и ви-

148

>>>149>>>

новность правонарушителя; квалификация преступления. К протоколу приобщаются все 
матери/алы, а также список лиц, подлежащих вызову в суд. Начальник органа дознания, изучив 
протокол и приложенные к нему материалы, рассматривает вопрос о возможности применения к 
правонарушителю мер общественного воздействия.
Признав возможным применение к правонарушителю мер общественного воздействия, начальник 
органа дознания с согласия прокурора передает материал на рассмотрение товарищеского суда 
или комиссии по делам несовершеннолетних либо передает правонарушителя на поруки 
трудовому коллективу или общественной организации для перевоспитания и исправления. 
Признав невозможным применение к правонарушителю мер общественного воздействия, 
начальник органа дознания утверждает протокол, после чего все материалы предъявляются 
правонарушителю для ознакомления, О' чем делается соответствующая отметка в протоколе, 
удостоверяемая подписью правонарушителя. Протокол вместе с материалами направляется в суд с
санкции прокурора.
В целом органы дознания и прежде всего милиции (которая ведет дознание по подавляющему 
большинству дел) успешно справляются с выполнением возложенных на них обязанностей 

88

Вместе с тем в их работе имеются недостатки, оказывающие отрицательное влияние на 
правильную реализацию уголовной и, в частности, уголовно-правовой политики. «Отдельные 
сотрудники допускают волокиту в ведении следствия, мирятся с тем, что некоторые преступления 
остаются нераскрытыми, не всегда своевременно и должным образом реагируют на сообщения о 
правонарушениях. Справедливые нарекания граждан вызывают случаи пассивности работников 
милиции в пресечении преступных действий хулиганов, спекулянтов, взяточников, хищений 
народного добра, краж личного имущества граждан. Работники милиции иногда допускают 
превышение своих служебных полномочий. Не изжиты еще случаи сокрытия преступлений от 
учета в органах внутренних дел...» 

89

.

Министр внутренних дел СССР В. В. Федорчук говорил, что органы МВД в большом долгу перед 
партией и народом. Медленно еще претворяются в жизнь требования об обеспечении 
максимальной эффективности предупреждения правонарушений, оперативно-розыскной и 
следственной работы, о надежном закрытии каналов хищений и разбазаризовании народного 
добра. Среди корыстных преступлений вызывают обеспокоенность хищения и

88

   См.:  Указ    Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня  1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской

милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью».— Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, 
№ 24, ст. 309.

89

  Коренев А. П.   Права   советской   милиции   и   социалистическая   законность.— Советское государство и право, 

1983, № 11, c

v

 61—62.

.149

>>>150>>>

кражи государственного и общественного имущества в агропромышленном комплексе, торговле и
сфере услуг, строительстве и на транспорте. В отдельных местностях не снижается и даже 
возрастает количество правонарушений. В числе совершивших преступления каждый пятый не 
работал и не учился. Вызывает беспокойство практически не снижающийся уровень преступности 
несовершеннолетних» 

90

.

Органами предварительного следствия по уголовным делам являются следователи прокуратуры, а 
также следователи органов внутренних дел и государственной безопасности. Обязательность 
предварительного следствия и подследственность определены уголовно-процессуальным законом 
(ст. 126 УПК РСФСР). В частности, суд или прокурор могут признать необходимость 
предварительного следствия по любому уголовному делу, и предварительное следствие 
обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, 
которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое 
право на защиту.
Следственный аппарат прокуратуры включает следователей, старших следователей, следователей 
по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам и военных следователей.
Вся деятельность следователя основана на строгом соблюдении уголовно-процессуального и 
уголовного законодательства. При производстве предварительного следствия все решения о 
направлении следствия и производства следственных действий следователь принимает 
самостоятельно (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от 
прокурора) и несет полную ответственность за их законность и своевременное проведение.
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, 
о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого
суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с 
письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указания 
нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому 
следователю (ст. 127 УПК РСФСР).
Следователь производит ряд следственных действий, связанных с уголовно-правовой 
квалификацией, т. е. с практическим применением норм уголовного права. Прежде всего это 
происходит при привлечении лица в качестве обвиняемого. В постановлении о привлечении в 
качестве обвиняемого кроме других обязательных реквизитов обязательно должно быть указано 
преступ-

90

 Федорчук В. В.   Укреплять   научные  основы  деятельности   органов внутренних дел, с. 13.

150

>>>151>>>

ление; в совершении которого обвиняется лицо, с уточнением времени, места и других 
обстоятельств совершения преступления, уголовный закон, предусматривающий данное 
преступление. Сущность предъявленного обвинения разъясняется обвиняемому при ознакомлении
последнего с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого. Если в ходе 
предварительного следствия возникнут основания для изменения предварительного обвинения 
или для его дополнения, следователь обязан предъявить обвиняемому новое обвинение.
Производство предварительного следствия заканчивается составлением обвинительного 
заключения либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрении вопроса о 
применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении 
дела  (ст. 199 УПК РСФСР).
Формулировка обвинения и его юридическая квалификация в обвинительном заключении 
излагаются путем указания, какое именно преступление вменяется обвиняемому, какой состав 
преступления предусматривает это действие (бездействие) и по какой статье или статьям 
Уголовного кодекса это деяние квалифицируется.
Конечно, применение следователем норм уголовного права в процессе предварительного 
расследования или отказ от применения этих норм не предрешают окончательного решения 
вопроса о судьбе лица, в отношении которого велось предварительное расследование. Ведь любое 
решение следователя, если оно незаконно, может быть отменено прокурором или судом в ходе 
рассмотрения уголовного дела. Однако несомненно, что решение следователя о применении или 
неприменении уголовно-правовой нормы, подкрепленное ссылками на имеющиеся по делу 
доказательства, оказывается серьезное психологическое воздействие на прокурора и судей, 
заставляя их принимать неверные решения и тем самым искажать советскую уголовно-правовую 
политику. Действия следователя, в основе которых лежат нарушения уголовно-правовых норм, 
отрицательно сказываются на формировании правосознания советских граждан (как при 
необоснованном применении уголовно-правовой нормы, так и при отказе от ее применения при 
отсутствии законных к тому оснований), что является немаловажным фактором, влияющим на 
реализацию уголовно-правовой политики.
Так, органы следствия предъявили обвинение М. Амбарцумян в злоупотреблении служебным 
положением (ст. 143 УК КазССР). М. Амбарцумян была признана виновной в том, что работая 
бухгалтером республиканской конторы «Казкультторга», в декабре 1978 р., злоупотребляя 
служебным положением, при обнаружении у зав. складом радиомузыкальных товаров Кзыл-
Ордин-ской базы «Культторга» Шайбасова крупной недостачи това-ро-материальных ценностей 
выдала ему две справки о необходимости переоценки радиоприемников на сумму 6341  руб. и маг-

151

>>>152>>>

нитных лент на сумму 2573 руб. 60 коп. с последующим списанием этих сумм за счет фонда 
уценки товаров. Эта финансовая операция в последующем и была осуществлена.
Обвинительный приговор был утвержден прокурором, и затем по приговору Кзыл-Ординского 
областного суда М. Амбарцу-мян была осуждена по ст. 143 УК КазССР к одному году 
исправительных работ без лишения свободы с отбыванием наказания по месту работы и 
удержанием из заработка 20% в доход государства. Все вышестоящие судебные инстанции 
Казахской ССР приговор оставили в силе.
При рассмотрении дела в Пленуме Верховного Суда СССР, куда дело поступило по протесту 
Генерального прокурора СССР, было установлено, что неверная квалификация действий М. Ам-
барцумян органами расследования, а затем и судебными органами основывалась на ошибочном 
заключении судебно-бухгал-терской экспертизы, не подтвержденном никакими другими 
доказательствами. На самом деле решение, принятое М. Амбар-цумян, в сложившейся ситуации 
было законным. Пленум Верховного Суда СССР 1 декабря 1983 г. приговор суда и все 
последующие судебные постановления по этому делу отменил и направил его на новое 
рассмотрение. При новом рассмотрении уголовное дело в отношении М. Амбарцумян было 
прекращено за отсутствием в ее действиях состава преступления

91

.

Справедливость восторжествовала, но ведь какие моральные переживания пришлось перенести 
обвиняемой и близким ей людям в течение двух с половиной лет, пока дело разбиралось в 
различных судебно-прокурорских инстанциях.
Важную роль в обеспечении социалистической законности в нашей стране отведена прокуратуре 
СССР. Ст. 164 Конституции СССР установила, что «высший надзор за точным и единообразным 
исполнением законов всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и 
организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных 
депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными 
лицами, а также гражданами возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему 
прокуроров».
В соответствии с Законом о прокуратуре СССР, принятым 30 ноября 1979 г.

92

, деятельность 

прокуратуры СССР направлена на всемерное укрепление социалистической законности и 
правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств закрепленного Конституцией 
общественного строя СССР, его политической и экономической систем, социально-
экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и 
гарантируемых  Конституцией СССР и советскими зако-

91

   Бюллетень Верховного Суда СССР, 1984, № 6, с. 10—11.

92

  Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, № 49, ст. 843.

•152

>>>153>>>

' нами, прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, 
колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.
Всей своей деятельностью прокуратура способствует воспитанию должностных лиц и граждан в 
духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и 
правил социалистического общежития   (ст. 2 Закона).
Прокурор самым непосредственным образом связан с применением уголовно-правовых норм. Он 
осуществляет-надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, 
для чего требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела,
документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, отменяет незаконные и 
необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание, дает письменные 
указания о квалификации преступления, проводит в необходимых случаях расследование в 
полном объеме по любому делу, возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении, 
прекращает или приостанавливает производство по уголовным делам, дает согласие на 
прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это 
предусмотрено законом, утверждает обвинительное заключение, направляет уголовные дела в суд 
(ст. 29 Закона о прокуратуре СССР).
Прокурор имеет право вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела. 
Осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, прокурор участвует в 
распорядительном заседании суда, в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в 
кассационном и надзорном порядке, поддерживает перед судом государственное обвинение по 
уголовным делам, а при наличии оснований отказывается от обвинения (ст. 32 Закона о 
прокуратуре СССР).
Прокурор опротестовывает незаконные и необоснованные приговоры суда, принимает меры к 
возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Генеральный прокурор 
СССР вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда СССР, а прокурор союзной 
республики — Пленума верховного суда союзной республики представления о даче судам 
руководящих разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении уголовных дел (ст. 
39 Закона о прокуратуре СССР).
Как видно, деятельность прокуроров может оказать существенное влияние на осуществление 
уголовно-правовой политики. Жизнь показывает, что органы прокуратуры в целом успешно 
решают возложенные на них задачи. В постановлении Президиума Верховного Совета СССР от 12
января 1983 г. «О деятельности прокуратуры СССР» сказано, что «осуществляя предумот-ренные 
Конституцией СССР и Законом „О прокуратуре СССР" функции, органы прокуратуры проводят 
значительную работу по обеспечению социалистической законности, государственного и об-

153

>>>154>>>

щественного порядка, охраны прав советских граждан. Активизировалась деятельность 
прокуратуры за соблюдением хозяйственного законодательства, требований государственной, 
плановой и трудовой дисциплины, по выявлению и пресечению хищений социалистической 
собственности, борьбе с должностными злоупотреблениями, взяточничеством, расточительством, 
бесхозяйственностью, по предупреждению правонарушений» 

93

.

Вместе с тем в этом постановлении был отмечен ряд существенных недостатков в деятельности 
прокуратуры. «Органы прокуратуры не добились заметного улучшения борьбы с преступностью. 
Недостаточно эффективно осуществляется прокуратурой координация работы 
правоохранительных органов по борьбе с тяжкими преступлениями, по предупреждению 
правонарушений, в особенности среди несовершеннолетних. Имеют место серьезные упущения в 
надзоре за дознанием, следствием и рассмотрением в судах уголовных дел, в работе следственного
аппарата по раскрытию преступлений, а также в обеспечении дифференцированного подхода к 
применению мер уголовного наказания. Недостаточным является надзор прокуратуры за 
исполнением законов об охране социалистической собственности, особенно в сельском хозяйстве, 
строительстве и на транспорте. Слабо ведется борьба с приписками в государственной отчетности,
с проявлениями местничества и ведомственности» 

94

.

Генеральный прокурор СССР А. М. Рекунков в докладе на Всесоюзном научно-координационном 
межведомственном совещании ученых-юристов и практических работников правоохранительных 
органов «Связь юридической науки и практики»

95 

в качестве важнейших задач прокуратуры назвал

обеспечение принципа неотвратимости ответственности за каждое совершенное преступление, 
повышение эффективности применения мер уголовного наказания, усиление его воспитательного 
и предупредительного воздействия, организацию, решительной борьбы с хулиганством, 
тунеядством, нетрудовыми доходами и иными формами паразитирования. «Ликвидация 
тунеядства,— говорил он,— один из возможных резервов сокращения преступности; ведь оно дает
четверть всех правонарушений» 

96

.

Он отметил необходимость усиления борьбы с хищениями социалистической собственности, 
взяточничеством, очковтирательством. «Анализ материалов практики показывает, что в 
некоторых отраслях народного хозяйства еще не сделаны необходимые выводы из решений 
партии и правительства по вопросам охраны социалистической собственности. Пока нельзя 
сказать о серьезных сдвигах в этом деле. Вызывает беспокойство состояние борьбы

93

  Там же, 1983, № 3, ст. 33.

94

   Там же.

95

   Рекунков А. М.   Важные   проблемы   укрепления   социалистической законности.— Советское государство и право, 

1985, № 2, с. 16.

96

  Там же, с. 18.

154

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..