Заправка трактора ДТ-54А топливом и смазочными материалами

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 


§ 113.

Заправка трактора ДТ-54А топливом и смазочными материалами

Заправка трактора топливом и смазочными материалами является ответственной операцией технического ухода. От нее зависит продолжительность исправной работы узлов и трактора в целом. Особый порядок заправки тракторов топливом и строгий учет его расхода помогают соблюдать график технических уходов. С целью сокращения потерь топливосмазочных материалов, избежания их засорения механическими примесями передовые колхозы и совхозы организуют хранение нефтепродуктов только на центральной нефтебазе, а в полевых бригадах и отделениях содержится только их аварийный запас. Автомобили-заправщики развозят топливо-смазочные материалы непосредственно на место работы и заправляют тракторы в борозде. Для этого шоферу автозаправщика выдастся специальная заправочная ведомость с указанным в ней лимитом от одного периодического техухода до другого на каждый обслуживаемый трактор.

Когда лимит трактором исчерпан, шофер автозаправщика сдает ведомость на нефтебазу, а взамен получает контрольный талон на очередной технический уход для передачи его мастеру-наладчику.

Применение заправочных агрегатов обеспечивает быструю заправку тракторов топливом, всеми видами смазочных материалов и водой, значительно сокращает их холостые пробеги и устраняет загрязнение топливо-смазочных материалов при заправке, а следовательно, уменьшает непроизводительные затраты на ремонт и приобретение запчастей.

Специализированные службы оснащены передвижными механизированными средствами технического обслуживания: автозаправщиками, автомобилями (агрегатами) для технического ухода АТУ-А, АТУ-П и др.

Все затраты на содержание специализированных служб заносятся в хозрасчетную карточку. В ней ежемесячно фиксируется объем выполненной работы и соответственно затраты. Трактористы-машинисты и члены специализированных бригад за сохранность машин, экономию средств на ремонт и ликвидацию простоев машинно-тракторного парка из-за неисправностей получают премию. Лучший контроль качества обслуживания машин осуществляется при переводе персонала, обслуживающего машинно-тракторный парк, на хозяйственный расчет. Поэтому не случайно, что хозяйства, где хорошо организована работа служб обслуживания, обходятся меньшим количеством машин, а сменная и годовая выработка трактористов-машинистов этих хозяйств высокая.

Топливный бак трактора заправляют дизельным топливом: летом — при температурах выше +5° — марки Л по ГОСТ 305—62 или марки ДЛ по ГОСТ 4749—49; зимой — при температурах от +5° до —20° —марки 3 по ГОСТ 305—62; при температурах от +5° до —30°— марки ДЗ по ГОСТ 4749—49; при температурах ниже —20°—марки А по ГОСТ 305—62 и при температурах ниже —30° — марки ДА по ГОСТ 4749—49.

Смазка дизеля, топливного насоса, редуктора пускового двигателя и заправка бака гидросистемы производится: летом—дизельным маслом ДС-11 (М-10Б) по ГОСТ 8581—63 или Дп-11 по МРТУ № 381—149—64; зимой —дизельным маслом ДС-8 (М-8Б) по ГОСТ 8581—63 или Дп-8 по МРТУ № 381—149—64.

Для смазки подшипников, поддерживающих роликов, направляющих колес и опорных катков применяется автотракторное масло: летом—АК-15 и зимой — АКп-10 по ГОСТ 1862—63.

Для смазки коробки передач, конической передачи и конечных передач применяется трансмиссионное автотракторное масло (нигрол): летом — летнее; зимой — зимнее по
ГОСТ 542—50.

Смазка оси рычагов управления, отжимного и заднего подшипников муфты сцепления, валиков рычагов управления, подшипников водяного насоса, подшипников выключения муфт поворота производится универсальной среднеплавкой смазкой (солидолом) УС-2 по ГОСТ 1033—51 или пресс-солидолом по ГОСТ 4366—64.

Для смазки переднего и заднего подшипников генератора применяется консистентная смазка № 158 по ВТУ № ГНЗ-100-61 или ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433—60.

Заправка топливного бака пускового двигателя производится смесью из 15 объемных частей бензина А-66 по ГОСТ 2084—56 и одной части дизельного масла. Смесь бензина с дизельным маслом рекомендуется приготавливать заблаговременно. Приготовленную
смесь необходимо перемешивать в чистой посуде специальной чистой мешалкой до тех пор, пока она не приобретет однородный цвет. Затем смесь следует перелить в чистую емкость через воронку с сеткой, на которую уложена фланель ворсом вверх.

Применение других сортов топливо-смазочных материалов может вызвать нарушение нормальной работы и сократить срок службы узлов и деталей трактора.

При заправке и смазке трактора следует пользоваться специальным заправочным оборудованием.

Для уменьшения механических примесей, топливо необходимо отстаивать в течение двух-трех суток. Чтобы обеспечить качественный отстой дизельного топлива на пункте технического обслуживания, надо иметь не менее двух цистерн. Емкость каждой цистерны должна быть достаточной для одновременной работы обслуживаемых дизельных тракторов в течение трех-четырех суток. Цистерны должны быть окрашены алюминиевой краской и содержаться в чистоте.

Степень загрязненности дизельного топлива механическими примесями легко проверить в полевых условиях при помощи фильтровальной бумаги. Для этого берут на пробу 1 л предназначенного для заправки дизельного топлива и пропускают его через стандартную фильтровальную бумагу диаметром 190— 200 мм, уложенную в воронку. Осадок на фильтровальной бумаге четко показывает степень загрязненности топлива. Отстоявшееся, чистое дизельное топливо почти не оставляет на бумаге осадка. Неотстоявшееся загрязненное топливо дает заметный, сгущающийся к центру листа коричневый или черный осадок вредных механических примесей.

Выдача топлива из цистерн производится с помощью топливораздаточных колонок или насосных агрегатов.

Смазочные материалы (дизельное масло, автотракторное масло и трансмиссионное масло;, так же как и дизельное топливо, должны содержаться в специально оборудованных цистернах, а солидол — в специальной пыленепроницаемой посуде. Содержание механических примесей, песка или других абразивных веществ в смазочных материалах более

0,05% не допускается.

Для заправки картеров двигателя и механизмов силовой передачи маслом служат маслораздаточная колонка, установка для раздачи нефтепродуктов или ручной маслораздаточный насос. Смазка солидолом производится электромеханическим или пневматическим солидолонагнетателем или ручным рычажноплунжерным солидолонагнетателем.

Заправочное оборудование должно содержаться в чистоте, а заправочные наконечники предохраняются от пыли и грязи.

 

 


§ 114.

Заправка системы охлаждения дизеля трактора ДТ-54А водой

Систему охлаждения заполняют чистой мягкой водой специальными заправочными средствами, которые следует содержать в чистоте. При небрежной заправке в систему охлаждения попадают грязь и другие механические примеси, нарушающие правильную ее работу, что, в свою очередь, вызывает перегрев дизеля, падение мощности и преждевременный выход его из строя. Обычно вода содержит некоторое количество минеральных солей, которые нельзя удалить путем отстоя или фильтрации. В зависимости от содержания солей воду разделяют на мягкую, среднежесткую, жесткую. Мягкой считается дистиллированная и дождевая вода. Речная и озерная относится к среднежесткой воде. Колодезная и ключевая вода считается жесткой, а морская — очень жесткой водой.

Заправка системы охлаждения жесткой водой приводит к образованию накипи на стенках блока и головки цилиндров, которая мешает нормальному охлаждению дизеля, вызывает трещины в головке цилиндров, обрыв клапанов, повышенный износ деталей гильзопоршневой группы, чрезмерное выгорание картерного масла и т. п. Если в районе работы трактора нет мягкой воды, то жесткую воду умягчают.

Наиболее простым методом умягчения воды является ее кипячение или повторное использование ранее слитой воды из системы охлаждения. Перед заправкой кипяченую или слитую воду после отстаивания следует профильтровать через песчаный фильтр или плотную ткань. Воду можно умягчить путем добавления 0,1 г извести, или 0,6 г кальцинированной соды, или 1 кг растительной золы на 10 л воды.

Умягчение воды ведется в специально оборудованном баке. После отстоя в течение 4—5 часов, осветления и фильтрации вода годна к употреблению. Признак мягкой воды — ее способность хорошо мылиться.

Нельзя заливать в систему охлаждения воду, содержащую хлор или сернокислые соли, так как она быстро разъедает тонкие латунные трубки радиатора. Такую воду следует нейтрализовать добавлением 100 г жидкого стекла на 10 л воды.

В перегревшийся дизель надо доливать воду постепенно, не останавливая его. Воду б систему охлаждения доливают обычно одновременно с заправкой трактора топливно-смазочными материалами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..