Основным условием длительного сохранения работоспособности трактора
является систематическое и планомерное проведение технических уходов за
ним. При своевременном и тщательном проведении технических уходов можно
добиться высокой производительности машин, снижения себестоимости
выполняемых работ.
Технический уход за машиной — это комплекс технических мероприятий,
проводимых в строго определенные сроки в установленном объеме,
предупреждающих преждевременный износ машин, обеспечивающих содержание
их в технически исправном состоянии в течение периода эксплуатации до
очередного ремонта.
Технический уход заключается в проверке механизмов трактора,
своевременной и правильной заправке, смазке, регулировке, очистке, а
также в выполнении простейших ремонтных операций.
По срокам выполнения и содержанию операций технический уход
подразделяется на ежесменный, периодические № 1, 2, 3 и сезонный. В
целях облегчения планирования и контроля за соблюдением сроков для всех
отечественных марок и типов тракторов, в том числе и для трактора
ДТ-54А, установлена единая периодичность проведения технических уходов:
ежесменный технический уход проводится в начале смены; технический уход
№ I проводится через 60 моточасов; технический уход № 2 — через 240 и
технический уход № 3 — через 960 моточасов.
Сезонный технический уход проводится при переходе к осенне-зимнему или
весенне-летнему периоду эксплуатации трактора.
Контролировать срок проведения технических уходов можно также по расходу
топлива. Проработал трактор 60 моточасов или израсходовал 500 кг топлива
— проводится технический уход № 1. После проведения трех технических
уходов № 1, когда трактор отработал 240 моточасов или израсходовал 2000
кг топлива — проводится технический уход № 2. Затем счет техническим
уходам начинается сначала. После того как в общей сложности будет
отработано 960 моточасов или израсходовано 8000 кг топлива — проводят
технический уход № 3. Затем начинается новый цикл технических уходов,
проведение которых осуществляется в той же последовательности.
Периодический технический осмотр трактора проводится 1—2 раза в год с
целью контроля за соблюдением правил его эксплуатации, определения
технического состояния, установления возможности дальнейшей
экс-плуатации трактора, выявления потребности б ремонте.
Текущий ремонт трактора ориентировочно проводится через 1920 моточасов
работы, а капитальный — примерно после выработки 5760 моточасов.
Основанием для постановки трактора на ремонт является его фактическое
техническое состояние.
Примерная трудоемкость технических уходов за трактором (в
человеко-часах) с использованием средств механизации составляет:
ежесменного технического ухода — 0,5; технического ухода № 1 — 2,3;
технического ухода №2 — 8,5; технического ухода № 3 — 20; сезонного
технического ухода — 20; технического осмотра — 3.
§ 112. Организация проведения технических уходов
за трактором ДТ-54А
Правила проведения технических уходов требуют, чтобы каждое хозяйство
имело простейшие пункты технического обслуживания машин, снабженные
стационарными и передвижными устройствами, с помощью которых можно
быстро обмыть трактор, заправить его профильтрованным топливом, чистым
маслом, смазать солидолом, а также правильно организованное хранение
топлива и смазочных материалов и, наконец, помещение, где можно
разобрать и отрегулировать механизмы трактора, не опасаясь попадания в
них грязи и пыли.
Во многих хозяйствах такие пункты технического обслуживания организованы
в полевых бригадах, отделениях или центральных усадьбах.
Ежесменный технический уход проводится трактористом-машинистом на
поворотной полосе или на бригадном стане, если он находится близко от
места работы трактора.
Технические уходы № 1 и 2 проводят на полевом стане, где организован
пункт технического обслуживания. Технический уход № 3, а также сезонный
технический уход за трактором следует проводить в мастерской колхоза,
совхоза или районного отделения объединения «Сельхозтехника».
В напряженный период сельскохозяйственных работ нелегко выдержать
жесткий график технического ухода, трудно решиться даже на часовую
остановку агрегата. Учитывая такое положение, сельские инженеры и
механизаторы во многих хозяйствах страны создали специализированные
службы. Эти службы обеспечили условия для высокой производительности
машин при наименьших затратах средств на их содержание. В разгар полевых
работ,
в сроки, строго регламентированные показанием счетчика моточасов или
расходом топлива, мастера-наладчики и слесари (квалифицированные
механизаторы) проводят плановые, технические уходы на месте работы
трактора. Им помогают трактористы-машинисты. Самые сложные узлы и
механизмы систем питания, смазки, электрооборудования, гидронавесной и
управления составляют предмет особого внимания и контроля
мастера-наладчика.