Устройство механизма управления поворотом трактора
Д-54А
Механизм управления предназначен для того, чтобы тракторист из кабины
мог поворачивать трактор во время движения, а также останавливать его
или трогать с места. Устройство и работа правого и левого механизмов
управления аналогичны.
Механизм управления поворотом трактора состоит из двух рычагов 11 и 12
(рис. 123) выключения муфт поворота, педали 23, выключения муфты
сцепления и педалей 10 и 13
тормозов. Рычаги и педаль муфты сцепления с
запрессованными в них втулками насажены на ось 15, а педали тормоза — на
ось 14. Оси закреплены в чугунных кронштейнах 21, привернутых четырьмя
болтами каждый к верхней полке швеллеров рамы трактора. От
проворачивания и продольного перемещения оси удерживаются стопорными
винтами 25. Рычаги и педали удерживаются от продольного перемещения на
осях втулками 22 и 24, прикрепленными к осям. Рычаги и педали тягами
соединены с соответствующими рычагами, непосредственно воздействующими
на муфты поворота, тормоза и муфту сцепления.
Точка присоединения тяг к педалям 10 и 13 и рычагам 11 и 12 расположена
выше их оси поворота, поэтому при отведении педалей вперед тяги работают
на растяжение, а при перемещении рычагов назад — на сжатие. Точки
присоединения тяг к рычагу 11 управления левой муфтой поворота и педали
10 тормоза этой муфты посредством труб 16 и 17 вынесены на левую
сторону. При перемещении рычага управления назад тяга 8, действуя на
рычаг 5, повертывает отводной рычаг 20, который, упираясь своими
выступами в цапфы обоймы, отводит нажимной диск 19 от фрикционных дисков
и тем самым выключает муфту поворота.
Рычаг управления возвращается в исходное положение под действием пружины
18. При нажатии ногой на тормозную педаль 10 соединенная с ней тяга 6
повернет рычаг 3 тормоза, который через звенья 2 затянет тормозную ленту
1 на барабане. После снятия ноги с педали последняя под действием
пружины возвращается в исходное положение. Для удержания педали при
длительном торможении трактора служит зубчатая планка
9, в один из зубцов которой входит штифт, имеющийся на стержне левой
педали тормоза. Длину тяг рычагов управления регулируют навинчиванием
наконечников 7, входящих в шаровые углубления каждого рычага 5.
Механизм управления смазывается солидолом через масленку, ввинченную в
торец полой оси. Из полости оси масло через отверстия в стенке оси
поступает к сферическим подшипникам, а также к подшипникам рычагов
управления и педалей.
Рис. 123. Механизм управления трактором:
а — общая схема; б — ось рычагов муфт поворота и педали муфты сцепления;
в — ось педалей тормозов.
§ 74.
Регулировка механизма управления трактора Д-54А
В процессе эксплуатации, по мере износа фрикционных накладок дисков муфт
поворота и накладок тормозных лент, изменяется свободный и полный ход
рычагов и педалей управления. Зазоры между лентами и барабанами
увеличиваются. В результате ленты не зажимают барабаны, а диски муфт
начинают пробуксовывать. Это затрудняет управление трактором и снижает
его тяговую мощность, экономичность и производительность.
Механизм управления трактором проверяют и регулируют при неработающем
двигателе.
Регулировка механизма управления поворота заключается в восстановлении
нормального свободного хода рычагов выключения муфт поворота и педалей
тормозов. При нормальной работе механизма управления трактором рычаги 11
и 12 (рис. 123) выключения муфт поворота имеют свободный ход (по
рукоятке), равный 60—90 мм от крайнего переднего положения, когда рычаги
упираются в планку пола кабины, до начала выключения муфт поворота. Ход
от крайнего переднего положения до полного выключения муфт поворота
равен 400—500 мм. Полный ход педалей 10 и 13 тормозов равен 120—140 мм.
Для проверки и регулировки свободного хода рычага 11 снимают подушки и
днище сиденья, отвертывают стяжной болт 7 наконечника и регулируют длину
тяги 8, навинчивая ее наконечник с шаровой головкой до тех пор, пока
свободный ход рычага 11 не будет находиться в пределах 60—90 мм. Таким
же образом регулируют свободный ход рычага 12. Ход рукояток рычагов
измеряют стальной линейкой.
Убедившись в правильности регулировки, завертывают стяжной болт 7 и
стопорят наконечник. Если рычаг 5 вилки выключения муфты поворота
снимался, его следует надеть на шлицы валика вилки так, чтобы он был
повернут вперед примерно на 7° от оси вала заднего моста.
При регулировке тормозов устанавливают педаль в крайнее заднее положение
(в сторону сиденья) и изменением длины тяги 6 располагают рычаг 3 назад
под углом 15° к вертикали. Затем затягивают гайку 4 до устранения зазора
между тормозной лентой и барабаном и снова отвинчивают ее на 6—7
оборотов. Зазор между барабаном и тормозной лентой в нижней части
регулируют винтом
11 (рис. 121,а). Для этого затягивают тормозную ленту при помощи педали
и, отпустив контргайку, завинчивают регулировочный винт 11 до упора,
затем отвинчивают его на 1—1,5 оборота и законтривают.
При правильно отрегулированном механизме управления поворот трактора
должен осуществляться плавно, без рывков, а включение тормозов должно
надежно останавливать трактор на сухом грунте при подъеме и спуске до
20°.