Устройство и работа коробки передач трактора Д-54А - часть 2

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Устройство и работа коробки передач трактора Д-54А - часть 2

Механизм переключения передач предназначен для того, чтобы передвигать ведущие каретки шестерен коробки передач и вводить их в зацепление с ведомыми шестернями. Во время включения той или иной передачи обе сцепляемые шестерни не должны вращаться или должны иметь одинаковые окружные скорости. В противном случае попытка включить передачу вызывает разрушение торцов зубьев. Для предотвращения разрушения шестерен при включении механизм переключения передач сблокирован с муфтой сцепления. Механизм блокировки позволяет включать или выключать передачу только при выключенной муфте сцепления.

Механизм переключения передач состоит из качающегося рычага 9, трех валиков, четырех вилок и трех стопоров 16. Валики 6, 38 и 50 переключения, расположены горизонтально и могут передвигаться в отверстиях верхней части корпуса коробки передач. На валиках жестко закреплены стяжными болтами три вилки 17, 37 и 52 и поводок 35, шарнирно соединяющийся с вилкой 41 переключения V передачи. Болты стягивают разрезные головки
вилок и поводка, а также фиксируют их на валиках, проходя через выфрезерованные углубления в последних. От самоотвертывания стяжные болты шплинтуются проволокой. Каждая вилка может перемещаться только в продольном направлении вместе с тем валиком, на котором она сидит. Каретки перемещаются вдоль вала вилками. Последние рожками входят в выточки соответствующих кареток, не препятствуя их вращению.

Вилки на валиках переключения передач закреплены в следующем порядке: на левом валике 6 вилка 17 II и III передач; на среднем валике 50 вилка 52 I и IV передач и на правом валике 38 вилка 37 заднего хода и поводок 35 качающейся вилки 41 V передачи. В отличие от других вилок качающаяся вилка 41 свободно сидит на оси 49, запрессованной в отверстие корпуса коробки передач. При перемещении валика 38 закрепленный на нем поводок 35 переместит верхний конец качающейся вилки 41. Нижние рожки вилки свободно вставленными в их отверстия плавающими пальцами 48 переместят за буртик выточки шестерню 43 V передачи. Задние концы всех трех валиков 6, 38 и 50 перемещаются в отверстиях задней стенки корпуса коробки передач. Указанные отверстия наглухо закрыты литой крышкой 21. Чтобы воздух или масло, попавшие в отверстие, не препятствовали перемещению валиков, в приливе над средним валиком имеется сквозной вертикальный канал для свободного прохода воздуха и масла. Передние концы валиков выступают из корпуса коробки передач. Они имеют квадратные головки с поперечными вырезами. Эти головки, в вырезы которых входит нижний конец рычага 9, заключены в корпусе 7 коробки переключения, привернутом болтами к передней стенке коробки передач. Передвижение валиков переключения осуществляется вручную качающимся рычагом 9.

Рычаг в средней части имеет шарообразное утолщение — яблоко. Оно упирается на сферическое гнездо в литом конусообразном корпусе

10 рычага. Конус рычага крепится к корпусу 7 коробки валиков переключения четырьмя болтами. Чтобы рычаг 9 не мог одновременно переместить два валика, между корпусом рычага и корпусом коробки валиков переключения установлена кулиса 8 (рис. 114 и 115,а). Кулиса представляет собой литую пластинку с направляющими прорезями, ограничивающими перемещение нижнего конца рычага в пределах, необходимых для включения той или иной передачи.

Для предохранения рычага от вращения вокруг своей оси служит штифт, вставленный

в отверстие корпуса рычага. Закругленная головка штифта входит в фрезерованную канавку на яблоке рычага и позволяет ему наклоняться во все стороны, но не дает поворачиваться вокруг своей оси.

От перемещения вниз рычаг удерживается пружиной 12, упирающейся одним концом в защитный колпачок 11, другим — в кольцо, укрепленное на рычаге заклепкой. Поверх уплотнительного колпака установлен резиновый чехол 51, предохраняющий механизмы коробки передач от пыли и влаги. Резиновый чехол
крепится к корпусу 10 рычага хомутиком.

Верхняя часть рычага отогнута вперед, а на его конец навернута шарообразная пластмассовая ручка. Нижний конец рычага оканчивается утолщением в виде шарика.

Рычаг переключения передач, качаясь в шаровой опоре, может входить нижним концом в прорези головок валиков переключения и перемещать их. Передачи включают перемещением верхней части рычага за пластмассовую ручку. В поперечном направлении ручка рычага может занимать три положения: правое, среднее и левое. В каждом из этих положений тракторист может передвигать ручку рычага вперед или назад и включать нужную из шести имеющихся передач. Схема положений пластмассовой ручки рычага показана на рисунке 116, а схема расположения шестерен в коробке передач — на рисунке 117. При нейтральном положении рычага, т. е. когда его ручка находится посредине, подвижные

шестерни коробки передач вращаются вхолостую и не находятся в зацеплении с ведомыми. При перемещении ручки рычага прямо вперед вилка среднего валика включает I передачу. Вращение от первичного вала (ведущего) на вторичный (ведомый) передается через шестерню 5 правой подвижной каретки на шестерню 6 блока шестерен вторичного вала.

При наклоне рычага вправо и перемещении его назад вилка левого валика включит II передачу. Вращение от первичного вала на вторичный передается через шестерню 2 на шестерню 10 блока шестерен вторичного вала.

При этом же наклоне и перемещении ручки рычага вперед вилка левого валика включает III передачу. Вращение от первичного вала на вторичный передается через шестерню 3 на шестерню 8 блока шестерен вторичного вала.

При переводе ручки рычага в среднее нейтральное положение, а затем назад вилка среднего валика включает IV передачу. Вращение от первичного вала на вторичный передается через шестерню 4 на шестерню 7 блока шестерен вторичного вала.

 

 

 

 

Рис. 116. Схема переключения передач.

 

 

 

 

 

Рис. 117. Схема расположения шестерен при включении различных передач

 

 

 

 

Рис. 118. Механизмы блокировки:
1 — рычажок; 2 — валик блокировки; 3 — тяга: 4 -педаль муфты сцепления; 5 — стопор; 6 — вырез.

 

 

 

При наклоне ручки рычага влево и переводе вперед поводок правого валика при помощи качающейся вилки включает V передачу. Вращение от первичного вала на вторичный передается через шестерни 1, 11 и 15 постоянного зацепления и подвижную шестерню 13 на шестерню 9.

Задний ход включается при переводе ручки рычага назад с левым наклоном. При этом вилка правого валика ведет в зацепление шестерню 14 вала заднего хода с шестерней 7 блока шестерен вторичного вала. Вращение от первичного вала передается через шестерни постоянного зацепления 1 и 11 на вал заднего хода и далее на вторичный вал. Вторичный вал при этом вращается в сторону вращения первичного вала.

При переключении шестерен необходимо, чтобы они всегда входили в зацепление на всю ширину зуба, а во время работы не выходили из зацепления. Для того чтобы не было произвольного перемещения кареток, а также самовыключения или самовключения шестерен, в корпусе коробки передач имеется три стопора 16 (рис. 115). Стопоры помещаются в вертикальных отверстиях 16 (рис. 114),

 

просверленных в передней стенке корпуса коробки передач, над каждым продольным отверстием 17, в которых перемещаются, передние концы валиков переключения.

Стопор 16 (рис. 115) представляет собой фасонный стержень. Нижний конец его обработан на конус. Каждый из валиков переключения имеет три поперечных выреза, в один из которых может войти конусный конец стопора. Когда стопор входит в средний вырез, это соответствует выключенному положению передвижной каретки. Если же стопор входит в один из крайних вырезов, это значит, что включена одна из передач. Стопоры входят в вырезы валиков под действием пружин 15, упирающихся верхними концами в крышку 14 корпуса коробки передач, а нижними — в буртики стопоров 16.

В крышке 14 корпуса коробки сделаны три сквозных сверления, в которые проходят верхние концы стопоров 16. Над стопорами в приливе, имеющемся на крышке, установлен валик 13 механизма блокировки. Этот валик служит замком стопоров. На поверхности валика просверлены три гнезда, расположенные против каждого стопора.

Валик 2 (рис. 118,а) блокировки на одном конце имеет коленчатый рычажок 1, который при помощи тяги 3 связан с рычагом педали 4 муфты сцепления. При включенной муфте сцепления стопоры упираются в валик блокировки. Поэтому валики с вилками переключения передач удерживаются стопорами и не могут быть переведены в другое положение.

При нажатии ногой на педаль 4 до упора
валик 2 блокировки под действием тяги 3 повернется и гнезда (углубления) в нем встанут против стопоров. Это дает возможность одному из стопоров 5 (рис. 118,б) при переключении передачи выйти из поперечного выреза 6 валика переключения, не препятствуя переключению требуемой передачи.

Механизм управления муфтой сцепления и блокировкой переключения передач регулируют, когда становится трудно переключать скорости.

Для регулировки механизма блокировки отсоединяют тягу 3 (рис. 119) от рычага 4 педали муфты сцепления и проверяют, свободно ли валик блокировки вращается во втулках крышки. Затем, повернув валик блокировки в положение, при котором возможно перемещение валиков переключения, устанавливают при помощи рычага любой валик переключения передач так, чтобы стопор 5 (рис. 118,б) вышел из поперечного выреза 6 и вошел в паз валика 2 блокировки. После этого полностью выжимают педаль муфты сцепления и регулируют длину тяги 3 (рис. 119), навертывая или вывертывая вилку 2 до совпадения ее отверстия с пальцем рычага валика.

 

 

 

Рис. 119. Регулировка тяги механизма блокировки:
1 — контргайка; 2 — вилка тяги; 8 — тяга; 4 — педаль муфты сцепления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..