Устройство и работа коробки передач трактора Д-54А
- часть 2
Механизм переключения передач предназначен для того, чтобы
передвигать ведущие каретки шестерен коробки передач и вводить их в
зацепление с ведомыми шестернями. Во время включения той или иной
передачи обе сцепляемые шестерни не должны вращаться или должны иметь
одинаковые окружные скорости. В противном случае попытка включить
передачу вызывает разрушение торцов зубьев. Для предотвращения
разрушения шестерен при включении механизм переключения передач
сблокирован с муфтой сцепления. Механизм блокировки позволяет включать
или выключать передачу только при выключенной муфте сцепления.
Механизм переключения передач состоит из качающегося рычага 9, трех
валиков, четырех вилок и трех стопоров 16. Валики 6, 38 и 50
переключения, расположены горизонтально и могут передвигаться в
отверстиях верхней части корпуса коробки передач. На валиках жестко
закреплены стяжными болтами три вилки 17, 37 и 52 и поводок 35, шарнирно
соединяющийся с вилкой 41 переключения V передачи. Болты стягивают
разрезные головки
вилок и поводка, а также фиксируют их на валиках, проходя через
выфрезерованные углубления в последних. От самоотвертывания стяжные
болты шплинтуются проволокой. Каждая вилка может перемещаться только в
продольном направлении вместе с тем валиком, на котором она сидит.
Каретки перемещаются вдоль вала вилками. Последние рожками входят в
выточки соответствующих кареток, не препятствуя их вращению.
Вилки на валиках переключения передач закреплены в следующем порядке: на
левом валике 6 вилка 17 II и III передач; на среднем валике 50 вилка 52
I и IV передач и на правом валике 38 вилка 37 заднего хода и поводок 35
качающейся вилки 41 V передачи. В отличие от других вилок качающаяся
вилка 41 свободно сидит на оси 49, запрессованной в отверстие корпуса
коробки передач. При перемещении валика 38 закрепленный на нем поводок
35 переместит верхний конец качающейся вилки 41. Нижние рожки вилки
свободно вставленными в их отверстия плавающими пальцами 48 переместят
за буртик выточки шестерню 43 V передачи. Задние концы всех трех валиков
6, 38 и 50 перемещаются в отверстиях задней стенки корпуса коробки
передач. Указанные отверстия наглухо закрыты литой крышкой 21. Чтобы
воздух или масло, попавшие в отверстие, не препятствовали перемещению
валиков, в приливе над средним валиком имеется сквозной вертикальный
канал для свободного прохода воздуха и масла. Передние концы валиков
выступают из корпуса коробки передач. Они имеют квадратные головки с
поперечными вырезами. Эти головки, в вырезы которых входит нижний конец
рычага 9, заключены в корпусе 7 коробки переключения, привернутом
болтами к передней стенке коробки передач. Передвижение валиков
переключения осуществляется вручную качающимся рычагом 9.
Рычаг в средней части имеет шарообразное утолщение — яблоко. Оно
упирается на сферическое гнездо в литом конусообразном корпусе
10 рычага. Конус рычага крепится к корпусу 7 коробки валиков
переключения четырьмя болтами. Чтобы рычаг 9 не мог одновременно
переместить два валика, между корпусом рычага и корпусом коробки валиков
переключения установлена кулиса 8 (рис. 114 и 115,а). Кулиса
представляет собой литую пластинку с направляющими прорезями,
ограничивающими перемещение нижнего конца рычага в пределах, необходимых
для включения той или иной передачи.
Для предохранения рычага от вращения вокруг своей оси служит штифт,
вставленный
в отверстие корпуса рычага. Закругленная головка
штифта входит в фрезерованную канавку на яблоке рычага и позволяет ему
наклоняться во все стороны, но не дает поворачиваться вокруг своей оси.
От перемещения вниз рычаг удерживается пружиной 12, упирающейся одним
концом в защитный колпачок 11, другим — в кольцо, укрепленное на рычаге
заклепкой. Поверх уплотнительного колпака установлен резиновый чехол 51,
предохраняющий механизмы коробки передач от пыли и влаги. Резиновый
чехол
крепится к корпусу 10 рычага хомутиком.
Верхняя часть рычага отогнута вперед, а на его конец навернута
шарообразная пластмассовая ручка. Нижний конец рычага оканчивается
утолщением в виде шарика.
Рычаг переключения передач, качаясь в шаровой опоре, может входить
нижним концом в прорези головок валиков переключения и перемещать их.
Передачи включают перемещением верхней части рычага за пластмассовую
ручку. В поперечном направлении ручка рычага может занимать три
положения: правое, среднее и левое. В каждом из этих положений
тракторист может передвигать ручку рычага вперед или назад и включать
нужную из шести имеющихся передач. Схема положений пластмассовой ручки
рычага показана на рисунке 116, а схема расположения шестерен в коробке
передач — на рисунке 117. При нейтральном положении рычага, т. е. когда
его ручка находится посредине, подвижные
шестерни коробки передач вращаются вхолостую и не
находятся в зацеплении с ведомыми. При перемещении ручки рычага прямо
вперед вилка среднего валика включает I передачу. Вращение от первичного
вала (ведущего) на вторичный (ведомый) передается через шестерню 5
правой подвижной каретки на шестерню 6 блока шестерен вторичного вала.
При наклоне рычага вправо и перемещении его назад вилка левого валика
включит II передачу. Вращение от первичного вала на вторичный передается
через шестерню 2 на шестерню 10 блока шестерен вторичного вала.
При этом же наклоне и перемещении ручки рычага вперед вилка левого
валика включает III передачу. Вращение от первичного вала на вторичный
передается через шестерню 3 на шестерню 8 блока шестерен вторичного
вала.
При переводе ручки рычага в среднее нейтральное положение, а затем назад
вилка среднего валика включает IV передачу. Вращение от первичного вала
на вторичный передается через шестерню 4 на шестерню 7 блока шестерен
вторичного вала.
Рис. 116. Схема переключения передач.
Рис. 117. Схема расположения шестерен при
включении различных передач
При наклоне ручки рычага влево и переводе вперед
поводок правого валика при помощи качающейся вилки включает V передачу.
Вращение от первичного вала на вторичный передается через шестерни 1, 11
и 15 постоянного зацепления и подвижную шестерню 13 на шестерню 9.
Задний ход включается при переводе ручки рычага назад с левым наклоном.
При этом вилка правого валика ведет в зацепление шестерню 14 вала
заднего хода с шестерней 7 блока шестерен вторичного вала. Вращение от
первичного вала передается через шестерни постоянного зацепления 1 и 11
на вал заднего хода и далее на вторичный вал. Вторичный вал при этом
вращается в сторону вращения первичного вала.
При переключении шестерен необходимо, чтобы они всегда входили в
зацепление на всю ширину зуба, а во время работы не выходили из
зацепления. Для того чтобы не было произвольного перемещения кареток, а
также самовыключения или самовключения шестерен, в корпусе коробки
передач имеется три стопора 16 (рис. 115). Стопоры помещаются в
вертикальных отверстиях 16 (рис. 114),
просверленных в передней стенке корпуса коробки
передач, над каждым продольным отверстием 17, в которых перемещаются,
передние концы валиков переключения.
Стопор 16 (рис. 115) представляет собой фасонный стержень. Нижний конец
его обработан на конус. Каждый из валиков переключения имеет три
поперечных выреза, в один из которых может войти конусный конец стопора.
Когда стопор входит в средний вырез, это соответствует выключенному
положению передвижной каретки. Если же стопор входит в один из крайних
вырезов, это значит, что включена одна из передач. Стопоры входят в
вырезы валиков под действием пружин 15, упирающихся верхними концами в
крышку 14 корпуса коробки передач, а нижними — в буртики стопоров 16.
В крышке 14 корпуса коробки сделаны три сквозных сверления, в которые
проходят верхние концы стопоров 16. Над стопорами в приливе, имеющемся
на крышке, установлен валик 13 механизма блокировки. Этот валик служит
замком стопоров. На поверхности валика просверлены три гнезда,
расположенные против каждого стопора.
Валик 2 (рис. 118,а) блокировки на одном конце имеет коленчатый рычажок
1, который при помощи тяги 3 связан с рычагом педали 4 муфты сцепления.
При включенной муфте сцепления стопоры упираются в валик блокировки.
Поэтому валики с вилками переключения передач удерживаются стопорами и
не могут быть переведены в другое положение.
При нажатии ногой на педаль 4 до упора
валик 2 блокировки под действием тяги 3 повернется и гнезда (углубления)
в нем встанут против стопоров. Это дает возможность одному из стопоров 5
(рис. 118,б) при переключении передачи выйти из поперечного выреза 6
валика переключения, не препятствуя переключению требуемой передачи.
Механизм управления муфтой сцепления и блокировкой переключения передач
регулируют, когда становится трудно переключать скорости.
Для регулировки механизма блокировки отсоединяют тягу 3 (рис. 119) от
рычага 4 педали муфты сцепления и проверяют, свободно ли валик
блокировки вращается во втулках крышки. Затем, повернув валик блокировки
в положение, при котором возможно перемещение валиков переключения,
устанавливают при помощи рычага любой валик переключения передач так,
чтобы стопор 5 (рис. 118,б) вышел из поперечного выреза 6 и вошел в паз
валика 2 блокировки. После этого полностью выжимают педаль муфты
сцепления и регулируют длину тяги 3 (рис. 119), навертывая или
вывертывая вилку 2 до совпадения ее отверстия с пальцем рычага валика.