ЗАМЕНА КОМПРЕССОРА ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

  Главная       Учебники - Техника      Мир климата (монтажнику) спецвыпуск

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5 

 

 

 

ЗАМЕНА КОМПРЕССОРА ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

 

Вопрос о замене компрессора на практике возникает довольно часто. При замене компрессоров работники сервисной службы в первую очередь руководствуются правилом  заменяемый компо­нент должен соответствовать оригиналу производителя. Так ли это важно? Что делать, если нет возможности использовать ори­гинальный компрессор, в силу его отсутствия?

Необходимо сделать акцент на чисто геометрическую совмести­мость компоновочной схемы (со­вместимость посадочных мест, фи­зический объем компрессора, угол разворота осушителя и так далее).

Наиболее прогнозируемым параметром является соответ­ствие основания компрессора по посадочным местам. Традицион­но для крепления роторного компрессора, в наружных блоках используется трехточечное ос­нование в виде равностороннего треугольника. В таблице, подго­товленной на базе информации производителей компрессоров, приведены данные о диаметрах оснований роторных компрес­соров следующих марок (см. таб­лицу).

Таким образом, для оборудо­вания с малой холодопроизводи­тельностью (5,000-9,000 BTU), используются в основном комп­рессоры с диаметром основания 160 или 150 мм. Для моделей с номинальной  холодопроизводи­тельностью 12,000 BTU и выше практически все производители используют основание диамет­ром 176 мм.

Марка (Производитель)

Серия

Холодо­производительность

Диаметр платформы

HITACHI

Серия SG(G)

4,800-10,500 BTU

160

HITACHI

Серия SH(H)

11,800-23,200 BTU

176

MATSUSHITA

Серия R

5,000-7,500 BTU

150

MATSUSHITA

Серия Р

6,500-13,500 BTU

150

MATSUSHITA

Серия К

11,900-26,500 BTU

176

MATSUSHITA

Серия J

15,500-35,000 BTU

196/210

L'Unite Hermetique

Серия RGA

6,800-9,450 BTU

150

L'Unite Hermetique

Серия RK/TRK

6,550-14,300 BTU

176

SIAM (Mitsubishi Electric)

Серия RH

7,500-15,700 BTU

176

SIAM (Mitsubishi Electric)

Серия РН

15,700-24,000 BTU

196

SIAM (Mitsubishi Electric)

Серия NH

15,700-34,000 BTU

210

Rechi Precision

Серия 39

4,500-6,270 BTU

150

Rechi Precision

Серия 44

7,100-10,830 BTU

150

Rechi Precision

Серия 48

6,800-15,000 BTU

176

Sanyo

Серия C-R33F

6,780-9,200 BTU

150

Sanyo

Серия C-R50F

9,680-12,500 BTU

176

LG Electronics

Серия QB

4,980-9,250 BTU

150

LG Electronics

Серия QK

9,200-13,500 BTU

176

LG Electronics

Серия QJ

11,750-18,300 BTU

176

Daewoo-Carrier

Серия ЕА

5,000-9,000 BTU

150

Daewoo-Carrier

Серия ЕВ

9,500-11,000 BTU

150

Daewoo-Carrier

Серия ЕС

11,500-13,500 BTU

176

Daewoo-Carrier

Серия ED

12,000-21,500 BTU

176

 

Из данных, приведенных в таб­лице, можно сделать вывод, что в качестве альтернативы можно ис­пользовать компрессор любого производителя с аналогичной хо­лодопроизводительностью.

Как показывает практика, за­мена вышедшего из строя комп­рессора любой холодильной ма­шины и, в частности, бытового кондиционера требует выполне­ния определенных правил, пре­небрежение которыми может привести к тому, что выполнен­ная работа и материальные зат­раты окажутся напрасными и новый компрессор преждевре­менно выйдет из строя.

Среди причин выхода комп­рессора из строя отметим следу­ющие:

- нарушение правил монтажа кондиционера;

- нарушение правил эксплуа­тации кондиционера;

- использование некачествен­ных материалов при монтаже и обслуживании кондиционера;

- заводской брак. Типичными ошибками мон­тажа являются:

- отсутствие вакуумирования фреоновой магистрали или не­достаточное  вакуумирование. Следствие  повышенное давле­ние конденсации, наличие водя­ных паров во фреоновом конту­ре. Результатом, как правило, является пробой изоляции об­мотки двигателя компрессора;

- нарушение правил монтажа фреоновых магистралей, а имен­но: несоблюдение уклонов, от­сутствие маслоподъемных пе­тель,    слишком    длинные магистрали, заломы труб. След­ствие  нарушение системы смазки компрессора;

- некачественное соединение фреоновых трубопроводов;

       -попадание посторонних предметов  в  трубопроводы (стружка остатки припоя и флю­са, мусор).

Нарушение правил эксплуа­тации кондиционеров, к сожале­нию, занимает далеко не после­днее место среди причин выхода из строя компрессоров бытовых кондиционеров. Наиболее харак­терные из них:

- включение кондиционера с реверсивным циклом на «тепло» при температурах окружающего воздуха ниже  5°С;

- включение кондиционера в режим «тепло» или «холод» при утечке хладагента.

Оба эти нарушения приводят к тому, что двигатель герметич­ного компрессора, который, как известно, охлаждается парами хладагента перегревается, меня­ются смазочные свойства масла, ухудшается сопротивление изо­ляции, компрессор выходит из строя.

Кроме того, опасность вклю­чения кондиционера на «тепло» зимой, заключается в возможном повреждении клапанной систе­мы компрессора из-за попадания в него жидкого, не испарившего­ся при низкой температуре хла­дагента (гидроудар).

Что касается использования некачественных комплектую­щих в процесс монтажа, то это в первую очередь относится к медным трубам низкого каче­ства, иногда с мусором или стружкой внутри или же хлада­гентов с повышенной влажнос­тью, что чревато поломкой ком­прессора.

Заводской брак при изготов­лении компрессоров, к счастью, явление достаточно редкое.

Перед заменой компрессора необходимо составить опти­мальный план работы, который во многом зависит от степени и характера загрязнения фреоно-вого контура посторонними примесями.

Эту информацию можно по­лучить с помощью анализа проб масла компрессора. Для этого производится демонтаж комп­рессора, масло из которого сли­вается в чистую емкость, и произ­водится его проверка на:

- цвет и запах масла;

- отсутствие посторонних включений;

- экспресс анализ масла на кислотность.

Масло должно быть про­зрачным, с легким нерезким за­пахом.

Темное масло с резким запа­хом гари указывает на то, что компрессор перегревался, про­

изошло разложение масла. Тест покажет высокую кислотность масла.

В этом случае необходима промывка всей фреоновой маги­страли, включая трубопроводы внутреннего и наружного блоков и соединительной магистрали.

Если масло мутное и имеет зе­леноватый оттенок, то тест на кислотность  положительный. Сопутствующие признаки  внутренние поверхности трубо­проводов розового цвета (резуль­тат травления меди кислотой).

Анализ посторонних включе­ний во многих случаях позволяет определить характер поврежде­ния компрессора, например:

- наличие стальной или алю­миниевой стружки указывает на повреждение шатунно-поршневой системы компрессора, или клапанов, что может быть резуль­татом нарушения системы смаз­ки компрессора, гидроудара или заводского брака;

- наличие медной стружки указывает на брак монтажа или некачественные трубы;

- наличие хлопьев сажи  на короткое замыкание обмотки двигателя компрессора.

Замена компрессора без про­мывки блока возможна, если мас­ло прозрачное, без посторонних включений, анализ на кислот­ность отрицательный.

Выполняются следующие ра­боты.

1. Монтаж нового компрессо­ра в блок (чтобы исключить по­падание окалины внутрь фреоновой   магистрали,   пайка выполняется с азотом, остатки флюса тщательно удаляются).

2. Замена фильтра-осушителя.

3. Тщательное вакуумирование блока.

4. Заправка блока фреоном че­рез жидкостной порт.

5. Тестовый прогон блока на стенде.

6. Монтаж наружного блока на месте установки кондиционера.

Замена компрессора с про­мывкой блока производится, если условия замены без промыв­ки не выполняются, а именно  грязное или «кислое» масло, на­личие в масле посторонних включений.

 

Сложность замены компрес­сора в этих условиях определяет­ся большой вероятностью попа­дания  загрязненного  масла (распределенного по всем эле­ментам фреоновой магистрали) обратно в компрессор.

Поэтому необходимо выпол­нить работы по промывке эле­ментов фреонового контура.

Сложность   конфигурации фреоновой магистрали компрессорно-конденсаторного блока и необходимость тщательного уда­ления промывочной жидкости из него требуют специального обо­рудования, оснастки и владения специальными навыками.

Процедура промывки выгля­дит следующим образом.

1. Фреоновый контур разби­рается на составные части:

- входная магистраль;

- теплообменник;

- выходная магистраль.

2. Производится промывка каждой отдельной части.

      3. Производится удаление промывочной  жидкости из каждой составной части.

      4. Произвести сборку составных частей.

В качестве промывочной жидкости могут испол-ся фреоны R-11,R13 или четыреххлористый углерод.

Промывочная жидкость должна быть:

-хорошо растворять минеральное масло и продукты его разложения;

-не быть агрессивной и ядовитой;

-иметь температуру кипения при атм. давлении 25°С;

Собственно процедура про­мывки заключается в том, что через промываемое устройство направляется поток промывоч­ной жидкости с помощью спе­циальной промывочной стан­ции или баллона с промывоч­ной жидкостью под давлением азота. Степень промывки конт­ролируется визуально, по про­зрачности вытекающей промы­вочной жидкости.

После промывки остатки про­мывочной жидкости удаляются продувкой азотом и тщательным вакуумированием.

Основной недостаток такого способа  большая трудоем­кость, вызванная необходимос­тью разбирать компрессорно-кондснсаторны.й блок на со­ставные части и удалять из них остатки промывочной жидко­сти.

Станция сбора и регенерации, которая может быть использована как промывочная станция, суще­ственно упрощает процедуру про­мывки и снижает трудозатраты.

В качестве промывочной жид­кости в этом случае может быть использован фреон, на котором работал кондиционер.

Подготовка компрессорно-конденсаторного блока к про­мывке заключается в демонтаже компрессора, соединении трубо­проводов всасывания и нагнета­ния, шунтировании расшири­тельного устройства.

Дополнительно к станции не­обходимо иметь емкость для фреона с газовым и жидкостным кранами и комплект трубопрово­дов с запорной арматурой.

В промытый одним из пере­численных способов блок мон­тируется компрессор, и прово­дятся испытания блока на стенде.

Процедуру промывки можно упростить, если использовать ан­тикислотные фильтры на магист­рали всасывания. Учитывая, что компрессор перекачивает фреон в определенном направлении, можно ограничиться промывкой участка фреоновой магистрали от антикислотного фильтра до входа в компрессор, а остальную «грязь» собрать на антикислот­ный фильтр. Однако одного фильтра в этом случае недоста­точно, требуется замена первого фильтра примерно через 2 часа работы кондиционера

Значительные временные зат­раты, необходимые для выполне­ния должным образом всех пере­численных процедур, на деле оборачиваются реальной эконо­мией денег, что, в свою очередь, работает на авторитет ремонт­ника, обеспечивая надежную и безотказную работу отремонти­рованного оборудования.

 

 

ДРЕНАЖНЫЕ ПОМПЫ

 

Выбор конкретной модели помпы зависит от целого ряда факторов.

Важнейшие из них:

- тип и конструкция внутрен­него блока кондиционера;

- расположение в помещении места для слива конденсата;

- конструкция стен и потолка помещения, в котором размещен кондиционер.

Для кассетных кондиционе­ров, которые имеют встроен­ную помпу, дополнительная помпа необходима лишь в не­большом количестве случаев, когда основная помпа не обес­печивает удаление конденсата из-за слишком большого рас­стояния или большой разно­сти высот расположения кон­диционера и места слива конденсата. Для него подойдет помпа любой конструкции и нужной производительности. Помпа может быть размещена в любом удобном месте за фальш-потолком.

Для канальных кондиционе­ров, внутренний блок которых размещается за фальш-потолком, выбор и размещение помпы так­же не проблема.

Наиболее сложно подобрать и установить дренажную помпу на кондиционер, имеющий внутренний блок настенного или напольно-потолочного ис­полнения.

Дренажная помпа для таких блоков при достаточно высокой производительности должна:

- иметь небольшие габариты, позволяющие разместить ее в нише корпуса кондиционера или декоративном коробе;

- обеспечивать всасывание дренажной воды с уровня, лежа­щего ниже помпы;

- обеспечивать подъем и по­дачу дренажной воды на доста­точную высоту и расстояние;

- иметь низкие шумовые ха­рактеристики.

При выборе конкретной мо­дели помпы кроме этого следует также учитывать (рис. I):

- сколько кондиционер про­изводит конденсата;

- высоту всасывания (разницу высот дренажной ванны и места установки насоса) (А);

- высоту вертикального учас­тка нагнетательного трубопрово­да (Б);

- длину горизонтального уча­стка нагнетательного трубопро­вода (В).

Количество конденсата, про­изводимого кондиционером,за­висит от холодопроизводитель­ности кондиционера, температу­ры и влажности обрабатываемого воздуха.

Примерно количество кон­денсата составляет 0,5-0,8 л/час на 1 кВт холодопроизводитель­ности.

Например, если холодопроиз­водительность кондиционера 3 кВт, то объем конденсата состав­ляет примерно 1,5-2,4 л/час.

Производительность помпы должна быть не меньше количе­ства конденсата производимого кондиционером. Производитель­ность является одной из важней­ших характеристик помпы и обя­зательно указывается в техничес­кой документации на помпу.

Чтобы определить области использования различных типов дренажных помп, проведем их классификацию.

В настоящее время дренаж­ные помпы выпускают несколько фирм  производителей. Наибо­лее известными марками помп, представленные на российском рынке, являются <-SAUERMANN>>, «Little Giant», «HYDRON» и менее известные «EDC», «SICCOM», «FRAVID».

Каждая из перечисленных фирм выпускает несколько вари­антов дренажных помп различ­ных по конструкции, производи­тельности и способу установки.

Однако некоторые общие черты дренажных помп различных производителей позволяют раз­делить их на группы. Такое разде­ление позволяет определить предпочтительную область ис­пользования той или иной дре­нажной помпы.

Предлагается разделить дре­нажные помпы на 4 группы.

1. Встраиваемые помпы. Это дренажные помпы, которые устанавливаются непосредствен­но внутрь дренажной ванны, на выходной патрубок или сливной дренажный шланг. Помпа выпол­нена в одном блоке, содержащем датчик уровня, устройство управ­ления и насос. Насос помпы на­ходится на уровне или ниже уровня воды и, следовательно, должен обеспечивать только подъем в нагнетательном трубо­проводе. Область применения таких помп ограничена возмож­ностью установки их внутрь кон­диционера. Обычно это каналь­ные кондиционеры, небольшие центральные кондиционеры и осушители воздуха. Выпускаются помпы производительностью от 5 до 170 л/час. Варианты уста­новки встраиваемой помпы при­ведены на рисунке 2.

2. Раздельные помпы. Эти помпы имеют небольшой нако­пительный резервуар с датчиком уровня. Конструкция резервуара такова, что он может устанавли­ваться как внутрь дренажной ван­ны, так и на выходной дренаж­ный патрубок или шланг. Блок управления и насос размещены в отдельном блоке, который со­единяется с резервуаром корот­ким, обычно 1-2 м, гибким тру-

бопроводом и проводом от дат­чика уровня, установленного в накопительном резервуаре. Такая раздельная конструкция помпы позволяет вынести наиболее крупногабаритные детали пом­пы за пределы внутреннего блока кондиционера. Блок управления и насос могут размещаться выше уровня воды в дренажной ванне, поэтому насос должен обеспечи­вать подъем (лифтинг) дренаж­ной воды с уровня, лежащего ниже места установки насоса. Раздельные помпы по своей кон­струкции приспособлены для ис­пользования в кондиционерах с настенными и напольно-потолочными внутренними блоками небольшой мощности. Произво­дительность раздельных помп составляет от 8 до 60 л/час. Вари­анты установки раздельной пом­пы приведены на рисунке 3.

3. Наливные помпы. Эти помпы, как правило, имеют дос­таточно большой накопитель­ный резервуар, в который дре­нажная    вода    поступает самотеком, то есть наливается. Помпа выполнена в виде одного

блока, в который входит резерву­ар с датчиком уровня, устройство управления и водяной насос. Помпа размещается ниже дре­нажной ванны и имеет достаточ­но большие габариты. Произво­дительность наливных помп составляет от 80 до 1500 л/час при подаче дренажной воды на высоту 3 м. Область применения наливных помп  холодильные системы, кондиционеры боль­шой мощности или группа кон­диционеров. Вариант установки наливной помпы изображен на рисунке 4.

4. Особенностью перисталь­тических помп является лиф­тинг дренажной воды на доста­точно большую (до 15м) высоту. Такую особенность помпе обес­печивает специальный перис­тальтический насос. Производи­тельность таких помп небольшая (до 10 литров). Перистальтичес­кие помпы отличаются способом управления. Наиболее простой способ  сигнал на включение компрессора   кондиционера. Другой способ управления  сигнал термодатчика, установ­ ленного на испарителе кондици­онера.

Существует также некото­рый симбиоз перистальтическо­го насоса и накопительного резервуара от раздельного насо­са с датчиком уровня. Область применения перистальтических помп  это холодильные систе­мы небольшой производитель­ности, для которых другие пом­пы не обеспечивают нужный подъем дренажной воды (рис. 5).

В таблице № 1 приведены ха­рактеристики производительно­сти для некоторых стандартных для каждой группы условий про­кладки дренажной магистрали:

- высоты всасывания (А);

- высоты вертикального учас­тка нагнетательного трубопрово­да (Б);

- длины горизонтального уча­стка трубопровода(В)).

Для удобства поиска помпы с нужными параметрами в каждой группе они расположены в по­рядке возрастания производи­тельности.

Пример выбора помпы.

Рассмотрим конкретный при­мер выбора дренажной помпы для использования в кондицио­нере с настенным внутренним блоком мощностью 5 кВт по хо­лоду. Количество конденсата, производимого кондиционером при работе в режиме «холод», равно 0,8х5= 4л/час.

Предпочтительная   группа помп для использования в таком кондиционере  раздельные помпы. Для стандартных условий по производительности подходят любая из указанных в таблице№1 помп.

Предпочтение отдадим пом­пе, имеющей меньшие габариты и лучшие шумовые характерис­тики (в данном случае помпе фирмы SAUERMANN марки SI 3000).

В документации на помпу имеется таблица производи­тельности дренажной помпы при использовании дренажных трубопроводов внутренним ди­аметром б мм (см. таблицу №2).

Определим по таблице об­ласть возможного использова­ния дренажной помпы для отво­да конденсата кондиционера мощностью 5 кВт.

 

Область таблицы, в которой помпа обеспечивает произво­дительность выше требуемой, выделена зеленым цветом; по­граничная зона, в которой про­изводительность помпы равна количеству конденсата, выделе­на желтым цветом; запрещен­ная зона, в которой производи­тельность помпы меньше тре­буемой  красным цветом.

Следующий шаг  определе­ние конкретных условий про­кладки дренажной магистрали

 

фирма производтель

Марка

Производительность (л/час) при

 

Габариты (длина х ширина х высота)

Особенности

A,м

Б, м

С м

Пр-ть

л/час

                                                                   ВСТРАИВАЕМЫЕ ПОМПЫ

 

1

SICCOM

DE05DC

0

3

10

5

40х65х85

Устанавливается в дренажную ванну

2

SICCOM

DE05EC

0

3

10

5

40х65х85

Устанавливается на

дренажный патрубок

3

FRAVID

MiniCompact

о

3

10

1

114х44х34

Устанавливается на дренажный патрубок

4

SICCOM

DE10DC

о

3

10

10

40х65х85

Устанавливаегся в дренажную ванну

Ч

SICCOM

DE10EC

о

3

10

10

40х65х85

Устанавливается на дренажный патрубок

6

SAUERMANN

SI 1650

о

3

10

17

159х84х100

Устанавливается в дренажную ванну

7

FRAVID

GDW -2N

о

3

10

35

130х80х115

Устанавливается на дренажный патрубок

8

FRAVID -

GD--2N

о

3

10

35

130х80х115

Устанавливав ся в дренажную ванну

9

IIYDRON

DP-6

о

3

10

110

660х300х100

Устанавливается в дренажную нанну

10

HYDRON

DP- 30

о

3

10

170

660х300х100

Упанавливается в дренажную ванн}

                                                                   РАЗДЕЛЬНЫЕ ПОМПЫ

1

SICCOM

DE05L

1

1

10

8

91х38х48

 

 

2

SAUERMANN

SI 2750

1

1

10

9

75х38х60

Шум<Э2дбА

3

SAUERMANN

SI 3000

1

1

10

9

75х38х60

Шум < 30 дбА

4

FDC

PCF50000

1

i

10

9

115х45х30

 

 

Ч

Little Giant

EC-400

1

i

10

10

110х35х45

 

 

6

LittleGiant

EC-250

1

i

10

10

73х22х394

 

 

7

FRAVID

MINI 180

1

i

10

11

''5х55х34

 

 

8

IIYDRON

Tiny Tim

1

i

10

12

1.31х62х32

 

 

9

SAl'ERMANN

SI 3020

1

i

10

18

75х38х60

Шум < 32 дбА

10

SAUERMANN

SI 1750

1

i

10

18

75х75х60

 

 

11

EDC

Waterway

1

i

10

60

160х75х72

 

 

                                                                       НАЛИВНЫЕ ПОМПЫ

1

EDC

B1E2561

-05

3

10

80

253х126х120

 

 

2

EDC

BIE2562

-05

3

10

80

253х126х159

 

 

3

FRAVID

KW-2N

-05

3

10

100

235х145х150

 

 

4

HYDRON

KL20

-05

3

10

140

260х135х130

 

 

5

SAl'ERMANN

SI 1805

-0,5

3

 

 

150

195х130х122

 

 

6

SAUERMANN

SI 1820

-0,5

3

 

 

150

195х130х170

 

 

7

LittleGiant

WCC-20S

-05

3

10

250

300х127х125

 

 

8

HYDRON

KT 15

-05

3

10

300

260х135х210

 

 

9

HYDRON

PAB3

-05

3

10

450

232х150х240

 

 

10

LittleGiant

WCL-24S

-05

3

10

850

305х150х263

 

 

11

FRAVID

HKV-2N

-05

3

10

1240

300х150х265

 

 

12

LittleGiant

WCL-45S

-05

3

10

1500

305х150х267

 

 

                                                                  ПЕРИСТАЛЬТИЧЕСКИЕ ЛОМПЫ

1

HYDRON

PI.C

4

10

 

 

10

168х83х127

 

 

2

LittleGiant

PCS-3

4

10

 

 

3

90х90х100

Управление от сигнала вкл компрессора

3

LittleGiant

PCS-6

4

10

 

 

6

90х90х100

 

 

4

LittleGiant

PCT-3

4

10 "

.

3

90х90х100

Управление от сигнала вкл компрессора итермодатчика

5

LinleGiant

PC1-6

4

10

 

 

6

90х90х100

 

 

6

LittleGiani

PCR-3

4

10

 

 

3

90х90х100

Управление от датчика уровня выносного резервуара

Таблица 1

(А, Б и В). Если найден такой ва­риант прокладки, при котором мы попадаем в зеленую зону таб­лицы, то помпа выбрана правиль­но. Если мы попадаем в красную или желтую зону  необходимо выбрать помпу большей произ­водительности и повторить ука­занные выше шаги для нее.

Как правильно установить и подключить дренажную помпу?

Существуют некоторые об­щие правила:

- резервуар помпы должен ус­танавливаться горизонтально и закрепляться в этом положении;

- дренажные трубопроводы должны быть выполнены из тру­бок рекомендованного диаметра без петель и воздушных «мешков»;

- горизонтальные участки тру­бопроводов должны иметь уклон в направлении движения жидкости;

- электрические подключе­ния должны быть выполнены проводом рекомендованного се-

чения в соответствии со штатной схемой;

- должен быть обеспечен от­вод тепла от тепловыделяющих элементов помпы.

Как избежать неприятнос­тей при выходе помпы из строя?

Самая большая неприятность при выходе помпы из строя  течь конденсата из работающего кондиционера.

Как с этим бороться?

Практически все дренажные помпы для кондиционеров осна­щены трехуровневым датчиком уровня воды.

Первый уровень дает сигнал на отключение насоса помпы, значит вся вода из резервуара удалена.

Второй уровень дает сигнал на включение насоса помпы, то есть требуется удаление воды.

Третий уровень  аварий­ный  дает сигнал о том, что уровень воды превысил допусти­мый, возможна течь.

По этому сигналу необходимо остановить кондиционер.

Как правило, этот сигнал появ­ляется в виде замыкания или раз­мыкания контактной пары. Конк­ретная реализация аварийного отключения кондиционера по сигналу от дренажной помпы за­висит от схемы управления конди­ционером и разрабатывается для каждой модели индивидуально.

Использование правильно по­добранной дренажной помпы позволит решить проблему уда­ления дренажной воды практи­чески в любом, даже очень слож­ном случае.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОГО БАЛЛОНА

Наверное, каждый сервисный центр по обслуживанию и ремон­ту кондиционерной техники сталкивался с ситуацией, когда в арсенале приборов и оборудова­ния в какой-то момент того или иного не оказалось под рукой (увезли на объект, вышел из строя имеющийся в наличии и так да­лее). Конечно, на сегодняшний день не существует проблемы с приобретением оборудования для обслуживания кондиционе­ров, но не каждая фирма может позволить себе купить дорогосто­ящий прибор, тем более, если на такой же уже раскошелились при создании сервисного центра, но находится он в данный момент где-нибудь на объекте. Вот и при­ходится нашему брату-сервисннку поработать по совместитель­ству изобретателем.

Речь пойдет о том, как модер­низировать стандартный баллон из-под фреона для дальнейшего использования его в качестве промывочной емкости или сосу­да для эвакуации хладагента.

Итак, во-первых, нужно убе­диться, что баллон пуст и не на­ходиться под давлением. Затем проделать отверстие под медную трубку (лучше всего подходит трубка диаметром 8-9 мм). Во из­бежание попадания стружки внутрь баллона, отверстие ни в коем случае не рассверливать, а пробить керном до нужного раз­мера в предварительно нагретом месте (нагрев до красного состо­яния осуществляется для лучшего качества отверстия).

 

Чтобы избе­жать повреждения места соеди­нения штатного вентиля с балло­ном во время нагрева и дальней­шей пайки, нужно обмотать это место мокрой тканью. В получен­ное отверстие вставить медную трубку, опустив ее до дна баллона. Отметить длину так, чтобы труб­ка выступала из баллона на 60-70 мм. Извлечь и отпилить трубку под углом 45 градусов, тщательно обработать спил (освободить от стружки и заусенцев), снова вста­вить скошенным концом вниз, опустив до дна. Перед тем как производить все операции по пайке, баллон необходимо на­полнить сухим азотом, вытеснив воздух.

Это поможет избежать образования окалины и окислов внутри баллона. Пайку трубки с баллоном производить кислот­ным припоем. Далее припаять штуцер к трубке (предваритель­но извлечь из него клапан Шре­дера). Для проверки герметично­сти швов спрессовать давлением 20 bar. Место пайки трубки с бал­лоном зачистить и обработать краской. Затем баллон следует отвакуумировать вакуумным на­сосом через манометрический коллектор. Контроль наличия влаги осуществлять мано-вакуумметром с растянутой шкалой от О до lOOO mbar.

Баллон готов для дальнейшего применения в качестве промы­вочной емкости или сосуда для эвакуации хладагента.

После установки дополни­тельного штуцера баллон приоб­рел очень ценное качество: стала возможна его заправка (прежде, это было невозможно, поскольку вентиль баллона конструктивно выполнен как обратный клапан). Посмотрим, какие новые возмож­ности перед нами это открывает.

Емкость для расфасовки хла­дагента.

В баллон можно расфасовы­вать хладагент из больших емко­стей. Процедура очень проста. Баллон вакуумируют. К штуцеру подключают шланг, соединен­ный с большей емкостью, уста­новленной выше нашего балло­на, так, чтобы в соединительный шланг поступал жидкий хлада­гент. Открывают кран, и процесс пошел. Для контроля заполнения баллона можно использовать весы. Заполнение будет происхо­дить быстрее, если баллон термоизолировать. Для этого можно использовать картонную короб­ку, в которую обычно упаковыва­ют баллоны фреона. Промежутки между баллоном и стенками ко­робки можно заполнить, напри­мер, пенопластовой крошкой, ча­сто используемой для упаковки, а сверху баллон закрыть пороло­новой крышкой подходящего размера с отверстиями для шту­цера и крана.

Внимание! В баллон нельзя заправлять больше хладагента, чем указано на нем.

Баллон, из которого не полно­стью израсходован хладагент, можно дозаправлять. Схема со­единений остается той же. После выравнивания давления в емкос­ти и баллоне, вентиль баллона на короткое время приоткрывается, давление в нем падает, и перете­кание хладагента из емкости в баллон возобновляется.

Аналог станции для эвакуа­ции хладагента.

Уже знакомый Вам баллон или несколько баллонов сослу­жат хорошую службу, если необ­ходимо освободить холодиль­ный агрегат от хладагента, а станции эвакуации нет. Выбра­сывать весь хладагент в атмосфе­ру нельзя по экологическим со­ображениям, да и экономически накладно. В зависимости от ем­кости системы готовят один или несколько отвакуумированных  термоизолированных баллонов из расчета заполнения каждого баллона на 2/3. По возможности соединяют фреоновый контур так, чтобы исключить из него ис­паритель. Если сделать это невоз­можно, снижают до минимума теплоприток к нему. Принимают меры для отпирания терморегу­лирующего вентиля (ТРВ) (на­пример, нагревают термобаллон имитируя большой перегрев) и электроклапанов,чтобы обеспе­чить поток хладагента к сервис­ному порту, к которому предпо­лагается подключить баллон. Обычно он расположен в магист­рали всасывания компрессора. Баллон, располагают как можно ниже, соединяют его штуцер сливным шлангом с сервисным портом и сливают хладагент из холодильной машины, как из обычной емкости. Таким обра­зом, удается эвакуировать до 90% хладагента.

Недостатками такой импро­визированной станции можно считать следующие факторы:

- вместе с хладагентом в бал­лон может попасть масло, влага и

грязь, что не позволит использо­вать хладагент для повторной заправки;

- неполное удаление хлада­гента из контура.

С первым из перечисленных недостатков можно бороться, если на входе в баллон устано­вить фильтр  осушитель и смот­ровое стекло с индикатором влажности, по которому можно контролировать годность фильт­ра осушителя. А исключить неже­лательное попадание в холодиль­ную машину вместе с хладаген­том масла можно, если заправку производить парами хладагента через вентиль баллона. Оставше­еся в баллоне масло можно раз­бавить промывочной жидкостью (R-11 или четыреххлористым уг­леродом) и удалить из баллона через вентиль, перевернув бал­лон вниз «головой» и продув че­рез штуцер азотом. После вакуумирования баллон вновь готов к использованию.

Несмотря на недостатки, та­кой способ эвакуации хладагента вполне оправдан с любой точки зрения.

Аналог промывочной стан­ции.

Ремонтник   холодильного оборудования  это почти всегда практик, на чужом или собствен­ном опыте он неминуемо придет к выводу, что при сгорании дви­гателя герметичного компрессо­ра холодильной машины или кондиционера процедура удале­ния горения и разложения масла из холодильного контура являет­ся абсолютно необходимой. Пре­небрежение этим правилом не­минуемо приводит к тому, что нового компрессора, установ­ленного в холодильную машину, очень скоро ждет участь его предшественника. В литературе рекомендуют удалять нежела­тельные примеси из холодильно­го контура промывкой специаль­ными промывочными фреонами, к числу которых относится R-11 и R-113. Особенность этих фреонов  достаточно высокая тем­пература кипения при атмосфер­ном давлении (+2б°С для R-11 и + 5б"С для R-113), то есть в нор­мальных условиях это жидкости, и они являются хорошими ра­створителями минеральных ма­сел и продуктов их разложения.

Качественную промывку не­возможно сделать без специаль­ной промывочной машины. В со­став машины обычно входит емкость для чистой промывоч­ной жидкости, емкость для ис­пользованной   промывочной жидкости, насос и арматура для подключения к промываемому устройству.

В общем, агрегат достаточно сложный, громоздкий и дорогой. Заменить его можно все тем же,

хорошо уже знакомым баллоном. Для этого баллон вакуумируют, примерно на половину заполня­ют промывочной жидкостью и затем надувают сухим азотом до давления не более 20 бар. Допол­нительно нужны шланги и про­зрачная канистра.

Методика использования по­лучившегося агрегата довольно проста.

1. С помощью шланга соеди­няем вентиль баллона с входом промываемого устройства.

2. Шланг промываемого уст­ройства, подключенный к вы­ходу, опускаем в прозрачную канистру.

3. Переворачиваем баллон горловиной вниз и открываем кран.

4. Наблюдаем за цветом выте­кающей в канистру жидкости. Как только она станет прозрач­ной, закрываем кран.

5. Для удаления остатков про­мывочной жидкости поворачи­ваем баллон горловиной вверх. Открываем кран и продуваем промываемое устройство азотом из баллона.

Таким образом, предлагаемое устройство не только проще и де­шевле промывочной машины, но и обладает новым полезным свойством  позволяет удалить часть промывочной жидкости продувкой.

Если дополнить предлагаемое устройство хорошими шланга­ми, несколькими шаровыми кра­нами и комплектом переходни­ков, оно позволит решить многие проблемы, возникающие при эк­сплуатации холодильного обору­дования.

С уважением и наилучшими пожеланиями, редколлегия журнала «Мир климата». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5