КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ

  Главная       Учебники - Техника      Мир климата (монтажнику) спецвыпуск

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5 

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ

 

Кондиционирование.

Кондиционирование возду­ха  это создание и автомати­ческое поддержание (регулиро­вание) в закрытых помещениях всех или отдельных параметров (температуры, влажности, чисто­ты, скорости движения воздуха) на определенном уровне с це­лью обеспечения оптимальных метеорологических условий, на­иболее благоприятных для само­чувствия людей или ведения тех­нологического процесса.

Прежде чем перейти к клас­сификации систем кондицио­нирования, следует отметить, что общепринятой классифи­кации до сих пор не существу­ет, и связано это с многовари­антностью принципиальных схем, технических и функцио­нальных характеристик, зави­сящих не только от техничес­ких   возможностей   самих систем, но и от объектов при­менения (кондиционируемых помещений).

Современные системы конди­ционирования могут быть клас­сифицированы по следующим признакам:

 по основному назначению (объекту применения): комфорт­ные и технологические;

 по принципу расположения кондиционера в обслуживаемом помещении: центральные и мес­тные;

 по наличию собственного (входящего в конструкцию кон­диционера) источника тепла и холода: автономные и неавто­номные;

 по принципу действия: пря­моточные, рециркуляционные и комбинированные;

 по способу регулирования выходных параметров кондици­онированного воздуха: с каче­ственным (однотрубным) и ко­личественным (двухтрубным) регулированием;

 по количеству обслуживае­мых помещений (локальных зон): однозональные и мно­гозональные;

 по давлению, создаваемому вентиляторами   центральных кондиционеров, подразделяются на системы низкого давления (до 100 кг/м2), среднего давления (от 100 до 300 кг/м2) и высокого дав­ления (выше 300 кг/м2).

Кондиционирование возду­ха, согласно СНиП 2.04. 05— 91*, по степени обеспечения метеорологических условий подразделяются на три класса:

первый класс обеспечивает тре­буемые для технологического процесса параметры в соответ­ствии с нормативными докумен­тами; второй класс обеспечивает оптимальные санитарно-гигиенические нормы или требуемые технологические нормы; третий класс обеспечивает допустимые нормы, если они не могут быть обеспечены вентиляцией в теп­лый период года без примене­ния искусственного охлаждения воздуха.

Кроме приведенных класси­фикаций существуют разнооб­разные системы кондициониро­вания, обслуживающие специаль­ные технологические процессы, включая системы с изменяющи­мися во времени (по определен­ной программе) метеорологичес­кими параметрами.

Типы кондиционеров:

1. сплит-системы (настенные, напольно-потолочные, колонно­го типа, кассетного типа, многозоональные с изменяемым рас­ходом хладагента);

2. напольные кондиционеры и кондиционеры сплит-системы с приточной вентиляцией;

3. системы с чилерами и фанкойлами;

4. крышные кондиционеры;

5. шкафные кондиционеры;

6. прецизионные кондицио­неры;

7. центральные кондиционеры.

Вентиляция.

Что же это такое? Энциклопе­дический словарь дает на этот счет следующее определение:

«Под вентиляцией понимают ре­гулируемый воздухообмен, осу­ществляемый для создания в по­мещениях воздушной среды,

благоприятной для здоровья и трудовой деятельности человека. Под вентиляцией также понима­ется совокупность технических средств, необходимых для осу­ществления воздухообмена».

Что именно следует считать комфортным и благоприятным, прописано в СНиП (Строитель­ных Нормах и Правилах).

При всем многообразии сис­тем вентиляции, обусловленном назначением помещений, харак­тером технологического процес­са, видом вредных выделений, их можно классифицировать по следующим характерным при­знакам:

1. по способу создания давле­ния для перемещения воздуха: с естественным и искусственным (механическим) побуждением.

2. по назначению: приточные и вытяжные.

3. по зоне обслуживания: ме­стные и общеобменные.

4. по конструктивному испол­нению: канальные и бесканаль­ные.

Системы вентиляции включа­ют группы самого разнообразно­го оборудования.

1. Вентиляторы:

- осевые вентиляторы;

- радиальные вентиляторы;

- диаметральные вентиляторы.

2. Вентиляторные агрегаты:

- канальные;

- крышные.

3. Вентиляционные установки:

- приточные;

- вытяжные;

- приточно-вытяжные.

4. Воздушно-тепловые завесы.

5. Шумоглушители.

6. Воздушные фильтры.

7. Воздухонагреватели:

- электрические;

- водяные.

8. Воздуховоды:

- металлические;

- металлопластиковые;

- неметаллические;

- гибкие и полугибкие.

9. Запорные и регулирующие устройства:

- воздушные клапаны;

- диафрагмы;

- обратные клапаны.

10. Воздухораспределители и регулирующие устройства возду-хоудаления:

- решетки;

- щелевые воздухораспреде­лительные устройтва;

- плафоны;

- насадки с форсунками;

- перфорированные панели.

11. Тепловая изоляция.

 Отопление.

Задачей любой системы обо­грева является поддержание за­данной температуры внутри по­мещения в то время, когда температура окружающей сре­ды может значительно изме­няться в зависимости от сезона и географического расположе­ния. Для обеспечения заданного режима необходимо компенси­ровать потери тепла, возникаю­щие вследствие разности темпе­ратур, за счет подвода тепловой энергии.

Системы обогрева предназна­чены для компенсации всех ви­дов тепловых потерь: как транс­миссионных (через элементы здания), так и вентиляционных (с притоком холодного воздуха снаружи и потерями теплого воз­духа).

Существуют три основных вида обогревательных систем:

 передающие тепло излуче­нием (инфракрасные системы);

 конвекционные;

 обогревающие подачей теп­лого воздуха.

Типы оборудования. :

1. Инфракрасные системы обогрева:

 печи и камины;

- лампы (электрические и га­зовые);

- панели (водяные, электри­ческие и газовые);

- теплые полы (электрические и водяные);

- радиаторы водяного отопле­ния (чугунные и трубчатые, стальные панельные без конвек-торных решеток).

2. Конвекторы:

- радиаторы конвекторного типа (стальные панельные с кон-векторными решетками);

- радиаторы с принудитель­ной конвекцией;

- конвекторы (электрические и водяные);

- конвекторы с принудитель­ной конвекцией (электрические и водяные).

3. Обогреватели с подачей теплого воздуха:

- тепловые завесы (электри­ческие и водяные);

- тепловые вентиляторы пе­реносные (электрические) и стационарные (электрические и водяные);

- системы воздушного обогре­ва (водяные, электрические и га­зовые).

 

 

 

 

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ХОЛОДИЛЬНОЙ МАШИНЫ

 

Основные понятия, свя­занные с работой холодиль­ной машины.

Охлаждение в кондиционе­рах производится за счет погло­щения тепла при кипении жид­кости.

Когда мы говорим о кипящей жидкости, мы, естественно, дума­ем, что она горячая. Однако это не совсем верно.

Во-первых, температура кипе­ния жидкости зависит от давле­ния окружающей среды. Чем выше давление, тем выше темпе­ратура кипения, и наоборот: чем ниже давление, тем ниже темпе­ратура кипения.

При нормальном атмосфер­ном давлении, равном 7б0 мм рт.ст. (1 атм), вода кипит при плюс 100°С, но если давление по­ниженное, как например в горах на высоте 7000-8000 м, вода нач­нет кипеть уже при температуре плюс 40-60°С.

Во-вторых, при одинаковых условиях разные жидкости име­ют различные температуры ки­пения.

Например, фреон R-22, широ­ко используемый в холодильной технике, при нормальном атмос­ферном давлении имеет темпе­ратуру кипения минус 40,8°С.

Если жидкий фреон находит­ся в открытом сосуде, то есть при

атмосферном давлении и темпе­ратуре окружающей среды, то он немедленно вскипает, поглощая при этом большое количество тепла из окружающей среды или любого материала, с которым на­ходится в контакте. В холодиль­ной машине фреон кипит не в открытом сосуде, а в специаль­ном теплообменнике, называе­мом испарителем. При этом ки­пящий в трубках испарителя фреон активно поглощает теп­ло от воздушного потока, омы­вающего наружную, как прави­ло, оребренную поверхность трубок.

Рассмотрим процесс конден­сации паров жидкости на приме­ре фреона R-22. Температура конденсации паров фреона, так же, как и температура кипения, зависит от давления окружаю­щей среды. Чем выше давление, тем выше температура конденса­ции. Так, например, конденсация паров фреона R-22 при давлении 23 атм., начинается уже при тем­пературе плюс 55°С. Процесс конденсации фреоновых паров, как и любой другой жидкости, со­провождается выделением боль­шого количества тепла в окружа­ющую среду или, применительно к холодильной машине, переда­чей этого тепла потоку воздуха или жидкости в специальном теплообменнике, называемом конденсатором.

Естественно, чтобы процесс кипения фреона в испарителе и охлаждения воздуха, а также про­цесс конденсации и отвод тепла в конденсаторе были непрерыв­ными, необходимо постоянно «подливать» в испаритель жид­кий фреон, а в конденсатор по­стоянно подавать пары фреона. Такой непрерывный процесс (цикл) осуществляется в холо­дильной машине.

Наиболее обширный класс холодильных машин базируется на компрессионном цикле ох­лаждения, основными конструк­тивными элементами которого являются компрессор, испари­тель, конденсатор и регулятор потока (капиллярная трубка), соединенные трубопроводами и представляющие собой замк­нутую систему, в которой цир­куляцию хладагента (фреона) осуществляет компрессор. Кро­ме обеспечения циркуляции, компрессор поддерживает в конденсаторе (на линии нагне­тания) высокое давление поряд­ка 20-23 атм.

Теперь, когда рассмотрены ос­новные понятия, связанные с ра­ботой холодильной машины, пе­рейдем к более подробному рассмотрению схемы .компрес­сионного цикла охлаждения, конструктивному исполнению и функциональному назначению отдельных узлов и элементов.

Схема компрессионного цикла охлаждения.

Кондиционер  это та же хо­лодильная машина, предназна­ченная для тепловлажностной

обработки воздушного потока. Кроме того, кондиционер облада­ет существенно большими воз­можностями, более сложной кон­струкцией и многочисленными дополнительными опциями.

Обработка воздуха предпола­гает придание ему определенных кондиций, таких как температура и влажность, а также направле­ние движения и подвижность (скорость движения).

Остановимся на принципе ра­боты и физических процессах, происходящих в холодильной машине (кондиционере).

Охлаждение в кондиционе­ре обеспечивается непрерыв­ной циркуляцией, кипением и конденсацией хладагента в замк­нутой системе. Кипение хлада­гента происходит при низком давлении и низкой температуре, а конденсация  при высоком давлении и высокой температу­ре. Принципиальная схема комп­рессионного цикла охлаждения показана на рис. 1.

Начнем рассмотрение работы цикла с выхода испарителя (уча­сток 1-1). Здесь хладагент на­ходится в парообразном состоя­нии с низким давлением и температурой.

Парообразный хладагент вса­сывается компрессором, кото­рый повышает его давление до 15-25 атм и температуру до плюс 70-90°С (участок 2-2).

Далее в конденсаторе горячий парообразный хладагент охлаж­дается и конденсируется, то есть переходит в жидкую фазу. Кон­денсатор может быть либо с воз­душным, либо с водяным охлаж­дением в зависимости от типа холодильной системы.

На выходе из конденсатора (точка 3) хладагент находится в жидком состоянии при высоком давлении. Размеры конденсатора выбираются таким образом, что­бы газ полностью сконденсиро­вался внутри конденсатора. По­этому температура жидкости на выходе из конденсатора оказыва­ется несколько ниже температу­ры конденсации. Переохлаждение в конденсаторах с воздушным ох­лаждением обычно составляет примерно плюс 4-7°С.

При этом температура кон­денсации примерно на 10-20°С выше температуры атмосферно­го воздуха.

Затем хладагент в жидкой фазе при высокой температуре и дав­лении поступает в регулятор по­тока, где давление смеси резко уменьшается, часть жидкости при этом может испариться, переходя в парообразную фазу. Таким обра­зом, в испаритель попадает смесь пара и жидкости (точка 4).

Жидкость кипит в испарителе, отбирая тепло от окружающего воздуха, и вновь переходит в па-рообразное состояние.

Размеры испарителя выбира­ются таким образом, чтобы жид­кость полностью испарилась внутри испарителя. Поэтому тем­пература пара на выходе из испа­рителя оказывается выше темпе­ратуры кипения, происходит так называемый перегрев хладагента в испарителе. В этом случае даже самые маленькие капельки хлада­гента испаряются, и в компрессор не попадает жидкость. Следует от­метить, что в случае попадания жидкого хладагента в компрессор, так называемого «гидравличес­кого удара», возможны поврежде­ния и поломки клапанов и других деталей компрессора.

Перегретый пар выходит из испарителя (точка 1J), и цикл возобновляется.

Таким образом, хладагент по­стоянно циркулирует по замкну­тому контуру, меняя свое агрегат­ное состояние с жидкого на парообразное и наоборот.

Все компрессионные циклы холодильных машин включают два определенных уровня давле­ния. Граница между ними прохо­дит через нагнетательный кла­пан на выходе компрессора с одной стороны и выход из регу­лятора потока (из капиллярной трубки) с другой стороны.

Нагнетательный клапан комп­рессора и выходное отверстие регулятора потока являются раз­делительными точками между сторонами высокого и низкого давлений в холодильной машине.

На стороне высокого давле­ния находятся все элементы, ра­ботающие при давлении конден­сации.

На стороне низкого давления находятся все элементы, работа­ющие при давлении испарения. Несмотря на то, что существу­ет много типов компрессионных холодильных машин, принципи­альная схема цикла в них практи­чески одинакова.

Теоретический и реаль­ный цикл охлаждения.

Цикл охлаждения можно представить графически в виде диаграммы зависимости абсо­лютного давления и теплосодер­жания (энтальпии). На диаграм­ме (рис. 2) представлена харак­терная кривая, отображающая процесс насыщения хладагента.

Левая часть кривой соответ­ствует состоянию насыщенной жидкости, правая часть  состоя­нию насыщенного пара. Две кри­вые соединяются в центре в так называемой «критической точ­ке», где хладагент может нахо­диться как в жидком, так и в паро­образном состоянии. Зоны слева и справа от кривой соответству­ют переохлажденной жидкости и перегретому пару. Внутри кривой линии помещается зона, соответ­ствующая состоянию смеси жид­кости и пара.

Рассмотрим схему теорети­ческого (идеального) цикла ох­лаждения с тем, чтобы лучше понять действующие факторы (рис. 3).

Рассмотрим наиболее харак­терные процессы, происходящие в компрессионном цикле охлаж­дения.

Сжатие пара в компрессоре.

Холодный парообразный на­сыщенный хладагент поступает в компрессор (точка С'). В процессе сжатия повышаются его давление и температура (точка D). Теплосодержание также повышается на величину, определяемую отрезком НС'-HD, то есть проекцией линии С' -D на горизонтальную ось.

Конденсация.

В конце цикла сжатия (точка D) горячий пар поступает в кон­денсатор, где начинается его конденсация и переход из состо­яния горячего пара в состояние горячей жидкости. Этот переход в новое состояние происходит при неизменных давлении и тем­пературе. Следует отметить, что,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хотя температура смеси остается тактически неизменной, тепло­содержание уменьшается за счет отвода тепла от конденсатора и превращения пара в жидкость, поэтому он отображается на диа­грамме в виде прямой, парал­лельной горизонтальной оси.

Процесс в конденсаторе про­исходит в три стадии: снятие пере­грева (D-E'), собственно конден­сация (Е-А) и переохлаждение жидкости (А-А').

Рассмотрим кратко каждый

этап.

Снятие перегрева (D-E).

Это первая фаза, происходя­щая в конденсаторе, и в течение ее температура охлаждаемого пара снижается до температуры насыщения или конденсации. На этом этапе происходит лишь отъем излишнего тепла и не про­исходит изменение агрегатного состояния хладагента.

На этом участке снимается примерно 10-20% общего теплосъема в конденсаторе.

Конденсация (Е-А).

Температура конденсации ох­лаждаемого пара и образующейся жидкости сохраняется постоян­ной на протяжении всей этой фазы. Происходит изменение аг­регатного состояния хладагента с переходом насыщенного пара в состояние насыщенной жидкос­ти. На этом участке снимается 60-80% теплосъема.

Переохлаждение жидко­сти (А-А').

На этой фазе хладагент, на­ходящийся в жидком состоянии, подвергается дальнейшему ох­лаждению, в результате чего его температура понижается. Полу­чается переохлажденная жид­кость (по отношению к состоя­нию насыщенной жидкости) без изменения агрегатного со­стояния.

Переохлаждение хладагента дает значительные энергетичес­кие преимущества: при нормаль­ном функционировании пони­жение температуры хладагента на один градус соответствует по­вышению мощности холодиль­ной машины примерно на 1% при том же уровне энергопот­ребления.

Количество тепла, выделя­емого в конденсаторе.

Участок D-A' соответствует изменению  теплосодержания хладагента в конденсаторе и ха­рактеризует количество тепла, выделяемого в конденсаторе. Регулятор потока (А'-В). Переохлажденная жидкость с параметрами в точкеA' поступает на регулятор потока (капилляр­ную трубку или терморегулирую­щий расширительный клапан), где происходит резкое снижение давления. Если давление за регу­лятором потока становится до­статочно низким, то кипение хла­дагента  может происходить непосредственно за регулятором, достигая параметров точки В.

Испарение жидкости в ис­парителе (В-С).

Смесь жидкости и пара (точ­ка В) поступает в испаритель, где она поглощает тепло от окружа­ющей среды (потока воздуха) и переходит полностью в парооб­разное состояние (точка С).

Процесс идет при постоян­ной температуре, но с увеличе­нием теплосодержания.

Как уже говорилось выше, парообразный хладагент не­сколько перегревается на выхо­де испарителя. Главная задача фазы перегрева (С - С')  обес­печение полного испарения ос­тающихся капель жидкости, чтобы в компрессор поступал только парообразный хлада­гент. Для этого требуется повы­шение площади теплообменной поверхности испарителя на 2-3% на каждые 0,5°С пере­грева. Поскольку обычно пере­грев соответствуют 5-8°С, то увеличение площади поверхно­сти испарителя может состав­лять около 20%, что безусловно оправдано, так как увеличивает эффективность охлаждения.

Количество тепла, погло­щаемого испарителем.

Участок НВ-НС' соответству­ет изменению теплосодержания хладагента в испарителе и харак­теризует количество тепла, пог­лощаемого испарителем.

Реальный цикл охлажде­ния.

В действительности в ре­зультате потерь давления, воз­никающих на линии всасыва­ния и нагнетания, а также в клапанах компрессора, цикл охлаждения отображается на диаграмме несколько иным об­разом (рис. 4).

Из-за потерь давления на вхо­де (участок С'-L) компрессор должен производить всасывание при давлении ниже давления ис­парения.

С другой стороны, из-за по­терь давления на выходе (учас­ток М-D'), компрессор должен сжимать парообразный хлада­гент до давлений выше давления конденсации.

Необходимость компенсации потерь увеличивает работу сжа­тия и снижает эффективность цикла.

Помимо потерь давления в трубопроводах и клапанах, на от­клонение реального цикла от те­оретического влияют также по­тери в процессе сжатия.

Во-первых, процесс сжатия в компрессоре отличается от адиа­батического, поэтому реальная работа сжатия оказывается выше теоретической, что также ведет к энергетическим потерям.

Во-вторых, в компрессоре имеются чисто механические по­тери, приводящие к увеличению потребной мощности электро­двигателя компрессора и увели­чению работы сжатия.

В третьих, из-за того, что давление в цилиндре компрес­сора в конце цикла всасывания всегда ниже давления пара пе­ред компрессором (давления испарения), также уменьшается производительность компрес­сора. Кроме того, в компрессо­ре всегда имеется объем, не участвующий в процессе сжа­тия, например, объем под го­ловкой цилиндра.

Оценка эффективности цикла охлаждения.

Эффективность цикла охлаж­дения обычно оценивается коэф­фициентом полезного действия или коэффициентом термичес­кой (термодинамической) эф­фективности.

Коэффициент эффективнос­ти может быть вычислен как со­отношение изменения теплосо­

держания хладагента в испари­теле (НС-НB) к изменению теп­лосодержания хладагента в про­цессе сжатия (HD-HC)

фактически он представляет собой соотношение холодиль­ной мощности и электрической мощности, потребляемой ком­прессором.

Причем он не является пока­зателем производительности холодильной машины, а пред­ставляет собой сравнительный параметр при оценке эффек­тивности процесса передачи энергии. Так, например, если холодильная машина имеет ко­эффициент термической эф­фективности, равный 2,5, то это означает, что на каждую единицу электроэнергии, по­требляемую холодильной ма­шиной, производится 2,5 еди­ницы холода.

Рис. 4. Изображение цикла реального сжатия на диаграмме «Давле­ние-теплосодержание»

 C'L: потеря давления при всасывании

 MD: потеря давления при выходе

HDHC': теоретический термический эквивалент сжатия

HD 'НС': реальный термический эквивалент сжатия C'D: теоретическое сжатие L: LM:реальное сжатие

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ПО ХЛАДАГЕНТАМ

Покупатели бытовых конди­ционеров и крупных систем кон­диционирования все чаще зада­ют вопросы: «Насколько вреден фреон, используемый в системе? Разрешено ли его применение?»

В настоящее время хладагент R12 признан одним из самых вред­ных фреонов. До недавнего време­ни он широко использовался в до­машних холодильниках. Токсич­ность фреонов при прямом воздействии на человека незначи­тельна и нормируется величиной предельно допустимой концент­рации (ПДК), которая составляет ЗООмг/м3 для R12; 3000 мг/м3 для R22 и большинства других фрео­нов. Чем же вреден тогда R12?

Как показали научные иссле­дования, R12, попадая в верхние слои атмосферы, способствует разрушению озонового слоя Земли. Это приводит к повы­шенному проникновению ульт­рафиолетовой радиации к по­верхности Земли, оказывающей разрушительное воздействие на организм человека.

Именно поэтому мировое со­общество обеспокоено этой экологической проблемой, име­ющей глобальное значение. Действительно, фреон R12, вы­пущенный в атмосферу в Рос­сии, может увеличить поток уль­трафиолета в Америке.

В соответствии с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в 1987 г. вступил в дей­ствие «Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоно­

вый слой» во исполнение Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г., предусматривающий постепенное сокращение произ­водства и потребления ряда хлор­фторуглеродов.

Сегодня 90% кондиционеров используют хладагент R22.

В качестве хладагентов, заме­няющих  R22,  предлагаются R134a,R407c и HR410A,

В России регулированием ввоза продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, за­нимается Центральный аппарат Роскомэкологии России.

Озоноразрушающая актив­ность хладагентов оценивается величиной озоноразрушающего потенциала, который может при­нимать значения от 0 (для озоно-безопасных хладагентов) до 13 (для озоноразрушающих).

Так озоноразрушающий по­тенциал R12 равен 1,0; R22 — 0,05; R134a — 0; R407c — 0.

Значит ли это, что проблема создания новых хладагентов ре­шена и они отвечают всем предъявляемым требованиям.

К сожалению, идеального хла­дагента пока не существует, и если R134а не разрушает озоно­вый слой, что очень хорошо, то его термодинамические свойства далеки от совершенства.

Хладагент, являющийся ра­бочим телом кондиционера, выбирается разработчиками систем кондиционирования с учетом большого числа факто­ров: высокой эффективности работы оборудования, низкой стоимости, пожаробезопасности и токсичности. Требования к хо­лодильным агентам постоянно пополняются и конкретизируют­ся самой жизнью.

Основными факторами, опре­деляющими выбор хладагента, бе­зусловно, являются его термоди­намические и теплофизические характеристики. Они влияют на эффективность, эксплуатацион­ные показатели и конструктивные характеристики кон­диционеров. Широ­кое применение в хо­лодильной технике нашли фторхлоруг-леродные хладагенты (фреоны), обладаю­щие требуемыми тер­модинамическими и теплофизическими качествами.

Свойства хлада­гентов зависят от структуры молеку­лы вещества, при­сутствия соотноше­ния молекул фтора,

хлора и водорода в его составе (рис.1).

Вещества с высоким содержа­нием молекул водорода являются горючими и при их применении пожароопасными.

Вещества с малым содержани­ем фтора обладают токсичностью и их применение ограничено са­нитарными нормами.

Вещества с малым содержани­ем водорода долго «живут» в ат­мосфере, не разлагаясь на части, поглощаются биосферой Земли и являются экологически неже­лательными.

На рис.1 указаны как «запрет­ные» области по факторам горю­чести, токсичности и стабильно­сти веществ в атмосфере, так и область допустимого состава для использования в качестве альтер­нативных хладагентов. На диаграмме для группы метана (рис.2) мы видим, что холод-ные агенты R11иR12 лежат в области экологически неблагоприятныххладагентов. Широко применяемый сейчас хладагент R22 хотя и лежит в об­ласти допустимой для примене­ния, но все же содержит в своем составе атом хлора и поэтому яв­ляется «озоноопасным». «Озоноо-пасность» R22 составляет всего У/о от «озоноопасности» хладагента R12, что нашло отражение в Мон­реальском протоколе в сроках ре­ализации сокращения выпуска R22 и ограничения его производ­ства с 2005 года.

 

 

 

На диаграмме веществ группы этана (рис.3) интерес представ­ляют хладагенты R134a и R125. R134a предложен как альтерна­тива традиционному хладагенту R12, широко используемому в хо­лодильной технике и, в частно­сти, в чиллерных системах.

Для применения в кондицио­нерах хладагент R134a недоста­точно привлекателен по своим термодинамическим характе­ристикам. Для модификации его свойств к хладагенту R134a до­бавляют хладагенты R32 и R125. Присутствие в смеси каждого хладагента обеспечивает прида­ние необходимых свойств сме­си и выполняет определенную функцию.

R32 (23%) способствует увели­чению производительности.

R125 (25%) исключает горю­честь смеси.

R134a (52%) определяет ра­бочее давление в контуре хлада­гента.

Смесь хладагентов такого со­става получила марку R407C. По­добно хладагенту R22, R407C об­ладает малой токсичностью, химически стабилен и не горюч. 

Если произошла утечка хлада­гента, то к негативному влиянию нехватки хладагента на работу кондиционера добавляется и от­рицательное влияние изменения ее состава. Оставшийся в системе хладагент имеет отличный от оп­тимального состав и его нельзя использовать для работы без до­работки. Поэтому при ремонте необходимо слить оставшийся хладагент полностью и заправить систему новой смесью оптималь­ного состава.

Основная разница в характе­ристиках прежнего хладагента CHF^Cl (R22) и нового R407C зак­лючается в величине давлений при рабочих температурах и типе масел, совместимых с дан­ным хладагентом.

Рабочее давление в системе, заправленной хладагентом R407C, несколько выше, чем в случае хладагента R22 (таб. 1).

Традиционно используемое с хладагентом R22 минеральное масло не пригодно в сочетании с R407C. Новый хладагент плохо смешивается с минеральным маслом, в особенности, при низ­ких температурах и образует с ним расслаивающуюся двухфаз­ную смесь. Это приводит к не­удовлетворительной смазке ком­прессора из-за периодического попадания в зону смазки жидкого хладагента вместо масла, что приводит к быстрому износу тру­щихся частей компрессора. Кро­ме того, плохо растворимое в хладагенте масло, имеющее при низких температурах высокую вязкость, забивает капиллярные трубки и нарушает нормальную циркуляцию хладагента.

Чтобы обойти эти трудности, хладагент R407C применяется в сочетании с эфирным маслом, растворимым в данном хладаген­те. Один из недостатков такого синтетического масла  высокое поглощение им влаги. Хранение, транспортировка, процесс зап­равки маслом должны исключать возможность попадания в масло не только капельной влаги, но и продолжительный контакт с влажным воздухом, из которого масло активно поглощает влагу. Необходимы также специальные меры по предотвращению попа­дания влаги в систему как в про­цессе производства кондиционе­ра, так и при его установке на месте использования.

t°

R22 (бар)

R407C (бар)

-40°С

1,050

1,568

-20°С

2,448

3,297

0°С

4,976

6,203

20°С

9,100

10,737

40°С

15,335

17,247

60°С

24265

26230

80°С

36,622

38,279

 

таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5