ДЕФЕКТОСКОП УДС2-РДМ-22. ПОРЯДОК РАБОТЫ

  Главная      Учебники - Техника     Дефектоскоп ультразвуковой УДС2-РДМ-22. Руководство по эксплуатации - 2005 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

11

ДЕФЕКТОСКОП УДС2-РДМ-22. ПОРЯДОК РАБОТЫ

 

11.1 К работе с дефектоскопом допускаются лица, прошедшие курсы операторов путевых рельсовых дефектоскопов, изучившие настоящее Руководство по эксплуатации.

Дефектоскоп обслуживается двумя операторами не ниже 7-го разряда.

11.2 Перед началом контроля рельсов проведите подготовку дефектоскопа к работе в соответствии с указаниями раздела 9. Нажмите на клавишу , включив питание электронного блока. Если электронный блок находился до включения при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20°С, то время установления его рабочего режима не превышает 5 минут с момента включения. В диапазоне температур от минус 20°С до минус 30°С указанное время увеличивается до 15 мин, а в диапазоне температур от минус 30°С до минус 40°С указанное время увеличивается до 25 мин. Через указанный временной интервал дефектоскоп готов к работе.

Рис.18

 

Установите дефектоскопную тележку в начале контролируемого участка пути. Нажмите на клавишу  , переключив дефектоскоп в многоканальный режим сплошного контроля с мнемосхемой на экране (рис. 2). Нажмите на клавишу ЗАП и выведите на экран страницу 1 меню Подготовка к контролю согласно рис 18.

 

11.3 Введите идентификационный код оператора в информационное окно  Оператор, если индицируемый на экране код не соответствует коду оператора, который будет работать с дефектоскопом. Для ввода кода выполните следующую последовательность операций:

11.3.1 Вращая ручку энкодера на правой стороне электронного блока, установите световой маркер в информационное окно с указанием номера оператора.

11.3.2 Активизируйте функцию поразрядного ввода информации в окно торцевым нажатием на ручку энкодера на правой стороне электронного блока. Проведите поразрядный ввод 4-значного идентификационного цифрового кода оператора, последовательно нажимая на необходимые цифровые клавиши управления электронного блока. При ошибочном вводе значащей цифры разряда она может быть удалена. Для этого надо вращением ручки энкодера на правой стороне электронного блока установить цветовой мигающий курсор справа от удаляемой цифры, нажать на клавишу F3 и повторно набрать цифру разряда. Для полной очистки информационного окна надо установить курсор справа от младшего разряда и нажимать на клавишу F3 до полного удаления цифр из окна. После правильного ввода кода оператора разактивизируйте функцию ввода торцевым нажатием на ручку энкодера.

 

11.4 Введите путейскую координату начала контроля в следующей последовательности:

11.4.1 Установите, вращая ручку энкодера на правой стороне электронного блока, световой маркер в окно с указанием километров путейской координаты. Активизируйте функцию поразрядного ввода информации в окно торцевым нажатием на  ручку энкодера.   Проведите поразрядный ввод 5-значного цифрового кода километра пути, последовательно нажимая на необходимые цифровые клавиши. При ошибочном вводе значащей цифры разряда она может быть удалена нажатием на клавишу F3 и затем набрана повторно. После правильного ввода разактивизируйте функцию ввода торцевым нажатием на ручку энкодера.

11.4.2 Установите, вращая ручку энкодера на правой стороне электронного блока, световой маркер в окно с указанием метров путейской координаты. Активизируйте функцию поразрядного ввода информации в окно торцевым нажатием на ручку энкодера, и проведите установку необходимого значения метров путейской координаты. После правильного ввода метров разактивизируйте функцию ввода торцевым нажатием на ручку энкодера.

11.4.3 Установите, вращая ручку энкодера, световой маркер в окно с указанием номера контролируемого пути и также, как и при установке путейской координаты, произведите ввод в протокол номера контролируемого пути. После правильного набора номера пути разактивизируйте функцию ввода торцевым нажатием на ручку энкодера.

11.4.4 Установите, вращая ручку энкодера на правой стороне электронного блока, световой маркер в окно с указанием идентификационного кода перегона (участка). Активизируйте функцию поразрядного ввода информации в окно торцевым нажатием на ручку энкодера на правой стороне электронного блока. Произведите поразрядный ввод 4- значного цифрового кода перегона, последовательно нажимая на необходимые цифровые клавиши. После правильного ввода кода разактивизируйте функцию ввода кратковременным торцевым нажатием на ручку энкодера.

 

11.5 Установите необходимый информационный знак направления измерения путейской координаты датчиком пути, для чего: установите, вращая ручку энкодера на правой стороне электронного блока, световой маркер в окно знака  Отсчет расстояния активизируйте торцевым нажатием на ручку энкодера функцию перестройки информации в окне, после чего, вращая ручку энкодера, установите в окне знак «+», если направление движения дефектоскопа будет идти в сторону роста километража, или «-» если направление движения будет идти в сторону уменьшения километража. Разактивизируйте функцию установки информационного знака в окне, кратковременным торцевым нажатием на ручку энкодера.

 

11.6 Установите информацию об используемой синхронизации дефектоскопа в режиме регистрации дефектограммы сплошного контроля рельсов, для чего: установите, вращая ручку энкодера на правой стороне электронного блока, световой маркер в окно информационной надписи  Синхронизация Б развертки активизируйте торцевым нажатием на ручку энкодера функцию перестройки информации в окне, после чего, вращая ручку энкодера, установите в окне информационную надпись От ДП, если будет использоваться основной режим контроля с синхронизацией по сигналам от датчика пути, поступающим от него через каждый 1 мм пройденного пути, или Внутр., если будет использоваться режим контроля с синхронизацией от сигналов, генерируемых внутри электронного блока с частотой ~ 900 Гц. Разактивизируйте окно, кратковременным торцевым нажатием на ручку энкодера.

 

11.7 Нажмите на клавишу F1, установив экранную форму многоканального режима контроля согласно рис. 2 или рис. 3.

 

11.8 Откройте краники подачи контактной жидкости под БП. Откорректируйте рукояткой 26 на рис. 13 межколесное расстояние на транспортной тележке под ширину колеи контролируемого пути, установив небольшой (~ 3-4 мм) зазор между ребордами колес и рабочей гранью головки рельса.

 

11.9 Нажатием на клавишу ТР установите на экране информационную надпись, соответствующую типу рельсов, на которых находится тележка дефектоскопа. Начните контроль, перемещая дефектоскоп по рельсу.

 

11.10 Контроль рельсов вне зоны стыков с болтовыми отверстиями

11.10.1 В процессе контроля прослушивайте срабатывание звуковой индикации в головных телефонах: высокого тона от каналов прозвучивания 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 или низкого тона от канала 1. Звуковая индикация дублируется на индикаторе дефектоскопа растянутой во времени засветкой красным цветом информационных окон соответствующих каналов.

11.10.2 При необходимости оперативно уточнить место расположения источника звуковой индикации и оценить его условные размеры следует остановить движение тележки, откатить ее назад и повторно медленно прокатить тележку по анализируемому месту вперед на расстояние ~ 1,5 м. Если звуковая и цветовая индикации повторяются, то необходимо остановить тележку, нажать на клавишу РЕГ и вывести на экран дефектограмму сплошного контроля последних 2,6 метров участка пути левой и правой нитей пути. Переключение дефектограмм, выводимых на экран для правой и левой нити, осуществлять, нажимая соответственно на клавиши П или Л. По дефектограмме уточните, в каком из каналов зарегистрировано срабатывание индикации.

11.10.3  Если срабатывание  индикации зарегистрировано в канале, работающем с РП РС по ЗТМ и (или) эхо-методу контроля, то для уточнения индикации выполните действия в следующей последовательности:

а) переключите дефектоскоп в одноканальный режим работы с РП РС, установленным в БП  стороны контроля, где выявлено срабатывание индикации, для чего последовательно нажмите на клавишу , 1 и П (или Л);

б) проверьте центровку БП 1; проверьте настройку условной чувствительности контроля канала ЗТМ на заведомо бездефектном участке рельса, которая должна находиться в пределах 12-16 дБ;

в) если на участке срабатывания индикации канала донный сигнал в зоне ЗТМ отсутствует, откатите тележку и тщательно осмотрите место расположения БП на рельсе при срабатывании  индикации. Причиной индикации может служить загрязнение поверхности катания, коррозия подошвы рельса в зоне надшпальной подкладки, либо наличие дефекта.

 Оценку дефектности рельса по сигналам в каналах с РП-РС производить следующим образом:

а) если в зоне строба канала ЗТМ на участке срабатывания индикации имеются хаотичные сигналы небольшой амплитуды, изменяющиеся при незначительном перемещении тележки, то это признак коррозионного повреждения подошвы рельса;

б) если амплитуда донного эхо-сигнала уменьшается, а в зоне строба эхо-канала наблюдаются эхо-сигналы с амплитудой выше порогового уровня, то, вращая ручку энкодера на правой стороне электронного блока, установите маркер таким образом, чтобы начало 1-го эхо-сигнала находилось в зоне маркера, и измерьте глубину залегания отражателя (координату Н = …., индицируемую на экране дефектоскопа). При этом:

- если эхо-сигнал широкий, а индицируемая координата Н меньше 10 мм – это признак подповерхностного горизонтального расслоения головки рельса;

- если координата Н более 10 мм и менее 30 мм – это дефект кода 30 Г.2;

- если координата Н в пределах 30-45 мм – это дефект кода 52.2;

- если координата Н более 45 мм – это дефект кода 55 или 56.3 (в зоне сварного стыка);

в) если  эхо-сигнал  в стробе ЗТМ ниже порогового уровня, а эхо-сигнал в стробе канала эхо-метода отсутствует, то это может являться признаком  дефектов кода 30В.2 или 50.2. В этом случае произведите визуальный осмотр рельса. Как правило, в зоне наличия дефекта кода 30В уширена головка рельса, а зоне наличия дефекта кода 50 – шейка. Для уточнения размера дефекта необходимо выполнить следующие действия:

- нажмите на клавишу   и переключите дефектоскоп в одноканальный режим работы с ручным РС ПЭП с меню выбора режима работы. Вращением ручки энкодера на правой стороне электронного блока установите информационное окно режима № 2. Нажмите на клавишу F1, переключив дефектоскоп в рабочий режим контроля с разверткой типа А на экране. Устанавливая ПЭП на предварительно смазанные машинным (или трансформаторным) маслом боковые грани головки рельса, проконтролируйте головку рельса с рабочей и нерабочей грани. Признаком выявления дефекта кода 30В.2 является наличие на экране дефектоскопа эхо-сигнала в стробе зоны контроля, превышающего по амплитуде пороговый уровень индикации. Определите условные размеры дефекта по вертикали (условную высоту DН) и горизонтали (условную протяженность DL), установите маркер в зоне эхо-сигнала и нажмите на клавишу ЗАП, выведя на экран страницу протокола контроля по рис. 20, и заполните его, после чего нажмите на клавишу F1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- повторно нажмите на клавишу   и снова выведите на экран страницу меню выбора режима работы (номера настройки). Вращением ручки энкодера на правой стороне электронного блока установите информационное окно режима № 3. Нажмите на клавишу F1, переключив дефектоскоп в рабочий режим контроля с разверткой типа А на экране.  Устанавливая ПЭП на предварительно смазанные машинным (или трансформаторным) маслом боковые стороны шейки рельса, проконтролируйте шейку  с наружной и внутренней стороны колеи. Признаком обнаружения дефекта кода 50.2 является наличие на экране дефектоскопа эхо-сигнала в стробе зоны контроля, превышающего по амплитуде пороговый уровень индикации. Определите условные размеры дефекта по вертикали (условную высоту) и горизонтали (условную протяженность), установите маркер в зоне эхо-сигнала, нажмите на клавишу ЗАП и заполните выведенную на экран страницу протокола контроля, после чего нажмите на клавишу F1.

После оценки дефектности рельса переключите дефектоскоп, нажатием клавиши   в многоканальный режим сплошного контроля и продолжите контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.10.4 Сечения головки рельса, приводящие к срабатыванию индикации в каналах 2, 3, 6, 7, 8, должны проверяться особенно тщательно ручными наклонными ПЭП следующим образом:

 

 

 

а) нажмите на клавишу   и переключите дефектоскоп в одноканальный режим работы с ручным наклонным ПЭП с меню выбора режима работы на экране дефектоскопа (рис. 21). Вращая ручку энкодера на правой стороне электронного блока, установите информационное окно режима  № 1;

б) подключите к дефектоскопу ручной ПЭП П121-2,5-70, имеющий порядковый номер, указанный в информационной строке меню; нажмите на клавишу F1, переключив дефектоскоп в одноканальный режим работы с ручным ПЭП в режиме с разверткой типа А. Подключенным ПЭП вначале прозвучьте головку рельса вдоль оси рельса с поверхности катания, устанавливая ПЭП на середину головки, а также смещая ПЭП в сторону вначале рабочей, а затем нерабочей грани. При перемещении ПЭП его акустическую ось разворачивать в пределах  ± (5-10)° относительно продольной оси рельса. Контроль выполнить, направляя акустическую ось ПЭП вначале в сторону движения тележки, а затем в противоположную сторону. При наличии на экране индикатора эхо-сигнала максимальной амплитуды, совместите с ним маркер и отсчитайте индицируемые на экране координаты и коэффициент выявляемости дефекта, а также, нажав на клавишу ЗАП, произведите запись в память осциллограммы сигналов от отражателя в развертке типа А, путейской координаты, координаты Н и параметра Кд отражателя, а также информации о времени контроля и режиме прозвучивания. Нажмите на клавишу F4 и, перемещая ПЭП вдоль и поперек рельса, определите условную протяженность DL, условную высоту DH и условную ширину DХ дефекта и занесите эти данные, а также код выявленного дефекта, код оператора и информацию о зоне контроля в информационную страницу протокола контроля ручным ПЭП, выводимую на экран дефектоскопа при нажатии на клавишу ЗАП (рис. 20).

Переключите дефектоскоп в режим контроля ручным ПЭП с разверткой типа Б, для чего нажмите на клавишу А/Б. Введите в информационную строку на экране дефектоскопа (рис. 22) значение базы сканирования (L), находящейся в пределах от 100 до 500 мм и определяемой как расстояние в миллиметрах, на которое переместит оператор ПЭП за время формирования кадра. Для этой цели:

- вращая ручку энкодера установите световой маркер в информационное окно параметра База (мм), активизируйте окно торцевым нажатием на ручку энкодера и, используя цифровую клавиатуру,  поразрядно введите в окно экспериментально определенное оператором значение базы прозвучивания. Ввод значения базы и изменение, при необходимости, ошибочно введенной информации производить по методике, описанной в 11.3.2. Разактивизируйте информационное окно торцевым нажатием на ручку энкодера. Вернитесь, нажав клавишу F4, в режим с разверткой типа Б на экране.

Нажмите установленную на корпусе ручного ПЭП кнопку и, удерживая ее нажатой,  произведите сканирование участка рельса на заранее отмеченной на рельсе базе, отожмите установленную на корпусе ручного ПЭП кнопку, выключив режим формирования развертки типа Б.

 Занесите сформированную часть файла протокола контроля ручным ПЭП с разверткой типа Б в память дефектоскопа, нажав на клавишу ЗАП. При этом на экран снова выводится страница протокола по рис. 22. Заполните оставшиеся информационные окна протокола и нажмите на клавишу F1.

После оценки дефектности рельса нажмите на клавишу  и продолжите контроль.

11.10.5 Сечения головки рельса, приводящие к срабатыванию индикации в каналах 3,  6 и 8 должны быть также тщательно перепроверены и ручными наклонными ПЭП П121-2,5-55 следующим образом:

а) нажмите на клавишу   и выведите на экран дефектоскопа меню выбора режима работы (номера настройки). Вращая ручку энкодера на правой стороне электронного блока установите информационное окно режима  № 2;

б) замените подключенный к дефектоскопу ПЭП П121-2,5-70 на П121-2,5-55, имеющий   порядковый   номер,  указанный  в  информационной  строке  меню;  нажмите  на

 

 

клавишу F1, переключив дефектоскоп в одноканальный режим работы с ручным ПЭП в режиме А-скан.

Подключенным ПЭП прозвучьте головку рельса с поверхности катания, разворачивая акустическую ось ПЭП относительно оси рельса в пределах от 0° до 35° сначала в сторону рабочей, а затем – нерабочей грани. Контроль выполните ориентируя направление акустической оси ПЭП как в сторону направления движения дефектоскопа, так и в противоположную направлению движения сторону. При обнаружении эхо-сигнала, превышающего пороговый уровень индикации, совместите маркер с эхо-сигналом и отсчитайте индицируемые на экране координаты и коэффициент выявляемости дефекта, а также  определите  его условную  протяженность DL и  (или)  условную высоту DН, записав, при необходимости, в память дефектоскопа протоколы контроля с дефектограммами в режимах с разверткой типа А и Б также, как описано выше для ПЭП с углом ввода УЗК 70°.

11.10.6 Характерные признаки, используемые для распознавания дефектов выявленных в головке рельсов при контроле ручными наклонными ПЭП, следующие:

1)    если индикация системы АСД дефектоскопа сохраняется при направлении акустической оси ручного ПЭП вдоль рельса, измеренная условная протяженность дефекта 8-12 мм, а условная высота менее 5 мм, то выявлен зарождающийся дефект второй группы;

2)    если условная протяженность дефекта более 12 мм, условная высота более 5 мм и индикация системы АСД сохраняется и при перемещении ПЭП поперек рельса, то выявлен развитый дефект второй группы. Дефект такого размера выявляется, как правило, и при прозвучивании дефектного сечения в обратном направлении, а расстояние от точки ввода ПЭП до дефектного сечения сохраняется одинаковым при прозвучиваниях как в прямом, так и в обратном направлениях;

3)     если условная протяженность дефекта более 15 мм, условная высота незначительна – то выявлен дефект кода 11 или 30.Г. Дополнительным признаком выявления дефекта кода 30.Г или 21.2 на фоне индикации дефекта кода 11 является сохранение срабатывания АСД и при уменьшении значения условной чувствительности контроля на       4-6 дБ. В этом случае надо подключить ручной РС ПЭП и провести им дополнительно контроль головки рельса с поверхности катания, устанавливая ПЭП ближе к нерабочей и к рабочей грани. При выявлении эхо-сигнала на глубине от 10 до 30 мм зафиксируйте наличие дефекта кода 30.Г.

11.10.7 На участках рельсов с механическими повреждениями поверхности катания вторичный контроль производите, руководствуясь методическими указаниями МУ 07.17-99, а также с использованием низкочастотного канала дефектоскопа в соответствии с Технологической инструкцией по контролю рельсов дефектоскопом УДС2-РДМ-22.

11.10.8 При необходимости реализовать эхо-зеркальный метод или метод «тандем» подключите наклонные ручные ПЭП через соединительные кабели к соединителям РС-Г и РС-П на задней стенке электронного блока, нажмите на клавишу   и выведите на экран дефектоскопа меню выбора режима (номера настройки). Вращая ручку энкодера, установите в окне с номером настройки настройку № 4 при использовании  двух ПЭП на угол ввода 70° или настройку № 5 при использовании  двух ПЭП на угол ввода 50°, или настройку № 6 при использовании  двух ПЭП на угол ввода 42°. Нажмите на клавишу F1, переключив дефектоскоп в одноканальный режим работы двумя ручными ПЭП по раздельной схеме излучения и приема УЗК.

При контроле головки рельса с боковых поверхностей двумя наклонными ПЭП эхо-зеркальным методом (рис. 7 МУ07.17-99) место расположения дефекта оценивается следующим образом:

-        если эхо-сигнал от дефекта зафиксирован когда оба ПЭП располагаются примерно друг против друга, то дефект расположен в средней части головки рельса;

-        если эхо-сигнал зафиксирован при расположении ПЭП на разных расстояниях от дефектного поперечного сечения рельса, то дефект расположен со стороны той грани, на которой располагается ПЭП, находящийся ближе к дефектному сечению.

 

 

11.10.9 При регистрации эхо-сигнала с амплитудой выше порогового уровня  в каналах  4   и  (или)  5  сплошного  контроля  определите,  каким  из   каналов выявлен эхо-сигнал, переключите дефектоскоп в одноканальный режим работы с резонатором этого канала, установите тележку в месте, где наблюдается устойчивое срабатывание системы АСД канала. Получите устойчивый эхо-сигнал на экране дефектоскопа, вращая ручку энкодера на левой стороне электронного блока, совместите маркер с эхо-сигналом и отсчитайте индицируемую на экране координату Н отражателя. При этом:

а) если измеренная дефектоскопом координата Н примерно соответствует  высоте контролируемого рельса, а измеренная условная высота дефекта более 5 мм, то это дефект кода 69.2 в средней части подошвы рельса. Характерным свойством эхо-сигналов от дефекта кода 69.2 является наличие четко выраженного максимума в эхо-сигнале, который при перемещении тележки плавно перемещается по экрану на фоне хаотичных отражений от коррозионных повреждений подошвы рельса. Регистрируемые эхо-сигналы от зоны подошвы могут быть вызваны также и неравномерной выработкой подошвы в зонах надшпальных подкладок. Амплитуда этих сигналов, как правило, незначительно превышает пороговый уровень индикации;

б) если индицируемая координата Н меньше высоты рельса, то это дефект пятой группы. Эти дефекты, как правило, имеют значительную условную протяженность. В этом случае следует также тщательно осмотреть боковые поверхности шейки рельса, т.к. при плохо отцентрированных БП или их смещении от продольной оси шейки на рельсах с изношенной рабочей гранью в зоне контроля могут появляться также и эхо-сигналы от заводских маркировочных знаков, нанесенных на боковой поверхности шейки.

10.10.10 После проведения уточняющего контроля участка рельса, на котором в многоканальном режиме сплошного контроля регистрировалось срабатывание звуковой индикации, необходимо нажать на клавишу , переведя дефектоскоп в многоканальный режим сплошного контроля без закрытия файла регистрации дефектограмм и продолжить движение тележки по контролируемому пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..