ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ НА ТОЧНОСТЬ ПРИЗЕМЛЕНИЯ

  Главная      Учебники - Спорт     Справочник инструктора-парашютиста (Смирнов В.А.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 


 

Глава 6.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАШЮТИСТОВ

 

ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ НА ТОЧНОСТЬ ПРИЗЕМЛЕНИЯ

 

При выполнении индивидуальных прыжков на точность приземления парашютист должен:

провести строгий аналитический расчет точки отделения, контрольных точек, контроль их на местности по секундомеру и высотомеру;

настроиться и мысленно представить весь прыжок, учитывая высоту раскрытия парашюта, направление и силу ветра по высотам, а также схему захода на цель;

проходить контрольные точки на местности на заданной высоте;

проверять куполом направление и силу ветра, учитывая, что в приземном слое направление и сила ветра зачастую отличаются от фактических условий на высоте;

наблюдать и правильно анализировать работу снижающихся впереди парашютистов;

точно знать вертикальную и горизонтальную скорости своего купола. На тренировках к соревнованиям стараться пользоваться только одним куполом и иметь предварительный расчет высот на контрольных точках для ветра от 0 до 10 м/с (удаление и место контрольных точек от круга меняется в зависимости от силы и направления ветра);

выйти на последнюю контрольную точку (базу) на средней скорости купола (полузадавленного стропами управления), максимально сосредоточиться, уточнить направление ветра по конусу, попасть в створ ветра и визировать цель, при этом строго следить за боковым сносом и устранять его;

четко ставить пятку или носок одной ноги на мишень, а другую чуть приподнять;

обеспечить безопасность при приземлении.

Характерные ошибки:

неправильный расчет точки отделения; невыполнение плана прыжка;

неумение сосредоточиться или излишняя напряженность на решающем участке прыжка при заходе на цель и обработке мишени, отсюда резкая работа куполом, потеря чувства купола и <ноля>; незнание особенностей своего парашюта;

чрезмерный запас высоты на контрольных точках из-за излишней осторожности;

нарушение мер безопасности в целях достижения лучшего результата.

Меры безопасности

1. Минимальная высота полного раскрытия основного парашюта должна быть не менее 600 м, а для парашютов типа ПО-9 ─ 800 м.

2. Правильный расчет высоты установки страхующего прибора с учетом инструментальной ошибки и атмосферного давления. Для спортсменов, имеющих менее 50 прыжков, страхующий прибор устанавливается и на запасном парашюте, при этом разность установочных высот на приборах основного и запасного парашютов должна составлять не менее 300 м.

3. Обязательное включение страхующего прибора на основном парашюте вытяжным фалом.

4. Наличие на запасном парашюте, в зависимости от задания ножа, секундомера и высотомера. Проверка их работоспособности.

5. При отказе основного парашюта его отцепка и раскрытие запасного парашюта. При этом следует учесть, что при четких и правильных действиях парашютиста на отцепку и открытие запасного парашюта уходит до 4 с (200 м).

6. Контроль прыжка с земли.

7. Осмотрительность (круговой обзор) и внимательность в течение всего прыжка, особенно в районе приземления.

8. Соблюдение правил приземления.

 

 

ГРУППОВОЙ ПРЫЖОК НА ТОЧНОСТЬ ПРИЗЕМЛЕНИЯ

 

При выполнении групповых прыжков на точность приземления каждый парашютист должен:

произвести расчет точки отделения группы по первому парашютисту;

раскрыть парашют на глиссаде нейтрального купола (точные интервалы по высоте);

строго выдерживать всей группой план прыжка, отработанный на земле;

уметь создать <лестницу> на глиссаде нейтрального купола, при этом по одному варианту каждый это выполняет по своему секундомеру на заданной секунде, по другому ─ одновременно по команде старшего в самолете производится включение секундомеров и открытие парашютов на заданной секунде;

постоянно контролировать воздушное пространство вокруг себя, предупреждать товарищей об опасных сближениях и быстро реагировать на различные ситуации, не усложняя обстановки, обеспечить разбежку по высоте при помощи управления куполом до подхода к исходной точке для захода на цель;

для сохранения <лестницы> в группе в условиях <терминов> использовать различные способы быстрой потери высоты: вращение, скольжение, торможение;

наблюдать и правильно анализировать работу снижающихся впереди парашютистов;

быть максимально внимательным при обработке цели, четко обозначать удар ногой по мишени;

быстро освободить место в районе мишени для приземления следующего парашютиста.

Характерные ошибки:

несоблюдение интервала отделения и времени задержки в раскрытии парашютов и, как следствие, нарушение <лестницы>, раскрытие парашютов на одной высоте;

невыдерживание плана прыжка;

выход в расчетную точку для захода на цель одновременно двух и более спортсменов из-за несоблюдения интервалов по высоте;

несвоевременное освобождение цели приземлившимся парашютистом.

Меры безопасности

1. Четкое выдерживание времени задержки (правильное построение <лестницы>).

2. Осмотрительность и внимательность в течение всего прыжка.

3. Правильная установка высоты на страхующих приборах и включение их вытяжными фалами.

4. Наличие ножа, секундомера и высотомера, их исправность и работоспособность.

5. Умение производить отсчет времени в уме при отказе секундомера.

6. При отказе основного парашюта осмотр воздушного пространства под собой и при отсутствии опасности попадания в купол другого парашютиста отцепка отказавшего купола и раскрытие запасного парашюта.

7. Выполнение правил безопасного приземления.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ КОМПЛЕКСА ФИГУР В СВОБОДНОМ ПАДЕНИИ

 

Виды комплексов

Комплекс № 1

Комплекс № 2

Комплекс № 3

Комплекс № 4

Спираль левая Спираль правая Сальто заднее Спираль левая Спираль правая Сальто заднее

Спираль правая Спираль левая Сальто заднее Спираль правая Спираль левая Сальто заднее

Спираль левая Спираль правая Сальто заднее

Спираль правая Спираль левая

Сальто заднее

Спираль правая Спираль левая

Сальто заднее Спираль левая Спираль правая Сальто заднее

 

Для четкого и безопасного выполнения комплекса фигур парашютист должен:

На земле:

1. разработать подробную модель прыжка;

2. твердо усвоить свои действия на каждой секунде прыжка;

знать точку отделения, время прохода и магнитный курс.

При наборе высоты:

мысленно несколько раз проиграть весь прыжок поэлементно и посекундно;

проверить замки ОСК, крепление запасного парашюта и положение кольца запасного парашюта;

проверить работоспособность секундомера и высотомера.

Перед отделением:

уточнить заход самолета, найти знаки и точку отделения на земле;

сосредоточиться на выполнении заданного комплекса.

После отделения первый этап ─ разгон (10─ 12 с), второй ─ занятие горизонтального положения и группировка (1─2 с), третий ─ выполнение комплекса (или подготовительных фигур);

перед началом выполнения комплекса проверить свое положение относительно горизонта и знаков, положение рук и ног и энергично начать первую спираль;

выполняя вторую спираль, все внимание обратить на связку спираль ─ сальто ─ спираль и не забывать о положении ног;

произвести на второй спирали более глубокое торможение с выводом поддерживающей руки немного вперед, заканчивая вторую спираль, руки подготовить к сальто, ноги полностью подобрать;

сальто выполнять за счет рук с полностью убранными ногами, на входе в сальто подтянуть ноги к запасному парашюту, торможение после прохода вертикальной оси для выхода в горизонтальное положение производить только руками, колени ног должны быть плотно прижаты к запасному парашюту, за 30° до горизонтального положения придать рукам положение, необходимое на вход в левую или правую спираль;

выполнить четвертую спираль аналогично второй;

первые 3/4 заключительного второго сальто выполнять идентично первому, а далее при подходе к горизонту за 30─45° полностью раскрыться и зафиксировать горизонтальное положение головой на знаки;

создать наивыгоднейшее положение для раскрытия основного парашюта и выдернуть вытяжное кольцо.

Характерные ошибки:

неправильный расчет точки отделения (знаки очень далеко или слишком близко), что создает неудобства в выполнении комплекса и держании группировки;

перепутывание комплекса из-за плохой подготовки к прыжку или несобранности перед прыжком;

несвоевременное торможение на выходе из фигуры;

невыдерживание времени задержки;

неправильное положение ног в группировке в процессе выполнения комплекса;

отсутствие четкости выполнения фигур из-за излишней торопливости.

Меры безопасности

1. Осмотрительность и внимательность при выполнении прыжка.

2. Правильная установка высоты на страхующем приборе и включение его при отделении вытяжным фалом.

3. Наличие и исправность секундомера и высотомера.

4. Проверка перед прыжком исправности замков ОСК, крепления запасного парашюта, положения вытяжного кольца основного и запасного парашютов, состояния экипировки и одежды парашютиста.

5. Умение вести отсчет времени задержки в уме при отказе секундомера и высотомера.

6. Контроль всего прыжка с земли при помощи ТЗК.

7. Своевременное и четкое применение запасного парашюта при отказе основного.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ СПИРАЛИ

Спираль ─ одна из фигур комплекса, с которой начинается его выполнение. Перед началом выполнения спирали необходимо хорошо сгруппироваться.

Группировка, которую необходимо сохранять в течение выполнения всего комплекса, заключается в следующем: ноги сведены вместе в коленях и ступнях. Не допускается разведение пяток, носков или коленей. Колени как можно ближе подтянуты к запасному парашюту. Руки согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, ладони находятся в потоке и держат равновесие парашютиста. Работа ладоней, расположенных на уровне центра тяжести тела парашютиста, должна быть минимальной, спину парашютист должен сделать <круглой>, голову прижать подбородком к груди.

При выполнении левой спирали левая рука уходит в сторону. Плоскость ладони при этом наклоняется под углом 45° к потоку воздуха. Чем больше рука уходит в сторону, тем больше момент сил, влияющий на вращение парашютиста. Правая рука при этом парирует опрокидывающий момент, возникающий от левой руки. Все это делается одним координированным движением.

При вращении на ноги начинает действовать центробежная сила, которая оттягивает их от ранца запасного парашюта. Ноги при этом удерживаются усилием мышц живота. Когда спина <круглая>, ноги держать легче.

Угол начала торможения зависит от скорости вращения. Ладони рук разворачиваются в обратную к вращению сторону. Правая рука отходит назад навстречу движению ─ примерно на угол 45° к продольной оси тела парашютиста.

Левая рука при этом парирует опрокидывающий момент, а также маховым движением от груди, через сторону к ноге тормозит вращение.

Правая спираль выполняется аналогично левой с положением и движением рук в обратном направлении. При выполнении спирали обращать внимание на сохранение группировки и своевременный переход к следующей фигуре.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ САЛЬТО

1. Выполнение сальто начинается с ног, то есть сначала резко подбираются ноги к запасному парашюту, а уже затем, когда появился импульс на вращение в вертикальной плоскости, руки располагаются перпендикулярно потоку. При такой последовательности движений достигается максимальная группировка, центр тяжести при этом перемещается в направлении основного парашюта за счет <сутулости>, голова опускается на грудь,

тем самым наряду с аэродинамическими силами возникает дополнительная пара сил из-за

разнесения по вертикали точек приложения сил давления и тяжести (рис. 94).

2. По мере вращения в вертикальной плоскости положение сохраняется перпендикулярным потоку, голова опущена на грудь, ноги максимально подобраны, т. е. руки отстают от вращения тела, продолжая занимать максимально эффективное положение (рис. 95).

3. После перехода вертикали руки располагаются так, как необходимо для торможения, обгоняя вращение тела (рис. 96).

4. Ноги продолжают быть максимально подобранными, голова ─ опущенной на грудь. Руки встречают вертикальный поток в перпендикулярном направлении и остаются в таком положении вплоть до достижения угла 40─50°.

Заканчивая сальто в плотной группировке, обеспечивают наилучшие условия для начала следующей фигуры (рис. 97).

Рис. 94. Положение парашютиста в начале вращения при выполнении сальто

Рис. 95. Положение парашютиста при выполнении сальто (поворот на 90°)

Рис. 96. Положение парашютиста при выполнении сальто (поворот

на 180°)

Рис. 97. Положение парашютиста при выполнении сальто (поворот на 270°)

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..