ЗАПАСНОЙ ПАРАШЮТ ПЗ-81

  Главная      Учебники - Спорт     Справочник инструктора-парашютиста (Смирнов В.А.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

ЗАПАСНОЙ ПАРАШЮТ ПЗ-81

 

Запасной парашют ПЗ-81 предназначен для эксплуатации с основными парашютами типа ПО-9.

 

Тактико-технические данные парашюта

 

1. При общей массе парашютиста с парашютами 100 кг парашют обеспечивает:

─ надежную работу на высоте до 2000 м как при немедленном введении его в действие, так и с задержкой в раскрытии ранца на скорости полета самолета или вертолета от 39 до 62,5 м/с (от 140 до 225 км/ч);

─надежную работу в случае отказа основной парашютной системы, при этом необходимо полное отсоединение основного парашюта;

─отсутствие складывания парашюта при совместной работе с полностью наполненным парашютом типа ПО-9;

─ минимальную безопасную высоту применения 150 м при покидании горизонтально летящего самолета на скорости полета не менее 50 м/с (180 км/ч) с немедленным введением парашютной системы в действие. При этом снижение парашютиста может быть управляемое. Время снижения на полностью наполненном парашюте не менее 2 с;

─ максимальные перегрузки, возникающие в момент наполнения купола, не превышающие 16g;

─ среднюю вертикальную составляющую скорости планирования 5,62 м/с;

─ максимальную горизонтальную составляющую скорости планирования 6,5 м/с;

─ управление парашютной системой при помощи двух строп управления;

─ разворот на 360° при втягивании одной из строп управления за 5 с;

─ безопасность приземления при ветре у земли до 10 м/с с заходом парашютиста на цель против ветра;

─ устойчивую работу на всех режимах планирования при плавном втягивании строп управления;

─ работоспособность при температуре от +30 до ─30°С;

─ введение парашюта в действие как правой, так и левой рукой;

─ быстрый и удобный монтаж к подвесной системе основного парашюта;

не менее 10 применений в пределах технических, характеристик, изложенных в данном разделе;

─ неограниченное количество тренировочных применений после раскрытия основного парашюта.

2. Габариты уложенной парашютной системы, мм. длина ─ 360;

ширина ─ 210; высота ─ 200.

3. Масса парашютной системы без переносной сумки не более 4,3 кг.

4. Основные части парашютной системы:

─ парашют вытяжной 0,62 м2;

─ купол запасного парашюта 27 м2;

─ промежуточная подвесная система;

─ ранец;

─ звено ручного раскрытия;

─ петля;

─ шнур-ограничитель.

 

Работа парашютной системы

 

Парашютная система вводится в действие путем выдергивания звена ручного раскрытия.

Для обеспечения надежной работы парашюта необходимо полное отсоединение купола основного парашюта.

Общий вид раскрытого парашюта и схема его работы показаны на рис. 80, 81.

Рис. 80. Вид раскрытого парашюта ПЗ-81:

1─ парашют вытяжной; 2 ─ купол 27 м²; 3 ─ система подвесная промежуточная;

5 ─ ранец; 4 ─ звено ручного раскрытия

 

Рис. 81. Схема работы парашюта ПЗ-81

 

Парашютист в момент выдергивания звена ручного раскрытия должен находиться на правом или левом боку с небольшим наклоном на спину.

При раскрытии клапанов ранца вытяжной парашют под действием пружинного механизма отходит от ранца и попадает в воздушный поток. Под действием силы сопротивления вытяжного парашюта происходит вытягивание купола из ранца и выход строп из сот.

После выхода строп из сот ранца происходит расчековка пучка строп, уложенного в три резиновые петли, и освобождение остальных строп купола. Под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления колец системы рифления, скользящих по стропам вниз к полукольцам промежуточной подвесной системы, купол наполняется и система начинает планирующий спуск в режиме максимальной скорости.

В случае задержки процесса разрифления парашютист воздействует на систему рифления путем втягивания строп управления.

Принцип работы системы рифления купола состоит в следующем:

после выхода купола из ранца под действием сил сопротивления потока воздуха поверхность купола стремится расправиться, этому противодействуют силы трения строп о кольца системы рифления, соединенной с вытяжным парашютом. В результате действия этих сил процесс наполнения купола замедляется и этим снижается динамическая нагрузка, действующая на парашютиста в момент наполнения купола.

 

Управление парашютной системой

 

Управление парашютом осуществляется с помощью двух строп управления, одни концы которых закреплены на стропах 1Л и 1П, а вторые выведены на свободные концы промежуточной подвесной системы и заканчиваются кольцами для удобства захватывания руками.

Парашютная система обеспечивает при снижении парашютиста горизонтальное перемещение вперед, разворот купола в любую сторону с помощью втягивания одной из строп управления.

 

Устройство и работа частей парашютной системы

 

Вытяжной парашют площадью 0,6 м².

Вытяжной парашют площадью 0,6 м² состоит из основы купола, конуса с перьями и пружины (рис.82).

Основа купола шестигранной формы изготовлена из ткани арт. 5600крКП.

Для усиления основы на нее нашит каркас из ленты ЛТКП-13-70, по нижней кромке нашита лента ЛТКП-15-185.

Конус изготовлен из ткани арт. 56005крКП, перья ─ из ткани арт. 56267крП.

По бокам перья подогнуты и в подгибку пропущены стропы, концы которых пристрачиваются к основе купола.

Стропы изготовлены из шнура ШКП-60.

Рис. 82. Парашют вытяжной:

1 ─ накладка; основа купола; 3 ─ перо; 4 ─ конус; 5 ─ пружина; 6 ─ уздечка

 

 

Уздечка купола образована стропами, которые проходят внутри шнура ШТКП-15-550, и служит для подсоединения к ленте рифления.

Внутрь конуса парашюта вставлена пружина конической формы, которая вводит парашют в действие. Пружина сверху закрывается круглой накладкой из ткани арт. 56260крПЛ.

 

Купол запасного парашюта ПЗ-81

Купол запасного парашюта ПЗ-81 площадью 27 м² (рис. 83). Имеет в плане форму двух треугольников, соединенных вместе по одной из боковых сторон, каждый треугольник состоит из двух полотнищ и пяти клиньев прямого кроя.

Рис. 83. Устройство парашюта ПЗ-81:

1 ─ полотнище; 2 ─ ленты усилительные; 3 ─ кольцо; 4 ─ стропы;

5 ─ лямка промежуточной подвесной системы; 6 ─ стропа управления;

7 ─ лента рифления; 8, 9 ─ карманы; 10 ─ ленты укладки; а ─ отверстия

 

Клинья полотнищ треугольника сострачиваются швом <взамок>. Купол изготовлен из ткани арт. 56005крКП и усилен лентой ЛТКП-13-70, нижняя кромка купола усилена лентой ЛТКП-15-185. По шву соединения двух треугольников нашита лента ЛТКП-40-150, на которой поставлены 5 люверсов с пришивной шайбой для крепления двойных строп купола 2, 3, 4, 5, 6. Устройство рифления купола состоит из двух колец, скользящих по стропам купола и соединенных между собой одним концом ленты рифления. Второй конец ленты рифления проходит через люверс купола к вытяжному парашюту. Лента рифления изготовлена из ленты ЛТКП-26-600.

По нижней кромке купола пришито по шесть строп (1П, 2П, ЗП, 4П, 5П, 6П и 1Л, 2Л, ЗЛ, 4Л, 5Л, 6Л), по месту соединения двух треугольников ─ по семь двойных строп (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). В месте пришивки первых строп имеются две стропы 1А, каждая из которых длин─нее стропы 1 на 400 мм.

Для укладки строп 1А на усилительной ленте с внутренней стороны купола на расстоянии 100 мм от нижней кромки имеется карман из ленты ЛТКП-40-150.

Стропы 1, 1А, Ш, 1Л, 2П, 2Л, ЗП, ЗЛ изготовлены из шнура ШТсвм-4-450, остальные ─ из шнура ШТсвм-3-200, концы строп привязываются к пряжкам-полукольцам на промежуточной подвесной системе.

Для улучшения наполнения купола на задней нижней кромке имеются 4 кармана.

Для облегчения укладки парашюта к стропам 1 у нижней кромки пришиты опознавательные муфты, по месту сшивки полотнищ на усилительные ленты строп 6П, 6Л, 5П, 5Л, 4П, 4Л, ЗП, ЗЛ, 2П, 2Л нашиты ленты укладки.

На нижней кромке парашюта и по месту сшивки треугольников слева от строп указаны их порядковые номера.

К стропам 1П и 1Л на расстоянии 650 мм от нижней кромки парашюта присоединены стропы управления из шнура ШТсвм-4-450. Каждая из них монтируется на одной из лямок промежуточной подвесной системы. Для удобства работы парашютиста в воздухе к стропам управления прикреплены кольца, заканчивающиеся лентами, которые закрепляются на текстильную застежку перемычки промежуточной подвесной системы. На стропах 1 и 2 на расстоянии 120 мм от пряжек-полуколец каждой пары свободных концов промежуточной подвесной системы нашивается шнур-ограничитель (из шнура ШТсвм-4-450), предназначенный для ограничения хода колец системы рифления.

На куполе у нижней кромки с правой стороны на первом полотнище у строп 1 и 1А нанесена заводская марка.

Система подвесная промежуточная

Соединяет запасной парашют с основным. Состоит из двух лямок, соединенных между собой перемычкой (ряс. 84).

Лямки изготовлены из ленты ЛТКОкр-44-1600, перемычка ─ из ленты ЛТКкр-26-600 в четыре сложения.

Каждая лямка промежуточной подвесной системы имеет по две пряжки-полукольца и по петле. На одной из лямок имеется лента красного цвета с обозначением типа парашютной системы ПЗ-81.

К каждой пряжке-полукольцу привязываются стропы купола. К передним и задним пряжкам-полукольцам ─ по семь строп.

Каждая лямка промежуточной подвесной системы имеет ленту со сварным кольцом, предназначенным для прохождения через него стропы управления. На перемычку при помощи текстильной застежки пристегиваются ленты с кольцами.

 

Ранец.

Предназначен для укладки в него купола со стропами, промежуточной подвесной системы и вытяжного парашюта. Изготовлен из ткани арт. 56260крПЛ и состоит из дна ранца и четырех клапанов: верхний, боковой левый, боковой правый и нижний.

Дно ранца имеет раму жесткости с двумя выступами для крепления ранца к основной парашютной системе.

На верхнем клапане имеется карман для ножа, два люверса, текстильная застежка, ручка для переноски парашюта и два прямоугольных отверстия для выхода из ранца концов промежуточной подвесной системы.

Для жесткости предохранительный клапан имеет прокладку из кирзы бензоводной и ленту. Ранец имеет замыкающее устройство, состоящее из двух люверсов с пришивной шайбой, двух пряжек-люверсов и двух конусов, расположенных на клапанах ранца.

Замыкающее устройство ранца прикрывается предохранительным клапаном, который является продолжением верхнего клапана и застегивается на текстильную застежку.

Нижний клапан имеет два конуса и клапан. Нижний и верхний клапаны имеют кармашки для удобства заправки их укладочной линейкой и по две шнуровые петли для присоединения ранцевых резин.

Раскрытие клапанов ранца производится четырьмя ранцевыми резинами. Длина ранцевых резин с кулонами равна 405 мм. По периметру дна ранца с внешней сто─роны пришиты (на ленты) восемь проволочных петель для пристегивания ранцевых резин.

На накладном дне ранца находятся четыре резиновые петли для укладки в них строп купола. На дне ранца с правой стороны нашит фартук для разделения уложенного вытяжного парашюта от уложенного купола со стропами, а по периметру дна ранца (с внутренней стороны) нашиты верхний и нижний предохранители для предотвращения сдувания парашюта потоком воздуха. Предохранители изготовлены из ткани арт. 56005крКП. Они застегиваются на текстильную застежку, образуя карман. Внутренний и внешний вид ранца показан на рис. 85, 86.

Рис. 85. Ранец ПЗ-81 (внутренний вид):

1 ─ дно накладное; 2 ─ петля резиновая; 3 ─ фартук; 4 ─ клапан нижний;

5 ─ предохранитель нижний; 6 ─ предохранитель верхний; а ─ отверстие для выхода лямок промежуточной подвесной системы

 

Рис. 86. Ранец парашюта ПЗ-81 (внешний вид):

1 ─ клапан предохранительный; 2 ─ прокладка; 3 ─ текстильная застежка; 4 ─ карман;

5 ─ ручка; 6 ─ карман звена ручного раскрытия; 7 ─ шланг гибкий; 8 ─ пряжка-люверс;

9 ─ клапан; 10 ─ клапан боковой правый; 11 ─ клапан нижний; 12 ─ конус; 13 ─ резины ранцевые; 14 ─ выступ рамы жесткости; 15 ─ клапан боковой левый; 16 ─ фартук;

11 ─ петля проволочная; 18 ─ карман для ножа; 19 ─ клапан верхний; 20 ─ люверс

 

Звено ручного раскрытия.

Служит для ручного раскрытия ранца запасного парашюта (рис. 87).

Рис. 87. Звено ручного раскрытия парашюта ПЗ-81:

1 ─ кольцо; 2 ─ трос; 3 ─ шпильки; 4 ─ скоба; 5 ─ ограничитель

 

Состоит из звена зачековки, кольца и скобы. Звено зачековки представляет собой трос, на одном конце которого закреплены ограничитель и втулка, а на другом ─ две шпильки. Шпильки расположены одна от другой на расстоянии 90 мм. Длина каждой шпильки 32 мм.

Длина звена зачековки от ограничителя до конца последней шпильки 370 мм.

Трос звена зачековки проходит внутри полого кольца.

Кольцо изготовлено из стальной трубы диаметром 10 мм, к нему приварена скоба, которая вкладывается в карман, расположенный на правом боковом клапане ранца.

 

Управление парашютной системой

 

Купол парашюта ПЗ-81 обеспечивает постоянную горизонтальную скорость планирования до 6,4 м/с.

Разворот парашютной системы производится при помощи втягивания строп управления. Разворот на 360° выполняется за 5 с.

Надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полном отсоединении основного купола. Полное наполнение купола запасного парашюта происходит за 4 с. В случае задержки процесса разрифления парашютист воздействует на систему рифления втягиванием строп управления. При полностью наполненном куполе вытяжной парашют должен лежать на верхней оболочке купола.

Приземление парашютиста осуществляется заходом против направления ветра, при этом втягивание строп управления не производится. При втягивании строп управления вертикальная скорость снижения значительно увеличивается.

Технический ресурс парашютной системы рассчитан на 12 лет. В течение этого периода допускается ее заводской ремонт, который должен производиться не позже чем за 2 года до истечения срока годности парашюта. Этот срок исчисляется с даты получения изделия от

предприятия-изготовителя и включает в себя время эксплуатации, хранения, транспортировки и ремонта.

Общий вид уложенного парашюта ПЗ-81 показан на рис. 88.

 

 

 

 

 

Рис. 88. Общий вид уложенного парашюта ПЗ-81


 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..