ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

 

Планирование тренировки предусматривает наиболее рацио­нальную постановку цели и задач тренировки, систему соревно­ваний, динамику объема и интенсивности нагрузок, эффективное использование средств и методов тренировки, а также врачебный и педагогический контроль.

При планировании учебно-тренировочного процесса необхо­димо основываться на принципах тренировки.

При составлении планов тренировки следует учитывать уро­вень спортивных достижений и мастерства команды (борца), ори­ентироваться на данные педагогических наблюдений и врачеб­ного контроля.

В процессе подготовки борцов используются три формы пла­нирования: перспективное (на несколько лет), текущее (на год), оперативное (на период, этап или тренировочный цикл).

Планы тренировки составляются как для группы борцов, на­пример для сборной команды, так и для одного спортсмена. В первом случае разрабатывается общий*, а во втором (на ос­нове общего плана) — индивидуальный план.

В общем плане содержатся установки, которые могут рас­пространяться на всех спортсменов. В индивидуальном же плане общие установки конкретизируются применительно к каждому спортсмену. Четкая разработка индивидуального плана позволя­ет более полноценно и успешно совершенствовать спортивное ма­стерство.

Индивидуальный план должен быть тесно связан с общим перспективным планом. Он составляется тренером совместно с борцом.

 

 

 

 

Перспективное планирование тренировки по спортивной борьбе

 

Учитывая периодизацию крупнейших союзных и республи­канских состязаний (олимпийские игры, Спартакиады народов СССР, спартакиады республик, первенства добровольных спор­тивных обществ и ведомств), перспективный план тренировки для ведущих спортсменов разрабатывается на 4 или на 2 года.

Перспективный план не должен механически воспроизводить несколько текущих (годичных) планов и неизменно повторять из года в год одни и те же задачи. Необходимо предусмотреть из­менение по годам задач тренировки, объема и интенсивности нагрузок, контрольных нормативов   по технической,   тактической, физической и другим сторонам подготовки.

В перспективный план тренировки, исходя из анализа преды­дущего (этапа) года подготовки и выступления спортсменов в соревнованиях, ежегодно вносят необходимые изменения и до­полнения.

Формы и содержание перспективного плана

I. Краткая характеристика команды (борца). Характеристи­ка спортивного мастерства команды (борца), результаты в со­ревнованиях (табл. 14 и 15)

 

Таблица 14

Результаты в соревнованиях

 

Наименование основных

соревнова­ний

Ранее показан­ные результаты

Перспективные задачи по достижению результатов в соревнованиях и их выполнение

1969 г.

1970 г.

1971 г.

1975 г.

План

Выполнение

План

Выполнение

План

Выполнение

План

Выполнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица   15

Техническая подготовка

(характеристика технической подготовки в стойке и партере и перспективы ее совершенствования)

 

Какими прие­мами, контр приемами и способами подготовки владеет борец

Основные недос­татки в выпол­нении приемов, контрприемов, защит и способов их подготовки

Перспектив­ные задачи по изучению и совершенствованию и конт­рольные задания

 

Сроки выполнения, г.

Отметки о выполнении

 

 

1969

 

1970

 

1971

 

1972

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: По аналогичным формам заполняются данные по физической, тактической, психологической и теоретической подготовке спортсмена.

 

II.  Конечная цель и основные задачи многолетней подготовки.

Целью многолетней тренировки будут результаты борцов в главном соревновании (количество очков, занятое место), кото­рому подчинена вся подготовка.

Основные задачи по физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовке, которые решаются в процессе многолетней тренировки, определяются исходя из конечной цели и уровня подготовленности спортсмена. В общем плане все эти показатели должны быть определены для коман­ды и по отдельным весовым категориям (см. табл. 14 и 15). Од­новременно следует установить этапы подготовки, их продолжи­тельность, а также центральные соревнования каждого этапа (спортивного года).

III. Динамика нагрузки. В перспективном плане определяется общее количество дней занятий, отдыха и соревнований, а также общее количество часов, отводимых на подготовку в целом и на каждое из основных средств тренировки по годам  (табл. 16).

 

Таблица 16

Распределение объема соревновательной и тренировочной нагрузки

 

Показатели

Годы подготовки

Всего

за 4 года

1969

1970

1971

1972

1. Количество дней тренировок

 

 

 

 

 

2. Количество занятий

 

 

 

 

 

3. Количество дней   отдыха   и переездов

 

 

 

 

 

Общее   количество дней,   отводимых   на ОФП

 

 

 

 

 

1. Спортивные игры

 

 

 

 

 

2. Тяжелая атлетика

 

 

 

 

 

3. Легкая атлетика

 

 

 

 

 

4.
5. и т.д.

 

 

 

 

 

Общее  количество часов, отводимых на специальную подготовку

 

 

 

 

 

1. Специальные упражнения

 

 

 

 

 

2. Совершенствование  техники и  тактики в учебных

и учебно-тренировочных схватках

 

 

 

 

 

3. Совершенствование  мастерства  в  тренировочных схватках

 

 

 

 

 

Итого часов на практику:

 

 

 

 

 

Количество часов   на теоретические занятия

 

 

 

 

 

Количество соревнований:

- турнирных

- матчевых

 

 

 

 

 

Количество соревновательных схваток

 

 

 

 

 

 

 

IV. Контрольные нормативы. Динамика совершенствования различных сторон подготовки, а также задачи, поставленные пе­ред командой (борцом) в перспективном плане, отражаются в контрольных показателях. К ним относятся: по технической подготовке — количество, качество и разнообразие применяемых технических действий; по тактической подготовке — качество, ко­личество и разнообразие применяемых тактических действий; по физической подготовке — результаты выполнения определенного комплекса общеразвивающих и специальных упражнений на си­лу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Контрольные нормативы должны быть тесно связаны с задачами плана.

V. Педагогический и врачебный контроль. Указываются фор­мы контроля, сроки проведения педагогического контроля, вра­чебных обследований и их методика.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..