ТРЕНИРОВКА ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

Глава  VIII

 

ТРЕНИРОВКА ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

 

Спортивная тренировка — многолетний круглогодичный сис­тематический процесс, направленный на достижение физическо­го совершенства и высоких спортивных результатов путем вос­питания и обучения.

Процесс спортивной тренировки подчинен определенным принципам и проходит при соблюдении гигиенического режима, осуществлении врачебного и педагогического контроля.

Цель тренировки — физическое совершенствование и достиже­ние высоких спортивных результатов — осуществляется при по­мощи решения следующих задач: закрепления и совершенство­вания техники борьбы; совершенствования знаний, умений и навыков в тактике; развития физических качеств, повышения функциональных возможностей организма занимающихся и ук­репления их здоровья; совершенствования морально-волевых ка­честв и психологической подготовленности; совершенствования теоретических знаний.

Эти задачи осуществляются параллельно на протяжении все­го года. В зависимости от периода и этапов подготовки, трениро­ванности борцов, уровня мастерства спортсменов и ряда других факторов одним из них уделяется больше внимания, другим меньше. Каждая задача решается последовательно при постепен­но возрастающих требованиях к занимающимся.

Рост спортивных результатов и их стабильность достигаются путем систематической, методически правильно построенной тренировки.

 

ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ПО БОРЬБЕ

 

Принцип всесторонности. Всесторонняя подготовка — основа для овладения подлинным мастерством в борьбе и достижения высоких спортивных результатов.

Борцы должны иметь хорошее здоровье, широкие функцио­нальные возможности организма, разностороннюю физическую подготовку, в совершенстве владеть разнообразной техникой и тактикой, обладать высокоразвитыми  волевыми  и  моральными качествами; хорошо знать теорию борьбы.

Разносторонне физически подготовленные борцы в сравни­тельно короткое время приобретают спортивную форму, более продолжительное время удерживают ее, легче переносят боль­шие тренировочные и соревновательные нагрузки, их организм быстрее восстанавливается после них.

Поэтому, совершенствуя хорошо развитые качества, борец должен особое внимание уделять отстающим и стремиться к гар­моническому развитию всего тела. Наиболее успешно всесторон­него развития и совершенствования можно достигнуть при усло­вии занятий не только борьбой, но и различными общеразвиваю-щими упражнениями и упражнениями из других видов спорта.

Принцип постепенности. Строгое выполнение этого принципа играет важную роль в развитии любого из физических качеств, в повышении функциональных возможностей организма, в совер­шенствовании техники и тактики борьбы, в воспитании воли. Принцип постепенности отвергает всякое «натаскивание» спорт­смена, задачу в короткий срок во что бы то ни стало форсиро­вать достижение поставленной цели.

Методически правильное планирование тренировки предпо­лагает постепенное увеличение и снижение объема и интенсив­ности тренировочных и соревновательных нагрузок, а также по­степенное усложнение задач и условий выполнения упражнений. Это не только обеспечивает непрерывный рост тренированности борца, но и способствует его спортивному долголетию. Резкое по­вышение нагрузки, не соответствующее степени тренированности, так же как и резкое снижение после интенсивной работы, отри­цательно сказывается на общем состоянии организма борца.

Объем и интенсивность нагрузки в течение спортивного года, тренировочного и недельного циклов, а также на протяжении од­ного занятия можно схематично представить себе в виде волно­образных кривых. Они постепенно поднимаются, затем удержи­ваются примерно на одном уровне и постепенно (но уже более круто, чем при подъеме) снижаются  (схема 11).

 

 

 

Принцип индивидуализации. При определении степени на­грузки и трудности задания следует руководствоваться индиви­дуальными особенностями борца, его самочувствием в данный момент, тренированностью и задачами, стоящими перед ним. Наибольшего эффекта в процессе спортивной тренировки удает­ся добиться в том случае, когда не только нагрузка, но и раз­личные средства, методы и формы занятий подбираются в стро­гом соответствии с индивидуальными особенностями занимаю­щихся.

Одно и то же задание (нагрузка) может быть под силу одно­му борцу и неосуществимо для другого. Всякое задание должно быть трудным и в то же время вполне доступным.

Индивидуальный подход к занимающимся осуществляется преподавателем на основе знания особенностей своего ученика, данных врачебного контроля и самоконтроля борца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..