ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ ПО БОРЬБЕ

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ ПО БОРЬБЕ

 

Для более глубокого усвоения материала или для ликвидации отдельных недостатков проводятся самостоятельные занятия с Целью повышения квалификации борца, тренера-общественника и спортивных судей.

Самостоятельные занятия должны проходить по специально­му заданию и способствовать успешному выполнению норматив­ных требований, указанных в той или иной программе, или тре­бований, предъявляемых к членам сборных команд. Чем выше спортивное мастерство борцов, тем больший удельный вес при­обретают самостоятельные занятия.

В группах, в которых тренируются занимающиеся, есть луч­шие (хорошо осваивающие программу) и отстающие. Отстаю­щих надо взять под особый контроль и давать им особенно про­думанные задания. Хорошо успевающим для самостоятельной работы следует предлагать более сложные задания, чем осталь­ным. Для оказания помощи отстающим во время самостоятель­ных занятий к ним целесообразно прикрепить хорошо успеваю­щих борцов, которые помогут им ликвидировать имеющиеся недостатки.

На этих занятиях борцы также совершенствуют теоретиче­ские, практические знания, методические навыки и умения.

Самостоятельные занятия приобретают особое значение для борцов, когда они не могут посещать секционные занятия; в пе­риод очередного отпуска или во время служебной командировки. В этом случае борцу целесообразно уточнить с преподавателем свой индивидуальный план (чем лучше заниматься, какова дол­жна быть направленность занятий, сколько времени отводить на занятия физическими упражнениями в день и другие во­просы).

Чтобы приучить борцов к самостоятельным занятиям, реко­мендуется на некоторых уроках отводить специальное время для самостоятельного выполнения отдельных заданий тренера с по­следующим его разбором.

К основным внеурочным формам организации занятий отно­сятся: утренняя зарядка, соревнования, занятия другими видами спорта, вечерние прогулки, показательные выступления, судей­ство соревнований, наблюдения за тренировками и соревнова­ниями, изучение специальной литературы.

Утренние упражнения (зарядка). В задачу утрен­ней зарядки борцов входят: ускорить процесс перехода от сна к бодрому состоянию, активизировать деятельность организма, для более успешного выполнения предстоящей работы, совер­шенствовать физические качества и технику борьбы.

В зависимости от условий тренировки, основной направленно­сти дня, степени тренированности и других факторов зарядка длится от 20 до 55 мин. Как правило, в дни большой нагрузки на ковре время, отводимое на зарядку, а также объем и интен­сивность уменьшают.

Утреннюю зарядку следует проводить на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении.

Утренняя зарядка состоит из двух  частей. В первой части выполняются общеразвивающие упражнения, во второй — спе­циальные. Первая часть длится от 15 до 30 мин. Она начинается спокойной ходьбой, которая постепенно переходит в бег, а бег — в ходьбу. После этого борец приступает к выполнению различных общеразвивающих упражнений на месте или в движении. Общеразвивающие упражнения должны применяться для самых разнообразных групп мышц и иметь специальную направленность: на развитие быстроты, гибкости, координации и т. д.

Затем борец выполняет комплекс специальных упражнений: имитацию поворотов для бросков через спину, отрывы для брос­ков прогибом, отрывы для бросков наклоном, имитацию подсеч­ки, отхвата и т. д. Если зарядку проводят одновременно несколь­ко борцов, то специальные упражнения выполняются с парт­нером.

Подбор общеразвивающих и специальных упражнений осуще­ствляется борцом с учетом своих индивидуальных особенностей, степени развития физических качеств, технической подготовки и тех условий, в которых проводится утренняя зарядка (местность, инвентарь, температура воздуха и др.).

Утреннюю зарядку заканчивают спокойной ходьбой, упраж­нениями на расслабление и успокоение дыхания. После этого принимают водные процедуры.

При проведении утренней зарядки на воздухе целесообразно использовать условия местности: применять прыжки через кана­ву, с кочки на кочку, переход по бревну через ручей, поднимание и бросание камней, раскачивание деревьев, вхождение на гору и  др.

Нагрузка в утренней зарядке не должна быть большой по объему и вызывать у борцов усталость. Ее основная задача — создать бодрое настроение и желание как можно лучше выпол­нить предстоящую работу.

Соревнования. В учебно-тренировочном процессе по борь­бе соревнования являются своеобразной формой организации занятий. Она изложена в разделах учебника «Организация су­действа и проведение соревнований» (стр. 137) и «Тактика уча­стия в соревнованиях» (стр. 544).

Занятия другими видами спорта. Самостоятель­ные занятия другими видами спорта проводятся с учетом кон­кретных условий и индивидуальных особенностей занимающихся. Каждый занимающийся применяет различные виды спорта и уп­ражнения из них самостоятельно, с целью укрепления здоровья, всестороннего физического развития, ликвидации недостатков, имеющихся в физическом развитии, с целью развития физических качеств, необходимых для проведения «коронных» приемов, и отдыха от специфики борьбы.

Время занятий может регламентироваться преподавателем и самими занимающимися. К дозированию нагрузки следует подходить осторожно. Борец может использовать различные виды спорта самостоятельно (прыжки в длину, в высоту, метания, плавание и др.) либо подключиться к группам, играющим в под­вижные и спортивные игры, эстафеты и т. п.

Вечерняя прогулка. Одной из форм организации заня­тий является вечерняя прогулка. Ее основная задача — успоко­ить организм, создать условия для хорошего сна. Вечерние про­гулки надо совершать регулярно. В зависимости от состояния борца их продолжительность колеблется от 30 до 50 мин. Вечер­няя прогулка проводится строго в соответствии с режимом дня. На тренировочном сборе она проходит организованно, под руко­водством дежурных в виде спокойной ходьбы и заканчивается непродолжительным теплым душем.

Показательные выступления. Показательные вы­ступления обычно связаны с агитацией за тот или иной вид спор­та. Однако выступления служат хорошим средством и для совер­шенствования техники борьбы. Кроме того, показательные вы­ступления развивают тактическое мышление борца (показать реальность борьбы, уловить момент для проведения приема, создать возможность для защиты партнеру и т. п.). Для того чтобы показательная борьба имела успех у зрителей, необходи­мо подобрать наиболее подходящих друг для друга партнеров, предварительно прорепетировать весь ход борьбы в учебно-тре­нировочных схватках на технику.

При демонстрации техники борьбы важные элементы техни­ки и движения проводятся в несколько замедленном темпе, чтобы зрители могли ясно увидеть их. Кроме того, борец должен так повернуться к зрителям, чтобы они могли видеть движение во всех деталях. Для того чтобы показательное выступление имело успех у зрителей, надо строить его так, чтобы более интересные упражнения демонстрировать к концу выступления и чтобы инте­рес к ним непрерывно возрастал. Показательные выступления необходимо комментировать.

При непосредственной подготовке к показательному выступ­лению борцы самостоятельно проводят 15—20-минутную размин­ку. Затем они выполняют некоторые специальные упражнения и схватку.

Показательная борьба заканчивается упражнениями на рас­слабление и успокоение дыхания.

Судейство соревнований. Обязанности судьи может выполнять борец по заданию преподавателя или по приглашению судейской коллегии. Во время судейства борец лучше усваивает правила соревнований. У него совершенствуются навыки судей­ства. Судейские навыки должны позволять борцу выполнять любую судейскую обязанность. Наряду с получением навыка по судейству борец, внимательно наблюдая за схватками, приобре­тает знания по технической и тактической   подготовке, отбирая то, что наилучшим образом соответствует его индивидуальным особенностям.

Выполнение судейских обязанностей связано с воспитанием аккуратности, дисциплинированности, четкости, принципиаль­ности и других ценных для советского человека качеств.

Наблюдения за тренировками и соревнова­ниями следует проводить за борцами высокого класса. Такие наблюдения позволяют ознакомиться с поведением борцов до схватки, в схватке и после нее. Если спортсмен разминается не­сколько больше, чем обычно, и проводит разминку очень интен­сивно, то от него можно ждать высокого темпа с самого начала схватки. Если же борец включает в разминку имитационные уп­ражнения для какого-либо приема, то в схватке он может исполь­зовать этот прием.

При наблюдении за схватками легко определить манеру борь­бы того или иного участника (вид тактики, стойку, использование площади ковра и т. д.), его излюбленные технические действия, способы тактической подготовки и многое другое.

Сведения, полученные в результате наблюдения за трениров­ками или соревнованиями, следует анализировать. Этот анализ может быть сделан в учебно-тренировочном занятии или в спе­циально отведенное для этого время. Анализ необходимо прово­дить даже в том случае, если при наблюдении отсутствовал пре­подаватель. При этом борцы, находящиеся в качестве участников или зрителей, рассказывают об отдельных, наиболее заслужи­вающих внимания эпизодах соревнования. Преподаватель дол­жен обратить внимание борцов на удачное применение тех или иных приемов и рекомендовать их для совершенствования, а так­же указать на недостатки и пути избавления от них.

Выполнение заданий. Задания преподавателя на дом способствуют более полноценному освоению борцами програм­мы. В задания входят: изучение отдельных вопросов по литера­туре; упражнения для исправления отдельных недостатков в фи­зическом развитии; подготовка к проведению подготовительной части урока или урока в целом и т. д.

Домашние задания служат главным образом средством за­крепления знаний, навыков и умений, полученных занимающи­мися во время урока.

Необходимо добиваться того, чтобы ученики поняли цель за­дания на дом и правильно подобрали средства и методы.

Приступать к выполнению домашнего задания надо сразу, не откладывая. Это позволит хорошо настроиться и успешно его выполнить.

Если борец должен подготовиться к подготовительной части урока, то он может использовать свой опыт, изучить соответст­вующую литературу, получить консультацию от преподавателя, посоветоваться с более опытными товарищами и т. п.

Домашние задания имеют эффект только в том случае, если их систематически проверять и контролировать. Своевременный контроль за выполнением домашних заданий необходим при со­вершенствовании спортивного мастерства борцов.

Изучение литературы. Изучение литературы является одним из методов, с помощью которого борец наилучшим обра­зом осваивает спортивную борьбу. Поэтому надо рекомендовать занимающимся изучить отдельные вопросы программы по соот­ветствующей литературе. Так, борцы должны изучать историю развития борьбы, методику обучения и тренировки, тактику борь­бы, правила соревнований и другие теоретические разделы, кото­рые позволят им расширить свой кругозор, получить знания, не­обходимые для дальнейшей спортивной деятельности. Наряду с изучением литературы по спортивной борьбе борцу необходимо изучать анатомию, психологию, педагогику, физиологию, биоме­ханику, гигиену и другую литературу, которая поможет ему луч­ше усвоить проходимый на занятиях материал, совершенство­вать свое спортивное мастерство, стать тренером-обществен­ником.

Наиболее интересные и нужные для практики сведения реко­мендуется конспектировать.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..