|
|
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ ПО БОРЬБЕ
Для более глубокого усвоения материала или для ликвидации отдельных недостатков проводятся самостоятельные занятия с Целью повышения квалификации борца, тренера-общественника и спортивных судей. Самостоятельные занятия должны проходить по специальному заданию и способствовать успешному выполнению нормативных требований, указанных в той или иной программе, или требований, предъявляемых к членам сборных команд. Чем выше спортивное мастерство борцов, тем больший удельный вес приобретают самостоятельные занятия. В группах, в которых тренируются занимающиеся, есть лучшие (хорошо осваивающие программу) и отстающие. Отстающих надо взять под особый контроль и давать им особенно продуманные задания. Хорошо успевающим для самостоятельной работы следует предлагать более сложные задания, чем остальным. Для оказания помощи отстающим во время самостоятельных занятий к ним целесообразно прикрепить хорошо успевающих борцов, которые помогут им ликвидировать имеющиеся недостатки. На этих занятиях борцы также совершенствуют теоретические, практические знания, методические навыки и умения. Самостоятельные занятия приобретают особое значение для борцов, когда они не могут посещать секционные занятия; в период очередного отпуска или во время служебной командировки. В этом случае борцу целесообразно уточнить с преподавателем свой индивидуальный план (чем лучше заниматься, какова должна быть направленность занятий, сколько времени отводить на занятия физическими упражнениями в день и другие вопросы). Чтобы приучить борцов к самостоятельным занятиям, рекомендуется на некоторых уроках отводить специальное время для самостоятельного выполнения отдельных заданий тренера с последующим его разбором. К основным внеурочным формам организации занятий относятся: утренняя зарядка, соревнования, занятия другими видами спорта, вечерние прогулки, показательные выступления, судейство соревнований, наблюдения за тренировками и соревнованиями, изучение специальной литературы. Утренние упражнения (зарядка). В задачу утренней зарядки борцов входят: ускорить процесс перехода от сна к бодрому состоянию, активизировать деятельность организма, для более успешного выполнения предстоящей работы, совершенствовать физические качества и технику борьбы. В зависимости от условий тренировки, основной направленности дня, степени тренированности и других факторов зарядка длится от 20 до 55 мин. Как правило, в дни большой нагрузки на ковре время, отводимое на зарядку, а также объем и интенсивность уменьшают. Утреннюю зарядку следует проводить на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Утренняя зарядка состоит из двух частей. В первой части выполняются общеразвивающие упражнения, во второй — специальные. Первая часть длится от 15 до 30 мин. Она начинается спокойной ходьбой, которая постепенно переходит в бег, а бег — в ходьбу. После этого борец приступает к выполнению различных общеразвивающих упражнений на месте или в движении. Общеразвивающие упражнения должны применяться для самых разнообразных групп мышц и иметь специальную направленность: на развитие быстроты, гибкости, координации и т. д. Затем борец выполняет комплекс специальных упражнений: имитацию поворотов для бросков через спину, отрывы для бросков прогибом, отрывы для бросков наклоном, имитацию подсечки, отхвата и т. д. Если зарядку проводят одновременно несколько борцов, то специальные упражнения выполняются с партнером. Подбор общеразвивающих и специальных упражнений осуществляется борцом с учетом своих индивидуальных особенностей, степени развития физических качеств, технической подготовки и тех условий, в которых проводится утренняя зарядка (местность, инвентарь, температура воздуха и др.). Утреннюю зарядку заканчивают спокойной ходьбой, упражнениями на расслабление и успокоение дыхания. После этого принимают водные процедуры. При проведении утренней зарядки на воздухе целесообразно использовать условия местности: применять прыжки через канаву, с кочки на кочку, переход по бревну через ручей, поднимание и бросание камней, раскачивание деревьев, вхождение на гору и др. Нагрузка в утренней зарядке не должна быть большой по объему и вызывать у борцов усталость. Ее основная задача — создать бодрое настроение и желание как можно лучше выполнить предстоящую работу. Соревнования. В учебно-тренировочном процессе по борьбе соревнования являются своеобразной формой организации занятий. Она изложена в разделах учебника «Организация судейства и проведение соревнований» (стр. 137) и «Тактика участия в соревнованиях» (стр. 544). Занятия другими видами спорта. Самостоятельные занятия другими видами спорта проводятся с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей занимающихся. Каждый занимающийся применяет различные виды спорта и упражнения из них самостоятельно, с целью укрепления здоровья, всестороннего физического развития, ликвидации недостатков, имеющихся в физическом развитии, с целью развития физических качеств, необходимых для проведения «коронных» приемов, и отдыха от специфики борьбы. Время занятий может регламентироваться преподавателем и самими занимающимися. К дозированию нагрузки следует подходить осторожно. Борец может использовать различные виды спорта самостоятельно (прыжки в длину, в высоту, метания, плавание и др.) либо подключиться к группам, играющим в подвижные и спортивные игры, эстафеты и т. п. Вечерняя прогулка. Одной из форм организации занятий является вечерняя прогулка. Ее основная задача — успокоить организм, создать условия для хорошего сна. Вечерние прогулки надо совершать регулярно. В зависимости от состояния борца их продолжительность колеблется от 30 до 50 мин. Вечерняя прогулка проводится строго в соответствии с режимом дня. На тренировочном сборе она проходит организованно, под руководством дежурных в виде спокойной ходьбы и заканчивается непродолжительным теплым душем. Показательные выступления. Показательные выступления обычно связаны с агитацией за тот или иной вид спорта. Однако выступления служат хорошим средством и для совершенствования техники борьбы. Кроме того, показательные выступления развивают тактическое мышление борца (показать реальность борьбы, уловить момент для проведения приема, создать возможность для защиты партнеру и т. п.). Для того чтобы показательная борьба имела успех у зрителей, необходимо подобрать наиболее подходящих друг для друга партнеров, предварительно прорепетировать весь ход борьбы в учебно-тренировочных схватках на технику. При демонстрации техники борьбы важные элементы техники и движения проводятся в несколько замедленном темпе, чтобы зрители могли ясно увидеть их. Кроме того, борец должен так повернуться к зрителям, чтобы они могли видеть движение во всех деталях. Для того чтобы показательное выступление имело успех у зрителей, надо строить его так, чтобы более интересные упражнения демонстрировать к концу выступления и чтобы интерес к ним непрерывно возрастал. Показательные выступления необходимо комментировать. При непосредственной подготовке к показательному выступлению борцы самостоятельно проводят 15—20-минутную разминку. Затем они выполняют некоторые специальные упражнения и схватку. Показательная борьба заканчивается упражнениями на расслабление и успокоение дыхания. Судейство соревнований. Обязанности судьи может выполнять борец по заданию преподавателя или по приглашению судейской коллегии. Во время судейства борец лучше усваивает правила соревнований. У него совершенствуются навыки судейства. Судейские навыки должны позволять борцу выполнять любую судейскую обязанность. Наряду с получением навыка по судейству борец, внимательно наблюдая за схватками, приобретает знания по технической и тактической подготовке, отбирая то, что наилучшим образом соответствует его индивидуальным особенностям. Выполнение судейских обязанностей связано с воспитанием аккуратности, дисциплинированности, четкости, принципиальности и других ценных для советского человека качеств. Наблюдения за тренировками и соревнованиями следует проводить за борцами высокого класса. Такие наблюдения позволяют ознакомиться с поведением борцов до схватки, в схватке и после нее. Если спортсмен разминается несколько больше, чем обычно, и проводит разминку очень интенсивно, то от него можно ждать высокого темпа с самого начала схватки. Если же борец включает в разминку имитационные упражнения для какого-либо приема, то в схватке он может использовать этот прием. При наблюдении за схватками легко определить манеру борьбы того или иного участника (вид тактики, стойку, использование площади ковра и т. д.), его излюбленные технические действия, способы тактической подготовки и многое другое. Сведения, полученные в результате наблюдения за тренировками или соревнованиями, следует анализировать. Этот анализ может быть сделан в учебно-тренировочном занятии или в специально отведенное для этого время. Анализ необходимо проводить даже в том случае, если при наблюдении отсутствовал преподаватель. При этом борцы, находящиеся в качестве участников или зрителей, рассказывают об отдельных, наиболее заслуживающих внимания эпизодах соревнования. Преподаватель должен обратить внимание борцов на удачное применение тех или иных приемов и рекомендовать их для совершенствования, а также указать на недостатки и пути избавления от них. Выполнение заданий. Задания преподавателя на дом способствуют более полноценному освоению борцами программы. В задания входят: изучение отдельных вопросов по литературе; упражнения для исправления отдельных недостатков в физическом развитии; подготовка к проведению подготовительной части урока или урока в целом и т. д. Домашние задания служат главным образом средством закрепления знаний, навыков и умений, полученных занимающимися во время урока. Необходимо добиваться того, чтобы ученики поняли цель задания на дом и правильно подобрали средства и методы. Приступать к выполнению домашнего задания надо сразу, не откладывая. Это позволит хорошо настроиться и успешно его выполнить. Если борец должен подготовиться к подготовительной части урока, то он может использовать свой опыт, изучить соответствующую литературу, получить консультацию от преподавателя, посоветоваться с более опытными товарищами и т. п. Домашние задания имеют эффект только в том случае, если их систематически проверять и контролировать. Своевременный контроль за выполнением домашних заданий необходим при совершенствовании спортивного мастерства борцов. Изучение литературы. Изучение литературы является одним из методов, с помощью которого борец наилучшим образом осваивает спортивную борьбу. Поэтому надо рекомендовать занимающимся изучить отдельные вопросы программы по соответствующей литературе. Так, борцы должны изучать историю развития борьбы, методику обучения и тренировки, тактику борьбы, правила соревнований и другие теоретические разделы, которые позволят им расширить свой кругозор, получить знания, необходимые для дальнейшей спортивной деятельности. Наряду с изучением литературы по спортивной борьбе борцу необходимо изучать анатомию, психологию, педагогику, физиологию, биомеханику, гигиену и другую литературу, которая поможет ему лучше усвоить проходимый на занятиях материал, совершенствовать свое спортивное мастерство, стать тренером-общественником. Наиболее интересные и нужные для практики сведения рекомендуется конспектировать.
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
|
|
|