Примерный план-конспект занятий по борьбе

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

Примерный план-конспект занятий по борьбе

 

Учебное занятие

по классической борьбе с группой начинающих.

 

Дата проведения     

Задачи: 1. Изучить движение туловищем при упоре головой, руками и ногами в ковер. 2. Повторить переворот рычагом. 3. Изучить переворот за ру­ки сбоку.

Инвентарь: борцовский ковер.

 

Часть

урока и время

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

Вводная—

10 мин.

Построение      группы,

рапорт дежурного преподавателю.

Проверка присутствующих.

Объяснение   задач урока.

Проверка гигиенического состояния занимающихся.

Строевые упражнения: повороты

налево (направо), кругом

 

Проверить,  острижены ли ногти. Проверить форму одежды

Подгото-

вительная—

30 мин.

Ходьба:   высоко поднимая колени; на  внешней (внутренней) стороне стопы;   спортивная   ходьба.

Бег: пятками доставая ягодицы; правым (левым) боком вперед; скрещивая ноги; с   ускорением; с постепенным переходом

на ходьбу.

Ходьба: в полуприседе; обычная ходьба.

Кувырки вперед, назад

Построение группы в круг.

1). Исходное положение (И. п.) - основная  стойка (о. с), ноги на ширине плеч:

1 — поднять руки вверх, 2, 3 — рывок руками назад, 4— И. п.   

2). И. п. — руки   за головой, локти    отведены назад: 1, 2— два  наклона

вправо, 3, 4 — то же влево

3). И. п. — о. с:1, 2,3 — три пружинистых наклона вперед,   4. — И. п.

4). И. п. — руки  за головой:  1 — поворот   туловища налево, 2 — И. п., 3 — поворот туловища направо, 4. — И. п.

5). И. п. — руки на пояс: 1—4— круговое движение туловищем вперед-вправо,

5—8— то же вперед-влево

6). И. п. — упор лежа: 1, 2 — согнуть     руки, 3,4 —И. п.

7). И. п. — лежа на животе  с  захватом   руками голеностопных суставов:

1 — прогнуться, 2 — И.п.

8). И. п.— лежа на спине, руки   вдоль   туловища: 1,2 — коснуться носками ног ковра за гололовой, 3, 4 —И. п.

9). Движения на мосту вперед-назад с поворотом головы налево-направо

10). Борьба ногами лежа 2 + 2 мин

Каждое упражнение выполняется на

Протяжении 25 м, всего 5 мин.

 

 

 

 

Змин.

6 раз

 

 

 

6 раз

 

 

8 раз

 

8 раз

 

 

4 раза

 

 

5 раз

 

5 раз

 

 

4 раза

 

 

4 раза  по 30 сек.

8 мин.

Ходьба налево в обход. Обратить внимание на осанку.

При  движении  правым боком левая нога  попеременно ставится то спереди, то сзади правой ноги

Кувырки выполняются   по   диагонали

ковра   в  колонне  по одному

 

 

Каждый рывок делается с большей силой.

 

 

Голову вперед  не наклонять

 

 

При   наклонах доставать ковер руками

Локти вперед не сводить

 

 

С места не сходить

 

 

Туловище  прямое

 

И. п. принимать только после команды

 

Ноги в коленях не сгибать

 

 

Вначале упражнение   выполняется   с помощью рук

Пары подбирают примерно равного веса. Упражнения выполняются   левой и правой ногой

Основ-

ная—40мин.

1. Изучение движений туловища  в   упоре головой, руками, ногами в ковер:    вперед-назад, в стороны, круговые

2. Повторение переворота рычагом на несопротявляющемся партнере и на партнере, сопротивляющемся не в полную силу после захвата

3. Изучение переворота захватом рук сбоку

4. Учебная схватка 2+2 мин

5.   Повторение     передвижений,     захватов   и борьба за захваты

4 мин.

 

 

10 мин

 

 

9 мин.

12 мин

5 мин.

Выполняются с помощью рук

 

 

Повторение  с правой   и левой стороны от противника

 

Обратить внимание на скручивание парт­нера

Перемена партнеров местами   после 1 мин   отдыха

Заключи-

тельная —

10 мин.

Упражнения для укрепления моста.

Спокойная игра: «Делай, как я».

Ходьба строевым шагом. Построение. Подведение итогов урока. Задание на дом. Замечания по уроку

 раза по30 сек

5 мин.

 

 

Обязательное  выполнение утренней зарядки

 

Учебно-тренировочное занятие. Учебно-тренировочное заня­тие — наиболее распространенная форма организации занятий. Продолжительность 135—180 мин. Задачи: изучение и совершен­ствование техники и тактики борьбы, совершенствование физиче­ских и волевых качеств.

Учебно-тренировочное занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

1. Вводная часть. Продолжительность 3—7 мин. В ввод­ной части урока ставятся те же задачи и применяются такие же средства, что и в учебном уроке. При необходимости даются за­дания отдельным занимающимся.

2. Подготовительная часть. Продолжительность 20 — 30 мин. Задачи и средства те же, что и в подготовительной части учебного урока.

3. Основная часть. Продолжительность 95—105 мин. при уроке 135 мин. и 140—150 мин. при уроке 180 мин. Задачи: изу­чение новых и совершенствование ранее изученных технических и тактических действий, совершенствование специальных физи­ческих и волевых качеств.

Основная часть урока в большинстве случаев начинается с повторения ранее пройденного материала (выполняются части приемов, связки комбинаций, контрприемов и т. п.). Затем зани­мающиеся изучают новые специальные упражнения, приемы, за­шиты, контрприемы, способы тактической подготовки.

Повторив ранее пройденный материал и усвоив новый, зани­мающиеся совершенствуют его в учебных, учебно-тренировочных или тренировочных схватках. В конце основной части урока да­ется задание на совершенствование дожимов, уходов и контр­приемов с уходом с моста. Основная часть заканчивается выпол­нением специальных упражнений на развитие силы, гибкости или выносливости по заданию тренера.

4. Заключительная часть. Продолжительность 3—7 мин. Задачи и средства этой части урока не отличаются от заключи­тельной части учебного урока.

Организационно-методические указания. Учебно-тренировочное занятие проводится групповым методом. Однако в конце подготовительной части урока может быть отве­дено время для самостоятельной работы по заданию.

Подбор специальных упражнений и их дозировка, время изу­чения и совершенствования техники и тактики борьбы, характер и длительность схваток зависят от задач и подготовленности группы.

Во время проведения схваток свободные борцы, исключая пару, готовящуюся к борьбе, или следующие пары (при борьбе на нескольких коврах) выполняют упражнения по заданию тре­нера вне ковра.

За борцами, свободными от борьбы, наблюдает другой пре­подаватель или помощник из способных борцов. Борцы, которые готовятся к схватке, отдыхают, настраиваются на ее проведение, продумывают способы решения поставленных задач. В это время они могут наблюдать и за схваткой, отмечая для себя ее инте­ресные ситуации.

Если одновременно ставится задача совершенствовать физи­ческие качества, то совершенствовать быстроту и ловкость надо в начале урока, пока занимающиеся еще не устали. Упражнения на развитие силы, гибкости и выносливости выполняют в конце урока, когда занимающиеся хорошо разогрелись и подготовили мышцы к большой нагрузке.

 

Примерный план-конспект занятий по борьбе

 

Учебно-тренировочное занятие

по вольной борьбе с группой борцов 2-го разряда

Дата проведения

Задачи: совершенствовать равновесие, повторить переворот скрестным захватом голеней; изучить вариант выполнения этого приема.

Инвентарь: борцовский ковер.

 

Часть

урока

и время

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

Вводная—

5 мин.

Построение  группы, расчет, рапорт. Проверка присутствующих. Объяснение задач урока.

Задание: 1—4—три шага вперед, 5 — упор присев, 6 — упор лежа, 7 — согнуть   руки, 8 — разогнуть руки, 9 — что и 5, 10 —о. с,    11—12 —поворот направо

 

После  выполнения задания с первым счетом занимающиеся

выполняют движение налево в обход

Подгото-

вительная—

30 мин.

Ходьба, ходьба   носками    внутрь   (кнаружи), ходьба  в  полуприседе  с поворотами налево (направо), ходьба  на коленях, выставляя голень вперед-внутрь

Спортивная ходьба. Бег с поворотами на 360°, бег с ускорениями. Прыжки на ногах с прогибанием и продвижением вперед

Ходьба, кувырки  вперед, назад

Кувырки назад с выходом в стойку на кистях, переворот  боком, полет-кувырок через чучело.

Построение группы в колонну по 4.

1). И. п. — правая перед левой, руки перед грудью: 1,2 — два  рывка руками назад, 3—рывок прямыми руками назад  с поворотом   туловища налево (направо), 4.—И. п.

2). И. п. — то же:1 — наклон   влево, 2 — И. п., 3 —наклон вправо, 4 — И. п.

3). И. п. — стоя на правой  ноге, левая сзади:

1 — наклон вперед с касанием руками ковра справа от  правой ноги, 2 — то же с касанием ковра спереди от правой ноги, 3 — то же   с  касанием ковра слева от правой    ноги, 4 — И. п.

4). То же, что и 3,  но стоя на другой ноге

5). И.  п. — ноги на ширине плеч: 1,2,3 — прогнуться и достать  ладонями пятки, 4 — И. п.

6). И. п. — о. с,  носки вместе, руки на пояс:

1—4 — вращение туловищем вперед-влево, 5—8—то же   в другую сторону

7). И. п. — выпад вправо на правую, стоя на

носках, руки на пояс: 1,2 — переход в выпад

на левую. 3—4 — И. п.

8). И. п. — стоя на левой (правой) ноге. Движения правой (левой) спереди назад  (как при отхвате)

Движения туловища, стоя в положении моста, вперед-назад с поворотом головы налево-направо.

Движения туловища в упоре головой о ковер

вперед-назад, влево-вправо, круговые.

Движения туловища в положении моста с поднятой правой (левой) ногой.

Каждое упраж-нение выпол-няется на про-тяжении 25 м

3 мин.

 

 

3 мин.

 

 

 

10 раз

 

 

 

6 раз

 

5 раз

 

 

 

 

5 раз

6 раз

 

5 раз

 

 

5 раз

 

 

По  30 сек.

каждой ногой

1 мин.

 

1 мин.

 

По 30 сек.

на каждой ноге

Повороты     выполняются произвольно, без   нарушения движения в обход

 

 

Повороты выполняются по хлопку,  ускорения — по  свистку.

Акробатические упражнения    выполняются с поворотом налево в колонну по 2.

После полета-кувырка встать в о. с. и остаться стоять

С места не сходить

 

 

 

Вперед не наклоняться

 

С места не сходить

 

 

 

 

 

При прогибании таз не опускать

 

 

 

 

Таз не поднимать и не  касаться пятками ковра

 

После первой   серии отдых- 30 сек.

 

Амплитуда  движения предельная

 

 

 

Выполняются с помощью рук

Основ-

ная—95 мин.

Партер. Повторение переворота скрестным   захватом голеней  из  положения  партера  (положение атакованного — лежа, в партере)

Изучение варианта переворота скрестным   захватом голеней со вставанием   в стойку

Учебная схватка на совершенствование переворотов скрестным захватом голеней 3/3

Учебно-тренировочная схватка на совершенствование  ранее изученной техники 4/4

Различные упражнения в положении моста

22 мин.

 

 

20 мин.

 

18 мин.

 

32 мин

 

3 мин.

Ранее переворот изучался  без вставания атакующего в стойку

 

При вставании тащить партнера на себя

 

 

 

Обратить внимание на выходы наверх

 

Темп, выполнения спокойный.

Заключи-

тельная —

5 мин.

Упражнения на успокоение дыхания и   расслабление. Упражнения на внимание в движении. Построение. Подведение итогов занятия. Замечания по уроку

 

Упражнения  выполняются со    словом «группа». Выполнивший упражне­ние без слова «груп­па»   занимает место последнего в колонне

 

Тренировочное занятие. Продолжительность 135—180 мин. Объем работы по сравнению с учебно-тренировочными занятиями уменьшается, а интенсивность увеличивается. Задачи: дальней­шее совершенствование техники и тактики борцов, совершенство­вание физических и волевых качеств, достижение высокого уров­ня спортивной формы, выявление лучших борцов к предстоящим соревнованиям, определение уровня различных сторон спортив­ного мастерства борцов.

Тренировочный урок состоит из трех частей: разминки, объе­диняющей вводную и подготовительную часть, основной и заключительной.

1. Разминка. Разминка длится 15—25 мин. Задачи: ознаком­ление группы с задачами занятия, порядком его проведения, с конкретными задачами, порядком пар для ведения борьбы. По­рядок пар целесообразно вывешивать в зале, где проходит тре­нировка. Повышение функций и настройка организма на выпол­нение работы в основной части урока. В разминку включаются общеразвивающие упражнения для разогревания организма и специальные упражнения для настройки нервно-мышечного аппарата к предстоящей работе. Специальные упражнения лучше проделывать с партнером, так как они могут наилучшим образом соответствовать упражнениям из основной части занятия.

2. Основная часть. Продолжительность 105—115 мин. при длительности урока 135 мин. или 150—160 мин. при длительно­сти урока 180 мин. Задачи: совершенствование борцов в физиче­ской, волевой, технической и тактической подготовке; выбор бор­цов на предстоящие соревнования; определение степени спортив­ного мастерства борцов.

Основная часть начинается с тренировочных схваток, которые проводятся по правилам соревнований (не засчитывается только туше и схватка продолжается в стойке). Тренировочные схватки прерываются только в исключительных случаях. Все замечания делаются в ходе схватки.

При подготовке к турнирным соревнованиям разрешается проводить две тренировочные схватки. При одной тренировочной схватке можно провести дополнительную, но уже учебно-трени­ровочную схватку. Длительность такой схватки — сокращают или уменьшают темп ее проведения. После схваток дается за­дание на совершенствование технических и тактических дей­ствий.

Основная часть тренировочного занятия~заканчивается про­ведением специальных упражнений для развития гибкости, силы или выносливости. Наиболее распространенными упражнениями являются дожимы, уходы и контрприемы с уходом с моста в классической и вольной борьбе, удержания и уходы от них в борьбе самбо.

3. Заключительная часть длится 3—5 мин. В ее за­дачу входит приведение организма в относительно спокойное состояние и подведение итогов урока. Борцы могут проводить заключительную часть индивидуально по определенному за­данию.

Организационно-методические указания. После построения группы и объяснения задач занятия разминка проводится групповым или индивидуальным методом.

При групповом методе разминку проводит преподаватель. В такую разминку включают общеразвивающие и наиболее до­ступные специальные упражнения. После разминки отводится 3—5 мин. для самостоятельной подготовки к схватке. В это вре­мя борец выполняет специальные упражнения, которые необхо­димы только ему.

Специальную разминку можно проводить и в виде борьбы с партнером, который сопротивляется не в полную силу. Размин­ка не должна быть утомительной. Для большинства борцов ее следует заканчивать за 10—12 мин. до выхода на схватку.

Индивидуальная разминка аналогична групповой. В ее зада­чу входит общее разогревание организма и подготовка его к выполнению конкретных задач в основной части занятия. Индиви­дуальная разминка на тренировке должна быть похожей на разминку перед соревновательной схваткой.

Порядок применения средств тренировки в основной части занятия может быть несколько изменен. Вначале выполняются задания на совершенствование тактико-технических действий, затем проводится тренировочная схватка, после чего даются до­полнительные задания.

 

Примерный план-конспект

 

Тренировочное занятие по  борьбе самбо

 с  группой  мастеров  спорта и борцов 1-го разряда.

 

Дата проведения.

Задача:  совершенствование спортивного мастерства   по   индивидуаль­ным планам.

Инвентарь: борцовский ковер 8X8 м, гимнастическая стенка, гири  16 и 24 кг, разборная штанга, канат, кольца, скакалки.

 

Часть

урока

и время

Содержание

Дозиров­ка,

 мин

Организационно-методические

указания

Размин-

ка—25 мин.

Построение, рапорт, проверка присутствующих

Объяснение задач урока

Общеразвивающие упражнения

Специальные упражнения

3  

 

 

12

10

 

 

Указывается порядок пар

Выполняются, самостоятельно с включением элементов самостраховки

Основ-

ная — 120

мин.

Тренировочные схватки по правилам

Учебно-тренировочные схватки длительностью 8 мин.

Совершенствование удержаний и   переходов на болевые приемы

Совершенствование физических качеств: гибкости, силы, выносливости

50

40

 

12

 

18

Задачи схватки борцы решают самостоятельно

Первые 4 мин. один из борцов копирует для  партнера борьбу его будущего противника.    Затем борцы меняются ролями

Удержания совершенствуются в положении,   которое получается в результате проведения коронного приема

По заданию тренера

Заключи-

тельная —

5 мин.

Упражнения на расслабление и    успокоение дыхания

Построение. Подведение итогов занятия. Замечания по занятию

2

 

3

 

Проводятся самостоятельно

 

Проводит тренер

 

 

При любом порядке применения средств тренировки трениро­вочная схватка является основной.

Основная часть урока проводится двумя преподавателями. Один наблюдает за схваткой, другой записывает преимущества и недостатки борцов. Если нет второго преподавателя, то для ведения схватки подбирают помощника из числа лучших борцов. При этом запись ведет преподаватель.

Если при распределении борцов на тренировочные схватки один остается без пары, то его надо соединить с парой борцов соответствующего веса и квалификации. В этом случае борцы попеременно борются с каждым. Задачу схватки устанавливает преподаватель.

При самостоятельном выполнении длительных или трудных заданий борцы в случае усталости отдыхают. Однако время от­дыха не должно быть длительным, так как при охлаждении борцы обычно теряют желание тренироваться.

При подготовке к конкретному соревнованию тренировочные схватки борцы проводят с учетом индивидуальных особенностей своих будущих противников. Для этого надо подбирать таких партнеров, которые по манере борьбы и своим индивидуальным особенностям были бы похожи на будущих противников. Если таких партнеров нет, то можно дать задание спортсмену: бо­роться в стиле и манере предполагаемого противника (моделиро­вание).

Занятия другими видами спорта. Занятия други­ми видами спорта в основном относятся к числу тренировочных занятий.

Из других видов спорта борцы наиболее часто используют гимнастические упражнения: вольные и на снарядах; баскетбол, волейбол, ручной мяч, кроссы, прыжки, метания, греблю, плава­ние, акробатику, штангу, ходьбу на лыжах, слалом.

Занятия другими видами спорта целесообразно проводить на свежем воздухе. Начинать их рекомендуется коротким бегом с применением небольших комплексов общеразвивающих упраж­нений. Такие занятия могут заканчиваться специальными упраж­нениями, в парах без бросков. При проведении занятий с целью разностороннего физического развития можно использовать ес­тественные средства природы: камни, деревья, песчаный берег и др.

Подобные занятия могут проводиться по одному виду спорта или быть смешанными. Во втором случае занятия начинаются, например, с игры в баскетбол, а заканчиваются упражнениями со штангой или акробатическими упражнениями или кроссом.

С целью избирательного развития физических качеств могут проводиться комплексные занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. На таких занятиях для одних борцов, например, дается задание совершенствовать силу мышц с по­мощью штанги, для других — выносливость с преодолением ди­станции кросса, для третьих — ловкость с помощью акробатиче­ских упражнений и т. п.

Занятия другими видами спорта можно включать в подгото­вительную часть или в конец основной части урока по борьбе.

Заканчиваться занятия должны упражнениями на успокоение дыхания и на расслабление.

После окончания занятий, если позволяют условия, можно провести кратковременное купание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..