ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО БОРЬБЕ

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Г л а в а   IV

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО БОРЬБЕ

 

Занятия борьбой проводятся в секциях борьбы. Такая секция может быть организована в коллективе физической культуры, ДЮСШ и СШМ. Секции борьбы решают следующие основные задачи: воспитание занимающихся в духе коммунистической мо­рали, подготовка спортсменов-разрядников и подготовка общест­венного актива: тренеров-общественников и судей по спортивной борьбе.

Решение этих задач осуществляется путем освоения мате­риала соответствующих программ. Для успешного изучения и со­вершенствования программного материала применяются такие формы занятий, которые позволяют рациональнее   его   усвоить.

Различные формы занятий способствуют быстрому усвоению нового материала, закреплению его в последующих занятиях. В практике чаще всего применяются занятия, в которых изуча­ют, совершенствуют и проверяют усвоение пройденного материа­ла. Однако если ставится задача по изучению нового материала, то такое занятие называется учебным или учебно-тренировоч­ным. Если задача состоит в совершенствовании ранее изученного материала, то это учебно-тренировочное или тренировочное заня­тие. С целью проверки усвоения пройденного материала приме­няются тренировочные занятия или соревнования.

В подготовке борца различают три вида занятий. Первое за­нятие — секционное (урочное), проводится под руководством преподавателя, другое — самостоятельное (внеурочное), прово­дится по заданию преподавателя, и третье — соревнование.

Организация и содержание работы в секции борьбы предус­матривают теоретические и практические занятия. Основной Удельный вес занимают практические занятия.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО БОРЬБЕ

 

Основной формой организации практических занятий являет­ся урок. Урок может носить учебный, учебно-тренировочный и тренировочный характер и продолжаться от 2 до 4 часов. В зависимости от задач, стоящих перед группой, и ее подготовки опре­деляют время и содержание каждого урока.

Учебное занятие. Продолжительность учебного занятия 2 — 3 часа. Занятия предусматривают приобретение занимающими­ся знаний, умений и навыков по спортивной борьбе. Учебное занятие состоит из 4 частей: вводной, подготовительной, ос­новной и заключительной. Каждая часть имеет задачи и содер­жание.

Вводная часть. Продолжительность от 5 до 10 мин. За­дача: организовать группу, ознакомить ее с задачами занятия, повысить эмоциональное состояние занимающихся, подготовить их к подготовительной части урока. В вводную часть урока входит построение группы, расчет, рапорт дежурного, краткое объяснение задач занятия, строевые и порядковые упражнения. Подготовительная часть. Продолжительность 20— 40 мин. Задачи: повышение работоспособности организма, подго­товка его к выполнению содержания основной части урока, раз­витие и совершенствование быстроты, ловкости, силы, гибкости, смелости, решительности, упорства и других качеств.

Подготови­тельная часть состоит из общеразвивающих и специальных упражнений. Общеразвивающие упражнения направлены на по­вышение функциональных возможностей организма и разно­стороннее воздействие, на его двигательный аппарат. Общераз­вивающие упражнения включают в себя различные виды ходьбы и бега, разнообразные прыжки и упражнения для других групп мышц.

В этой части урока применяются упражнения на координа­цию движений, силу, быстроту, ловкость, гибкость и подвижность в суставах, равновесие, расслабление и др.

Эти упражнения проводятся как на месте, так и в движении. Они могут выполняться без предметов и с предметами: гантеля­ми, гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками, эспандерами и т. п. В подготовительной части урока использу­ются гимнастические снаряды: козел, канат, кольца, гимнастиче­ская стенка и др.

Специальные упражнения выполняются после общеразвиваю­щих в течение 10—15 мин. Специальные упражнения направлены на настройку нервно-мышечного аппарата к предстоящей работе в основной части урока. К специальным упражнениям относятся упражнения на мосту, упражнения, сходные по своей структуре с изучаемым материалом в основной части урока, страховка и самостраховка, имитационные упражнения, простейшие формы борьбы, выполнение частей приема, связок комбинаций, бросков чучела и др. Подготовительная часть урока заканчивается ак­тивным отдыхом 3—5 мин. В это время занимающиеся готовят необходимый инвентарь, распределяются на пары, занимают соответствующее место в зале и на ковре.

Основная часть. Продолжительность 40—60 мин. при длительности урока 90 мин. и 75—95 мин. при уроке 135 мин. Задачи: изучение техники и тактики борьбы, укрепление и совер­шенствование физических и воспитание волевых качеств.

В основной части занятия изучаются новые специальные уп­ражнения, приемы, защиты, контрприемы, способы тактической подготовки. Изученные тактические и технические действия за­крепляют в учебных и учебно-тренировочных схватках. Они про­водятся с партнерами, которым даются определенные задания. В этой части урока применяются простейшие формы борьбы, подвижные игры, эстафеты. В конце основной части урока отво­дится время для самостоятельной работы, которая проводится по заданию тренера. Основная часть урока может заканчиваться упражнениями для укрепления моста.

Заключительная часть. Продолжительность заклю­чительной части 5—10 мин. Задачи: постепенное снижение на­грузки, активизация восстановительных процессов в организме, подведение итогов урока. В заключительной части с целью при­ведения организма в относительно спокойное состояние применя­ются: ходьба, перестроения, упражнения на внимание—на месте и в движении, спокойные подвижные игры, упражнения на рас­слабление и успокоение дыхания. Заключительная часть закан­чивается построением группы.

В это время надо довести до сведения занимающихся ре­зультат выполнения задач урока, указать на положительные и отрицательные моменты в занятии. Особенное внимание сле­дует обратить на исправление недостатков. При необходимости дается задание на дом. Здесь же можно сообщить о задачах, решить которые предстоит в ближайшем будущем.

Организационно - методические указания. Учебное занятие проводится групповым методом, подготовитель­ная часть различными методами: раздельно, поточно и т. д. Упражнения выполняются в разных построениях группы: в ко­лонне по 1, по 2, по 3, по 4, в кругу, уступом и т. д.

Подготовительную часть целесообразно проводить с преиму­щественной направленностью на развитие какого-либо из ка­честв: силы, быстроты, ловкости, гибкости.

Комплексы упражнений, входящие в подготовительную часть, не должны быть постоянными; их систематически следует видо­изменять. Применение одних и тех же упражнений в течение дли­тельного времени вызывает адаптацию у занимающихся, и они не дают должного эффекта. Например, упражнения можно раз­нообразить за счет изменения исходных положений, темпа и вре­мени их выполнения.

В подготовительной части урока для борцов вольного стиля и самбистов по сравнению с борцами классического стиля не­сколько больший удельный вес занимают упражнения для увеличения подвижности в суставах и на сохранение равновесия. Кроме того, самбисты больше внимания уделяют страховке и са­мостраховке. Время подготовительной части урока изменяется в зависимости от задач и подготовки группы. Чем ниже спортив­ная подготовка и чем моложе юноши, тем большее время отво­дится на подготовительную часть. С повышением мастерства время подготовительной части уменьшается.

Для изучения приемов большое значение имеет подбор пар. Пары подбирают так, чтобы индивидуальные особенности бор­цов способствовали усвоению материала урока. Например, если прием не получается с партнером, у которого одинаковый вес с борцом, то следует подобрать партнера меньшей весовой кате­гории. Если в группе нечетное число занимающихся и одному из них не хватило   партнера, то он присоединяется к одной из пар.

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..