ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 8

 

 

Финансово-экономические 

результаты

131

Задолженность перед поставщиками и подрядчика-
ми составила 100,9 млрд. руб. (98,1% от плана). Уве-
личение задолженности перед поставщиками и под-
рядчиками за отчетный год в абсолютном значении 
на 35,6 млрд. руб. является плановым и связано со 
следующими причинами:

 плановым увеличением в октябре – декабре 2008 г. 

срока окончательного расчета в договорах с по-
ставщиками и подрядчиками по обязательствам 
Компании до 30 дней;
 увеличением инвестиционных затрат по сравне-

нию с предыдущим годом на 49,3%;
 увеличением материальных расходов по сравне-

нию с предыдущим годом на 9,3%;
 увеличением прочих расходов, относимых на се-

бестоимость (без учета налога на имущество), 
по сравнению с предыдущим годом на 35,8%.

Как было указано выше, Компания использует кре-
диторскую задолженность в качестве одного из ис-
точников финансирования хозяйственной деятель-
ности. Основными элементами являются получение 
авансов  под  доходы  будущего  года  по  перевозкам 
(предварительная  оплата  перевозок)  и  кредитор-
ская  задолженность  перед  контрагентами  за  вы-
полненные  ими  работы,  услуги,  поставки  ТМЦ  и 
оборудование.
В  связи  с  влиянием  международного  финансового 
кризиса в IV квартале 2008 г. Компанией были полу-
чены прогнозы о снижении доходов по перевозочной 
деятельности, что как следствие должно было при-
вести к снижению авансов, полученных по перевозкам. 
В связи с чем было принято решение о пересмотре 
политики расчетов с поставщиками и подрядчика-
ми в части увеличения планового срока окончатель-

Структура кредиторской задолженности (млрд. руб.)

2007

2008

+/–

%

Задолженность перед поставщиками  
и подрядчиками

65,3

100,9

35,5

154,4

материалы верхнего строения пути

1,3

4,3

3,0

337,4

сырье, материалы и запчасти

12,9

15,9

3,0

122,7

топливо

3,8

3,0

–0,8

78,5

 расчеты за электроэнергию,  

предоставленную поставщикам

0,4

0,3

–0,1

70,4

выполненные работы по ремонту объектов

9,1

10,3

1,2

112,4

приобретение основных средств

6,3

13,0

6,7

204,3

 выполненные работы по строительству объектов 

15,2

38,2

23,0

252,2

выполненные работы и оказанные услуги

15,0

15,0

0,0

100,2

приобретенные товары и готовая продукция

0,2

0,3

0,1

124,6

прочая задолженность

1,1

0,7

–0,4

64,0

Авансы, полученные по прочим операциям

3,5

17,6

14,1

496,6

Предварительная оплата перевозок

55,3

40,5

–14,8

73,2

Прочая кредиторская задолженность

39,1

50,6

11,5

129,4

 задолженность перед персоналом по оплате  

труда и операциям с подотчетными лицами

11,6

14,7

3,1

126,0

 задолженность по социальному страхованию  

и обеспечению

4,3

4,5

0,2

103,9

 задолженность перед бюджетом по налогам  

и сборам

7,7

8,8

1,1

115,0

прочие

15,4

22,6

7,2

146,3

из них: 

задолженность в уставные капиталы дочерних 
обществ

8,9

15,1

6,2

169,2

ВСЕГО

163,2

209,6

46,4

128,4

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

132

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

ного расчета в договорах по своим обязательствам  
в целях ликвидации возможного дефицита.
По итогам 2008 г., отрицательные прогнозы о сни-
жении доходов и авансов полученных подтвердились, 
при этом плановое увеличение срока окончательного 
расчета в договорах позволило обеспечить:

 замещение  одного  источника  финансирования 

деятельности в виде предварительной оплаты 
перевозок другим – кредиторской задолженностью 
перед поставщиками и подрядчиками;
 снижение долговой нагрузки;

 страхование риска потери ликвидности в услови-

ях международного финансового кризиса.

Структура кредиторской задолженности перед по-
ставщиками и подрядчиками в 2008 г. изменилась 
в сторону увеличения доли задолженности по инве-
стиционной деятельности на 14%, которая составила 
50,8% в общей задолженности перед поставщиками 
и подрядчиками, или 51,2 млрд. руб. В абсолютном 
значении рост задолженности по инвестиционной 
деятельности составил 29,7 млрд. руб., или в 2,4 раза. 
Это позволило существенно снизить долговую на-
грузку, связанную с привлечением заемных средств 
на  финансирование  Инвестиционной  программы 
ОАО «РЖД» и проценты к уплате. 
При этом, несмотря на рост кредиторской задол-
женности в абсолютном значении, контроль сроков 
оплаты  обязательств  в  Компании  минимизирует 
риск появления просроченной задолженности, о чем 
свидетельствуют  показатели  оборачиваемости 
Компании. Так, средняя продолжительность одно-
го оборота (период оборота) кредиторской задол-
женности  перед  поставщиками  и  подрядчиками  в 
2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась лишь на 
0,47 дня и составила 27,6 дня (следует отметить, 
что  увеличение  срока  окончательного  расчета  до 
30  дней  не  привело  к  значительному  увеличению 
среднего периода оборота задолженности в 2008 г. 
ввиду того, что, как указывалось выше, условия рас-
четов в договорах с контрагентами были пересмо-
трены в конце года).
Авансы,  полученные  по  перевозкам,  составили 
40,5 млрд. руб., со снижением к началу отчетного 
года на 14,0 млрд. руб., или на 26,8%.
Авансы, полученные по неперевозочным видам дея-
тельности,  составили  17,6  млн.  руб.  с  увеличени-
ем за 2008 г. на 14,0 млрд. руб., или в 5 раз. Рост 
произошел в связи с Проектом на строительство 
железнодорожной  линии  Сирт  –  Бенгази  (Ливия)  – 
14,4 млрд. руб.
Период  оборота  авансов  полученных  составил 
17,2 дня с увеличением к прошлому году на 0,4 дня 
за счет значительных поступлений от зарубежных 
заказчиков.

Управление займами и кредитами 
(«Программа заимствований»)

С учетом конъюнктуры, сложившейся на рынках, и 
структуры  валютной  выручки  ОАО  «РЖД»  общая 
стратегия управления долгом ОАО «РЖД» постро-
ена на показателях бюджета и финансового плана 
и призвана:

укрепить финансовую устойчивость;

 обеспечить необходимыми источниками финан-

сирование инвестиционной деятельности;
 увеличить долю долгосрочных кредитов в струк-

туре портфеля;
 укрепить систему отношений с внешними кре-

диторами;
 диверсифицировать источники заимствований.

Во второй декаде 2008 г. в связи с ухудшением миро-
вой конъюнктуры Финансовая стратегия ОАО «РЖД» 
была направлена на поддержание финансовой устой-
чивости, сокращение доли заимствований в иностран-
ной валюте, поиск новых источников финансирова-
ния и развитие сотрудничества с международными 
организациями.
Задолженность  по  кредитам  ОАО  «РЖД»  по  со-
стоянию на 31 декабря 2008 г. с учетом курсовых 
разниц  составила  297,6  млрд.  руб.,  с  увеличением 
к  началу  года  на  218,6  млрд.  руб.  Рост  задолжен-
ности сложился вследствие планового увеличения 
Инвестиционной программы, а также из-за падения 
курса рубля к основным мировым валютам и влия-
ния отрицательных курсовых разниц на общий объ-
ем портфеля. 
В первой половине 2008 г. Компания проводила по-
литику  диверсификации  источников  финансиро-
вания и привлекала финансирование как на между- 
народном, так и на российском рынке. Заимство-
вание  на  международном  синдицированном  рынке 
позволило установить долгосрочные партнерские 
взаимоотношения с западными кредиторами, а так-
же снизить стоимость привлечения и обслуживания 
долга и увеличить сроки по привлекаемым ресурсам. 
Так, в марте 2008 г. Компания привлекла необеспе-
ченный кредит у консорциума международных бан-
ков во главе с Banko Bilbao Vizcaya Argentaria S.A., 
The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ ltd, Barclays Capital, 
BNP Paribas, ING Bank N.V., Bank Austria Creditanstalt 
AG,  Westlb  AG,  London  Branch  на  сумму  1,1  млрд. 
долл. США в виде двух траншей, сроком на 3 года 
(LIBOR +0,55% годовых) и 5 лет (LIBОR +0,75% годо-
вых).  В  2008  году  ОАО  «РЖД»  остается  одним  из 
крупнейших  заемщиков  на  российском  облигаци-
онном  рынке.  Так,  в  рамках  одобренной  програм-
мы  выпуска  облигаций  в  июле  2008  г.  Компанией 
были  выпущены  трехлетние  облигации  на  сумму 
20 млрд. руб., по ставке купонного дохода 8,5% го-
довых. В целом в 2008 г. были привлечены облига-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финансово-экономические 

результаты

133

ционные займы (серий 08, 09, 11) на общую сумму  
50 млрд. руб.
Во второй половине 2008 г. ОАО «РЖД» планировало 
выйти на долгосрочные международные рынки капи-
талов и зарегистрировать программу размещения 
еврооблигаций в размере 7 млрд. долл. США сроком 
до 30 лет, однако в связи с финансовым кризисом и 
закрытием данных рынков для российских заемщи-
ков размещение было временно отложено. 
По причине резкого удорожания стоимости заемных 
средств в иностранной валюте и с целью снижения 
валютных рисков в последнем квартале 2008 г. Ком-
пания проводила работу по замещению валютных 
заимствований  на  рублевые,  а  также  рефинанси-
рованию иностранных кредитов в российских бан-
ках. В рамках Федерального закона от 13 октября 
2008 г. №173-ФЗ «О дополнительных мерах по под-
держке финансовой системы Российской Федерации» 
ОАО «РЖД» частично рефинансировало обязатель-
ства перед иностранными финансовыми институ-
тами в размере 270 млн. долл. США путем привле-
чения кредита от Внешэкономбанка. 
В ноябре 2008 г. Компанией были размещены два до-
полнительных выпуска пяти- и семилетних облигаций 

на сумму 30 млрд. руб. со ставкой купонного дохода 
13,5% годовых, которые были направлены на частич-
ное погашение валютных кредитов. На сегодняшний 
день  размещение  облигаций  на  российском  рынке 
является  для  ОАО «РЖД»  наиболее  эффективным 
инструментом долгосрочного финансирования. По 
состоянию на 31 декабря 2008 г. у Компании в об-
ращении находилось 6 выпусков рублевых облигаций 
на общую сумму 69 млрд. руб. Облигации ОАО «РЖД» 
представляют значительный интерес для российских 
банков, поскольку включены в ломбардный список Цен-
трального Банка России и принимаются в качестве 
обеспечения по операциям РЕПО.
В ноябре 2008 г. ОАО «РЖД» совместно с ведущими 
коммерческими банками разработало пакет инициа-
тив для поддержания устойчивого финансирования 
реального сектора экономики, а также инфраструк-
турных проектов, являющихся залогом стабильно-
го промышленного роста предприятий Российской 
Федерации путем улучшения условий рефинансиро-
вания кредитов коммерческих банков Центральным 
Банком России. 
В 2008 г. наибольшие суммы долгосрочных кредитов 
получены в следующих банках: ГК «Внешэкономбанк» – 

Движение кредитных и заемных средств за 2008 г. (млрд. руб.)

Показатель

01.01.2008 

Получено 

Погашено 

01.01.2009

Краткосрочные обязательства

37,6

446,2

319,0

164,8

 в том числе:

краткосрочные кредиты

37,6

431,6

318,7

150,5

облигации серии 05 

0

10,6

0,3

10,3

облигации серии 03 

0

4,0

0,0

4,0

товарный займ

0

0,0

0

0

Долгосрочные обязательства

41,4

113,2

21,8

132,8

 в том числе:

 

 

 

 

долгосрочные кредиты

12,0

60,6

6,1

66,4

облигации серии 03 сроком на 5 лет

4,0

0,3

4,3

0

облигации серии 05 сроком на 3 года

10,3

0,0

10,3

0

облигации серии 06 сроком на 5 лет

10,1

0,7

0,7

10,1

облигации серии 07 сроком на 7 лет

5,0

0,4

0,4

5,1

облигации серии 08 сроком на 3 года

0

20,8

0

20,8

облигации серии 09 сроком на 5 лет

0

15,2

0

15,2

облигации серии 011 сроком на 7 лет

0

15,2

0

15,2

ИТОГО

79,0

559,4

340,8

297,6

См. также Приложение № 7.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

134

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

в сумме 6,3 млрд. руб.; целевое назначение кредита – 
развитие инфраструктуры транспортного направле-
ния Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел 
(дата возврата – сентябрь 2018 г.); WEST LB – син-
дицированный кредит в сумме 1,1 млрд. долл. США 
(дата возврата – 2011–2013 гг.), JP Morgan – в сумме 
250 млн. долл. США (дата возврата – июнь 2013 г.), 
ЗАО «ЮниКредитБанк» – в сумме 4 млрд. руб. (дата 
возврата – декабрь 2010 г.).
Сумма процентов по кредитам и займам, включен-
ная в состав прочих расходов, в 2008 г. составила 
10,7 млрд. руб.
В 2008 г. хеджированы синдицированные кредиты: 
Dresdner Bank AG – по процентному свопу 600 000 тыс. 
долл. США (транш А, транш В), по валютному сво-
пу 300 000 тыс. долл. США (транш В), West LB AG – 
по процентному и валютному свопу 1 100 000 тыс. 
долл. США (транш А, транш В).
В 2008 г. ОАО «РЖД» проводило работу по унификации 
пакета разрешенных финансовых коэффициентов по 
уровню долговой нагрузки, которые составили: 

Чистый Долг/ EBITDA (x) – не более 3,5х.

 EBITDA/Расходы  по  уплате  процентов  (х)  –  не 

менее 3,5х.

По состоянию на конец 2008 г. коэффициент Чистый 
Долг/EBITDA составил менее 1,5х, а коэффициент 
EBITDA/Расходы  по  уплате  процентов  составил 
более  19х.  Таким  образом,  можно  сделать  вывод, 
что,  несмотря  на  ухудшение  финансовой  конъюн-
ктуры в последнем квартале 2008 г. и удорожание 
стоимости заемного финансирования, финансовые 
показатели ОАО «РЖД» находились на безопасном 
удалении от финансовых ковенант по существую-
щим кредитам, а уровень левериджа находился на 
уровне,  существенно  ниже  в  сравнении  с  другими 
российскими корпоративными заемщиками. 

Размещение временно свободных 
денежных средств

С целью эффективного управления остатками де-
нежных средств Компании ОАО «РЖД» размещает 
временно свободные денежные средства в депозиты 
на рыночных условиях. Основная масса (более 95% всех 
размещаемых средств) осуществляется на срок от 
1 до 30 дней. На конец 2008 г. средняя ставка порт-
феля депозитов составила 9,19%.
В качестве контрагентов Компанией выбираются 
только надежные банки с государственной поддерж-
кой или аффилированные с ОАО «РЖД». Суммарный 
размер вложений не превышает утвержденных ли-
митов финансовых вложений. Регулярно проводятся 
мониторинг финансового состояния банков и пере-
смотр лимитной ведомости финансовых вложений 
по срокам и размерам в разрезе контрагентов. 

Лизинг 

Начиная с 2003 г. Компанией активно используется 
механизм лизинга, позволяющий ускоренными тем-
пами проводить обновление подвижного состава и 
техники. 
ОАО  «РЖД»  является  крупнейшим  потребителем 
продукции отечественных предприятий транспорт-
ного машиностроения и, увеличивая объемы закупок 
основных средств с использованием механизма ли-
зинга, инвестирует значительные средства в под-
держку и развитие производственных мощностей 
отечественных  производителей.  Реализация  про-
граммы лизингового финансирования осуществля-
ется в рамках единой Программы заимствований, 
направленной на комплексное развитие финансовой 
ресурсной базы Компании и расширение присутствия 
на российском и международном финансовых рынках. 
ОАО «РЖД» имеет значительный опыт проведения 
открытых  конкурсных  процедур  по  выбору  лизин-
говых компаний. 

Размещение временно свободных денежных средств (млрд. руб.)

Показатель

Долгосрочные 
депозиты

Краткосрочные 
депозиты

Всего 

Остаток на 01.01.08

4,4

2,4

6,8

Остаток на 01.01.09

4,1

39,2

43,3

Средний остаток за 2008 г.

4,4

5,0

9,4

Получено доходов

0,4

0,4

0,8

Ср. эффект. ставка, %

9,48%

7,31%

8,33%

Ср. ставка портфеля на 01.01.09

9,89%

9,12%

9,19%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финансово-экономические 

результаты

135

С 2003 г. выбор контрагентов по лизинговым кон-
трактам  осуществляется  на  конкурсной  основе 
ежегодно. 
В период 2003–2008 гг. в качестве источника финан-
сирования программ обновления парка подвижного 
состава  ОАО  «РЖД»  активно  использовался  меха-
низм лизинга (объем программ лизинга в указанный 
период составил 107,5 млрд. руб.).
На заседании Правления ОАО «РЖД» в сентябре 2007 г. 
было принято решение о снижении в среднесрочной 
перспективе лизинговых операций, и в 2008 г. при-
обретение подвижного состава по лизинговым кон-
трактам не производилось.
С  точки  зрения  влияния  на  расходы  Компании,  ли-
зинг оказывает значительное влияние на затрат-
ную часть бюджета и увеличивает себестоимость 
перевозок.

По  состоянию  на  01.01.2008  г.  совокупный  объем 
лизинговых  обязательств  по  централизованным 
договорам лизинга составил 87,4 млрд. руб. с НДС. 
В погашение лизинговых платежей в 2008 г. направ-
лено 21,86 млрд. руб.
По состоянию на 01.01.2009 г. объем задолженности 
по централизованным договорам лизинга составит 
65,5 млрд. руб.
Основными лизингодателями ОАО «РЖД» являются 
крупнейшие  лизинговые  компании  России,  такие, 
как  ЗАО  «РГ  Лизинг»  (43%  в  лизинговом  портфеле 
ОАО «РЖД») и ОАО «ВТБ Лизинг» (32% в лизинговом 
портфеле ОАО «РЖД»).
 В 2008 г. с целью ликвидации дефицита шпальной 
продукции на сети железных дорог Компанией про-
веден открытый конкурс на право заключения до-
говора лизинга на поставку трех технологических 

Стоимость подвижного состава и оборудования, приобретенного по лизинговым
контрактам в 2003–2007 гг. (млрд. руб. с НДС)

Вид подвижного состава

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Итого

Грузовые вагоны

0

8,3

11,6

8,5

12,3

0

40,7

Пассажирские вагоны

5,4

3,8

2,7

13,2

12,0

0

37,1

Тяговый подвижной состав

0,3

1,1

2,1

0

2,9

0

6,4

Моторвагонный подвижной состав

0

2,3

5,9

7,8

6,8

0

22,8

Оборудование

0

0,5

0

0

0

0

0,5

Лизинговая программа, всего

5,7

16,0

22,3

29,5

34,0

0

107,5

Количество единиц подвижного состава и оборудования, приобретенного в лизинг в 2003–2007 гг. (шт.)

Вид подвижного состава

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Итого

Грузовые вагоны

0

6 000

6 183

5 946

7 878

0

26 007

Пассажирские вагоны

1 140

236

159

694

602

0

2 831

Тяговый подвижной состав

9

38

51

0

46

0

144

Моторвагонный подвижной состав

0

233

452

619

492

0

1 796

Оборудование

0

17

0

0

0

0

17

Приобретено, всего

1 149

6 524

6 845

7 259

9 018

0

37 795

Средневзвешенные показатели по программам лизинга 2003–2008 гг.

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Лизинговая программа, всего, млрд. руб.

5,7

16,0

22,3

29,6

34,0

1,6

Средневзвешенный срок лизингового 
финансирования, лет

7,0

6,6

6,6

6,5

6,5

4,0 

Средневзвешенная ставка, %

16,00

13,64

12,43

9,63

7,91

10,94 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

136

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

комплексов для производства предварительно напря-
женных железобетонных шпал на сумму 1,614 млрд. 
руб. Победителем конкурса стала лизинговая ком-
пания ЗАО «РГ Лизинг». 
В  первом  полугодии  2008  г.  обеспечена  передача 
прав и обязанностей по договорам лизинга крупно-
тоннажных контейнеров (к ОАО «Трансконтейнер») 
и вагонов хопперов (к ОАО «Первая Грузовая Компа-
ния»). Сделки позволили обеспечить приток денеж-
ных средств в размере 580,3 млн. руб. 

Рейтинги

ОАО «РЖД» по своим производственно-техническим 
и финансовым параметрам входит в число крупней-
ших транспортных компаний мира. Учитывая дан-
ные  факты,  а  также  устойчивые  фундаменталь-
ные  показатели  кредитоспособности  Компании, 
ОАО  «РЖД»  продолжает  удерживать  стабильно 
высокий кредитный рейтинг, присвоенный ведущи-
ми  международными  рейтинговыми  агентствами 
(Moody’s, Standard&Poor’s и Fitch). 
Инвестиционный  рейтинг  ОАО  «РЖД»  отражает 
тесную связь ОАО «РЖД» с государством, а также 
сбалансированность финансовой и общей страте-
гии Компании. Кроме того, рейтинг характеризует 
эффективность менеджмента и результативность 
реформирования  российского  железнодорожного 
транспорта, способствующие динамичному разви-
тию отрасли.
Вместе с тем ОАО «РЖД» активно поддерживает 
связь с рейтинговыми агентствами, кредиторами 
и инвесторами. В декабре 2008 г. состоялись очеред-
ные ежегодные встречи между руководством Компа-
нии и представителями рейтинговых агентств.

Управление финансовыми рисками

За  5  лет  в  Компании  сформирована  полноценная 
система  управления  финансовыми  рисками.  Осно-
вополагающим  документом  системы  управления 
финансовыми  рисками  является  Концепция  управ-
ления финансовыми рисками ОАО «РЖД», которая 
предусматривает анализ, выявление ключевых по-
казателей, разработку модели управления и проце-
дуры мониторинга кредитных рисков, рисков управ-
ления ликвидности, операционных, имущественных 
и рыночных рисков. В рамках реализации управления 
финансовыми рисками была разработана и внедре-
на необходимая прочая нормативная база в части 
страховой защиты (положение о страховой защите, 
регламенты, методические рекомендации и положе-
ния), управления лимитами по работе с финансовыми 
институтами и предприятиями реального сектора 
экономики  (методики  расчета  соответствующих 
лимитов),  типовые  требования  по  обеспечению 
договорных  обязательств  контрагентами  (типо-
вые условия расчетов и нормативные документы, 
регулирующие  работу  с  банковскими  гарантиями 
и  поручительствами),  нормативные  документы 
по управлению ликвидностью Компании.
Применяемые  в  Компании  подходы  к  риск-
менеджменту основаны на принципе диверсифика-
ции  рисков,  в  том  числе  через  использование  раз-
личных инструментов и надежных контрагентов. 
Политика  риск-менеджмента  исключает  любые 
спекулятивные  инструменты  защиты,  а  также 
операции с ненадежными контрагентами. 
Особое внимание уделено использованию деривати-
вов при управлении рисками. Так, в 2008 г. был за-
хеджирован валютный кредитный портфель Компа-
нии от влияния валютного и процентного рисков. 
Ставка  кредитования  по  валютному  кредитному 
портфелю была переведена с плавающей в валюте 
на фиксированную в рублях. По всем сделкам хеджи-
рования, по итогам года, рыночная оценка стоимо-
сти – положительная.
Проведена работа по оценке возможности хеджиро-
вания ценовых рисков, в частности цен дизельного 
топлива и металлов (по материалам с высокой долей 
стоимости металлов в себестоимости).
Реализация  системы  управления  рисками  ликвид-
ности  позволила  усовершенствовать  механизм 
качественного  и  гибкого  планирования  денежных 
средств Компании. 
Реализация системы управления кредитными риска-
ми позволила установить инструменты управления 
кредитными рисками по банкам (лимиты финансо-
вых  вложений)  и  кредитными  рисками  по  прочим 
контрагентам. В частности, при работе с контр-
агентами для обеспечения защиты от рисков неис-

Рейтинг по состоянию на 31.12.2008 г.

Moody's

Baa2

Standard &Poor's

BBB

Fitch

BBB+

Moody's

A3

Standard &Poor's

BBB+

Fitch

BBB+

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финансово-экономические 

результаты

137

полнения своих обязательств применяются такие 
инструменты, как банковские гарантии и поручи-
тельства: серьезности намерений, надлежащего ис-
полнения своих обязательств (в т.ч. на гарантийный 
период для договоров поставки), возврата авансов. 
Банковские гарантии и поручительства ограничи-
ваются устанавливаемыми лимитами.
В  2008  г.  финансовые  вложения  осуществлялись 
в  рамках,  согласованных  коллегиальным  органом 
(кредитный  комитет  Компании)  и  утвержденных 
старшим вице-президентом лимитов финансовых  
вложений.
Во  второй  половине  2008  г.  в  контексте  влияния 
мирового финансового кризиса на производственные 
результаты деятельности Компании особое внима-
ние уделялось риск-менеджменту. Был предпринят 
ряд антикризисных мер, предполагающих, помимо 
общепринятого подхода по сокращению издержек, 
следующие меры риск-менеджмента:

 перенаправлены финансовые потоки внутри хол-

динга;
 переведены  расчеты  и  РКО  в  банки  с  государ-

ственной  поддержкой  и  аффилированные  Ком-
пании банки;
 ужесточены лимиты по работе с финансовыми 

институтами:  лимиты  финансовых  вложений 
и операций с банковскими гарантиями установ-
лены  на  банки  с  государственной  поддержкой 
и аффилированные Компании банки;
 снижены расходы по страховым премиям;

 валютный кредитный портфель защищен ранее 

заключенными сделками хеджирования валютно-
го и процентного рисков; 
 проводится  ежедневный  ситуативный  анализ 

ситуации на финансовых рынках и принятие со-
ответствующих оперативных решений по управ-
лению финансовыми ресурсами;
 в целях максимального использования потенци-

альной грузовой базы, формируемой российски-
ми производителями, обеспечения максимально-
го привлечения грузов к перевозке, расширения 
спектра  предоставляемых  ОАО  «РЖД»  услуг 
в 2008 г. было утверждено Положение о порядке 
работы ОАО «РЖД» с банковскими гарантиями, 
предоставляемыми в обеспечение обязательств 
по оплате за грузовые перевозки, осуществляе-
мые ОАО «РЖД».

Страхование

ОАО «РЖД» уделяет большое внимание страховой за-
щите имущества Компании. Первые договора страхо-
вания были заключены в 2005 г. За 5 лет работы сфор-
мирован подход по регулярному централизованному 
страхованию имущества Компании на единых условиях.
Имущество ОАО «РЖД», представляющее собой слож-
ный технологический комплекс объектов железно-
дорожного транспорта, имеющих стратегическое 
значение, ответственность за сохранность кото-
рых ОАО «РЖД» несет на себе перед государством, 
застраховано страховыми компаниями ОАО «СОГАЗ» 
и ОАО «ЖАСО». Кроме того, ОАО «РЖД» страхует 
грузовой подвижной состав, парк пассажирских ва-
гонов, локомотивов и электропоездов. 
ОАО  «РЖД»  как  источник  повышенной  опасности 
страхует гражданскую ответственность перевоз-
чика и владельца инфраструктуры. По данному до-
говору страхования покрываются риски ОАО «РЖД», 
связанные с причинением ущерба имуществу, жизни 
и здоровью третьих лиц и окружающей среде при 
осуществлении основного вида деятельности.
ОАО «РЖД» уделяет большое внимание социальному 
обеспечению своих сотрудников. Одним из инстру-
ментов, улучшающих социальный пакет сотрудни-
ка,  является  страхование  от  несчастных  случаев 
и болезней на производстве. В случае наступления 
страхового события сотрудник получает матери-
альную компенсацию.
За период действия договоров решено большое коли-
чество спорных вопросов, разработаны методические 
рекомендации и другие регламентирующие работу до-
кументы. В рамках реализации Программы страховой 
защиты регулярно пересматриваются и оптимизиру-
ются условия договоров страхования, расширяется 
спектр покрываемых рисков, размеры франшиз. Прово-
дится работа с сотрудниками филиалов ОАО «РЖД», 
отвечающими за процесс урегулирования страховых 
случаев, для обеспечения скорейшего оформления па-
кетов документов и возмещения денежных средств. 
Автоматизирован процесс учета страховых случаев, 
что позволяет отслеживать изменение ситуации по 
страхованию в системе реального времени.
Страховая защита ОАО «РЖД» распространяется 
на большую часть имущества Компании: 

 подвижной состав, являющийся собственностью 

ОАО «РЖД»;
 подвижной состав, взятый в лизинг;

 недвижимое имущество и оборудование (в том 

числе арендованное).

Заключен  Договор  страхования  гражданской  от-
ветственности  ОАО  «РЖД»  как  грузоперевозчика 
и  владельца  инфраструктуры  железнодорожного 
транспорта.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

138

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Налоговая нагрузка

См. также Приложение № 30.

В  соответствии  с  учетной  политикой  для  целей 
налогообложения  ОАО  «РЖД»  определяет  доходы 
и расходы по методу начисления. 
ОАО  «РЖД»  определяет  в  целом  по  юридическому 
лицу налоговую базу по налогу на добавленную сто-
имость и по налогу на прибыль и уплачивает в фе-
деральный бюджет указанные налоги. В отношении 
других налогов и сборов, а также в отношении нало-
га на прибыль (в части, подлежащей уплате в бюд-
жеты  субъектов  Российской  Федерации)  филиалы 
и  другие  обособленные  подразделения  ОАО  «РЖД» 
в установленном порядке исполняют обязанности 
налогоплательщика по уплате налогов и сборов в ре-
гиональные и местные бюджеты.
В 2008 г. в счет оплаты текущих налогов направ-
лено 184,5 млрд. руб., в том числе в федеральный 
бюджет  –  25,0  млрд.  руб.,  в  бюджеты  субъектов 
Российской  Федерации  и  муниципальных  образова-
ний – 85,9 млрд. руб., в фонды обязательного соци-
ального страхования – 73,6 млрд. руб. 
Доля налоговых поступлений ОАО «РЖД» в бюджет-
ную систему Российской Федерации составила 1,84%. 
Показатель налоговой нагрузки в 2008 г. равен 12,5%, 
что ниже уровня 2007 г.
Суммы налогов, подлежащих уплате в 2008 г., уве-
личились по сравнению с размером налоговых пла-
тежей,  уплаченных  в  2007  г.,  на  5,3  млрд.  руб.,  
или на 3%.
Суммы налогов, подлежащих уплате в федеральный 
бюджет в 2008 г., по сравнению с 2007 г., сократи-
лось на 16,0 млрд. руб., или на 39,0%.

НДС
В 2008 г. в счет уплаты НДС направлено 15,3 млрд. 
руб. Снижение платежей по НДС 40,7% по сравнению 
с  2007  г.  связано  с  ростом  налоговых  вычетов  по 
капитальным вложениям.

Налог на прибыль
Начисление налога на прибыль организаций, подле-
жащего уплате в федеральный бюджет и бюджеты 
субъектов Российской Федерации, в 2008 г. составило 
30,4 млрд. руб., что на 14,8% меньше, чем в 2007 г. 
В  счет  уплаты  налога  на  прибыль  организаций 
в 2008 г. направлено 34,1 млрд. руб.
При номинальной ставке налога на прибыль эффек-
тивная  ставка  налога  (процентное  соотношение 
текущего налога на прибыль к прибыли до налого- 
обложения) с учетом расходов, не уменьшающих на-
логооблагаемую  прибыль,  и  необлагаемых  доходов 
составила в 2008 г. 55,5%.

Региональные налоги
В бюджеты субъектов Российской Федерации и муни-
ципальных образований в 2008 г. внесено 85,9 млрд. 
руб. Рост уплаченных налоговых платежей в регио-
нальные и местные бюджеты по сравнению с 2006–
2007 гг. составил соответственно 14,6% (уплачено 
75,0 млрд. руб.) и 13,3% (уплачено 75,8 млрд. руб.).
В счет уплаты налога на имущество в 2008 г. направ-
лено 18,6 млрд. руб., рост на 0,3 млрд. руб. произо-
шел за счет ввода в эксплуатацию и модернизацию 
объектов основных средств.
Перечисление в бюджет земельного налога за 2008 г. 
составило 1,6 млрд. руб. и увеличилось по сравнению 
с 2006 г. на 55,2%, с 2007 г. – на 13,9% за счет при-
обретения земельных участков, за счет увеличения 
ставок по ряду муниципальных образований, а так-
же за счет увеличения кадастровой стоимости зе-
мельных участков. 
Сумма внесенных платежей в фонды обязательного 
страхования  составила  73,6  млрд.  руб.  и  увеличи-
лась по сравнению с 2007 г. на 18,1% за счет роста 
фонда оплаты труда.

Реструктурированная задолженность
В  соответствии  с  Федеральным  законом  от 
07.07.2003 г. № 115-ФЗ ОАО «РЖД» является преем-
ником  налоговой  задолженности  организаций  фе-
дерального железнодорожного транспорта, имуще-
ство и имущественные комплексы которых внесены 
в уставный капитал ОАО «РЖД». В соответствии 
с Постановлением Правительства Российской Фе-
дерации от 29.09.2003 г. № 603 ОАО «РЖД» с даты 
утверждения  сводного  передаточного  акта  пере-
дано право на реструктуризацию налоговой задол-
женности.
Общая сумма реструктурированной задолженности 
по состоянию на 1 января 2005 г. составила 20,6 млрд. 
руб., в том числе пени и штрафы – 20,6 млрд. руб. 
Досрочное  погашение  реструктурированной  недо-
имки в 2004 г. позволило в 2005–2008 гг. произвести 
списание  реструктурированных  пеней  и  штрафов 
в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Рос-
сийской  Федерации  и  муниципальных  образований 
в сумме 20,0 млрд. руб. Так, в 2005 г. была списана 
реструктурированная  задолженность  в  бюджеты 
субъектов  Российской  Федерации  и  муниципаль-
ных образований в сумме 7,8 млрд. руб., в 2006 г. – 
задолженность  в  федеральный  бюджет  в  сумме 
9,9 млрд. руб., в 2007 г. – задолженность в фонды 
обязательного социального страхования в размере 
2,3 млрд. руб., в 2008 г. – задолженность по распре-
деляемым между уровнями бюджета налогам в раз-
мере 24,9 млн. руб.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

140

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

ИнформацИя о сделках,  
в совершенИИ которых Имеется 
заИнтересованность

Советом директоров ОАО «РЖД» в 2008 г. были одо-
брены сделки, признаваемые в соответствии с Фе-
деральным  законом  «Об  акционерных  обществах» 
сделками, в совершении которых имеется заинте-
ресованность:

 Договор поставки тепловозов ТЭМ 18ДМ (Прото-

кол от 15.02.2008 г. № 3) на следующих условиях:

поставщик – ОАО «ТД «РЖД» 

покупатель – ОАО «РЖД»

 предмет сделки – поставка маневровых тепло-

возов типа ТЭМ 18ДМ в количестве 347 единиц
 цена сделки – 10 317 994 834 руб. 29 коп. с уче-

том НДС
 срок Договора – с момента подписания по 31 де-

кабря 2010 г.

  Договор  аренды  земельного  участка,  располо-

женного по адресу: г. Москва, проезд Черепановых, 
владение  56А  (Протокол  от  15.04.2008  г.  №  5)  на 
следующих условиях:

арендодатель – ОАО «РЖД»

арендатор – «Фонд «Жилсоципотека»

 предмет сделки – передача в аренду земельного 

участка площадью 12 726 кв. м, кадастровый но-
мер  77:09:03002:053,  принадлежащего  на  праве 
собственности ОАО «РЖД»
 цена Договора равна выкупной цене земельного 

участка в размере 89 417 415 руб. (НДС не обла-
гается).

  Договор  купли-продажи  недвижимого  имуще-

ства (Протокол от 07.08.2008 г. № 11) на следую-
щих условиях:

продавец – ОАО «РЖД»

покупатель – ОАО «ВНИИЖТ»

 предмет сделки – земельный участок (кадастро-

вый  номер  52:18:03  23:0004)  общей  площадью 
4662,00 кв. м, расположенный по адресу: г. Н. Нов-
город, ул. Путейская, д. 166
 цена Договора – 17 403 000 руб. (НДС не облага-

ется).

 сделка по привлечению кредитных средств для 

рефинансирования  обязательств,  возникших  по 
синдицированному кредиту от 19.10.2005 г. № 852, 
на следующих условиях:

заемщик – ОАО «РЖД»

 кредитор – Государственная корпорация «Банк 

развития и внешнеэкономической деятельности 
(Внешэкономбанк)»
 предмет сделки – привлечение ОАО «РЖД» кре-

дита на сумму 270 000 000 долл. США 
 цена сделки – не более 300 000 000 долл. США

срок сделки – 12 месяцев минус 1 рабочий день

 целевое  назначение  кредита  –  осуществление 

платежей  по  синдицированному  кредиту  от 
19.10.2005 г. № 852
 процентная  ставка  –  ставка  LIBOR  по  депози-

там в долларах США сроком на 12 месяцев + 5% 
годовых
 комиссия за выдачу кредита – 100 000 долл. США

 комиссия за неиспользованный остаток кредита 

не взимается

неустойки:

 на сумму просроченной задолженности по основ-

ному долгу дополнительно к процентной ставке 
по Кредитному соглашению с Внешэкономбанком 
в размере 10% годовых
 на  сумму  просроченной  задолженности  по  про-

центам – в размере процентной ставки по Кре-
дитному соглашению с Внешэкономбанком, уве-
личенной на 10% годовых.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

142

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

ИнформацИя о крупных сделках

Крупные  сделки  (стоимость  которых  составляет 
25 и более % балансовой стоимости активов обще-
ства) в отчетный период не совершались.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

144

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Отчет О выплате  
Объявленных дивидендОв 

За 5 лет работы ОАО «РЖД» сумма чистой прибы-
ли составила 142,8 млрд. руб., в т.ч. 13,4 млрд. руб. 
по итогам 2008 г.
Как и в предшествующие годы, часть чистой при-
были 2008 г. явилась результатом планомерной реа-
лизации структурной реформы железнодорожного 
транспорта Российской Федерации. Значительная 
доля чистой прибыли сложилась в результате пре-
вышения стоимости вносимого имущества, согласо-
ванной учредителями, в уставный капитал дочерних 
обществ Компании над его балансовой стоимостью. 
Так,  только  по  итогам  работы  за  2008  г.,  данное 
превышение составило 13,1 млрд. руб.
С  учетом  этого  Компанией  проводится  соответ-
ствующая политика уплаты дивидендов в размере 
10% от размера экономически обоснованной чистой 
прибыли.
Так, в соответствии с Распоряжениями Правитель-
ства Российской Федерации от 29.06.2004 г. № 883-р, 
от 09.08.2005 г. № 1171-р, от 30.06.2006 г. № 930-р, 
от 30.06.2007 г. № 864-р, от 30.06.2008 г. № 951-р 
Компанией было направлено на выплату дивидендов 

в денежной форме по итогам работы за 2003–2007 гг. 
по обыкновенным акциям около 4 млрд. руб.
Снижение  объема  выплаты  дивидендов  по  итогам 
2007  г.  было  вызвано  Решениями,  принятыми  на 
совещании  у  Заместителя  Председателя  Прави-
тельства Российской Федерации А.Д. Жукова (Про-
токол  от  19.12.07  г.  №  АЖ-П9-52пр),  Поручением 
Правительства Российской Федерации от 27.09.07 г. 
№ ДМ-П9-4679 и пр., в соответствии с которыми 
ОАО «РЖД» уполномочено было направить средства 
на финансирование строительства 53-километро-
вого железнодорожного участка Яйва – Соликамск 
и  временной  обходной  железной  дороги  на  трассе 
Пермь  –  Соликамск  в  размере  800  млн.  руб.  и  454 
млн. руб. соответственно с учетом последующего 
уменьшения  на  данные  суммы  объема  дивидендов, 
планируемого в качестве выплаты в пользу Россий-
ской Федерации по итогам 2007 г.
Распределение объема чистой прибыли ОАО «РЖД», 
полученной по итогам 2007 г., утверждено следую-
щим образом:

(млрд. руб.) 

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всего

Чистая прибыль

5,9

8,8

9,8

26,4

84,5

13,4

148,8 

Превышение денежной 

оценки вклада, согласованной 
учредителями, над балансовой 
стоимостью имущества, 
переданного в уставный капитал 
дочерних обществ

1,5

15,9

66,8

13,1

97,3

Экономически обоснованная 
чистая прибыль

5,9

8,8

8,3

10,5

17,7

0,3

51,5

Дивиденды

0,6

0,9

1,0

1,0

0,5

0,0

4,0

(млрд. руб.)

Наименование показателя

Сумма

%

Чистая прибыль 2007 г.

84,5

в т.ч. экономически обоснованная 
(подкрепленная реальным денежным потоком) 

17,7

10% от экономически обоснованной чистой прибыли 

1,8

10%

компенсация строительства 6-км обхода (Березники)

-0,5

финансирование ж/д участка Яйва – Соликамск – 53 км

-0,8

выплата дивидендов по размещенным акциям

0,5

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отчет о выплате 

объявленных дивидендов 

145

Распределение чистой прибыли ОАО «РЖД» за 2007 г. (млрд. руб.) 

Наименование показателя

Сумма

%

Чистая прибыль отчетного периода

84,5

100

Направление прибыли всего, в т.ч.:

4,7

6

резервный фонд

4,2

5

выплата дивидендов по размещенным акциям

0,5

1

Накопление прибыли всего, в т.ч.:

79,8

94

компенсация строительства 6-км обхода (Березники)

0,5

финансирование ж/д участка Яйва – Соликамск – 53 км

0,8

 

обновление пассажирского подвижного состава

23,3

обновление моторвагонного подвижного состава

13,3

 

обновление тягового подвижного состава (пассажирские локомотивы)

8,8

обновление и развитие хозяйства дальних пассажирских перевозок

4,4

 

обновление и развитие хозяйства пригородных пассажирских перевозок

5,5

проект «Модернизация пассажирских вагонов системой контроля 
безопасности с элементами диагностики и связи пассажирского поезда»

1,7

 

проект «Комплексная реконструкция участка 
Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и ж/д подходов к портам на южном 

берегу Финского залива (с учетом строительства станции Лужская)»

13,7

проект «Комплексная реконструкция участка 
Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла»

5,4

 

проект «Комплексная реконструкция участка 
Трубная – В. Баскунчак – Аксарайская»

2,0

проект «Восстановление объектов железнодорожного транспорта 
в Чеченской Республике»

0,5

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

148

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Проект расПределения  
чистой Прибыли общества,  
Полученной По итогам 2008 

г

.

На протяжении последних лет работы структура 
чистой  прибыли  Компании  во  многом  зависит  от 
планомерной реализации программы структурной 
реформы железнодорожного транспорта. 
Даже  в  условиях  влияния  мирового  финансового 
кризиса, высокой волатильности рынка и сложной 
конъюнкты  железнодорожных  перевозок  в  2008  г. 
Компания обеспечила положительную динамику за-
вершающего этапа структурной реформы и дости-
жение ключевых структурных задач, что обеспечило 
формирование чистой прибыли в размере порядка 
13 млрд. руб. (за счет превышения денежной оценки 
вклада, согласованной учредителями, над балансовой 

стоимостью имущества, переданного в уставный 
капитал дочерних обществ).
В итоге за 2008 г. была получена чистая прибыль в 
размере 13,4 млрд. руб., которая будет направлена 
на реализацию Инвестиционной программы Компа-
нии и формирование резервного фонда.
На  протяжении  первых  лет  работы  Компания  де-
монстрировала положительную динамику основных 
показателей,  связанных  с  дивидендной  политикой 
ОАО «РЖД».
Вместе с тем снижающаяся динамика 2007–2008 гг. 
говорит не о реальном ухудшении финансовых ре-
зультатов работы Компании и прямом отказе от 
выплаты дивидендов, а лишь отражает реализацию 
политики  направления  основного  объема  чистой 
прибыли на финансирование инвестиций, что, в ко-
нечном итоге, выражается в росте благосостояния 

Распределение чистой прибыли ОАО «РЖД» за 2008 г. (млрд. руб.)

Наименование показателя

Сумма

%

Чистая прибыль отчетного периода

13,4

100

Направление прибыли, всего, в т.ч.:

0,67

6

резервный фонд

0,67

5

выплата дивидендов по размещенным акциям

0

0

Накопление прибыли, всего, в т.ч.:

12,7

95

Динамика экономически обоснованной чистой прибыли и дивидендов 
за период существования Компании (млн. руб.)

Экономически обоснованная чистая прибыль (млн. руб.)

20 000

15 000

10 000

5 000

0

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Проект распределения чистой прибыли 

Общества, полученной по итогам 2008 г.

149

акционера, эквивалентном получению стабильного 
дивидендного дохода.
По оценкам Компании, в 2009 г. подобная ситуация 
будет наблюдаться практически по всем акционер-
ным  обществам,  в  т.ч.  наиболее  заметно  по  гос- 
компаниям.  Так,  в  конце  2008  г.  в  целях  снижения 
влияния  финансового  кризиса  на  реальный  сектор 

экономики  и  формирования  у  последних  дополни-
тельных источников для финансирования текущей 
и инвестиционной деятельности госорганами было 
предложено пересмотреть политику выплаты диви-
дендов компаниям с госучастием в сторону снижения 
или отказа от их выплаты, что соответственно 
снизит аналогичные тренды по этим обществам.

Дивиденды (млн. руб.)

Дивидендная доходность (млн. руб.)

1500

1000

500

0

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

0,0008

0,0006

0,0004

0,0002

0

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

150

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Прибыль на акцию (млн. руб.)

Дивиденды на акцию (млн. руб.)

0,8

0,6

0,4

0,2

0

60

40

20

0

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

152

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Описание ОснОвных фактОрОв риска, 
связанных с деятельнОстью Общества

Информация о неоконченных судебных раз-
бирательствах, в которых Общество вы-
ступает в качестве ответчика по иску о 
взыскании задолженности с указанием об-
щей суммы предъявленных претензий

За 2008 г. арбитражными судами рассмотрено 8011 
исков, предъявленных к ОАО «РЖД», на общую сумму 
5,1 млрд. руб., из которых по 3629 искам на общую 
сумму 4,1 млрд. руб. в удовлетворении заявленных 
требований было отказано; по 4382 искам на общую 
сумму 0,9 млрд. руб. требования к ОАО «РЖД» были 
удовлетворены.
При  этом  в  арбитражных  судах  по  состоянию  на 
31 декабря 2008 г. на рассмотрении находилось 3767 
исков к ОАО «РЖД» на общую сумму 2,1 млрд. руб.

Информация о неоконченных судебных раз-
бирательствах, в которых Общество вы-
ступает в качестве истца по иску о взы-
скании задолженности с указанием общей 
суммы заявленных претензий

За 2008 г. арбитражными судами рассмотрено 14589 
исков, предъявленных ОАО «РЖД», на общую сумму 
4,6  млрд. руб.,  из  которых по  1241  иску на общую 
сумму 1,0 млрд. руб. в удовлетворении заявленных 
требований было отказано; по 13347 искам на об-
щую  сумму  3,6  млрд.  руб.  требования  ОАО  «РЖД» 
были удовлетворены.
При  этом  в  арбитражных  судах  по  состоянию  на 
31 декабря 2008 г. на рассмотрении находилось 5329 
исков ОАО «РЖД» на общую сумму 4,2 млрд. руб. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..