Приоритетные направления
деятельности
97
Особенности регистрации
недвижимости ОАО «РЖД»
При формировании уставного капитала ОАО «РЖД»
356 800 из 420 200 объектов недвижимости (около
85%) были внесены и зарегистрированы в собствен-
ность ОАО «РЖД» в составе 8 622 сооружений –
производственно-технологических комплексов (да-
лее – ПТК).
Регистрация объектов недвижимости в составе
ПТК препятствует совершению большинства сде-
лок с указанным имуществом, в т.ч. любых сделок
по отчуждению, по передаче в долгосрочную аренду.
Для совершения указанных сделок с объектами не-
движимости, зарегистрированными в составе ПТК,
необходимо предварительно расформировать ПТК,
для чего нужно обеспечить проведение технической
инвентаризации и государственной регистрации
всех объектов в ПТК. Данные мероприятия требуют
привлечения значительных временных и финансовых
ресурсов и зачастую затягивают процесс внесения
объектов в уставные капиталы ДЗО, а также процесс
вовлечения непрофильных объектов в гражданско-
правовой оборот.
В этой связи ОАО «РЖД» 29 июня 2007 г. принято
Решение об обеспечении расформирования всех ПТК
в плановом режиме. Осуществление расформиро-
вания ПТК в плановом режиме началось с 2008 г.
Так, если до 31 декабря 2007 г. расформировано 526
ПТК, то только за 2008 г. прекращено существова-
ние 712 ПТК, в результате чего пообъектная госу-
дарственная регистрация прав была проведена на
18 010 объектах.
Имущественные аспекты
международных проектов
Компания активно занимается приобретением прав
на железнодорожные и иные объекты за рубежом,
в частности в Казахстане, Украине, Армении и пр.
Так, на межгосударственном уровне одобрено предло-
жение ОАО «РЖД» об урегулировании имущественных
отношений между Россией и Казахстаном в части
российских железнодорожных линий, проходящих по
территории Казахстана.
В целях юридического оформления отношений же-
лезных дорог России и Казахстана по использова-
нию таких железнодорожных участков 18 октября
1996 г. между Правительством Российской Федера-
ции и Правительством Республики Казахстан было
подписано Соглашение об особенностях правового
регулирования деятельности предприятий, учреж-
дений и организаций железнодорожного транспор-
та. Данный документ предоставлял сторонам до-
статочно неопределенные права по использованию
железнодорожных структур друг друга. В результа-
те к настоящему времени указанное межправитель-
ственное соглашение утратило свою актуальность,
т.к. не отражает реалии реформирования железно-
дорожных отраслей России и Казахстана.
В 2008 г. по предложению ОАО «РЖД» Правитель-
ства России и Казахстана в целом одобрили проект
нового Межгосударственного соглашения, соглас-
но которому Российская Федерация приобретет
в собственность 6 железнодорожных участков,
проходящих по территории Казахстана, включая
2 участка, относящихся к Транссибирской маги-
страли. При вступлении в силу данное Соглашение
предоставит России четкие и неоспоримые права
на соответствующие объекты железнодорожной
структуры.
Создание нормативной системы
управления имуществом
За 5 лет существования Компании создана эф-
фективная корпоративная система нормативно-
правовых актов в области управления недвижимо-
стью ОАО «РЖД».
Так, впервые за последние 90 лет существования
железнодорожного транспорта в России приняты
правовые акты по порядку вовлечения объектов
железнодорожного транспорта в инвестиционные
проекты, например: Распоряжение от 26.12.2006 г.
№ 2552р «О дальнейших мерах по вовлечению не-
профильных и неиспользуемых в производственной
деятельности объектов недвижимого имущества
ОАО «РЖД» в инвестиционные проекты»; Приказ
от 17.05.2007 г. № 66 «Об утверждении Регламента
подготовки и экспертизы предложений по участию
ОАО «РЖД» в инвестиционных проектах строитель-
ства (реконструкции) объектов жилого и коммер-
ческого назначения»; Приказ от 04.07.2007 г. № 90
«Об образовании Центральной комиссии ОАО «РЖД»
по рассмотрению вопросов определения порядка, спо-
соба и условий предоставления инвесторам земель-
ных участков и объектов недвижимости ОАО «РЖД»;
Приказ ОАО «РЖД» от 8 декабря 2008 г. № 169 «О по-
рядке привлечения третьих лиц для проведения ка-
питального ремонта, реконструкции и строитель-
ства вокзальных комплексов».
Впервые урегулированы вопросы порядка передачи
в аренду железнодорожных путей: Приказ ОАО «РЖД»
от 10.07.2008 г. № 91 «О порядке предоставления
в аренду железнодорожных путей».
Наиболее общим документом, регулирующим базо-
вые подходы и принципы распоряжения недвижимо-
стью Компании, является Приказ ОАО «РЖД» от
07.11.2008 г. № 150 «О порядке распоряжения не-
движимым имуществом ОАО «РЖД», обобщивший
в себе 5-летний опыт и специфику вовлечения же-
лезнодорожного имущества в гражданско-правовой
оборот.