ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 6

 

 

Приоритетные направления 

деятельности

97

Особенности регистрации  
недвижимости ОАО «РЖД»
При формировании уставного капитала ОАО «РЖД» 
356 800 из 420 200 объектов недвижимости (около 
85%) были внесены и зарегистрированы в собствен-
ность  ОАО  «РЖД»  в  составе  8  622  сооружений  – 
производственно-технологических комплексов (да-
лее – ПТК).
Регистрация  объектов  недвижимости  в  составе 
ПТК препятствует совершению большинства сде-
лок с указанным имуществом, в т.ч. любых сделок 
по отчуждению, по передаче в долгосрочную аренду. 
Для совершения указанных сделок с объектами не-
движимости, зарегистрированными в составе ПТК, 
необходимо предварительно расформировать ПТК, 
для чего нужно обеспечить проведение технической 
инвентаризации  и  государственной  регистрации 
всех объектов в ПТК. Данные мероприятия требуют 
привлечения значительных временных и финансовых 
ресурсов и зачастую затягивают процесс внесения 
объектов в уставные капиталы ДЗО, а также процесс 
вовлечения непрофильных объектов в гражданско-
правовой оборот.
В этой связи ОАО «РЖД» 29 июня 2007 г. принято 
Решение об обеспечении расформирования всех ПТК 
в  плановом  режиме.  Осуществление  расформиро-
вания  ПТК  в  плановом  режиме  началось  с  2008  г. 
Так, если до 31 декабря 2007 г. расформировано 526 
ПТК, то только за 2008 г. прекращено существова-
ние 712 ПТК, в результате чего пообъектная госу-
дарственная регистрация прав была проведена на 
18 010 объектах.

Имущественные аспекты  
международных проектов 
Компания активно занимается приобретением прав 
на  железнодорожные  и  иные  объекты  за  рубежом, 
в частности в Казахстане, Украине, Армении и пр. 
Так, на межгосударственном уровне одобрено предло-
жение ОАО «РЖД» об урегулировании имущественных 
отношений между Россией и Казахстаном в части 
российских железнодорожных линий, проходящих по 
территории Казахстана. 
В целях юридического оформления отношений же-
лезных  дорог  России  и  Казахстана  по  использова-
нию таких железнодорожных участков 18 октября 
1996 г. между Правительством Российской Федера-
ции и Правительством Республики Казахстан было 
подписано Соглашение об особенностях правового 
регулирования деятельности предприятий, учреж-
дений и организаций железнодорожного транспор-
та. Данный документ предоставлял сторонам до-
статочно неопределенные права по использованию 
железнодорожных структур друг друга. В результа-
те к настоящему времени указанное межправитель-

ственное соглашение утратило свою актуальность, 
т.к. не отражает реалии реформирования железно-
дорожных отраслей России и Казахстана.
В 2008 г. по предложению ОАО «РЖД» Правитель-
ства России и Казахстана в целом одобрили проект 
нового  Межгосударственного  соглашения,  соглас-
но  которому  Российская  Федерация  приобретет 
в  собственность  6  железнодорожных  участков, 
проходящих  по  территории  Казахстана,  включая 
2  участка,  относящихся  к  Транссибирской  маги-
страли. При вступлении в силу данное Соглашение 
предоставит России четкие и неоспоримые права 
на  соответствующие  объекты  железнодорожной 
структуры.

Создание нормативной системы  
управления имуществом
За  5  лет  существования  Компании  создана  эф-
фективная  корпоративная  система  нормативно-
правовых актов в области управления недвижимо-
стью ОАО «РЖД».
Так,  впервые  за  последние  90  лет  существования 
железнодорожного транспорта в России приняты 
правовые  акты  по  порядку  вовлечения  объектов 
железнодорожного транспорта в инвестиционные 
проекты, например: Распоряжение от 26.12.2006 г. 
№  2552р  «О  дальнейших  мерах  по  вовлечению  не-
профильных и неиспользуемых в производственной 
деятельности  объектов  недвижимого  имущества 
ОАО  «РЖД»  в  инвестиционные  проекты»;  Приказ 
от 17.05.2007 г. № 66 «Об утверждении Регламента 
подготовки и экспертизы предложений по участию 
ОАО «РЖД» в инвестиционных проектах строитель-
ства (реконструкции) объектов жилого и коммер-
ческого назначения»; Приказ от 04.07.2007 г. № 90 
«Об образовании Центральной комиссии ОАО «РЖД» 
по рассмотрению вопросов определения порядка, спо-
соба и условий предоставления инвесторам земель-
ных участков и объектов недвижимости ОАО «РЖД»; 
Приказ ОАО «РЖД» от 8 декабря 2008 г. № 169 «О по-
рядке привлечения третьих лиц для проведения ка-
питального ремонта, реконструкции и строитель-
ства вокзальных комплексов». 
Впервые урегулированы вопросы порядка передачи 
в аренду железнодорожных путей: Приказ ОАО «РЖД» 
от 10.07.2008 г. № 91 «О порядке предоставления 
в аренду железнодорожных путей».
Наиболее общим документом, регулирующим базо-
вые подходы и принципы распоряжения недвижимо-
стью  Компании,  является  Приказ  ОАО  «РЖД»  от 
07.11.2008  г.  №  150  «О  порядке  распоряжения  не-
движимым  имуществом  ОАО  «РЖД»,  обобщивший 
в себе 5-летний опыт и специфику вовлечения же-
лезнодорожного имущества в гражданско-правовой 
оборот.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

98

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Компания принимает активное участие в создании 
актов федерального законодательства в области 
управления имуществом железнодорожным транс-
портом. Например, Постановлением Правительства 
Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 264 
«О порядке пользования земельными участками, яв-
ляющимися федеральной собственностью и предо-
ставленными Открытому акционерному обществу 
«Российские  железные  дороги»,  подготовленным 
с  участием  Компании,  установлены  условия  пере-
дачи земельных участков полосы отвода железных 
дорог в аренду ОАО «РЖД». 
В  развитие  вышеуказанного  Постановления  были 
выпущены  Приказ  Минэкономразвития  России  от 
4  декабря  2006  г.  №  396  «Об  утверждении  ставок 
арендной платы за земельные участки, являющиеся 
федеральной  собственностью  и  предоставленные 
Открытому  акционерному  обществу  «Российские 
железные дороги», по субъектам Российской Федера-
ции» и Приказ Минэкономразвития России от 22 июля 
2006 г. № 197 «Об утверждении примерной формы 
Договора аренды земельного участка, являющегося 
федеральной собственностью и предоставленного 
Открытому  акционерному  обществу  «Российские 
железные  дороги».  Это  позволило  создать  благо-
приятные  финансовые  и  имущественно-правовые 
условия при использовании Компанией земель поло-
сы отвода железной дороги (940 тыс. га).

Деятельность  
по управлению персоналом 

Система  управления  персоналом  в  ОАО  «РЖД» 
осуществляется  в  соответствии  с  Функциональ-
ной  стратегией  развития  кадрового  потенциала 
ОАО  «РЖД»  до  2010  г.,  разработанной  и  утверж-
денной Правлением ОАО «РЖД», и Функциональной 
стратегией управления качеством ОАО «РЖД». 
Основные усилия ОАО «РЖД» в 2008 г. в сфере управ-
ления персоналом были направлены на: обеспечение 
укомплектования подразделений профессиональны-
ми кадрами в соответствии со штатным расписа-
нием и выполняемым объемом работы; оптимиза-
цию  численности  персонала;  снижение  текучести 
кадров,  совершенствование  системы  подготовки, 
переподготовки и повышения квалификации персона-
ла, в том числе организации системы менеджмента 
качества; использование механизмов адресной целе-
вой мотивации персонала за инициативу и личные 
достижения; стимулирование, закрепление профес-
сиональных кадров в регионах с высокой конкурен-
цией работодателей на рынке труда. 

См. также Приложение № 26.

Обеспечение человеческими ресурсами 

Компания обеспечена человеческими ресурсами на 
выполняемый объем перевозок. 
По состоянию на 31 декабря 2008 г. численность ра-
ботников ОАО «Российские железные дороги» снижена 
к уровню 2007 г. на 3,5% и составила 1 млн. 165 тыс. 
687 чел., в том числе 321,4 тыс. руководителей и 
специалистов (27,6% от общей численности). Выросла 
обеспеченность Компании инженерами на 2%. Кадра-
ми основных рабочих профессий Компания в целом на 
выполняемый объем в 2008 г. была укомплектована. 
Доля молодых работников Компании в возрасте до 
30 лет выросла на 2,1% и составила в 2008 г. 23,2%. 
Рост  числа  работников  с  высшим  образованием  в 
2008 г. составил 1%, а со средне-профессиональным 
образованием – 1,4%.
Средний возраст работников Компании составляет 
40 лет. Количество женщин в Компании ОАО «РЖД», 
занимающих должности руководителей и специали-
стов, возросло на 1,8% и составляет 55,4% (2007 г. – 
53,6%).

Развитие персонала

В 2008 г. проведены переподготовка и повышение 
квалификации  72  тыс.  руководителей  и  специали-
стов, подготовлено рабочих кадров 74 тыс. чел. и 
повысили квалификацию более 154 тыс. чел. 
Все программы повышения квалификации, переподго-
товки и подготовки руководителей и специалистов 
приведены в соответствие со стратегией развития 
Компании. Налажено эффективное взаимодействие 
с железнодорожными вузами. Помимо этого, Компа-
ния начала активно взаимодействовать с другими 
ведущими российскими вузами с целью подготовки 
специалистов  для  блоков:  стратегического,  инве-
стиционного, финансового менеджмента, корпора-
тивного управления, юридического, информационных 
технологий, управления персоналом. Более 1100 ру-
ководителей номенклатуры высшего звена и канди-
датов на эти должности, состоящих в резерве ка-
дров, прошли обучение по специальным программам 
в РАПС (МИИТ), АНХ, Академии им. Плеханова, ВШЭ 
и других высших учебных заведениях. Более 600 ру-
ководителей и специалистов Компании прошли ста-
жировку на предприятиях железнодорожного транс-
порта за рубежом. Одновременно бизнес-образование 
получают 244 работника Компании (в 2005 г. всего 
7 сотрудников).
В 2008 г. в аппарате управления внедрено кратко- 
срочное  обучение  на  семинарах  и  бизнес-классах  в 
Международном центре финансового и экономиче-
ского развития, бизнес-школе «Сколково», МГУ, Эрнст 
энд Янг и др. Обучение прошли более 450 руководи-
телей и специалистов по лидерству, эффективным 
управленческим навыкам руководителя, созданию ин-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

99

новационной среды в Компании, командообразованию, 
мотивации подчиненных, тайм-менеджменту.
В целях подготовки руководителей ОАО «РЖД» в об-
ласти  управления  качеством  с  2006  г.  совместно 
с консалтинговой компанией ЗАО «Центр «Приори-
тет» организовано каскадное обучение системе ме-
неджмента качества. Всего в обучении задействовано 
4 841 человек. Значительное внимание уделяется со-
вершенствованию обучения руководителей среднего 
звена. Разработана специальная программа их обу-
чения, которая включает 4 модуля СМК и 5 модулей 
современного менеджмента (тренинги). 
Совместно  с  Австрийским  кадровым  агентством 
в 2007–2008 гг. реализован проект по отбору наших 
соотечественников, закончивших ведущие мировые 
бизнес-школы. Четыре человека из указанной кате-
гории  трудоустроены  в  структурные  подразделе-
ния ОАО «РЖД». 
С целью системного и качественного обучения ТОР-
менеджмента в Компании разработана концепция 
Корпоративного университета.
Подготовка, переподготовка и повышение квалифи-
кации рабочих кадров для ОАО «РЖД» в основном осу-
ществляется на базе технических школ и учебных 
центров железных дорог (сегодня их 51). В 2008 г. 
в технических школах и учебных центрах было под-
готовлено 42,9 тыс. чел., повысили свою квалифика-
цию – 37 тыс. чел., что составляет 57% от общего 
объема подготовки рабочих для ОАО «РЖД».
Кроме этого, подготовка, переподготовка и повыше-
ние квалификации рабочих кадров осуществляется 
на базе техникумов и колледжей железнодорожного 
транспорта с заключением соответствующих до-
говоров. В 2008 г. подготовлено 17,5 тыс. рабочих, 
повысили свою квалификацию 20 тыс. чел., что со-
ставляет 27% от общего объема подготовки рабо-
чих для ОАО «РЖД».
В настоящее время идет активная работа по вы-
работке новых подходов к организации работы ма-
шинистов локомотивов (МВПС, ССПВ) для работы 
без помощника. Готовится проект Положения, в ко-
тором будут регламентированы все действия ма-
шинистов, работающих без помощников, включая 
вопросы их обучения. 
Разрабатываются программы подготовки локомо-
тивных  бригад  скоростного  и  высокоскоростного 
движения на Октябрьской и Горьковской железных 
дорогах. 
ОАО «РЖД» заключило с Федеральным агентством 
железнодорожного транспорта Росжелдор Соглаше-
ние о взаимодействии по целевой подготовке спе-
циалистов с высшим и средним профессиональным 
образованием, в соответствии с которым Компания 
сотрудничает с вузами железнодорожного транспор-
та. Всего их 9, это: МИИТ, ПГУПС, РГУПС, УрГУПС, 

СГУПС, ОмГУПС, ДВГУПС, ИрГУПС, СамГУПС. В вузах 
и техникумах железнодорожного транспорта обу-
чается по очной форме 32,3 тыс. чел., по заочной 
форме  –  15,7  тыс.  чел.,  направленных  филиалами 
ОАО «РЖД».
Для привлечения молодых специалистов в Компанию 
с 2005 г. в ОАО «РЖД» учреждены и ежегодно выпла-
чиваются стипендии и гранты.
Ежегодно  на  железные  дороги  и  другие  филиалы 
ОАО «РЖД» трудоустраиваются около 9 тыс. вы-
пускников вузов и техникумов, обучавшихся по целе-
вым направлениям. В 2009 г., несмотря на кризисные 
условия, также будут трудоустроены все выпускни-
ки, заключившие с Компанией договоры на целевую 
подготовку (свыше 8 тыс. чел.).
Департаментами и филиалами ОАО «РЖД» совмест-
но с вузами проводится активная работа по форми-
рованию кадрового резерва из числа перспективных 
студентов старших курсов. Отобранные студенты 
проходят дополнительную специальную подготовку 
по системе авторских классов, трудоустраиваются 
в филиалы Компании, и их профессиональный и ка-
рьерный рост также планируется службами управ-
ления персоналом. 
Распоряжением ОАО «РЖД» утверждено Положение 
о корпоративном образовательном кредите под по-
ручительство ОАО «РЖД», что дает возможность 
получить качественное образование в ведущих вузах 
России и за рубежом. В настоящее время по этой 
системе обучаются 23 чел., направленных Горьков-
ской железной дорогой в МИИТ и ПГУПС.

Совершенствование мотивации  
и оплаты труда

В соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 
24  февраля  2009  г.  №  354  Департамент  по  орга-
низации,  оплате  и  мотивации  труда  представля-
ет  материал  для  включения  в  юбилейный  отчет 
ОАО «РЖД» за 2008 г.
За  5  лет  работы  ОАО  «РЖД»  среднемесячная  за-
работная плата работников, занятых на перевоз-
ках,  возросла  в  2,87  раза  с  7  741  руб.  в  2003  г.  до 
22 239 руб. в 2008 г. Реальная заработная плата воз-
росла на 52,0% при росте производительности труда 
на 32,1%. В экономике РФ реальная заработная плата 
за указанный период возросла на 81,4%.
За  прошедший  период  Компанией  разработаны  и 
реализованы значительные проекты в сфере опла-
ты труда. 
Компанией разработана и введена в действие с 1 апре-
ля 2007 г. корпоративная система оплаты труда, 
реализация которой обеспечила средний рост зара-
ботной платы работников Компании на 10%.
Корпоративной системой оплаты труда предусмо-
трены произошедшие в Компании организационные 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

100

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

и  технологические  преобразования,  современные 
методы мотивации, возможности адресного стиму-
лирования, а также необходимость совершенство-
вания структуры заработной платы. 
Характерной особенностью новой системы оплаты 
труда явилось значительное увеличение гарантиро-
ванной части заработной платы работников – долж-
ностные оклады и тарифные ставки были увеличены 
в среднем на 57%. Гибкость, комплексность моти-
вационных возможностей корпоративной системы 
оплаты труда позволяют руководителям филиалов, 
с  учетом  конкретных  эксплуатационных  условий 
и требований рынка труда, определять приоритет-
ность производственных групп и обеспечивать их 
преимущественную мотивацию. 
Одним из основных направлений корпоративной си-
стемы оплаты труда являлось доведение минималь-
ной оплаты труда в Компании до законодательно 
утвержденной в Российской Федерации.
На конец 2008 г. размер минимальной оплаты тру-
да составляет в Компании 5 102 руб. и превышает 
установленный в Российской Федерации более чем 
в 2 раза (в РФ размер минимальной оплаты труда 
был увеличен в 2009 г. с 2 300 руб. до 4330 руб.). 
Кроме того, в Компании принят порядок, который 
поддерживает минимальный размер оплаты труда 
в подразделениях ОАО «РЖД» на уровне установлен-
ного в регионе. 
В  соответствии  с  Коллективным  договором  осу-
ществляется ежеквартальная индексация заработ-
ной платы на уровне роста цен на потребительские 
товары и услуги, объявляемых Росстатом. В 2008 г. 
заработная плата проиндексирована на уровне ИПЦ – 
на 15,2%. 
В  Компании  обеспечиваются  принципы  совершен-
ствования  мотивации  труда,  и  в  первую  очередь 
работников основных производственных групп, не-
посредственно обеспечивающих перевозочный про-
цесс  и  его  безопасность,  за  счет  более  широкого 
использования  возможностей  корпоративной  си-
стемы оплаты труда путем установления стиму-
лирующих доплат и надбавок, повышения размера 
премирования.
В  2008  г.  Компанией  осуществлен  ряд  мер  по  по-
вышению реальной заработной платы работников 
ОАО «РЖД», на реализацию которых дополнительно 
было направлено 32 млрд. руб.
С мая 2008 г. работникам Компании во всех регио-
нах, где заработная плата железнодорожников ниже, 
чем  в  промышленности,  установлены  компенса-
ционные  региональные  надбавки,  размер  которых 
определялся дифференцированно с учетом величи-
ны отставания.
Кроме того, с 1 июля в связи с доиндексацией та-
рифов на перевозки заработная плата всех работ-

ников Компании проиндексирована сверх инфляции 
на 10%.
В целях закрепления кадрового состава и стимулиро-
вания непрерывной трудовой деятельности работ-
ников с 1 июля 2008 г. введено в действие Положение 
о выплате работникам ОАО «РЖД» единовременного 
вознаграждения за преданность Компании. 
В стаж работы, дающий право на вознаграждение 
за  преданность  Компании,  включается  все  время 
непрерывной работы на предприятиях железнодо-
рожного транспорта, имущество которых внесено 
в уставной капитал ОАО «РЖД», а не только время 
работы в Компании. 
Вознаграждение выплачивается работникам, уволь-
няемым из Компании в связи с выходом на пенсию, 
по сокращению штата (в этом случае стаж работы 
должен быть более 3 лет).
Четко определен перечень производственных и дис-
циплинарных  нарушений,  при  которых  вознаграж-
дение работнику не выплачивается. Это допущен-
ные по вине работников случаи аварий, крушений, 
хищения грузов, появление на работе в нетрезвом 
виде, прогулы.
Ежегодно  в  феврале  месяце  в  Компании  осущест-
вляется выплата вознаграждения за безаварийную 
работу  тем  работникам,  которые  ежедневным 
трудом непосредственно обеспечивают перевозки 
грузов и пассажиров и их безопасность. 
Результаты деятельности Компании в сфере оплаты 
труда значительно улучшили положение ОАО «РЖД» 
на региональных рынках труда. Согласно данным Рос-
стата, число регионов, в которых заработная пла-
та работников Компании отстает от заработной 
платы в промышленности, сократилось с 26 регио-
нов (по состоянию за декабрь 2007 г.) до 12 регионов 
(по данным за декабрь 2008 г.). 
Принятые меры по повышению заработной платы 
работников  Компании  позволили  в  2008  г.  обеспе-
чить  рост  реальной  заработной  платы  на  11,3%, 
что выше уровня роста заработной платы по РФ 
(10,3%),  а  также  обеспечить  соотношение  между 
заработной платой железнодорожников и в целом 
по экономике на уровне 2007 г. – 1,3 раза. В среднем 
по году заработная плата по Компании составила 
22 239 руб. с ростом к 2007 г. на 27%.

Награждение работников  
наградами, медалями и иными  
памятными знаками 

Ежеквартально Правление Компании подводит итоги 
сетевого соревнования среди коллективов железных 
дорог, других филиалов, структурных подразделе-
ний и работников ОАО «РЖД».
В 2008 г. 731 коллектив занял призовые места в от-
раслевом соревновании. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

101

В  2008  г.  всеми  видами  наград  отмечено  более 
8 820 работников Компании и лиц, не работающих 
в ОАО «РЖД», из них:

 государственных  наград  удостоено  145  работ-

ников;
 наградами Минтранса России отмечены 538 ра-

ботников;
 8  137  работников  поощрены  корпоративными 

наградами, из них 451 удостоен высшей награды 
Компании – знака «Почетный железнодорожник 
ОАО «Российские железные дороги».

В ОАО «РЖД» за период 2003–2008 гг. всеми видами 
наград отмечено более 40,5 тыс. работников Компа-
нии и лиц, не работающих в ОАО «РЖД», из них:

 государственных наград удостоено 1 325 работ-

ников;
 наградами  Минтранса  России  отмечены  1  657 

работников;
 37,5 тыс. работников поощрены корпоративными 

наградами, из них 2 228 работников удостоены 
высшей  награды  Компании  –  знака  «Почетный 
железнодорожник  ОАО  «Российские  железные 
дороги».

Социальная сфера

Стратегической программой развития ОАО «РЖД» 
социальная сфера определена Компанией как важная 
составляющая  жизнедеятельности  и  обеспечения 
устойчивой работы.
Регулирование социально-трудовых отношений до-
стигается через Коллективный договор, который 
обеспечивает стабильный морально-психологический 
климат в трудовых коллективах Компании. Обяза-
тельства нового Коллективного договора ОАО «РЖД» 
на 2008–2010 гг. выполняются в условиях изменив-
шейся социально-экономической ситуации в Россий-
ской Федерации, а также финансово–экономической 
ситуации в ОАО «РЖД».
Основным принципом Договора является взаимная 
заинтересованность и усиление социальной ответ-
ственности между работодателем и работниками 
за результаты производственно-экономической дея-
тельности Компании и на этой основе – обеспечение 
роста  благосостояния  ее  работников  и  уровня  их 
социальной защищенности. Таким образом, уровень 
социальной защиты и объем социальных гарантий 
поставлен в прямую зависимость от результатив-
ности и эффективности работы Компании.
Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2008–2010 гг. 
полностью соответствует современным требова-
ниям превращения социальных затрат в инструмент 
повышения эффективности деятельности Компа-
нии и будет способствовать. В целом выполняют-

ся обязательства нового Коллективного договора 
ОАО «РЖД» на 2008–2010 гг. с учетом изменившихся 
социально-экономических условий Российской Феде-
рации, а также финансово-экономической ситуации 
в ОАО «РЖД».
По данным управленческой отчетности, в 2008 г. 
на  реализацию  обязательств  Коллективного  до-
говора ОАО «РЖД», без учета дочерних, зависимых 
обществ, вышедших из Компании, израсходовано по-
рядка 76,4 млрд. руб.
В среднем объем расходов на социальный пакет по 
железным  дорогам,  с  учетом  оздоровления  в  до-
мах отдыха и санаториях, медицинского обслужи-
вания,  обеспечения  бытовым  топливом  и  других 
социальных  гарантий,  составил:  на  работника  –  
38,8 тыс. руб., на неработающего пенсионера – бо-
лее 7,0 тыс. руб.
В 2007 г. на реализацию обязательств Коллективного 
договора, без учета дочерних, зависимых обществ, 
вышедших из Компании, использовано около 75 млрд. 
руб., в том числе на железных дорогах – 59,4 млрд. 
руб. В среднем расходы на социальный пакет (с уче-
том  оздоровления  в  домах  отдыха  и  санаториях, 
медицинского  обслуживания  и  других  социальных 
гарантий) составили 34,9 тыс. руб. в год на каждо-
го работника, 6,4 тыс. руб. – для неработающего 
пенсионера.
В 2008 г. в Компании подготовлен Корпоративный 
социальный отчет в соответствии со стандартами 
руководства GRI версии G3 в области нефинансовой 
отчетности, а также принципами Глобального до-
говора  ООН  и  рекомендациями  Российского  союза 
промышленников и предпринимателей. Для оценки 
деятельности  ОАО  «РЖД»  в  области  социальной 
ответственности  проведен  опрос  внутренних  и 
внешних заинтересованных сторон. Экспертное за-
ключение  по  отчету  подготовлено  Институтом 
социальной  политики  и  социально-экономических 
программ Государственного университета Высшей 
школы экономики.
Организована  работа  по  проведению  социального 
аудита  в  ОАО  «РЖД»,  который  представляет  со-
бой  независимую  комплексную  оценку  эффектив-
ности реализации социальной политики Компании. 
В  результате  повысится  конкурентоспособность 
и укрепится репутация ОАО «РЖД» в российском и 
международном  бизнес-сообществе  как  социально 
ориентированной Компании.
В целях позиционирования ОАО «РЖД» на мировом 
рынке  как  добросовестного  партнера,  социально-
ответственного корпоративного члена Общества 
разработан Кодекс корпоративной социальной от-
ветственности  ОАО  «РЖД»,  в  котором  изложе-
на  система  связанных  между  собою  принципов, 
приоритетов,  требований  и  ограничений,  кото-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

102

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

рыми Компания руководствуется при применении 
социально-ответственного подхода к осуществле-
нию хозяйственной деятельности в отношении всех 
заинтересованных сторон.
В  2008  г.  Компания  присоединилась  к  Социальной 
хартии российского бизнеса – документу, сформи-
рованному  по  инициативе  Российского  союза  про-
мышленников и предпринимателей и определяюще-
му стремление российского бизнеса к открытости 
и социальной ответственности.

Реализация жилищной программы

ОАО «Российские железные дороги», как социально 
ответственная компания, значительное внимание 
уделяет  одному  из  важнейших  направлений  соци-
альной  политики  –  решению  жилищных  вопросов 
работников ОАО «РЖД».
В  целях  формирования  системного  подхода  к  ре-
шению  жилищных  вопросов  в  2005  г.  ОАО  «РЖД» 
были утверждены Концепция жилищной политики 
Компании  и  пакет  нормативных  документов,  не-
обходимых для ее реализации на 2005–2007 гг. и на 
период до 2010 г. Принятые документы определя-
ют  пути  решения  двух  основных  задач:  оказание 
Компанией  различных  форм  финансовой  помощи 
работникам,  приобретающим  жилые  помещения 
в собственность, и создание специализированного 
жилищного фонда Компании для технологических 
потребностей.
ОАО «РЖД» в настоящее время применяет форму 
оказания корпоративной поддержки в виде субсидиро-

вания части затрат на уплату начисленных процен-
тов по ипотечным кредитам (ипотечная субсидия) 
при приобретении работниками жилых помещений 
и  другие  виды  финансовой  поддержки  работников 
ОАО «РЖД», нуждающихся в улучшении жилищных 
условий по основаниям, установленным норматив-
ными документами ОАО «РЖД».
Механизм оказания работникам ОАО «РЖД» корпо-
ративной поддержки в виде ипотечной субсидии по-
зволяет при равных затратах Компании улучшить 
жилищные  условия  более  чем  в  2,5  раза  большему 
количеству  работников,  чем  при  продаже  жилых 
помещений в кредит с рассрочкой платежа, приме-
нявшимся до 2006 г.
В период 2004–2008 гг. финансовая поддержка для 
приобретения (строительства) жилых помещений 
оказана более 19 тыс. работников отрасли. За пять 
лет деятельности ОАО «РЖД» 19,2 тыс. работни-
ков приобрели квартиры в собственность с приме-
нением различных видов корпоративной поддержки, 
в том числе 16,3 тыс. – с использованием ипотечных 
субсидируемых кредитов.
Другим направлением жилищной политики ОАО «РЖД» 
является создание жилищного фонда Компании для 
обеспечения  производственно-технологического 
процесса  трудовыми  ресурсами.  Потребность 
в  жилищном  фонде  обусловлена  производственно-
технологическими особенностями железнодорожно-
го транспорта, территориальной разбросанностью 
инфраструктуры, тесной непрерывной взаимосвя-
занностью  работы  структурных  подразделений, 

Улучшение жилищных условий работников при финансовой поддержке ОАО «РЖД» (чел.)

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

2810

4106

5793

4435

2255

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

103

высокой  ответственностью,  возлагаемой  на  ра-
ботников,  необходимостью  проживания  работни-
ков ряда профессий в непосредственной близости 
от места работы.
Жилые  помещения  предоставляются  работникам 
основных профессий и должностей, обеспечивающим 
технологию перевозочного процесса, эксплуатацию 
вновь вводимых производственных мощностей, а так-
же приглашенным и перемещенным в рамках ротации 
кадров руководителям и специалистам.
Наличие необходимого жилищного фонда Компании 
позволит обеспечить: 

 бесперебойное и круглосуточное выполнение тех-

нологии перевозочного процесса;
 повышение  производственно-технологической 

устойчивости работы железных дорог;
 снижение рисков нарушения перевозочного процес-

са (нарушение технологического графика осмотра, 
несвоевременное прибытие на участок для устра-
нения неисправностей технических устройств, 
последствий природных явлений и других обсто-
ятельств, необеспечение технологии перевозок 
трудовыми ресурсами);
 активное позиционирование ОАО «РЖД» на рын-

ке труда. 

Здравоохранение

По состоянию на 31.12.2008 г. в ОАО «РЖД» функ-
ционировали  270  негосударственных  учреждений 
здравоохранения, для медицинского обеспечения к ко-
торым прикреплено 3,4 млн. чел. (на 31.12.2003 г. – 

4,3  млн.  чел.),  из  которых  38,3%  –  работники 
ОАО  «РЖД».  В  2008  г.  прошли  диспансеризацию 
1,062 тыс. работников ОАО «РЖД», что составля-
ет 96,4% от плана.
Работникам, связанным с безопасностью движения 
поездов, в 2008 г. проведено около 380 тыс. (2003 г. – 
330 тыс.) медицинских осмотров. Признаны профне-
пригодными 3,5 тыс. (2003 г. – 4,6 тыс. чел.). 
В системе здравоохранения ОАО «РЖД» функциони-
руют 4 ПКДЦ, созданные на базе железнодорожных 
вагонов  и  оснащенные  современным  медицинским 
оборудованием  и  телемедицинскими  комплекса-
ми, – на Северной, Дальневосточной, Красноярской 
и  Западно-Сибирской  железных  дорогах.  В  2008  г. 
4 ПКДЦ совершили 62 выезда на 284 станции желез-
ных дорог. Было осмотрено около 42 тыс. чел.
В ОАО «РЖД» создана сеть телемедицинских центров 
для оперативного проведения плановых и экстрен-
ных видеоконсультаций со специалистами ведущих 
отечественных и зарубежных медицинских клиник.
На сегодняшний день комплекс санаторно-курортных 
и оздоровительных учреждений ОАО «РЖД» включает 
14 негосударственных учреждений здравоохранения 
центрального  подчинения  общей  коечной  мощно-
стью 2 831 место. В их числе 9 санаториев на 2 019 
мест, 3 санатория-профилактория на 438  мест и 
2 пансионата на 374 места.
Указанные санатории располагают суперсовремен-
ной  лечебно-диагностической базой.  Большинство 
санаторно-курортных  и  оздоровительных  учреж-
дений расположено на территориях уникальных ку-
рортов  России  Черноморского  побережья  Кавказа 
и Кавказских Минеральных Вод.

Молодежная политика ОАО «РЖД»

В  период  реформирования  особенно  актуальными 
и даже острыми стали новые управленческие, мар-
кетинговые,  финансовые  решения  для  реализации 
проектов, направленных на стимулирование непре-
кращающегося процесса рационализаторства и раз-
вития Компании.
Все  социальные  программы  ОАО  «РЖД»  разраба-
тываются в соответствии с основными направле-
ниями государственной политики и идеологически 
основаны на принципах и положениях приоритетных 
национальных проектов в сочетании с интересами 
развития бизнеса. 
Ярким примером этому является принятая в Ком-
пании  целевая  программа  «Молодежь  ОАО  «РЖД» 
(2006–2010 гг.)», идеологически основанная на прин-
ципах  и  положениях  приоритетных  национальных 
проектов «Здоровье», «Образование» и «Доступное 
и комфортное жилье – гражданам России».
Трансформация активной жизненной позиции моло-
дых  работников  в  производственную  инициативу 

Количество работников, которым оказана 
финансовая поддержка при улучшении ими 
своих жилищных условий (чел.)

3914

2273

1879

1833

2007

2008

 Молодые работники

 Прочие работники

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

104

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

с последующим развитием у них лидерских качеств 
обеспечивается созданием Совета по делам молоде-
жи при Президенте ОАО «РЖД». 
Образованный  Центр  молодежных  проектов 
ОАО «РЖД» оказывает содействие профессиональ-
ному  росту,  становлению  и  развитию  профессио-
нальных качеств, активной жизненной позиции и про-
изводственной  инициативы  молодых  работников 
ОАО «РЖД» через реализацию единой для всей сети 
железных  дорог  информационно-образовательной 
деятельности.
Примером этому являются общесетевые и регио-
нальные  слеты  молодежи  ОАО  «РЖД».  Основная 
задача  слетов  –  активизация  участия  молодежи 
в стратегическом реформировании железнодорож-
ного транспорта, повышении производственной ини-
циативы и совершенствовании систем финансового 
менеджмента и маркетинга. Итогом проведенного 
мероприятия  стал  старт  молодежных  проектов 
внутри Компании. В течение 2008 г. в Красноярске, 
Хабаровске, Ростове-на-Дону проведены региональ-
ные этапы конкурса инновационных проектов «Новое 
звено» в формате молодежных слетов.
Летом 2008 г. разработана и реализована корпора-
тивная программа отдыха и оздоровления молодежи 
и подростков «Сеть 3D: Дорога, Дом, Друзья».
В 2008 г., объявленном в стране Годом семьи, разра-
ботан и реализован специальный проект общегосу-
дарственного значения «Семейный альбом». 
Для оценки эффективности реализации молодежной 
программы ежегодно проводится мониторинг удо-
влетворенности молодых работников ОАО «РЖД» 
своим  экономическим  и  социальным  статусом.
В рамках целевой программы «Молодежь ОАО «Рос-

сийские железные дороги» (2006–2010 гг.)» реализу-
ется проект «Открытые двери Компании», направ-
ленный на работу с подростками.

Забота о ветеранах и корпоративная 
пенсионная система

Уделяя большое значение корпоративному пенсион-
ному  обеспечению,  ОАО  «РЖД»  осознает  ту  соци-
альную  ответственность,  которую  бизнес  несет 
перед своими работниками, в том числе ушедшим 
на пенсию, так и вышедшими на пенсию после окон-
чания их трудовой деятельности.
Разрабатывая и внедряя Программу корпоративно-
го  пенсионного  обеспечения  (далее  –  Программа), 
ОАО «РЖД» ставит перед собой цель разработать 
действенный  элемент  своей  кадровой  политики, 
способный  решать  как  социальные  задачи,  так  и 
задачи, непосредственно связанные с эффективно-
стью и производительностью труда, привлечением 
и обновлением кадров.
Корпоративное пенсионное обеспечение железнодо-
рожников осуществляется в соответствии с Поло-
жением о негосударственном пенсионном обеспече-
нии работников ОАО «РЖД», в котором отражены 
следующие принципы:

 Паритетное  (равнодолевое)  участие  работода-

теля и работника в финансировании его будущей 
корпоративной пенсии.
 Установление размера ежемесячного пенсионно-

го взноса работника в зависимости от возраста 
лица,  вступающего  в  корпоративную  пенсион-
ную систему.
 Зависимость  размера  корпоративной  пенсии 

от уровня заработной платы работника и ста-

Количество оздоровленных работников ОАО «РЖД» в медицинских учреждениях центрального подчинения

26 000

25 000

24 000

23 000

22 000

21 000

20 000

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

105

жа работы в ОАО «РЖД» или страхового стажа 
уплаты взносов.
 Полное финансовое обеспечение по выплате на-

значаемых корпоративных пенсий.
 Пожизненная выплата корпоративной пенсии.

На 1 января 2008 г. корпоративную пенсию получали 
более 150 тыс. бывших работников ОАО «РЖД».
Корпоративную пенсию через НПФ «Благосостояние», 
по итогам работы, в 2008 г. получили 179,6 тыс. не-
работающих пенсионеров железнодорожного транс-

порта. Средний размер составил 1 948 руб. За год 
вновь назначено 25 863 пенсии, средний размер ко-
торых – 2 787 руб.
В 2007 г. из средств фонда на выплату ежемесяч-
ной материальной помощи 537,4 тыс. чел. израс-
ходовано 2,3 млрд. руб. В 2008 г. свыше 474 тыс. 
неработающих  пенсионеров  получили  матери-
альную  помощь  через  Благотворительный  фонд 
«Почет», затраты на которую составили свыше  
2 млрд. руб. 

Основные показатели пенсионной системы ОАО «РЖД» 

Задачи, решаемые Программой

Задачи

Мотивация

Социальная защита

Привлечение персонала

Повышение лояльности по отношению 

к работодателю

 Повышение уровня пенсионного обес- 

печения для уважаемых и заслуженных 

работников

Значимость и ценность НПО не сни-

жается  для  работника  с  течением 

времени

 Дополнительное материальное обес- 

печение по окончании трудовой дея-

тельности

 Страховая защита сотрудника и его 

близких на случай смерти или нетру-

доспособности

Увеличение  коэффициента  замеще-

ния

Конкурентные  преимущества  рабо-

тодателя на рынке труда

Удержание  квалифицированных  ра-

ботников и экономия средств на под-

готовку новых сотрудников

Обновление кадрового состава

 Численность получающих пенсию на конец года, тыс. чел.

 Средний размер пенсии на конец года, руб.

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

1101

1650

1429

1196

2 500

2 000

1 500

1 000

500

0

200

150

100

50

0

53

71

93

127

152

180

2050

1948

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

106

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Спонсорская и благотворительная 
деятельность, культура и спорт

Спонсорская деятельность в Открытом акционер-
ном обществе «Российские железные дороги» явля-
ется традиционным направлением реализации кор-
поративной социальной ответственности, начало 
которой было заложено в 2004 г.
Одним из основных направлений спонсорской деятель-
ности является финансовая поддержка со стороны 
ОАО «РЖД» профессиональных спортивных клубов, 
которые культивируют наиболее популярные среди 
железнодорожников виды спорта. 
ОАО  «РЖД»  осуществляет  тесное  взаимодей-
ствие  с  общественной  организацией  «Российское 
физкультурно-спортивное общество «Локомотив». 
В 2006 г. заключено Соглашение о сотрудничестве, 
в  рамках  которого  общественная  организация  и 
Компания  осуществляют  совместную  деятель-
ность в области создания условий для максималь-
ного вовлечения работников Компании и членов их 
семей в занятия физической культурой и спортом 
на постоянной основе, развития детского спорта, 
улучшения качества предоставляемых услуг на объ-
ектах спорта ОАО «РЖД», создания информационно-
пропагандистской системы, направленной на форми-
рование здорового образа жизни среди работников. 
Создаваемые  региональные  представительства 
РФСО  «Локомотив»  позволят  реализовывать  дан-
ные задачи на всех уровнях.
В 2008 г. организовано и проведено 11 общекорпо-
ративных и международных спортивных мероприя-
тий.
В 2008 г. функционировало 846 объектов социаль-
ной сферы. В течение года проведена объективная 
оптимизация социальных активов с целью сохране-
ния востребованных Компанией объектов и отчуж-
дения неэффективных.
Благодаря  утвержденной  Концепции  развития 
культурно-просветительской работы в ОАО «РЖД» до 
2013 г., которая направлена на приведение социально-
культурной сферы в соответствие с современными 
требованиями Компании, повышение эффективно-
сти управления объектами культуры ОАО  «РЖД», 
создание механизмов экономической самостоятель-
ности данных объектов, расширение спектра услуг, 
предоставляемых объектами культуры как желез-
нодорожникам и членам их семей, так и сторонним 
потребителям, подлежат вовлечению в гражданско-
правовой  оборот  и  перепрофилированию  в  целях 
использования в основной деятельности около 150 
объектов культуры. 
Для сохранения кадровых ресурсов часть объектов 
культуры, расположенных в небольших населенных 
пунктах, где компактно проживают работники Ком-
пании  и  отсутствуют  альтернативные  объекты 

других  собственников,  предусматривается  содер-
жать совместно с муниципальными органами вла-
сти либо самостоятельно. На базе 30–40 объектов 
культуры, которые расположены в крупных городах 
Российской Федерации, предполагается создать до-
чернее зависимое общество. Такую работу предпо-
лагается осуществлять поэтапно.

Безопасность движения

ОАО «Российские железные дороги» как в 2008 г., так 
и на протяжении всего периода деятельности Ком-
пании приоритетное внимание уделяет обеспечению 
безопасности перевозок грузов и пассажиров.
В ОАО «РЖД» ежегодно разрабатывается Программа 
повышения безопасности движения, предусматриваю-
щая внедрение во всех хозяйствах отрасли наиболее 
совершенных и эффективных технических средств, 
созданных за последнее время и отвечающих возрас-
тающим требованиям в обеспечении безопасности 
перевозок грузов и пассажиров.
С 2003 г. в реализацию Программы повышения безо-
пасности движения инвестировано более 27 млрд. 
руб., в том числе в 2008 г. в объеме 6,1 млрд. руб.,  
в рамках которой введены в эксплуатацию:

 система  автоматического  управления  тормо-

жением поезда (САУТ-ЦМ) на 470 локомотивах и 
394  км  участков  пути;  микропроцессорные  де-
шифраторы с функциями безопасности движения 
(КЛУБ-У) на 485 локомотивах;
 44 стационарных тормозных упора повышенной 

мощности  и  38  колесосбрасывающих  башмака 
с электроприводом; 
 492 регистратора служебных переговоров дежур-

ных по станции, поездных диспетчеров и маши-
нистов поездов;
 372 системы технической диагностики подвиж-

ного состава и локомотивов в пути следования 
КТСМ-01Д и КТСМ-02;
 74 заградительных устройства (УЗП) на железно-

дорожных переездах для исключения несанкцио-
нированного выезда автотранспорта и наездов 
на него подвижного состава;
 22  комплекта  автоматизированной  системы 

коммерческого осмотра поездов АСКОПВ.

Генеральным направлением деятельности Компании 
в области безопасности движения является Функ-
циональная стратегия обеспечения гарантирован-
ной безопасности и надежности перевозочного про-
цесса, принятая на заседании Правления ОАО «РЖД» 
в марте 2007 г.
Реализация  Функциональной  стратегии  позволит 
преодолеть  сложившиеся  недостатки  современ-
ной  системы  управления  безопасностью  и  перей-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

107

ти на качественно новый уровень развития данной 
системы.
Данная Стратегия предусматривает переход к новой 
системе управления безопасностью движения.
Достижение целей гарантированного обеспечения 
и последовательного повышения уровня безопасности 
при минимальном объеме ресурсов требует разви-
тия системы менеджмента безопасности на основе 
новых принципов, методов и инструментария.
Ключевой  задачей  для  конкретных  исполнителей 
и для среднего менеджмента на уровне структурных 
подразделений является обеспечение норм безопас-
ности в эксплуатируемых системах. Именно здесь 
возникают  нарушения  требований  безопасности, 
и,  как  показывают  результаты  причин  аварий,  – 
это нарушения технологических процессов содержа-
ния и ремонта технических средств, а также норм 
организации перевозочного процесса.
В Компании проделана определенная работа по реа-
лизации плана мероприятий Функциональной стра-
тегии.
Проведено обучение руководителей и специалистов 
департаментов  в  области  менеджмента  безопас-
ности. Разработана нормативная база по расчету 
ущерба от транспортных происшествий.
Базовым элементом новой системы обеспечения га-
рантированной безопасности, на котором сконцен-
трировано решение задач по получению, последующей 
обработке данных мониторинга и выработке управ-
ленческих решений, является ситуационный центр.
Разработанная  Концепция  ситуационного  центра 
предусматривает создание единого информационного 
пространства для оперативного получения объек-
тивных данных о состоянии технических средств и 
качестве выполнения технологических процессов.
Специалистами ОАО «НИИАС» проводится разработ-
ка ряда информационных систем, обеспечивающих 
контроль качества выполнения отдельных техно-
логических  процессов  и  мониторинг  текущего  со-
стояния технических средств.

В  2008  г.  введена  Комплексная  автоматизирован-
ная  система  учета,  контроля  устранения  отка-
зов технических средств и анализа их надежности 
(КАС АНТ).
Система позволила в автоматизированном режи-
ме  на  основе  данных  графика  исполненного  дви-
жения  собирать  информацию  по  отказам  техни-
ческих средств, задействованных в перевозочном 
процессе.
На железных дорогах функционирует Автоматизи-
рованная система ведения актов комиссионного ме-
сячного осмотра (АС КМО). Система в оперативном 
режиме позволяет аккумулировать и обрабатывать 
результаты комиссионных месячных осмотров стан-
ций, отслеживать количество и ход устранения не-
исправностей, выявленных при осмотре устройств 
станции. К системе подключено 49% станций, более 
12 тыс. пользователей.
Для  ускорения  процесса  ликвидации  последствий 
крушений,  аварий  и  сходов  подвижного  состава  с 
рельсов  большая  работа  проведена  по  созданию  и 
внедрению  на  железных  дорогах  более  производи-
тельных восстановительных средств, а также за-
мене и модернизации устаревшей техники.
Внедрены  высокопроизводительные  технические 
средства и в других хозяйствах железных дорог.
Программа повышения безопасности движения на-
правлена на обеспечение высокого уровня безопасно-
сти перевозки грузов и пассажиров за счет повыше-
ния качества ремонта и технического обслуживания 
объектов инфраструктуры и подвижного состава, 
а также внедрения более совершенных технических 
средств с расширенными функциональными возмож-
ностями.
Эти и другие затраты дали положительный эффект. 
В 2008 г. снижение уровня аварийности на железных 
дорогах составило 12,8%, а в целом по Компании на 
8,5%.  Общее  количество  нарушений  безопасности 
движения в расчете на 1 млрд. выполненной тонно-
километровой работы снижено на железных дорогах 

Показатели безопасности движения по ОАО «РЖД» за 2004–2008 гг.

2004

2005

2006

2007

2008

Общее количество нарушений безопасности 
движения, в том числе:

5 313

4 871

4 705

4 795

4 364

Крушения

4

3

2

4

1

Аварии

0

2

1

1

2

Сходы подвижного состава в поездах

59

40

45

71

45

Относительное число нарушений 
безопасности движения на 1 млрд. 
выполненной тонно-километровой работы

1,46

1,31

1,26

1,15

1,04

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

108

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

на 13,8%, а в целом по Компании с учетом функцио-
нальных филиалов – на 9,5%.
Уменьшилось  к  уровню  2007  г.  количество  столк- 
новений подвижного состава при маневрах, взрезов 
стрелок, отцепок вагонов от пассажирских поездов 
в пути следования, отцепок вагонов от поезда из-за 
нарушения технических условий погрузки груза, само-
расцепов автосцепок, неисправностей технических 
средств с задержкой поезда более 1 часа, неисправ-
ностей пути с закрытием движения или ограниче-
нием скорости до 15 км/ч, неограждений опасного 
места работ сигналами остановки.
По вине Компании не допущены такие события, как 
прием поезда на занятый путь, отправление поезда 
на занятый перегон, развал груза в пути следования, 
излом боковой рамы тележки вагона, ложное появ-
ление разрешающего показания сигнала вместо за-
прещающего,  обрыв  хребтовой  балки  подвижного 
состава.
Коллективы 15-ти железных дорог снизили уровень 
аварийности. Без крушений, аварий, сходов и столк- 
новений  с  пассажирскими  и  грузовыми  поездами 
в  прошедшем  2008  г.  отработали  коллективы  40 
отделений железных дорог. Всего допущено 42 схода 
в грузовых поездах (в 2007 г. было 65 сходов).
Сегодня  перед  руководителями  всех  коллективов 
стоит  задача  не  просто  закрепить  положитель-
ную  динамику  снижения  аварийности,  а  сделать 
устойчивую безопасную работу, исключив за счет 
системных корректирующих и предупредительных 
мер условия, в которых проявляются причины, со- 
здающие  среду  возникновения  транспортных  про-
исшествий и событий.

Безопасность деятельности

Анализ  обстановки  показывает,  что  объекты  же-
лезнодорожного транспорта по-прежнему являются 
предметом повышенного внимания различного рода 
правонарушителей,  криминальных  и  экстремист-
ских группировок.
Так, за 2008 г. зарегистрирован 2 071 акт незаконно-
го вмешательства в деятельность железных дорог, 
из них: 1 взрыв на Московской ж/д; 232 случая разо-
борудования железнодорожных путей; 561 наложение 
посторонних предметов на железнодорожные пути, 
а также 114 анонимных сообщений об угрозах совер-
шения террористических актов; 41 посягательство 
на жизнь работников ОАО «РЖД» в период исполне-
ния  служебных  обязанностей.  На объектах  желез-
нодорожного транспорта обнаружено: 3 взрывных 
устройства, 35 мин, 53 гранаты, а также 582 бес-
хозных подозрительных предмета. Зарегистрировано 
18 случаев обнаружения взрывчатых веществ.

На железных дорогах ОАО «РЖД» с использованием 
систем  телевизионного  наблюдения  правоохрани-
тельными органами выявлено 1 206 и предотвращено 
879 преступлений. За административные правона-
рушения задержано 11 839 человек и 38 – находив-
шихся  в  розыске,  выявлен  291  бесхозный  подозри-
тельный предмет.
Сложной остается и криминальная обстановка на 
объектах железнодорожного транспорта. Целена-
правленная работа по усилению борьбы с хищениями 
на сети железных дорог, введение жесткого контро-
ля принятия мер к лицам, совершившим хищения, 
позволили сократить количество хищений на сети 
железных дорог на 14% (с 17 480 случаев в 2007 г. до 
15 067 случаев в 2008 г.). Более чем в два раза умень-
шились хищения изделий, содержащих цветные ме-
таллы (с 4 662 случая до 2 262 случая в 2008 г.). 
За совершение хищений задержано более 16,1 тыс. 
чел., среди которых 1 359 – железнодорожники (в срав-
нении с 2007 г. количество работников железнодо-
рожного транспорта, задержанных за совершение 
хищений, уменьшилось на 20%). 
По фактам совершенных хищений возбуждено более 
5,1 тыс. уголовных дел, около 1,1 тыс. чел. привле-
чено к уголовной ответственности по приговорам 
судов.

Безопасность труда

См. также Приложение № 27.

Одной из приоритетных задач ОАО «РЖД» являет-
ся обеспечение безопасных условий труда, снижение 
производственного травматизма, сохранение жизни 
и здоровья работников.
В  соответствии  со  Стратегической  программой 
развития ОАО «РЖД» главной целью в обеспечении 
охраны  труда  является  минимизация  рисков  воз-
никновения  несчастных  случаев  на  производстве 
и  ориентация  подразделений  ОАО  «РЖД»  на  мак-
симально безопасные технологические процессы и 
оборудование.
За  многие  годы  на  железнодорожном  транспорте 
сложилась и действует система управления охраной 
труда, которая, являясь частью системы управле-
ния Компанией, обеспечивает комплексный подход и 
единый порядок организации работ по охране труда 
на всех уровнях. В системе охраны труда задейство-
вано более 4 тыс. чел.
Ежегодно в ОАО «РЖД» на основе предложений де-
партаментов,  управлений,  железных  дорог  и  ди-
рекций разрабатывается Программа по улучшению 
условий и охраны труда. Для внедрения наиболее эф-
фективных технических средств, обеспечивающих 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

109

безопасность труда, в Программе предусматрива-
ются централизованные инвестиции. Мероприятия, 
включающиеся в Программу, направлены на: 

 снижение производственного травматизма;

 снижение профессиональных заболеваний за счет 

улучшения условий труда;
 улучшение санитарно-гигиенических условий.

По Инвестиционной программе для локомотивных, 
вагонных  и  пассажирских  депо  поставляются  ап-
параты для очистки воздуха от вредных веществ, 
тепловые завесы, что позволяет улучшить условия 
труда работникам указанных хозяйств и снизить 
количество случаев заболеваний. 
Для этих же хозяйств поставляются машины для 
химической чистки спецодежды и стиральных машин, 
что способствует сохранению защитных свойств 
спецодежды и продлевает срок ее носки.
Для хозяйств электрификации и электроснабжения, 
автоматики и телемеханики, связи и вычислительной 
техники планируется поставка комплектов техниче-
ских средств «Безопасность труда», применение ко-
торых снижает вероятность поражения работников 
электрическим током при работе на устройствах 
контактной сети, электроснабжения и СЦБ. 
Запланированная в Программе поставка газоанали-
заторов для канализационных колодцев и котельных 
обеспечивает снижение уровня риска отравления ра-
ботников хозяйств гражданских сооружений, водо-
снабжения и водоотведения; связи и вычислительной 
техники при работах в подземных коммуникациях, 
колодцах и котельных.
В 2008 г. на реализацию Программы израсходовано 
2,0  млрд.  руб.,  в  том  числе  0,5  млрд.  руб.  за  счет 
централизованных инвестиций и 1,5 млрд. руб. – за 
счет бюджетных средств железных дорог.
Ежегодно  на  выполнение  мероприятий  по  охране  
труда  Компанией  расходуется  в  среднем  более 
6 млрд. руб.
В 2008 г. в ОАО «РЖД» на мероприятия по улучше-
нию  условий  и  охраны  труда  по  всем  источникам 
финансирования израсходовано 8,6 млрд. руб., что 
в пересчете на каждого работника ОАО «РЖД» со-
ставляет 7,6 тыс. руб.
При постоянном росте объема перевозок, а значит 
и интенсивности производства, в результате про-
водимой  на  всех  уровнях  управления  ОАО  «РЖД» 
профилактической работы по охране труда в Ком-
пании достигается снижение уровня общего произ-
водственного травматизма, в т.ч. и со смертель-
ным исходом. 
Несмотря на проводимую работу, техническое пе-
ревооружение,  в  Компании  имеют  место  случаи 
травматизма.  В  2008  г.  в  ОАО  «РЖД»  травмиро-
вано  649  чел.,  из  которых  80  –  со  смертельным  
исходом.

Необходимо  отметить,  что  только  четыре  вида 
травм – наезд подвижного состава, поражение элек-
трическим током, падение с высоты и движущего 
подвижного состава, ДТП – составляют около 80% 
от всех травм со смертельным исходом. 
В ОАО «РЖД» проводится работа по снижению этих 
факторов. Создаются системы оповещения о при-
ближении подвижного состава к бригадам, работаю-
щим на путях, разрабатываются новые технологии 
по ремонту и содержанию железнодорожного пути 
и устройств электроснабжения, в нормы включены 
защитные костюмы от термического воздействия 
электрической дуги и наведенного напряжения и др. 
технические средства и технологии.
По  данным  Минздравсоцразвития,  уровень  произ-
водственного  травматизма  в  ОАО  «РЖД»  ниже, 
чем  в  других  видах  хозяйственной  деятельности 
Российской Федерации. 
Ежегодное  снижение  производственного  травма-
тизма позволяет сокращать расходы ОАО «РЖД» по 
страховым  платежам  обязательного  социального 
страхования от несчастных случаев на производстве. 
Страховой тариф на обязательное социальное стра-
хование от несчастных случаев Российским фондом 
социального  страхования  снижен  с  1,4%  от  фонда 
оплаты труда в 2001 г. до 0,4% в 2006 г.
По  результатам  аттестации  рабочих  мест  на 
01.01.2009 г. зарегистрировано 531,7 тыс. рабочих 
мест, условно аттестовано 240,5 тыс. рабочих мест 
(45% от общей численности), из них около 193 тыс. – 
с неустранимыми вредными факторами. 
Учитывая сложность и многоступенчатость про-
цесса  аттестации,  наличие  более  полумиллиона 
рабочих мест, расположенных на всем протяжении 
железных дорог, сформирована система по организа-
ции проведения аттестации рабочих мест. Созданы 
отраслевой центр и на каждой железной дороге ба-
зовые центры по охране труда. Эти центры имеют 
различную форму собственности и подчиненности, 
чем достигается независимость в области прове-
дения аттестации.
Созданная система проведения аттестации позво-
ляет разрабатывать и реализовывать мероприятия 
по  улучшению  и  приведению  рабочих  мест  к  тре-
буемым  нормам.  В  2008  г.  приведены  в  соответ-
ствие  с  требованиями  норм  охраны  труда  около 
11,3 тыс. рабочих мест и улучшены условия труда 
на 39,7 тыс. рабочих мест.
В системе профилактических мероприятий, направ-
ленных на обеспечение безопасных условий труда и 
снижения профессиональных рисков, важное место 
занимает применение средств индивидуальной за-
щиты. В Компании ежегодно растет объем финан-
совых средств, выделяемых на приобретение специ-
альной одежды, специальной обуви и других средств 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

110

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

индивидуальной защиты. В 2008 г. на эти цели из-
расходовано 2,6 млрд. руб.
Обучение  руководителей,  специалистов  и  всех  ра-
ботников ОАО «РЖД» вопросам охраны труда и безо- 
пасности производства носит многоуровневый и не-
прерывный характер.
В  ОАО  «РЖД»  разработано  Положение  об  органи-
зации обучения по охране труда и проверки знаний 
требований охраны труда работников ОАО «РЖД», 
устанавливающее порядок обучения. 
Повышение квалификации, переподготовка, обуче-
ние по охране труда и проверка знаний требований 
охраны труда работников ОАО «РЖД» организовано 
в вузах железнодорожного транспорта и их филиалах, 
техникумах, учебных центрах, дорожно-технических 
школах. Обучение работников ОАО «РЖД» проходит 
в более 80 обучающих организациях. Ежегодно обу-
чение по охране труда проходят более 10 тыс. ру-
ководителей и специалистов ОАО «РЖД». В 2008 г. 
обучение  по  охране  труда  прошли  15  тыс.  чел.  из 
числа руководителей и специалистов железных до-
рог и других филиалов ОАО «РЖД». На эти цели из-
расходовано 42,8 млн. руб. 
В целях пропаганды и организации обучения в струк-
турных подразделениях широко используются каби-
неты и вагоны охраны труда. Они оснащаются совре-
менными обучающими комплексами, тренажерами 
и  демонстрационными  средствами.  В  ОАО  «РЖД» 
функционирует 18 вагонов охраны труда. В 2008 г. 
на оборудование и дооснащение кабинетов и уголков 
по охране труда израсходовано около 60 млн. руб.
В 2008 г. на железных дорогах было проведено 58 тех-
нических советов, 457 школ и семинаров отделен-
ческого и дорожного уровней, организовано 90 вы-
ставок и конкурсов, проведено 141 выступление по 
радио и телевидению, вновь подготовлено 77 теле-
визионных фильмов и видеороликов, публиковались 
статьи в центральной и региональной печати.

Охрана окружающей среды 

Природоохранная деятельность в ОАО «РЖД» осу-
ществляется  в  соответствии  с  природоохран-
ным  законодательством  Российской  Федерации, 
Положением  об  управлении  природоохранной  дея-
тельностью  в  ОАО  «РЖД»,  утвержденным  Прези-
дентом  ОАО  «РЖД»  Якуниным  В.И.  02.12.2007  г.  
№ 1480. 
Компания имеет лицензию на деятельность по сбо-
ру, использованию, обезвреживанию, транспортиров-
ке, размещению опасных отходов от 24.09.2007 г.  
№ ОТ-00-007922 (00). Все структурные подразделе-
ния филиалов ОАО «РЖД», осуществляющие забор 
воды из водных источников, имеют лицензии на во-

допользование. Разработаны и реализуются: Эколо-
гическая политика (одобрена Правлением ОАО «РЖД» 
от 10.10.2008 г. № 34) и Экологическая стратегия 
ОАО «РЖД» на период до 2015 г. и на перспективу 
до 2030 г. (утверждена Распоряжением ОАО «РЖД» 
от 13.02.2009 г. № 293р). 
Проводится  экологический  аудит  деятельности 
ОАО «РЖД» для оценки соответствия природоохран-
ной деятельности требованиям природоохранного 
законодательства Российской Федерации и систе-
мы экологического менеджмента международного 
стандарта ГОСТ Р ИСО 14001 и последующей сер-
тификации. 
Железнодорожный транспорт в мире признан одним 
из наиболее экологичных видов транспорта, в первую 
очередь за счет меньшего энергопотребления.
ОАО «РЖД» является одним из основных перевозчи-
ков грузов и пассажиров в стране: на его долю при-
ходится свыше 80% грузооборота (без трубопровод-
ного транспорта) и почти 40% пассажирооборота; 
при этом доля его негативного воздействия в общем 
объеме загрязнения окружающей среды в масштабах 
страны составляет:

 0,7% по выбросам в атмосферу от стационарных 

источников;
 1,0% по выбросам в атмосферу от передвижных 

источников;
 0,1%  по  сбросу  загрязненных  сточных  вод  в  во-

доемы;
 0,1% по образованию отходов производства и по-

требления.

В России экологические преимущества железнодо-
рожного  транспорта  обеспечиваются  также  ши-
роким применением электрической тяги, которая 
исключает выбросы вредных веществ в атмосфер-
ный воздух и снижает загрязнение почв тяжелыми 
металлами. Более 85% грузов и 80% пассажиров пере-
возится электрической тягой.
С  момента  создания  ОАО  «РЖД»  (за  период  2003–
2008  гг.)  выбросы  вредных  веществ  в  атмосферу 
снизились на 30,0%, сбросы загрязненных сточных вод 
в водные объекты сократились на 55,4%, использова-
ние воды на производственные нужды уменьшилось 
на 22,9%, использование и обезвреживание отходов 
увеличилось на 18%.
Это достигнуто за счет реализации инвестицион-
ных проектов, технического перевооружения отрас-
ли, наличия системы управления природоохранной 
деятельностью.
В Компании реализуются Инвестиционный проект 
«Обеспечение экологической безопасности», в рам-
ках  которого  осуществляются  строительство  и 
реконструкция  очистных  сооружений,  приобрете-
ние  установок  и  оборудования  природоохранного 
назначения, оснащение экологических лабораторий, 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

111

закупка  оборудования  для  ликвидации  аварийных 
разливов нефтепродуктов. В 2008 г. на эти цели из-
расходовано 716 млн. руб. капитальных вложений. 
За период 2003–2008 гг. на охрану окружающей сре-
ды инвестиционные затраты составили 2,6 млрд. 
руб., текущие расходы – 13,5 млрд. руб.
В рамках Инвестиционного проекта «Обеспечение 
экологической безопасности» в 2008 г.:

 построено,  реконструировано  и  введено  в  экс-

плуатацию 13 природоохранных объектов;
 внедрено 136 единиц установок и оборудования 

по очистке выбросов вредных веществ в атмос-
ферный воздух, доочистке сточных вод, обезвре-
живанию отходов;
 поставлено  9  передвижных  экологических  ла-

бораторий  на  базе  автомобиля  «Газель»,  339 
единиц аналитических приборов и лабораторно-
го  оборудования  и  21  комплект  лабораторной  
мебели;
 приобретено технических средств для ликвида-

ции  аварийных  разливов  нефтепродуктов  в  ко-
личестве 394 единиц. 

Ввод в 2008 г. в эксплуатацию природоохранных объ-
ектов, а также внедрение установок и оборудования 
экологического назначения позволят в 2009 г. сокра-
тить  выбросы  вредных  веществ  в  атмосферный 
воздух на 76,5 тонн, сократить сброс загрязненных 
сточных вод в водные объекты и муниципальные ка-
нализационные системы на 4,3 млн. м³, разместить 
и утилизировать на площадках структурных под-
разделений железных дорог 5,4 тыс. тонн отходов 
производства и обеспечить снижение экологических 
платежей на сумму 59,7 млн. руб.
Выбросы вредных веществ в атмосферу от стаци-
онарных объектов в 2008 г. по сравнению с 2007 г. 
снизились на 14,7 тыс. тонн и составили 133,4 тыс. 
тонн. Уловлено и обезврежено 28% вредных веществ, 
отходящих  от  всех  источников  выбросов  в  атмо- 
сферу.
В  2008  г.  всего  использовано  147,9  млн.  м³  воды, 
что на 14,8 млн. м³ меньше, чем в 2007 г. На произ-
водственные нужды израсходовано 72 млн. м³ воды, 
что на 8,8 млн. м³ меньше, чем в 2007 г.
Сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные 
водные объекты в 2008 г. составили 16,9  млн. м³, 
что больше, чем в 2007 г., на 800 тыс. м³. Это вы-
звано повышением требований со стороны природо-
охранных органов к качеству очистки сточных вод 
на очистных сооружениях. 
В 2008 г. образовалось 2,33 млн. тонн отходов про-
изводства  и  потребления,  что  на  440  тыс.  тонн 
меньше, чем в 2007 г. Использовано и обезврежено 
в технологических процессах в структурных подраз-
делениях филиалов ОАО «РЖД» 540, 7 тыс. тонн, или 
22,4% от общего объема их образования.

Экологические платежи за выбросы, сбросы загряз-
няющих веществ в окружающую среду и размеще-
ние отходов в 2008 г. составили 270,5 млн. руб., что 
меньше, чем в 2007 г. на 1,7 млн. руб. 
Контроль за выбросами и сбросами в окружающую 
среду осуществляется: 

 от стационарных объектов 56 экологическими ла-

бораториями, а также 9 вагонами-лабораториями 
и 51 лабораторией на автомобильном ходу; 
 от передвижных источников (тепловозов) – 89-м 

пунктом экологического контроля, где все тепло-
возы после ремонта проходят тестирование по 
экологическим показателям. 

Природоохранными подразделениями железных дорог 
в 2008 г. произведено 304 тыс. анализов по воздуху, 
стокам, почвам, выполнена инвентаризация 35 тыс. 
источников  выбросов  и  сбросов  вредных  веществ 
в  окружающую  среду,  разработано  нормативной 
экологической документации в количестве 852 то-
мов, продлено в природоохранных органах 3,8 тыс. 
разрешений  на  выбросы,  сбросы  вредных  веществ 
в окружающую среду и размещение отходов. 
Разработка обязательных нормативных экологиче-
ских документов для структурных подразделений 
железных дорог, получение разрешений на выбросы, 
сбросы загрязняющих веществ в окружающую сре-
ду и размещение отходов, осуществление производ-
ственного  экологического  контроля  позволили  не 
привлекать для выполнения указанных работ сто-
ронние организации и обеспечить экономию в сум-
ме 288 млн. руб.
Защита интересов предприятий экологами желез-
ных дорог при решении спорных вопросов с террито-
риальными природоохранными органами позволила 
сэкономить 203 млн. руб.
По  результатам  замеров  выбросов  загрязняющих 
веществ  в  окружающую  среду  инструментальны-
ми методами на ряде объектов определено их несо-
ответствие (в меньшую сторону) установленным 
лимитам,  что  позволило  за  счет  корректировки 
экологических платежей, предъявленных террито-
риальными органами Ростехнадзора, снизить дан-
ные  платежи  на  25,2  млн.  руб.,  то  есть  платить 
за фактические выбросы.
Все  это  привело  к  экономии  финансовых  средств 
на сумму 516,2 млн. руб.
Кроме того, экономический эффект от внедрения 
природоохранных технологий на предприятиях от-
расли достиг 69,6 млн. руб.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

114

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Финансово-экономические результаты

Финансово-экономические  
достижения Компании

  Напряженная  работа  Компании  в  течение  

2008 г. и реализация антикризисных мероприятий 
явились  ключевым  фактором  в  обеспечении  фи-
нансовой стабильности и устойчивости в 2008 г., 
благодаря чему даже в условиях влияния мирового 
финансового  кризиса  Компании  удалось  выйти  на 
рентабельную работу и запланированный объем чи-
стой прибыли. 

 В целом за 5 лет работы ОАО «РЖД» обеспечи-

ло устойчивую работу и положительную динамику 
основных финансово-экономических показателей:

 по итогам 2008 г., Российские железные дороги 

впервые в истории преодолели триллионный ру-
беж по доходам от основной деятельности; 
 инвестиционный  бюджет  2008  г.  в  сопостави-

мых  ценах  вырос  в  сравнении  с  2004  г.  более 
чем  в  2,4  раза,  а  с  2007  г.  –  на  49%  и  составил 
382 млн. руб.; 
 сумма чистой прибыли составила 142,8 млрд. руб., 

в т.ч. 13,4 млрд. руб. по итогам 2008 г.

  Благодаря  активной  работе  с  органами  госу-

дарственной власти, была достигнута договорен-
ность и выработан перечень антикризисных меро-
приятий по финансовой поддержке ОАО «РЖД» со 
стороны  государства  и  обеспечению  ее  стабиль-
ной работы.

 Было достигнуто укрепление рыночных позиций 

в неперевозочных видах деятельности. За 2008 г. до-
ходы от ПВД составили 87,2 млрд. руб., а в целом за 
пять лет – свыше 390 млрд. руб. с одновременным 
устойчивым ростом прибыли. Ежегодный прирост 
доходов составил в среднем более 9%. 

 Компании удалось удержать рост себестоимо-

сти перевозок к 2007 г. на 11,2% при индексе роста 
потребительских цен в стране на 13,3%. 

 С учетом влияния мирового финансового кри-

зиса был проведен ряд антикризисных мер по опти-
мизации  расходов,  в  результате  чего  Компании 
удалось удержать расходы по перевозкам на уровне 
952,1 млрд. руб., экономия составила 57,2 млрд. руб. 

 Мероприятия по оптимизации численности по-

зволили  сократить  затраты  на  оплату  труда  на 
6,4 млрд. руб.

  В  2008  г.  сохранена  положительная  динами-

ка  производительности  труда,  которая  возросла 
к 2007 г. на 8,0%. 

 Эффективное управление оборотным капита-

лом в условиях глобального дефицита ликвидности 
позволило сформировать дополнительные источни-
ки финансирования:

 средняя продолжительность оборота кредитор-

ской задолженности перед поставщиками и под-
рядчиками снизилась за 2003–2008 гг. с 40 до 27 
дней и поддерживается на этом уровне;
 период  оборота  дебиторской  задолженности 

по продажам за 2003–2008 гг. снизился практи-
чески в 2 раза, что создало дополнительный де-
нежный поток;
 доля просроченной кредиторской задолженности 

в  общем  объеме  кредиторской  задолженности 
уменьшилась на порядок: с 6% до 0,5%;

  Несмотря  на  ухудшение  финансовой  конъюн-

ктуры  и  удорожание  стоимости  заемного  финан-
сирования, финансовые показатели ОАО «РЖД» на-
ходились  на  безопасном  удалении  от  финансовых 
ковенант  по  существующим  кредитам,  а  уровень 
левериджа находился на уровне, существенно ниже 
в сравнении с другими российскими корпоративны-
ми заемщиками.

 За период с момента основания ОАО «РЖД» по-

лучило инвестиционные рейтинги от трех крупней-
ших международных рейтинговых агентств: Standart 
and Poors, Moody’s и Fitch, соответствующие уровню 
кредитоспособности на уровне государства – Рос-
сийской Федерации. С учетом устойчивых фундамен-
тальных показателей кредитоспособности Компа-
нии ОАО «РЖД» продолжает удерживать стабильно 
высокий кредитный рейтинг. 

 Инвестиционный рейтинг ОАО «РЖД» отражает 

тесную связь ОАО «РЖД» с государством, а также 
сбалансированность финансовой и общей Страте-
гии Компании.

 В 2008 г. в счет оплаты текущих налогов на-

правлено 184,5 млрд. руб., в том числе в федеральный 
бюджет – 25,0 млрд. руб., в бюджеты субъектов Рос-
сийской Федерации и муниципальных образований – 
85,9 млрд. руб., в фонды обязательного социального 
страхования – 73,6 млрд. руб. 

 На протяжении своей хозяйственной деятель-

ности Компанией проводится консервативная поли-
тика уплаты дивидендов в размере 10% от размера 
экономически обоснованной чистой прибыли – об-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..