ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 4

 

 

64

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Самостоятельность  компании  в  выборе  и  найме 
персонала  позволит  повысить  качество  обслужи-
вания  пассажиров,  улучшить  сервис  пригородных 
перевозок, получить большую отдачу от системы 
контроля безбилетного проезда пассажиров и, как 
следствие, значительно повысить доходы. 
В пригородном сообщении на сегодняшний момент 
пригородные пассажирские перевозки на территории 
России осуществляют семь компаний–перевозчиков, 
учрежденных с участием ОАО «РЖД»: 

 ОАО  «Центральная  пригородная  пассажирская 

компания» на Московской ж/д;
 ОАО «Экспресс-пригород» на Западно-Сибирской 

ж/д;
 ОАО  «Омск-пригород»  на  Западно-Сибирской 

ж/д;
 ОАО  «Кузбасс-пригород»  на  Западно-Сибирской 

ж/д;
 ОАО  «Алтай-пригород»  на  Западно-Сибирской 

ж/д;
 ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская 

компания» на Октябрьской ж/д;
 ОАО «Краспригород» на Красноярской ж/д.

По  итогам  2008  г.  компаниями-перевозчиками  по-
лучены следующие производственные показатели: 
отправлено пассажиров – 157 670 тыс. пасс (13,6% 
от общего объема отправления по сети); пассажиро- 
оборот – 6 894 млн. пасс-км (14,8% от общего объема 
перевозок по сети).

Повышение качества перевозок, 
модернизация парка подвижного 
состава и развитие инфраструктуры 
пассажирских перевозок

Наряду с количественными показателями обеспече-
ния пассажирских перевозок во главу угла ставят-
ся их качественные характеристики – это прежде 
всего  улучшение  комфорта  проезда  пассажиров  и 
расширение спектра представляемых услуг.
Привлекательность железнодорожных пассажирских 
перевозок для населения, их конкурентная способ-
ность по отношению к другим видам транспорта 
в  целом  зависят  от  технического,  комфортного 
состояния и структуры парка пассажирского под-
вижного состава.
В 2004–2008 гг. проводилась работа по выработке 
новых  решений  в  целях  обеспечения  пассажирских 
перевозок и обеспечения высокого уровня комфор-
та. Велась работа по созданию вагонов нового по-
коления.
Проведен  полный  цикл  разработки и  испытаний  и 
начата  поставка  вагонов  на  сеть  вагонов  серии  
61-44ХХ, созданной в соответствии с техническими 
требованиями к пассажирским вагонам локомотивной 
тяги на базе унифицированных платформ; определен 

завод-изготовитель таких вагонов – ОАО «ТВЗ». Раз-
работаны технические требования к двухэтажным 
пассажирским вагонам локомотивной тяги. Прове-
ден конкурс по выбору партнера на разработку, по-
ставку и локализацию производства двухэтажных 
вагонов. Наилучшими признаны предложения компа-
нии «Альстомтранспорт».
Подготавливается проект Договора на изготовле-
ние и поставку модельного ряда двухэтажных ваго-
нов с поэтапной локализацией их производства на 
территории  Российской  Федерации.  Разработаны 
технические требования на новые пассажирские ва-
гоны габарита РИЦ для сообщения между железны-
ми дорогами колеи 1520 мм и 1435 мм. В настоящее 
время разрабатывается проект Технического зада-
ния и подготовлен проект Контракта на поставку 
данных вагонов для ОАО «РЖД», проводится выбор 
поставщика.
В 2008 г. поставлено в работу 126 вагонов модели 
61-4440 (купейный), 22 вагона модели 61-4454 (купей-
ный штабной), 7 вагонов модели 61-4447 (плацкарт-
ный). Изготовлен опытный образец вагона модели 
61-44ХХ с шестиместными купе. Оформлено Техни-
ческое задание на конструкцию пассажирских ваго-
нов локомотивной тяги для составов постоянного 
формирования моделей 61-4462 (купейный) и 61-4463 
(купейный штабной), также на вагон-ресторан для 
поезда постоянного формирования и вагон-ресторан 
вагона локомотивной тяги.
В 2008 г. приобретено 1042 новых пассажирских ва-
гона, что на 92 вагона больше, чем в 2007 г. В каче-
ственно лучшую сторону меняется структура парка 
пассажирских вагонов – по сравнению с 2007 г. парк 
купейных вагонов увеличился на 261 вагон (3%), парк 
вагонов СВ увеличился на 37 вагонов (3%).
Продолжается работа по введению дополнительных 
маршрутов  курсирования  спальных  вагонов  повы-
шенной комфортности класса «люкс», современный 
дизайн  и  оборудование  которых  обеспечивают  на 
сегодняшний день максимально возможный уровень 
сервиса и комфорта в пути следования. На сети ж/д 
эксплуатируются 106 фирменных поездов и 42 ва-
гона класса «люкс».
В приписном парке Компании насчитывается почти 
4,5  тыс.  вагонов,  оборудованных  экологически  чи-
стыми туалетными комплексами (18% от парка) и 
более 10 тыс. вагонов, оборудованных установками 
кондиционирования воздуха (40% парка). 
За последние годы проведены реконструкция и капи-
тальный ремонт пассажирских вагонных депо и пас-
сажирских обустройств. Ввод мощностей за 2008 г. 
составляет 6 997 млн. руб. Наиболее значимые объ-
екты – пассажирское вагонное депо «ВЧД-1» (строи-
тельство  ВМЦ,  РЭД,  реконструкция  технических 
парков Москва-Пассажирская Октябрьская) на сумму 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положение Общества 

в отрасли

65

3 089 млн. руб.; пассажирское вагонное депо «ВЧД-8» 
(реконструкция с расширением вагонного депо) на 
сумму 2 590 млн. руб.
В  августе  2008  г.  введена  в  эксплуатацию  линия 
тактового движения пригородных электропоездов 
на участке Москва-Курская пассажирская – Желез-
нодорожная,  для  чего  произведена  закупка  пяти 
одиннадцативагонных  электропоездов  с  улучшен-
ным  интерьером  салонов.  Это  позволило  обеспе-
чить  наиболее  благоприятные  условия  проезда  на 
Горьковском  направлении  пригородного  движения 
электропоездов Московского узла.
За последние годы был открыт ряд новых, более со-
временных  и  технологичных,  вокзалов,  проведены 
реконструкция  и  капитальный  ремонт  пассажир-
ских  вагонных  депо  и  пассажирских  обустройств. 
В  2007  г.  открыты  новые  вокзалы  Светлогорск-2 
на  Калининградской  железной  дороге  и  Челябинск 
Южно-Уральской железной дороги. 
Расширяется перечень услуг, предоставляемых пас-
сажирам на вокзалах и в поездах.
Пользователям услугами железнодорожного транс-
порта предложен новый вид сервиса – оформление 
проездных документов (билетов) на пассажирские 
поезда дальнего следования с оплатой их стоимо-
сти  по  банковским  картам  через  корпоративный 
web-портал ОАО «РЖД». Анализ продажи проездных 
документов, оплаченных через Интернет, показал, 
что объем продажи проездных документов, оплачен-
ных через корпоративный web-портал ОАО «РЖД» в 
2008 году, на 57% выше объема продажи предыдущего 
года. ОАО «РЖД» особое внимание уделяет внедре-
нию передовых средств и методов во всех областях 
организации пассажирских перевозок, включая про-
дажу электронных билетов. 
На смену традиционному проездному документу (би-
лету) на бумажном носителе приходят новые, более 
гибкие, технологии продажи электронных билетов 
через Интернет, через транзакционный терминал 
самообслуживания,  через  платежный  терминал  и 
т.д. Внедрение современной цифровой техники обе-
спечивает каждому клиенту возможность широко-
го  выбора  способа  приобретения  проездного  доку-
мента (билета), право самостоятельно оформить 
свою поездку.
В 2008 г. внедрены транзакционные терминалы са-
мообслуживания  для  оформления  проездных  доку-
ментов в поездах дальнего следования. 
В целях развития сотрудничества с авиаперевозчи-
ками разработана технология предоставления услуг 
по заказу и оплате стоимости проездных докумен-
тов в агентствах ЗАО «Транспортная Клиринговая 
Палата» (далее – ЗАО «ТКП»). В агентствах ТКП воз-
можно одновременно оформить перевозку и железно-
дорожным и воздушным транспортом. Оформление 

заказанных в ЗАО «ТКП» проездных документов воз-
можно в любой билетной кассе ОАО «РЖД». 
Все  новые  проекты  разрабатываются  на  основе 
Интернет-технологий.  В  настоящее  время  разра-
батывается  проект  «Электронной  регистрации 
пассажиров». Внедрение данного проекта позволит 
производить  посадку  в  поезд  пассажиров  по  элек-
тронным  проездным  документам  без  обращения 
в билетную кассу.
В соответствии с Планом мероприятий по созданию 
Интегрированной информационно-транзакционной 
системы оплаты проезда и услуг с использованием 
электронных пластиковых карт 29 апреля 2008 г. 
ОАО «РЖД» и российской платежной системой «Сбер-
карт»  запущен  пилотный  проект  на  направлении 
Москва-Ярославская  –  Мытищи.  Применение  бан-
ковских  платежных  карт  является  промежуточ-
ным этапом к переходу обслуживания пассажиров по 
технологии «Touch & Travel», проработки которой 
в ОАО «РЖД» уже начаты в сотрудничестве с тех-
нологическими партнерами ЗАО «ТрансТелеКом» и 
ОАО «ТрансКредитБанк». 
6 мая 2008 г. подписано Постановление Правитель-
ства  Российской  Федерации  №  369,  снимающее 
сложившееся  ранее  противоречие  в  нормативно-
законодательной базе в части утверждения форм 
бланков строгой отчетности. Принятое решение 
позволит значительно ускорить завершение реали-
зуемых сегодня  мероприятий по  внедрению новых 
технологий по продаже проездных документов.
Ежегодно Компания приобретает современные, ком-
фортабельные  пассажирские  вагоны  и  расширяет 
спектр  предоставляемых  услуг.  Это  организация 
детских  комнат,  библиотек,  возможность  заказа 
такси,  бронирование  мест  в  гостиницах,  заказ  и 
продажа железнодорожных билетов, видеопрограм-
мы и т.д.
Для обеспечения безопасности пассажиров вагоны 
оборудуются системами видеонаблюдения, которые 
позволяют проводнику из служебного купе контро-
лировать обстановку в вагоне. 
Пассажирам предложена новая услуга выбора муж-
ского, женского или смешанного купе.
Для  улучшения  качества  обслуживания  пассажи-
ров  на  Ленинградском  вокзале  в  г.  Москве  и  Мо-
сковском  в  г.  Санкт-Петербурге  реализуется  пи-
лотный  проект  по  организации  предоставления 
информационно-досуговых  мультимедийных  услуг 
пассажирам. В 2008 г. в пассажирских поездах фор-
мирования Северо-Западной и Московской региональ-
ных дирекций по обслуживанию пассажиров, в том 
числе на международных маршрутах Москва – Бер-
лин и Москва – Париж успешно реализуется новая 
услуга по прокату DVD-плееров. Количество прока-
тов возросло в 7 раз; согласован Перечень поездов, 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

66

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

существенно расширяющий географию предоставле-
ния данного сервиса (на 22 поездах Северо-Западной, 
Северной, Горьковской и Московской региональных 
дирекций, в том числе на международном маршруте 
Москва – Хельсинки).
С 15 мая 2008 г. в залах повышенной комфортности 
на 28 внеклассных и первого класса вокзалах (21 вне-
классный и 7 – первого класса) организовано обслужи-
вание пассажиров, имеющих проездные документы 
в вагоны поездов дальнего следования класса «люкс» 
и «бизнес», без взимания платы.
В настоящее время начата реализация пилотных про-
ектов по реновации вокзальных комплексов, в ходе 
которых  планируется  отработать  комплексную 
процессно-технологическую модель их развития.
Разрабатываются стандарты и технологии предо-
ставления услуг пассажирам и посетителям вокза-
лов (в том числе с ограниченными возможностями), 
а также технология реализации сетевого проекта 
по размещению на вокзалах систем быстрого пита-
ния, магазинов, аптек преимущественно известных 
брендов.
Проведены работы по реновации Курского вокзала 
г. Москвы, включающие в себя ремонт помещений, 
оборудование  зданий  вокзала  современными  си-
стемами  безопасности,  информации,  навигации, 
создание обновленных и эффективных зон торгов-
ли, установку лифтов и эскалаторов для создания 
условий  передвижения  лиц  с  ограниченными  воз-
можностями. Начаты работы по реновации вокза-
ла г. Владимира.
Заканчивается  работа  по  разработке  Концепции 
развития  вокзалов,  предусматривающей  создание 
многофункциональных пассажирских транспортно-
пересадочных узлов и общественно-деловых центров, 
ключевым элементом которых является железно-
дорожный вокзал.
С 10 июня 2008 г. реализуется один из этапов проек-
та создания интермодальных перевозок в сообщении 
с аэропортом Шереметьево. Перевозка пассажиров 
на участке Савеловский вокзал – аэропорт Шереме-
тьево осуществляется в новом подвижном составе 
серии  ЭД4МКМ-АЭРО.  Функции  перевозчика  взяла 
на себя компания ООО «Аэроэкспресс», в уставном 
капитале которого 50% принадлежит ОАО «РЖД». 
В дальнейшем полигон интермодальных пассажир-
ских перевозок будет значительно расширен в рам-
ках единой транспортной увязки столичных вокза-
лов и аэропортов.
В последние годы достигнута положительная дина-
мика выделения инвестиций в развитие пассажир- 
ского комплекса. Благодаря чему удалось значительно 
снизить процент износа основных фондов, оптими-
зировать технологические процессы работы хозяй-
ства  и  выйти  на  новый  этап  развития  пассажир- 

ских  перевозок,  включая  повышение  комфортно-
сти и увеличение скорости движения пассажирских  
поездов.
Сегодня пассажирский комплекс Компании имеет все 
механизмы и рычаги, позволяющие и в третий год 
активных структурных реформ обеспечить стабиль-
ную и конкурентоспособную деятельность.

Характеристика  
инфраструктуры Компании

Верхнее строение пути

По состоянию на 01.01.2009 г. эксплуатационная дли-
на главных путей сети составляла 85,194 тыс. км, 
развернутая  длина  всех  путей  –  184,304  тыс.  км, 
в том числе:

главных – 124,030 тыс. км;

станционных – 50,429 тыс. км;

подъездных – 9,845 тыс. км.

На начало 2008 г. при росте грузооборота и увели-
чении  грузонапряженности  повысилась  мощность 
верхнего  строения  пути  за  счет  увеличения  доли 
рельсов  типа  Р65  и  сокращения  полигона  сети  с 
рельсами легких типов. В настоящее время протя-
женность главных путей с рельсами типа Р65 и Р75 
составляет 119,67 тыс. км (96,5%). Протяженность 
главных путей с термоупрочненными рельсами со-
ставила 110,58 тыс. км, или 89,2% от развернутой 
длины главных путей. 
Средняя грузонапряженность по сравнению с 2003 г. 
возросла  с  29,1  млн.  т-км  бр/км  год  до  33,0  млн. 
т-км бр/км год за 2007 г. На конец 2008 г. ожидае-
мая грузонапряженность составила 33,4 млн. т-км 
бр/км год.
При росте грузооборота и увеличении грузонапря-
женности за период с начала 2004 г. и до 2009 г. до-
стигнуто улучшение основных показателей техни-
ческого состояния верхнего строения пути: 

 количество дефектных рельсов, лежащих в пути, 

уменьшилось на 57,1 тыс. шт., и их протяжение 
на начало 2009 г. составило 0,8% от развернутой 
длины главных путей; 
 за 5 лет снижена дефектность стрелок на глав-

ных путях до 1,3%, дефектность деревянных пере-
водных брусьев в главных путях – до 5,8%;
 уменьшилась  протяженность  главных  путей 

на деревянных шпалах на 15,8 тыс. км. 

На сети дорог ведется работа по расширению объ- 
емов укладки бесстыкового пути на железобетонных 
шпалах, внедрению упругих рельсовых скреплений. 
Протяжение пути на железобетонных шпалах про-
должает  расти  и  за  последние  5  лет  увеличилось 
на 16,15 тыс. км и достигло 61,7% от развернутой 
длины  главных  путей.  Протяжение  бесстыкового 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положение Общества 

в отрасли

67

пути  по  главным  путям  ежегодно  увеличивалось 
на 3,5–4,0 тыс. км, и на начало 2009 г. его протя-
женность  составила  71,25  тыс.  км  (57,4%  от  раз-
вернутой длины главных путей). 
Бесподкладочные  скрепления  с  пружинными  клем-
мами  –  ЖБР-65  с  болтовым  креплением  клемм  и 
анкерное безболтовое АРС-4 – начали широко вне-
дрять за последние 5 лет. В главных путях на же-
лезобетонных шпалах уложено и эксплуатируется 
11,8 тыс. км с упругими скреплениями. 
Снижение объемов капитального ремонта на протя-
жении ряда лет из-за сокращения финансирования пу-
тевых работ привело к увеличению протяженности 
главного пути, просроченного капитальным ремон-
том, с 14,05 тыс. км (11,4% от развернутой длины 
главных путей) на начало 2004 г. до 18,38 тыс. км 
(14,8%) на начало 2008 г. Благодаря тому, что объемы 
в 2008 г. превысили в 1,31 раза объемы 2007 г., про-
тяженность главного пути, просроченного капиталь-
ным ремонтом, снижена до 17,4 тыс. км (14%).
Средняя балловая оценка состояния пути на сети 
железных дорог в 2008 г. составила 42 ед., в сравне-
нии с 2003 г. снижена на 47 ед. (2003 г. – 89). 

См. также Приложения №№ 13–17.

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

0

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

Протяженность бесстыкового пути, в т.ч. с упругими скреплениями
Протяженность главного пути на деревянных шпалах

Протяженность главных путей сети, 
просроченных капитальным ремонтом, км
(% от развернутой длины главных путей)

52,8

64,0

3,2

70,9

45,4

11,8

67,1

49,0

9,8

14 052  

11,4%

15 119

  11,7% 

15 792

  12,8% 

19 195

  15,5% 

18 379

  14,8% 

17 400

  14,0% 

63,3

53,1

7,9

59,8

56,6

6,5

56,2

60,6

4,7

80

60

40

20

0

 Бесстыковой путь, тыс. км

 Путь на деревянных шпалах, тыс. км

 Упругие скрепления, тыс. км

 Просроченность по путям 1–2 класса

 Просроченность по путям 3–4 класса

2003  2004 

2005 

2006 

2007  2008

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

68

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Мостовое хозяйство
На железных дорогах России в 2003 г. насчитывалось 
82 585 искусственных сооружений, протяженностью 
2 420,2 тыс. пог. м, а в 2008 г. – 82 921 сооружение 
полной длиной 2 454,3 тыс. пог. м. 
Изменение количественного состава искусственных 
сооружений на железных дорогах сети произошло за 
счет реконструкции и переустройства сооружений, 
списания или принятия на баланс ОАО «Российские 
железные дороги» (ранее – МПС России) мостов, путе-
проводов, труб, уточнения данных в ходе внедрения 
программы автоматизированной системы управления 
(АССУ ИССО) в путевом хозяйстве на дорогах сети.
В результате проведенных работ по переустройству 
мостов на трубы и корректировки данных при прове-
дении паспортизации количество мостов, виадуков 
и путепроводов на железных дорогах составило по 
состоянию на 01.01.2009 г. 30 949 шт. полной дли-
ной 959,7 тыс. пог. м, из них постоянных сооруже-
ний  насчитывается  30  679  шт.  протяженностью 
957,2 тыс. пог. м, временных – 270 шт. полной дли-
ной 2,5 тыс. м, против 300 шт. – в 2003 г. 
На  дорогах  сети  в  2008  году  эксплуатируется 
50 357 шт. труб и поперечных лотков протяжен-
ностью 1 409,77 тыс. пог. м против 49 021 шт. труб 
и лотков протяженностью 1 200,75 тыс. пог. м – 
в 2003 г. Количественное увеличение труб за рас-

сматриваемый  период  по  сети  дорог  произошло 
в  результате  переустройства  малых  дефектных 
мостов на водопропускные трубы, ввода в эксплуа-
тацию  новых  труб,  переустройства  труб  с  недо-
статочной водопропускной способностью, коррек-
тировки данных. 
За период с 2003 г. по 2008 г. за счет уточнения дан-
ных, переустройства, ввода в эксплуатацию вновь 
построенных  и  демонтажа  дефектных  сооруже-
ний в целом по сети дорог количество пешеходных 
мостов увеличилось на 12 шт. и по состоянию на 
01.01.2009 г. составляет 968 шт. 
По итогам 2008 г. на балансе сети железных дорог 
находится  146  железнодорожных  тоннелей  общей 
протяженностью  101,59  тыс.  пог.  м;  из  них  дей-
ствующих  –  136  железнодорожных  тоннелей  про-
тяженностью 107,71 тыс. пог. м. 
На железных дорогах эксплуатируется 124 пешеход-
ных тоннеля протяженностью 10,23 тыс. пог. м.

Электрификация

На  конец  2008  г.  протяженность  электрифициро-
ванных линий составила 43 086 км, или 51% от экс-
плуатационной длины путей.
31 октября 2008 г. введен в эксплуатацию участок 
Сызрань – Сенная Куйбышевской и Приволжской же-
лезных дорог протяженностью 168,9 км, находящийся 
в составе транспортного коридора Кузбасс – Азово-
Черноморский транспортный узел. Электрификация 
данного участка соединила промышленные центры 
Урала и Поволжья с районами Предкавказья и Север-
ного Кавказа, а также с морскими портами Азово-
Черноморского  бассейна,  через  которые  осущест-
вляются  перевозки  экспортно-импортных  грузов. 
С учетом завершения работ на указанном направ-
лении целесообразно рассмотреть необходимость 
перевода на переменный ток участка Сызрань – Пен-
за Куйбышевской железной дороги.
Кроме того, в 2008 г. завершены работы по реали-
зации постоянной схемы при переводе участка Ми-
неральные  Воды  –  Кисловодск  Северо-Кавказской 
железной дороги на переменный ток.
В  2008  г.  освоение  средств  капитального  ре-
монта  устройств  электроснабжения  составило  
6 430,3 млн. руб.
Основные работы:

замена опор контактной сети – 13 118 шт.;

 замена  изношенного  контактного  провода  –  

633,1 км;
 замена высоковольтных изоляторов на контакт-

ной сети – 713,4 тыс. шт.;
 замена проводов ВЛ автоблокировки, продольного 

электроснабжения и ДПР – 1 371,1 км;
 замена  опор  ВЛ  автоблокировки,  продольного 

электроснабжения и ДПР – 16,2 тыс. шт. 

Искусственные сооружения 
на железных дорогах России 2003–2008 гг.

82921

+336

+34,1

2454,3

82585

2420,2

2008

...

2003

2008

...

2003

81000 

82000 

83000 

84000

2000  2200 

2400 

2600 

2800  3000

Количество искусственных сооружений (объект)

Протяженность искусственных сооружений (тыс. пог. м)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положение Общества 

в отрасли

69

Автоматика и телемеханика

В результате реализации намеченных мер в период с 
2004 по 2008 гг. в хозяйстве автоматики и телеме-
ханики крушений и аварий по вине работников хозяй-
ства автоматики и телемеханики не допущено.
Общее  количество  нарушений  нормальной  рабо-
ты  устройств  СЦБ  в  указанный  период  снижено 
на 20%.
В соответствии с заданиями по производству и вне-
дрению на железных дорогах технических средств, 
предусмотренных Программой по повышению безо- 
пасности движения и необходимостью приведения 
технических  средств  ЖАТ  к  требованиям  ПТЭ,  в 
период с 2004 по 2008 гг. на железных дорогах про-
ведена следующая работа:

 оборудовано  путевой  аппаратурой  САУТ-ЦМ 

2 712 км пути;
 внедрено  систем  контроля  свободности  пере-

гона  с  использованием  счетчиков  осей  поезда 
на 286 перегонах;
 внедрено на железнодорожных переездах свето-

диодных  светофорных  головок  19  970  шт.,  и  в 
2006 г. было завершено оснащение железнодорож-
ных переездов светооптическими системами;
 на сеть железных дорог поставлено 10 единиц ав-

томатизированного измерительного комплекса 
вагона-лаборатории «МИКАР» и 30 единиц авто-
матического измерительного комплекса техно-
логического назначения (ИВК-АЛС) на базе ССПС 
типа АГС-1Ш и МПТ-6.2Ш. 

На сети железных дорог проводится адресная рабо-
та, направленная на снижение случаев умышленных 
порч и краж оборудования и устройств железнодо-
рожной автоматики и телемеханики. За период с 
2004 по 2008 гг. проведена замена медных дроссель-
ных,  междроссельных  и  электротяговых  соедини-
телей  на  биметаллические  в  количестве  порядка 
196 тыс. штук; установлено более 9,6 тыс. штук 
защитных кожухов на дроссель-трансформаторах; 
более 13,9 тыс. релейных шкафов и путевых ящиков 
дополнено приспособлениями для исключения досту-
па посторонних лиц в эти устройства; установлено 
более 1030 кодовых замков. В результате принима-
емых мер количество нарушений нормальной рабо-
ты устройств СЦБ по причине умышленных порч и 
краж снижено с 2 980 случаев до 1 791 (снижение на 
40%); с 1 450 до 675 (на 53%) снижено количество за-
держанных поездов по этой причине.
Согласно  установленным  межремонтным  срокам 
основных  устройств  и  оборудования  в  хозяйстве 
автоматики  и  телемеханики  ежегодно  необходи-
мо производить капитальный ремонт 6 900 км ав-
тоблокировки, 16 400 стрелок электрической цен-
трализации, 790 вагонных замедлителей, 27 299 км 
кабельных линий СЦБ.

С 2004 по 2008 гг. ремонтировалось в среднем еже-
годно  7  100  км  автоблокировки,  11  721  стрелка 
электрической централизации, 2 190 км кабельных 
линий СЦБ, 461 вагонный замедлитель на сортиро-
вочных горках.
В целом по хозяйству автоматики и телемехани-
ки за период с 2004 по 2008 гг. отремонтировано 
35 504,7 км автоблокировки, 53 609 стрелок элек-
трической  централизации,  10 941,6  км  кабельных 
линий СЦБ, 2 307 вагонных замедлителей на сорти-
ровочных горках. 
Выполнение  работ  по  капитальному  ремонту 
устройств  СЦБ  позволило  поддерживать  устрой-
ства  в  рабочем  состоянии  и  снизить  количество 
нарушений нормальной работы на 20%.
В 2008 г. на капремонт устройств СЦБ израсходо-
вано 6,17 млрд. руб. (100,4% к плану года). Отремон-
тировано: 5 868 км автоблокировки (100% к плану 
года),  9  591  стрелка  ЭЦ  (100%),  442  вагонных  за-
медлителя (101,1%), 2 705 км кабельных линий СЦБ 
(100,7%),  70  компрессорных  установок,  26  единиц 
ССПС (100%).
В период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2008 г. по 
хозяйству автоматики и телемеханики проведена 
модернизация:

10 803 стрелок электрической централизации; 

4 071 км автоматической блокировки; 

10 123 км диспетчерской централизации

Характеристика подвижного состава

Локомотивы

В инвентарном парке ОАО «РЖД» содержится 20 003 
локомотива, в том числе 2 322 пассажирских элек-
тровоза, 541 пассажирский тепловоз, 7 362 грузовых 
электровоза, 3 803 грузовых тепловоза, 5 975 манев-
ровых тепловозов. С просроченным сроком службы 
в  парке  находятся  783  пассажирских  электровоза 
(33,72%),  из  которых  471  электровоз  постоянного 
тока (47,9%) и 312 электровозов переменного тока 
(23,3%).
В  грузовом  движении  с  истекшим  сроком  службы 
находятся  449  электровозов  переменного  тока 
(11,3%), 591 магистральный тепловоз (15,5%) и 1 673 
маневровых тепловоза (28%). 

(Поставка локомотивов –  

см. раздел «Основные итоги инвестиционной деятель-
ности», подраздел «Локомотивы»). 

Для  обеспечения  грузовых  и  пассажирских  перево- 
зок на железных дорогах в составе локомотивного 
хозяйства содержится 206 локомотивных депо, из 
них  10  электровозных,  55  тепловозных,  141  сме-
шанный.
В  целях  обеспечения  технического  обслуживания 
локомотивов в локомотивном хозяйстве имеются 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

70

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

226  пунктов  технического  обслуживания  локомо-
тивов, из них 47 электровозных, 109 тепловозных 
и 70 смешанных.
Количество пунктов экипировки составляет 478 шт., 
из  них  электровозных  –  95  шт.,  тепловозных  – 
244 шт., смешанных – 138 шт.
В локомотивном хозяйстве находятся 304 дома от-
дыха и комнат отдыха локомотивных бригад, в том 
числе на основных направлениях сети – 109 домов 
отдыха локомотивных бригад, в которых отдыхают 
более 65% локомотивных бригад. Общее количество 
комнат для отдыха локомотивных бригад состав-
ляет 6 920 шт. и включает в себя 14 280 спальных 
мест.
По результатам 2008 г. поставлено 455 ед. тягово-
го подвижного состава.
Сегодня,  благодаря  совместным  усилиям  ведущих 
отраслевых институтов, предприятий железнодо-
рожного  машиностроения,  целого  ряда  предприя-
тий – поставщиков комплектующего оборудования, 
возобновлено производство новых локомотивов на 
ООО ПК «Новочеркасский электровозостроительный 
завод», ЗАО «УК «Брянский машиностроительный за-
вод», ОАО «Коломенский завод», входящих в состав 
группы компаний ЗАО «Трансмашхолдинг».
Впервые  в  России  и  Советском  Союзе  разработан 
пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К, 
производство которого освоено на ОАО «Коломен-

ский завод». Также впервые в России построен но-
вый производственный комплекс – ОАО «Уральский 
завод железнодорожного машиностроения» в горо-
де Верхняя Пышма Свердловской области, на кото-
ром  уже  освоено  производство  грузовых  двухсек-
ционных  восьмиосных  электровозов  постоянного  
тока 2ЭС6.
Сегодня на линии железных дорог России поступает 
новый тяговый подвижной состав:

пассажирские электровозы ЭП1М, ЭП1П, ЭП2К;

 грузовые электровозы Э5К, 2ЭС5К, 3ЭС5К, 2ЭС4К, 

2ЭС6;
пассажирские тепловозы ТЭП70БС;

маневровые тепловозы ТЭМ18Д, ТЭМ7А;

 грузовые тепловозы 2ТЭ25К, 2ТЭ116У (приобре-

таются у Луганского тепловозостроительного 
завода (Украина).

В содружестве с предприятиями авиационного ма-
шиностроения создан опытный образец магистраль-
ного газотурбовоза.
Магистральный  газотурбовоз  ГТ1  мощностью 
8 300 кВт, расчетной дальностью хода без дозаправ-
ки 1000 км использует в качестве топлива сжижен-
ный природный газ. 24 января 2009 г. газотурбовоз 
ГТ-1 провел поезд рекордного веса – 15 тыс. т, оди-
ночной тягой с головы поезда. В настоящее время 
проводится  доработка  газотурбовоза  ГТ-1  по  ре-
зультатам испытаний.

См. также Приложения №№ 18–20.

Структура инвентарного парка локомотивов 
ОАО «РЖД» (%)

Структура обновления парка тягового подвижного 
состава в 2008 г. (%)

 Пассажирские электровозы
 Пассажирские тепловозы
 Грузовые электровозы
 Грузовые тепловозы
 Маневровые тепловозы

 Пассажирские электровозы
 Пассажирские тепловозы
 Грузовые электровозы
 Грузовые тепловозы
 Маневровые тепловозы

37%

27%

25%

455 ед.

30%

11%

7%

37%

30%

30%

3%

2%

21%

19%

12%

10%

2003

2008

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положение Общества 

в отрасли

71

ОАО «РЖД» принята Программа по созданию элек-
тровозов нового поколения с асинхронным тяговым 
приводом.
В рамках этой Программы в течение 2009–2010 гг. 
предстоит разработать, изготовить, испытать и 
освоить производство:

электровозов двойного питания ЭП20;

 грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС8, 

2ЭС10;
грузовых электровозов переменного тока 2ЭС7;

пассажирских электровозов ЭП2, ЭП3;

тепловозов 2ТЭ35, ТЭП35.

Отличительная особенность данных локомотивов – 
широкая унификация комплектующего оборудования, 
модульный принцип построения, использование но-
вейших мировых достижений в области силовой и 
микропроцессорной электроники, дизелестроения, 
материалов. По своим характеристикам эти локо-
мотивы не будут уступать новейшим разработкам 
крупнейших  локомотивостроительных  компаний 
мира.
Базовой моделью для электровозов нового поколе-
ния должен стать мультисистемный пассажирский 
электровоз  ЭП20,  максимальной  скоростью  160  и 
200 км/ч, мощностью 7 200 кВт. В настоящее вре-
мя ОАО «ВЭлНИИ» ведутся активные работы по раз-
работке проекта данного электровоза.

Грузовые вагоны

За 12 месяцев 2008 г. при потребной норме 518,5 тыс. 
вагонов в рабочем парке содержалось 506,6 тыс. ваго-
нов, что составляет 97,7% от нормы и на 19,2 тыс. 
вагонов ниже аналогичного периода 2007 г. При та-
ком парке план погрузки в вагонах выполнен на уров-
не 98,4% (96,6% к отчету 2007 г.).
Рабочий парк полувагонов за этот период года со-

ставил 191,8 тыс. вагонов (99,8% нормы), что ниже 
уровня  прошлого  года  на  27,7  тыс.  вагонов.  Парк 
порожних  полувагонов  содержался  ниже  нормы  на 
уровне  96,4%),  что  на  16,3  тыс.  п-ваг/сутки  ниже 
уровня 2007 г. 
Для обновления парка грузовых вагонов ОАО «РЖД» 
в период 2003–2008 гг. приобрело 52 564 грузовых ва-
гона (за счет капитальных вложений – 26 557 вагонов, 
финансовой аренды (лизинга) – 26 007 вагонов).

Обновление парка грузовых вагонов 
в 2003–2008 гг. (ед.)

Динамика изменения парка грузовых вагонов собственности РФ за период 2003–2008 гг.

На конец 
периода

Холдинг ОАО «РЖД»

ВСЕГО 
по холдингу 
ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД»

ОАО «ПГК»  
в пользовании 
ОАО «РЖД»

ОАО «ПГК»

ОАО «Рус–  
АгроТранс»

ОАО «Транс– 
контейнер»

ОАО «Реф-
сервис»

ОАО «Рейл– 
ТрансАвто»

2003

634 516

634 516

0

0

0

0

0

0

2004

624 095

624 095

0

0

0

0

0

0

2005

630 734

630 734

0

0

0

0

0

0

2006

618 255

591 208

0

0

0

20 373

6 674

0

2007

623 439

416 468

151 842

25 158

0

21 435

6 840

1 696

2008

617 022

380 892

24 035

172 455

2 837

24 331

10 625

1 847

См. также Приложение № 21.

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

3 480

21 296

15 406

8 569

8 000

6 000

2 514

5 890

6 837

569

2 006

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

72

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Инвентарный парк моторвагонного подвижного состава по годам

МВПС
и пассажирские 
вагоны

единица

Инвентарный парк подвижного состава по годам

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Электропоезда

сек.

7 604

7 623

7 632

7 808

7 678

7 519

Дизель-поезда

сек.

202

187

183

166

148

106

Автомотрисы

сек.

112

112

112

112

110

108

Рельсовые автобусы

сек.

2

2

40

87

108

129

Динамика изменения парка пассажирских вагонов дальнего следования ОАО «РЖД» (шт.)

Износ парка пассажирских вагонов дальнего следования ОАО «РЖД» на 31.12.2008 г.

Моторвагонный парк и пассажирские вагоны

Всего на сети ж/д моторвагонный парк составляет 15 616 шт., со снижением к прошлому году на 260 шт. 

26500

26000

25500

25000

24500

24000

23500

23000

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

26107

26303

26152

25083

24163

24868

  CВ 

Плацкартный 

Купейный 

Ресторан 

Багажный 

Межобластной 

РИЦ

48,8

14,6

39,4

11,8

80,2

24,1

59,9

17,8

71,7

21,5

49,5

14,85

66,5

19,94

 Средний срок службы вагона, лет   

 Износ, %

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

74

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Приоритетные наПравления  
деятельности

Основные итоги  
инвестиционной деятельности

С  момента  создания  Компании  инвестиционные 
расходы  ее  имеют  четко  выраженную  тенденцию 
к  увеличению  как  по  абсолютной  величине,  так 
и по удельному весу в общих расходах. Инвестици-
онный бюджет 2008 г. в сопоставимых ценах вырос 
в сравнении с 2004 г. более чем в 2,4 раза. 
Приоритетами инвестиционной политики ОАО «РЖД» 
в этот период являются развитие и обновление ин-
фраструктуры, в первую очередь на основных тран-
зитных и экспортно-ориентированных направлениях. 
В  период  с  момента  образования  ОАО  «РЖД»  осу-
ществлены  значительные  инвестиции  в  развитие 
и совершенствование инфраструктуры важнейших 
железнодорожных  направлений:  Кузбасс  –  Северо-
Запад, Кузбасс – Дальневосточный транспортный 
узел, Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный 
узел,  по  которым  осуществляются  подавляющие 
объемы перевозок массовых грузов, ориентирован-
ных  на  морские  порты  Мурманска,  Балтийского 
моря,  Дальнего  Востока,  Черного  и  Азовского  мо-
рей. При этом построено свыше 860 км новых линий 
и вторых путей, более 800 км станционных путей, 
электрифицировано 670 км. 
Продолжались работы по электрификации направ-
лений  на  Октябрьской,  Северной,  Юго-Восточной, 
Куйбышевской,  Приволжской,  Северо-Кавказской 
и  Дальневосточной  железных  дорогах.  При  этом 
завершена полная электрификация Транссибирской 
магистрали направлений: Санкт-Петербург – Мур-
манск, Саратов – Волгоград – Тихорецкая, Старый 
Оскол – Валуйки, Маленга – Сумской – Посад – Обо-
зерская, направления Сызрань – Сенная. 
Производились  и  производятся  работы  по  рекон-
струкции крупных мостов и тоннелей по всей сети 
железных дорог, выполнению берегоукрепительных 
мероприятий,  обеспечивающих  безопасность  дви-
жения  на  участке  Туапсе  –  Адлер,  реконструкции 
Сахалинской  железной  дороги.  Завершены  работы 
и обеспечен ввод Северо-Муйского тоннеля на запад-
ном участке БАМа Восточно-Сибирской ж/д протя-
женностью 15 км, Тарманчуканского, Кузнецовского 
и Лагараульского на Дальневосточной ж/д, ряда тон-
нелей на Северо-Кавказской и Восточно-Сибирской 
железных дорогах.
Построены и реконструированы ряд крупных сорти-
ровочных и припортовых станций: Бекасово, Лоста, 
Находка-Восточная, Туапсе, Новороссийск и др.
Созданы  Единые  дорожные  центры  управления  пе-

ревозками  на  Октябрьской,  Свердловской,  Северо-
Кавказской,  Дальневосточной  железных  дорогах, 
обеспечивающие  условия  для  внедрения  новых  ин-
формационных технологий управления. 
Значительные  капитальные  вложения  осущест-
влены  в  переоснащение  и  модернизацию  объектов 
локомотивного,  вагонного  и  путевого  хозяйств, 
в программы безопасности, информатизации и ре-
сурсосбережения.
Введены  в  эксплуатацию  новые  и  реконструиро-
ванные вокзальные комплексы: Ладожский в Санкт-
Петербурге, в Ростове-на-Дону, в Омске, Новосибир-
ске, Красноярске, Хабаровске и многие другие.
Реализован проект организации скоростного движе-
ния пригородных поездов на участке Москва – Мы-
тищи. Открыто пригородное тактовое скоростное 
движение на участке Москва – Люберцы – Раменское 
Московской  железной  дороги.  Открыто  такто-
вое  движение  электропоездов  на  участке  Москва-
Савеловская – Шереметьево. Организовано скоростное 
пригородное сообщение на участке Москва – Лоси-
ноостровская – Мытищи – Пушкино.
В инвестиционной программе сделан акцент на ре-
шении проблем закупки и модернизации подвижно-
го состава. Удельный вес средств, направленных по 
программе капитальных вложений на приобретение 
и модернизацию подвижного состава, составляет 
более 22%. С момента создания Компании на желез-
ные дороги с учетом лизинга поставлено более 1 300 
локомотивов, около 4 тыс. пассажирских вагонов, 
более 40 тыс. грузовых вагонов, более 3,4 тыс. сек-
ций  моторвагонного  подвижного  состава.  Кроме 
того, модернизировано более 1,4 тыс. локомотивов, 
40 тыс. грузовых вагонов, более 2 тыс. пассажирских 
вагонов, более 1,1 тыс. секций электропоездов. 
Решая социальные вопросы работников железнодо-
рожного транспорта, построено порядка 1 млн. кв. м 
жилья, модернизировано значительное количество 
объектов здравоохранения и образования, построен 
ряд спортивных сооружений и др.
Вопросы организации реализации Инвестиционной 
программы постоянно находятся в сфере внимания 
Правления ОАО «РЖД», руководства всех департа-
ментов, управлений и филиалов и дочерних органи-
заций Компании.
В соответствии с параметрами Инвестиционной 
программы  ОАО  «РЖД»  и  Финансового  плана  Ком-
пании на 2008–2010 гг., одобренными на заседании 
Правительства  Российской  Федерации  15  ноября 
2007 г., объем инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» 
на 2008 г. первоначально составлял 401 млрд. руб. 
Кроме того, объем привлеченных средств прогнози-
ровался в объеме 4 млрд. руб.
В  дальнейшем  в  целях  выполнения  решений  Пра-
вительства  Российской  Федерации  (Постановле-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

75

ние  от  11  июня  2008  г.  №  443)  в  инвестиционный 
бюджет  Компании  были  дополнительно  включе-
ны  расходы  для  финансирования  работ  по  разви-
тию  железнодорожной  инфраструктуры  для  под-
готовки  и  проведения  Олимпийских  игр  в  г.  Сочи 
в 2004 г. в сумме 6,4 млрд. руб. Источником финан-
сирования указанных расходов являются средства, 
получаемые  за  счет  целевой  дополнительной  ин-
дексации  тарифов  на  грузовые  железнодорожные  
перевозки. 
Также по результатам работы Компании за I полу-
годие 2008 г. в инвестиционный бюджет и Инвести-
ционную программу Компании внесен ряд изменений, 
которые  были  утверждены  Советом  директоров 
Компании (Протокол № 14 от 10.09.2008 г.).
В итоге общие плановые объемы инвестиционного 
бюджета 2008 г., с учетом корректировок, составили 
411,4 млрд. руб. (в том числе собственные средства – 
407,4 млрд. руб., привлеченные средства – 4 млрд. 
руб.), что превысило фактические аналогичные по-
казатели 2007 г. в абсолютном выражении на 60%. 
Наибольший рост приходится на раздел «Обновление 
подвижного состава» – более чем на 134%, а также 
на раздел «Выделенные инвестиционные проекты» – 
рост на 74%.
Наряду с ростом объемов существенные изменения 
произошли и во внутреннем наполнении инвестици-
онного бюджета Компании, в котором все больший 
удельный  вес  занимают  стратегические  задачи, 
направленные на решение вопросов повышения ка-
чества  предоставляемых  ОАО  «РЖД»  услуг:  повы-

шения  скоростей  движения  при  перевозках  пасса-
жиров и грузов, гарантии безопасности, внедрения 
нового подвижного состава и новых управленческих 
технологий, решения государственных и макроэко-
номических проблем. 
В  дальнейшем  по  результатам  работы  за  9  меся-
цев возникла необходимость в финансировании от-
дельных мероприятий, которые не нашли отраже-
ния  в  корректировке  инвестиционного  бюджета 
ОАО «РЖД» по итогам первого полугодия. Инвести-
ционным комитетом было одобрено предложение по 
перераспределению лимитов капитальных вложений 
между  отдельными  проектами,  утвержденными 
в составе Инвестиционной программы ОАО «РЖД» 
в рамках общих параметров инвестиционного бюд-
жета Компании на 2008 г. (Протокол от 20 октября 
2008 г. № 18). 
С учетом мер, принятых в IV квартале 2008 г. в усло-
виях кризисной ситуации с целью обеспечения эффек-
тивного управления финансовыми результатами и 
ликвидностью Компании, в целом Инвестиционная 
программа ОАО «РЖД», финансируемая за счет всех 
источников, в том числе 380,7 млрд. руб. за счет 
средств ОАО «РЖД», или 93,4%, выполнена в объеме 
381,7 млрд. руб., или 92,8% от плана, утвержденного 
Советом директоров.
За  счет  внешних  источников  на  Программу  капи-
тальных вложений использовано около 1,0 млрд. руб. 
Привлеченные, и бюджетные средства в первую оче-
редь, использованы на финансирование превентивных 
мероприятий  программы  безопасности  движения 

Объем ивестиционных затрат ОАО «РЖД» с 2004 по 2008 г.
за счет всех источников финансирования (млрд. руб.)

450

400

350

300

250

200

150

100

50

0

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

128

151

172

255

382

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

76

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

и расходов по присоединению к путям общего поль-
зования ведомственных подъездных путей.
Стоимость  вводимых  фондов  в  прошлом  году  со-
ставила 324 млрд. руб. В 2008 г. осуществлен ввод 
114,6  км  вторых  и  169,5  км  станционных  путей, 
8,2 км новой линии, 187,1 км электрификации и дру-
гих объектов. За счет инвестиционных средств ре-
конструировано 2 723,6 км верхнего строения пути, 
а также выполнены работы по комплексной рекон-
струкция 326 км пути.
В 2008 г. на железные дороги поставлено 455 локо-
мотивов (в 2007 г. – 313 шт.), 1042 пассажирских 
вагона  (в  2007  г.  –  950  шт.),  21,3  тыс.  (с  учетом 
ПГК) грузовых вагонов (в 2007 г. – 15,4 тыс. шт.), 
809 вагонов электропоездов (в 2007 г. – 762 шт.). 
Также проведены работы по модернизации 288 ло-
комотивов, 16,9 тыс. грузовых вагонов с истекшим 
сроком службы, 158 пассажирских вагонов, 182 ваго-
нов электропоездов. 
В соответствии с утвержденной Инвестиционной 
программой ОАО «РЖД» в 2008 г. завершена реали-
зация  следующих  инвестиционных  проектов:  Куз-
басс  –  Северо-Запад,  Кузбасс  –  Дальневосточный 
транспортный узел, Кузбасс – Азово-Черноморский 
транспортный  узел,  перевозка  нефти  на  Китай 
(1 этап), электрификация участка Сызрань – Сенная 
со строительством второго главного пути.
В 2008 г. продолжалась работа по совершенствова-
нию системы управления инвестиционными проек-

тами, разграничению ответственности основных 
участников  инвестиционного  процесса  (инвестор, 
управляющий  проектом,  заказчик,  подрядчик,  ба-
лансодержатель).
В целях усиления контроля формирования и реализа-
ции Инвестиционной программы в 2008 г. Распоря-
жением ОАО «РЖД» от 24 июля № 1582р утвержден 
ряд новых документов, регламентирующих инвести-
ционный процесс в Компании. В системе АСУ-Инвест 
разработана функциональность, позволяющая осу-
ществлять корректное планирование и последую-
щий контроль расходования денежных средств по 
объектам Инвестиционной программы (в т.ч. аван-
сирование  под  затраты  будущих  периодов,  креди-
торская задолженность).
Активно  работали  Экспертный  и  Инвестицион-
ный комитеты, основными задачами которых яв-
ляются:

 контроль соответствия инвестиционных проек-

тов стратегии развития требованиям научно-
технической политики ОАО «РЖД»;
 экспертиза технологических и производственных 

решений, предложенных в составе инвестицион-
ных проектов;
 отбор  наиболее  технологически  эффективных 

и обоснованных вариантов реализации инвести-
ционных  проектов  и  вынесение  рекомендаций 
по включению проектов в Инвестиционную про-
грамму ОАО «РЖД».

Динамика подвижного состава (локомотивы и грузовые вагоны)

См. также Приложения № 13 и № 22.

80 000

70 000

60 000

50 000

40 000

30 000

20 000

10 000

0

1975 

1980 

1985 

1990 

1995 

2000 

2005 

2008 

657

75 784

885

66 436

1109

65 446

848

52 500

28

7 598

37

1000

182

8 000

455

21 296

 Поставка грузовых вагонов, ед.   

 Поставка локомотивов, ед.

3 000

2 500

2 000

1 500

1 000

500

0

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

77

Итоги реализации Инвестиционной программы 2008 г. 
в целом подтверждают успешное, в условиях кризи-
са, выполнение целевой задачи года, направленной 
на  обеспечение  предлагаемых  экономикой  страны 
объемов перевозок грузов и пассажиров, повышение 
эффективности использования имеющихся активов 
Компании, и в первую очередь – подвижного соста-
ва,  сокращение  эксплуатационных  расходов,  рост 
производительности труда, дальнейшее развитие 
организации управления перевозками на основе ин-
формационных технологий, внедрение ресурсосбере-
гающих технологий, оснащение российских железных 
дорог подвижным составом нового поколения.

Локомотивы

В последние 5 лет сохраняется устойчивая тенден-
ция к увеличению закупок нового тягового подвиж-
ного состава. 

Грузовые вагоны

В 2008 г. ОАО «РЖД» приобрело 11 109 грузовых ва-
гонов (21 296 с учетом ПГК). 

Пассажирские вагоны

Использование  вагонов,  не  обеспечивающих  ком-
фортный проезд, при условии растущих цен за проезд 
в пассажирских поездах, отрицательно сказывается 
на имидже пассажирских перевозок ОАО «РЖД». По-
требность в обновлении парка пассажирских вагонов 

составляет 1 200–1 300 вагонов в год. Фактическая 
поставка  вагонов  сократилась  с  2  096  вагонов  в 
1992 г. до 293 вагонов в 2000 г. Однако в последние 
пять лет поставка пассажирского состава харак-
теризуется положительной тенденцией ее роста, 
при этом Компания приобретает весь объем произ-
водимых в стране пассажирских вагонов.

Пассажирские вагоны

Грузовые вагоны

Локомотивы

252

392

5 857

100

540

6 000

312

653

4 958

182

653

8 000

318

786

7 313

277

755

8 569

258

187

5 257

313

950

15 406

288

158

16 866

455

1042

21 296

 Приобретение, шт.

 Модернизация, шт.

 Приобретение, шт.

 Модернизация, шт.

 Приобретение, шт.

 Модернизация, шт.

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

78

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Поставка моторвагонного  
подвижного состава

В целях развития и совершенствования организации 
пригородных  пассажирских  перевозок,  повышения 
качества предоставления услуг пассажирам в при-
городных поездах, а также улучшения техническо-
го состояния моторвагонного подвижного состава 
производится обновление пригородного подвижно-
го состава.
Поставщиками подвижного состава выступали оте- 
чественные предприятия комплекса транспортно-
го машиностроения в соответствии с предъявляе-
мыми ОАО «РЖД» техническими требованиями по 
конкурентоспособным ценам.
Поставку для железных дорог России электропоездов 
переменного и постоянного тока серии ЭД9М, ЭД4М 
всех индексов осуществляло ОАО «Демиховский ма-
шиностроительный завод», электропоездов посто-
янного тока серии ЭТ2М всех индексов – ОАО «Тор-
жокский  вагоностроительный  завод»,  рельсовых 
автобусов РА-1 и РА-2 – ОАО «Метровагонмаш».

Приобретение моторвагонного подвижного состава и объем инвестиций, 
вложенных в его обновление в период 2003–2008 гг.

Приобретение и модернизация моторвагонного 
подвижного состава

402

542

281

580

140

740

76

762

182

809

 Приобретение, шт.

 Модернизация, шт.

 Капвложения, млн. руб.   

 Лизинг, млн. руб.     Приобретение всего, шт.

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

542

762

740

580

12 000

10 000

8 000

6 000

4 000

2 000

0

1 000

800

600

400

200

0

3,062

1,880

952

4,983

1,403

6,647

3,564

5,775

11,195

809

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

79

Эффективность Инвестиционной 
программы ОАО «РЖД»

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» формирует-
ся с учетом Стратегии развития железнодорожно-
го транспорта в Российской Федерации до 2030 г. 
и  Генеральной  схемы  развития  железнодорожного 
транспорта ОАО «РЖД».
На первом этапе стратегического развития желез-
нодорожного транспорта в Российской Федерации 
(2008–2015 гг.) определяющим фактором является 
модернизация всех его элементов, в результате чего 
должны быть обеспечены необходимые пропускные 
способности на основных железнодорожных направ-
лениях, расширенная модернизация существующих 
объектов инфраструктуры, обновление парка под-
вижного состава с исключением подвижного состава 
с истекшими сроками службы; будут разработаны 
новые технические требования к технике и техно-
логии, начаты проектно-изыскательские работы и 
строительство  новых  перспективных  железнодо-
рожных линий. Соответственно, главными задачами, 
решаемыми в рамках Инвестиционной программы и 
заложенными в ее основу, являются:

 ликвидация «узких мест» в пропускных способно-

стях на основных направлениях сети железных 
дорог с учетом перспективных объемов перевозок  
до 2015 г.;
 обеспечение беспрепятственного пропуска гру-

зовых  поездов  весом  6000–6300  тонн  и  длиной 
71 условный вагон с установленными интервалами 
по устройствам СЦБ и электроэнергетики;
 осуществление управления планированием разви-

тия объектов инфраструктуры с целью минимиза-
ции инвестиционных и эксплуатационных затрат 
при обеспечении потребных объемов перевозок 
на планируемый инвестиционный период;
 формирование Единой централизованной систе-

мы управления перевозочным процессом на базе 
внедрения автоматизированных систем;
 обновление парка подвижного состава ОАО «РЖД» 

с целью обеспечения прогнозируемых грузо- и пас-
сажиропотоков.

Для выполнения поставленных задач в Инвестици-
онной программе ОАО «РЖД» предусмотрен ряд ме-
роприятий,  позволяющих  освоить  перспективные 
объемы перевозок за счет строительства дополни-
тельных главных путей и двухпутных вставок, раз-
вития железнодорожных станций, строительства 
обходов крупных железнодорожных узлов.
Реализация Инвестиционной программы сказывается 
на количественных и качественных показателях ра-
боты ОАО «РЖД», как правило, только после полного 
завершения проекта. Основной эффект достигается 
чаще всего через повышение провозной способности 
(либо путем ликвидации «узких мест», либо путем 

повышения эксплуатационной надежности). В ряде 
проектов основная цель заключалась в обеспечении 
инфраструктуры железных дорог новыми эксплуа-
тационными  качествами  (возможности  пропуска 
пассажирских поездов с более высокими скоростя-
ми  или  обращения  подвижного  состава  с  новыми 
габаритами). 
В период до 2008 г., когда наблюдался устойчивый 
рост объемов перевозок, более 90% проектов были 
нацелены на ликвидацию «узких мест», повышение 
эксплуатационных  характеристик  железнодорож-
ных направлений.
Протяженность «узких мест» по пропускной способ-
ности сети на начало 2006 г. составляла 4 520 км. 
При  прогнозируемом  росте  объемов  перевозок  на 
некоторых направлениях без проведения мер по их 
развитию и усилению к 2010 г., по расчетам инсти-
тута ГИПРОТРАНСТЭИ, появились бы новые «узкие 
места»  протяженностью  15  413,5  км  и  их  общая 
протяженность могла составить почти 20 тыс. км, 
50% из которых находились на основных направлени-
ях сети железных дорог, обеспечивающих около 80% 
всей грузовой работы ж/д транспорта.
В результате выполнения мероприятий Инвести-
ционной  программы,  направленных  на  развитие 
пропускных способностей, протяженность «узких 
мест» на начало 2009 г. была снижена и составила 
3 517,6 км.
Реализация Инвестиционной программы позволила 
удовлетворить спрос на перевозки грузов и пасса-
жиров в полном объеме с высокими качественными 
показателями, зависящими от реализации инвести-
ционных  проектов.  Этот  вывод  подтверждается 
динамикой  изменения  качественных  показателей 
использования  подвижного  состава  на  всей  сети 
железных  дорог.  В  2008  г.  обеспечено  улучшение 
большинства  качественных  показателей  эксплуа-
тационной работы (оборот грузового вагона уско-
рен  на  2,6  часа,  вес  грузового  поезда  повышен  на 
37  тонн,  производительность  локомотива  увели-
чена на 26 тыс. т-км брутто, участковая скорость 
возросла на 0,3 км/ч).
В целом необходимо отметить, что комплексное 
выполнение  всех  мероприятий,  запланированных 
в рамках Инвестиционной программы ОАО «РЖД», 
позволило  полностью  освоить  объем  перевозок  
2008 г.

Незавершенное строительство

С  учетом  реализации  инвестиционных  проектов 
в рамках бюджета Компании 2008 г. объем незавер-
шенного строительства по состоянию на 31 декабря 
2008 г. составил 285,8 млрд. руб.; рост по отноше-
нию к аналогичному периоду прошлого года соста-
вил 29,5%, или 65,1 млрд. руб.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

80

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

При  этом  соотношение  объема  незавершенного 
строительства к объему фактических инвестици-
онных расходов составляет 69,5% против 86,4% на 
начало 2008 г.
Рост объемов НЗС связан с реализацией капитало-
емких инвестиционных проектов, направленных на 
развитие  и  обновление  инфраструктуры,  норма-
тивные сроки строительства которых превышают 
один год, а именно:

 комплексная реконструкция участка Мга – Гат-

чина – Веймарн – Ивангород и ж/д подходов к пор-
там на южном берегу Финского залива (с учетом 
строительства станции Лужская);
 организация скоростного пассажирского движения 

на участке Санкт-Петербург – Бусловская;
 организация скоростного пассажирского сообще-

ния на направлении Москва – Н. Новгород;
 строительство и реконструкция искусственных 

сооружений и др.

Инновационное развитие ОАО «РЖД» 

В  условиях  усиления  конкурентной  борьбы  между 
различными видами перевозок грузов и пассажиров 
лидирующую  позицию  будут  иметь  перевозчики, 
обеспечивающие  высокий  уровень  инновационного 
развития,  основанного  на  последних  достижениях 
научно-технического прогресса. 
Инновационное  развитие  Компании  основывает-
ся  на  необходимости  повышения  экономической 
эффективности  производственного  процесса  как 
главного фактора, влияющего на тарифную поли-
тику.  В  этой  связи  осуществляется  постоянное 
совершенствование  механизма  управления  инно-
вационной  деятельностью.  Приоритет  отдается 
инновациям, позволяющим обеспечить наибольший 
эффект на рубль вложений. На этих принципах в по-

следние годы и формируется Инвестиционная про-
грамма Компании.
В ОАО «РЖД» с участием отраслевой науки, институ-
тов Российской академии наук впервые были сформу-
лированы основные направления научно-технической 
политики Компании в виде системного документа 
«Стратегические направления научно-технического 
развития ОАО «Российские железные дороги» на пе-
риод до 2015 г. (Белая книга ОАО «РЖД»)», которую 
следует рассматривать как основу инновационной 
деятельности Компании на перспективу. Практи-
ческая реализация этого программного документа 
позволит обеспечить достижения концептуальной 
цели реформирования железнодорожного транспор-
та  –  формирование  рынка  качественных  и  конку-
рентоспособных  транспортных  услуг,  полностью 
удовлетворяющих  потребности  в  грузовых  и  пас-
сажирских перевозках.

Моторвагонный подвижной состав
На  сегодняшний  день  парк  электропоездов  значи-
тельно выработал свой ресурс. Электропоезда ста-
рых серий не удовлетворяют современным требо-
ваниям по большинству показателей, важнейшими 
из  которых  являются  надежность,  готовность  и 
комфорт проезда пассажиров.
В настоящее время значительная часть пассажир-
ских перевозок на неэлектрифицированных линиях 
выполняется  поездами  локомотивной  тягой  (как 
правило, грузовыми или маневровыми локомотива-
ми с пассажирскими вагонами). Наиболее ощутимы 
потребности в пассажирских перевозках с исполь-
зованием дизель-поездов, автомотрис и рельсовых 
автобусов  в  Европейской  части  страны,  на  Урале 
и в Алтайском крае. Это связано со значительной 
плотностью населения, развитой сетью железных 
дорог и наличием большого количества неэлектри-
фицированных линий. 

Объемы перевозок грузов в вагонах частных собственников по ряду типов подвижного состава
в % от общего объема перевозок

Наименование показателя 

млрд. руб.

31.12.2007

Поступило

Выбыло

31.12.2008

Изменение 

( + , – )

Незавершенное строительство, всего:

220,7

469,7

404,6

285,8

65,1

в том числе:

вложения во внеоборотные активы

197,9

383,1

324,9

256,0

58,1

оборудование к установке

5,9

68,3

66,1

8,1

2,2

объекты недвижимости, 
принятые в эксплуатацию, 
документы по которым не переданы  

на государственную регистрацию

16,9

18,3

13,5

21,7

4,8

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..