ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 2

 

 

27

Характеристика деятельности 

органов управления и контроля ОАО «РЖД»

Решетников Валерий Ильич 

Вице-президент ОАО «РЖД»

Родился в 1952 г. В 1975 г. окончил 
Ленинградский электротехниче-
ский институт по специальности 
«Автоматизированные системы 

управления».  С  2003  г.  –  Начальник  Департамен-
та безопасности ОАО «РЖД»; с 2005 г. – Советник 
Президента ОАО «РЖД»; с 2007 г. – Вице-президент 
ОАО «РЖД».

Тишанин 
Александр Георгиевич

Вице-президент ОАО «РЖД»

Родился в 1966 г. В 1993 г. окончил 
Уральский электромеханический 
институт инженеров железнодо-

рожного транспорта по специальности «Управление 
процессами перевозок на железнодорожном транс-
порте»  и  в  1999  г.  –  Уральский  государственный 
университет  путей  сообщения  по  специальности 
«Экономика  и  управление  на  предприятии  (желез-
нодорожный  транспорт)».  На  железнодорожном 
транспорте работает с 1984 г. С 2004 г. – Началь-
ник Восточно-Сибирской железной дороги; с 2005 г. – 
Губернатор  Иркутской  области;  с  2008  г.  –  Вице-
президент ОАО «РЖД».

Тони Олег Вильямсович

Вице-президент ОАО «РЖД»

Родился в 1964 г. В 1986 г. окон-
чил  Воронежский  инженерно-
строительный институт по спе-
циальности  «Промышленное  и 

гражданское строительство» и в 2003 г. – Северо-
Западную  академию  государственной  службы  по 
специальности «Государственное и муниципальное 
управление», кандидат экономических наук. С 2004 г. – 
Начальник  Департамента  капитального  строи-
тельства ОАО  «РЖД»; с 2006  г. – Вице-президент 
ОАО «РЖД».

Бынков Вадим Иванович 

Статс-секретарь – начальник 

Правового департамента ОАО «РЖД»

Родился в 1962 г. В 1985 г. окон-
чил Калининский государственный 
университет  по  специальности 

«Правоведение». С 2005 г. – Начальник Правового депар-
тамента ОАО «РЖД»; с 2007 г. – Статс-секретарь – 
начальник  Правового  департамента  ОАО  «РЖД».

Гнедкова Ольга Эдуардовна

Начальник Департамента 

корпоративных финансов ОАО «РЖД»

Родилась в 1960 г. В 1981 г. окон-
чила  Новосибирский  институт 
инженеров  железнодорожного 

транспорта по специальности «Бухгалтерский учет», 
кандидат экономических наук. На железнодорожном 
транспорте работает с 1981 г. С 2002 г. – Началь-
ник финансовой службы Московской железной доро-
ги; с 2003 г. – Заместитель начальника Московской 
железной дороги по экономике и финансам; с 2004 г. – 
Начальник  Департамента  управления  финансами; 
с 2005 г. – Начальник Департамента корпоративных 
финансов ОАО «РЖД». 

Ивашкин Алексей Георгиевич

Начальник Департамента 

управления делами ОАО «РЖД»

Родился в 1956 г. В 1978 г. окон-
чил  Ташкентский  политехниче-
ский  институт,  кандидат  пси-

хологических наук. С 1995 г. – Заместитель Главы 
администрации  Чиланзарского  района  г.  Ташкен-
та; с 2001 г. – Заместитель, Первый заместитель 
главы г. Сочи; с 2005 г. – Начальник Департамента 
управления делами ОАО «РЖД».

Михайлов 
Сергей Владимирович

Начальник Департамента корпоратив-

ных коммуникаций ОАО «РЖД»

Родился в 1971 г. В 1993 г. окон-
чил Московский государственный 

институт международных отношений по специаль-
ности «Международная журналистика», член Союза 
журналистов Российской Федерации. С 2004 г. – Со-
ветник Президента ОАО «РЖД»; с 2005 г. – Началь-
ник Департамента по связям с общественностью;  
с 2006 г. – Начальник Департамента корпоративных 
коммуникаций ОАО «РЖД».

Старостенко 
Владимир Иванович 

Начальник Московской железной 

дороги – филиала ОАО «РЖД»

Родился в 1948 г. В 1975 г. окончил 
Новосибирский институт инжене-

ров железнодорожного транспорта по специальности 
«Эксплуатация железных дорог». На железнодорожном 
транспорте работает с 1966 г. С 1999 г. – Началь-
ник Западно-Сибирской железной дороги; с 2002 г. – 
Начальник Московской железной дороги.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

28

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Целько Александр Витальевич

Начальник Западно-Сибирской железной 

дороги – филиала ОАО «РЖД»

Родился в 1956 г. В 1978 г. окончил 
Новосибирский институт инже-
неров железнодорожного транс-

порта по специальности «Эксплуатация железных 
дорог». На железнодорожном транспорте работает 
с 1978 г. С 2000 г. – Первый заместитель Министра 
путей сообщения Российской Федерации; с 2002 г. – 
Начальник Западно-Сибирской железной дороги.

Ревизионная комиссия

Ревизионная  комиссия  осуществляет  контроль 
за  финансово-хозяйственной  деятельностью  Об-
щества  и  действует  на  основе  норм,  определен-
ных  законодательством  Российской  Федерации, 
Уставом  ОАО  «РЖД»,  утвержденным  Постанов-
лением Правительства Российской Федерации от  
18 сентября 2003 г. № 585 (с учетом изменений и 
дополнений) и Положением о Ревизионной комиссии 
ОАО  «РЖД»,  утвержденным  Распоряжением  Пра-
вительства Российской Федерации от 25 февраля 
2004 г. № 265-р.
В  2008  г.  ревизионной  комиссией  ОАО  «РЖД»  под-
готовлено  Заключение  (от  25  апреля  2008  г.)  по 
результатам  проверки  финансово-хозяйственной 
деятельности ОАО «РЖД» в 2007 г.

Состав Ревизионной комиссии ОАО «РЖД», избранной в соответствии с Распоряжением Правительства Рос-
сийской Федерации от 30 июня 2007 г. № 864-р, был утвержден в количестве 9 человек (должности указаны на 
момент избрания):

Винтер М.Р. 

начальник Управления Росжелдора

Казутин А.В. 

 начальник отдела Департамента Минтранса России

Михайлов Е.Ф. 

 заместитель директора Департамента Минэкономразвития России

Несветайлова С.В. 

 начальник отдела Департамента Минэкономразвития России

Никитин Г.С. 

 начальник Управления Росимущества

Оселедько В.В. 

 начальник отдела Департамента Минпромэнерго России

Поляков Е.Н. 

 начальник Управления Росимущества

Тугаринов С.Л. 

 заместитель директора Департамента Минтранса России

Федюшкина О.В. 

 консультант отдела Росимущества

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2008 г. № 951-р определен состав Ревизи-
онной комиссии в количестве 7 человек (должности указаны на момент избрания):

Зеленцова И.А. 

 заместитель начальника Управления Росимущества

Казутин А.В 

 заместитель директора Департамента Минтранса России 

Курбатов М.Ю. 

 директор Департамента Минэкономразвития России

Никитин Г.С. 

 заместитель Руководителя Росимущества

Оселедько В.В. 

 заместитель директора Департамента Минпромторга России

Поляков Е.Н. 

 начальник Управления Росимущества

Федюшкина О.В. 

 консультант отдела Росимущества

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

30

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Описание стратегии и миссии  
КОмпании

Являясь  крупнейшей  национальной  транспортной 
компанией, ОАО «РЖД» видит свое предназначение 
в создании инфраструктурных условий для обеспе-
чения инновационного развития экономики, транс-
портного единства страны, повышении глобальной 
конкурентоспособности  транспортной  системы 
России, качественном удовлетворении спроса госу-
дарства и общества на транспортные услуги.
Философия деятельности ОАО «РЖД» заключается в 
обеспечении соответствия собственных целей дол-
говременным национальным интересам. ОАО «РЖД» 
реализует идеологию общей судьбы, что предопре-
деляет сочетание интересов государства, потре-
бителей и собственных интересов. Для ОАО «РЖД» 
одинаково важны высокие темпы развития, прибыль 
для акционера, доходность собственной деятельно-
сти, социально-экономическая защищенность работ-
ников, качественное удовлетворение потребностей 
клиентов  и  взаимовыгодная  совместная  деятель-
ность с партнерами и поставщиками.
Миссия  динамично  развивающейся  национальной 
вертикально интегрированной транспортной Ком-
пании ОАО «РЖД» состоит в эффективном удовлет-
ворении рыночного спроса на транспортные услуги, 
повышении глобальной конкурентоспособности, до-
стижении финансовой устойчивости и обеспечении 
социальной ответственности бизнеса. 

В  соответствии  с  Решением  итогового  Правления 
ОАО «РЖД» 22–23 декабря 2008 г. на 2009 г. определены 
следующие важнейшие задачи:

 Обеспечение устойчивости и финансовой сба-

лансированности  работы,  реализации  мер  по  со-
кращению  издержек,  максимального  привлечения 
доходной базы и эффективного использования фи-
нансовых ресурсов.

 Обеспечение рационального использования тру-

довых ресурсов в условиях снижения объемов перево- 
зок за счет внедрения новых технологий, повышения 
качества производственных процессов и приведения 
численности персонала в соответствие с объема-
ми перевозок.

  Повышение  качества  обслуживания  грузовла-

дельцев и пассажиров, в т.ч. за счет развития логи-
стики, внедрения инновационных технологий транс-
портного обслуживания, повышения квалификации 
и ответственности исполнителей.

 Максимальная диверсификация деятельности 

ОАО  «РЖД»  в  сфере  грузовых  перевозок  на  основе 

активизации маркетинговой политики и вывода на 
рынок комплексных транспортных продуктов и рас-
ширения сегмента контейнерных перевозок.

 Концентрация инвестиционных ресурсов на ре-

ализации пусковых объектов, проектов с участием 
государства и внешних инвесторов, а также направ-
ленных на повышение эффективности перевозочного 
процесса и программ ресурсосбережения.

 Реализация мероприятий третьего этапа струк-

турной реформы, обеспечение создания «Федераль-
ной  пассажирской  компании»  и  других  дочерних  и 
зависимых  обществ,  минимизация  перекрестного 
субсидирования  за  счет  формирования  субъекта-
ми  Российской  Федерации  заказа  на  пассажирские 
перевозки  в  пригородном  сообщении,  разработка 
нормативно-правовой базы, обеспечивающей равные 
условия  участия  Холдинга  «РЖД»  на  рынке  предо-
ставления вагонов для грузовых перевозок.

  Переход  на  управление  эксплуатационной  ра-

ботой,  основанное  на  экономических  критериях  и 
принципах  постоянного  улучшения,  обеспечивает 
достижение максимальной эффективности перево- 
зочного процесса.

 Обеспечение эффективного взаимодействия с по-

ставщиками материальных ресурсов для ОАО «РЖД», 
способствующего как устойчивости объемов их про-
изводства, так и снижению цен на продукцию.

 Совершенствование системы социальных гаран-

тий железнодорожников на основе принципа соот-
ветствия реальному вкладу работника в корпора-
тивный результат.

 Реализация прорывных технологических реше-

ний.

Стратегия развития железнодорожного 
транспорта в Российской Федерации  
до 2030 года

17 июня 2008 г. Правительством Российской Федера-
ции утверждены Стратегия развития железнодорож-
ного транспорта в Российской Федерации до 2030 г., 
которая направлена на формирование доступной и 
устойчивой транспортной системы страны, укре-
пление национального суверенитета, безопасности 
и обороноспособности страны, снижение совокупных 
транспортных издержек и повышение конкуренто-
способности экономики на основе опережающего и 
инновационного развития железнодорожного транс-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

31

Описание стратегии 

и миссии Компании

порта, гармонично увязанного с развитием других 
отраслей экономики, видов транспорта и регионов 
страны, и план первоочередных мероприятий по ее 
реализации на 2008–2015 гг.
Стратегия-2030 определяет приоритетные направ-
ления  эффективного  развития  железнодорожной 
отрасли,  повышения  конкурентоспособности  рос-
сийских железных дорог на внутрироссийском и меж-
дународном рынках на основе реализации глобальных 
инфраструктурных проектов, внедрения инноваций 
в сферу грузовых и пассажирских перевозок.
В Стратегии выделены два этапа развития отрасли:

 этап  модернизации  железнодорожного  транс-

порта (до 2015 г.);
 этап  динамичного  расширения  сети  железных 

дорог (2016–2030 гг.).

Стратегия устанавливает основные направления и 
механизмы участия Российской Федерации, субъек-
тов Российской Федерации, организаций железнодо-
рожного транспорта, в первую очередь ОАО «РЖД», 
и других заинтересованных инвесторов в финанси-
ровании затрат по развитию отрасли. 
Реализация Стратегии обеспечит решение государ-
ственных задач в области железнодорожного транс-
порта. Будет полностью сформирован инфраструк-
турный  базис  для  обеспечения  территориальной 
целостности  и  обороноспособности  страны,  соз-
даны  транспортные  условия  для  ускорения  роста 
российской экономики. 
В соответствии с целевым (максимальным) вариан-
том Стратегии до 2030 г. запланировано постро-
ить  свыше  20,7  тыс.  км  новых  железнодорожных 
линий.
Плотность железнодорожной сети к 2030 г. при этом 
будет увеличена на 24% при полной ликвидации огра-
ничений пропускной и провозной способности.
Будет сформирован полигон тяжеловесного движе-
ния протяженностью свыше 13,8 тыс. км, связываю-
щий порты Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга 
России, а также сухопутные пограничные пункты на 
западной границе страны. Одним из важнейших эле-
ментов этого полигона станет Байкало-Амурская 
магистраль, что позволит специализировать Транс-
сиб для пропуска пассажирских и транзитных кон-
тейнерных поездов.
Будут существенно улучшены качественные пока-
затели грузовых и пассажирских перевозок.
Скорость доставки грузов в среднем возрастет бо-
лее чем на 23%; при этом по контейнерным отправ-
кам, требующим ускоренной доставки, – в 3,5 раза. 
В  установленные  сроки  будет  доставляться  97% 
отправок. Объем перевозок транзитных грузов воз-
растет более чем в 2,8 раза. 
Маршрутная скорость пассажирских поездов в даль-
нем следовании возрастет более чем на 16%. Полигон 

скоростного пассажирского движения (скорость до 
160 км/час и выше) будет увеличен в 17 раз и соста-
вит свыше 10,9 тыс. км, а высокоскоростного (ско-
рость до 350 км/час) превысит 1,5 тыс. км. 
В соответствии с целевым вариантом Стратегии 
до 2030 г. запланировано обновить около 23,4 тыс. 
локомотивов,  996  тыс.  грузовых  вагонов,  более 
29,5 тыс. пассажирских вагонов и около 24,5 тыс. 
ед. моторвагонного подвижного состава.
В рамках реализации Стратегии в 2008 г. в области 
инновационного развития ОАО «РЖД» проведены ком-
плексные работы, включающие в себя, в том числе: 
формирование требований к новому подвижному со-
ставу, техническим средствам, системам управления 
и  информационно-управляющим  системам;  подго-
товку предложений по совершенствованию норма-
тивных документов, направленных на обеспечение 
транспортной безопасности и охраны окружающей 
среды на железнодорожном транспорте.
В целях повышения инвестиционной привлекатель-
ности  ОАО  «РЖД»  представлены  предложения  по 
внесению изменений в Федеральный закон «О желез-
нодорожном транспорте в Российской Федерации», 
направленные на прекращение ценового регулирова-
ния  при  возникновении  конкуренции  на  определен-
ном  товарном  рынке,  установление  экономически 
обоснованных тарифов с учетом нормативной при-
были и локальных тарифов на вновь построенных 
железнодорожных линиях.
В  соответствии  с  планом  мероприятий  по  реа-
лизации  структурной  реформы  на  железнодорож-
ном  транспорте  проводится  работа  по  созданию 
ОАО «Вторая грузовая компания», ОАО «Федеральная 
пассажирская компания» и дочерних обществ в сфе-
ре ремонта и сервисного обслуживания подвижного 
состава. Совместно с субъектами Российской Фе-
дерации осуществлялась работа по созданию при-
городных пассажирских компаний. 
Для повышения конкурентоспособности Компании 
на международном рынке осуществлялись меропри-
ятия по развитию международных транспортных 
коридоров, проходящих через территорию России, 
и  созданию  логистических  центров  за  рубежом  
с продлением железнодорожных линий колеи шириной 
1520 мм на территорию зарубежных стран.

Функциональные стратегии

В ОАО «РЖД» в настоящее время ведется активная 
работа  по  разработке  и  реализации  функциональ-
ных стратегий развития Компании и других долго-
срочных программ, направленных на формирование 
стратегических  приоритетов  развития  Холдинга 
«РЖД» в долгосрочной перспективе. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

32

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Реализуются утвержденные функциональные стра-
тегии: развития кадрового потенциала ОАО «РЖД»; 
управления качеством; обеспечения гарантированной 
безопасности и надежности перевозочного процес-
са в ОАО «РЖД»; управления финансами; управления 
рисками; эффективного обеспечения потребностей 
ОАО «РЖД» в материальных ресурсах и технических 
средствах; развития пропускных способностей на на-
правлениях, обеспечивающих растущий спрос на гру-
зовые перевозки и увеличение доходов ОАО «РЖД». 
В  ближайшее  время  Компания  приступит  к  реа-
лизации  функциональной  Стратегии  построения 
единой  системы  внутреннего  аудита  и  контроля 
в ОАО «РЖД». В завершающей стадии согласования 
находится функциональная Стратегия управления 
недвижимым имуществом.

Активно идет работа по формированию проектов 
«Стратегия грузового бизнеса» и «Повышение рен-
табельности перевозок». Разрабатывается Страте-
гия развития Холдинга «РЖД» на период до 2015 г. 
и основные направления его развития на период до 
2030 г., направленная на определение рыночных ме-
ханизмов развития Холдинга «РЖД». 
В целях повышения эффективности работы пасса-
жирского комплекса в 2008 г. утверждены Програм-
ма развития пригородного пассажирского комплекса 
ОАО «РЖД» до 2015 г. и Концепция эффективного 
использования и развития железнодорожных вокза-
лов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиа-
ла ОАО «РЖД» до 2015 г., подготовлена Концепция 
реформирования пассажирского комплекса дальнего 
следования до 2015 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

34

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

КратКие итоги работы Компании

В 2008 г. ОАО «РЖД» обеспечило 42,7% грузооборо-
та и 39,1% пассажирооборота всей транспортной 
системы страны. 
Последовательно снижается транспортная состав-
ляющая  в  конечной  цене  продукции,  перевозимой 
железнодорожным транспортом. 
В 2008 г. транспортная составляющая в конечной 
цене продукции (в части железнодорожного транс-
порта) снижена в среднем более чем на 14% к уровню 
2007 г. По нефтяным грузам она уменьшена на 18%, 
по черным металлам – на 19%, углю – на 36%, кок-
су – на 35%, руде – почти на 11%. В целом за 5 лет 
деятельности ОАО «РЖД» транспортная составля-
ющая снижена по коксу и руде – в 2,4 раза, по удобре-
ниям – в 2,1 раза, по углю – в 1,9 раза, по нефтяным 
грузам – в 1,8 раза и черным металлам – в 1,7 раза. 
Спрос со стороны железнодорожной отрасли стал 
одним из катализаторов роста для целого комплек-
са  высокотехнологичных  производств  и  отраслей 
экономики (электротехнической, металлургической, 
химической промышленности, строительного ком-
плекса), способствовал ускоренному развитию же-
лезнодорожного машиностроения.
За  последние  8  лет  существенно  возросли  темпы 
роста  объемов  производства  железнодорожного 
подвижного состава: объем производства грузовых 
вагонов вырос более чем в 10 раз, локомотивов – бо-
лее чем в 5 раз, а пассажирских вагонов всех видов 
тяги – более чем вдвое.
Относительный  прирост  объемов  производства 
железнодорожной техники в 2008 г., по сравнению 
с уровнем 2007 г., составил: 

магистральных электровозов – 60%; 

тепловозов маневровых и промышленных – 16%; 

грузовых вагонов – 13%; 

пассажирских вагонов локомотивной тяги – 20%;

вагонов электропоездов – 8%.

Практически все свои потребности в поставках про-
дукции металлургического комплекса и железнодо-
рожного машиностроения ОАО «РЖД» удовлетворя-
ет за счет поставок с отечественных предприятий, 
что в условиях мирового финансово-экономического 
кризиса  является  существенной  поддержкой  для 
смежных отраслей экономики. 
Гарантированный спрос со стороны компаний Холдин-
га «РЖД» позволяет предприятиям металлургиче-
ского комплекса и отечественного машиностроения 
создавать запас устойчивости, сохранять набранные 
темпы инновационного развития, оптимизировать 
сбытовую и закупочную стратегию сторон, планиро-
вание производства и инвестиций, развивать новые 
технологии и, в конечном итоге, снижать производ-
ственные издержки и повышать качество продукции.

Влияние мирового финансового кризиса

В течение 2008 г. ОАО «Российские железные доро-
ги» работало в условиях более низкой динамики эко-
номического роста в стране в сравнении с 2007 г. 
Так,  ВВП  увеличен  на  5,6%  против  8,1%  в  2007  г., 
а  промышленное  производство  –  на  2,1%  (против 
6,3% в 2007 г.).
Последствия мирового финансового кризиса отра- 
зились на экономике Российской Федерации, и пре-
жде всего в ее реальном секторе. В октябре 2008 г. 
Российские железные дороги в полной мере ощутили 
происходящие негативные процессы через снижение 
объемов погрузки, нарастающие отказы грузоотпра-
вителей от заявок на перевозки грузов, ухудшение 
ситуации на финансовом рынке. 
Динамика погрузки грузов на сети железных дорог, 
при высоком уровне показателей в начале 2008 г., 
на протяжении последних месяцев 2008 г. резко за-
медлилась. Тогда как увеличение в I и II кварталах 
2008  г.  к  аналогичным  периодам  2007  г.  состави-
ло 5,3% и 0,7% соответственно; в III квартале по-
грузка снизилась на 0,3%, а в IV квартале – на 16,9%  
к 2007 г. 

Производственные достижения  
и основные операционные показатели

Погрузка  грузов  в  2008  г.  выполнена  в  объеме 
1 303,7 млн. тонн. Железные дороги погрузили раз-
личных грузов на 40,5 млн. тонн, или на 3,0% меньше, 
чем в 2007 г., и меньше задания на 4,9% (в результа-
те отказов грузоотправителей от заявок на пере-
возки грузов).
Грузооборот в целом за 2008 г. с учетом порожне-
го  пробега  вагонов  иных  собственников  увеличен 
до  2  423,8  млрд.  т-км,  что  выше  уровня  2007  г. 
на  4,8%.  Грузооборот  нетто  возрос  лишь  на  1,2%  
и составил 2 116,2 млрд. т-км.
Объем международных перевозок в 2008 г. (отчет 
ЦО-12)  составил  514,1  млн.  тонн,  что  на  0,9  млн. 
тонн, или на 0,2%, ниже уровня 2007 г. Доходы от 
международных  перевозок  составили  323,5  млрд. 
руб., что на 16,9 млрд. руб., или на 5,5%, выше уров-
ня 2007 г.
За период 2003–2008 гг. услугами железнодорожного 
транспорта воспользовалось более 7,5 млрд. пасса-
жиров, из них в дальнем следовании – 0,8 млрд. пас-
сажиров, в пригородном сообщении – более 6,7 млрд. 
пассажиров. По итогам работы в 2008 г. отправлено 
1,3 млрд. пассажиров (101% к 2007 г.).
Объем  пассажирооборота  по  инфраструктуре 
ОАО «РЖД» за 2008 г. составил 175,9 млрд. пасс-км 
(99,5% к плану и 101% к 2007 г.). В дальнем следова-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

35

Краткие итоги 

работы Компании

Ключевые показатели деятельности ОАО «РЖД» за 2004–2008 гг.

Объем перевозок

ед. измерен.

2004

2005

2006

2007

2008

Погрузка

млн. т

1 220,9

1 273,1

1 310,4

1 344,2

1 303,7

Грузооборот, в т.ч.

млрд. т-км

1 972,7

2 044,2

2148

2 312,6

2 423,8

 без вагонов иных собственников 

и арендованных вагонов  

в порожнем состоянии

млрд. т-км

1 801,6

1 858,1

1 950,9

2 090,3

2 116,2

 вагонов иных собственников 

и арендованных вагонов  
в порожнем состоянии

млрд. т-км

171,1

186,1

197,1

222,3

307,5

Пассажирооборот

млрд. п/км

150,9

170,9

177,8

174,1

175,9

Показатели операционной 

эффективности

Участковая скорость

км/ч

39,6

40,2

40,3

40,3

40,6

Производительность локомотива 

тыс. т-км 

брутто

1 615

1 672

1 706

1 710

1 736

Оборот грузового вагона

часов

8,06

7,75

7,73

7,7

7,59

Средний вес грузового поезда

тонн

3 670

3 716

3 747

3 778

3 815

Производительность вагона 

т-км нетто

9 997

10 386

10 614

11 071

11 583

Темп роста производительности труда

%

107,0

108,7

108,9

108,0

Финансовые результаты

Доходы, всего

млрд. руб.

659,6

748,8

848,9

975,6

1 101,7

Доходы от перевозок 

млрд. руб.

597,5

676,2

772

884,4

1 014,5

От пассажирских перевозок 

млрд. руб.

68

90,5

114

129,4

150,4

в дальнем следовании 

млрд. руб.

60,6

72,8

92

109,4

130,7

в пригородном сообщении 

млрд. руб.

7,4

17,7

22

20,1

19,7

От грузовых перевозок 

млрд. руб.

529,5

585,7

658

754,9

847

Доходы от прочих видов деятельности 

млрд. руб.

62,1

72,6

76,9

91,2

87,2

Расходы, всего

млрд. руб.

502,9

681,5

778,2

899

1 035,3

Расходы от перевозок 

млрд. руб.

552,7

618,3

709,8

819,4

952,1

От пассажирских перевозок 

млрд. руб.

126,3

138

157,1

180

216,9

в дальнем следовании 

млрд. руб.

91,9

100

113,2

132,2

162,4

в пригородном сообщении 

млрд. руб.

34,4

38

43,9

47,8

54,5

От грузовых перевозок 

млрд. руб.

426,4

480,5

552,7

639,4

722,7

Расходы от прочих видов деятельности 

млрд. руб.

49,8

63

68,3

79,6

83,2

Прибыль по перевозкам 

млрд. руб.

44,8

57,9

62,1

65

62,4

От пассажирских перевозок 

млрд. руб.

–58,3

–47,5

–43,1

–50,5

–66,5

в дальнем следовании 

млрд. руб.

–31,3

–27,1

–21,2

–22,8

–31,7

в пригородном сообщении 

млрд. руб.

–27

–20,4

–21,9

–27,7

–34,8

От грузовых перевозок 

млрд. руб.

103,1

105,2

105,3

115,5

124,3

Прибыль от прочих видов деятельности 

млрд. руб.

9,9

6,6

8,7

11,6

4

Результат от прочих доходов и расходов

млрд. руб.

12,3

9,6

–11,6

52,4

–11,6

EBITDA

млрд. руб.

142,8

163,0

205,7

291,7

243,2

Прибыль (убыток) до налогообложения

млрд. руб.

54,7

64,4

59,2

129,0

54,9

Чистая прибыль

млрд. руб.

8,8

9,8

26,4

84,5

13,4

Рентабельность

%

1,3%

1,3%

3,1%

8,7%

1,2%

Движение денежных средств 

и состояние расчетов

Чистый денежный поток 
по операционной деятельности

млрд. руб.

28,0

40,0

85,9

242,7

216,1

Чистый денежный поток 

по инвестиционной деятельности

млрд. руб.

–47,0

–71,1

–65,6

–234,9

–390,4

Чистый денежный поток 

по финансовой деятельности

млрд. руб.

15,6

32,4

–21,6

11,4

195,9

Дебиторская задолженность

млрд. руб.

36,5

35,6

40,5

64,6

100,2

Кредиторская задолженность

млрд. руб.

93,0

92,0

116,2

163,2

209,5

Собственные средства, активы 

и обязательства

Валюта баланса

млрд. руб.

2 088,2

2 403,8

2 705,6

3 171,4

3 505,2

Внеоборотные активы

млрд. руб.

1 950,6

2 252,0

2 559,7

3 012,2

3 242,0

Оборотные активы

млрд. руб.

137,6

151,8

145,8

159,2

263,2

Капитал и резервы

млрд. руб.

1 938,2

2 214,1

2 495,9

2 885,7

2 940,3

Долгосрочные обязательства

млрд. руб.

35,3

78,6

74,8

79,5

185,7

Краткосрочные обязательства

млрд. руб.

114,6

111,0

134,8

206,1

379,2

Стоимость чистых активов

млрд. руб.

1 938,2

2 214,1

2 491,5

2 581,5

2 945,2

Инвестиции

Расходы по инвестиционной деятельности млрд. руб.

127,6

151,1

172,4

255,5

381,7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

36

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

нии пассажирооборот составил 129,1 млрд. пас-км, 
что на 0,8% выше уровня 2007 г. и на 1,3% ниже пла-
на. В пригородном сообщении пассажирооборот со-
ставил 46,7 млрд. пасс-км, или 101,6%, к прошлому 
году и 101,8% – к плану.
Открыты десятки новых маршрутов движения как 
пассажирских,  так  и  грузовых  поездов.  При  этом 
в целом с 2003 г. по 2008 г. грузооборот нетто уве-
личен на 26,8%, а пассажирооборот – на 11,6%.
Средняя грузонапряженность по сравнению с 2003 г. 
возросла с 29,1 млн. т-км бр/км год до 33,0 млн. т-км 
бр/км год за 2007 г. На конец 2008 г. ожидаемая гру-
зонапряженность составила 33,4 млн. т-км бр/км 
год. При росте грузооборота и увеличении грузона-
пряженности за период с начала 2004 г. и до 2009 г. 
достигнуто улучшение основных показателей тех-
нического состояния верхнего строения пути.
В  2008  г.  удалось  улучшить  качественные  показа-
тели использования подвижного состава. Так, обо-
рот грузового вагона ускорен к 2007 г. на 1,4%, или 
2,64 часа. Участковая скорость выполнена на уровне 
40,6 км/час, что выше задания на 0,4 км/час, или 
1,0%, и 2007 г. на 0,3 км/час, или 0,7%.
В целом по сети вес грузового поезда повышен к пла-
ну на 25 тонн, или на 0,7%, и к 2007 г. на 37 тонн, 
или 1,0%; производительность локомотива возросла 
на 15 тыс. т-км брутто, или на 0,9%, относитель-
но  задания  и  на  26  тыс.  т-км  брутто,  или  1,5%,  к 
2007 г. 
При этом в целом за 2003–2008 гг. оборот грузового 
вагона ускорен на 18,2 часа, вес грузового поезда по-
вышен на 207 тонн, производительность локомоти-
ва увеличена на 171 тыс. т-км брутто, участковая 
скорость возросла на 1,6 км/час.
Средневзвешенные скорости по сети пассажирских 
поездов составляли в графике 2003 г. 85,7 км/ч, гру-
зовых – 70,4 км/ч; в графике 2008 г. соответствен-
но 89,1 км/ч и 72,0 км/ч, т.е. средневзвешенная ско-
рость пассажирских поездов увеличится на 3,4 км/ч, 
грузовых – на 1,6 км/ч.
Активно внедряются новые проекты в части ж.д. 
перевозок на основе Интернет-технологий. 
За последние 5 лет значительно обновлен подвиж-
ной состав. С учетом дочерних компаний в 2008 г. 
Холдинг  закупил  свыше  21  тыс.  грузовых  вагонов 
(в 2007 г. – 15,4 тыс. ед.). В 2008 г. на железные доро-
ги поставлено 455 локомотивов (в 2007 г. – 313 ед.), 
1042 пассажирских вагона (в 2007 г. – 950 ед.), 809 
вагонов электропоездов (в 2007 г. – 762 ед.).
В 2008 г. осуществлен ввод 114,6 км вторых и 169,5 км 
станционных путей, 8,2 км новой линии, 187,1 км 
электрификации и других объектов. За счет инве-
стиционных средств реконструировано 2 723,6 км 
верхнего строения пути, а также выполнены работы 
по комплексной реконструкции 326 км пути.

В  целях  повышения  качества  обслуживания  пас-
сажиров  как  в  дальнем,  так  и  в  пригородном  со-
общении проведен значительный объем работы по 
капитальному  ремонту  объектов  пассажирского 
хозяйства, на выполнение которого в 2008 г. направ-
лено 4,3 млрд. руб.
В целом по Компании расходы на капитальный ре-
монт основных средств по итогам 2008 г. состави-
ли более 143 млрд. руб.
В 2008 г. отремонтировано 3632 пассажирских ваго-
на, 590 электросекций, почти 13 тыс. грузовых ваго-
нов, 1341 электровоз и 1608 секций тепловозов. 
В 2008 г. оздоровлено посредством капитального ре-
монта и реконструкции почти 15,4 тыс. км пути. Это 
позволило улучшить, по сравнению с прошлым годом, 
балловую оценку состояния главного пути на 4 балла, 
которая по состоянию на 1 января 2009 г. состави-
ла 35 баллов. Посредством капитального ремонта 
оздоровлено искусственных сооружений на 7,1 млрд. 
руб., земляного полотна – на 4,2 млрд. руб.
Инвестиционный  бюджет  2008  г.  вырос  по  срав-
нению  с  предыдущим  годом  в  1,5  раза  и  составил 
381,7 млрд. руб.
В  2008  г.  снижение  уровня  аварийности  на  желез-
ных дорогах составило 12,8%, а в целом по Компа-
нии – на 8,5%.
Общее  количество  нарушений  безопасности  дви-
жения  в  расчете  на  1  млрд.  выполненной  тонно-
километровой работы снижено на железных дорогах 
на 13,8%, а в целом по Компании с учетом функцио-
нальных филиалов – на 9,5%.
Ежегодно на выполнение мероприятий по охране тру-
да Компанией расходуется в среднем более 6 млрд. 
руб. В 2008 г. в ОАО «РЖД» на мероприятия по улуч-
шению условий и охраны труда по всем источникам 
финансирования израсходовано 8,6 млрд. руб., что 
в пересчете на каждого работника ОАО «РЖД» со-
ставляет 7,6 тыс. руб.
ОАО  «РЖД»  осуществляется  активная  работа  по 
внедрению корпоративной интегрированной систе-
мы менеджмента качества.
Компании удалось удержать рост себестоимости 
перевозок к 2007 г. на 11,2% при индексе роста по-
требительских цен в стране на 13,3%. Против пла-
нового значения себестоимость перевозок снижена 
на 4,3%.
В 2008 г. сохранена положительная динамика произ-
водительности труда, которая выполнена с ростом 
к 2007 г. на 8,0%. 
Построено порядка 1 млн. кв. м жилья, модернизи-
ровано значительное количество объектов здраво-
охранения и образования, построен ряд спортивных 
сооружений и др.

См. также Приложение № 7.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

37

Краткие итоги 

работы Компании

Государственная поддержка ОАО «РЖД»  
и компенсации из бюджетов

Строительство  
олимпийских объектов
В соответствии с Распоряжением Правительства 
Российской Федерации от 16 декабря 2008 г. № 1877-р  
«Об  увеличении  уставного  капитала  Открытого 
акционерного общества «Российские железные до-
роги»  и  Решением  Совета  директоров  Компании 
от 16 декабря 2008 г. был зарегистрирован допол-
нительный выпуск обыкновенных именных бездоку-
ментарных акций ОАО «РЖД», размещаемых путем 
закрытой подписки, в количестве 41,5 млн. штук, 
целью чего являлось создание необходимых источ-
ников для строительства объектов транспортной 
инфраструктуры в рамках подготовки к XXII Олим-
пийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним 
играм 2014 г. в городе Сочи. Номинальная стоимость 
каждой ценной бумаги дополнительного выпуска – 
1 тыс. руб.
Оплата акций единственным акционером компании – 
Российской Федерацией – была предусмотрена зако-
нами о бюджете Российской Федерации на 2008 г. и 
на 2009 г. в объемах 24 575 млрд. руб. и 16 925 млрд. 
руб. соответственно. Распорядителем выделенных 
бюджетных средств является Федеральное агент-
ство железнодорожного транспорта. 

Пассажирские перевозки  
в дальнем следовании
В целях компенсации выпадающих доходов от госу-
дарственного регулирования тарифов на перевозку 
пассажиров в общих и плацкартных вагонах начиная 
с 2007 г. было предусмотрено выделение бюджет-
ных средств. Дотации были поэтапно доведены до 
полной  компенсации.  При  этом  в  2007  г.  процент 
компенсации составил 40% от необходимого уров-
ня, что составляет 10,9 млрд. руб.; в 2008 г. про-
цент компенсации составил 60%, или 19,4 млрд. руб.  

Вместе с тем остается нерешенным вопрос ком-
пенсации выпадающих доходов от проведения госу-
дарственного регулирования тарифов на перевозку 
багажа и грузобагажа, убытки по которым состав-
ляют более 10 млрд. руб. в год.

Совершенствование  
системы управления

Следуя за развитием транспортного рынка и изме-
нениями хозяйственной и корпоративной структуры 
Холдинга, ОАО «РЖД» ускоренно внедряет современ-
ные технологии и инструменты управления. 
В  Компании  реализуется  важнейший  проект  «По-
строение системы управления ОАО «РЖД» в условиях 
реформирования». Он направлен на повышение эф-
фективности управления, приведение действующей 
системы  управления  ОАО  «РЖД»  в  соответствие 
с моделью рынка железнодорожных транспортных 
услуг и результатами структурной реформы отрас-
ли, внедрение элементов, обеспечивающих возмож-
ность непрерывного улучшения качества управления 
в условиях дальнейшей диверсификации и увеличения 
масштаба деятельности Холдинга.
В 2008 г. работы данного проекта получили суще-
ственное ускорение благодаря тому, что была одо-
брена  «Концепция  системы  управления  компании 
холдингового типа, образуемой в результате рефор-
мирования  ОАО  «РЖД»,  а  Ассамблеей  начальников 
железных дорог и Правлением ОАО «РЖД» принят 
ряд важнейших решений в ее развитие. В частности, 
были  одобрены  предложения  по  организационному 
разделению  в  ОАО  «РЖД»  управления  Холдингом 
«Российские железные дороги» и бизнесом железно-
дорожных перевозок. Также поддержан переход от 
строго  территориальной  модели  управления  биз-
несом железнодорожных перевозок к вертикально-
функциональной, что соответствует требованиям 
Постановления Правительства РФ от 18 мая 2001 г. 

Категории граждан

оплаченная сумма 

в 2008 году, 

млрд. руб.

Правовые основания

Заказчик

Субсидии на компенсацию потерь, 

возникающих от выравнивания 
тарифов в сообщении Россия – 

Калининград

0,2

Постановление Правительства 

Российской Федерации 
от 21.12.07 г. № 916

Росжелдор

Субсидии на компенсацию 
потерь в доходах, возникающих 
в результате государственного 

регулирования тарифов 

на перевозку пассажиров 
в дальнем следовании 
(в плацкартных и общих вагонах) 

19,4

Постановление Правительства 
Российской Федерации 
от 07.04.07 г. № 207

Росжелдор

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

38

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

№ 384 «О Программе структурной реформы на же-
лезнодорожном транспорте».
Меры по совершенствованию системы управления 
направлены на создание инструментов повышения 
внутренней  эффективности  ОАО  «РЖД»,  обеспе-
чение  прозрачности  финансово-хозяйственной  де-
ятельности  Компании  в  целом,  ее  отдельных  фи-
лиалов, дочерних и зависимых обществ, увеличение 
гибкости  в  вопросах  взаимодействия  ОАО  «РЖД» 
как перевозчика с владельцами и операторами под-
вижного состава.
Новые подходы к управлению, основанные на прин-
ципах  Концепции,  должны  обеспечить  универсаль-
ность управления бизнес-единицами как в составе 
ОАО «РЖД», так и в форме дочерних и зависимых 
обществ ОАО «РЖД» за счет единой корпоративной 
системы целей и задач, выраженной через соответ-
ствующие  ключевые  показатели  эффективности 
для каждой бизнес-единицы.
Для повышения эффективности управления желез-
нодорожными перевозками предусмотрено объеди-
нение  всех  подразделений  и  филиалов,  совместно 
выполняющих задачи сбыта, организации, обеспече-
ния и осуществления железнодорожных перевозок, 
в  единый  производственный  блок.  Под  его  опера-
тивным управлением будут также находиться те 
дочерние предприятия ОАО «РЖД», которые обеспе-
чивают перевозочный процесс или участвуют в нем 

в качестве операторов подвижного состава. Блок 
будет состоять из вертикально-интегрированных 
дирекций, которые формируются на принципах спе-
циализации и будут отвечать за конкретные сферы 
деятельности, являющиеся ключевыми элементами 
перевозочного  процесса,  –  сбыт  услуг  железнодо-
рожных перевозок, управление движением и тягой, 
эксплуатация инфраструктуры.
Модернизация системы управления создает условия 
для построения системы мотивации персонала, эф-
фективно стимулирующей руководителей на реали-
зацию мероприятий в области повышения производи-
тельности труда, развитие кадрового потенциала. 
Новая система управления должна обеспечить более 
сбалансированное распределение ответственности, 
полномочий и ресурсов внутри ОАО «РЖД», а так-
же построение системы контрольных показателей 
и  показателей  эффективности,  обеспечивающих 
большую прозрачность операционной деятельности 
и контроль затрат.
Таким  образом,  реализация  Концепции  направлена 
на создание дополнительных возможностей для по-
вышения внутренней эффективности ОАО «РЖД» 
через  повышение  качества  управления,  не  ущем-
ляет прав потребителей и поставщиков, не огра-
ничивает конкуренцию и не создает монопольных 
преимуществ ОАО «РЖД» и его дочерним и зависи-
мым обществам. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

40

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

ОбзОр ОснОвных  
кОрпОративных сОбытий

Обзор основных корпоративных событий 
за период с 2003 года

За последние 5 лет Компания реализовала ряд успеш-
ных проектов, которые позволили вывести пассажир-
ские и грузовые перевозки, а также машиностроение 
в России на новый качественный уровень развития 
и тем самым активизировать процесс интеграции 
железнодорожного транспорта РФ в Евроазиатскую 
транспортную систему.

  В  2003  г.  было  завершено  создание  электро-

поезда  нового  поколения  ЭМ4  «Спутник».  В  ходе 
реализации  этого  проекта  нашли  практическое 
применение свыше 200 новейших разработок и за-
патентованных технологий отечественных научно-
исследовательских институтов. Это принципиально 
новый вид подвижного состава повышенной вмести-
мости вагона для решения транспортных проблем 
крупных городов. Сегодня «Спутники» курсируют из 
Москвы в Мытищи, Раменское, Пушкино. Проекты 
ускоренного сообщения между крупными городами 
и пригородом тиражируются по всей сети. 

 21 января 2004 г. ОАО «РЖД» представило новый 

пассажирский вагон класса «люкс». В вагоне 4 купе, 
оборудованные туалетными комнатами и душевы-
ми  кабинами.  Интерьер  разработан  с  учетом  со-
временных требований дизайна и эргономики. Для 
внутренней  отделки  использованы  экологически 
чистые материалы. Стол, дверные блоки, оконные 
рамы, подоконники выполнены из ценных пород де-
рева. Вагон оснащен современными системами вен-
тиляции, кондиционирования, освещения, обогрева, 
пожаротушения, имеет автономную систему элек-
троснабжения.  Вагонами  этого  класса  укомплек-
тованы  поезда  «Татарстан»  (Казань  –  Москва)  и 
«Красная стрела» (Санкт-Петербург – Москва), поезд 
«Экспресс» (Санкт-Петербург – Москва) и др. Вагоны 
с такими купе курсируют в первом частном поезде 
Гранд-Экспресс (Москва – Санкт-Петербург). Пасса-
жиры всех поездов дальнего следования ОАО «РЖД» 
могут выбрать билет в мужское, женское или сме-
шанное купе, а также купить билет через Интер-
нет, оплатив его по банковской карте. 

 7 декабря 2007 г. с Белорусского вокзала г. Мо-

сквы  отправились  первые  пассажирские  вагоны  
в  Амстердам  и  Мюнхен,  а  11  декабря  –  в  Париж 
(этот  маршрут  возобновлен  после  тринадцати-
летнего перерыва).

  Все аэропорты и центр Москвы связали аэро-

экспрессы: Киевский вокзал – аэропорт Внуково, Па-
велецкий вокзал – аэропорт Домодедово и Савелов-
ский вокзал – аэропорт Шереметьево. Это быстрый 
и комфортный транспорт. На вокзалах авиапасса-
жиры могут пройти регистрацию на рейс и сдать 
багаж.  Аналогичные  проекты  будут  реализованы 
и  в  других  регионах  РФ.  Уже  открыто  сообщение 
между  центром  города  и  аэропортом  в  Самаре  и 
Екатеринбурге. К Олимпиаде 2014 г. будут пущены 
аэроэкспрессы по маршруту Сочи – аэропорт. 

Одна  из  приоритетных  задач  ОАО  «РЖД»  –  органи-
зация  в  России  скоростных  и  высокоскоростных  же-
лезных дорог со скоростью движения поездов до 250–
300 км/час. В настоящий момент разрабатываются 
два  маршрута:  Москва  –  Санкт-Петербург  и  Санкт-
Петербург – Хельсинки. В качестве последующих перспек-
тивных направлений рассматриваются Москва – Сочи,  
Москва – Нижний Новгород, Москва – Самара, Москва – 
Екатеринбург, а также скоростное сообщение между 
городами-миллионниками:  Омском  и  Новосибирском, 
Новосибирском и Красноярском и т.д. 

 26 декабря 2008 г. в Санкт-Петербурге ОАО «Рос-

сийские  железные  дороги»  провело  презентацию 
первого высокоскоростного поезда «Сапсан».
Это высокоскоростной электропоезд серии Velaro 
RUS производства компании «Сименс Транспортные 
Системы», способный развивать максимальную ско-
рость 250 км/ч.
Поезд получил свое название в честь самой быстрой 
птицы  на  планете.  Сапсан,  или  настоящий  сокол, 
относится к семейству соколиных и способен раз-
вивать скорость свыше 322 км/ч, или 90 м/с. 
Контракт на поставку 8 поездов серии Velaro RUS 
был подписан между ОАО «РЖД» и Департаментом 
Транспортные системы компании «Сименс АГ» в мае 
2006  г.  Стоимость  контракта  –  276  млн.  евро. 
В апреле 2007 г. был подписан Договор техническо-
го обслуживания поездов в течение 30 лет на сумму 
354,1 млн. евро. 
С  вводом  в  эксплуатацию  поезда  «Сапсан»  время 
в пути из Москвы до Санкт-Петербурга составит 
3 часа 45 минут против 4 часов 30 минут в настоя-
щее время. При этом среднее время курсирования 
пассажирских поездов составляет 8 часов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обзор основных 

корпоративных событий 

41

В  течение  2010  г.  будут  поставлены  остальные 
составы.  Они  будут  курсировать  между  Москвой 
и  Санкт-Петербургом  со  скоростью  до  250  км/ч 
и  преодолевать  расстояние  за  3  часа  45  минут 
(сейчас ЭР-200 преодолевают этот путь за 4 часа 
30 минут).
Открытие  скоростного  движения  на  маршру-
те  Санкт-Петербург  –  Хельсинки  запланировано 
также  на  2009  г.  На  этой  линии  будут  курсиро-
вать высокоскоростные поезда типа «Пендолино». 
Время  в  пути  сократится  до  3–3,5  часа  (сегодня  
5,5 часа). 

 1 июля 2006 г. начала свою самостоятельную 

финансово-хозяйственную  деятельность  Феде-
ральная  пассажирская  дирекция  (ФПД)  –  филиал 
ОАО «РЖД». 27 августа 2008 г. Правление ОАО «РЖД» 
одобрило  «Проект  концепции  создания  пассажир-
ской  компании  –  дочернего  общества  ОАО  «РЖД» 
по  предоставлению  услуг  пассажирских  перевозок 
в дальнем следовании». Планируется, что Федераль-
ная пассажирская компания будет создана к 2010 г. 
на базе имущества Федеральной пассажирской ди-
рекции.  В  ФПК  будут  сосредоточены  следующие 
виды  деятельности:  дальние  перевозки,  питание 
в пути, багажные и почтовые услуги, ремонт под-
вижного состава. В ФПК планируется передать весь 
парк пассажирских вагонов, вагоноремонтные депо, 
управленческие и административные здания и соору-
жения, кассы и терминалы в крупнейших вокзалах 
и точках продаж.
С 1 апреля 2007 г. начала свою хозяйственную дея-
тельность Дирекция железнодорожных вокзалов – 
филиал ОАО «РЖД». Профильная специализация Ди-
рекции – оказание услуг пассажирам и продажа услуг 
вокзальной  инфраструктуры  перевозчикам  пасса-
жиров,  багажа  и  грузобагажа.  В  ее  состав  входят 
16 региональных дирекций железнодорожных вокза-
лов (РДЖВ). В составе Дирекции железнодорожных 
вокзалов 324 вокзальных комплекса собственности 
ОАО «РЖД».
В  августе  текущего  года  Правлением  ОАО  «РЖД» 
одобрен проект «Концепции эффективного исполь-
зования и развития железнодорожных вокзалов до 
2015 года», согласно которой на развитие вокзаль-
ных комплексов ОАО «РЖД» планирует направить 
30 млрд. руб.

 Организовано курсирование контейнерных по-

ездов по ускоренному графику и с упрощенным та-
моженным оформлением. 
Из  Дальневосточного  региона  до  европейских  гра-
ниц России компания «Трансконтейнер» – дочернее 
предприятие ОАО «РЖД» – доставляет грузы кон-
тейнерными поездами за 11 суток! 

В настоящее время поезда курсируют по маршру-
там:  Москва  –  Новосибирск,  Санкт-Петербург  – 
Свердловск, Находка Восточная – Шушары, Москва – 
Хабаровск  –  Первая  Речка,  Калининград  –  Находка 
Восточная,  Москва  –  Пекин,  Москва  –  Будапешт 
(«Чардаш»), Москва – Берлин («Восточный ветер»), 
Москва – Бусловская («Северное сияние»), Москва – 
Одесса («Одесса) и др. 

 26 июля 2007 г. зарегистрировано ОАО «Первая 

Грузовая Компания». Предварительная оценка стои-
мости Компании на момент основания составляет 
не менее 5 млрд. долл. США. 
Целями создания ОАО «Первая Грузовая Компания» 
являются обновление подвижного состава, укрепле-
ние рыночных позиций РЖД, создание капитализиро-
ванной стоимости и возможность привлечения фи-
нансовых ресурсов с рынка акционерного капитала 
для решения актуальных инвестиционных задач.
«Первая Грузовая Компания» получила 200 тыс. ва-
гонов, в основном специализированных (цистерны, 
цементовозы,  минераловозы,  дозаторы,  75  тыс. 
универсальных полувагонов).
В среднесрочной перспективе предусматривается 
размещение  части  акций  Компании  на  фондовом 
рынке  путем  проведения  первоначального  публич-
ного размещения (IPO). 
Согласно прогнозной финансовой модели Компании, 
планируемые  темпы  обновления  вагонного  парка 
позволят существенно сократить уровень его из-
носа. Предполагаемое выбытие вагонов в период до 
2012 г. составит 69,4 тыс. единиц, приобретение – 
71,8 тыс. вагонов с потребными капиталовложения-
ми на уровне 105,1 млрд. руб.

За прошедший период созданы и успешно работают на 
рынке железнодорожных грузовых перевозок дочерние 
предприятия ОАО «РЖД» – «Русская тройка», «Транс-
контейнер», РейлТрансАвто, Рефсервис. Создается еще 
одна дочерняя компания – ЗАО «Русагротранс», которая 
будет перевозить зерновые грузы, а также обеспечи-
вать приемку/подготовку/отгрузку зерна на собствен-
ных терминалах-элеваторах. Рассматривается вопрос 
о создании «Второй Грузовой Компании».

 25 мая 2007 г. в Сочи в рамках II Международ-

ного железнодорожного бизнес-форума «Стратеги-
ческое партнерство 1520» Президент ОАО «РЖД» 
Владимир Якунин и Председатель Совета директо-
ров  ЗАО  «Трансмашхолдиг»  Дмитрий  Комиссаров 
подписали контракт на разработку и поставку до 
2015  г.  806  локомотивов  четырех  принципиально 
новых модификаций.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

42

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Впервые в российской практике компания «Россий-
ские  железные  дороги»  переходит  на  подписание 
долгосрочных контрактов на разработку и постав-
ку локомотивов. 
Ориентировочная цена одного нового пассажирского 
электровоза ЭП 20 составит не более 4 млн. евро 
(средняя стоимость зарубежных аналогов состав-
ляет порядка 4,5 млн. евро). 

 19 сентября 2007 г. в Щербинке в рамках Между-

народного салона железнодорожной техники и тех-
нологий ЭКСПО 1520 ОАО «РЖД» и ФГУП «ПО «Урал-
вагонзавод»  подписали  трехлетний  Контракт  на 
поставку до 2010 г. 40 тыс. грузовых вагонов стои-
мостью 68 млрд. руб.

 19 сентября 2007 г. в Щербинке в рамках Между-

народного салона железнодорожной техники ЭКСПО 
1520 между ОАО «РЖД» и ЗАО «Трансмашхолдинг» 
подписаны контракты на производство и поставку 
в  2007–2009  гг.  212  единиц  новых  магистральных 
электровозов моделей Э5К и ЭП2К.
Магистральный электровоз Э5К является продол-
жением  семейства  электровозов  серии  «Ермак» 
и  должен  заменить  выработавшие  срок  службы 
электровозы  серии  ВЛ60К.  В  2007  г.  на  линии  по-
ступит  10  электровозов,  а  в  течение  3-х  лет  –  
109 единиц. 
Новый  отечественный  электровоз  ЭП2К  должен 
придти  на  замену  выработавших  свой  срок  служ-
бы чехословацких электровозов ЧС2. В разработке 
и  изготовлении  нового  пассажирского  электрово-
за  принимали  участие  более  30  российских  пред-
приятий.  В  2007  г.  на  железные  дороги  России 
поступит  12  таких  электровозов,  а  к  2010  г.  –  
103 электровоза.

Обзор основных корпоративных событий 
за 2008 год

 26 февраля 2008 г. ОАО «РЖД» и ОАО «Мечел» 

подписали Соглашение о сотрудничестве. 
В период с 2010 по 2030 гг. ОАО «Мечел» будет по-
ставлять  ОАО  «РЖД»  рельсы  в  объеме  не  менее 
400 тыс. тонн в год.
По  соглашению  ОАО  «Мечел»  в  период  с  2008  по 
2010  гг.  построит  современный  рельсобалочный 
стан на Челябинском металлургическом комбина-
те (ОАО «ЧМК»), на котором, в частности, будут 
производиться рельсы железнодорожные высокока-
чественные длиной до 100 метров. 
ОАО «РЖД» после юридического оформления земель-
ных отношений с ОАО «ЧМК» в 2008 г. осуществит 
строительство комплекса рельсосварочного поезда 

(РСП) и подъездных путей на площадке ОАО «ЧМК» 
с вводом в эксплуатацию в 2010 г. 
Для  обеспечения  ритмичного  производственного 
процесса  на  предприятиях  ОАО  «Мечел»  железно-
дорожная Компания обязуется осуществлять бес-
перебойную подачу подвижного состава для отгруз-
ки готовой продукции, в том числе собственными 
рельсовозными платформами.

ОАО  «РЖД»  привлекло  синдицированный  кредит 
на 1,1 млрд. долл. США.

 26 марта 2008 г. ОАО «РЖД» завершило сделку по 

привлечению синдицированного кредита международ-
ных банков на сумму 1,1 млрд. долл. США. Организа-
торами кредита выступили: BANCO BILBAO VIZCAYA 
ARGENTARIA, S.A.; THE BANK OF TOKYO-MITSUBISHI 
UFJ, LTD; BARCLAYS CAPITAL; BNP PARIBAS; ING BANK 
N.V.; BANK AUSTRIA CREDITANSTALT AG; WESTLB AG, 
LONDON BRANCH. 
Церемония подписания Соглашения состоялась в Лон-
доне. Со стороны ОАО «РЖД» в подписании приня-
ли участие Президент Компании Владимир Якунин 
и старший вице-президент Федор Андреев.
Синдицированный кредит привлечен двумя равными 
траншами по 550 млн. долл. США каждый со сроками 
погашения 3 года и 5 лет и ставками LIBOR+0,55% 
и LIBOR+0,75% соответственно. Всего в сделке при-
няли участие 14 банков. 
В ходе успешной синдикации объем заявок был увели-
чен с 1 млрд. долл. США до 1,1 млрд. долл. США. 
Компания  планирует  направить  средства  на  фи-
нансирование общих корпоративных целей в рамках 
утвержденного бюджета и финансового плана. 

 9 апреля 2008 г. в Москве между Общероссийским 

отраслевым объединением работодателей железно-
дорожного транспорта и Российским профсоюзом 
железнодорожников  и  транспортных  строителей 
подписано отраслевое Соглашение на 2008 г.
В  отраслевом  Соглашении  установлены  общие 
принципы  регулирования  социально-трудовых  от-
ношений,  которые  касаются  1,5  млн.  работников  
отрасли.
 

  21–22  мая  2008  г.  в  Сочи  прошел  III  Между- 

народный  железнодорожный  бизнес-форум  «Стра-
тегическое партнерство 1520». В работе форума 
приняли участие около 900 делегатов из 24 стран 
мира.
Участники  обсудили  пути  ускоренного  развития 
«пространства 1520», возможности интеграции же-
лезных дорог «широкой» колеи в Евразийскую транс-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обзор основных 

корпоративных событий 

43

портную систему. Во время форума был подписан 
ряд соглашений и международных контрактов. 

 ОАО «Российские железные дороги» и Федераль-

ное агентство по техническому регулированию 
и  метрологии  подписали  Соглашение  о  взаимо-
действии  по  вопросам  технического  регулиро-
вания и стандартизации. Соглашение позволит 
специалистам  ОАО  «РЖД»  принимать  участие 
в выработке не только национальной нормативно-
правовой базы в области техрегулирования, но 
и участвовать в разработке международных же-
лезнодорожных стандартов.
 ОАО «РЖД» подписало Соглашение с ЗАО «Транс-

машхолдинг»  о  поставке  100  магистральных 
тепловозов 2ТЭ25А «Витязь», разработанных на 
Брянском машиностроительном заводе.
 Дочерняя  компания  ОАО  «РЖД»  –  ОАО  «Транс-

контейнер»  и  ООО  «Трансгрупп  АС»  подписали 
Соглашение о намерениях по строительству кон-
тейнерного терминала в порту Зарубино (Примор-
ский край). Совместное предприятие, созданное 
на паритетных началах, как ожидается, будет 
перерабатывать 400 тыс. контейнеров в 20-фу-
товом эквиваленте (TEU) в год. Срок реализации 
строительства – 5 лет, инвестиции в проект – 
около 100 млн. долл. США.

В  рамках  форума  состоялся  показ  моделей  новой 
форменной одежды для железнодорожников.

  4  июля  2008  г.  отечественный  газотурбовоз 

ГТ1-001 впервые провел грузовой состав.
В рамках испытаний газотурбовоз ГТ1-001 провел 
грузовой состав весом 3 тыс. тонн на участке Ки-
нель  –  Жигулевское  море  Куйбышевской  железной 
дороги.
Первый в мире газотурбовоз мощностью 8300 кВт, 
работающий на сжиженном природном газе и соз-
данный с использованием конверсионной продукции 
(газотурбинные двигатели), разработан совместно 
со специалистами Самарского научно-технического 
комплекса имени Н.Д. Кузнецова (СНТК). 
Газотурбовоз работает на сжиженном природном 
газе и предназначен для эксплуатации на неэлектри-
фицированных участках железных дорог. Он состо-
ит из двух секций. В одной размещаются турбина 
и силовой блок, в другой – емкость для топлива объ-
емом 17 тонн. Одной заправки хватает на 750 км. 
Суммарная (максимальная) мощность газотурбово-
за – 8300 кВт, общий вес – 300 тонн. Газотурбовоз 
оснащен  самыми  современными  приборами  управ-
ления  и  устройствами,  отвечающими  за  безопас-
ность движения. 
Планируется, что первые газотурбовозы будут экс-
плуатироваться  в  районах  Сибири,  где  имеются 
большие запасы природного газа. 

 17 июля 2008 г. Правительством РФ утвержде-

на «Стратегия развития железнодорожного транс-
порта в России до 2030 года». 
Железнодорожным транспортом общего пользова-
ния будут обслуживаться 83 из 86 субъектов Рос-
сийской  Федерации.  Плотность  железнодорожной 
сети к 2030 г. будет увеличена на 23,8% при полной 
ликвидации  ограничений  пропускной  и  провозной 
способности. 
К 2030 г. предполагается ввести более 20 тыс. км 
новых  железнодорожных  линий  и  электрифициро-
вать около 7,5 тыс. км путей. Реализация Страте-
гии позволит организовать транспортное обеспе-
чение 18 перспективных месторождений полезных 
ископаемых и промышленных зон.
Протяженность линий, обеспечивающих движение 
пассажирских  поездов  со  скоростью  до  350  км/ч, 
к 2030 г. составит 1528 км.
К 2030 г. планируется закупить более 23 тыс. единиц 
локомотивов, более 900 тыс. единиц грузовых вагонов 
и около 29,5 тыс. единиц пассажирских вагонов. 
Объем  инвестиций  в  развитие  железнодорожного 
транспорта РФ до 2030 г. составит более 13 трлн. 
руб. (в ценах 2007 г.). Для реализации «Стратегии 
развития железнодорожного транспорта в Россий-
ской Федерации до 2030 года» планируется активно 
использовать  механизм  государственно-частного 
партнерства. 

  11  сентября  2008  г.  Президент  ОАО «Россий-

ские  железные  дороги»  В.И.  Якунин  и  мэр  Москвы 
Ю.М.  Лужков  подписали  Соглашение  о  совмест-
ной реализации инвестиционного проекта «Рекон-
струкция  и  развитие  Малого  кольца  Московской 
железной  дороги»  с  целью  организации  городских 
пассажирских перевозок. Проект рассчитан на срок 
до 2015 г. К этому времени в эксплуатацию будут 
сданы 30 остановочных пунктов и 19 транспортно-
пересадочных узлов. Будут курсировать до 100 пар 
пассажирских электропоездов в сутки с сохранением 
грузового сообщения. Стоимость проезда по Малому 
кольцу будет соотносима со стоимостью проезда 
в Московском метрополитене.
В рамках реализации Соглашения ОАО «РЖД» и Пра-
вительство Москвы создадут совместное предприя-
тие – ОАО «Московская кольцевая железная дорога» 
(ОАО «МКЖД»). 

 11 сентября 2008 г. в Москве состоялась тор-

жественная презентация Курского вокзала после его 
реконструкции и модернизации. На вокзале внедрены 
новая информационная система, система навигации, 
современные  средства  безопасности.  Оборудова-
ны новые зоны торговли, детский игровой центр и 
бизнес-центр, установлены удобные лифты и эскала-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

44

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

торы, в том числе для людей с ограниченными воз-
можностями. Для удобства пассажиров на Курском 
вокзале появились специальные тележки для багажа, 
обновлены кассы, табло прибытия и отправления, 
размещены дополнительные информационные дис-
плеи, тач-скрины и информационные центры. Зна-
чительно расширен сервис, предоставляемый вок-
залом: теперь здесь можно осуществить денежные 
переводы в любую точку мира, заказать гостиницу. 
В  реконструкцию  вокзального  комплекса  вложено 
более 700 млн. руб.
Курский  вокзал  –  пилотный  проект  принятой 
в ОАО «РЖД» «Концепции эффективного использо-
вания и развития железнодорожных вокзалов России 
до  2015  года».  В  течение  этого  периода  на  разви-
тие вокзальных комплексов ОАО «РЖД» планирует 
направить  30  млрд.  руб.  В  ближайшее  время  нач-
нется модернизация вокзалов Владимира и Нижне-
го Новгорода.

  В  период  июня  –  октября  2008  г.  проведены 

открытые торги по продаже имущественных ком-
плексов  вагоноремонтных  депо.  Их  вывод  на  ры-
нок  осуществлялся  в  соответствии  с  Програм-
мой  структурной  реформы  на  ж/д  транспорте  и 
Решением Совета директоров ОАО «РЖД» в целях 
развития конкуренции на рынке ремонта грузовых 
вагонов  и  привлечения  масштабных  инвестиций 
в данный сегмент. По результатам торгов продано 
15 депо на общую сумму в 3,083 млрд. руб., существен-
но  превышающую  начальную  цену  указанных  депо.  
По некоторым лотам на указанных торгах было сде-
лано более 50 шагов. 

Обзор международной деятельности 
ОАО «РЖД» с 2003 года 

Развитие международных связей и международное 
сотрудничество  приобретают  исключительное 
значение в современных условиях. Они выступают 
в качестве важного элемента долгосрочной эконо-
мической стратегии Компании, направленной на ре-
шение задач модернизации, успешного структурного 
реформирования и повышения конкурентоспособно-
сти на международных рынках.
ОАО «РЖД» придает огромную важность развитию 
и укреплению двухсторонних и многосторонних от-
ношений со своими ближайшими соседями. С 2003 г. 
проведено двенадцать заседаний Совета по желез-
нодорожному транспорту государств – участников 
Содружества,  два  из  которых  (юбилейные  40  и  45 
заседания) были организованы в Москве.
Расширение  присутствия  ОАО  «РЖД»  в  странах 
Центральной Азии является долговременным при-

оритетом  деятельности  Общества.  Этому  спо-
собствовали  проведенные  в  2008  г.  Совещание  ру-
ководителей  железных  дорог  Центральной  Азии  и 
России на тему «Стратегия развития железных до-
рог в сфере международных перевозок» (Киргизия), 
5-й  Форум  руководителей  приграничных  регионов 
России и Казахстана (Казахстан).
Развивая  железнодорожно-паромное  сообщение  на 
«пространстве 1520», ОАО «РЖД подписало ряд со-
ответствующих документов: в 2006 г. – Соглаше-
ние об организации перевозок грузов, эксплуатации 
грузовых  вагонов  и  контейнеров  и  взаиморасче-
тов за пользование ими в прямом международном 
железнодорожно-паромном сообщении через порты 
Кавказ (Россия) и Крым (Украина) и Соглашение меж-
ду ОАО «РЖД», ООО «Грузинская железная дорога» и 
ООО «Аншип» об организации перевозок грузов, эксплу-
атации грузовых вагонов и контейнеров и взаиморас-
четов за пользование ими в прямом международном 
железнодорожно-паромном сообщении через порты 
Кавказ (Россия) и Поти (Грузия) с мая 2006 г. 
В Сочи ежегодно проводится Международный желез-
нодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнер-
ство 1520», а также региональные форумы, целью 
которых является дальнейшее развитие взаимодей-
ствия ОАО «РЖД» с железными дорогами стран СНГ 
и Балтии, основанного на работе с единым вагонным 
парком, по единым технологиям и стандартам, и 
реализация совместных проектов в области логи-
стики и модернизации инфраструктуры.
Активная интеграция в Европейскую транспортную 
систему является одним из приоритетов Компании. 
5 сентября 2005 г. в Санкт-Петербурге состоялась 
5-я Конференция генеральных директоров европей-
ских железных дорог, на которой был придан новый 
импульс развитию партнерства ОАО «РЖД» с же-
лезнодорожными администрациями Европы.
В качестве ключевого партнера в Европе ОАО «РЖД» 
рассматривает АО «Немецкая железная дорога».

 20 ноября 2005 г. в Москве подписано Совмест-

ное  заявление  о  сотрудничестве  в  области  грузо-
вых перевозок, на основании которого проводится 
работа по созданию ряда совместных предприятий 
с участием ОАО «РЖД» и железных дорог Германии, 
а также Белоруссии и Польши.

 18 июня 2007 г. в Москве подписано Заявление 

о  создании  совместного  предприятия  ЗАО  «Евра-
зия Рейл Логистик» (ЗАО «ЕРЛ») с участием желез-
ных дорог России, Германии, Польши и Белоруссии. 
В  мае  2008  г.  это  СП  зарегистрировано  в  Москве 
в форме ЗАО. 
Ведется активное взаимодействие с железными до-
рогами Финляндии.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обзор основных 

корпоративных событий 

45

В апреле 2007 г. проведен пропуск демонстрационно-
го контейнерного поезда Коувола – Москва с целью 
отработки  возможностей  финских  и  российских 
железных  дорог  по  предоставлению  высококаче-
ственного сервиса. 
Большое внимание уделяется сотрудничеству с ино-
странными  партнерами  в  высокотехнологичных 
областях с целью интеграции России в пул стран, 
эксплуатирующих высокоскоростные поезда на сво-
их территориях. В 2006 г. подписан Контракт с не-
мецкой компанией «Сименс» (Германия) на поставку 
8 электропоездов Velaro RUS («Сапсан») для курси-
рования  по  маршруту  Москва  –  Санкт-Петербург  
и Москва – Нижний Новгород. 
Реализуются важные договоренности с компаниями 
«Кнорр-Бремзе», «Альстом», «Бомбардье», «Финме-
каника» в области создания и использования новей-
ших разработок в области подвижного состава. При 
этом  ОАО  «РЖД»  исходит  из  необходимости  обе-
спечения максимально возможной совместимости 
российских технологий железнодорожной системы 
с европейскими аналогами.

  5  сентября  2007  г.  заключен  Договор  на  по-

ставку скоростного подвижного состава компании 
«Альстом» (Франция). В соответствии с Договором 
совместной компании Karelian Trains будут постав-
лены четыре скоростных электропоезда типа SM3 
Pendolino  «Аллегро»  для  организации  скоростного 
движения Санкт-Петербург – Хельсинки.

  14  марта  2007  г.  в  Бари  (Италия)  подписано 

Соглашение о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и 
корпорацией  «Финмекканика  С.п.А.»  в  области  со-
вместной разработки и производства электропоез-
да со скоростью движения до 160 км/час, примене-
ния спутниковых технологий на железнодорожном 
транспорте и в других областях.

 21 марта 2007 г. в г. Дели подписано Соглаше-

ние о сотрудничестве в области железнодорожно-
го транспорта между ОАО «РЖД» и Национальным 
обществом железных дорог Франции (СНЦФ).

Развитие паромных перевозок на маршруте Усть-
Луга – Балтийск – Зассниц осуществляется на осно-
вании Распоряжения Правительства РФ от 05.09.02 г. 
№  1233-р  «О  строительстве  комбинированного 
многоцелевого грузопассажирского автомобильно-
железнодорожного паромного комплекса «Усть-Луга – 
Балтийск  –  порты  Германии».  С  октября  2007  г. 
открыто регулярное железнодорожно-паромное со-
общение между Германией и Россией на линии Зас- 
сниц – Балтийск, где работает паром «Вильнюс», 
оперируемый судоходной компанией DFDS Lisco.

В целях привлечения дополнительных объемов пере-
возок  на  российские  железные  дороги  ОАО  «РЖД» 
совместно с грузоотправителями и перевозчиками 
соседних  стран  проводило  работу  по  организации 
контейнерных поездов. В период с 2005 г. организо-
вано  курсирование  контейнерных  поездов  «Мерку-
рий»  (Калининград/Клайпеда  –  Москва),  «Северное 
сияние»  (Финляндия  –  Москва  –  Финляндия),  «Вос-
точный ветер» (Берлин – Варшава – Минск – Москва) 
и «Монгольский вектор» (Китай, Монголия, Россия, 
Белоруссия, Польша, Германия).
В 2006–2008 гг. проведена масштабная работа по 
развитию  сотрудничества  с  Китайскими  желез-
ными дорогами и подписан ряд основополагающих 
меморандумов  и  соглашений  в  области  развития 
контейнерных перевозок. 25–26 марта 2007 г. было 
подписано  Соглашение  между  ОАО  «РЖД»  и  Мини-
стерством железных дорог КНР об укреплении со-
трудничества  в  области  перевозки  нефти  желез-
нодорожным транспортом. Отгрузка сырой нефти 
в Китай в 2008 г. осуществляется со станций Зуй, 
Суховская Восточно-Сибирской железной дороги че-
рез погранпереход Забайкальск – Маньчжурия.
Осуществляется также сотрудничество по реали-
зации Соглашения между ОАО «РЖД» и МЖД КНР от 
2006 г. об электронном обмене данными при пере-
возках  грузов  в  международном  железнодорожном 
сообщении. 
Реализуется подписанное 31 октября 2006 г. в г. Мо-
скве  Соглашение  о  взаимном  использовании  и  со-
вместном управлении крупнотоннажными контей-
нерами с префиксами TBJU и RZDU между Компанией 
с ограниченной ответственностью по контейнер-
ным перевозкам КЖД и ОАО «Трансконтейнер». Рос-
сийскими железными дорогами за 8 месяцев 2008 г. 
перевезено в экспортном, импортном и транзит-
ном сообщении с КНР 185,6 тыс. крупнотоннажных 
контейнеров в ДФЭ, что на 38% выше аналогичного 
периода прошлого года. Большое внимание уделено 
направлению Забайкальск  – Манчжурия, учитывая 
необходимость  освоения  возрастающих  объемов 
перевозки грузов из Китая в Россию, а также пере-
возки нефти из России в Китай.
Принимая  во  внимание  сложившуюся  ситуацию  в 
условиях  экономического  кризиса,  сопровожда-
емого  снижением  объемов  контейнерных  перево- 
зок  железнодорожным  транспортом,  и  учитывая 
жесткую конкуренцию с морскими перевозчиками, 
особое внимание уделяется взаимодействию с желез-
ными дорогами и операторами по созданию конкурен-
тоспособного транспортного продукта в области 
организации транзитных контейнерных перевозок 
в  составе  контейнерных  поездов  в  сообщении  Ки-
тай – Еврозона – Китай. В рамках совместной рабо-
чей группы железных дорог России, Китая и Германии 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..