46
Годовой отчет ОАО «РЖД»
2008
прорабатываются вопросы организации евроазиат-
ских грузовых перевозок в сообщении Китай – Европа.
В 2008 г. организованы пропуски двух демонстрацион-
ных контейнерных поездов Пекин – Гамбург с участием
железных дорог Китая, Монголии, России, Белоруссии,
Польши и Германии. Эти пробеги продемонстрировали
возможности, которыми располагают сегодня желез-
ные дороги, и показали способность всех участников
слаженно работать над совместными проектами.
К настоящему моменту в рамках проводимой рабо-
ты по созданию сухопутного моста Китай – Европа
организовано 6 контейнерных поездов.
Проработан вопрос организации транзитных пере-
возок грузов в контейнерах из северо-восточных про-
винций Китая через погранпереход Гродеково – Суй-
фэньхе и Дальневосточные порты РФ на юг Китая.
В 2008 г. была также осуществлена перевозка кон-
тейнеров в составе опытного контейнерного поезда
из г. Шенжень (Китай) через погранпереход Достык–
Алашанькоу в Европу. Сроки доставки контейнеров
составили в среднем от 17 до 20 суток.
Достигнуты важные договоренности о расширении
сотрудничества между ОАО «РЖД» и Улан-Баторской
железной дорогой. Их реализация призвана способ-
ствовать планируемая передача в доверительное
управление ОАО «РЖД» принадлежащего Россий-
ской Федерации 50%-го пакета акций российско-
монгольского АО «УБЖД».
В последние годы активизировалось взаимодей-
ствие ОАО «РЖД» с японскими грузоотправителя-
ми. Интерес к перевозкам по Транссибу проявляют
концерны Nissan, Honda, Toyota, Matsushita Electric
Industrial (Panasonic), Sony, Mitsubishi, a также тор-
говый дом Mitsui и экспедиторская компания Nissin.
С 2006 г. проведено несколько опытных перево-
зок «Тойота Мотор». В ходе четвертой перевозки
(февраль – март 2008 г.) были достигнуты ожидае-
мые положительные результаты – обеспечена 100%-я
сохранность комплектующих. Руководство компа-
нии «Тойота Мотор» рассматривает возможности
организации регулярных железнодорожных перевоз-
ок из Японии в Россию на завод компании «Тойота»
в Санкт-Петербурге в перспективе в зависимости
от экономической конъюнктуры.
Японские компании также проявляют интерес к
сотрудничеству с ОАО «РЖД» в развитии высоко-
скоростного движения в России. В 2007 г. в России
и Японии проведены две совместные конференции
на эту тему.
В целях привлечения грузопотоков на Транссиб еже-
годно проводятся заседания Международного Коор-
динационного Совета по Транссибирским перевозкам
с участием заинтересованных железнодорожных ад-
министраций, экспедиторских компаний и фузовла-
дельцев из стран Европы, России, СНГ и Азии.
За истекший период большое внимание уделено раз-
витию международных транспортных коридоров
(МТК) и реализации инфраструктурных проектов
за рубежом. Данное направление сегодня является
одним из основных механизмов повышения конкурен-
тоспособности Компании.
В поле постоянного внимания Компании находит-
ся МТК «Север – Юг», который призван обеспечить
развитие транзитных евроазиатских перевозок по
российским транспортным коммуникациям с выхо-
дом на Индию и страны Персидского залива. В целях
повышения коммерческой эффективности этого
маршрута совместно с партнерами в Азербайджане
и Иране ОАО «РЖД» решает вопрос о налаживании
прямого сухопутного сообщения по западному по-
бережью Каспийского моря со строительством но-
вой линии Казвин – Решт – Астара на территории
Ирана и Азербайджана.
Одновременно с Туркменистаном и Ираном решается
вопрос о возможном участии ОАО «РЖД» в строи-
тельстве новой железнодорожной линии Узень – Бе-
рекет – Этрек – Горган, соединяющей Казахстан,
Туркменистан и Иран, как составной части МТК
«Север – Юг».
Значительный потенциал для увеличения объемов
транзитных перевозок открывает проект восста-
новления Транскорейской железной дороги. В марте
2006 г. ОАО «РЖД» была организована демонстра-
ционная поездка по Транссибу с участием руко-
водства железнодорожных администраций Герма-
нии, Польши, Финляндии, Южной и Северной Кореи,
Белоруссии, в ходе которой 17 марта 2006 г. во
Владивостоке состоялись трехсторонние пере-
говоры глав ОАО «РЖД», МЖД КНДР и «Корейл» и
было принято решение начать реализацию проекта
с восстановления участка железной дороги Хасан –
Раджин.
С 2007 г. ОАО «РЖД» совместно с железнодорожными
администрациями и транспортными ведомствами
Австрии, Словакии и Украины прорабатывает про-
ект продления ширококолейной железной дороги от
Кошице (Словакия) до Братиславы и Вены, для созда-
ния международного логистического центра.
Развитие сотрудничества в рамках специализиро-
ванных международных транспортных организа-
ций является ключевым направлением интеграции
ОАО «РЖД» в мировой рынок транспортных услуг,
повышения эффективности взаимодействия с ино-
странными железными дорогами.
В этом контексте особую важность приобретает
развитие сотрудничества с Международным союзом
железных дорог (МСЖД).
Многогранный характер деятельности Союза по-
зволяет Компании получить новые возможности
для реализации своего транзитного потенциала –