ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 3

 

 

46

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

прорабатываются вопросы организации евроазиат-
ских грузовых перевозок в сообщении Китай – Европа.  
В 2008 г. организованы пропуски двух демонстрацион-
ных контейнерных поездов Пекин – Гамбург с участием 
железных дорог Китая, Монголии, России, Белоруссии, 
Польши и Германии. Эти пробеги продемонстрировали 
возможности, которыми располагают сегодня желез-
ные дороги, и показали способность всех участников 
слаженно работать над совместными проектами. 
К настоящему моменту в рамках проводимой рабо-
ты по созданию сухопутного моста Китай – Европа 
организовано 6 контейнерных поездов.
Проработан вопрос организации транзитных пере-
возок грузов в контейнерах из северо-восточных про-
винций Китая через погранпереход Гродеково – Суй-
фэньхе и Дальневосточные порты РФ на юг Китая. 
В 2008 г. была также осуществлена перевозка кон-
тейнеров в составе опытного контейнерного поезда 
из г. Шенжень (Китай) через погранпереход Достык– 
Алашанькоу в Европу. Сроки доставки контейнеров 
составили в среднем от 17 до 20 суток.
Достигнуты важные договоренности о расширении 
сотрудничества между ОАО «РЖД» и Улан-Баторской 
железной дорогой. Их реализация призвана способ-
ствовать  планируемая  передача  в  доверительное 
управление  ОАО  «РЖД»  принадлежащего  Россий-
ской  Федерации  50%-го  пакета  акций  российско-
монгольского АО «УБЖД». 
В  последние  годы  активизировалось  взаимодей-
ствие ОАО «РЖД» с японскими грузоотправителя-
ми. Интерес к перевозкам по Транссибу проявляют 
концерны Nissan, Honda, Toyota, Matsushita Electric 
Industrial (Panasonic), Sony, Mitsubishi, a также тор-
говый дом Mitsui и экспедиторская компания Nissin. 
С  2006  г.  проведено  несколько  опытных  перево- 
зок «Тойота Мотор». В ходе четвертой перевозки 
(февраль – март 2008 г.) были достигнуты ожидае-
мые положительные результаты – обеспечена 100%-я 
сохранность комплектующих. Руководство компа-
нии «Тойота Мотор» рассматривает возможности 
организации регулярных железнодорожных перевоз-
ок из Японии в Россию на завод компании «Тойота» 
в Санкт-Петербурге в перспективе в зависимости 
от экономической конъюнктуры.
Японские  компании  также  проявляют  интерес  к 
сотрудничеству с ОАО «РЖД» в развитии высоко-
скоростного движения в России. В 2007 г. в России 
и Японии проведены две совместные конференции 
на эту тему.
В целях привлечения грузопотоков на Транссиб еже-
годно проводятся заседания Международного Коор-
динационного Совета по Транссибирским перевозкам 
с участием заинтересованных железнодорожных ад-
министраций, экспедиторских компаний и фузовла-
дельцев из стран Европы, России, СНГ и Азии.

За истекший период большое внимание уделено раз-
витию  международных  транспортных  коридоров 
(МТК)  и  реализации  инфраструктурных  проектов 
за рубежом. Данное направление сегодня является 
одним из основных механизмов повышения конкурен-
тоспособности Компании.
В  поле  постоянного  внимания  Компании  находит-
ся МТК «Север – Юг», который призван обеспечить 
развитие транзитных евроазиатских перевозок по 
российским транспортным коммуникациям с выхо-
дом на Индию и страны Персидского залива. В целях 
повышения  коммерческой  эффективности  этого 
маршрута совместно с партнерами в Азербайджане 
и Иране ОАО «РЖД» решает вопрос о налаживании 
прямого  сухопутного  сообщения  по  западному  по-
бережью Каспийского моря со строительством но-
вой линии Казвин – Решт – Астара на территории 
Ирана и Азербайджана. 
Одновременно с Туркменистаном и Ираном решается 
вопрос о возможном участии ОАО «РЖД» в строи-
тельстве новой железнодорожной линии Узень – Бе-
рекет  –  Этрек  –  Горган,  соединяющей  Казахстан, 
Туркменистан  и  Иран,  как  составной  части  МТК 
«Север – Юг».
Значительный потенциал для увеличения объемов 
транзитных перевозок открывает проект восста-
новления Транскорейской железной дороги. В марте 
2006 г. ОАО «РЖД» была организована демонстра-
ционная  поездка  по  Транссибу  с  участием  руко-
водства  железнодорожных  администраций  Герма-
нии, Польши, Финляндии, Южной и Северной Кореи, 
Белоруссии,  в  ходе  которой  17  марта  2006  г.  во 
Владивостоке  состоялись  трехсторонние  пере-
говоры  глав  ОАО  «РЖД»,  МЖД  КНДР  и  «Корейл»  и 
было принято решение начать реализацию проекта 
с восстановления участка железной дороги Хасан –  
Раджин.
С 2007 г. ОАО «РЖД» совместно с железнодорожными 
администрациями и транспортными ведомствами 
Австрии, Словакии и Украины прорабатывает про-
ект продления ширококолейной железной дороги от 
Кошице (Словакия) до Братиславы и Вены, для созда-
ния международного логистического центра. 
Развитие сотрудничества в рамках специализиро-
ванных  международных  транспортных  организа-
ций является ключевым направлением интеграции 
ОАО «РЖД» в мировой рынок транспортных услуг, 
повышения эффективности взаимодействия с ино-
странными железными дорогами.
В этом контексте особую важность приобретает 
развитие сотрудничества с Международным союзом 
железных дорог (МСЖД).
Многогранный  характер  деятельности  Союза  по-
зволяет  Компании  получить  новые  возможности 
для реализации своего транзитного потенциала – 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обзор основных 

корпоративных событий 

47

строительства моста, связывающего европейские 
и азиатские железные дороги.
На 68-й сессии Генеральной ассамблеи МСЖД в Мон-
реале  12  июня  2006  г.  было  одобрено  вступление 
ОАО «РЖД» в МСЖД в качестве полноправного члена. 
С декабря 2006 г. Президент ОАО «РЖД» является 
членом  Исполнительного  совета  МСЖД.  В  марте 
2007 г. Компания стала членом Азиатской региональ-
ной ассамблеи МСЖД, а в июне 2007 г. вошла в со-
став Европейской региональной ассамблеи МСЖД. 
Таким образом, ОАО «РЖД» является членом трех 
ключевых  руководящих  органов  МСЖД.  В  2007  г. 
в  Москве  была  успешно  организована  и  проведе-
на  юбилейная  70-я  сессия  Генеральной  ассамблеи  
МСЖД.
За Компанией закреплено курирование таких прин-
ципиально важных вопросов, как развитие междуна-
родных транспортных коридоров и формирование 
стандартов  качества  и  сертификации.  Все  это 
предоставляет  возможность  вносить  заметный 
вклад в формирование международного транспорт-
ного пространства с учетом интересов Российских 
железных дорог.
С  момента  создания  ОАО  «РЖД»  была  проведена 
большая работа по наделению Компании полномо-
чиями члена Конференции Генеральных директоров 
(ответственных представителей) Организации со-
трудничества железных дорог (ОСЖД), т.е. руковод-
ство и участие в трех важнейших Комиссиях ОСЖД: 
по грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам, 
инфраструктуре и подвижному составу. В настоя-
щее время ОСЖД объединяет 27 государств Европы 
и Азии; Российские железные дороги играют в этом 
объединении ведущую роль.
В последние годы при активной поддержке Компа-
нии  совместными  усилиями  ОСЖД  и  Международ-
ного комитета по железнодорожному транспорту 
(ЦИТ) введена в действие унифицированная наклад-
ная ЦИМ/СМГС, которая используется при перевозке 
грузов в страны, применяющие разное международ-
ное транспортное право (ЦИМ и СМГС).
ОАО «РЖД» активно сотрудничает с Экономической 
и  социальной  комиссией  для  Азии  и  Тихого  океана 
(ЭСКАТО) ООН по созданию интегрированной Транс-
азиатской транспортной системы. Компания при-
нимала участие в подготовке Межправительствен-
ного соглашения по сети Трансазиатских железных 
дорог (ТАЖД), подписанного странами – участницами 
ЭСКАТО в ноябре 2006 г. в Пусане (Р. Корея).
Важное значение имеет участие ОАО «РЖД» в дея-
тельности  Комитета  по  внутреннему  транспор-
ту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ 
ЕЭК ООН), которое позволяет оказывать влияние на 
формирование европейской транспортной полити-
ки, а также иметь доступ к нормативным и инфор-

мационным данным и использовать их в интересах 
Российских железных дорог.
В 2005 г. в рамках сотрудничества с Европейской 
конференцией министров транспорта (ЕКМТ) подго-
товлен «Обзор ЕКМТЮЭСР по реформированию же-
лезных дорог Российской Федерации», который был 
утвержден на 89-й сессии ЕКМТ в Москве 24–25 мая 
2005 г. Впервые в Обзоре, подготовленном для ОЭСР 
и ЕКМТ иностранными экспертами высокого уров-
ня,  был  отмечен  впечатляющий  прогресс  реформ 
на железнодорожном транспорте России.
Компания уделяет большое значение развитию меж-
дународного пассажирского сообщения. За последние 
годы увеличено число международных поездов, и сегод-
ня ОАО «РЖД» осуществляет перевозки в 19 стран 
Европы и Азии: Германию, Польшу, Австрию, Слова-
кию, Чехию, Венгрию, Китай, Монголию, Северную 
Корею, Францию, Голландию и др. 
После 13-летнего перерыва 12 декабря 2007 г. с Бе-
лорусского вокзала в первый рейс отправился бес-
пересадочный вагон Москва – Париж.
Вагон, вошедший в состав поезда № 13/14 Москва – 
Берлин,  формирования  Немецких  железных  дорог. 
В 2006–2007 гг. открыто ускоренное движение пас-
сажирских поездов в сообщении Москва – Минск и 
Москва – Киев. В целом поезда и беспересадочные 
вагоны  ОАО  «РЖД»  курсируют  по  56  международ-
ным маршрутам.

Основные направления и проекты  
международной деятельности в 2008 году

Приоритетом является повышение эффективности 
взаимодействия с железными дорогами стран СНГ 
и Балтии с колеей 1520 мм – нашими ближайшими 
соседями и ведущими партнерами по грузоперевоз-
кам и пассажирскому сообщению. ОАО «РЖД» играет 
роль основного связующего звена на «пространстве 
1520»  как  в  рамках  «производственного»  Совета 
по  железнодорожному  транспорту  государств  – 
участников Содружества, так и в формате делово-
го форума «Стратегическое партнерство – 1520». 
В  2008  г.  состоялись  мероприятия  «1520»  в  Риге 
(февраль),  Сочи  (май)  и  Астане  (декабрь)  и  2  засе-
дания  Совета  СНГ:  48-ое  в  Киргизии  (май)  и  49-ое 
в Киеве (ноябрь). В 2008 г. с Казахстаном и наши-
ми  партнерами  в  странах  Центральной  Азии  до-
стигнуты важные договоренности о согласовании 
стратегических вопросов развития железнодорож-
ной сети, в том числе в области реформирования 
и  обеспечения  транзитных  перевозок.  При  этом 
одной из главнейших оперативных задач остается 
улучшение  координации  в  использовании  подвиж-
ного состава.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

48

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

На межгосударственном уровне одобрено предложение 
ОАО «РЖД» об урегулировании имущественных отно-
шений между Россией и Казахстаном в части россий-
ских железнодорожных линий, проходящих по террито-
рии Казахстана. Правительства России и Казахстана 
утвердили проект межгосударственного Соглашения, 
согласно которому Российская Федерация приобретет 
в собственность 6 железнодорожных участков, прохо-
дящих по территории Казахстана, включая 2 участка, 
относящихся к Транссибирской магистрали

  В  2008  г.  ОАО  «РЖД»  победило  в  тендере  на 

концессионное управление армянской железной до-
рогой (АЖД). 
Правительство Армении объявило конкурс на выбор 
будущего концессионера АЖД в сентябре 2007 г. При-
глашения были направлены железнодорожным компа-
ниям 40 стран. Техническое и финансовое предложе-
ния ОАО «РЖД» получили высокую оценку армянской 
стороны. Российская компания была объявлена побе-
дителем тендера. Срок концессионного управления 
составит 30 лет с правом пролонгации еще на 20 лет 
после первых 20 лет работы. Функция управления ар-
мянской железной дорогой возложена на ЗАО «Южно-
Кавказская железная дорога» – специально созданное 
в Армении 100%-ное дочернее общество ОАО «РЖД». 
С 1 июня 2008 г. оно начало работу.
По  предварительному  инвестиционному  плану  за 
30  лет  управления  АЖД  Компания  обязуется  вло-
жить в развитие инфраструктуры железной дороги 
Армении около 400 млн. долл. 
ОАО «РЖД» активно взаимодействует с российски-
ми  государственными  органами,  чтобы  использо-
вать  все  имеющиеся  политические  возможности 
для  преодоления  транспортной  изолированности 
Армении  как  одного  из  сдерживающих  факторов 
в  торговле  между  нашими  странами  и  развитии 
экономики этой страны.

Проводится последовательная работа по улучшению 
условий  для  привлечения  транзитных  грузов  в  евро-
азиатский  коридор  «Запад  –  Восток»,  включающий 
Транссибирскую магистраль. В 2008 г. начало деятель-
ность совместное предприятие ОАО «РЖД» и «ДБ АГ» 
«Транс-Евразия  Лоджистикс  ГмбХ».  Цель  компании  – 
способствовать  увеличению  объемов  железнодорож-
ных  перевозок  в  сообщении  Европа  –  Россия/страны 
СНГ  на  основе  внедрения  современных  транспортно-
логистических  технологий,  а  также  формирования 
и предоставления конкурентоспособного сервиса «от 
двери до двери». Предприятие зарегистрировано в Гер-
мании. В России планируется открытие офиса в форме 
дочернего общества.

Кроме того, в мае 2008 г. в Москве зарегистрировано 
Закрытое акционерное общество с участием желез-
ных дорог России, Германии, Польши и Белоруссии – 
«Евразия Рейл Логистик». Основной целью создания 
данного СП является формирование инструментов, 
обеспечивающих оптимизацию перевозочного процес-
са и увеличение объемов перевозимых грузов в между-
народном транспортном коридоре № 2. 

 В 2008 г. ОАО «РЖД» вплотную занялось с Немец-

кими железными дорогами проработкой совместных 
проектов в области логистической деятельности 
(создание  терминала  в  Белом  Расте  Московской 
области) и подготовки высококвалифицированных 
кадров  (Центр  международной  логистики  на  базе 
СПбГУ).

 ОАО «РЖД» и Холдинг Ports & Free Zone World FZE, 

в состав которого входит портовый оператор DP 
World, подписали Соглашение о сотрудничестве.
В конце января в городе Дубаи (Объединенные Араб-
ские  Эмираты)  Президент  ОАО  «РЖД»  Владимир 
Якунин и Президент Группы Ports & Free Zone World 
FZE г-н Джамал Маджид Бин Таньях (Jamal Majid Bin 
Thaniah) обсудили возможные направления сотруд-
ничества. 
По итогам переговоров было подписано Соглашение 
о сотрудничестве. Стороны договорились создать 
совместную рабочую группу для изучения возмож-
ностей развития портовых контейнерных терми-
налов и железнодорожной инфраструктуры в России 
и других странах с целью предоставления высоко-
эффективных  логистических  услуг  и  увеличения 
грузопотоков. 

 Дальнейшее развитие получили паромные пере-

возки на маршруте Усть-Луга – Балтийск – Зассниц, 
которые осуществляются с октября 2007 г. Разра-
ботанная на сегодняшний день нормативно-правовая 
база паромного сообщения Зассниц – Мукран – Бал-
тийск является практической основой для дальней-
шей организации перевозок грузов через паромную 
переправу Зассниц – Усть-Луга.
Для эффективной работы железнодорожно-паромной 
линии  Усть-Луга  –  Балтийск  –  Зассниц  в  августе 
2008 г. создан Совет комбинированной автомобильно-
железнодорожной грузопассажирской паромной линии 
Усть-Луга – Балтийск – Зассниц под председатель-
ством старшего вице-президента ОАО «РЖД» Лапи-
дуса Б.М. Большое внимание в ходе заседаний Совета 
уделено вопросам вступления Российской Федерации 
в Межправительственную организацию по между-
народным  железнодорожным  перевозкам  (ОТИФ) 
и  присоединения  Российской  Федерации  к  Конвен-
ции о международных железнодорожных перевозках  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обзор основных 

корпоративных событий 

49

(КОТИФ) участками железнодорожной инфраструк-
туры ОАО «РЖД» от причалов паромных комплексов 
портов Балтийск и Усть-Луга до припортовых стан-
ций Балтийск и Лужская. По инициативе ОАО «РЖД» 
данный вопрос решается государственными органа-
ми  Российской  Федерации.  Присоединение  Россий-
ской  Федерации  к  КОТИФ  будет  способствовать 
росту клиентской базы паромного сообщения; это 
даст возможность привлечь дополнительные грузо-
потоки из стран СНГ на железнодорожно-паромное 
сообщение.

Активно развивается сотрудничество в рамках между-
народных организаций. В рамках Международного союза 
железных дорог в 2008 г. ОАО «РЖД» принимало участие 
в 72-й (Сеул, май) и 73-й (Париж, декабрь) Генассамблеях 
МСЖД. Активная работа проводилась также по линии 
Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), 
а также ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН, в контактах с органами 
ЕС. Достигнутые договоренности и реализуемые про-
екты призваны оптимизировать перевозочный процесс 
и  увеличить  объемы  перевозимых  ОАО  «РЖД»  грузов 
на евроазиатском направлении.

 

  14–15  февраля  2008  г.  в  Риге  прошел  Между- 

народный бизнес-форум «Стратегическое партнер-
ство 1520: Балтийский регион».
«Балтийский  регион  занимает  выгодное  геогра-
фическое положение в Евразийской транспортной 
системе  и  располагает  высокоразвитой  транс-
портной  инфраструктурой.  Через  него  проходят 
важнейшие международные транспортные коридо-
ры «Восток – Запад» и «Север – Юг». Общая ширина 
колеи,  единство  технических  и  технологических 
стандартов,  традиции  тесного  сотрудничества 
дают нам уникальные конкурентные преимущества 
на мировом транспортном рынке, – сказал на от-
крытии Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – 
Мы рассматриваем железные дороги стран Балтии 
в качестве своих стратегических партнеров и убеж-
дены, что наше сотрудничество внесет ощутимый 
вклад в развитие дружеских отношений между на-
шими странами».

 4 апреля 2008 г. в Вене (Австрия) и 17 июля 2008 г. 

в г. Братиславе (Словакия) ОАО «РЖД», железные до-
роги Австрии, Словакии и Украины подписали Про-
токолы в целях перехода к предпроектной стадии 
исследовательских работ по продлению ширококо-
лейной железной дороги в Центральную Европу. 
Для увеличения транзитного грузопотока на этом 
направлении и формирования доходной части проекта 
принято решение развивать новый для ОАО «РЖД» 
контейнерный маршрут в рамках МТК-5 из портов 
Северной Адриатики через Восточную Европу. В этих 
целях ОАО «Трансконтейнер» взяло в долгосрочную 
аренду перегрузочный терминал в Восточной Сло-
вакии (с. Добра).
В  подписанных  в  2008  г.  совместных  документах 
отражены общие цели четырех сторон по привлече-
нию грузопотока на маршрут Азия – Россия – Цен-
тральная Европа и повышению конкурентоспособ-
ности  железнодорожных  перевозок  по  сравнению 
с перевозками морским путем или автомобильным 
транспортом. 
В  целом  в  2008  г.  международная  деятельность 
ОАО «РЖД» была нацелена на решение стратегиче-
ской задачи укрепления позиций Российских желез-
ных дорог на евроазиатском рынке транспортных 
услуг. Эта работа проходит в условиях нарастаю-
щей глобальной конкуренции как со стороны других 
видов транспорта, так и иностранных железных до-
рог. При этом в условиях глобального финансового 
кризиса первейшей задачей для ОАО «РЖД» как хо-
зяйствующего субъекта является обеспечение эко-
номической эффективности конкретных проектов 
и окупаемости инвестируемых средств.

 17 апреля 2008 г. в Триполи ОАО «РЖД» и Управ-

лением по реализации железнодорожных проектов 
Великой  Социалистической  Народной  Ливийской 
Арабской Джамахирии в присутствии глав России 
и Ливии – Владимира Путина и Муамара Каддафи – 
подписан контракт на строительство железнодо-
рожного участка Сирт – Бенгази протяженностью 
554 км стоимостью около 2,2 млрд. евро. Новая ли-
ния  пройдет  вдоль  побережья  Средиземного  моря 
и соединит крупные города Ливии. Срок строитель-
ства участка – 4 года. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

52

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Положение общества в отрасли

Основные рынки Компании

Доля железнодорожного транспорта в общем объ-
еме грузооборота транспортной системы страны 
возросла с 42,5% в 2007 г. до 42,7% в 2008 г., а доля 
пассажирооборота  снизилась  с  40,3%  в  2007  г.  до 
39,1% в 2008 г.
Значима роль Российских железных дорог и в миро-
вой транспортной системе. Отечественная желез-
нодорожная  сеть  занимает  первое  место  в  мире 
по  протяженности  электрифицированных  линий, 
второе – по эксплуатационной длине, третье – по 
грузообороту и объемам грузовых перевозок, чет-
вертое  –  по  пассажирообороту  и  объемам  пасса-
жирских перевозок. 
На рынке существуют операторские компании, ор-
ганизованные крупнейшими сырьевыми и производ-
ственными  финансово-промышленными  группами 
(ФПГ) и холдингами, а также независимые оператор-
ские компании, созданные частными инвесторами. 
Из  первой  группы  наиболее  крупные  компании  – 
«ЛУКойл-Транс», «ММК-Транс», «Управляющая транс-
портная  компания»  и  «Центр  рудных  перевозок» 
(«Металлоинвест»),  «Финтранс»  («Илим  Палп»), 
«Спеццистерны» (АК «Сибур»), «Уралкалий». 
Среди  крупнейших  компаний  второй  группы  – 
«GlobalTrans» («Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс»), 

в которую также входят «Новая перевозочная ком-
пания» и «Севтехнотранс»), «Фирма ТрансГарант» 
(входит в Группу «FESCO»), «Евросиб СПб», «Дальне-
восточная Транспортная Группа».

Globaltrans Investment PLC

Omirou 20, Agios Nikolaos, P.C.3095, Limassol, Cyprus 

Группа компаний «GlobalTrans» («Н-Транс», бывшая 
«Северстальтранс») – частный оператор на рынке 
транспортных услуг России, стран СНГ и Балтии. 
Группа объединяет более 20 компаний (в том числе 
«Новая перевозочная компания», «Севтехнотранс», 
эстонские компании «Spacecom» и «Intopex Trans»), 
работающих  в  различных  секторах  транспортно-
го  бизнеса.  В  состав  Группы  входят  стивидорные 
компании  в  Восточном,  Санкт-Петербургском  и 
других портах, железнодорожные операторы, фрах-
товые, экспедиторские компании. Компании Группы 
предоставляют  полный  комплекс  транспортно-
экспедиторских  услуг  в  сфере  международных  и 
внутрироссийских  перевозок  железнодорожным, 
морским,  речным,  автомобильным  транспортом. 
Специализируется  на  организации  мультимодаль-
ных  перевозок.  Оперирует  парком  свыше  21  тыс. 
грузовых вагонов.

Фирма «ТрансГарант»

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 24, корп. 1

«Фирма «Трансгарант» – один из лидеров российско-
го транспортного рынка, входит в транспортную 

Изменение структуры грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта
за 2007–2008 гг. (%, по данным Росстата)

Наименование

2007

2008

Изменение доли, 
п.п.

Грузооборот по видам транспорта

железнодорожный

42,5

42,7

+0,2

автомобильный

4,2

4,4

+0,2

морской 

1,3

1,7

+0,4

внутренний водный

1,7

1,3

–0,4

воздушный (транспортная авиация)

0,1

0,1

0

трубопроводный

50,2

49,8

–0,4

Пассажирооборот по видам транспорта*

железнодорожный

40,3

39,1

–1,2

автомобильный (автобусный)

34,1

33,5

–0,6

воздушный (транспортная авиация)

25,6

27,2

+1,6

*– без учета пассажирооборота городского,  
внутреннего водного и морского транспорта

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положение Общества 

в отрасли

53

США (I кл.)

Россия

Китай (КЖД)

Индия

Канада

Россия

Китай

Германия

Индия

Франция

Китай (КЖД)

США (I кл.)

Россия

Индия

Австралия

Япония (ГЯЖД)

Индия

Германия

Россия

Китай (КЖД)

Китай (КЖД)

Индия

Япония (ГЯЖД)

Россия

Франция

США (I кл.)

Китай (КЖД)

Россия

Индия

Канада

Железные дороги России в мировой транспортной системе

По эксплуатационной длине (тыс. км)

По протяженности электролиний (тыс. км)

По перевозкам грузов (млн. т)

По перевозкам пассажиров (млн. чел.)

По пассажирообороту (млрд. пасс-км)

По грузообороту (млрд. т-км)

85,22

24,40

2078,8 (1775,0)

5725,0

615,63

2195,45 (2055,72)

226,05 (152,23)

42,91

2883,0 (2455,0)

22243,5 (8778,2)

662,21 (635,33)

2639,8 (2586,4)

77,00 (63,40)

19,61

1311,6

1854,0

395,91 (249,0)

1950,8

63,33

18,94

666,5

1338,6

177,64

439,60

48,24

14,32

641,2

1256,6 (1197,3)

78,47

355,83

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

54

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Группу  FESCO.  Оказывает  услуги  по  перевозке  же-
лезнодорожным  транспортом  грузов  промышлен-
ного  назначения.  Компания  эксплуатирует  свыше 
16,5 тыс. грузовых вагонов.

Дальневосточная Транспортная Группа

107045, г. Москва, Последний пер., 11, строение 1

В  состав  Группы,  основанной  в  2003  г.,  входят 
более  десятка  компаний  в  России,  Казахстане, 
Узбекистане.  В  их  число  входят  «Дальлестранс», 
«Востоктранкомпани»,  «Дальнефтетранс»,  «Вос-
токтрансфрахт» и др. Компании Группы оперируют 
парком более 13 тыс. грузовых вагонов и 10 тыс.  
контейнеров.

Евросиб СПб

197046, г. Санкт-Петербург, ул. Мичуринская, д. 4

Основана  в  1992  г.  Транспортный  бизнес  Группы 
«Евросиб СПб» состоит из трех взаимно сотрудни-
чающих компаний: «Евросиб-Логистика», «Евросиб 
СПб-транспортные системы», «Евросиб-Терминал». 
«Евросиб  СПб»  производит  доставку,  обработку, 
перевалку генеральных грузов (в том числе негаба-
ритных и тяжеловесных); навалочных грузов (в том 
числе минерально–химических и грузов металлурги-
ческой промышленности); перевозку автокомплектов 
и автокомпонентов; бумаги и картона; контейнери-
зированных грузов. Кроме того, Компания управля-
ет парком из 11,8 тыс. вагонов, в который входят 

крытые вагоны, минераловозы, полувагоны, лесные 
платформы,  цистерны,  щеповозы  и  фитинговые 
платформы. Принадлежащий Компании подвижной 
состав так и составляет 6,9 тыс. вагонов.

ММК-Транс

129019, г. Москва, Нащокинский пер., д. 14

«ММК-Транс» была создана в ноябре 1999 г. в целях 
комплексного транспортного обслуживания Магни-
тогорского металлургического комбината. В 2008 г. 
«ММК-Транс» перевезла практически всю экспорт-
ную  металлопродукцию  «ММК»,  обеспечила  пере-
возки более трети от всего объема железорудного 
сырья,  поступающего  на  Магнитогорский  метал-
лургический комбинат. Парк Компании составляет 
3,5 тыс. вагонов.

Грузовые перевозки

В настоящее время ОАО «РЖД» не занимает доми-
нирующего  положения  в  сфере  оперирования  под-
вижным составом.
Принятые  государственные  меры  в  области  реа-
лизации тарифной политики на железнодорожном 
транспорте дали мощный стимул к развитию вну-
триотраслевой  конкуренции.  В  настоящее  время 
парк грузовых вагонов независимых от ОАО «РЖД» 
компаний операторов превысил 386 тыс. единиц.

Динамика грузооборота и доходов от грузовых перевозок за 2004–2008 гг.

3 000

2 500

2 000

1 500

1 000

500

0

млрд. т-км

900

800

700

600

500

400

300

200

100

0

млрд. руб

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

 Грузооборот, млрд. т-км

 Всего доходов от грузовых перевозок, млрд. руб. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положение Общества 

в отрасли

55

Коэффициент рыночной концентрации (процентное 
отношение грузооборота, выполненного в подвижном 
составе трех крупнейших компаний-собственников, 
к общему объему грузооборота сети железных до-
рог) в 2008 г. составил 59,2%, снизившись в 1,3 раза 
по сравнению с 2003 г.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана 
(сумма квадратов долей, занимаемых в грузооборо-
те всеми действующими на рынке перевозок субъ-
ектами) за период 2003–2008 гг. сократился почти 
в 3 раза. В 2008 г. его значение составило 1939, т.е. 
менее 2000, что говорит о наличии возможностей 
для конкурентной борьбы в сфере оперирования под-
вижным составом.
В целом произошло снижение концентрации рынка 
железнодорожных грузовых перевозок за рассматри-

ваемый  период  до  умеренного  уровня  и  развитие 
конкурентной среды на этом рынке.
Объемы перевозок грузов в приватных и арендованных 
вагонах в 2008 году составили 41% от всего объема 
перевозок по Российским железным дорогам. 
За  5  прошедших  лет  доля  перевозок  в  приватных 
вагонах увеличена на 9,5 п.п., с 31,5% до 41%.
ОАО  «РЖД»  в  процессе  проведения  структурных 
преобразований  железнодорожного  транспорта 
обеспечивает устойчивую работу транспортного 
комплекса, доступность, безопасность и качество 
предоставляемых услуг, что способствует динамич-
ному развитию отечественной экономики.
В процессе реализации структурного реформирова-
ния железнодорожного транспорта на рынке предо-
ставления  грузовых  вагонов  для  перевозки  грузов 
происходил рост перевозок грузов в вагонах част-
ных собственников. 
Интенсивный рост удельного веса перевозок в ваго-
нах частных собственников в 2008 году (по объемам 
перевозок – 17,1 процентных пункта, по грузооборо-
ту – 11,1 процентных пункта) обусловлен созданием 
ОАО «Первая Грузовая Компания».
К настоящему времени широкое развитие получила 
внутриотраслевая конкуренция по предоставлению 
вагонов под перевозку различных грузов. Например, 
в вагонах частных собственников в 2008 году пере-
везено: нефти и нефтепродуктов – 86,6%; химиче-
ских и минеральных удобрений – 79,5%; руд всяких – 
57,3%, лесных грузов – 48,0%. 
В разрезе видов сообщений происходили следующие 
изменения в структуре перевозок грузов по принад-
лежности вагонов. 
В 2003–2004-х гг. экспортеры (импортеры) продук-
ции, используя низкие тарифы, стали переключать-
ся с сухопутных погранпереходов на морские порты. 
Экспортные грузы стали перевозиться на дальние 
и сверхдальние расстояния. В итоге это негатив-
но отразилось на экономике Российской Федерации; 
ОАО «РЖД» понесло невосполнимые потери в доходах. 
Экспортно-ориентированные отрасли промышлен-
ности, осуществляющие поставки продукции через 

Доля перевозок в приватных вагонах 
за 2004–2008 гг. (%)

Объемы перевозок грузов в вагонах частных собственников по ряду типов подвижного состава
в % от общего объема перевозок

2003

2004

2005

2006

2007

2008

цистерны

58,8

65,0

67,1

67

70,7

88,7

думпкары

43,9

74,3

74,1

78

82,8

80,8

окатышевозы

71,3

91,3

95,9

93

89,5

73,9

платформы

43,1

43,4

52,5

57

62,4

66,5

68,5

31,5

66

34

64

35

1,0

60,3

38,5

1,2

49,7

41

9,3

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

 ОАО «РЖД» (без дочерних обществ)

 Дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД»

 Иные собственники

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

56

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

железнодорожные погранпереходы, получили значи-
тельные выгоды, не связанные с их хозяйственной 
деятельностью, а отечественные товаропроизводи-
тели, поставляющие продукцию на внутренний ры-
нок, – дополнительную тарифную нагрузку. При этом 

выгоды, полученные экспортно-ориентированными 
отраслями промышленности, в значительной мере 
изымались посредническими компаниями, другими 
транспортными организациями, в том числе в ино-
странных государствах.

Удельный вес грузооборота и объемов перевозок в вагонах частных собственников 
во внутригосударственном сообщении (%)

Удельный вес грузооборота и объемов перевозок в вагонах частных собственников 
через российские порты (%)

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

 Объем перевозок

 Грузооборот

23,1

28,3

32

33,1

37,8

48,8

20,1

27,8

30,8

32,4

36,7

45,3

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

 Объем перевозок

 Грузооборот

36,2

41,6

47,4

46,7

49,2

63,4

22,2

29,1

37,3

34,9

37

55,5

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положение Общества 

в отрасли

57

Реализуемые с 2005 г. мероприятия по выравниванию 
и унификации грузовых железнодорожных тарифов 
позволили значительно сблизить уровень тарифов, 
применяемых во внутригосударственном и междуна-
родном сообщениях, что способствовало снижению 

потерь доходов ОАО «РЖД». В 2006 г. удельный вес 
перевозок грузов через российские порты сократил-
ся (при соответствующем росте перевозок грузов 
через пограничные передаточные станции) и прак-
тически вышел на уровень 2003 г.

Удельный вес грузооборота и объемов перевозок в вагонах частных собственников 
в транзитных перевозках (%)

Удельный вес грузооборота и объемов перевозок в вагонах частных собственников 
через погранпереходы (%)

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

 Объем перевозок

 Грузооборот

7,9

14,4

19,8

21,3

23,9

28,2

4,7

8,8

12,3

15,1

18,7

24,6

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

 Объем перевозок

 Грузооборот

35,4

38

37,9

38,2

39

49,2

27,8

24

23,8

25,2

27,8

47,2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

58

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

В 2008 году на сети железных дорог было погружено 
1 млрд. 304 млн. тонн грузов, что на 3% ниже, чем 
в 2007 году. В целом по сравнению с 2003 г. объем 
погрузки был увеличен на 12,3%. 
Структура погрузки в 2008 году ухудшилась относи-
тельно 2007 г. При сохранении доли высокодоходного 

сегмента  на  уровне  32,4%  и  сокращении  среднедо-
ходного с 8,4% до 7,6% увеличена доля низкодоходных 
грузов в погрузке преимущественно за счет значи-
тельного роста доли каменного угля.
Среднесуточная  погрузка  в  2008  г.  составила 
3 562 тыс. тонн. 

Динамика объемов среднесуточной погрузки за 2004–2008 гг. (тыс. т)

Динамика изменения объемов погрузки в 2003–2008 гг.

3 900

3 700

3 500

3 300

3 100

2 900

2 700

Январь 

 

Март 

 

Май 

 

Июль 

 

Сентябрь   

Ноябрь 

 

Февраль   

Апрель 

 

Июнь 

 

Август 

 

Октябрь   

Декабрь

 2004    

 2005    

 2006    

 2007    

 2008

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

1160,8

1303,7

1344,2

1311,3

1273,1

1220,9

107,1

102,5

97,0

103,0

104,3

105,2

Темп роста погрузки,

% к предыдущему году

Объем погрузки,

млн. т

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положение Общества 

в отрасли

59

В I полугодии обеспечивался достаточно динамич-
ный рост погрузки (в I квартале – +5,3%, по итогам 
I полугодия – +2,9%). Однако во второй половине года, 
вследствие активного проявления кризисных явлений 
на рынке, динамика ухудшилась, погрузка осущест-
влялась лишь на уровне 2007 года и ниже его. Макси-
мальное воздействие кризиса на работу железнодо-
рожного транспорта проявилось в IV квартале года, 
когда кризис активнее распространился на реальный 
сектор экономики и сократилось производство в ряде 
отраслей. Потери погрузки в IV квартале (–16,9%) 
нивелировали положительный рост с начала года.
Несмотря на экономическую ситуацию, в целом по 
году был обеспечен динамичный прирост погрузки: 
каменного угля (+3,6%, или +10,2 млн. тонн); импорт-
ных грузов (+8,6%, или +1,2 млн. тонн); мяса и масла 
животного (+6,6%); картофеля, овощей и фруктов 
(+7,4%); машин и оборудования (+5,3%). Важным явля-
ется сохранение положительной динамики погрузки 
грузов в контейнерах (+0,5%).
По доходности грузов структура перевозок в ваго-
нах парка ОАО «РЖД» существенно отличается от 
структуры перевозок в вагонах независимых частных 
компаний. При доле высокодоходных грузов при пере-
возках грузов в вагонах парка ОАО «РЖД» в 2008 г. 
в размере 18,7% в приватных вагонах она достигает 
44,2%. При этом вагоны парка ОАО «РЖД» в основном 
задействованы на перевозке низкодоходных грузов, 
доля которых составляет 71,2%.

Совершенствование системы маркетинга 
и сбыта грузовых перевозок

Совершенствование системы 
маркетинга и сбыта грузов
В 2008 г. ОАО «РЖД» были изменены принципы и под-
ходы  по  ведению  маркетинговой  деятельности. 
Основными направлениями работы определены: мо-
ниторинг воздействия внешней и внутренней среды, 
сегментирование рынка с выделением ключевых про-
изводственных  отраслей  и  предприятий,  крупных 
клиентов, взаимодействующих с ОАО «РЖД». 
Такое решение позволило не только понимать мас-
штабы влияния на производственную деятельность 
ОАО «РЖД» вследствие изменений конъюнктуры рын-
ка, технологических цепочек между производителя-
ми и поставщиками сырья, структуры крупных хол-
дингов и корпораций, но и дало основу формирования 
сбытовой структуры ОАО «РЖД» и позиционированию 
ее как клиентоориентированной Компании.

Рыночные механизмы управления заказами
В 2008 г. ОАО «РЖД» разработана Концепция управ-
ления заказами клиентов на основе инфраструктур-
ных ограничений. Основная цель заключается в эф-
фективном использовании пропускных способностей 
инфраструктуры ОАО «РЖД» при полном удовлет-
ворении  заказов  со  стороны  пользователей  услуг 
железнодорожного транспорта. Уникальность этой 

Динамика погрузки грузов в 2008 г.

Январь 

 

Март 

 

Май 

 

Июль 

 

Сентябрь 

Ноябрь 

 

Февраль   

Апрель   

Июнь 

 

Август 

 

Октябрь  

Декабрь

14,4

16,2

на 01.01.2008

16,0

19,0

22,8

15,0

21,5

на 01.01.2009

15,4

22,2

14,7

21,6

14,7

21,8

104,3

100,2

98,2

99,7

100,1

99,3

95,6

79,9

73,7

103,6

104,2

107,4

105,8

105,3

104,8

103,8

102,9

102,4

102,2

101,8

101,2

99,2

97,0

 Темп роста погрузки,

% к предыдущему году

нарастающим итогом

 Темп роста погрузки 

за месяц, % к предыду-

щему году

Остатки грузов 

на складах грузоотпра-

вителей, млн. т  

(по состоянию 

на конец месяца)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

60

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

технологии заключается в том, что ее внедрение 
позволит в режиме «он-лайн», на основе объектив-
ной оценки совокупности всех инфраструктурных 
ограничений,  лимитирующих  пропускную  способ-
ность, рассматривать заказы клиентов и принимать 
решения,  направленные  на  удовлетворение  заказа 
или его перераспределения. Несомненными резуль-
татами внедрения данной технологии станет как 
повышение качества обслуживания клиентов, так 
и  увеличение  объема  перевозок  и  сокращения  рас-
ходов, связанных с затруднениями по перемещению 
грузов по инфраструктуре ОАО «РЖД».

Внедрение технологии ведения  
Единого лицевого счета
В  IV  квартале  2007  г.  были  организованы  работы 
по  реализации  Проекта  «Разработка  Системы  ве-
дения  Единого  лицевого  счета  плательщика  (ЕЛС) 
в ЕК АСУФР».
В  ноябре  2007  г.  проведена  эксплуатация  ведения 
ЕЛС  на  выделенном  полигоне,  включающем  в  себя 
ряд экспедиторских организаций, имеющих Договор 
на организацию расчетов с ЦФТО ОАО «РЖД». 
21 декабря 2007 года Комиссией ОАО «РЖД» проведе-
ны испытания системы «Ведения Единого лицевого 
счета плательщика в ЕК АСУФР», по результатам 
которых программное обеспечение принято в про-
мышленную эксплуатацию. 
Целями внедрения Единого лицевого счета платель-
щика (ЕЛС) являются:

 объединение информации о финансовых потоках 

поступлений от грузоперевозок;
 предоставление принципиально нового уровня ка-

чества обслуживания клиентам ОАО «РЖД»;
 обеспечение консолидированного учета расчетов 

с клиентами подразделений СФТО.

Автоматизированное  ведение  учетного  регистра 
ЕЛС плательщика в режиме реального времени по 
каждому  клиенту  позволяет  отображать  посту-
пления денежных средств в оплату за оказываемые 
услуги, операции по начислению провозных и иных 
платежей,  оперативно  определять  сальдо  по  рас-
четам с клиентами.
Основными преимуществами ведения ЕЛС платель-
щика  является  заключение  им  единственного  До-
говора  с  ОАО «РЖД»  в  выбранном  пункте  ведения 
ЕЛС (одна из 17 дорог, ЦФТО), а также концентра-
ция  финансовых  потоков  плательщика  по  месту 
ведения ЕЛС.
В январе 2008 г. осуществлен единовременный пе-
реход на технологию ведения расчетов с использо-
ванием ЕЛС по 170 экспедиторским организациям, 
заключившим Договор с ЦФТО ОАО «РЖД» на орга-
низацию  расчетов  и  оплату  провозных  платежей 
за перевозки грузов на сети железных дорог. 

Внедрение электронной цифровой подписи
В  2008  г.  была  продолжена  работа  по  внедрению 
электронного документооборота с клиентами в ча-
сти  оформления  документов  на  перевозки  грузов 
с  использованием  электронной  цифровой  подпи-
си  во  исполнение  Распоряжения  В.И.  Якунина  от 
28.10.2004 г. № 3485р. 
Так, в целях выполнения Распоряжения ОАО «РЖД» 
от 11.08.2006 г. № 1688р в 2008 году была продол-
жена работа по внедрению электронного докумен-
тооборота с использованием ЭЦП при оформлении 
заявок на перевозку грузов ф. ГУ-12. 
По состоянию на 31.12.2008 г. более 30% заявок на 
перевозку грузов оформляется клиентами с исполь-
зованием АС ЭТРАН и около 13% из них оформлены 
непосредственно  из  офисов  клиентов  с  использо-
ванием ЭЦП. 
За период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. на желез-
ных дорогах заключено 772 соглашения об электрон-
ном обмене данными и, кроме того, 116 соглашений 
в ЦФТО. 
В соответствии с заключенным с ЗАО «Компания 
ТрансТелеКом» Договором 5 декабря 2008 г. завер-
шена работа по 100% оснащению ЭЦП всех сотруд-
ников системы ФТО на железных дорогах. 
На настоящий момент все станции сети оснащены 
средствами электронной цифровой подписи, заверше-
на разработка программного обеспечения АС ЭТРАН 
в части оформления перевозочных документов на 
перевозки во внутригосударственном сообщении. 

Повышение эффективности 
эксплуатационной работы

В  2008  году  в  Компании  была  продолжена  работа 
по  развитию  технологий,  направленных  на  повы-
шение качества обслуживания пользователей услуг 
железнодорожного транспорта. Это прежде всего 
развитие электронного документооборота с клиен-
тами Компании, который позволяет грузоотправи-
телям непосредственно из своего офиса подавать 
и корректировать заявки на перевозку грузов, по-
лучать согласование ОАО «РЖД» по этим заявкам, 
оформлять  перевозочные  документы  –  оператив-
но осуществлять полный цикл документооборота 
в  электронном  виде  между  грузоотправителем  и 
ОАО «РЖД» при организации процесса транспорт-
ного обслуживания. Было заключено 800 соглашений 
с крупнейшими предприятиями. В настоящее вре-
мя более 30% заявок на перевозку грузов подается 
в электронном виде.
Проводится дальнейшее распространение технологии 
управления тягой по опыту направления Рыбное – Че-
лябинск, которая охватит 6 новых больших полиго-
нов на сети железных дорог общей протяженностью 
12  тыс.  230  км  и  позволит,  по  предварительным 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положение Общества 

в отрасли

61

оценкам,  сэкономить  эксплуатационные  расходы 
Компании не менее чем на 980 млн. руб. в год.
Проводится  работа  по  удлинению  гарантийных 
плеч безопасного проследования грузовых вагонов. 
В 2008 г. пересмотрено 36 плеч обслуживания, что 
позволило увеличить их на 100 км и довести сред-
нюю длину до 1018 км. Удлинение гарантийных плеч 
дало экономию эксплуатационных расходов за счет 
сокращения простоя поездов на технических стан-
циях в размере 86,1 млн. руб.
Учитывая  значительный  экономический  эффект 
от сокращения стоянок для смены локомотивных 
бригад,  пересматриваются  в  сторону  увеличения 
локомотивные плечи, снижается накладное время 
при смене локомотивных бригад, совершенствуется 
система учета использования поездных локомоти-
вов. В 2008 г. средняя протяженность локомотивных 
плеч увеличена на 30 км и составила 230 км. В то же 
время на отдельных полигонах протяженность ло-
комотивных плеч обслуживания составляет более 
350 км с рабочим временем локомотивных бригад 
до 9–10 часов.
В целях укрепления конкурентоспособности Компа-
нии на рынке транзитных перевозок решаются во-
просы по пересмотру гарантийных участков безопас-
ного проследования контейнерных поездов. В 2008 г. 
установлено 4 новых плеча технического обслужива-
ния, и их средняя протяженность составила более 
1100 км. За счет оптимизации технологии работы, 
сокращения количества стоянок контейнерных по-
ездов и продолжительности технического осмотра, 
изменения технологии обслуживания локомотива-
ми  удалось  сократить  время  следования  поездов 
с 11,2 суток до 10,8 суток. На 2009 г. поставлена 
задача уменьшить время следования до 9,2 суток. 
Для этого в графике на 2009/2010 гг. планируется 
увеличить  маршрутную  скорость  контейнерных 
поездов в среднем до уровня 840 км/сутки (2008 г. – 
825 км/сутки).
Проводимые  мероприятия  позвоволили  увеличить 
средневзвешенные  скорости  грузовых  поездов  по 
сети в графике 2008 г. до 72 км/ч, или на 1,6 км/ч 
по сравнению с 2003 г.
В свете реализации антикризисной программы бу-
дет продолжена работа по развитию тяжеловесно-
го движения грузовых поездов. В 2008 г. проведено 
92  тыс.  тяжеловесных  поездов,  что  выше  уровня 
2007 г. на 58%. Проведенная работа по организации 
тяжеловесного движения позволила увеличить сред-
ний вес грузового поезда на 23 тонны, сэкономить 
более 500 локомотивных бригад и сократить экс-
плуатационные расходы на 250 млн. руб.
На ряде железных дорог была расширена практика 
вождения соединенных грузовых поездов. Лучшими 
в данном вопросе являются: Горьковская железная 

дорога, где проведено 2200 поездов; Южно-Уральская – 
2000  поездов;  Западно-Сибирская  –  700  поездов, 
а всего по сети сформировано 8,5 тыс. соединенных 
поездов (2007 г. – 1800 поездов), что существенно 
повлияло  на  повышение  пропускных  способностей 
на указанных железных дорогах.
В целях экономии эксплуатационных расходов прак-
тикуется переключение части транзитных вагоно-
потоков с направлений, обслуживаемых тепловоз-
ной тягой, на электрифицированные направления. 
По трем направлениям уже приняты решения: Хани – 
Тында – Комсомольск; Сольвычегодск – Сусоловка – 
Лянгасово;  Иваново  –  Новки  –  Ковров.  В  декабре 
2008 г. отклонено более 6,5 тыс. вагонов и получен 
реальный экономический эффект от сокращения экс-
плуатационных расходов в размере 16,5 млн. руб.
В  целях  успешного  проведения  работ  по  ремонту 
инфраструктуры кардинально усилена роль дирек-
тивного плана-графика путевых работ на 2009 год, 
предусматривающего  оптимизацию  количества, 
продолжительности,  размещения  и  очередности 
предоставления «окон» на полигонах сети с откло-
нением направления вагонопотоков.
Продолжается реализация работ по развитию и авто-
матизации сортировочных станций. В 2008 году авто-
матизирована горка на станции Челябинск-Главный. 
В 2009 году планируется завершить автоматиза-
цию сортировочной горки на станции Орехово-Зуево 
и  продолжить  работы  по  станциям  Свердловск-
сортировочный и Инская. Также запланированы про-
ектные работы по станциям Черняховск и Усть-Луга 
с применением новейших малолюдных технологий.
Осуществлен  переход  в  полном  объеме  на  безбу-
мажную технологию ведения графика исполненно-
го движения в системе ГИД «Урал-ВНИИЖТ» на всех 
диспетчерских участках, оборудованных системами 
диспетчерской централизации и диспетчерского кон-
троля (ДЦ/ДК), и оснащение необорудованных дис-
петчерских участков устройствами низовой авто-
матики. На сегодня из 319 диспетчерских участков, 
оборудованных системой ГИД «Урал», на 214 исполь-
зуется технология безбумажного ведения автома-
тизированного графика исполненного движения.
Проводится работа по выделению ветвей управле-
ния перевозочной деятельностью и созданию Дирек-
ции управления движением – филиала ОАО «РЖД», 
что позволит решить задачи укрепления вертикали 
управления, технологичности в организации пере-
возочного  процесса  и  обеспечения  их  экстеррито-
риальности.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

62

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Реформирование системы фирменного 
транспортного обслуживания, 
маркетинга и сбыта грузовых перевозок

В целях реализации Концепции системы управления 
Компании холдингового типа, образуемой в резуль-
тате реформирования ОАО «РЖД», утвержденной 
Распоряжением ОАО «РЖД» от 19 февраля 2008 г. 
№ 330р, принято Решение о создании Дирекции сбы-
та (СФТО) – филиала ОАО «РЖД».
В 2008 году в целях подготовки к вынесению вопро-
са  о  создании  Дирекции  сбыта  (СФТО)  –  филиала 
ОАО «РЖД» на Совет директоров ОАО «РЖД» Ком-
панией проработаны следующие вопросы: 

 текущее  состояние  функционирования  Систе-

мы  фирменного  транспортного  обслуживания 
(далее – СФТО);
 перспективы  и  преимущества  формирования 

бизнес-единицы  по  сбыту  железнодорожных 
транспортных  услуг  ОАО  «РЖД»  посредством 
организационного  обособления  блока  подразде-
лений,  ответственных  за  сбыт  услуг  в  сфере 
грузовых перевозок, с образованием на базе ЦФТО 
ОАО «РЖД» Дирекции сбыта (СФТО) в качестве 
филиала ОАО «РЖД»;
 взаимодействие Дирекции сбыта (СФТО) с други-

ми бизнес-единицами, создаваемыми в результа-
те реформирования ОАО «РЖД».

По итогам проведенной работы подготовлен пакет 
документов,  необходимых  для  вынесения  вопроса 
о создания Дирекции сбыта (СФТО) на Совет дирек-
торов ОАО «РЖД».

Пассажирские перевозки 

См. также Приложения №№ 23–25.

За период 2003–2008 гг. услугами железнодорожного 
транспорта воспользовались более 7,5 млрд. пасса-
жиров, из них в дальнем следовании – 0,8 млрд. пас-
сажиров, в пригородном сообщении – более 6,7 млрд. 
пассажиров.
По итогам работы в 2008 г. отправлено 1,3 млрд. 
пассажиров (101% к 2007 г.).
Средневзвешенные скорости по сети пассажирских 
поездов составляли в графике 2003 г. 85,7 км/ч; в гра-
фике 2008 г. соответственно 89,1 км/ч, т.е. средне-
взвешенная скорость пассажирских поездов увели-
чится на 3,4 км/ч.
В период летней пассажирской кампании 2008 г. по-
ездами  Федеральной  пассажирской  дирекции  пере-
везено  более  38,8  млн.  человек,  что  на  4,6%  выше 
уровня прошлого года. Доходные поступления воз-
росли на 23,3% и составили 49,8 млрд. руб. За счет 
эффективного управления вагонным парком исполь-
зование вместимости достигло 78,2%.
Пик перевозок, как и в прошлом году, пришелся на 
1-ю  декаду  августа.  В  этот  период  среднесуточ-
ный пассажиропоток поездов дальнего следования 
«остановился»  на  отметке  547  тыс.  пассажиров, 
увеличившись  к  уровню  2007  года  на  2%.  Традици-
онно в летние месяцы наиболее востребованными 
направлениями  остаются  Черноморские  курорты 
России и Крыма. За летний период на Черноморское 
побережье Крыма отправлено более 760 тыс. чело-
век. Общий рост пассажиропотока составил 107%, 

Динамика пассажирооборота и доходов от пассажирских перевозок за 2004–2008 гг.

190

180

170

160

150

140

млрд. т-км

200

150

100

50

0

млрд. руб.

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

 Пассажирооборот, млрд. пасс-км

 Всего доходов от пассажирских перевозок, млрд. руб

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положение Общества 

в отрасли

63

в  том  числе  на  Симферополь  (+5%),  Севастополь 
(+13%), Евпаторию (+8%), Феодосию (+12%).
Количество отправленных пассажиров в направле-
нии Черноморского побережья Кавказа сократилось 
на 1,9%, что, главным образом, обусловлено проведе-
нием работ по подготовке инфраструктуры пред-
стоящей Олимпиады 2014 г. в г. Сочи. При этом в на-
правлении на Анапу и Новороссийск отмечен рост 
пассажиропотока на 12% и 3% соответственно.
В последние годы на рынке транспортных услуг по-
явилась потребность в перевозках вагонами повы-
шенного класса. В 2008 г. география курсирования 
вагонов подобного типа расширена, включены вагоны 
в регулярные поезда на направлениях Москва – Санкт-
Петербург,  Нижний  Новгород,  Воронеж,  Ростов, 
Новгород Великий, Адлер, Кисловодск. Охвачено 12 
различных маршрутов, в том числе два международ-
ных (Берлин и Хельсинки). Услугами таких вагонов 
воспользовались более 60 тыс. человек, и общий объ-
ем рынка перевозок возрос в 2,4 раза. Планируется 
дальнейшее  расширение  географии  курсирования 
вагонов класса «люкс».
В 2008 г. с 1 июля введена 20%-я скидка на проезд в 
купейных вагонах и вагонах СВ поездов 400-й и 500-й  
нумерации  (81  млн.  руб.  дополнительных  доходов, 
4%-й  рост  пассажиропотока  в  данном  сегменте). 
Расширена с 18 по 28 августа география применения 
20%-х  скидок  на  купейные  вагоны  по  ряду  поездов, 
следующих на направлении Черноморского побере-
жья  Северного  Кавказа  на  Адлер,  Анапу,  Новорос-
сийск, Ейск. Получен 25%-й прирост объема продажи 
проездных документов в целевой группе поездов в 
период проведения акции. Проведение таких акций 
стимулирует потребительский спрос на купейные 
вагоны и вагоны СВ.
Всего в 2008 г. отправлено в пригородном пассажир-
ском сообщении 1 159,9 млн. пассажиров, что выше 
уровня прошлого года на 14,6 млн. чел. (1,3%). 
Пригородное  сообщение  железнодорожным  транс-
портом осуществляется в 73 субъектах Российской 
Федерации. 
В 2007–2008 гг. графики прибытия и проследования 
пассажирских поездов выполнены в среднем на 99%.
В рамках реализации Федерального закона «О государ-
ственной социальной помощи» ОАО «РЖД» с 2005 г. 
предоставляет  отдельным  категориям  граждан 
социальную  услугу  в  виде  бесплатного  проезда  на 
железнодорожном транспорте в пригородном сооб-
щении без ограничения числа поездок и маршрутов 
следования. Возмещение потерь доходов ОАО «РЖД» 
в период 2005 г. – I полугодие 2008 г. предусматри-
валось  в  Договоре  с  Росздравом  и  со  II  полугодия 
2008 г. – в Договоре с Минздравом России.
На  конец  2008  г.  ОАО  «РЖД»  подписало  соглаше-
ния  с  30  регионами,  которые  предусматривают 

поэтапный переход к полному возмещению потерь 
в доходах от госрегулирования тарифов в приго-
родных перевозках и переход на заказ объемов вы-
полняемой работы с заключением соответствую-
щих  договоров.  В  2009  г.  должны  быть  охвачены 
все  субъекты  РФ  (в  настоящее  время  подписано 
40 документов).
Всего на финансирование выпадающих доходов от 
регулирования тарифов по пригородным пассажир-
ским перевозкам (с учетом пригородных компаний) 
из бюджетов субъектов Федерации в 2008 году на-
правлено 2,6 млрд. руб.
Параллельно шел процесс создания совместно с субъ-
ектами пригородных пассажирских компаний. В на-
стоящее время созданы 11 пригородных компаний 
с участием субъектов Федерации. Работа по созда-
нию пригородных пассажирских компаний продолжа-
ется еще более чем в 30 регионах России.

Работа независимых перевозчиков 
в пассажирских перевозках

В  дальнем  сообщении  организовано  движение  на 
маршруте Москва – Санкт-Петербург двумя неза-
висимыми перевозчиками: ЗАО ТК «Гранд Сервис Экс-
пресс», ООО «Тверской экспресс». 
Заключен  Договор  с  ООО  ТПК  «Арсенал»  на  осу-
ществление  перевозок  пассажиров  по  маршруту 
Челябинск – Кисловодск. Планируемое начало пере- 
возочной деятельности – апрель 2009 г.
Всего за 2008 г. частными перевозчиками перевезе-
но 473,0 тыс. чел., или 0,4% от общего отправления 
в дальнем следовании. 
Создание дочерних пригородных компаний – это одно 
из направлений Программы структурной реформы 
железнодорожного  транспорта,  позволяющее  со-
кратить убыточность пригородного пассажирско-
го  комплекса  и  улучшить  качество  обслуживания 
пассажиров. 
В условиях отсутствия правового механизма и до-
статочной  законодательной  базы  для  компенса-
ции убытков ОАО «РЖД» от перевозки пассажиров 
в пригородном сообщении Компанией производится 
дотирование данного вида бизнеса за счет прибыли 
от грузовых перевозок и незначительных дотаций 
из региональных бюджетов. Это не способствует 
улучшению качества обслуживания пассажиров в при-
городном сообщении. 
Создание компаний позволит решить вышеперечис-
ленные проблемы. Законченный баланс предприятия, 
самостоятельное распоряжение выручкой от прода-
жи билетов, направление ее на развитие комплекса 
с максимальной эффективностью – вот основопола-
гающие факторы успешного, динамичного развития 
производственной  и  коммерческой  деятельности 
предприятия.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..