ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 5

 

 

Приоритетные направления 

деятельности

81

Транспортной  стратегией  Российской  Федерации 
и Стратегией развития ОАО «РЖД» определяются 
технические параметры подвижного состава из сле-
дующих условий:

 непрерывного  улучшения  потребительских 

свойств  (производительность,  скорость,  мощ-
ность, комфорт, эргономика); 
 снижения затрат за жизненный цикл;

 повышения безопасности движения с обеспечени-

ем требуемых показателей ресурса и риска;
 повышения надежности и коэффициента готовности;

 уменьшения вредного воздействия на окружаю-

щую среду.

За период с 2004 г. ОАО «РЖД» обеспечило разработку 
и ввод в эксплуатацию следующего высокотехноло-
гичного моторвагонного подвижного состава, обе-
спечившего существенное повышение показателей 
производительности и безопасности пассажирских 
перевозок: 

 рельсовые автобусы ОАО «Метровагонмаш»;

 рельсовый автобус РА-1 0004;

 рельсовый автобус РА2;

 электропоезд  ЭД6  (ОАО «Демиховский  машино-

строительный завод»);
 электропоезд ЭД4МКМ-Аэро;

 электропоезд ЭД9Э;

 дизель-поезд ДТ1 (ОАО «Торжокский вагонострои-

тельный завод»).

В 2008 г. ОАО «РЖД» совместно с ОАО «ВНИКТИ» 
и  ОАО  «ВНИИЖТ»  начаты  работы  по  разработ-
ке  технических  требований  к  системе  пассивной  
безопасности подвижного состава при столкнове-
нии с препятствием на железной дороге.
В 2008 г. в ОАО «РЖД» проведены испытания осве-
тительных  установок  (ОУ)  вагонов  с  различными 
источниками  света.  Результаты  испытаний  под-
твердили  высокую  эргономичность  светодиодной 
техники, что послужило началом ее внедрения на мо-
торвагонном подвижном составе. 

Путевое хозяйство

Для  обеспечения  освоения  перспективного  объема 
перевозок  на  железных  дорогах  России,  планомер-
ного внедрения тяжеловесного движения грузовых 
поездов,  перспективного  развития  скоростного 
и высокоскоростного движения пассажирских поез-
дов  необходимо  выполнить  ряд  комплексных  тех-
нических решений, направленных на создание мало-
обслуживаемого железнодорожного пути с высокой 
и долговременной стабильностью:

 увеличение  сроков  верхнего  строения  пути  до 

1 млрд. т пропущенного тоннажа;
 применение железобетонного подрельсового осно-

вания с упругими скреплениями и укладка рель-
совых плетей длиной до перегона; 

 усиление основной площадки с укладкой защит-

ного подбалластного слоя из песчано-гравийной 
смеси с последующим уплотнением;
 применение  балластного  слоя  из  кубовидного 

гранитного  щебня  с  большей  несущей  способ-
ностью.

Усиление конструкции железнодорожного пути тре-
бует и нового подхода к организации ремонта пути, 
его обновлению и содержанию.
В  целях  обеспечения  необходимых  пропускных  и 
провозных  способностей  железнодорожных  линий 
Компанией проведена работа по переводу усиленно-
го капитального ремонта пути на новый вид оздо-
ровления – реконструкцию железнодорожного пути 
с полным набором работ по восстановлению путе-
вой инфраструктуры.
В части усиления конструкции верхнего строения 
пути и его надежности Компанией принят ряд орга-
низационных и технических решений по внедрению 
зарубежных материалов и технологий, в т.ч. заку-
плена  партия  рельсов  в  объеме  20,735  тыс.  тонн 
(159,5  км  пути)  производства  японской  компании 
«Ниппон  Стил  Корпорейшн»  для  линии  Москва  – 
Санкт-Петербург. 
С  учетом  зарубежного  опыта  и  требований  Ев-
ропейского  стандарта  разработаны  технические 
условия  на  «Рельсы  железнодорожные  высококаче-
ственные» ТУ 0921-231-01124323-2007. ОАО «РЖД» 
и  ОАО  «Мечел»  заключили  Cоглашение,  согласно 
которому в 2009–2010 гг. будет реконструирован 
цех  на  ОАО  «Челябинский  металлургический  ком-
бинат» под производство рельсов в соответствии  
c ТУ 0921-231-01124323-2007 и организована поставка 
рельсов в объеме не менее 400 тыс. тонн в год начиная  
с 2011 г. 
С целью обеспечения железных дорог сети современ-
ными рельсовыми скреплениями между ОАО «РЖД» и 
компанией «Фоссло» заключено Соглашение по созда-
нию совместного предприятия (в форме Акционер-
ного общества) по производству высокоэффектив-
ных рельсовых скреплений типа W-30. Одновременно 
ОАО «БЭТ» решается вопрос по закупке новых или 
модернизации  существующих  производственных 
линий для организации выпуска шпал, совместимых 
с рельсовым скреплением W-30.
В  настоящее  время  решается  задача  разработки 
модельного ряда стрелочных переводов для скоро-
стей движения по основному направлению 250 км/ч. 
Ряд  будет  включать  в  себя  стрелочные  переводы 
и съезды с непрерывной поверхностью катания для 
скоростей  движения  250  км/ч  по  основному  пути 
и 50 км/ч на ответвление.
Рассмотрено и принято предложение немецкой фир-
мы  «Rail.One»  по  внедрению  на  железных  дорогах 
России безбалластного пути. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

82

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Для  обеспечения  стабильного  состояния  земляно-
го полотна на российские железные дороги начата 
поставка  современного  высокоэффективного  гео-
синтетического  материала  «Неовеб»  израильской 
компании «PRS». Российскими специалистами раз-
работан технологический процесс укладки объемных 
георешеток при проведении работ по реконструк-
ции пути. В 2009 г. будет разработана оптимальная 
технология укладки и определена эффективность 
применения  геосинтетического  материала  в  раз-
личных условиях эксплуатации.
Стабильное состояние пути достигается за счет 
усиления основной площадки с укладкой защитного 
подбалластного слоя из песчано-гравийной смеси с 
последующим уплотнением и применения балласт-
ного слоя из кубовидного гранитного щебня с боль-
шей несущей способностью.
Применение  технологии  с  укладкой  современных 
пружинных скреплений, рельсовых плетей из высоко-
скоростных рельсов длиной до перегона, геометри-
ческая точность укладываемого пути и стабильное 
земляное полотно позволят пропускать поезда со 
скоростью до 120 км/ч после ремонта и повышение 
ее до 250 км/ч после обкатки пути.
Планируется дальнейшая работа по расширению по-
лигонов укладки рельсовых плетей с железобетон-
ными шпалами. При ежегодном приросте бесстыко-
вого пути 3,5 тыс. км его протяженность к 2015 г. 
составит  91,6  тыс.  км,  или  74%  от  развернутой 
длины главных путей.

Высокоскоростное движение

18 мая 2006 г. в г. Сочи между ОАО «РЖД» и компани-
ей «Сименс АГ» заключен Договор подряда на разра-
ботку, изготовление и поставку высокоскоростных 
электропоездов № 230, а также предварительный 
Договор «О заключении договора о техническом об-
служивании  и  ремонте  8  (восьми)  высокоскорост-
ных поездов».
Количество  заказываемого  подвижного  состава – 
8 высокоскоростных электропоездов. 4 состава по-
стоянного тока и 4 состава двойного питания.
Поезд состоит из 10 вагонов, длина – 250 м. Преду- 
смотрены  салоны  1-го  и  2-го  классов,  места  для 
инвалидов. Электропоезд соответствует европей-
скому уровню комфорта. Стоимость одного односи-
стемного поезда В1 – 32,75 млн. евро, двухсистем-
ного В2 – 34,75 млн. евро. В начале 2008 г. проект 
успешно миновал стадию эскизного и технического 
проектирования. В августе 2008 г. завершена сборка 
первого состава (из восьми). 
23  сентября  2008  г.  на  международной  выставке 
«InnoTrans» прошла презентация высокоскоростного 
электропоезда Velaro RUS. Прибытие первого поезда 
в Россию состоялось 22 ноября 2008 г. Поезд принад-

лежит к серии высокоскоростных электропоездов 
Velaro, успешно эксплуатирующихся долгие годы в 
Европе. Однако была проведена существенная дора-
ботка конструкции для российских условий. В пер-
вую очередь это связано с шириной колеи железнодо-
рожного полотна в России. Суровые климатические 
условия эксплуатации – причина для значительных 
изменений всех систем электропоезда. Также были 
соблюдены  жесткие  требования  российских  норм 
по безопасности и гигиене.
Это говорит об огромных объемах работ, которые 
были проведены разработчиками и изготовителя-
ми поезда.
26  декабря  2008  г.  состоялась  российская  презен-
тация  поезда  в  г.  Санкт-Петербурге  с  участием 
представителей международной общественности, 
членов Правительств России и Германии. Презента-
цию посетил Председатель Правительства Россий-
ской Федерации Путин В.В. Им были высоко оцене-
ны проводимые Компанией работы по организации 
высокоскоростного движения – приоритетного для 
государства проекта, имеющего высокую инноваци-
онную составляющую.
Срок договорной приемки и ввод в коммерческую экс-
плуатацию первого поезда – декабрь 2009 г. К фев-
ралю 2010 г. в Россию будут поставлены остальные 
составы.
За 2008 г. перечисления компании «Сименс АГ» соста-
вили 82,8 млн. евро (30% от общей стоимости Дого-
вора). Платеж был произведен 10 октября 2008 г.
Одновременно была проведена работа по снижению 
таможенной пошлины на ввозимые поезда – 4 декабря 
2008 г. на заседании Правительства РФ было при-
нято положительное решение по данному вопросу. 
Выгода ОАО «РЖД» составит 19,251 млн. евро. 
В соответствии с договоренностями, достигнутыми 
в сентябре 2001 г. между Президентом Российской 
Федерации Путиным В.В. и Президентом Финлянд-
ской  Республики  Халоненом  Т.,  начата  работа  по 
организации скоростного пассажирского сообщения 
Санкт-Петербург – Хельсинки.
В мае 2004 г. состоялись переговоры Председателя 
Правительства Российской Федерации Фрадкова М.Е. 
с Премьер-министром Финляндии Ванханеном М. и 
было принято решение об активизации работы над 
проектом скоростного железнодорожного сообще-
ния между Санкт-Петербургом и Хельсинки.
Для организации скоростного международного пасса-
жирского сообщения на участке Санкт-Петербург – 
Хельсинки ОАО «РЖД» совместно с Финскими желез-
ными дорогами в октябре 2006 г. создали совместное 
предприятие  «Ой  Карелиан  Трейнс  Лтд».  Целью 
проекта является приобретение Компанией «Ой Ка-
релиан  Трейнс  Лтд»  подвижного  состава,  отвеча-
ющего  современным  требованиям  скорости,  ком-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

83

форта, безопасности, и сдача его в аренду в пользу 
ОАО «РЖД» и «ВР Лтд».
27 августа 2007 г. Советом директоров компании 
«Ой Карелиан Трейнс Лтд» утвержден победитель 
тендера на поставку подвижного состава − компания 
«Альстом». 28 августа 2007 г. с компанией «Альстом» 
подписан Контракт на поставку 4 электропоездов 
двойного питания «Пендолино Sm6» с конструкци-
онной скоростью 220 км/ч и вместимостью 352 по-
садочных места. Контракт допускает возможность 
дополнительного изготовления 2 составов. Общая 
сумма Контракта составляет 110,92 млн. евро. Он бу-
дет адаптирован для эксплуатации в климатических 
условиях  региона  Хельсинки  и  Санкт-Петербурга 
с  шириной  колеи  1520–1524  мм.  Уникальность  
электропоездов заключается в реализации требо-
ваний  национальных  стандартов  двух  государств 
и Европейских технических требований. 
Все работы проходят согласно графику.
Каких-либо денежных отчислений в связи с реализа-
цией указанного Контракта ОАО «РЖД» за период 
2008 г. не производило.

Ресурсосбережение

ОАО «РЖД» является крупнейшим корпоративным 
потребителем энергоресурсов в стране. В 2008 г. 
Компанией  было  израсходовано  47,8  млрд.  кВт-ч 
электроэнергии и 3,2 млн. тонн дизельного топли-
ва, что составило соответственно 4,7 % и 9,1% рас-
хода указанных ресурсов в целом по России. В 2008 г. 
суммарные  затраты  ОАО  «РЖД»  на  потребление 
ТЭР  составили  142,1  млрд.  руб.,  или  14%  всех  экс-
плуатационных расходов Компании. 
Учитывая важность работы по энергосбережению, 
в Компании, в рамках действующей Энергетической 
стратегии ОАО «РЖД» на период до 2010 г. и пер-
спективу до 2020 г. реализуется Инвестиционный 
проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий 
на железнодорожном транспорте», который вобрал 
в себя лучшие результаты научно-исследовательских 
работ  в  области  энергосбережения  и  образцы  но-
вой ресурсосберегающей техники, представленные 
на рынке.
Мероприятия данного проекта ежегодно обновляют-
ся в соответствии со структурой эксплуатацион-
ных расходов Компании, при этом приоритетными 
являются инновационные мероприятия, направлен-
ные на экономию топливно-энергетических ресурсов 
на тягу поездов и в стационарной энергетике, сни-
жение материалоемкости технологических процес-
сов и повышение производительности труда, в том 
числе  внедрение  светодиодной  техники,  систем 
автоведения,  развитие  спутниковых  технологий 
в сфере управления и контроля дислокации поездов.
На реализацию мероприятий Инвестиционного про-

екта «Внедрение ресурсосберегающих технологий 
на железнодорожном транспорте» за период 2004–
2008 гг. было инвестировано 17,4 млрд. руб., что по-
зволило за этот же период получить подтвержден-
ный данными статистической отчетности НТО-4 
экономический эффект в размере 26,4 млрд. руб.
К примеру, за счет внедрения более 15 тыс. ресурсос-
берегающих технических средств в рамках Инвести-
ционного проекта 2008 г. на общую сумму 1,9 млрд. 
руб. в 2009 г. намечено обеспечить снижение потре-
бления электроэнергии на тягу поездов более чем 
на 100 млн. кВт-ч и 53 млн. кВт-ч на эксплуатаци-
онные нужды. Будет снижено потребление дизель-
ного топлива более чем на 5 тыс. тонн, тепла – на 
340 тыс. Гкал, уменьшены затраты на материаль-
ные  ресурсы  более  чем  на  300  млн.  руб.,  снижены 
трудозатраты на 1,5 млн. человеко-часов. Все это 
позволит сэкономить более одного миллиарда руб., 
а если точнее – 1,168 млрд. руб.
Одним из примеров комплексных проектов, являю-
щихся  «точками  роста»  инновационной  политики 
Компании в области повышения производительно-
сти труда, является реализованный проект рекон-
струкции вагоноремонтного депо Магнитогорск, где 
за счет установки современных роботизированных 
систем  механизации  и  автоматизации  наиболее 
трудоемких процессов удалось сократить более 90 
штатных единиц и на 30% повысить производитель-
ность труда на тяжелых видах работ.
В  2008  г.  был  реализован  ряд  пилотных  проектов 
по  внедрению  светодиодных  систем  освещения, 
в том числе в моторвагонных депо Санкт-Петербург-
Московская Октябрьской железной дороги и Москва-
Сортировочная Московской железной дороги, в локо-
мотивном депо Данилов Северной железной дороги. 
Анализ результатов этих работ показал важную роль 
светодиодов в экономии электроэнергии, потребле-
ние которой на внедряемых объектах снизилось бо-
лее чем на 40 процентов. Столь явные перспективы 
финансовой выгоды подтверждают необходимость 
продолжения  работ  по  дальнейшему  внедрению 
в Компании светодиодной техники.
К наиболее эффективным технологиям среди вне-
дренных в 2008 г. на тепловозах следует отнести 
систему  прогрева  тепловоза  «Гольфстрим».  Она 
предназначена  для  подогрева  и  поддержания  в ав-
томатизированном режиме рабочей температуры 
охлаждающей жидкости и масла двигателей локомо-
тива и подогрева кабины машиниста, а также для 
оповещения  (по  GSM  связи  в  виде  SMS-сообщений) 
ответственных  лиц  о  нарушении  функционирова-
ния системы. Эксплуатация показала, что экономия 
дизельного топлива маневровым тепловозом, обо-
рудованным такой системой прогрева, может до-
стигать до 14% от его годового потребления. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

84

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

На станции Артышта Западно-Сибирской железной 
дороги  в  2008  г.  впервые  в  России  была  запущена 
в эксплуатацию модульная автоматизированная ка-
талитическая теплофикационная установка мощ-
ностью 3 Гкал/час (3,47МВт), в основу которой по-
ложены научные достижения Института катализа 
Сибирского  отделения  Российской  академии  наук 
в области окисления топлива в псевдоожиженном 
слое катализаторов. 
Используемая  технология  сжигания  твердого  то-
плива  в  присутствии  катализаторов  позволила 
ликвидировать  многие  недостатки  высокотемпе-
ратурного сжигания топлива. В основу технологии 
заложено сочетание трех принципов: применение ка-
тализаторов полного окисления веществ; сжигание 
топлива в псевдоожиженном (кипящем) слое частиц 
катализатора; совмещение тепловыделения и тепло-
отвода в едином псевдоожиженном слое. На внедрен-
ной установке достигнуты КПД в пределах 94–95% 
и низкий уровень предельно допустимых выбросов 
(ПДВ) токсичных веществ в атмосферу. По сравне-
нию со старой котельной потребление угля новой 
модульной  автоматизированной  каталитической 
теплофикационной установкой сократилось со 190 
до 42 тонн в месяц.

Научно-техническое развитие

19 декабря 2008 г. на участке Рыбное – Петушки был 
проведен состав массой 10 тыс. тонн с первым от-
ечественным газотурбовозом ГТ-1 в голове и управ-
лением тормозами поезда по радиоканалу.
Завершены  сертификационные  испытания  маги-
стрального  тепловоза  с  асинхронными  тяговыми 
двигателями 2ТЭ25А «Витязь» и дизелем стандар-
та «EURO 3». С будущего года Компания готова на-
чать его закупку. 
На предприятиях ЗАО «Трансмашхолдинг» ведется 
разработка  двухсистемного  пассажирского  элек-
тровоза ЭП20, который является базовой моделью 
унифицированной  платформы  электровозов  ново-
го поколения. 
С учетом мирового опыта на базе серийного тепло-
воза ЧМЭ3 создан тепловоз с двухдизельной силовой 
установкой,  позволяющей  обеспечить  экономию 
топлива  по  сравнению  с  серийными  тепловозами 
не менее чем на 6%. 
Проходит испытания первый в России полувагон для 
перевозки угля с осевой нагрузкой 27 тс и грузоподъ-
емностью 83 тонны. Его применение в перевозочном 
процессе позволит не только увеличить производи-
тельность вагона на 18% и снизить себестоимость 
перевозок до 10%, но и повысить провозную способ-
ность на отдельных направлениях сети.
На ключевом полигоне Челябинск – Рыбное внедре-
на инновационная технология управления тяговы-

ми ресурсами, позволяющая сократить потребный 
эксплуатируемый парк до 10%. В 2009 г. будет про-
должено ее внедрение на важнейших направлениях 
сети.
С учетом приоритетов Энергетической стратегии 
ОАО «РЖД» перерабатывается ключевой документ 
Компании – Правила тяговых расчетов, учитываю-
щие особенности всех серий эксплуатируемого тя-
гового подвижного состава, в том числе локомоти-
вов новых типов.
В  2008  г.  разработана  технология  спутникового 
мониторинга работы тяжелой ремонтной техники 
в «окнах», позволяющая осуществлять в реальном 
режиме времени управление этим важнейшим и вы-
сокозатратным видом работ.
Ведутся  работы  по  созданию  полностью  автома-
тизированной системы управления движением по-
ездов на полигоне Москва – Санкт-Петербург, что 
позволит поднять уровень безопасности и обеспе-
чить  принципиально  новый  уровень  обслуживания 
инфраструктуры. 
Особая  роль  отводится  комплексным  научно-
техническим  проектам,  выполняемым  в  рамках 
Инвестиционной  программы  Компании.  Это,  по 
моему  убеждению,  наиболее  эффективная  форма 
инновационного  развития  инфраструктуры  и  си-
стем управления. 
С  учетом  работ,  выполненных  в  2008  г.,  с  2010  г. 
будут готовы к массовому тиражированию конеч-
ные  результаты  Проекта  «Создание  современных 
систем управления движением поездов и обеспече-
ния безопасности движения». Этот проект также 
включает в себя значительный объем работ в обла-
сти спутниковых технологий, которому в иннова-
ционной политике Компании уделяется первосте-
пенное значение.

Менеджмент качества

Основным документом, в соответствии с которым 
в ОАО «РЖД» осуществляются работы по внедре-
нию в ОАО «РЖД» корпоративной интегрированной 
системы  менеджмента  качества,  является  Рас-
поряжение ОАО «РЖД» от 15 января 2007 г. № 46р 
«Об утверждении Функциональной стратегии управ-
ления качеством в ОАО «РЖД».
В данной Стратегии определены:

 роль и место Функциональной стратегии управ-

ления  качеством  в  системе  стратегического 
управления ОАО «РЖД»;
 целевое  состояние  системы  управления  каче-

ством;
 принципы управления качеством;

 план перехода к целевому состоянию.

Основными направлениями работ, по которым ве-
дется внедрение КИ СМК в ОАО «РЖД», являются:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

85

 отработка  методологии  и  практических  под-

ходов к внедрению корпоративной системы ме-
неджмента  качества  на  пилотных  полигонах 
Октябрьской, Куйбышевской и Свердловской же-
лезных дорог;
 разработка и формирование корпоративной нор-

мативной базы по системе менеджмента каче-
ства;
 реализация  проекта  многоуровневого  обучения 

работников  ОАО  «РЖД»  принципам  и  методам 
внедрения системы управления качеством.

В  2008  г.  начата  работа  по  проведению  аудитов 
качества на линейных предприятиях с выявлением 
резервов качества и разработкой рекомендаций по 
внедрению СМК на линейных предприятиях по от-
дельным хозяйствам.
Разработаны  и  утверждены  предусмотренные 
Функциональной  стратегией  управления  каче-
ством «Программа внедрения и развития корпора-
тивной  интегрированной  системы  менеджмента 
качества  «Ступени  перехода  к  новому  качеству» 
в ОАО «РЖД» и «План поэтапного внедрения програм-
мы «Ступени перехода к новому качеству» на осно-
ве принципов качества на линейных подразделениях  
ОАО «РЖД».

Техническое регулирование

Новый этап развития системы технического регу-
лирования в области железнодорожного транспорта 
начался с введением в действие Федерального зако-
на от 01.05.2005 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений 
в  Федеральный  закон  «О  техническом  регулирова-
нии». В соответствии с изменениями Федерального 
закона «О техническом регулировании» в редакции 
от  1  мая  2007  г.  №  65-ФЗ  система  технического 
регулирования  охватывает  вопросы  правового  ре-
гулирования  отношений  в  области  установления, 
применения и исполнения обязательных требований 
к продукции или к связанным с ними процессам про-
ектирования  (включая  изыскания),  производства, 
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, 
хранения,  перевозки,  реализации  и  утилизации,  а 
также правовое регулирование отношений в обла-
сти оценки соответствия.
В  основу  разработки  технических  регламентов 
в сфере железнодорожного транспорта были зало-
жены принципы нового законодательства о техни-
ческом регулировании, включая принцип презумпции 
соответствия. В соответствии с Программой раз-
работки технических регламентов, утвержденной 
Распоряжением  Правительства  Российской  Феде-
рации от 28 декабря 2007 г. № 1930, все три тех-
нических регламента в области железнодорожного 
транспорта должны быть приняты постановления-
ми Правительства Российской Федерации.

В апреле 2008 г. закончена подготовка окончатель-
ных редакций проектов технических регламентов 
«О безопасности инфраструктуры железнодорожного 
транспорта», «О безопасности железнодорожного 
подвижного состава» и «О безопасности инфраструк-
туры  и  подвижного  состава  высокоскоростного 
железнодорожного транспорта», разработка кото-
рых велась ведущими научными центрами отрасли 
ОАО  «ВНИИЖТ»  и  ОАО  «НИИАС»  в  соответствии 
с  Программой  разработки  технических  регламен-
тов, утвержденной Распоряжением Правительства 
Российской  Федерации  от  28.12.2007  г.  №  1930-р. 
К разработке проектов также были привлечены спе-
циалисты департаментов и управлений ОАО «РЖД», 
ВНИИЖТ,  Промтрансниипроект,  Институт  зако-
нодательства и сравнительного правоведения при 
Правительстве Российской Федерации. В соответ-
ствии с требованиями Федерального закона «О тех-
ническом регулировании» все три технических ре-
гламента прошли публичное обсуждение.
По завершении публичного обсуждения совместно с 
Комитетом РСПП по техническому регулированию, 
стандартизации и оценке соответствия на базе НП 
«ОПЖТ» были организованы общественные слушания 
по  проектам  технических  регламентов  с  привле-
чением широкого круга специалистов. В слушаниях 
приняли участие представители заинтересованных 
федеральных органов исполнительной власти, произ-
водителей и потребителей железнодорожной техни-
ки, владельцев железнодорожного подвижного состава 
и инфраструктуры железнодорожного транспорта 
общего и необщего пользования, а также представи-
тели иностранных компаний. Проекты технических 
регламентов были в целом одобрены участниками 
слушаний; в то же время были высказаны конкрет-
ные конструктивные замечания и предложения, ко-
торые  впоследствии  были  учтены  при  доработке 
проектов технических регламентов. 
В октябре 2008 г. проекты технических регламен-
тов были окончательно доработаны и представлены 
в Минтранс России для начала процедуры их согла-
сования с федеральными органами исполнительной 
власти,  предусмотренными  Правительственной 
программой разработки технических регламентов. 
В декабре 2008 г. Минтрансом России было получено 
13 согласований из 32 необходимых и завершен пер-
вый этап согласования, собраны замечания; проекты 
технических регламентов доработаны и направлены 
Минтрансом России в федеральные органы исполни-
тельной власти для повторного рассмотрения.
В 2008 г. Компанией проводилась активная работа 
по  мониторингу  проектов  технических  регламен-
тов, разрабатываемых в смежных отраслях. В целях 
выявления технических регламентов, затрагиваю-
щих интересы и сферу деятельности ОАО «РЖД», 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

86

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Компанией  было  организовано  проведение  одним 
из  ведущих  институтов  Ростехрегулирования  – 
ВНИИНМАШ экспертизы проектов технических ре-
гламентов, разрабатываемых как в соответствии 
с правительственной программой, так и в инициа-
тивном порядке.
В  течение  года  Компанией  совместно  с  ВНИИН-
МАШ было рассмотрено 46 проектов технических 
регламентов смежных отраслей. В 13 из них были 
выявлены несоответствия интересам ОАО «РЖД»; 
они были направлены на рассмотрение в причаст-
ные  департаменты  и  управления  ОАО  «РЖД»,  а 
также в отраслевые институты (ВНИИЖТ, НИИАС,  
ВНИКТИ). По результатам рассмотрения специали-
стами ОАО «РЖД» и институтов были подготовлены 
отзывы на проекты технических регламентов и на-
правлены либо разработчикам, либо федеральным 
органам исполнительной власти, ответственным 
за  разработку  технических  регламентов,  РСПП, 
а также в Минтранс России или в департаменты, 
запросившие заключение.

Внешнеэкономическая деятельность

В соответствии с принятой Стратегией развития 
ОАО «РЖД» до 2030 г. Компания в 2007–2008 гг. со-
вершила выход на зарубежный рынок в целях реали-
зации  масштабных  инфраструктурных  проектов 
транспортного назначения, в результате чего под-
писаны контракты и начата практическая реализа-
ция целого ряда проектов.

Участие ОАО «РЖД» в международных 
проектах строительства 
железнодорожной инфраструктуры

Исламская Республика Иран
Контракт Тебриз – Педагогический институт (Азар-
шахр), подписанный 29 марта 2008 г., предусматрива-
ет электрификацию 50 км главных и стационарных 
путей. Стоимость Контракта – 8,85 млн. евро.
В августе 2008 г. в ходе визита делегации Железных 
дорог Ирана (РАИ) в Москву сторонами был согла-
сован и подписан Контракт на закупку РАИ рельсов 
типа UIC60.
В соответствии с условиями Меморандума о взаи-
мопонимании от 29 марта 2008 г. с 7 по 9 октября 
2008  г.  в  Баку  проведена  трехсторонняя  встре-
ча  рабочих  групп  железных  дорог  России,  Ирана  и 
Азербайджана по вопросам строительства участ-
ка железной дороги Астара (Азербайджан) – Астара 
(Иран) – Решт – Казвин.

Великая Социалистическая Народная Ливийская 
Арабская Джамахирия 
17 апреля 2008 г. в г. Триполи Президентом ОАО «Рос-
сийские железные дороги» Якуниным В.И. и Секрета-
рем Народного Комитета Организации Управления и 
реализации железнодорожных проектов в Ливии Саи-
дом Рашидом подписан Контракт на строительство 
участка железной дороги Сирт – Бенгази в Великой 
Социалистической  Народной  Ливийской  Арабской 
Джамахирии стоимостью 2,2. млрд. евро.
Суть проекта Сирт – Бенгази заключается в строи-
тельстве современной скоростной (250 км/ч) желез-
нодорожной линии с шириной колеи 1435 мм, кото-
рая пройдет вдоль побережья Средиземного моря и 
соединит крупные города Ливии, а в будущем станет 
частью международного транспортного коридора 
на севере Африки.
В рамках проекта планируется построить 30 же-
лезнодорожных и 23 автомобильных путепровода, 
а также 6 крупных вокзалов и 23 станции (пассажир-
ские, грузопассажирские, грузовые и операционные 
станции). Решением Совета директоров ОАО «РЖД» 
1 августа 2008 г. создан филиал ОАО «РЖД» в Ливии.

Корейская Народно-Демократическая 
Республика 
Проект  реконструкции  участка  железной  дороги 
ст. Хасан (Россия) – ст. Раджин (КНДР) и развития 
контейнерного терминала в порту Раджин.
Проект Хасан – Раджин реализуется в соответствии 
с договоренностями руководства России и КНДР и 
включает в себя реконструкцию железной дороги на 
участке 54 км от участка государственной границы 
ст. Туманган (КНДР) до порта Раджин, строитель-
ство контейнерного терминала в порту Раджин и 
последующую эксплуатацию этой инфраструктуры.
По условиям Соглашения об учреждении, совмест-
ное  предприятие  (СП)  «РасонКонТранс»  учреждено 
в особой экономической зоне КНДР «Расон» на срок 
49 лет и зарегистрировано Народным комитетом 
г. Раджина, КНДР (16 июня 2008 г.). Регистрационный 
капитал СП составляет 28 млн. евро. ОАО «Торго-
вый дом РЖД» 1 октября 2008 г. внесло в регистра-
ционный капитал СП средства в размере 19,6 млн. 
евро в рамках своей доли (70%). 
6  августа  2008  г.  на  собрании  учредителей  в  Пхе-
ньяне избран Совет директоров СП, проведено его 
первое заседание, сформированы руководящие орга-
ны СП. Одновременно СП заключило Договор арен-
ды железной дороги на участке Туманган – Раджин 
с государственной Железнодорожной транспортной 
компанией «Тонхе», которой МЖД КНДР передало все 
права на этот участок железной дороги.
4 октября 2008 г. в КНДР состоялась официальная 
церемония начала реконструкции и строительства 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

87

с  участием  руководства  ОАО  «РЖД»,  МЖД  КНДР, 
МИД  России  и  КНДР,  представителей  других  рос-
сийских и корейских органов власти. 
В начале декабря 2008 г. состоялась рабочая поездка 
совместной делегации представителей ОАО «РЖД» 
и  российского  руководства  СП  «РасонКонТранс» 
в КНДР для проведения второго заседания Совета 
директоров. 

Алжирская Народная Демократическая 
Республика
ОАО «РЖД» победило в тендере по проекту «Модер-
низация и строительство транспортного железно-
дорожного узла Алжир» (Алжир).
Проект предусматривает следующие работы: пере- 
устройство и модернизация 14 пригородных стан-
ций;  демонтаж  более  58,5  км  существующих  же-
лезнодорожных путей и укладка около 95 км новых 
путей;  модернизация  и  строительство  34  искус-
ственных сооружений, в том числе автомобильных 
путепроводов и мостов; строительство тоннеля 
длиной более 1 700 м; комплексные работы по элек-
трификации железнодорожного узла Алжир общей 
протяженностью около 52 км; строительство те-
лекоммуникационных систем на протяжении 38 км; 
строительство современного Центра Управления 
Перевозками Алжирских железных дорог. Реализация 
данного проекта позволит оптимизировать рабо-
ту крупнейшего железнодорожного узла Алжира и 
обеспечить  качественные  пригородные  пассажир-
ские перевозки в городе Алжир с населением около 
3,5 млн. чел. 
Прорабатываются проекты развития инфраструк-
туры на Кубе, в Венесуэле.

Услуги по перевозкам иностранным 
железным дорогам в международном 
сообщении

По итогам работы Компании за период 2003–2008 г., 
объем услуг по перевозкам, оказанных ОАО «РЖД» ино-
странным железным дорогам в международном со-
общении, возрос в 2,2 раза и составил на 31.12.2008 г. 
810,9 млн. долл. США. 

Несмотря  на  возросший  объем  оказываемых  услуг 
по  сравнению  с  2003  г.,  достигнуто  сокращение 
в  2,3  раза  дебиторской  задолженности  иностран-
ных железных дорог перед ОАО «РЖД»; по состоянию 
на 31.12.2008 г. она составила 28,8 млн. долл. США. 
В  целях  сокращения  дебиторской  задолженности 
с иностранными партнерами приняты решения по ее 
реструктуризации, определены размеры и сроки по-
гашения. При этом железными дорогами – дебито-
рами возмещаются проценты за предоставленные 
отсрочки платежей. За истекший период полностью 
решены вопросы, связанные с погашением длитель-
ной задолженности железных дорог Азербайджана, 
Молдавии, Грузии, Таджикистана. 
Вместе с тем в целях исполнения обязательств по 
платежам  ОАО  «РЖД»  ежемесячно  своевременно 
оплачивает суммы текущих расчетов в пользу ино-
дорог, не допуская возникновения задолженности и, 
соответственно, уплаты сумм пени.

Реформирование и участие  
ОАО «РЖД» в дочерних  
и зависимых обществах

Результаты реформирования 
железнодорожного транспорта 
в 2008 году

Реформирование  железнодорожного  транспорта 
осуществляется  в  соответствии  с  Программой 
структурной  реформы,  утвержденной  Постанов-
лением  Правительства  Российской  Федерации  от 
18  мая  №  384,  и  направлено  на  повышение  эффек-
тивности деятельности и устойчивости отрасли 
при  обеспечении  баланса  интересов  государства, 
пользователей услуг и предприятий железнодорож-
ного транспорта.
К настоящему моменту осуществлены первый и вто-
рой этапы реформирования, в активной стадии на-
ходится третий этап структурных преобразований. 
За это время достигнут значительный прогресс во 
многих сферах повышения эффективности и разви-
тия железнодорожного транспорта.

Динамика дебиторской задолженности иностранных железных дорог и объема услуг, 
оказанных ОАО «РЖД» иностранным железным дорогам и полученных ОАО «РЖД» 
от них, в международном сообщении в 2003–2008 г. (млн. долл. США)

2004

2005

2006

2007

2008

Задолженность

60,1

44,4

38,4

28,2

28,8

Объем услуг оказанных

409,1

393,2

492,1

697,6

810,9

Объем услуг полученных

402,4

360,9

409,6

614,2

740,4

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

88

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Для эффективной реализации реформы создана нор-
мативная правовая база, которая прошла испыта-
ния временем и позволила устойчиво функциониро-
вать отрасли на всех этапах преобразований. При 
этом ведется постоянная работа по актуализации 
правового поля в соответствии с новыми вызовами 
реформирования.
Наиболее значимым результатом реформирования 
является  разделение  функций  государственного 
регулирования и хозяйственной деятельности, соз-
дание открытого общества «Российские железные 
дороги». В своей деятельности Компания ориенти-
рована на реализацию государственных целей рефор-
мы, повышение глобальной конкурентоспособности 
и эффективности.
В результате преобразований Российские железные 
дороги  превращаются  в  мощный  транспортный 
Холдинг. В период с 2004 по 2008 гг. Советом дирек-
торов ОАО «РЖД» приняты решения о создании 57 
дочерних и зависимых обществ в различных сферах 
деятельности.
Все созданные компании работают в рыночной сре-
де, реализуют стратегии повышения эффективно-
сти  и  роста  капитализации.  Возрастающая  роль 
дочерних обществ в деятельности Компании сопро-
вождается развитием корпоративного управления, 
финансовой прозрачности, корпоративной культуры, 
эффективного взаимодействия с другими акционе-
рами. Все это является неотъемлемым элементом 
реформирования отрасли. 
Существенные изменения проведены в организацион-
ной структуре ОАО «РЖД». Созданы и успешно рабо-
тают Центральные дирекции по ремонту грузовых 
вагонов и ремонту пути, Федеральная пассажирская 
дирекция, Дирекция железнодорожных вокзалов. Для 
подразделений работа в качестве дирекции позво-
ляет увеличить степень хозяйственной самостоя-
тельности и ответственности за результаты, кон-
солидировать имущественный комплекс, повысить 
финансовую прозрачность деятельности.
В целом результаты реформирования железнодорож-
ного транспорта и итоги работы ОАО «РЖД» поло-
жительно оценены Президентом, Правительством 
страны, международными экспертами.
В 2008 г. продолжена реализация третьего этапа 
структурной реформы в соответствии с Програм-
мой  и  Целевой  моделью  рынка  железнодорожных 
транспортных услуг на третьем этапе реформиро-
вания, одобренной правительственной Комиссией по 
вопросам развития промышленности, технологий и 
транспорта 16 мая 2007 г.
Продолжается  работа  по  совершенствованию 
нормативно-правовой базы дальнейшего реформиро-
вания отрасли, в том числе по внесению изменений и 
дополнений в федеральные законы и разработке дру-

гих нормативных актов. В конце июня 2008 г. внесены 
изменения в Федеральный закон «Об особенностях 
управления и распоряжения имуществом железнодо-
рожного транспорта», согласно которому комплекс 
электрических сетей и иных объектов электросе-
тевого  хозяйства  железнодорожного  транспорта 
общего пользования не относится к Единой (обще-
российской) электрической сети.
В целях построения эффективной холдинговой струк-
туры в 2008 г. Советом директоров ОАО «РЖД» при-
няты решения о создании 10 дочерних и зависимых 
обществ. Среди них ключевые предприятия отрасли 
по ремонту локомотивов, пассажирских вагонов, про-
изводству материалов верхнего строения пути.
В отчетном году начата реализация проектов по 
продаже пакетов акций дочерних обществ. В январе 
2008 г. реализован 15%-й пакет акций ОАО «Транс-
контейнер» стратегическим инвесторам. При но-
минальной стоимости в 2 млрд. руб. эти акции были 
проданы более чем за 7,8 млрд. руб. Однако сложив-
шиеся  макроэкономические  условия  не  позволили 
реализовать другие подобные проекты и приводят 
к необходимости переноса на более поздние периоды 
сроков продажи акций других дочерних обществ. Тем 
не менее, после оздоровления экономики и активиза-
ции инвестиций данная работа будет продолжена, 
и средства, полученные от продажи акций дочерних 
компаний, станут значительным источником для 
реализации долгосрочной Стратегии развития же-
лезнодорожного транспорта.
В  целях  развития  конкуренции  на  рынке  ремонта 
грузовых  вагонов  и  привлечения  масштабных  ин-
вестиций  в  данный  сегмент  в  2008  г.  ОАО  «РЖД» 
проведены  мероприятия  по  продаже  имущества 
22  вагоноремонтных  депо.  В  результате  на  аук-
ционных  торгах  продано  15  депо  за  общую  сумму 
в 3,083 млрд. руб.
Масштабные  мероприятия  проведены  в  2008  г. 
по  проработке  дальнейших  путей  реформирова-
ния и развития комплекса пассажирских перевозок  
ОАО  «РЖД»  и  формирования  соответствующих 
бизнес-моделей.
В отчетном году разработана Концепция реформиро-
вания пассажирского комплекса дальнего следования, 
которая одобрена Советом директоров ОАО «РЖД» 
и  Межведомственной  комиссией  по  вопросам  реа-
лизации  структурной  реформы  на  железнодорож-
ном транспорте и представлена в Правительство 
Российской Федерации. Концепцией предусмотрено: 
развитие сектора пассажирских перевозок за счет 
создания Федеральной пассажирской компании – до-
чернего общества ОАО «РЖД»; повышение эффектив-
ности работы Компании за счет ценовой гибкости, 
роста качества услуг, оптимизации затрат и акти-
вов; формирование системы государственного зака-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

89

за на перевозки пассажиров; развитие конкуренции 
«за маршрут» на основе предоставления франшиз 
частным пассажирским компаниям.
Правлением ОАО «РЖД» одобрен проект Программы 
развития пригородного пассажирского комплекса до 
2015 г., включающий целевую бизнес-модель и концеп-
цию его реформирования. Перед пригородным ком-
плексом поставлены масштабные задачи по выходу 
на безубыточность и продолжению создания приго-
родных пассажирских компаний. Для эффективного 
управления этими процессами создан специальный 
Центр, функциями которого является выработка 
единых методов и планов по решению задач утверж-
денной Программы и обобщение лучшего опыта же-
лезных дорог и пригородных компаний по повышению 
эффективности этого бизнеса.
Кроме того, Правлением Компании утверждена Кон-
цепция  эффективного  использования  и  развития 
железнодорожных  вокзалов  до  2015  г.,  в  которой 
определены  цели  и  задачи  комплексного  развития 
вокзалов,  а  также  система  мероприятий  и  меха-
низмов  их  реализации  и  последовательности  эта-
пов. Важнейшим элементом данной Концепции яв-
ляется создание условий для привлечения частных 
инвестиций  в  развитие  вокзалов  и  повышение  их 
коммерческого потенциала. При этом в том числе 
в рамках реализации Концепции в 2008 г. завершено 
строительство новых зданий вокзалов на станциях 
Вихоревка и Галич, проведена реконструкция вокзалов 
в Кургане, Саранске, Ижевске, а также реализован 
масштабный проект по реновации и модернизации 
Курского вокзала в Москве.
В целом в 2008 г. ОАО «РЖД» в полном объеме обе-
спечило  решение  поставленных  перед  Компанией 
задач  по  реализации  Программы  структурной  ре-
формы на железнодорожном транспорте и Целевой 
модели рынка железнодорожных транспортных услуг 
на  третьем  этапе  реформирования.  Проведенная 
работа  получила  одобрение  и  позитивные  оценки 
Правительства Российской Федерации.

Приобретение пакетов акций 
обществ

1. ОАО «Компания Усть-Луга» (2006)
Приобретено в 2006 г. 8,49% акций по цене 35 тыс. 
руб. за акцию; общая стоимость пакета составила 
184,52 млн. руб.
Основные цели приобретения:

 координация деятельности порта и ОАО «РЖД» 

по  развитию  производственных  мощностей 
и  соответствующей  железнодорожной  инфра-
структуры (обусловлено тем, что инвестиции 
ОАО «РЖД» в развитие ближних подходов к пор-
ту составляют 36 млрд. руб.);
 развитие мультимодальных перевозок;

 формирование единой тарифной ставки в цепоч-

ке железная дорога – порт – море;
 усиление  конкурентной  позиции  в  области 

экспортно-импортных и транзитных перевозок 
в направлениях Восток – Запад и Север – Юг.

Другие акционеры на момент приобретения:

ООО «Группа компаний АБСОЛЮТ»;

Компания «Кветар Консалтэнтс лимитед»;

Компания «Инвестпорт Холдинг Фундэйшн»;

ЗАО «Новые ресурсы»;

 Ленинградский областной комитет по управле-

нию государственным имуществом.

2. ЗАО «Трансмашхолдинг» (2007)
Приобретено  25%+1  акция  голландской  компании 
«Брейкерс Инвестментс Б.В.», владеющей 100% ак-
ций ЗАО «Трансмашхолдинг». Общая стоимость па-
кета составила 9,31 млрд. руб.
Основные цели приобретения:

 гарантированное удовлетворение потребностей 

в необходимом подвижном составе;
 ускорение разработки, испытаний, сертифика-

ции и поставок подвижного состава;
 сокращение  стоимости  жизненного  цикла  под-

вижного  состава  и  снижение  себестоимости 
перевозок;
 повышение  качества,  надежности  и  безопасно-

сти перевозок;
 создание условий для заключения долгосрочных 

контрактов;
 предпосылки для расширения масштабов деятель-

ности и развития сервисного обслуживания про-
изводимого подвижного состава.

3. ООО «Аэроэкспресс» (2008)
Приобретенная доля ОАО «РЖД» – 50%. Стоимость 
доли составила 64,9 млн. руб.
Основные цели приобретения:

 объединение  компетенций  и  опыта  с  другими 

акционерами  для  формирования  комплексных 
услуг  по  перевозкам  пассажиров  в  аэропорты, 
соответствующих  по  качеству  европейским 
стандартам;
 реализация  аналогичной  технологии  перевозок 

в других аэропортах России (в Санкт-Петербурге, 
Екатеринбурге, Сочи, Красноярске и т.д.).

Другие акционеры:

ООО «Дельта-Транс-Инвест».

Создание дочерних и зависимых обществ представлено 
в Приложениях № 11 и № 12.

Ликвидация дочерних и зависимых обществ

Ликвидированные общества:
1. ОАО «Задор» (доля ОАО «РЖД» в уставном капита-
ле 23,75%) ликвидировано 15.11.2004 г. на основании 
Определения Арбитражного суда Нижегородской об-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

90

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

ласти от 2 ноября 2004 г. о завершении конкурсного 
производства.
2. ООО «Центр экономического развития ДВЖД» (51%) 
ликвидировано 19.05.2005 г. на основании Определения 
Арбитражного суда Хабаровского края от 26 апреля 
2005 г. о завершении конкурсного производства.
3.  ООО  «Бутурлинский  спиртзавод»  (55%)  ликви-
дировано  09.09.2005  г.  на  основании  Определения  
Арбитражного  суда  Нижегородской  области  от 
30  августа  2005 г.  о  завершении  конкурсного  про-
изводства.
4.  ОАО  «Сормовский  завод  «Лазурь»  (27,8%)  ликви-
дировано  25.04.2006  г.  на  основании  Определения 
Арбитражного  суда  Нижегородской  области  от  
10 апреля 2006 г. о завершении конкурсного произ-
водства.
5.  ЗАО  СП  «Уралтранс»  (33,3%)  ликвидировано 
25.09.2006 г. на основании Определения Арбитражно-
го суда Челябинской области от 12 сентября 2006 г. 
о завершении конкурсного производства.
6. ЗАО «Ижвелоком» (51%) ликвидировано 21.11.2006 г. 
на  основании  Определения  Арбитражного  суда  Уд-
муртской  Республики  от  30  октября  2006  г.  о  за-
вершении конкурсного производства.
7. ООО «Алнашский спиртзавод» (76,03%) ликвидиро-
вано 04.12.2006 г. на основании Определения Арби-
тражного суда Удмуртской Республики от 3 ноября 
2006 г. о завершении конкурсного производства.
8. ООО «Асан-спирт» (80%) ликвидировано 20.02.2007 г. 
на  основании  Определения  Арбитражного  суда  Уд-
муртской Республики от 8 декабря 2006 г. о завер-
шении конкурсного производства.
9.  ООО  «Брат  и  Сестра»  (100%)  ликвидировано 
06.08.2007 г. по Решению участника Общества.
10. ЗАО «Телерадиокорпорация «Южный Регион ТВ» 
(31,36%)  ликвидировано  25.12.2008 г.  на  основании 
Решения годового Общего собрания акционеров Об-
щества от 30.06.2006 г.
Общества, находящиеся в стадии ликвидации:
1.  ОАО  «Забайкальская  горная  компания»  (34,29%). 
На годовом Общем собрании акционеров 27.06.2005 г. 
принято Решение о ликвидации общества.
2.  ОАО  «ПКБВ  «Магистраль»  (40,45%)  на  годовом 
Общем собрании акционеров Общества 01.07.2008 г. 
принято Решение о ликвидации общества.

Прекращение участия в дочерних  
и зависимых обществах

ОАО «РЖД» прекратило участие в следующих обще-
ствах:
1. ООО «Информатизация инфраструктуры транс-
порта» (15%). Заключен Договор купли-продажи доли 
в уставном капитале от 25 ноября 2005 г. № 955.
2. ООО «Фирма «Геостар» (4,32%). Заявление о выхо-
де из Общества от 27.12.2005 г.

3. ООО «КАПШ-НИИЖА тел» (ООО «Афона – РЖД») 
(45%). Заявление о выходе из Общества от 20.06.2006 г.
4.  ООО  «Центр  Информационных  Технологий  на 
Транспорте» (35%). Заявление о выходе из Общества 
от 06.10.2006 г.
5.  ООО  «ЦДС  Ком»  (26%).  Заключен  Договор  купли-
продажи доли в уставном капитале ООО «ЦДС Ком» 
от 18 октября 2006 г. № 688.
6. ООО «Дербентская торговая компания (ОРС)» (51%). 
Заявление о выходе из Общества от 19.10.2006 г.
7.  ООО  «ЛЛМЗ-КАМАХ»  (49%).  Заявление  о  выходе 
из Общества от 29.12.2006 г.
8. ОАО «Ульяновская Распределительная Компания» 
(0,25%). Прекращение участия в связи с реорганиза-
цией Общества.
9. ООО «Санкт-Петербургская торговая компания 
(ОРС)» (99,99%). В соответствии с Решением Сове-
та директоров ОАО «РЖД», состоявшегося 20 апре-
ля 2007 г., участие в Обществе прекращено путем 
внесения  доли  в  уставный  капитал  создаваемого 
ОАО «ЖТК».
10. ОАО «Эльгауголь» (29,49%). Заключен Договор купли-
продажи акций от 10 октября 2007 г. № 8-2/3630.
11.  ОАО  «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ  АКЦИОНЕРНЫЙ 
БАНК  «ЮГО-ВОСТОК»  (3,48%).  Заключен  Договор 
купли-продажи ценных бумаг от 28 декабря 2007 года 
№ 1348.
12.  ЗАО  «ТрансКредитКарт»  (40%).  Заключен  До-
говор  купли-продажи  ценных  бумаг  от  28  декабря 
2007 г. № 1349.

Анализ деятельности ДЗО

Управление  дочерними  и  зависимыми  обществами 
в  ОАО  «РЖД»  основывается  на  Регламенте  уча-
стия ОАО «РЖД» в дочерних и зависимых обществах 
и корпоративного управления этими обществами, 
утвержденном  Советом  директоров  ОАО  «РЖД» 
16 ноября 2006 г. 
ОАО  «РЖД»  управляет  дочерними  и  зависимыми 
обществами  посредством  корпоративных  мето-
дов  в  рамках  действующего  законодательства, 
уставов  и  внутренних  документов  дочерних  и  за-
висимых обществ, не допуская административного 
вмешательства  в  деятельность  таких  обществ.  
В целях обеспечения координации работы дочерних 
и зависимых обществ, достижения положительно-
го синергетического эффекта от их деятельности 
и  повышения  эффективности  Холдинга  в  целом  в 
ОАО «РЖД» разрабатываются регламенты и стан-
дарты по важнейшим аспектам деятельности до-
черних и зависимых компаний, которые утвержда-
ются  органами  управления  дочерних  и  зависимых 
обществ.
Корпоративное управление дочерними и зависимы-
ми обществами осуществляется посредством уча-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

91

стия представителей ОАО «РЖД» в Общих собрани-
ях акционеров, Советах директоров и Ревизионных 
комиссиях дочерних и зависимых обществ. При вы-
движении  представителей  в  Советы  директоров 
дочерних  и  зависимых  обществ  ОАО «РЖД»  стре-
мится сформировать сбалансированную структуру 
Совета директоров и активно привлекает специали-
стов, прошедших обучение в сфере корпоративного 
управления
Столь  значительный  рост  финансовых  вложений 
ОАО «РЖД» в общества, акциями и долями которых 
владеет ОАО «РЖД», вызван проводимой структур-
ной  реформой  на  железнодорожном  транспорте, 
вследствие  которой  созданы  крупные  дочерние 
общества на базе филиалов ОАО «РЖД» и сформи-
рованы их уставные капиталы. Одновременно при 
увеличении финансовых вложений растет совокуп-
ный объем дивидендных выплат дочерних и зависи-
мых обществ.
По  итогам  деятельности  дочерних  и  зависимых 
обществ в 2008 г., ОАО «РЖД» планирует получить 
дивиденды в размере 1 418,1 млн. руб., включая:

 уже выплаченные дивиденды ОАО «РейлТрансАвто» 

за I квартал 2008 г. (10,6 млн. руб.) и ЗАО «ЭКЗА» 
за I полугодие 2008 г. (6,1 млн. руб.);
 промежуточные дивиденды по итогам 9 месяцев 

2008 г. в размере 10% от чистой прибыли в раз-
мере  950,2  млн.  руб.  (ОАО  «Росжелдорпроект», 
ОАО «Первая Грузовая Компания», ОАО «Рефсер-
вис»,  ОАО  «ТрансКредитБанк»,  ОАО  «Барнауль-
ский ВРЗ», ОАО «Рославльский ВРЗ»);
 дивидендные выплаты по итогам 2008 г. прочих 

ДЗО в сумме 451,2 млн. руб.

В  результате  последствий  финансового  кризиса, 
по итогам 2008 г., наблюдается падение или замед-
ление роста объемов грузооборота по компаниям, 
осуществляющим  грузовые  перевозки,  вызванное 
уменьшением спроса на соответствующие услуги. 
По компаниям, доходная база которых формирует-
ся за счет заказов ОАО «РЖД», также наблюдает-
ся небольшое падение выручки за счет сокращения 
соответствующих программ ОАО «РЖД» в IV квар-
тале 2008 г. 

Финансовые вложения в ДЗО ОАО «РЖД» с 2003 по 2008 гг. увеличились в 56,3 раза (млрд. руб.)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Финансовые вложения, в т.ч.

3,4

3,4

10,5

41,8

152,5

194,6

в новые ДЗО

0

0

6,9

31,3

104,8

33,3

Дивиденды, млн. руб.

31

57

160

430

1 059

1 418

Дивидендная доходность, %

0,90

1,68

1,53

1,03

0,69

0,73

Показатели деятельности дочерних и зависимых обществ за 2003–2008 гг. 
представлены в нижеприведенной таблице (млрд. руб.)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Совокупные активы

21,4

28,3

37,9

92,5

463,5

482,3

Чистые активы

8,7

10,1

19,3

53,2

189,1

233,1

Капитал

19,1

53,1

199,3

240,4

Выручка

22,8

34,0

45,1

92,5

214,0

436,1

Чистая прибыль

0,6

1,1

2,3

5,3

11,0

18,3

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

92

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Деятельность ключевых дочерних обществ ОАО «РЖД» за 2003–2008 гг.

ОАО «Первая Грузовая Компания» зарегистрировано 26 июля 2007 г. 
Основным видом деятельности является организация перевозок грузов железнодорожным транспортом 
и их транспортно-экспедиционное обслуживание. Уставный капитал составляет 85 652,4 млн. руб.
Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале составляет 99,99%.  

(млрд. руб.)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Совокупные активы

88,2

104,9

Чистые активы

86,8

93,7

Капитал

86,8

93,7

Выручка

3,5

51,2

Чистая прибыль

0,8

7,7

Дивиденды ОАО «РЖД»

0,1

0,7 *

* – дивиденды ОАО «Первая Грузовая Компания» 
за 9 месяцев 2008 г.

ОАО «Трансконтейнер» зарегистрировано 4 марта 2006 г. Основным видом деятельности является 
организация перевозок грузов во внутреннем и международном сообщении. Уставный капитал составляет 
13 894,8 млн. руб. Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале составляет 85%.  

(млрд. руб.)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Совокупные активы

17,2

20,3

26,9

Чистые активы

15,3

16,8

19,1

Капитал

15,3

16,8

19,1

Выручка

5,8

13,4

20,2

Чистая прибыль

1,4

1,5

2,7

Дивиденды

0,1

0,1

—*

* – Решение будет принято на годовом Общем собра-
нии акционеров ОАО «Трансконтейнер»

ОАО «Рефсервис» зарегистрировано 17 февраля 2006 г. Основным видом деятельности является 
организация перевозок грузов. Уставный капитал составляет 3 491,5 млн. руб.
Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале составляет 99,99%.  

(млрд. руб.)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Совокупные активы

3,9

5,0

5,0

Чистые активы

3,1

3,9

4,1

Капитал

3,1

3,9

4,1

Выручка

1,8

5,4

5,3

Чистая прибыль

–0,4

0,8

0,4

Дивиденды

0,1

0,1*

* – дивиденды ОАО «Рефсервис» за 9 месяцев 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

93

ОАО «РейлТрансАвто» зарегистрировано 2 февраля 2007 г. Основным видом деятельности является 
организация перевозок грузов железнодорожным транспортом. Уставный капитал составляет 
3 265,1 млн. руб. Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале составляет 51%.  

(млрд. руб.)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Совокупные активы

4,1

4,8

Чистые активы

3,6

3,3

Капитал

3,6

3,3

Выручка

1,5

2,0

Чистая прибыль

0,4

0,0

Дивиденды

0,2

0,01*

* – дивиденды ОАО «РейлТрансАвто» за I квартал 
2008 г.

ЗАО «Компания ТрансТелеКом» зарегистрировано 21 ноября 2002 г. Основным видом деятельности 
является создание и эксплуатация сетей связи. Уставный капитал составляет 2 млн. руб. 
Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале составляет 99,95%.  

(млрд. руб.)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Совокупные активы

5,5

6,5

7,6

10,2

13,0

16,6

Чистые активы

2,4

2,6

3,8

5,5

6,7

7,4

Капитал

2,4

2,6

3,8

5,5

6,7

7,4

Выручка

5,6

9,0

13,7

16,4

21,3

24,2

Чистая прибыль

–0,4

0,2

1,2

1,8

1,5

1,0

Дивиденды

0,02

0,11

0,17

0,18

—*

* – Решение будет принято на годовом Общем собра-
нии акционеров ЗАО «Компания ТрансТелеКом»

ОАО «Росжелдорстрой» зарегистрировано 19 января 2006 г. Основным видом деятельности 
является строительство зданий и сооружений I и II уровня ответственности, 
выполнение функций заказчика-застройщика. Уставный капитал составляет 9 933,2 млн. руб.
Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале составляет 99,99%.  

(млрд. руб.)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Совокупные активы

16,6

20,2

30,3

Чистые активы

10,3

9,5

9,6

Капитал

10,3

9,5

9,6

Выручка

25,8

39,0

65,6

Чистая прибыль

0,0

—0,8

0,3

Дивиденды

—*

* – Решение будет принято на годовом Общем собра-
нии акционеров ОАО «Росжелдорстрой»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

94

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

ОАО «Железнодорожная торговая компания» зарегистрировано 4 июня 2007 г. Основным видом 
деятельности является организация и осуществление оптовой и розничной торговли. Уставный капитал 
составляет 8 077,3 млн. руб. Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале составляет 99,99%. 

 (млрд. руб.)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Совокупные активы

9,1

9,1

Чистые активы

8,1

8,1

Капитал

8,1

8,1

Выручка

2,0

9,1

Чистая прибыль

–0,02

0,03

Дивиденды

—*

* – Решение будет принято на годовом Общем собра-
нии акционеров ОАО «ЖТК»

ОАО «ВНИИЖТ» зарегистрировано 9 сентября 2007 г. Основным видом деятельности является проведение 
фундаментальных исследований по определению общей стратегии развития железнодорожного 
транспорта на основе комплексной оценки его технического уровня и прогнозируемых на перспективу 
объемов перевозок. Уставный капитал составляет 3 191,5 млн. руб.
Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале составляет 99,99%.  

(млрд. руб.)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Совокупные активы

3,2

3,7

Чистые активы

3,2

3,2

Капитал

3,2

3,2

Выручка

0,002

1,5

Чистая прибыль

0,03

0,05

Дивиденды

 

 

 

 

—*

* – Решение будет принято на годовом Общем собра-
нии акционеров ОАО «ВНИИЖТ»

ОАО «Вагонреммаш» создано 12 мая 2008 г. Основными видами деятельности являются производство 
пассажирских вагонов, оказание услуг по проведению капитального ремонта пассажирских и грузовых 
вагонов и по проведению ремонта колесных пар. Уставный капитал составляет 4 073,7 млн. руб.
Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале составляет 99,99%.
ОАО «БетЭлТранс» создано 23 апреля 2008 г. Основным видом деятельности является производство 
и реализация железобетонных, деревянных шпал; комплектов бруса стрелочных переводов. Уставный 
капитал составляет 3 769,7 млн. руб. Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале составляет 99,99%.
ОАО «Первая нерудная компания» создано 29 апреля 2008 г. Основным видом деятельности является добыча 
нерудных полезных ископаемых; переработка нерудных полезных ископаемых (производство щебня, 
отсевов от дробления, камня бутового). Уставный капитал составляет 6 268,9 млн. руб.
Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале составляет 99,99%.  

(млрд. руб.)

Наименование общества

Совокупные 
активы

Чистые 
активы

Капитал

Выручка

Чистая 
прибыль

ОАО «БетЭлТранс»

6,1

4,0

4,0

6,8

0,09

ОАО «Первая нерудная компания»

7,0

6,3

6,3

1,6

0,03

ОАО «Вагонреммаш»

5,2

4,2

4,2

3,2

0,02

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приоритетные направления 

деятельности

95

Управление имуществом ОАО «РЖД»

В  уставный  капитал  ОАО  «РЖД»  внесено  420  200 
объектов  недвижимости.  Также  на  Компанию  при 
ее создании была возложена обязанность по содер-
жанию  56  000  объектов  социально-культурного  и 
коммунально-бытового  назначения,  оставшихся 
в федеральной собственности (объекты «в обреме-
нении»). Компания в своей деятельности использует 
более  1  млн.  га  земельных  участков,  находящихся 
в аренде или собственности.
Только прямые доходы от совершения сделок с не-
движимостью за период с 2003 по 2008 г. составили 
39,1 млрд. руб.
Решением  Совета  директоров  ОАО  «РЖД»  от 
28.11.2007 г. (Протокол № 19) одобрены принимае-
мые Компанией меры по повышению эффективности 
управления недвижимостью ОАО «РЖД».

Основные принципы управления  
недвижимостью ОАО «РЖД»
За 5 лет существования Компании были выработа-
ны следующие основные принципы распоряжения не-
движимостью ОАО «РЖД»:

 приоритет  профильного  (железнодорожного) 

использования объекта над иными формами ис-
пользования недвижимости;
 принцип возмездности: совершение сделок с не-

движимым  имуществом  ОАО  «РЖД»  осущест-
вляется по общему правилу за плату, при этом 
цена сделки определяется с учетом отчета не-
зависимого оценщика;
 принцип  гласности:  в  случае  совершения  сде-

лок с недвижимым имуществом ОАО «РЖД» на 
торгах  информация  о  намерении  ОАО  «РЖД» 
совершить сделку должна доводиться до сведе-
ния максимального количества потенциальных 
контрагентов и отвечать требованиям досто-
верности, полноты и своевременности. В этой 
связи  введен  в  действие  сайт  Департамента 
управления  имуществом  (www.property.rzd.ru), 
осуществляются массовые публикации в СМИ по 
сделкам с имуществом;
 принцип конкурентного распоряжения недвижи-

мым имуществом: совершение сделок с недвижи-
мым имуществом ОАО «РЖД» осуществляется по 
общему правилу на открытых аукционах, а так-
же с привлечением профессиональных участни-
ков рынка недвижимости (в т.ч. фондов имуще-
ства), что позволяет максимизировать доходы 
Компании.

Внесение имущества  
в уставные капиталы дочерних обществ
За 5 лет существования Компании было создано более 
50 дочерних обществ, в уставные капиталы которых 

передано 16,6 тыс. объектов недвижимости. Вели-
чина уставных капиталов указанных хозяйственных 
обществ составила более 70,9 млрд. руб.
Дочерними обществами, получившими наибольший 
объем недвижимого имущества от ОАО «РЖД», ста-
ла компания в сфере рабочего снабжения и торговли 
(5,3 тыс. объектов ОАО «Железнодорожная Торговая 
Компания»), в сфере строительства (4 тыс. объек-
тов ОАО «Росжелдорстрой») и в области ремонта 
подвижного состава (1,4 тыс. объектов ОАО «Жел-
дорреммаш»). 

Отчуждение недвижимости ОАО «РЖД»
К настоящему времени по договорам купли-продажи, 
дарения отчуждено более 2,8 тыс. объектов недви-
жимости.
Доходы от продажи недвижимости за пятилетний пе-
риод существования Компании составили 18,6 млрд. 
руб., в том числе:

в 2005 г. – 0,24 млрд. руб.;

в 2006 г. – 0,84 млрд. руб.;

 в 2007 г. – 11,96 млрд. руб. (в том числе средства 

от продажи производственной базы подъездно-
го железнодорожного пути от ст. Зейск к Эль-
гинскому месторождению углей в размере 9,72 
млрд. руб.);
 в 2008 г. – 5,53 млрд. руб. (в том числе средства 

от продажи имущества производственного ком-
плекса порта Темрюк в размере 1,1 млрд. руб., 15 
вагоноремонтных депо в размере 3,6 млрд. руб.).

При создании ОАО «РЖД» в уставный капитал Компа-
нии были внесены объекты недвижимости социально-
культурного и коммунально-бытового назначения. 
В этой связи и учитывая, что значительная часть 
данных объектов являются социально значимыми, 
ОАО «РЖД» активно ведется работа по их передаче 
публично-правовым образованиям. 
На  сегодняшний  день  в  собственность  публично-
правовых  образований  было  отчуждено  1  560  объ-
ектов.  В  целях  исключения  убытков  ОАО  «РЖД» 
в  результате  совершения  данных  сделок  Компа-
ния перешла к практике продажи таких объектов 
публично-правовым образованиям. 
Продажа  объектов  недвижимого  имущества  явля-
ется  не  только  способом  оптимизации  активов 
Компании,  но  и  способом  создания  конкурентной 
среды  в  сферах,  в  которых  ОАО  «РЖД»  занимает 
монопольное положение. В частности, во исполне-
ние Распоряжения Правительства Российской Феде-
рации от 20.03.2008 г. № 348-р ОАО «РЖД» в 2008 г. 
проводились торги по продаже имущества 22 ваго-
норемонтных депо с обременением в виде сохране-
ния профиля деятельности. В целях максимальной 
прозрачности проводимых процедур в качестве ор-
ганизатора торгов, открытых по составу участни-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

96

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

ков и по форме предложений о цене, был привлечен 
СГУП по продаже имущества города Москвы. По ре-
зультатам проведенных торгов было продано иму-
щество  15  вагоноремонтных  депо.  При  начальной 
цене продажи в размере 2 257,7 млн. руб. с учетом 
НДС имущество было продано на сумму 3 615,9 млн. 
руб. с учетом НДС.
Ежегодно проводятся мероприятия по инвентари-
зации имущества Компании с целью выявления не-
профильных,  неиспользуемых  или  неэффективно 
используемых  объектов  недвижимого  имущества. 
По результатам проведенной в 2008 г. инвентари-
зации выявлено около 3 400 объектов, многие из ко-
торых планируется вовлечь в гражданско-правовой 
оборот. 
В отношении объектов, находящихся у ОАО «РЖД» 
«в  обременении»  (т.е.  на  обслуживании  на  основа-
нии акта Правительства России), проведена работа 
по передаче их в муниципальную собственность и 
собственность  субъектов  Российской  Федерации. 
К настоящему времени все 56 тыс. объектов «в об-
ременении»  переданы,  кроме  4  котельных  и  8  км 
инженерных сетей.

Передача недвижимости ОАО «РЖД»  
в пользование
С 2004 по 2008 гг. Компанией получен доход от сда-
чи недвижимого имущества в аренду в размере бо-
лее 20,5 млрд. руб. Кроме того, на арендаторов не-
движимого имущества возлагается обязанность по 
содержанию недвижимого имущества, полученного 
в аренду: только в 2008 г. сумма возмещения расходов 
ОАО «РЖД» по содержанию имущества, полученная 
от арендаторов, составила более 545 млн. руб.
Ежегодно размер арендной платы, взимаемой за объ-
екты ОАО «РЖД», увеличивается примерно на 1 млрд. 
руб. Так, если в 2004 г. было взыскано 2,8 млрд. руб., 
то в 2008 г. уже 5,4 млрд. руб.
С 2010 г. запланирован перевод отношений с феде-
ральными  органами  власти  (за  исключением  МВД 
России)  по  использованию  имущества  ОАО  «РЖД» 
с безвозмездного пользования на арендные. В этих 
целях проводится работа с федеральными органа-
ми власти по планированию соответствующих рас-
ходов в федеральном бюджете.
 В целях формирования положительного образа Ком-
пании и оказания услуг населению на должном уровне 
15.11.2006 г. на заседании Правления ОАО «РЖД» было 
принято Решение (Протокол № 36) о запрете разме-
щения субъектов игорной деятельности на объектах 
ОАО «РЖД». Кроме того, признано недопустимым 
продолжение имущественных отношений с лицами, 
уличенными в реализации на объектах ОАО «РЖД» 
продукции,  не  имеющей  необходимых  лицензий  и 
сертификатов,  в  том  числе  контрафактной  про-

дукции, а также не имеющей сертификатов меди-
цинской, фармацевтической и пищевой продукции. 
В целях реализации указанных мероприятий изданы 
нормативные документы Компании.

Управление земельными  
ресурсами Компании
Завершается оформление прав ОАО «РЖД» и Россий-
ской Федерации на земельные участки, используемые 
Компанией. Зарегистрировано право собственности 
ОАО  «РЖД»  в  отношении  99%  земель,  право  феде-
ральной собственности на 97% федеральных земель, 
используемых Компанией (около 940 тыс. га). 
Оформление  прав  на  земли  полосы  отвода  желез-
ных дорог обеспечивает надлежащее развитие ин-
фраструктуры  железнодорожного  транспорта,  а 
также позволяет вовлекать в гражданский оборот 
территории, временно не задействованные в про-
изводственной деятельности. 
Ежегодно растут доходы от сделок с земельными 
участками Компании. Так, доходы от субаренды зе-
мель полосы отвода в 2007 г. составили 89 млн. руб., 
в 2008 г. эти доходы увеличились до 327 млн. руб.

Оценка имущества ОАО «РЖД» 
За период 2003–2008 гг. Компанией рассмотрено бо-
лее 5 000 отчетов об оценке. При этом значительное 
число отчетов было направлено на повторную оцен-
ку с отрицательными экспертными заключениями. 
Совокупный  экономический  эффект  от  правильно 
определенной величины рыночной стоимости после 
устранения замечаний (недопущение занижения цены 
реализации активов Компании и корректировка цены 
в сторону снижения при покупке активов третьих 
лиц), выявленных экспертами ОАО «РЖД», за послед-
ние 5 лет составил более 6,5 млрд. руб.
Организация процесса оценки рыночной стоимости и 
экспертиза отчетов об оценке позволяют ОАО «РЖД» 
нивелировать налоговые риски при управлении иму-
щественным комплексом ОАО «РЖД». 
За период 2004–2008 гг. ОАО «РЖД» было заключе-
но более 120 договоров на оказание услуг по оценке 
имущества.  При  этом  данные  услуги  оказывают 
оценочные компании, прошедшие квалификационный 
отбор оценщиков в ОАО «РЖД». Высокое качество 
отчетов, выполненных прошедшими квалификаци-
онный отбор оценочными компаниями, подтверж-
дается положительными заключениями Росимуще-
ства, других федеральных органов исполнительной 
власти и саморегулируемых оценочных организаций 
России.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..