ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 7

 

 

Финансово-экономические 

результаты

115

щий объем дивидендов составил более 4 млрд. руб. 
Это обеспечивает приоритетное направление чи-
стой прибыли на производственное развитие Ком-
пании.

 В целом за 2003–2008 гг. грузовые железнодорож-

ные тарифы выросли в 1,99 раза, при этом цены в про-
мышленности выросли (в целом) в 2,15 раза, в том 
числе  в  топливной  промышленности  –  в  2,0  раза, 
нефтеперерабатывающей  – в 2,3 раза, угольной  – 
в 2,75 раза, черной металлургии – в 3,2 раза, таким 
образом  сложилась  тенденция  снижения  средне-
взвешенной  транспортной  составляющей  в  цене 
продукции, перевозимой железнодорожным транс-
портом. 

 В результате в 2008 г. транспортная состав-

ляющая в конечной цене продукции (в части желез-
нодорожного транспорта) снижена в среднем более 
чем на 14% к уровню 2007 г. По нефтяным грузам 
она  уменьшена  на  18%,  по  черным  металлам  –  на 
19%, углю – на 36%, коксу – на 35%, руде – почти на 
11%.  В  целом  за  5  лет  деятельности  ОАО  «РЖД» 
транспортная  составляющая  снижена  по  коксу  и 
руде в 2,4 раза, по удобрениям – в 2,1 раза, по углю – 
в 1,9 раза, по нефтяным грузам – в 1,8 раза и черным 
металлам – в 1,7 раза. 

Управление финансами

В целях создания эффективного инструмента пер-
спективного управления финансами в условиях су-
щественных изменений макроэкономической среды, 
конъюнктуры финансового рынка и связанной с этим 
неопределенностью и рисками в Компании была раз-
работана и успешно внедрена Функциональная стра-
тегия управления финансами Холдинга «РЖД». 
Переход от краткосрочного к среднесрочному пла-
нированию: в рамках среднесрочного планирования 
выстроена многофакторная система формирования 
финансового плана ОАО «РЖД», которая предусма-
тривает итерационность описываемых процессов на 
основе множественности вариативных расчетов. 
В целях обеспечения выполнения задач, поставленных 
Программой структурной реформы на железнодорож-
ном транспорте, для эффективного корпоративного 
управления Компанией внедрена разрабатываемая 
на  протяжении  последних  нескольких  лет  Мето-
дика ведения раздельного учета доходов, расходов 
и финансовых результатов по видам деятельности 
(на принципах ABС-costing), основой чему явилась но-
вая  номенклатура  расходов  и  доходов  ОАО  «РЖД» 
по видам деятельности, укрупненным видам работ 
и тарифным составляющим.

Наряду с ежегодным формированием отчетности 
ОАО «РЖД» по МСФО в рамках реализации финан-
сового  планирования  Холдинга  РЖД  в  2008  г.  был 
завершен проект по разработке Методики автома-
тизированного формирования консолидированного 
финансового плана Холдинга ОАО «РЖД». 
В целях эффективного функционирования всех пред-
приятий Холдинга с учетом реализации завершающе-
го этапа структурной реформы железнодорожного 
транспорта Компанией проводится систематиче-
ская работа по актуализации финансовой модели.
Выстроена единая финансовая политика управления 
денежными средствами на основе стратегической 
и оперативной системы управления ликвидностью 
Компании,  которая  представляет  собой  систему 
взаимосвязанных элементов финансового планиро-
вания, функционирующих на каждом уровне верти-
кальной  системы  управления  Компании.  Система 
управления  ликвидностью  включает:  финансовый 
план; сводные бюджеты филиалов; систему платеж-
ных балансов филиалов.
С начала деятельности Компанией ведется целена-
правленная и системная работа по развитию систе-
мы управления финансами:

 разработаны и введены методы управления де-

нежными средствами в финансовом плане Ком-
пании,  модернизирована  система  платежных 
балансов ОАО «РЖД»;
 определены алгоритмы управления дебиторской 

и  кредиторской  задолженности  в  качестве  ис-
точника  финансирования  хозяйственной  дея-
тельности через условия расчетов в договорах 
с контрагентами;
 стандартизированы условия расчетов с контра- 

гентами;
 введен казначейский контроль финансирования 

расходов в пределах утвержденных лимитов.

В  Компании  сформирована  полноценная  система 
управления  финансовыми  рисками,  предусматри-
вающая анализ, выявление ключевых показателей, 
разработку  модели  управления  и  процедуры  мо-
ниторинга  кредитных  рисков,  рисков  управления 
ликвидностью,  операционных,  имущественных  и 
рыночных рисков. 
За 5 лет работы сформирован подход по регуляр-
ному централизованному страхованию имущества 
Компании на единых условиях.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

116

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Основные макроэкономические факторы

Основными макроэкономическими факторами, вли-
яющими  на  финансовый  результат  Компании,  яв-
ляются:

 величина  тарифов,  по  которым  определяется 

стоимость  перевозок  и  которые  формируют 
доходы Компании;

 цена закупок сырья и др. аналогичных ценностей, 

получаемых услуг, обслуживания инфраструкту-
ры и подвижного состава и т.д., определяющая 
расходы Компании;
 налоговая нагрузка;

 изменение обменных курсов иностранных валют.

Финансовые результаты

Показатель

Ед. изм.

Отчет 
2007 год

2008

План СД

год
Отчет

% отчет 
к Плану

% отчет 
к 2007 году

Всего доходов

млрд. руб.

975,6

1135,4

1101,7

97,0

112,9

Всего доходов от перевозок 

млрд. руб. 

884,4

1055,1

1014,5

96,1

114,7

От пассажирских перевозок 

млрд. руб. 

129,4

148,3

150,4

101,4

116,1

из них в дальнем следовании 

млрд. руб. 

109,4

129,7

130,7

100,8

119,5

пригородном сообщении 

млрд. руб. 

20,1

18,6

19,7

105,7

98,0

От грузовых перевозок 

млрд. руб. 

754,9

893,4

847

94,8

112,2

Доходы от прочих видов 

деятельности 

млрд. руб. 

91,2

80,3

87,2

108,7

95,6

Всего расходов

млрд. руб.

899

1081,5

1035,3

95,7

115,2

Расходы от перевозок 

млрд. руб. 

819,4

1009,4

952,1

94,3

116,2

От пассажирских перевозок 

млрд. руб. 

180

215,8

216,9

100,5

120,5

из них в дальнем следовании 

млрд. руб. 

132,2

159,5

162,4

101,8

122,8

пригородном сообщении

млрд. руб. 

47,8

56,3

54,5

96,8

114,0

От грузовых перевозок 

млрд. руб. 

639,4

787,7

730,4

92,7

114,2

Расходы от прочих видов 
деятельности 

млрд. руб. 

79,6

72,2

83,2

115,2

104,5

Всего прибыль от продаж

млрд. руб.

76,6

53,9

66,5

123,2

86,7

Прибыль по перевозкам 

млрд. руб. 

65

45,7

62,4

136,5

96,0

от пассажирских перевозок 

млрд. руб. 

–50,5

–67,5

–66,5

98,5

131,4

из них в дальнем следовании 

млрд. руб. 

–22,8

–29,8

–31,7

106,4

139,0

В пригородном сообщении 

млрд. руб. 

–27,7

–37,7

–34,8

92,3

125,6

От грузовых перевозок 

млрд. руб. 

115,5

105,7

116,6

110,3

101,0

Прибыль от прочих видов 
деятельности 

млрд. руб. 

11,6

8,1

4

49,4

34,5

Себестоимость перевозок 

Коп. 
на 10 км 

329,5

382,7

366,2

95,7

111,2

Результат от прочих  
и чрезвычайных операций 

млрд. руб. 

52,4

3,9

–11,6

–297,4

–22,1

Балансовая прибыль 

млрд. руб. 

129

57,8

54,9

95,0

42,6

Чистая прибыль 

млрд. руб. 

84,5

11,6

13,4

115,5

15,9

См. также Приложения №№ 1–8. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финансово-экономические 

результаты

117

Доходы по всем видам деятельности

Доходы от грузовых перевозок (включая услуги ло-
комотивной  тяги)  сложились  за  2008  г.  в  сумме 
857,6 млрд. руб., что ниже плана, утвержденного Со-
ветом директоров ОАО «РЖД», на 43,2 млрд. руб. 
Причинами данного снижения стали:

 снижение погрузки грузов к уровню 2007 г. на 

3% (–40,5 млн. тонн), а к плану погрузки, утвержден-
ному СД на 2008 г., снижение составило 67,4 млн. 
тонн. В результате выполнение плана грузооборо-
та, утвержденного СД на 2008 г., составило лишь 
98,5%. Снижение объемов обусловлено влиянием по-
следствий мирового финансового кризиса на работу 
Российских железных дорог. Так, сократили произ-
водство и снизили отправление продукции предпри-
ятия металлургического комплекса; вслед за этим 
уменьшился спрос на металлургическое сырье и, со-
ответственно, сократилась погрузка этих грузов. 
Сложная ситуация в строительном комплексе. 

 рост средней доходной ставки лишь на 7,5% при 

изменении уровня грузовых тарифов на 16,3% по сле-
дующим объективным причинам:

 продолжающееся  перераспределение  перевозок 

между видами сообщений (эффект 2 млрд. руб.);
 рост доли приватного парка в объеме перевозок 

(эффект 10,5 млрд. руб.). 

В целом за прошедшую пятилетку на объем дохо-
дов ОАО «РЖД» от грузовых перевозок наибольшее 
влияние оказывали тарифная политика и проводи-
мая структурная реформа в части бизнеса грузо-
вых перевозок.

Тарифная политика

Параметры индексации грузовых железнодорожных 
тарифов определены Правительством Российской 
Федерации исходя из сценарных условий социально-
экономического развития Российской Федерации. 
Действующий Прейскурант № 10–01 на перевозки 
грузов, который был введен в 2003 г., предусматри-
вает выделение вагонной составляющей тарифа на 
перевозку грузов в вагонах общего парка в виде твер-
дых ставок без дифференциации по классам грузов, 
на которую не распространяется действие исклю-
чительных  тарифов.  Для  собственников  вагонов 
эта величина является ориентиром, на основании 
которого объявляется цена за услуги по предостав-
лению вагонов для перевозки.
На момент введения указанного прейскуранта ме-
тодология построения тарифов обеспечивала прак-
тически равные тарифные условия для подвижного 
состава различной принадлежности и специализации 
при одинаковой организации перевозок независимо 

от перевозимого груза, в том числе за счет диффе-
ренциации тарифов на порожний пробег собствен-
ных вагонов по роду груза, из-под перевозки кото-
рого они следуют.
В дальнейшем за счет инфраструктурной состав-
ляющей  тарифа  создавались  дополнительные  та-
рифные преимущества для частного вагонного парка 
путем индексации вагонной составляющей тарифа 
опережающими темпами по отношению к ежегод-
ным средним индексам, утверждаемым Правитель-
ством Российской Федерации.
В 2007 г. в условиях острого дефицита полувагонов 
в целях стимулирования инвестиций в парк полува-
гонов приняты Решения по дифференцированной ин-
дексации тарифов раздела 2 Прейскуранта № 10–01, 
направленные на увеличение вагонной составляющей 
у иных собственников полувагонов (тарифы на пере-
возки грузов в полувагонах общего парка проиндекси-
рованы на 10,9%, а тарифы на перевозки в собствен-
ных и арендованных полувагонах дифференцированы 
по классам грузов: для грузов 1-го класса – на 3,7%; 
для грузов 2-го класса – на 6,4%; для грузов 3-го клас-
са – на 8,4%). В результате вагонная составляющая 
для полувагонов иных собственников в абсолютном 
выражении превысила вагонную составляющую об-
щего парка по первому тарифному классу грузов на 
24%, по второму – на 35%, по третьему – на 39%, что 

Средние размеры индексации грузовых 
железнодорожных тарифов  
(декабрь к декабрю предыдущего года)

В целом за 2003–2008 гг. тарифы на грузовые 
железнодорожные перевозки проиндексированы 
в 1,99 раза

12%

8%

7,5%

21,1%

12,8%

12%

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

118

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

создало условия для сокращения срока окупаемости 
полувагонов и повышения привлекательности инве-
стирования средств в парк полувагонов.
Одновременно,  учитывая,  что  Прейскурантом  
№  10–01  установлены  более  высокие  тарифы  на 
перевозки  сырой  нефти,  чем  на  перевозки  нефте-
продуктов, внесены изменения в Прейскурант, на-
правленные на снижение базового уровня тарифов 
на перевозку сырой нефти.
Компенсация выпадающих доходов инфраструктуры 
от снижения тарифов на перевозки сырой нефти и 
дифференцированной индексации тарифов на пере-
возки грузов в собственных полувагонах осуществле-
на за счет дополнительной индексации тарифов на 
перевозки грузов в цистернах (применение к инфра-
структурной составляющей тарифа для цистерн 
коэффициента 1,13 вместо 1,109). 
Правила предоставления исключительных тарифов 
на железнодорожном транспорте утверждены По-
становлением Правительства Российской Федера-
ции от 15 декабря 2004 г. № 787 «Об утверждении 
Положения об основах государственного регулиро-
вания тарифов на железнодорожном транспорте и 
правил предоставления исключительных тарифов 
на железнодорожном транспорте».
По  данным  Росстата,  в  2003–2008  гг.  происходил 
устойчивый рост цен на продукцию основных отрас-
лей промышленности. При этом темпы роста цен 
в целом за данный период как в промышленности, 
так и в отдельных ключевых отраслях экономики 
превысили параметры индексации тарифов на же-
лезнодорожном транспорте.
Так, в 2004 г. рост тарифов на железнодорожном 
транспорте  к  2003  г.  составил  1,12  раза;  по  про-
мышленности  в  целом  –  1,28  раза;  в  топливной 
промышленности – 1,7 раза; нефтеперерабатываю-
щей – 1,5 раза; угольной – 1,51 раза; черной метал-
лургии – 1,7. 
На протяжении последующих лет данная тенденция 
сохранялась, достигнув в 2007 г. максимальных зна-
чений. В 2007 г. железнодорожные тарифы к уровню 
2003 г. увеличились в 1,5 раза, при этом рост цен в 
промышленности (в целом) составил 2,01 раза, в том 
числе в топливной промышленности – 3,4 раза; не-
фтеперерабатывающей – 2,8 раз; угольной – 2,1 раза; 
черной металлургии – 2,3 раза; химической 1,8 раза; 
машиностроении – 1,6 раза.
В целом за 2003–2008 гг. грузовые железнодорожные 
тарифы выросли в 1,99 раза, при этом цены в про-
мышленности (в целом) – в 2,15 раза, в том числе 
в топливной промышленности – в 2,0 раза; нефте-
перерабатывающей – в 2,3 раза; угольной – в 2,75 
раза; черной металлургии – в 3,2 раза. 
Финансовый кризис внес определенные коррективы 
в динамику цен (тарифов). Однако разрыв между ди-

намикой цен в промышленности и динамикой желез-
нодорожных тарифов остается значительным.
В целях отражения в тарифах рыночных факторов 
платежеспособности  с  августа  1995  г.  как  анти-
кризисная  мера  межотраслевого  субсидирования 
(Постановление Правительства Российской Федера-
ции от 13 июля 1995 г. № 706) была введена система 
тарифов, дифференцированных по классам грузов, 
которая основана на принципах отнесения:

 сырьевых и других массовых грузов с долей транс-

портной составляющей более 15% к первому та-
рифному классу (с установлением скидок с тари-
фов в зависимости от расстояния перевозки);
 готовой  продукции  с  долей  транспортной  со-

ставляющей менее 10% – к третьему тарифному 
классу с повышением тарифов в целях компенса-
ции потерь доходов;
 остальных грузов с долей транспортной состав-

ляющей около 10% и более – ко второму тариф-
ному классу. 

В 1995–2008 гг. в связи с опережающим ростом цен 
в большинстве отраслей промышленности над ро-
стом  железнодорожных  тарифов  сложилась  тен-
денция снижения средневзвешенной транспортной 
составляющей в цене продукции, перевозимой же-
лезнодорожным транспортом.
В результате к 2007 г. уровень средневзвешенной 
транспортной составляющей, рассчитанной на сред-
ней дальности перевозок 1995 г., снизился к базово-
му уровню 1995 г. по углю коксующемуся на 11,6%, 
нефти сырой – на 20,3%, мазуту – на 12,6%, руде же-
лезной – на 5,8%, лесу круглому – на 7,4%, цементу 
– на 16,2%, зерну – на 4,2%.
Несмотря  на  обвальное  снижение  цен  во  второй 
половине  2008  г.  на  продукцию  основных  отрас-
лей промышленности, перевозимую железнодорож-
ным транспортом, вызванное развитием мирового 
финансово-экономического кризиса, уровень средне-
взвешенной транспортной составляющей в 2008 г. 
в  целом  не  превысил  базовый  уровень  1995  г.  При 
этом в цене коксующегося угля произошло сниже-
ние  средневзвешенной  транспортной  составляю-
щей на 14,4 процентных пункта, энергетического 
угля  –  на  0,6%,  нефти  сырой  –  на  2,9  процентных 
пункта, цемента – на 13,2%, леса круглого – на 8,2%, 
мазута – на 1,5%. 

Реформирование бизнеса грузовых перевозок
С  момента  образования  ОАО  «РЖД»  планомерно 
и вдумчиво была организована работа по проведе-
нию  структурной  реформы  управления  железно- 
дорожным транспортом. Для организации работы 
по выделению обособленных видов бизнеса необхо-
димо было значительно преобразовать существую-
щие формы отчетности, выстроить систему учета 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финансово-экономические 

результаты

119

доходов и расходов, позволяющую более детально и 
качественно произвести оценку результатов рабо-
ты как Компании в целом, так и отдельных видов 
деятельности.
В результате данной работы были разработаны и вве-
дены Приказом Минтранса России: порядок ведения 
раздельного учета доходов, расходов и финансовых 
результатов по 10 видам деятельности, тарифным 
составляющим и укрупненным видам работ; новая 
номенклатура расходов и номенклатура доходов по 
всем видам деятельности.
Появление на рынке железнодорожных услуг сторон-
них перевозчиков потребовало выделения доходов 
от оказания услуг инфраструктуры
. При этом на 
базе ведения раздельного учета были сформированы 
и утверждены тарифы на оплату услуг инфраструк-
туры для расчетов с перевозчиками, осуществляю-
щими  перевозку  пассажиров  как  в  дальнем,  так  и 
в  пригородном  сообщениях.  По  отчету  за  2008  г., 
доходы  от  данного  вида  деятельности  составили 
6,4 млрд. руб.
Работа  локомотивов  на  путях  необщего  пользо-
вания  также  была  оценена  в  рамках  выполнения 
договоров  на  подачу  и  уборку  вагонов.  Появление 
отдельного вида деятельности по оказанию услуг 
локомотивной тяги
 позволило более качественно 
оценить данный вид бизнеса и определить ценовую 
характеристику данных услуг. С момента введения 
доходы  от  услуг  локомотивной  тяги  составили 
10,6 млрд. руб. 

Выход «Первой грузовой компании» и передача 50% 
парка грузовых вагонов в имущественный комплекс 
ПГК в совокупности с ранее сознанными оператор-
скими компаниями в рамках ДЗО («Трансконтейнер», 
«Рефсервис») значительно изменили соотношения 
объема перевозок, выполняемого в инвентарном и 
приватном подвижном составе.
Данное  структурное  изменение  непосредственно 
нашло свое отражение на доходах ОАО «РЖД». Доля 
доходов от вагонной составляющей тарифа состав-
ляет 11% по отчету за 2008 г., при том, что в полном 
тарифе за перевозку грузов в вагонах инвентарного 
парка вагонная составляющая установлена на уров-
не 16–18% в зависимости от типа вагона.
Тарифной  политикой  установлена  для  оператор-
ских  компаний  возможность  самостоятельного 
регулирования вагонной части тарифа за перевоз-
ки, что не позволяет ОАО «РЖД» на равных конку-
рировать на рынке транспортных услуг. В резуль-
тате наиболее высокодоходные грузы в настоящее 
время перевозятся собственным или арендованным 
подвижным составом. При этом перевозки грузов 
третьего класса только во внутрироссийском со-
общении  возросли  в  вагонах  собственника  с  26,7% 
в 2004 г. до 30,5% в 2008 г., а грузы второго класса 
снизились с 47,3% до 37,6%. Доля же перевозок, вы-
полняемых  инвентарным  парком  ОАО  «РЖД»,  воз-
росла по грузам первого класса с 37,9% в 2004 г. до 
45,6% в 2008 г. Изменение структуры перевозок за 
счет увеличения доли перевозок в приватных ваго-
нах по различным классам грузов только в 2008 г. 
по сравнению с 2007 г. привело к потерям доходов 
Компании в размере около 13 млрд. руб.
Доходы от пассажирских перевозок за 2008 г. со-
ставили 150,4 млрд. руб., что выше утвержденного 
плана на 2,1 млрд. руб., в т.ч. доходы от перевозки 
пассажиров
 в поездах дальнего следования соста-
вили в 2008 г. 130,7 млрд. руб., что выше уровня про-
шлого года на 21,4 млрд. руб., или на 19,5%. 
Доходы от перевозок пассажиров в пригородном 
сообщении
 составили в 2008 г. 19,7 млрд. руб. План, 
утвержденный СД на уровне 18,6 млрд. руб., перевы-
полнен на 1,1 млрд. руб. (5,7%). 
Доходы  от  всех  перевозочных  видов  деятельно-
сти  ОАО  «РЖД»  по  итогам  2008  г.  составили 
1014,5  млрд. руб. Выполнение утвержденного пла-
на СД (1055,1 млрд. руб.) составило 96,1%.

Структура доходов от перевозочных видов 
деятельности в 2008 г.

 Грузовые перевозки
 Пассажирские перевозки в дальнем сообщении
 Предоставление услуг инфраструктуры
 Пассажирские перевозки в пригородном сообщении
 Предоставление услуг локомотивной тяги

2%

83,5%

1 014,4

млрд. руб.

1%

12,9

0,6%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

120

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Прочие виды деятельности

В 2008 г. положительная динамика финансовых пока-
зателей по прочим видам деятельности, наблюдав-
шаяся в течение 5 лет с начала создания Компании, 
сохранилась и показывает устойчивую тенденцию 
к росту. За указанный период доходы Компании со-
ставили 87,2 млрд. руб., а в целом за пять лет свы-
ше  390  млрд.  руб.  с  одновременным  устойчивым 
ростом  прибыли.  Ежегодный  прирост  доходов  со-
ставил в среднем более 9%. 
За прошедший год положительная динамика роста 
доходов (6,9 млрд. руб. к Плану, утвержденному Со-
ветом  директоров)  сохранилась  даже  в  условиях 
выделения  в  дочернее  общество  филиалов,  зани-
мающихся торговой деятельностью. Рост прочих 
продаж за 2008 г. свидетельствует о качественном 
росте объемов оказываемых услуг и укреплении ры-
ночных позиций.
Особенно  необходимо  отметить  внушительный 
рост показателей по вновь созданным вертикально 
интегрированным филиалам: например, доходы, по-
лученные от оказания услуг Дирекцией по ремонту 
грузовых вагонов в 2008 г., в 1,8 раза превышают 
показатели  2007  г.,  а  доходы,  полученные  Дирек-

цией  железнодорожных  вокзалов,  в  1,5  раза  соот-
ветственно. 
В настоящее время две трети доходов по прочим ви-
дам деятельности (около 58 млрд. руб.) составляют: 
доходы по ремонту подвижного состава – 20 млрд. 
руб. (22,8% от общей суммы доходов); услуги по пре-
доставлению имущества в аренду – 11,0 млрд. руб. 
(12,7%); сервисное обслуживание пассажиров в поез-
дах и на вокзалах, включая пользование постельными 
принадлежностями, – 6,7 млрд. руб. (7,7%); предостав-
ление услуг социальной сферы – 5,9 млрд. руб. (6,8%); 
материально-техническое снабжение – 5,6 млрд. руб. 
(6,4%); услуги по передаче электроэнергии – 4,4 млрд. 
руб. (5,0%); транспортно-экспедиционные операции – 
4,1 млрд. руб. (4,7%). 
Менеджмент Компании позитивно оценивает воз-
можности дальнейшего роста прочих продаж. Опти-
мистичные ожидания связаны с развитием и рекон-
струкцией вокзальных комплексов, принадлежащих 
Компании на территории всей страны, расширением 
присутствия Компании на рынке ремонта подвижно-
го состава, диверсификацией дополнительных услуг, 
предоставляемых при перевозке грузов и пассажиров, 
формированием вертикально интегрированных под-
разделений, осуществляющих конкретный вид бизнеса, 
а также реализацией крупных международных проек-
тов по строительству железнодорожных линий. 
Также к числу приоритетных задач относится за-
вершение комплекса мероприятий по обеспечению 
эффективной деятельности социальных и жилищно-
коммунальных активов Компании, в том числе путем 
вовлечения в гражданско-правовой оборот ряда не-
эффективных объектов, а также совершенствова-
ние сбытовой политики Компании в части работы 
с внешними покупателями и заказчиками услуг.

Расходы по всем видам деятельности 

Система управления затратами 
ОАО «РЖД»

Система  управления  затратами  ОАО  «РЖД»  реа-
лизуется  на  основе  технологии  бюджетирования, 
предусматривающей взаимосвязь между оператив-
ным и стратегическим управлением. 
Бюджетная система обеспечивает достижение кон-
трольных показателей деятельности, установлен-
ных финансовым планом Компании и утвержденных 
Советом  директоров,  путем  планирования  опти-
мального распределения ресурсов между филиалами, 
координации их деятельности, контроля достижения 
целей и мотивации ответственных лиц. 
Как инструмент управления затратами бюджетная 
система является ограничителем предельных и до-
статочных уровней расходов филиалов.

Структура доходов по прочим видам деятельности 
за 2008 год (%)

 Ремонт подвижного состава
 Услуги по предоставлению имущества в аренду
 Сервисное обслуживание пассажиров
 Предоставление услуг социальной сферы
 Материально-техническое снабжение
 Услуги по передаче электроэнергии
 Транспортно-экспедиционные операции
 Платные услуги населению
 Промышленное производство
 Прочие

28%

8%

7%

87,2

млрд. руб.

13%

23%

6%

5%

5%

2% 4%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финансово-экономические 

результаты

121

Расходы Компании на год устанавливаются финан-
совым планом ОАО «РЖД» исходя из стратегических 
ориентиров развития. 
Расчет производится на прогнозный объем пере-
возок  с  учетом  потребности  в  инвестиционных 
ресурсах и ресурсах для проведения капитально-

го  ремонта  инфраструктуры  и  подвижного  со-
става.
При определении уровня расходов обязательно учиты-
ваются изменение структуры перевозок и прогнозы 
изменения  параметров  социально-экономического 
развития.

Система управления затратами ОАО «РЖД»

Факторы, определяющие изменение расходов ОАО «РЖД»

Планирование

Анализ

Достижение

Контроль

Планирование

Анализ

Достижение

Контроль

Задание

Факторы роста расходов

Бюджетная система

Целевые параметры финансового плана Компании

Исполнение

Сценарные условия

Минэкономразвития

России

Прогноз объемов

перевозок ОАО «РЖД»

Среднесрочный период:
• Грузооборот
• Пассажирооборот

Структура перевозок

По видам сообщений

По родам грузов

Нормативные

потребности ремонта 

основных фондов

Инвестиционная

программа

Оплата труда

Материальные затраты

Топливо

Электроэнергия

Прочие расходы

Влияние объемов перевозок

на расходы

30%

45%

85%

91%

40%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

122

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

На основании показателей финансового плана фор-
мируются в целом по Компании и декомпозируются 
по отраслевым департаментам и филиалам целевые 
показатели сводных бюджетов ОАО «РЖД».
Фактическая информация об исполнении бюджетов 
формируется на основании данных управленческо-
го, бухгалтерского, налогового и статистического 
учета.
Контроль  исполнения  установленных  целевых  па-
раметров  осуществляется  на  каждом  из  уровней 
управления.
Бюджетная система нацелена на четкое и своевре-
менное определение и жесткое соблюдение филиала-
ми «обязательств» перед Компанией о достижении 
намеченных результатов деятельности.
Порядок взаимодействия филиалов и департамен-
тов определен Регламентом формирования и кон-
троля исполнения сводных бюджетов подразделений 
ОАО «РЖД».
Для  рассмотрения  предложений  филиалов  о  целе-
вых  параметрах  и,  при  необходимости,  о  целесо- 
образности их корректировки в целях принятия со-
гласованного и сбалансированного решения создан 
Бюджетный комитет ОАО «РЖД». 
Бюджетный  комитет  является  коллегиальным 
органом,  координирующим  процесс  финансово-
экономического управления. 
В  Компании  обеспечена  полная  сопоставимость 

данных управленческого и бухгалтерского учета и 
отчетности. Учет затрат и формирование отчет-
ности ведутся полностью в автоматизированном 
режиме, от первичного документа до формирования 
официальной отчетности.
В Компании осуществляются следующие виды кон-
троля  правильности  формирования  фактической 
информации о затратах:

 на уровне первичного документа при присвоении 

статьи затрат внутрифирменной управленче-
ской отчетности формы 7у;
 контроль  правильности  определения  статьи 

платежного баланса и соответствия величины 
выплат установленному лимиту;
 оперативный  контроль  выполнения  плановых 

показателей;
 контроль  правильности  формирования  отчет-

ности филиалами;
контроль соблюдения правил ведения учета.

Расходы по перевозкам

На осуществление перевозочного процесса израсходо-
вано 952,1 млрд. руб. с ростом к предыдущему году на 
16,2%. При этом рост себестоимости по Компании 
составил 11,2%, что ниже темпов роста цен промыш-
ленной продукции (2008 г. к 2007 г. – 21,2%). 
Наибольший  рост  по  сравнению  с  2007  г.  произо-
шел по:

2007 год

2008 год

 Затраты на оплату труда
 Топливо
 Материалы
 Прочие расходы
 Отчисления на социальные нужды
 Электроэнергия
 Прочие материальные затраты
 Амортизация

 Затраты на оплату труда
 Топливо
 Материалы
 Прочие расходы
 Отчисления на социальные нужды
 Электроэнергия
 Прочие материальные затраты
 Амортизация

30,4%

29,0%

6,7%

6,6%

6,7%

6,7%

10,9%

12,6%

824,6

млрд. руб.

952,1

млрд. руб.

7,3%

5,9%

10%

11,4%

10,2%

9,2%

17,7%

18,5%

См. также Приложение № 7.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финансово-экономические 

результаты

123

 затратам на оплату труда (51,4 млрд. руб., или 

21,6%);
топливу (21,1 млрд. руб., или 43,6%); 

прочим расходам (21,0 млрд. руб., или 27,9%); 

электроэнергии (10,0 млрд. руб., или 18,6%); 

амортизации (17,6 млрд. руб., или 11,6%). 

Затраты  на  оплату  труда  возросли  за  счет  еже-
квартальной индексации заработной платы на уров-
не роста цен на потребительские товары и услуги 
(в  2008  г.  заработная  плата  проиндексирована  на 
15,2%). 
На величину расходов на топливо и электроэнергию 
оказал влияние рост:

объемов приведенной работы на 4,5%; 

цен дизельного топлива на 41,0%;

тарифов на электроэнергию на 19,0%.

Рост  прочих  затрат  обусловлен  увеличением  на-
лога на имущество на 9,0% и лизинговых платежей 
на 18,0%.
Амортизационные отчисления возросли за счет пе-
реоценки стоимости основных фондов.
В условиях финансового кризиса Компания была вы-
нуждена  снизить  объемы  капитального  ремонта 
основных  фондов  в  физическом  выражении,  вслед-
ствие этого изменилась и структура расходов по 
элементам затрат. 
Так, удельный вес расходов на топливо в общих рас-
ходах увеличился с 5,9% в 2007 г. до 7,3% в 2008 г., 
а  материалов  снизился  с  12,6%  в  2007  г.  до  10,9% 
в 2008 г. 

Капитальный ремонт основных средств 
В финансовом плане Компании на 2008 г. расходы на 
капитальный ремонт основных средств определены 
в размере 143,8 млрд. руб. В этой сумме нашли от-
ражение инфляционный фактор, изменение струк-
туры объемов производства капитальных ремонтов 
подвижного состава и путевых работ, а также обе-
спечение финансовой сбалансированности работы 
ОАО «РЖД».
В целом по Компании расходы на капитальный ре-
монт основных средств по итогам 2008 г. состави-
ли 143,5 млрд. руб. 
В 2008 г. отремонтировано 3 632 пассажирских ваго-
на, 590 электросекций, почти 13 тыс. грузовых ваго-
нов, 1 341 электровоз и 1 608 секций тепловозов. 
В  целях  повышения  качества  обслуживания  пасса-
жиров  как  в  дальнем,  так  и  в  пригородном  сооб-
щении,  проведен  значительный  объем  работы  по 
капитальному  ремонту  объектов  пассажирского 
хозяйства, на выполнение которого в 2008 г. направ-
лено 4,3 млрд. руб. 
Стабильная  работа  и  безопасность  движения  на 
железных  дорогах  в  решающей  степени  зависят 
от своевременного проведения работ по ремонту 

железнодорожного  пути,  искусственных  сооруже-
ний и земляного полотна. Всеми видами ремонта 
в  2008  г.  оздоровлено  12,3  тыс.  км  пути.  Кроме 
того, в результате реконструкции пути, проведе-
ние которой впервые начато с 2008 г., восстанов-
лено  почти  3,1  тыс.  км.  Таким  образом,  в  2008  г. 
оздоровлено  посредством  капитального  ремонта 
и  реконструкции  почти  15,4  тыс.  км  пути.  Это 
позволило улучшить, по сравнению с прошлым го-
дом, балловую оценку состояния главного пути на 
4 балла, которая по состоянию на 1 января 2009 г. 
составила 35 баллов. 
Посредством  капитального  ремонта  оздоровлено 
искусственных сооружений на 7,1 млрд. руб., земля-
ного полотна – на 4,2 млрд. руб.

Изменение ценового фактора  
и оптимизация затрат
Ежегодно в течение 5-летнего периода деятельности 
ОАО «РЖД» благодаря целенаправленно проводимой 
экономии затрат фактические расходы Компании 
за отчетный период оказываются ниже объектив-
ной расчетной величины расходов за данный период, 
сформированной  исходя  из  фактических  индексов 
социального развития Российской Федерации Минэ-
кономразвития, расходов прошлого периода и фак-
тических объемов перевозок.
Так, согласно расчетам в соответствии с факти-
ческими  параметрами  инфляции  и  объемов  пере-
возок  за  2008  г.  расходы  по  перевозкам  оценива-
ются  в  991,9  млрд.  руб.,  но  в  связи  с  начавшимся 
в IV квартале финансово-экономическим кризисом 
была  проведена  оптимизация  расходов.  Компания 
удержала расходы на уровне 952,1 млрд. руб., сэко-
номив 39,8 млрд. руб.
Для  достижения  финансовой  сбалансированности 
в Компании ежегодно разрабатывается и реализу-
ется Программа мероприятий по снижению произ-
водственных издержек в хозяйствах ОАО «РЖД».
В рамках Программы реализуются такие направле-
ния и мероприятия оптимизации затрат, как:

 совершенствование планирования и нормирова-

ния производственных процессов;
 оптимизация использования трудовых ресурсов 

и повышение производительности труда;
 повторное  использование  материалов  и  запас-

ных частей;
 восстановление узлов и деталей при ремонте под-

вижного состава и пути и инфраструктуры;
 внедрение ресурсосберегающих технологий (вос-

становление поверхности катания колесных пар, 
гребней  колесных  пар,  корпусов  буксы,  боковых 
рам  тележек,  профильной  шлифовки  рельсов 
и  стрелочных  переводов,  наплавки  крестовин 
и рельсовых концов и т.д.).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

124

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Снижение удельного расхода потребления топлива 
и электроэнергии на тягу поездов

В  Компании  проводится  планомерная  работа  по 
снижению удельного расхода потребления топлива 
и электроэнергии на тягу поездов. 
Кроме того, Компания планомерно ведет работу по 
снижению численности работников.
Разработан проект Программы по снижению издер-
жек Компании на перспективу 2008–2010 гг. за счет 
Инновационного проекта «Внедрение ресурсосбере-
гающих технологий на железнодорожном транспор-
те» и реализации инвестиционных программ.
Для  достижения  финансовой  сбалансированности 
в 2008 г. Компания сократила расходы по перевоз-
кам на 57,3 млрд. руб.
Затраты на оплату труда сокращены за счет сни-
жения объемов перевозок и приведения численности 
работников  к  объемам  работы  (внедрения  новых 
технологий,  повышения  качества  производствен-
ных процессов, естественного оттока работников, 
а также предоставления отпусков без сохранения 
заработной платы, применения режимов неполного 
рабочего времени). 
Мероприятия  по  оптимизации  численности  по-
зволили  сократить  затраты  на  оплату  труда  на 
6,4 млрд. руб.
Снижение  фонда  оплаты  труда  и  влияние  регрес-
сивной ставки уменьшило социальные отчисления 
на 5,4 млрд. руб.
Затраты по капитальному ремонту потребовали 
принятия мер по их планированию адекватно усло-

виям кризиса. Компания проводит постоянный мо-
ниторинг  реализации  этих  планов,  оптимизацию 
объемов  закупок,  расхода  и  особенно  стоимости 
потребляемых материально-технических ресурсов 
и сметных работ по их ремонту.
Выделены  приоритеты  в  части  восстановления 
основных средств: в первоочередном порядке будут 
ремонтироваться:  путь,  искусственные  сооруже-
ния,  пассажирские  вагоны  и  электропоезда,  линии 
электропередачи, связи, автоматики и др., т.е. объ-
екты, непосредственно связанные с производствен-
ной и перевозочной деятельностью и влияющие на 
безопасность движения поездов. Активно проводит-
ся работа по пересмотру нормативно-технической 
документации,  регламентирующей  производство 
ремонтов  и  техническое  обслуживание  основных 
средств. Пересмотр нормативной базы направлен, 
прежде всего, на ужесточение норм расхода сырья, 
материалов и запасных частей не только при про-
изводстве ремонтов, но и при текущем содержании 
и обслуживании. 
За счет снижения объемов перевозок и капитально-
го  ремонта  расходы  снижены  соответственно  на 
5,3 млрд. руб. и на 6 млрд. руб. (уменьшены расходы по 
материалам и прочим материальным затратам).
Одним из основных факторов, существенно влияю-
щим  на  величину  эксплуатационных  расходов,  яв-
ляется  ценовой.  В  Компании  активно  проводится 
работа по снижению цен на закупаемые материально-
технические ресурсы, снижению стоимости строи-
тельных и ремонтных работ.
В условиях финансового кризиса второй половины 
2008  г.  Росжелдорснабом,  филиалом  ОАО  «РЖД», 
проведена комплексная работа по снижению цен на 
закупаемую продукцию. С рядом производителей – 
стратегических партнеров ОАО «РЖД» заключены 
долгосрочные соглашения. Принципами сотрудниче-
ства с данными предприятиями являются взаимо-
выгодные условия работы, надежность и качество 
поставляемой  продукции.  Экономия,  полученная 
в результате снижения цен в 2008 г. по сравнению 
с плановыми, составила 9,9 млрд. руб.
Сложившаяся  во  втором  полугодии  2008  г.  тен-
денция по снижению цен на дизельное топливо по-
зволила  сократить  затраты  Компании  более  чем 
на  6  млрд.  руб.,  и  за  счет  снижения  потребления 
топлива и электроэнергии на прочие производствен-
ные нужды удалось дополнительно снизить расходы 
на 1,5 млрд. руб.
Амортизационные отчисления уменьшены на 11 млрд. 
руб. за счет:

 уточнения  коэффициентов  переоценки  основ-

ных средств; 
 переноса сроков ввода оборудования по Инвести-

ционной программе. 

150

100

50

0

65,6

 

65,6

68,3

119,1

67,8

117,7

67,1

117,3

65,8

116,4

 Удельный расход электроэнергии (кВт-ч/10 тыс. км)

 Удельный расход дизельного топлива (кгут/10 тыс. км)

 2004 

2005 

2006 

2007 

2008

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финансово-экономические 

результаты

125

За  счет  оптимизации  общехозяйственных  и 
административно-управленческих расходов, умень-
шения  налога  на  имущество  и  снижения  затрат 
по прочим сокращены расходы на 2,5 млрд. руб.
В настоящее время основными резервами снижения 
расходов являются пересмотр технологических про-
цессов производства, внедрение новых технологий, 
реализация инвестиционных и инновационных про-
ектов Компании.

Прочие доходы и расходы

В 2008 г. убыток от прочих доходов и расходов со-
ставил 11,6 млрд. руб. По сравнению с сопоставимы-
ми условиями прошлого года убыток сохранился на 
прежнем уровне, т.к. в 2007 г. на результат прочих 
доходов и расходов положительное влияние оказало 
формирование уставного капитала ОАО «ПГК», что, 
в свою очередь, привело к образованию прибыли в раз-
мере 54 млрд. руб. при переоценке вносимого имуще-
ства. Кроме того, плавная девальвация национальной 
валюты во втором полугодии 2008 г., обусловленная 
кризисом мировых валют, привела к возникновению 
25 млрд. руб. прочих расходов при проведении перео-
ценки валютных обязательств Компании.
Положительное влияние на динамику прочих дохо-
дов оказали факторы, связанные с поступательной 
реализацией структурной реформы. В частности, 

в 2008 г. успешно реализован 15%-ный пакет акций 
созданного в 2006 г. ОАО «Трансконтейнер» (7,8 млрд. 
руб.), состоялась продажа имущества 15 вагоноре-
монтных депо (3,1 млрд. руб.), также реализованы 
непрофильные активы (0,5 млрд. руб.). 
Менеджментом  Компании  проводится  система-
тическая работа по оптимизации прочих расходов. 
В частности, в 2008 г. полностью завершена работа 
по передаче муниципальным органам власти объектов 
жилищно-коммунального назначения, находящегося 
«в обременении» ОАО «РЖД». В итоге, за пять лет 
передано в муниципальную собственность 10,2 млн. 
квадратных метров жилья. 

См. также Приложения № 28 и № 29.

Управление оборотным капиталом

Компания проводит агрессивную, требующую зна-
чительных финансовых средств производственную 
и  инвестиционную  деятельность,  что  приводит 
к  необходимости  реализации  активной  политики 
управления  денежными  средствами  и  оборотным 
капиталом Компании.
Основными ее элементами являются:

 управление материальными запасами;

 управление  взысканием  дебиторской  задолжен-

ности;

Динамика объемов перевозок и численности работников, занятых на перевозках, 
за период 1993–2008 гг. к уровню 1992 г.

120%

110%

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

1993 

1994 

1995 

1996 

1997 

1998 

1999 

2000 

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

99,0%

87,0%

66,7%

64,7%

59,4%

57,3%

52,8%

61,7%

70,9%

70,5%

75,4%

82,4%

88,5%

92,8%

97,5%

102,3%

106,4%

89,6%

95,3%

93,1%

90,4%

83,1%

75,5%

73,7%

76,0%

72,6%

69,0%

68,5% 68,4%

68,1% 67,9% 66,3%

64,5%

60,6%

 Численность работников, занятых на перевозках

 Объем перевозок

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

126

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

 управление погашением кредиторской задолжен-

ности;
 управление авансированием;

 управление займами и кредитами;

 управление остатками денежных средств.

С позиции ликвидности и платежеспособности Ком-
пания решает две основные задачи: 

 обеспечение  требуемого  финансирования,  со-

ответствующего  динамичным  потребностям 
Компании;
 поддержание  способности  отвечать  по  своим 

обязательствам.

Компания руководствуется принципом необходимо-
сти поддержания оборотного капитала на уровне, 
обеспечивающем развитие бизнеса. Стратегия управ-
ления оборотными средствами и их источниками 
в 2008 г. соответствует потребностям Компании 
и заключается в максимально возможном снижении 
финансового цикла в целях скорейшего высвобождения 
и направления денежных средств на финансирование 
своей текущей и инвестиционной деятельности. 

Управление материальными запасами

По итогам 2008 г., запасы МТР составили 66,4 млрд. 
руб., что соответствует плановому показателю. 
За период существования ОАО «РЖД» оборачивае-
мость запасов материально-технических ресурсов 
выросла  на  9%  и  запасы  МТР  составили  2,9  меся-
ца  потребления  (2003  г.  –  3,2  месяца).  Рост  обо-
рачиваемости  запасов  обеспечен,  прежде  всего, 
за счет совершенствования системы бюджетного 
управления. Планирование финансирования закупок 
материально-технических ресурсов осуществляется 
с учетом имеющихся в наличии запасов, поступления 
запасов из собственного производства, использова-
ния  старогодных  материалов  и  межфилиального 
перераспределения. По излишним и длительно не-
используемым  запасам  материально-технических 

ресурсов  определяются  плановые  задания  по  их 
вовлечению в хозяйственный оборот. На фоне ин-
фраструктурных изменений, вывода из Компании 
отдельных  видов  деятельности  к  настоящему 
времени  основную  долю  запасов  (26,5  млрд.  руб., 
или 40%) составляют запасы материалов верхнего 
строения пути. При этом значительно возросшие 
объемы работ по реконструкции и капитальному 
ремонту  пути  на  новых  материалах  повлекли  за 
собой резкий рост запасов старогодных материа-
лов,  которые  по  итогам  2008  г.  составили  около 
10  млрд.  руб.  Эта  ситуация  потребовала  новых 
подходов по работе со старогодными (повторного 
использования) материалами, поискам путей их во-
влечения в хозяйственный оборот. В 2008 г. путем 
повышенных заданий по реализации металлолома, 
переработки и реализации материалов сторонним 
организациям было вовлечено запасов старогодных 
материалов на сумму около 5 млрд. руб.

Основные тенденции в управлении 
ликвидностью и построение системы 
управления денежными средствами 
в 2003–2008 гг.

После создания ОАО «РЖД» на базе имущества фе-
деральных  государственных  унитарных  предприя-
тий Министерства путей сообщения РФ в октябре 
2003 г. Общество столкнулось с целым комплексом 
негативных  факторов,  связанных  с  финансовым 
управлением:

 недостаточным контролем и управлением дви-

жением денежных средств;
 значительным объемом просроченной дебитор-

ской и кредиторской задолженности;
 колоссальным объемом претензий и обращений 

контрагентов об оплате обязательств филиа-
лов  по  выполненным  работам  или  оказанным 
услугам;

Наличие и движение материально-производственных запасов (млрд. руб.)

Остаток 

на 01.01.08

Поступило 

в 2008

Выбыло 

в 2008

Остаток 

на 31.12.08

Отклонение 

(+, –)

Запасы всего:

67,6

1656,4

1643,3

80,9

13,2

в том числе:

сырье, материалы, аналогичные 
ценности

56,6

336,8

327,0

66,4

9,8

Затраты в незавершенном 

производстве

1,3

1271,3

1269,9

2,8

1,5

готовая продукция и товары 
для перепродажи

0,6

13,6

13,8

0,5

–0,1

расходы будущих периодов

9,1

34,7

32,6

11,2

2,0

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финансово-экономические 

результаты

127

 отсутствием  единых  подходов  по  управлению 

дебиторской  и  кредиторской  задолженностью 
в подразделениях Компании.

Указанные недостатки свидетельствовали о необ-
ходимости  проведения  качественно  новой  финан-
совой политики.
Начиная с конца 2004 г., в Компании началась целе-
направленная и системная работа по построению 
системы управления денежными средствами, оздо-
ровлению структуры баланса, улучшению работы с 
дебиторами и кредиторами:

 разработаны и введены методы управления де-

нежными средствами в финансовом плане Ком-
пании,  модернизирована  система  платежных 
балансов ОАО «РЖД»;
 определены алгоритмы управления дебиторской 

и  кредиторской  задолженностью,  такие,  как 
лимитирование уровня задолженности каждого 
филиала, разработка механизма погашения кре-
диторской задолженности прошлых лет в теку-
щих периодах и т.п.;
 стандартизированы условия расчетов с контр-

агентами;
 введен казначейский контроль финансирования 

расходов в пределах утвержденных лимитов.

Построение  единой  финансовой  политики  управ-
ления денежными средствами было осуществлено 
на основе стратегической и оперативной системы 
управления ликвидностью Компании, которая пред-
ставляет собой систему взаимосвязанных элемен-
тов финансового планирования, функционирующих 
на каждом уровне вертикальной системы управле-
ния Компании. Система управления ликвидностью  
включает:

финансовый план;

сводные бюджеты филиалов;

систему платежных балансов филиалов.

Финансовый план ОАО «РЖД» представляет собой 
финансовый  прогноз,  определяющий  целевые  зна-
чения  стратегических  финансовых  показателей 
и  финансовые  цели  ОАО  «РЖД»  на  предстоящие 
годы  или  предстоящие  периоды  текущего  года, 
которые должны достигаться на протяжении ин-
тервала среднесрочного и краткосрочного плани-
рования, и определяет необходимый уровень ресур-
сов для обеспечения объемов перевозок Компании, 
имеющих платежеспособный спрос, а также необ-
ходимые значения показателей элементов оборот-
ного капитала, в том числе уровня дебиторской и 
кредиторской  задолженности,  производственных 
запасов,  финансовых  вложений,  объема  заемных 
средств и т.п. из условия достаточного финанси-
рования  всех  своих  текущих  расходов  и  инвести-
ционных затрат.
Оперативное  управление  ликвидностью  осущест-
вляется на основе стратегических показателей фи-
нансового плана и бюджетов через систему платеж-
ных балансов филиалов, которая была существенно 
модернизирована после создания ОАО «РЖД», в том 
числе разработаны механизмы управления денежны-
ми  потоками  по  видам  деятельности,  погашения 
кредиторской задолженности прошлых лет, сбора 
плановых  показателей  хозяйственной  деятельно-
стью,  управления  денежными  средствами  через 
нормативные уровни дебиторской и кредиторской 
задолженности филиалов.
В  Компании  был  реализован  и  реализуется  прин-
цип минимизации финансового цикла предприятия, 

Доля просроченной кредиторской задолженности 
в общем объеме задолженности

Коэффициент текущей ликвидности

20%

15%

10%

5%

0%

1,5

1,0

0,5

0

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

17

1,13

6

1,32

4

1,37

1

1,08

1

0,77

1

0,69

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

128

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

с одной стороны, и поддержания достаточного уров-
ня ликвидности – с другой.
Минимизация  финансового  цикла  в  Компании  до-
стигается за счет максимально возможного сокра-
щения периода оборота производственных запасов, 
дебиторской задолженности, оптимизации авансов 
выданных,  максимально  возможного  увеличения 
кредиторской  задолженности  перед  поставщика-
ми и подрядчиками и авансов полученных, а также 
минимизации  денежных  средств  на  текущих  рас-
четных счетах. 
Поддержание ликвидности достигается за счет кон-
троля сроков оплаты обязательств и требований, 
а также потребной программы заимствований с ис-
пользованием долговых инструментов. 
Таким образом, использование кредиторской задол-
женности в качестве источника хозяйственной дея-
тельности и максимальное вовлечение дебиторской 
задолженности с минимизацией остатка денежных 
средств оказывают влияние на динамику ликвидно-
сти Компании, т.е. формально показатель ликвид-
ности снижается. 
Вместе с тем это не создает каких-либо рисков для 
Компании, т.к. показатели эффективности расчетов 
с кредиторами постоянно улучшаются и находятся 
на одном из лучших (по экономике страны) уровней 
(отражены на графиках).
Например,  за  счет  нормирования  задолженности 
и  разработки  механизма  по  своевременному  пога-
шению кредиторской задолженности прошлых лет 
средняя продолжительность оборота кредиторской 
задолженности перед поставщиками и подрядчиками 
снизилась за 2003–2008 гг. с 40 до 27 дней.
Период  оборота  дебиторской  задолженности  по 

продажам  за  2003–2008  гг.  снизился  практически 
в 2 раза.
Доля  просроченной  кредиторской  задолженности 
в общем объеме кредиторской задолженности умень-
шилась в 17 раз. 

Об оптимизации условий расчетов 
и источниках хозяйственной деятельности

После «очищения» структуры баланса в части деби-
торской и кредиторской задолженности, а также 
разработки механизмов ликвидации и недопущения 
просроченной задолженности в Компании была реа-
лизована  эффективная  политика  управления  кре-
диторской задолженностью (перед поставщиками 
и  подрядчиками  и  авансами  полученными)  в  каче-
стве  источника  финансирования  хозяйственной 
деятельности через условия расчетов в договорах 
с контрагентами. В 2006 г. в ОАО «РЖД» были при-
няты типовые условия расчетов с контрагентами 
по договорам, плательщиком по которым являет-
ся ОАО «РЖД». В течение 2006–2008 гг. управление 
условиями расчетов в договорах с контрагентами 
позволило ОАО «РЖД» оптимизировать объемы де-
биторской и кредиторской задолженности и привело 
как к снижению ценовой нагрузки (ввиду управления 
авансированием  контрагентов  в  зависимости  от 
уровня предоставляемого дисконта), так и долговой 
нагрузки  (в  связи  с  замещением  платных  заемных 
средств  условно  бесплатной  кредиторской  задол-
женностью перед поставщиками и подрядчиками).
ОАО «РЖД» – не только одна из крупнейших компа-
ний в России, но и мощный источник денежного спро-
са на продукцию смежных отраслей. Так, в 2008 г. 
ОАО  «РЖД»  обеспечено  заключение  контрактов 

Период оборота кредиторской задолженности 
перед поставщиками и подрядчиками (дни)

Период оборота дебиторской задолженности 
по продажам (дни)

50,0

40,0

30,0

20,0

10,0

0,0

10,0

8,0

6,0

4,0

2,0

0,0

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

40,0

8,4

32,2

6,7

26,9

5,5

24,6

5,5

27,1

4,4

27,6

5,9

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финансово-экономические 

результаты

129

и приобретение продукции у внешних поставщиков 
и подрядчиков по всем видам деятельности почти 
на 1 трлн. руб. (и это без учета дочерних структур). 
При этом Компания взяла на себя обязательства по 
финансированию указанных расходов, в том числе 
за счет увеличения заемного капитала, в масшта-
бах всей страны. 
В 2008 г., особенно ввиду влияния международного 
финансового  кризиса,  произошло  ужесточение  по-
литики расчетов с контрагентами по договорам, 
плательщиком по которым является ОАО «РЖД», в 
том числе в части увеличения срока окончательно-
го расчета по своим обязательствам до 30 дней и 
значительного снижения процента авансирования – 
вплоть до полной отмены авансов по большинству 
договоров.
При этом необходимо отметить, что, несмотря на 
влияние финансового кризиса, уровни дебиторской и 
кредиторской задолженности не вышли за пределы 
плановых величин.

Дебиторская задолженность 
по итогам 2008 года

Дебиторская задолженность ОАО «РЖД» по состоя-
нию на 31 декабря 2008 г. составила 100,2 млрд. руб., 
с увеличением к началу года на 35,6 млрд. руб., или на 
55,1%, при этом средняя продолжительность одного 
оборота (период оборота) дебиторской задолженно-
сти по продажам (перевозкам и прочей реализации) 
по сравнению с 2007 г. увеличилась лишь на 1,5 дня 
и составила 5,9 дня. 
Увеличение  дебиторской  задолженности  в  2008  г. 
произошло  за  счет  роста  следующих  статей  за-
долженности:

 задолженность  покупателей  и  заказчиков  – 

4,9 млрд. руб.;
 за перевозку – 15,7 млрд. руб.;

 авансы выданные – 2,8 млрд. руб.;

 по налогам и сборам – 3,1 млрд. руб.;

 прочие дебиторы – 9,1 млрд. руб.

Структура дебиторской задолженности 
представлена на рисунке

 Задолженность покупателей и заказчиков
 За перевозку
 Авансы выданные
 Налоги и сборы
 Прочая дебиторская задолженность

10,4

7,3

20,9

5,2

25,5

22,7

64,6 млрд. руб.

(2007)

100,2 млрд. руб. (2008)

12,2

7,3

31,2

22,1

Структура дебиторской задолженности (млрд. руб.)

2007

2008

+/–

%

Задолженность покупателей и заказчиков

7,3

12,2

4,9

166,7

За перевозку

5,2

20,9

15,7

398,5

Авансы выданные

22,7

25,5

2,8

112,5

Налоги и сборы

7,3

10,4

3,1

141,9

Прочая дебиторская задолженность

22,1

31,2

9,1

141,6

Векселя к получению

0,1

0,1

100,0

Расчеты с персоналом по оплате труда, 
по прочим операциям с подотчетными лицами

0,3

0,3

0,0

97,2

Расчеты по претензиям

0,6

0,6

0,0

100,7

Прочие дебиторы

21,0

30,2

9,2

143,6

ВСЕГО

64,6

100,2

35,6

155,1

См. также Приложение № 7.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

130

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Дебиторская задолженность за перевозку увеличилась 
вследствие неполной оплаты Минздравом России за-
трат Компании по выполненным перевозкам граж-
дан – получателей социальных услуг в 2006–2008 гг. 
в  рамках  Федерального  закона  «О  государствен-
ной  социальной  помощи».  Законность  требований 
ОАО «РЖД» подтверждена судебной практикой. Так, 
Высший  Арбитражный  Суд  Российской  Федерации 
определением № 5267/08 от 14 мая 2008 г. оставил 
в силе решение всех судебных инстанций по удовлет-
ворению исковых требований к Минфину России по 
возмещению ОАО «РЖД» расходов за такие же пере-
возки в 2005 г.
Дебиторская задолженность по покупателям и заказ-
чикам неперевозочных видов деятельности составила 
12,3 млрд. руб. (на уровне плана) и увеличилась по при-
чине реализации переходящих товарно-материальных 
ценностей дочерним компаниям ОАО «РЖД», нахо-
дящимся  на  балансах  филиалов,  на  базе  которых 
они были созданы, с заключением с ними договоров 
с рассрочкой платежей согласно утвержденным гра-
фикам погашения на 5,0 млрд. руб. 
Что касается авансов выданных, то в целом уже-
сточение политики авансирования контрагентов, 
описанное выше, привело к оптимизации предопла-
ты, о чем в первую очередь свидетельствует бла-
гоприятное изменение ее структуры. Доля авансов 
по капитальным вложениям в приобретение высо-
котехнологичных  основных  средств  увеличилась 
с 19,6% в 2007 г. до 40% в 2008 г. Увеличение авансов 
в  балансе  предприятия  на  2,8  млрд.  руб.  связано, 
в первую очередь, с отдельными крупными инвести-
ционными  проектами,  такими,  как  модернизация 
подвижного состава и международные проекты. При 
этом авансы по текущей деятельности уменьши-
лись более чем на 10%. Следует отметить, что, в 
связи с изменением политики авансирования лишь 
в  конце  2008  г.,  более  значительный  эффект  по 
оптимизации и снижению авансов предполагается 
достигнуть в 2009 г. 
Всего  в  составе  25,5  млрд.  руб.  авансов  выданных 
находятся: 

 переходящие авансы на капитальные вложения – 

9,2 млрд. руб. (в большей степени заказ импорт-
ного подвижного состава и оборудования, в том 
числе предоплата по поставке высокоскоростных 
поездов компанией Siemens AG Transportation – 
5,6 млрд. руб.);
 авансы по договорам лизинга – 9,9 млрд. руб. (ко-

торые закроются к 2011–2012 гг.);
 переходящая  предоплата  за  топливо  и  ТМЦ  – 

2,6 млрд. руб.; 
 прочие авансы по текущей деятельности (в том 

числе связанные с международными проектами) – 
3,8 млрд. руб. 

Увеличение прочей дебиторской задолженности на 
конец отчетного периода произошло в том числе за 
счет расчетов с учредителями по вкладам в устав-
ный капитал Общества на сумму 16,9 млрд. руб. (по-
становление Правительства Российской Федерации 
от 16.12.08 г. № 1877р).

Кредиторская задолженность 
по итогам 2008 года

Кредиторская  задолженность  ОАО  «РЖД»  по  со-
стоянию  на  31.12.2008  г.  составила  209,5  млрд. 
руб., с увеличением на 46,3 млрд. руб., или на 28,3%. 
Структура кредиторской задолженности показана 
на рисунке.
Рост кредиторской задолженности по сравнению с на-
чалом года произошел по следующим статьям:

 по поставщикам и подрядчикам – 35,6 млрд. руб. 

(54,5%);
 по  авансам  полученным  –  14,1  млрд.  руб. 

(в 4 раза);
 текущей  задолженности  перед  персоналом 

по оплате труда – 3,1 млрд. руб. (на 26,%);
 текущей задолженности перед бюджетом по на-

логам и сборам – 1,3 млрд. руб. (на 15%);
 прочим  кредиторам  –  7,1  млрд.  руб.  (на  46,3%)  

(в том числе по взносам в уставные капиталы до-
черних обществ – на 6,2 млрд. руб.) (на 69,2%).

 Задолженность перед поставщиками

 

и подрядчиками

 Авансы, полученные по прочим операциям
 Предварительная оплата перевозок
 Прочая кредиторская задолженность

50,6

39,1

100,9

65,3

163,2 млрд. руб.

(2007)

209,5 млрд. руб. (2008)

17,6

3,5

40,5

55,3

См. также Приложение № 7.

Структура кредиторской задолженности 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..