Финансово-экономические
результаты
115
щий объем дивидендов составил более 4 млрд. руб.
Это обеспечивает приоритетное направление чи-
стой прибыли на производственное развитие Ком-
пании.
В целом за 2003–2008 гг. грузовые железнодорож-
ные тарифы выросли в 1,99 раза, при этом цены в про-
мышленности выросли (в целом) в 2,15 раза, в том
числе в топливной промышленности – в 2,0 раза,
нефтеперерабатывающей – в 2,3 раза, угольной –
в 2,75 раза, черной металлургии – в 3,2 раза, таким
образом сложилась тенденция снижения средне-
взвешенной транспортной составляющей в цене
продукции, перевозимой железнодорожным транс-
портом.
В результате в 2008 г. транспортная состав-
ляющая в конечной цене продукции (в части желез-
нодорожного транспорта) снижена в среднем более
чем на 14% к уровню 2007 г. По нефтяным грузам
она уменьшена на 18%, по черным металлам – на
19%, углю – на 36%, коксу – на 35%, руде – почти на
11%. В целом за 5 лет деятельности ОАО «РЖД»
транспортная составляющая снижена по коксу и
руде в 2,4 раза, по удобрениям – в 2,1 раза, по углю –
в 1,9 раза, по нефтяным грузам – в 1,8 раза и черным
металлам – в 1,7 раза.
Управление финансами
В целях создания эффективного инструмента пер-
спективного управления финансами в условиях су-
щественных изменений макроэкономической среды,
конъюнктуры финансового рынка и связанной с этим
неопределенностью и рисками в Компании была раз-
работана и успешно внедрена Функциональная стра-
тегия управления финансами Холдинга «РЖД».
Переход от краткосрочного к среднесрочному пла-
нированию: в рамках среднесрочного планирования
выстроена многофакторная система формирования
финансового плана ОАО «РЖД», которая предусма-
тривает итерационность описываемых процессов на
основе множественности вариативных расчетов.
В целях обеспечения выполнения задач, поставленных
Программой структурной реформы на железнодорож-
ном транспорте, для эффективного корпоративного
управления Компанией внедрена разрабатываемая
на протяжении последних нескольких лет Мето-
дика ведения раздельного учета доходов, расходов
и финансовых результатов по видам деятельности
(на принципах ABС-costing), основой чему явилась но-
вая номенклатура расходов и доходов ОАО «РЖД»
по видам деятельности, укрупненным видам работ
и тарифным составляющим.
Наряду с ежегодным формированием отчетности
ОАО «РЖД» по МСФО в рамках реализации финан-
сового планирования Холдинга РЖД в 2008 г. был
завершен проект по разработке Методики автома-
тизированного формирования консолидированного
финансового плана Холдинга ОАО «РЖД».
В целях эффективного функционирования всех пред-
приятий Холдинга с учетом реализации завершающе-
го этапа структурной реформы железнодорожного
транспорта Компанией проводится систематиче-
ская работа по актуализации финансовой модели.
Выстроена единая финансовая политика управления
денежными средствами на основе стратегической
и оперативной системы управления ликвидностью
Компании, которая представляет собой систему
взаимосвязанных элементов финансового планиро-
вания, функционирующих на каждом уровне верти-
кальной системы управления Компании. Система
управления ликвидностью включает: финансовый
план; сводные бюджеты филиалов; систему платеж-
ных балансов филиалов.
С начала деятельности Компанией ведется целена-
правленная и системная работа по развитию систе-
мы управления финансами:
разработаны и введены методы управления де-
•
нежными средствами в финансовом плане Ком-
пании, модернизирована система платежных
балансов ОАО «РЖД»;
определены алгоритмы управления дебиторской
•
и кредиторской задолженности в качестве ис-
точника финансирования хозяйственной дея-
тельности через условия расчетов в договорах
с контрагентами;
стандартизированы условия расчетов с контра-
•
гентами;
введен казначейский контроль финансирования
•
расходов в пределах утвержденных лимитов.
В Компании сформирована полноценная система
управления финансовыми рисками, предусматри-
вающая анализ, выявление ключевых показателей,
разработку модели управления и процедуры мо-
ниторинга кредитных рисков, рисков управления
ликвидностью, операционных, имущественных и
рыночных рисков.
За 5 лет работы сформирован подход по регуляр-
ному централизованному страхованию имущества
Компании на единых условиях.