ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2008 год - часть 9

 

 

Перспективы развития

XIV

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

154

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

ПерсПективы развития

Основные направления развития 

Генеральным  направлением  развития  Российских 
железных  дорог  является  формирование  высоко-
эффективного  Холдинга,  расширение  рыночного 
потенциала и рост его капитализации, повышение 
инвестиционной привлекательности и усиление кон-
курентных преимуществ на стратегически значи-
мых рынках как в России, так и за рубежом. 
Основным инструментом этого является продуман-
ная диверсификация бизнеса ОАО «РЖД».
Холдинг «РЖД» будет развивать как традиционные 
для  железнодорожного  транспорта  виды  бизнеса 
(предоставление услуг инфраструктуры, перевозоч-
ная деятельность, оперирование подвижным соста-
вом), так и новые, перспективные бизнесы, направ-
ленные на максимизацию прибыли и капитализации 
Холдинга «РЖД» (например, туристический бизнес, 
логистика, рекламные услуги).
При  этом  ключевой  задачей  развития  Холдинга 
«РЖД» будет являться развитие железнодорожной 
инфраструктуры в соответствии со Стратегией 
развития железнодорожного транспорта в Россий-
ской Федерации до 2030 г.
Стратегически важным направлением работы оста-
нется расширение международного сотрудничества, 
интеграция в Евроазиатскую транспортную систему 
и укрепление позиций ОАО «РЖД» на международном 
рынке транспортных услуг. 
На  рынке  грузовых  перевозок  будет  развиваться 
конкуренция в сфере предоставления грузовых ваго-
нов под перевозку. Основной задачей будет создание 
Второй  грузовой  компании  –  оператора  грузовых 
вагонов  и  обеспечение  перехода  к  полному  дерегу-
лированию вагонной составляющей.
Предусматривается развитие рынка пассажирских 
перевозок за счет формирования системы государ-
ственного  заказа  на  перевозки  пассажиров,  вклю-
чая модель региональных франшиз частным пасса-
жирским компаниям и их конкурсное распределение 
между перевозчиками. 
В сфере дальних пассажирских перевозок ключевой 
задачей является создание Федеральной пассажир-
ской компании – дочернего общества ОАО «РЖД», 
повышение эффективности работы за счет цено-
вой гибкости, роста качества услуг, оптимизации 
затрат и активов.
В сфере пригородных пассажирских перевозок будет 
продолжено создание дочерних обществ совместно 
с субъектами Российской Федерации. 
Одним из важнейших направлений развития рынка 
пассажирских перевозок является развитие скорост-

ного  и  организация  высокоскоростного  пассажир-
ского движения, что позволит вывести перевозки 
пассажиров на принципиально новый качественный 
уровень. 
Большое внимание будет уделено вопросам проведе-
ния социальной политики и повышения престижно-
сти работы на железнодорожном транспорте.
Важнейшими задачами на 2009 г. (в соответствии 
с Протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» № 43 
от 23–24 декабря 2008 г.) являются:

 обеспечение устойчивости и финансовой сбалан-

сированности работы ОАО «РЖД» в условиях миро-
вого экономического кризиса на основе реализации 
мер по сокращению издержек и максимального при-
влечения доходной базы и эффективного использо-
вания финансовых ресурсов;

 обеспечение рационального использования тру-

довых ресурсов в условиях снижения объемов пере- 
возок  за  счет  внедрения  новых  технологий,  повы-
шения качества производственных процессов и при-
ведения  численности  персонала  в  соответствие 
с объемами перевозок; 

 повышение качества транспортного обслужи-

вания грузовладельцев, увеличение доли ОАО «РЖД» 
на  рынке  транспортных  услуг,  в  т.ч.  за  счет  раз-
вития  логистики,  внедрения  инновационных  тех-
нологий транспортного обслуживания, увеличения 
объемов контейнерных перевозок;

  максимальная  диверсификация  деятельности 

ОАО  «РЖД»  в  сфере  грузовых  перевозок  на  основе 
активизации  маркетинговой  политики  и  вывода 
на рынок комплексных транспортных продуктов;

 концентрация инвестиционных ресурсов на реа-

лизации  пусковых  проектов,  и  прежде  всего  с  уча-
стием  государства  и  внешних  инвесторов,  проек-
тов, направленных на повышение эффективности 
перевозочного процесса и реализацию программ ре-
сурсосбережения;

  реализация  мероприятий  третьего  этапа 

структурной  реформы,  обеспечение  создания  Фе-
деральной  пассажирской  компании  и  других  до-
черних  и  зависимых  обществ,  минимизация  пере-
крестного  субсидирования  за  счет  формирования 
субъектами  Российской  Федерации  заказа  на  пас-
сажирские  перевозки  в  пригородном  сообщении, 
разработка  нормативно-правовой  базы,  обеспечи-
вающей  равные  условия  участия  Холдинга  «РЖД» 
на  рынке  предоставления  вагонов  для  грузовых  
перевозок;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Перспективы развития 

155

 переход на управление эксплуатационной рабо-

той, основанное на экономических критериях, обе-
спечивающих достижение максимальной эффектив-
ности перевозочного процесса;

 обеспечение эффективного взаимодействия с по-

ставщиками материальных ресурсов для ОАО «РЖД», 
способствующего как устойчивости объемов их про-
изводства, так и снижению цен на продукцию, об-
ратив особое внимание на соответствие качества 
продукции нормативным требованиям;

 совершенствование системы социальных гаран-

тий железнодорожников на основе принципа соот-
ветствия  реального  вклада  работника  в  корпора-
тивный результат;

 внедрение инновационных и прорывных техно-

логических  решений,  создание  технологической  и 
экономической основы для будущего роста на новом 
качественном уровне.

Перспективы развития  
макроэкономической ситуации

В конце 2008 г. под воздействием мирового финансо-
вого кризиса макроэкономическая ситуация в России 
значительно ухудшилась, что было обусловлено:

 снижением мировых цен на нефть и другие экс-

портные товары (во второй половине года цены 
на нефть снизились почти на 70%, на металлы – 
на 45%);
 значительным  сокращением  внешнего  спроса 

на основные статьи российского экспорта (про-
фицит торгового баланса, достигавший летом 
2008  г.  10–12%  ВВП,  к  концу  года  составил  1% 
ВВП); 
 избыточной зависимостью финансового сектора 

российской экономики от внешней среды. 

Перестал работать механизм зарубежных заимство-
ваний и рефинансирования российских компаний и 
банков (корпоративный внешний долг за последние 
три  года  вырос  с  175,1  до  497,8  млрд.  долл.).  При 
этом впервые с 2004 г. возобновился отток капи-
тала из России (он составил 129,9 млрд. долл., что 
соответствует 7,8% ВВП).
Кроме  этого,  негативное  влияние  оказал  ряд  осо-
бенностей российской экономики:

 чрезмерная экспортная ориентированность (уро-

вень доли сырьевого сектора в ВВП составляет 
более 30%, а в экспорте – более 65%);
 заниженная монетизация, что еще больше усугу-

било кризис ликвидности при отсутствии воз-
можности рефинансирования за рубежом;

 кризис  доверия  во  взаимоотношениях  банков-

ской системы и «реального сектора», что при-
вело к резкому ухудшению условий и снижению 
объемов кредитования российских предприятий, 
сокращению спроса.

В результате этого темп прироста ВВП в 2008 г. 
составил 5,6% против 8,1% в 2007 г. Замедление про-
исходило в течение всего года – от 8,5% в I кварта-
ле, 7,5% во II квартале, 6,2% в III квартале до 1,1% 
в  IV  квартале.  Наибольшее  ухудшение  произошло 
в строительстве, на транспорте и в промышлен-
ном производстве. 
При  этом  прирост  промышленного  производства 
также  замедлился  и  по  итогам  2008  г.  составил 
+2,1%  (против  +6,3%  в  2007  г.),  при  этом  в  ноябре 
и  декабре  произошел  спад  –  на  8,7%  и  10,3%  соот-
ветственно. 
Динамика макроэкономических показателей во мно-
гом обусловила сокращение потенциальной грузовой 
базы железнодорожного транспорта. 
При  этом  следует  положительно  отметить, 
что  сформировавшаяся  под  влиянием  финансово-
экономического кризиса низкая ценовая конъюнктура 
товарно-сырьевых рынков уменьшила ценовое давле-
ние на железнодорожную отрасль, являющуюся круп-
ным потребителем металлургической и нефтяной 
продукции. Так, с августа по декабрь 2008 г. сводный 
индекс цен металлопроката снизился почти вдвое 
и вернулся на уровень начала года. 
Перспективы развития макроэкономической ситуа-
ции в России будут зависеть от:

 характера  и  длительности  кризисных  явлений 

и  процессов  в  мировой  и  национальной  эконо- 
мике; 
 влияния  мировой  экономики,  восстановления 

внешнего спроса на продукцию российского экс-
порта  и  улучшения  ценовой  конъюнктуры  то-
варных рынков;
 эффективности  принимаемых  антикризисных 

мер,  оперативности  восстановления  финансо-
вого оборотного капитала, платежеспособного 
спроса, увеличения объемов производства това-
ров и услуг.

Антикризисные мероприятия 

Негативное влияние мирового кризиса на реальный 
сектор экономики нашей страны существенно от-
разилось на работе железнодорожного транспорта 
и  привело  к  существенному  ухудшению  показате-
лей  производственно-финансовой  деятельности 
ОАО «РЖД». 
Основными угрозами для ОАО «РЖД» стало общее за-
медление экономического роста в стране, снижение 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

156

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

объемов промышленного производства, повышение 
конкурентоспособности других видов транспорта, 
ужесточение расходов государственного бюджета, 
удорожание  привлечения  заемных  финансовых  ре-
сурсов, осложнение реализации Программы вывода 
акций ДЗО.
Для минимизации их последствий необходимо мак-
симально  использовать  потенциальную  грузовую 
базу, ориентируясь на отрасли, в меньшей степени 
подверженные кризису (например, пищевая промыш-
ленность), развивать логистику, активизировать 
инновационную деятельность, создавать условия для 
стимулирования международных перевозок. Очень 
важна оптимизация тарифной политики. 
Но, помимо угроз, кризис предоставляет и ряд воз-
можностей  для  развития  ОАО  «РЖД».  Речь  идет 
о  снижении  цен  на  потребляемые  ресурсы,  росте 
предложения на рынке труда, возможностях уско-
рения темпов оздоровления основных фондов и вне-

дрения прорывных инновационных технологий. При 
грамотной реализации этих возможностей Компа-
ния сможет уменьшить сметную стоимость инве-
стиционных проектов, провести санацию основных 
фондов, привлечь высококвалифицированные кадры, 
выйти  на  рынок  с  современными  транспортными 
продуктами, диверсифицировать бизнес.
Кризисную ситуацию необходимо использовать для 
формирования нового качества и эффективности 
работы, новых корпоративных ценностей, внедрения 
прорывных инновационных технологий.
Необходимо повышать коммерческую дисциплину, 
досконально  знать  и  эффективно  удовлетворять 
потребности каждого клиента. Фактически необхо-
димо выработать и реализовать стратегию клиен-
тоориентированного бизнеса. ОАО «РЖД» не только 
не должно отказываться от своих стратегических 
планов, а, наоборот, добиваться повышения эффек-
тивности своей деятельности.

Анализ угроз ОАО «РЖД» в условиях кризиса

Угрозы

Общее замедление экономическо-

го роста, снижение объемов про-

мышленного производства

Повышение конкурентоспособ-

ности других видов транспор-

та, в т.ч. за счет снижения цен 

на топливо

Ужесточение расходов государ-

ственного бюджета

Удорожание привлечения заем-

ных финансовых ресурсов, ослож-

нение  реализации  Программы 

вывода акций ДЗО

Необходимые меры

Максимальное  использование  потенциальной  грузовой  базы,  развитие 

логистики,  внедрение  инновационных  технологий,  привлечение  нако-
пленных запасов грузов.
Увеличение доли перевозок сельскохозяйственных грузов, продукции пи-

щевой промышленности, в меньшей степени подверженных кризису.
Создание условий для стимулирования международных перевозок.

Эффективное  управление  вагонопотоками  и  тягой  для  оперативного 

реагирования на изменение географии спроса на перевозки.

Повышение  качества  транспортного  обслуживания  грузовладельцев, 

в т.ч. за счет роста контейнеризации перевозок.
Оптимизация тарифной политики.

Перенос сроков реализации инвестиционных проектов на более поздний 

период.
Кардинальное  повышение  уровня  покрытия  расходов  по  пригородным 

перевозкам за счет ликвидации безбилетного проезда.

Реализация дополнительных мероприятий по экономии эксплуатацион-

ных расходов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Перспективы развития 

157

Возможные направления развития 
с учетом тенденций рынка  
и потенциала организации 

В долгосрочной перспективе развитие ОАО «РЖД» 
будет направлено на формирование высокоэффектив-
ного Холдинга, расширение рыночного потенциала и 
рост его капитализации, повышение инвестицион-
ной привлекательности и усиление конкурентных 
преимуществ на стратегически значимых рынках. 
На рынке предоставления услуг инфраструктуры – 
это ускоренная модернизация объектов инфраструк-

туры, ликвидация барьерных мест на существующей 
сети железных дорог и повышение эффективности 
перевозок (повышение скоростей, нагрузки на ось, 
снижение издержек и т.д.), развитие инфраструкту-
ры в соответствии с прогнозируемыми на перспек-
тиву темпами роста производства, мощностями 
других  видов  транспорта  Российской  Федерации 
и сопредельных железных дорог, транспортное обе-
спечение новых промышленных центров и освоения 
месторождений и т.д.
Основными  стратегическими  направлениями  раз-
вития  ОАО  «РЖД»  на  рынке  грузовых  перевозок 

Анализ возможностей для ОАО «РЖД» в условиях кризиса

Возможности

Снижение  цен  на  закупаемые 

ОАО «РЖД» ресурсы 

Снижение конкуренции между ра-

ботодателями на рынке труда 

в условиях роста предложения 

трудовых  ресурсов  и  замедле-

ния роста (снижения) реальной 

заработной платы 

Повышение конкурентоспособно-

сти отечественной продукции 

на мировых рынках в условиях 

снижения курса рубля 

Возможность  покупки  акций 

компаний в перспективных для 

ОАО  «РЖД»  видах  бизнеса  по 

низким ценам 

Оздоровление инфраструктуры 

на минимизирующих перевозки 

участках в условиях снижения 

ее загрузки

Формирование прорывных инно-

вационных технологий

Меры по реализации возможностей

Пересмотр  ценовых  условий  контрактов  с  основными  поставщиками 

ресурсов для ОАО «РЖД».
Уменьшение смет по инвестиционным проектам.

Рост возможностей по отбору поставляемых ресурсов и техники.

Привлечение высвобождаемых высококвалифицированных кадров с рын-

ка труда.
Повышение качества отбора кадров. 

Создание  новых  и  активизация  работы  существующих  операторских 

компаний с зарубежными партнерами.
Внедрение  инновационных  технологий  международных  перевозок  (раз-

витие  терминальной  базы  и  инфраструктуры  пограничных  и  припор-
товых станций, устранение технологических и таможенных проблем, 
разработка новых маршрутов контейнерных поездов).
Построение новых эффективных логистических схем. 

Диверсификация видов бизнеса ОАО «РЖД» на основе покупки акций дру-

гих компаний (финансовых, портов, машиностроительных и т.д.).

Увеличение ремонтных работ по восстановлению инфраструктуры же-

лезнодорожного транспорта.
Санация основных фондов железнодорожного транспорта.

Реализация эффективных инновационных проектов, например продукта 

«Транссиб за 7 суток».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

158

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

являются  обеспечение  конкурентоспособности  в 
высокорентабельных  сегментах  рынка,  предложе-
ние комплексных транспортных услуг, ускоренное 
развитие  контейнерных  перевозок,  обеспечение 
максимальной эффективности перевозок массовых 
грузов на основе использования эффекта масштаба 
и совершенствования технологии этих перевозок, 
активная модернизация технических средств и тех-
нологий в сфере грузовых перевозок и т.д.
При этом, с учетом существующей правовой базы 
и технологических особенностей железнодорожной 
отрасли,  до  2010  г.  ОАО  «РЖД»  останется  един-
ственным  перевозчиком,  оказывающим  услуги  по 
перевозке  грузов  на  условиях  полного  выполнения 
публичного договора. 
В  2009  г.  приняли  решение  о  предоставлении  на-
туральных льгот по проезду в пригородном желез-
нодорожном  сообщении  56  субъектов  Российской 
Федерации. Из них круглогодичного действия – 43 
субъекта, сезонного действия – 13 субъектов. Уже 
заключили договоры в 2009 г. 45 регионов, решение 
о монетизации льгот принято в 17 субъектах. 
В  2009  г.  Республика  Северная  Осетия  –  Алания, 
Ставропольский  и  Приморский  края  монетизиро-
вали льготы.

Планируемые к реализации  
инвестиционные проекты

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» учитывает 
основные положения Транспортной стратегии Рос-
сийской Федерации на период до 2020 г., Стратегии 
развития железнодорожного транспорта до 2030 г. 
и соответствует программе структурной рефор-
мы на железнодорожном транспорте.
В  соответствии  с  перечисленными  документами 
развитие ОАО «РЖД» направлено на решение обще-
государственных задач, оказание стимулирующего 
воздействия на ускорение экономического роста в 
стране и повышение эффективности деятельности 
Компании.  Соответственно,  целевыми  задачами 
ОАО «РЖД» являются:

 улучшение транспортной обеспеченности стра-

ны, освоение растущих потребностей экономики 
и общества в перевозках;
 обеспечение перевозками возрастающей подвиж-

ности населения как фактора социального раз-
вития страны; 
 укрепление  единого  социально-экономического 

пространства страны на основе надежных и эф-
фективных транспортных связей;
 повышение доходности и оптимизация издержек 

деятельности Компании при снижении совокуп-
ных транспортных затрат в экономике.

Достижение поставленных целевых задач осущест-
вляется  путем  обеспечения  роста  объемов  пере-
возок,  повышения  эффективности  использования 
имеющихся активов Компании и в первую очередь – 
подвижного состава, сокращения эксплуатационных 
расходов, роста производительности труда, даль-
нейшего развития системы организации управления 
перевозками  на  основе  информационных  техноло-
гий,  внедрения  ресурсосберегающих  технологий, 
оснащения Российских железных дорог подвижным 
составом нового поколения. 
Учитывая основные положения Транспортной стра-
тегии Российской Федерации, а также Стратегии 
развития железнодорожного транспорта до 2030 г., 
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» формиру-
ется исходя из следующих приоритетов:

 Государственная  значимость.  В  Инвестицион-

ную  программу  приоритетно  включались  объ-
екты, имеющие эффективность не только для 
ОАО «РЖД», но и мультипликативный эффект 
для транспортной системы и экономики стра-
ны в целом.
 Технологическая потребность. В Инвестиционной 

программе учтена потребность ОАО «РЖД» в об-
новлении выбывающих активов, обеспечивающих 
технологическую устойчивость работы Компании 
и безопасность транспортного процесса.
 Экономическая эффективность. В Инвестицион-

ную программу приоритетно включаются про-
екты, имеющие более высокие показатели эко-
номической эффективности. 

Инвестиционная программа Компании представля-
ет собой комплексный портфель инвестиционных 
проектов с утвержденными бюджетами проектов 
и сроками их реализации. Данный подход позволяет 
более  гибко  реагировать  на  изменения  прогнозов 
социально-экономического развития страны в целом 
и наиболее важных, грузообразующих, регионов.

Основными  направлениями  Инвестиционной  про-
граммы ОАО «РЖД» являются: 

 обновление и модернизация основных производ-

ственных фондов; 
 расширение  пропускной  способности  основных 

направлений сети железных дорог;
 реконструкция  и  развитие  пограничных  желез-

нодорожных  станций,  усиление  железнодорож-
ных  подходов  к  существующим  и  строящимся 
морским портам; 
 развитие скоростного пассажирского движения; 

 модернизация и развитие транспортной инфра-

структуры.

В  настоящее  время,  в  условиях  складывающейся 
финансово-экономической ситуации, реализация ин-
вестиционного бюджета ОАО «РЖД» в 2009 г. раз-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Перспективы развития 

159

вернута  первоначально  в  объеме  252,4  млрд.  руб., 
в том числе 45,6 млрд. руб. – проекты, связанные 
с  подготовкой  и  проведением  Олимпийских  игр  в 
г. Сочи.
Структура  инвестиционного  бюджета  представ-
лена тремя основными разделами: «Выделенные ин-
вестиционные проекты», «Обновление подвижного 
состава» и «Проекты хозяйств».
Основным является раздел «Выделенные инвестици-
онные проекты», который, в частности, состоит 
из проектов, направленных на развитие и модерни-
зацию железнодорожной инфраструктуры основных 
направлений, а также проектов, связанных с разви-
тием скоростного и высокоскоростного движения 
на сети железных дорог ОАО «РЖД» на перспективу 
до 2020 г.
К  числу  проектов  этого  раздела  также  отнесены 
важнейшие проекты по реконструкции искусствен-
ных сооружений, реконструкции верхнего строения 
и  комплексной  реконструкции  железнодорожно-
го  пути,  проекты  по  созданию  автоматизирован-
ных  систем  управления  перевозочным  процессом, 
внедрению  ресурсосберегающих  технологий  и  ав-
томатизированных  систем  коммерческого  учета 
электроэнергии,  контроля  и  учета  пассажиров, 
дальнейшему  внедрению  пригородного  тактового 
движения, НИОКР и др.
Инвестиционным бюджетом и проектом Инвести-
ционной  программы  ОАО  «РЖД»  на  2009–2011  гг. 
предусмотрено:

 продолжение работ по комплексной реконструк-

ции с электрификацией участка Карымская – Бор-
зя (247 км) Забайкальской железной дороги с ли-
митом 2,4 млрд. руб.;
 продолжение работ по комплексной реконструк-

ции  с  электрификацией  участка  Мга  –  Гатчи-
на  –  Веймарн  –  Ивангород  и  железнодорожных 
подходов  к  портам  на  южном  берегу  Финского 
залива Октябрьской железной дороги с лимитом 
4,9 млрд. руб.;
 строительство с электрификацией нового желез-

нодорожного участка Яйва – Соликамск Свердлов-
ской железной дороги в обход района техногенной 
аварии с лимитом 4,8 млрд. руб.;
 продолжение работ по комплексной реконструк-

ции  с  электрификацией  участка  Котельнико-
во  –  Тихорецкая –  Крымская  Северо-Кавказской 
железной дороги с обходом Краснодарского узла 
и комплексной реконструкции участка Максим 
Горький – Котельниково Приволжской железной 
дороги с лимитом 6,8 млрд. руб.;
 продолжение работ по организации скоростно-

го  пассажирского  движения  на  участке  Санкт-
Петербург – Бусловская Октябрьской железной 
дороги с лимитом 14,5 млрд. руб.;

 продолжение  работ  по  организации  высокоско-

ростного  пассажирского  сообщения  на  направ-
лении Москва – Санкт-Петербург Октябрьской 
железной дороги с началом коммерческой эксплу-
атации поездов Velaro RUS в 2009 г. с лимитом 
2,6 млрд. руб.;
 продолжение работ по организации скоростного 

пассажирского сообщения на направлении Москва – 
Нижний Новгород Московской и Горьковской же-
лезных дорог с лимитом 1,8 млрд. руб.;
 организация интермодальных перевозок на участ-

ке Сочи – Адлер – аэропорт Сочи со строитель-
ством  новой  железнодорожной  линии  Адлер  – 
аэропорт  Северо-Кавказской  железной  дороги 
с лимитом 0,8 млрд. руб.;
 усиление инфраструктуры железнодорожной ли-

нии Туапсе – Адлер Северо-Кавказской железной 
дороги с лимитом 3,6 млрд. руб.;
 строительство совмещенной автомобильной и 

железной  дороги  Адлер  –  горноклиматический 
курорт «Альпика-Сервис» с электроснабжением 
линии железнодорожного сообщения с лимитом 
40000 млн. руб.;
 организация грузовых дворов для обеспечения при-

ема поступающих для строительства олимпий-
ских объектов грузов с лимитом 1,2 млрд. руб.;
 реконструкция  железнодорожных  терминалов 

г. Сочи и адаптация их к использованию лицами 
с ограниченными физическими возможностями 
с лимитом 29,6 млн. руб.

Крупнейшие инвестиционные проекты
Проекты,  направленные  на  привлечение  дополни-
тельного пассажиропотока:

 «Организация  скоростного  пассажирского  дви-

жения  на  участке  Санкт-Петербург  –  Буслов-
ская».  Источники  финансирования  –  средства 
ОАО «РЖД» и Инвестиционного фонда Российской 
Федерации. Общая стоимость проекта в прогноз-
ных ценах составляет порядка 67,5 млрд. руб.
 «Организация  высокоскоростного  пассажир-

ского  сообщения  на  направлении  Москва  – 
Санкт-Петербург».  Источники  финансирова-
ния  –  средства  ОАО  «РЖД».  Общая  стоимость 
проекта в прогнозных ценах составляет порядка 
26,1 млрд. руб.
 «Организация скоростного пассажирского сообще-

ния на направлении Москва – Н. Новгород». Ис-
точники финансирования – средства ОАО «РЖД». 
Общая стоимость проекта в прогнозных ценах 
составляет порядка 15,9 млрд. руб.

Проекты, направленные на освоение перспективно-
го грузопотока:

 «Перевозка Нефти на Китай (2 этап)». Источники 

финансирования – средства ОАО «РЖД». Общая 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

160

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

стоимость проекта в прогнозных ценах состав-
ляет порядка 28,6 млрд. руб.
 «Развитие участка Тобольск – Сургут (1 очередь 

строительства)». Источники финансирования – 
средства  ОАО  «РЖД».  Общая  стоимость  про-
екта  в  прогнозных  ценах  составляет  порядка  
50,4 млрд. руб.
 «Комплексная реконструкция участка Мга – Гат-

чина  –  Веймарн  –  Ивангород  и  ж/д  подходов  к 
портам  на  южном  берегу  Финского  залива  со 
строительством станции Лужская». Источники 
финансирования – средства ОАО «РЖД». Общая 
стоимость проекта в прогнозных ценах состав-
ляет порядка 69,4 млрд. руб.
 Реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре – 

Советская  Гавань  со  строительством  нового 
Кузнецовского тоннеля. Источники финансиро-
вания – средства ОАО «РЖД» и Инвестиционного 
фонда Российской Федерации. Общая стоимость 
проекта в прогнозных ценах составляет порядка 
50,7 млрд. руб.
 Развитие железнодорожной инфраструктуры на 

подходах к бухте Козьмино для пропуска нефтя-
ных  маршрутов.  Источники  финансирования  – 
средства ОАО «РЖД» и федерального бюджета. 
Общая стоимость проекта в прогнозных ценах 
составляет порядка 5,5 млрд. руб.
 Комплексная реконструкция участка М. Горький – 

Котельниково – Тихорецкая – Тимошевская – Крым-
ская с обходом Краснодарского узла. Источники 
финансирования – средства ОАО «РЖД». Общая 
стоимость проекта в прогнозных ценах состав-
ляет порядка 71,5 млрд. руб.

К разделу «Проекты хозяйств» отнесены проекты 
обновления и развития основных фондов хозяйств 
Компании, обновление объектов повышенной опас-
ности и экологической безопасности, мероприятия 
антитеррора, проекты социального развития, вос-
становление  объектов  железнодорожного  транс-
порта в Чеченской Республике и др. 
В разделе «Обновление подвижного состава» преду-
сматривались расходы на приобретение и модерни-
зацию всех видов подвижного состава. 
Кроме  того,  в  целях  выполнения  решений  Прави-
тельства Российской Федерации (Постановление от 
11 июня 2008 г. № 443) в инвестиционный бюджет 
Компании на 2009–2011 гг. включены расходы для фи-
нансирования работ по развитию железнодорожной 
инфраструктуры в целях подготовки и проведения 
Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 г. на общую сумму 
158,4 млрд. руб.
Источниками финансирования этих расходов явля-
ются средства, получаемые за счет целевой дополни-
тельной индексации тарифов на грузовые железнодо-
рожные перевозки, а также средства федерального 
бюджета, внесенные в уставный капитал ОАО «РЖД», 
и собственные средства Компании.
Следует отметить, что сроки реализации указан-
ных  выше  инвестиционных  проектов  могут  быть 
скорректированы  с  учетом  наличия  у  ОАО  «РЖД» 
инвестиционных ресурсов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

162

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Справочная информация

Наиболее  полную  и  оперативную  информацию  о 
Компании Вы всегда можете найти на ее вебсайте:  
www.rzd.ru (русский язык и английский язык).
На сайте Вы сможете ознакомиться также с основ-
ными направлениями и результатами деятельности 
ОАО «РЖД», получить оперативную и актуальную 
информацию  о  событиях,  связанных  с  Компанией, 
обо  всех  аспектах  ее  деятельности,  узнать  о  ее 
социальной политике и политике по защите окру-
жающей среды.
В разделе «Инвесторам» представлены финансовые 
и производственные результаты деятельности Ком-
пании, презентации инвестиционному сообществу 
и отчеты Компании.

Опубликованные отчеты
На сайте Компании (www.rzd.ru) представлены элек-
тронные версии следующих отчетов:
1. Отчет о деятельности Компании.
2. Финансовая отчетность.
3. Ежеквартальная финансовая отчетность.
4. Отчет эмитента.

Понятия и определения, 
используемые в документе
Названия и слова ОАО «Российские железные дороги», 
Российские  железные  дороги,  ОАО  «РЖД»,  «РЖД», 
«Компания», Компания «РЖД», «мы» и «наш», исполь-
зуемые в тексте данного годового отчета, являются 
равнозначными и относятся к ОАО «РЖД».

Сокращения
долл. – доллары США
т-км – тонно-километры грузооборота 
пасс-км – пассажиро-километры пассажирооборота 

Юридический адрес и центральный офис
107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2

Электронная почта
portal@center.rzd

Справочная служба
Телефон: +7 (495) 262-99-01

ЕДИНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ ОАО «РЖД» 
8-800-200-67-67 (звонок бесплатный из всех регионов 
Российской Федерации)

Департамент корпоративных финансов 
ОАО «РЖД» (для инвесторов)
Телефон: +7 (495) 262-56-49
Факс: +7 (495) 262-89-41 

Департамент корпоративных коммуникаций 
(пресс-служба ОАО «РЖД»)
Телефон: +7 (495) 262-71-48
Факс: +7 (495) 262-84-09 

В годовом отчете использованы фотографии 
совместного проекта ОАО «Российские железные 
дороги» и Антона Ланге «Россия из окна поезда»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

170

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Приложения

Приложение № 1. Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2008 г. (тыс. руб.)

 АКТИВ 

На начало 

отчетного года

На конец 

отчетного года

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

Нематериальные активы (04, 05)

1 745 850 

2 952 163 

Расходы на научно-исследовательские, опытно-
конструкторские и технологические работы (04)

229 991 

305 130 

Основные средства (01, 02)

2 574 936 734 

2 685 101 293 

Незавершенное строительство (07, 08, 15, 16)

220 656 950 

285 792 927 

Доходные вложения в материальные ценности (03, 02)

2 724 362 

5 366 949 

Долгосрочные финансовые вложения (58, 59)

162 743 364 

207 531 087 

Отложенные налоговые активы (09)

13 794 999 

18 780 105 

Прочие внеоборотные активы (58)

35 158 696 

36 188 811 

ИТОГО по разделу I

3 011 990 946 

3 242 018 465 

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

Запасы

67 597 440 

80 793 934 

в том числе:

 

 

сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 14, 15, 16)

56 580 698 

66 393 481 

из них:

 

 

топливо

5 599 882 

6 160 196 

смазка

920 263 

1 187 904 

материалы верхнего строения пути

19 487 204 

26 474 235 

запасные части для ремонта локомотивов

3 884 816 

4 954 260 

запасные части для ремонта грузовых вагонов

2 499 462 

3 035 695 

запасные части для ремонта пассажирских вагонов

1 111 427 

928 809 

животные на выращивании и откорме (11)

15 401 

4 852 

 затраты в незавершенном производстве  

(издержках обращения) (14, 20, 21, 23, 29, 44, 46)

1 299 644 

2 774 755 

готовая продукция и товары для перепродажи (14, 15, 16, 41, 43)

574 540 

453 408 

товары отгруженные (45)

799 

— 

расходы будущих периодов (97)

9 120 290 

11 167 438 

прочие запасы и затраты

6 068 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложения

171

 АКТИВ 

На начало 

отчетного года

На конец 

отчетного года

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)

10 650 525 

10 347 166 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются 

более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

20 306 956 

21 884 237 

в том числе:

 

 

покупатели и заказчики (62, 63, 76)

875 288 

588 762 

Дебиторская задолженность (платежи по которой 

ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

44 277 502 

78 285 714 

в том числе:

 

 

покупатели и заказчики (62, 63, 76)

6 457 924 

11 636 881 

Краткосрочные финансовые вложения (58, 59)

2 543 018 

39 163 909 

Денежные средства

3 515 326 

25 094 458 

в том числе:

 

 

касса (50)

20 167 

21 731 

расчетные счета (51)

2 473 588 

7 736 417 

валютные счета (52)

79 700 

16 816 856 

прочие денежные средства (50, 55, 57)

941 871 

519 454 

из них: переводы в пути (57)

843 572 

413 275 

Прочие оборотные активы (79, 94, 58)

10 275 984 

7 586 014 

ИТОГО по разделу II

159 166 751 

263 155 432 

БАЛАНС

3 171 157 697 

3 505 173 897 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

172

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Приложение № 1 (продолжение). Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2008 г. (тыс. руб.)

 ПАССИВ 

На начало 
отчетного года 

На конец 
отчетного года 

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

Уставный капитал (80)

1 541 697 819 

1 583 197 819 

Собственные акции, выкупленные у акционеров (81)

 

 

Добавочный капитал (83)

1 204 894 692 

1 197 487 754 

Резервный капитал (82)

2 539 196 

6 763 962 

в том числе:

 

 

резервы, образованные в соответствии с законодательством

 резервы, образованные в соответствии с учредительными 

документами

2 539 196 

6 763 962 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (84)

136 410 172 

152 878 997 

ИТОГО по разделу III

2 885 541 879 

2 940 328 532 

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

Займы и кредиты (67)

41 382 110 

132 750 267 

Отложенные налоговые обязательства (77)

38 111 281 

52 903 243 

Прочие долгосрочные обязательства (67)

Реструктурируемая задолженность перед 
бюджетом по налогам и сборам (68)

50 143 

31 908 

Реструктурируемая задолженность по внебюджетным фондам (69)

 

 

ИТОГО по разделу IV

79 543 534 

185 685 418 

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

Займы и кредиты (66)

37 603 784 

164 822 438 

Кредиторская задолженность

163 219 572 

209 471 257 

в том числе:

 

 

поставщики и подрядчики (60, 76)

65 327 532 

100 861 479 

Задолженность перед участниками (учредителями) 

по выплате доходов 

Доходы будущих периодов (98)

5 248 928 

4 866 252 

Резервы предстоящих расходов (96)

Прочие краткосрочные обязательства (79)

ИТОГО по разделу V

206 072 284 

379 159 947 

БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)

3 171 157 697 

3 505 173 897 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложения

173

Приложение № 2. Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах (тыс. руб.)

Наименование показателя

На начало 
отчетного года

На конец 
отчетного периода

Арендованные основные средства (001)

189 729 088 

132 632 484 

в том числе по лизингу

93 719 388 

89 526 934 

грузовые вагоны по лизингу

33 178 229 

30 331 809 

Справочно из стр. арендованные средства:

 

 

 арендованные земельные участки  

и объекты природопользования

23 140 821 

25 504 607 

 земли и объекты природопользования  

в безвозмездном пользовании

480 919 

390 180 

Товарно-материальные ценности, принятые 
на ответственное хранение (002)

2 344 150 

1 938 157 

Материалы, принятые в переработку (003)

119 581 

63 451 

Товары, принятые на комиссию (004)

207 

Оборудование, принятое для монтажа (005)

68 357 

13 139 

Бланки строгой отчетности (006)

194 854 

238 764 

Списанная в убыток задолженность 
неплатежеспособных дебиторов (007)

19 937 920 

16 207 567 

Обеспечения обязательств и платежей полученные (008)

4 463 942 

21 611 439 

Обеспечения обязательств и платежей выданные (009)

12 419 

4 402 312 

Износ жилищного фонда (010)

584 411 

685 049 

Износ объектов внешнего благоустройства 
и других аналогичных объектов (010)

122 904 

167 546 

Основные средства, сданные в аренду (011)

65 333 

487 326 

Полученные права пользователя на объекты 
интеллектуальной собственности (012)

5 997 321 

6 434 338 

Основные средства стоимостью не более 10 000 руб. 
за единицу, переданные в эксплуатацию до 01.01.06 г. (013)

9 252 172 

8 114 892 

Имущество со сроком полезного использования 
не более 12 месяцев, переданное в эксплуатацию (014) 

4 019 123 

4 349 290 

Завершенные этапы по капитальному ремонту 
пути и искусственных сооружений (015)

35 289 

 

Объекты жилищного фонда, на которые 
отсутствует право собственности (016)

94 532 

90 986 

Объекты жилищного фонда и ЖКХ, находящиеся 
«в обременении» в ОАО «РЖД» (017)

1 221 190 

916 220 

Расходы по транспортировке внутрихозяйственных 
грузов и грузобагажа (018)

3 875 137 

5 655 957 

Имущество, находящееся на территории Казахстана 
и Украины (019)

2 076 771 

2 074 287 

Активы со сроком полезного использования более 12 месяцев, 
учитываемые в качестве материально-производственных 
запасов, переданные в производство (020)

6 955 292 

10 718 907 

Выявленные при инвентаризации объекты недвижимого 
имущества, по которым отсутствует основание для 
регистрации права собственности ОАО «РЖД» (021)

594 525 

1 505 863 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

174

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Приложение № 3. Отчет о прибылях и убытках за январь – декабрь 2008 г. (тыс. руб.)

 Наименование показателя 

За отчетный 

период 

За предыдущий 

отчетный период 

Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг 
(за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных плетежей)

 

 

1 101 710 458 

975 590 231 

в том числе:

 

 

грузовые перевозки

847 037 159 

754 947 008 

пассажирские перевозки в дальнем следовании

130 730 157 

109 356 507 

пассажирские перевозки в пригородном сообщении

19 676 019 

20 076 997 

предоставление услуг инфраструктуры

6 442 599 

2 816 736 

предоставление услуг локомотивной тяги

10 581 458 

3 153 465 

ремонт подвижного состава

19 926 487 

11 961 052 

строительство объектов инфраструктуры

287 266 

2 901 652 

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

103 759 

157 504 

предоставление услуг социальной сферы

5 900 229 

2 942 730 

прочие виды деятельности

61 025 325 

67 276 580 

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

1 035 246 955 

895 361 302 

в том числе:

 

 

грузовые перевозки

722 685 769 

639 413 303 

пассажирские перевозки в дальнем следовании

162 413 036 

132 150 410 

пассажирские перевозки в пригородном сообщении

54 501 886 

47 802 469 

предоставление услуг инфраструктуры

4 698 505 

2 321 592 

предоставление услуг локомотивной тяги

7 838 118 

2 890 611 

ремонт подвижного состава

17 614 419 

9 750 849 

строительство объектов инфраструктуры

267 149 

2 725 517 

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

91 859 

110 162 

предоставление услуг социальной сферы

13 618 675 

6 117 033 

прочие виды деятельности

51 518 463 

52 079 356 

Валовая прибыль

66 463 503 

80 228 929 

Коммерческие расходы

71 987 

3 643 554 

Управленческие расходы

—  

—  

Прибыль (убыток) от продаж

66 391 516 

76 585 375 

в том числе:

 

 

грузовые перевозки

124 351 390 

115 533 705 

пассажирские перевозки в дальнем следовании

–31 682 879 

–22 793 903 

прибыль от перевозки пассажиров в пригородном сообщении

–34 825 867 

–27 725 472 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложения

175

 Наименование показателя 

За отчетный 

период 

За предыдущий 

отчетный период 

предоставление услуг инфраструктуры

1 744 094 

495 144 

предоставление услуг локомотивной тяги

2 743 340 

262 854 

ремонт подвижного состава

2 312 068 

2 210 203 

строительство объектов инфраструктуры

20 117 

176 135 

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

11 900 

47 342 

предоставление услуг социальной сферы

–7 718 446 

–3 174 303 

прочие виды деятельности

9 435 799 

11 553 670 

Прочие доходы и расходы

 

 

Проценты к получению

1 128 149 

1 579 128 

Проценты к уплате

(10 739 271) 

(3 816 959) 

Доходы от участия в других организациях

1 164 346 

372 693 

Прочие доходы

214 290 558 

147 840 864 

Прочие расходы

(217 460 438) 

(93 604 296) 

Прибыль (убыток) до налогообложения

54 774 860 

128 956 805 

Отложенные налоговые активы

5 344 512 

2 855 540 

Отложенные налоговые обязательства

(15 146 255) 

(12 783 524) 

Текущий налог на прибыль

(30 433 540) 

(34 962 139) 

Налог на прибыль за предыдущие периоды

(1 807 211) 

(934 722) 

Единый налог на вмененный доход за предыдущие 
периоды (единый налог на вмененный доход)

(–162)

(92 200) 

Отложенные налоговые активы, списанные 

на счет учета прибылей и убытков

(359 406) 

(1 165 665) 

Отложенные налоговые обязательства, списанные 
на счет учета прибылей и убытков

354 292 

568 745 

Расходы по уплате штрафных санкций в бюджет

(–680 327) 

(139 762) 

Расходы по уплате штрафных санкций 
по соц. страхованию и обеспечению

(7 402) 

(–2 192 244) 

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

13 400 339 

84 495 322 

СПРАВОЧНО Постоянные налоговые обязательства (активы)

27 406 011 

14 152 312 

Базовая прибыль (убыток) на акцию

8,67 

55,00 

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

0

0

Приложение № 3 (продолжение). Отчет о прибылях и убытках за январь – декабрь 2008 г. (тыс. руб.)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

176

Годовой отчет ОАО «РЖД»

2008

Приложение № 4. Расшифровка отдельных прибылей и убытков (тыс. руб.)

За отчетный период 

За предыдущий 

отчетный период 

 

прибыль

убыток

прибыль

убыток

Штрафы, пени и неустойки, признанные 

или по которым получены решения суда 
(арбитражного суда) об их взыскании

6 609 582 

(594 060)

6 538 736 

(449 870)

Прибыль (убыток) прошлых лет

13 607 421 

(9 710 981)

8 222 204 

(7 445 076)

Возмещение убытков, причиненных 

неисполнением или ненадлежащим 
исполнением обязательств

289 544 

(234 661)

281 045 

(124 701)

Курсовые разницы, образовавшиеся по операциям 
пересчета в рубли выраженной в иностранной 

валюте стоимости активов и обязательств

3 933 111 

(25 526 673)

2 078 376 

(903 341)

Отчисления в оценочные резервы

(8 648 849)

(10 181 539)

Списание дебиторских и кредиторских 
задолженностей, по которым 

истек срок исковой давности

449 621 

(322 331)

1 269 929

(208 111)

Приложение № 5. Отчет о движении денежных средств за январь – декабрь 2008 г. (тыс. руб.)

 Наименование 

За отчетный 

период 

За предыдущий 

отчетный период 

ОСТАТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА НАЧАЛО ОТЧЕТНОГО ГОДА 

3 505 856 

7 160 941 

ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

 

Средства, полученные от покупателей, заказчиков

1 263 550 758 

1 152 475 984 

Бюджетное ассигнование

21 734 384 

10 176 172 

Прочие доходы

332 277 521 

368 850 120 

Внутрихозяйственное перемещение

 

 

в том числе:

 

 

с ОАО «РЖД» собственно

 

 

с филиалами

 

 

внутри филиала

 

 

внутри отделения (дирекции)

 

 

Денежные средства, направленные:

(1 401 484 689) 

(1 288 847 267) 

 на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья  

и иных оборотных активов

(628 002 174) 

(514 445 421) 

на оплату труда

(263 500 627) 

(215 769 541) 

на выплату дивидендов, процентов

(9 717 985) 

(3 846 046) 

на расчеты по налогам и сборам

(177 960 290) 

(158 347 148) 

на прочие расходы

(322 303 613) 

(396 439 111) 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..