ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год) - часть 12

 

 

177
Таблица 88
Распределение аварий по объектам в 2014 и 2015 гг.
Объекты
2014 г.
2015 г.
Уничтожение химического оружия
Оборонно-промышленный комплекс
6
4
Таблица 89
Распределение травматизма со смертельным исходом по объектам в 2014 и 2015 гг.
Объекты
2014 г.
2015 г.
Уничтожение химического оружия
Оборонно-промышленный комплекс
6
5
Таблица 90
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
в 2014 и 2015 гг. (по территориальным управлениям Ростехнадзора)
Территориальные управления Ростехнадзора
Центральное
Волжско-
Приволж-
Верхне-
Сибирское
Окское
ское
Донское
Годы
2014 г.
2015 г.
2014 г.
2015 г.
2014 г.
2015 г.
2014 г.
2015 г.
2014 г.
2015 г.
Аварии
1
1
1
1
1
1
3
1
Несчастные
3
1
1
1
2
3
случаи
30 января 2015 г. в акционерном обществе «Муромский приборостроительный
завод», подведомственном ГК «Ростех», произошли авария и несчастный случай со
смертельным исходом в опытном промышленном производстве (цех производства
химических составов и пиротехнических средств).
5 июня 2015 г. в ОАО «Краснозаводский химический завод» (Московская область)
в производственном помещении произошел групповой несчастный случай, в резуль-
тате которого погибло 2 человека и один получил термическую травму.
4 июня 2015 г. на ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод»
(г. Казань, поднадзорно Приволжскому управлению ) произошла авария.
При запуске технологического процесса производства нитратов целлюлозы в
промежуточной емкости была обнаружена течь в патрубке подачи суспензии в на-
сос перекачки. Для проведения внепланового ремонта с целью устранения негер-
метичности была организована чистка промежуточной емкости. После выгрузки
продукции аппаратчица приступила к промывке емкости водой без предваритель-
ного смывания остатков продукта кислотной смесью, в результате чего произошло
разложение остатков нестойкого нитрата целлюлозы с выделением диоксида азота
в атмосферный воздух.
29 сентября 2015 г. в ОАО «Новосибирский механический завод «Искра» (г. Но-
восибирск) произошла авария (взрыв).
При проведении операции по изготовлению изделия 70Э-12 методом экструзии
в автоматическом режиме при формировании первой бухты произошел взрыв про-
дукта 77 (ТЭН — тетранитропентаэритрит), в результате которого уничтожен про-
дукт, находящийся в воронке, уничтожено изделие в приемном контейнере, раз-
рушены вышибные поверхности, повреждена технологическая оснастка. Постра-
давших нет.
178
Следует отметить, что подобная авария на данном предприятии произошла в тре-
тий раз, при этом рекомендации комиссий по расследованию причин аварий, та-
кие, как снижение температуры полиэтилена, установка аппаратуры видеофикса-
ции в бронекабинах, улучшение входного контроля продукта ТЭН, предприятием
не выполнены.
Экономический ущерб от аварии составил 165,2 тыс. руб.
30 сентября 2015 г. в цехе № 5 основного производства ФКП «Тамбовский поро-
ховой завод» в здании № 144 сушки порохов произошли возгорание и взрыв поро-
ховой массы. В результате пострадало 5 работников предприятия, из них двое трав-
мированы смертельно, два человека получили травмы тяжелой степени, один — лег-
кой, здание разрушено полностью.
Комиссией по расследованию причин аварии определены организационные при-
чины аварии и группового несчастного случая:
личная недисциплинированность персонала (один из погибших сотрудников на-
ходился вне своего рабочего места, в его организме при проведении судебно-меди-
цинской экспертизы обнаружен алкоголь 2,0 промилле);
низкая производственная дисциплина и отсутствие контроля за персоналом со
стороны руководящего состава предприятия;
неэффективный контроль службы спецрежима за допуском работников на взры-
вопожароопасный объект.
Обстоятельства аварий и несчастных случаев, произошедших на объектах обо-
ронно-промышленного комплекса, свидетельствуют, что к основным причинам
аварийности и травматизма относятся системные нарушения режимов ведения
технологических процессов, недостаточность производственного контроля при
эксплуатации опасных производственных объектов, несоблюдение нормативных
требований по безопасности и производственной документации (проектная доку-
ментация, технологические регламенты и схемы, производственные инструкции,
нормы безопасности) как руководящим составом предприятий, так и должност-
ными лицами, ответственными за осуществление производственного контроля и
безопасное ведение работ.
Вместе с тем производственный контроль, так же как и функционирование сис-
тем управления промышленной безопасностью на объектах предприятий, зачастую
осуществляется формально без исключения очевидных предпосылок возникнове-
ния аварийных ситуаций, при этом системы управления промышленной безопас-
ностью предприятий не в полной мере обеспечивают требуемый уровень безопас-
ности.
Регулярно фиксируется снижение уровня квалификации, опыта профессиональ-
ной подготовки обслуживающего сооружения и технические устройства и ведущего
работы персонала и технического руководства организаций.
Ослаблен контроль за исполнением работ субподрядными и привлекаемыми ор-
ганизациями, в том числе за подготовкой, квалификацией и допуском персонала и
его техническим оснащением.
В 2015 г. территориальные управления Ростехнадзора принимали участие в сов-
местных проверках, организованных органами Генеральной прокуратуры Россий-
ской Федерации и ФСБ России, как действующих объектов, связанных с обраще-
нием токсичных и взрывчатых веществ, так и выбывших из эксплуатации.
179
В 2015 г. территориальными органами Ростехнадзора осуществлялся контроль
выполнения утвержденных и согласованных планов мероприятий по локализации
и ликвидации аварий на поднадзорных объектах.
При проведении учебных тревог в ходе проверок на опасных производственных
объектах инспекторским составом фиксировались недостаточный уровень слажен-
ности аварийных и диспетчерских служб, слабое знание персоналом должностных
инструкций, что является предпосылкой к росту травматизма.
Увеличение объемов выпуска оборонной продукции (в рамках задач гособорон-
заказа) влечет за собой увеличение рисков, связанных с безопасной эксплуатаци-
ей изношенного оборудования, зданий и сооружений, включая недостаток квали-
фицированных кадров и вовлечение в активный производственный цикл приоста-
новленных (в части эксплуатации) и (или) законсервированных производственных
мощностей, не всегда находящихся в надлежащем техническом состоянии, что так-
же приводит к росту аварийности и травматизма.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов хи-
мического оружия в Российской Федерации» в 2015 г. центральный аппарат Ростех-
надзора обеспечивал организационно-методическое руководство контрольно-над-
зорными мероприятиями, проводимыми территориальными управлениями Ростех-
надзора по месту нахождения объектов по хранению и уничтожению химического
оружия в г. Щучье Курганской области (поднадзорно Уральскому управлению Рос-
технадзора), г. Почеп Брянской области (поднадзорно Приокскому управлению
Ростехнадзора), пос. Марадыковский Кировской области и пос. Кизнер Удмурт-
ской Республики (поднадзорно Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора),
пос. Леонидовка Пензенской области (поднадзорно Нижне-Волжскому управле-
нию Ростехнадзора).
На четырех объектах по уничтожению химического оружия в 2015 г. завершено
уничтожение запасов химического оружия:
объект «Леонидовка» — 22 сентября 2015 г.;
объект «Почеп» — 8 октября 2015 г.;
объект «Марадыковский» — 30 октября 2015 г.;
объект «Щучье» — 20 ноября 2015 г.
По состоянию на 31 декабря 2015 г. всего уничтожено 36 755,51 т отравляющих
веществ, что составляет 92 % общего запаса отравляющих веществ Российской Фе-
дерации, аварий в течение последних 10-12 лет не зарегистрировано.
К концу 2015 г. химическое оружие уничтожено на шести объектах. Остается один
объект, на котором продолжается уничтожение химоружия — объект «Кизнер» в Уд-
муртской Республике.
На указанных объектах осуществляется контроль за безопасной эксплуатацией
зданий и сооружений, консервацией технологического оборудования, продолжает-
ся надзор за объектами инфраструктуры.
В течение 2015 г. территориальными управлениями Ростехнадзора проводились
плановые проверки состояния безопасности в отношении объектов химического
разоружения, информация по которым представлена в табл. 91.
180
Таблица 91
Проведение плановых проверок состояния безопасности в отношении объектов
химического разоружения
Объект УХО
Количество
Коли-
Количест-
Количество
Количество
Количество
проведенных
чество
во выяв-
выявленных
выявленных
выданных вы-
проверок
нало-
ленных на-
нарушений
нарушений
писок из над-
женных
рушений
требований
требова-
зорных дел,
взыска-
требований
Градострои-
ний законо-
актов, пред-
ний
промыш-
тельно-
дательства
писаний
ленной
го кодекса
РФ в обла-
безопасно-
Российской
сти электро-
сти
Федерации
энергетики
Леонидовка
12
4
33
4
(1 пред-
ставл.)
Почеп
3 — требо-
27
36
4 — требо-
ваний про-
ваний про-
мышленной
мышленной
безопасно-
безопасности
сти
4 — требова-
2 — требова-
ний Градо-
ний градо-
строитель-
строитель-
ного кодек-
ного кодекса
са РФ
Марадыков-
3
8
ский
Камбарка
1 (внеплано-
вая провер-
ка)
Кизнер
4
17
Щучье
3
1
3
Итого:
28
4
86
36
15
На объектах по хранению и уничтожению химического оружия выполняются ме-
роприятия по антитеррористической защищенности объектов. Объекты оснащены
техническими средствами охраны, системами громкой связи и аварийного опове-
щения, находятся под круглосуточным видеонаблюдением, системы обеспечения
охраны и контрольно-пропускного режима соответствуют нормативным докумен-
там и находятся в исправном состоянии. Случаев несанкционированного проник-
новения на объекты не зафиксировано.
Регулярно в соответствии с утвержденными планами мероприятий по локализа-
ции и ликвидации возможных аварий на объектах по утвержденным графикам про-
водятся противоаварийные тренировки с обслуживающим персоналом, в том чи-
сле с профессиональными штатными газоспасательными и аварийными службами.
С учетом безаварийной эксплуатации объектов по хранению и уничтожению хи-
мического оружия опыт и практику организации работ в области промышленной
безопасности Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению
химического оружия целесообразно использовать и на других критически опасных
производствах и объектах оборонно-промышленного и химического комплексов.
181
2.2.15. Производство, хранение и применение взрывчатых материалов
промышленного назначения
В 2015 г. деятельность в области взрывчатых материалов промышленного назна-
чения (ВМ) осуществляли 1127 организаций. Под надзором состояло 877 опасных
производственных объектов.
Количество работников, имеющих допуск к обраще-
нию с ВМ (количество работников в отрасли),
— 42,6 тыс. чел.
Количество взрывчатых веществ (ВВ), израсходованных организациями, ведущи-
ми взрывные работы, по сравнению с предыдущим годом снизилось на
4 % и состави-
ло 1,47 млн т. Из общего объема израсходованных взрывчатых материалов
85 % было
изготовлено вблизи мест применения (1,25 млн т). При этом 65 % изготовленных
взрывчатых веществ (0,83 млн т) составили наиболее безопасные эмульсионные ВВ.
Динамика объемов производства и потребления взрывчатых веществ в Россий-
ской Федерации показана на рис. 17.
Рис. 17. Динамика объемов производства и потребления взрывчатых веществ
в Российской Федерации за 2005-2015 гг.
В 2015 г. выявлено 9 случаев утрат ВМ, из них 5 случаев хищений (в 2014 г. —
6 утрат и 3 хищения). Всего утрачено 142, 25 кг ВВ и 71 электродетонатор, в том числе
42,25 кг ВВ и 25 электродетонаторов в результате хищений и разбрасываний и 100 кг
ВВ и 46 электродетонаторов в результате потери. В 2014 г. количество похищенных
и разбросанных ВМ составляло 6,75 кг взрывчатых веществ, утерянных — 1596 кг.
Утраты допущены в организациях, поднадзорных Северо-Уральскому, Забайкаль-
скому управлениям (по 2 случая утрат), Уральскому, Западно-Уральскому, Дальне-
восточному, Ленскому и Межрегиональному технологическому управлениям (по
одному случаю утраты).
Информация об утратах и хищениях представлена на рис. 18.
182
Рис. 18. Динамика количества утрат и хищений за 2005-2015 гг.
Основные причины, приведшие к утратам ВМ:
нарушение установленного порядка учета взрывчатых материалов на подземных
складах ВМ;
выдача немаркированных электродетонаторов;
нарушение производственной дисциплины, в том числе умышленное хищение
ВМ с подземных складов.
25 января 2015 г. при попытке реализации взрывчатых материалов был задер-
жан сотрудниками Управления МВД по Забайкальскому краю раздатчик ВМ в ООО
«Торговый дом Гарсонуйский ГОК» (поднадзорно Забайкальскому управлению), ко-
торый, пользуясь служебным положением, совершил в январе 2013 г. хищение ВМ
(6 патронов аммонита № 6ЖВ, 5 электродетонаторов);
18 мая 2015 г. сотрудниками Оймяконского отдела МВД России по Республике
Саха (Якутия) в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий были обна-
ружены и изъяты ВМ: 4 патрона аммонита № 6ЖВ и один электродетонатор ЭД-8.
В ходе расследования установлено, что ВМ похищены с подземного склада рудни-
ка «Сарылах» ОАО «Сарылах-Сурьма» (поднадзорно Ленскому управлению) пер-
соналом организации при непосредственном участии заведующего складом ВМ и
горного мастера;
нарушение требований промышленной безопасности по обеспечению охраны и
сохранности ВМ на местах работ, отсутствие надзора за ВМ со стороны руководи-
телей взрывных работ:
17 января 2015 г. в ОАО «Высокогорский ГОК», шахта Южная (поднадзорно
Уральскому управлению), взрывник по окончании взрывных работ по разделке не-
габарита принес с собой остаток ВМ и оставил рядом с бытовым помещением. В ре-
зультате неосторожного обращения с огнем произошли пожар и несанкциониро-
ванный взрыв, которые привели к гибели троих работников шахты. Было утрачено
12 кг ВВ, 5 электродетонаторов и 50 м детонирующего шнура;
18 мая 2015 г. УМВД России по Амурской области у взрывника ООО «АВТ-Амур»
(поднадзорно Забайкальскому управлению) были обнаружены семь патронов аммо-
нита 6 ЖВ-200. В результате расследования установлено, что хищение совершено
183
при проведении работ по заряжанию и установке наружных зарядов при производ-
стве взрывных работ на территории ОПР «Пионер»;
2 октября 2015 г. в ПАО «Гайский ГОК» (поднадзорно Западно-Уральскому управ-
лению) при проведении проверки состояния промышленной безопасности на под-
земном руднике, в слесарной мастерской участка №17 выявлено хранение ВМ в не-
оборудованном месте (в ящике со слесарным инструментом);
10 ноября 2015 г. в ООО «Байкалруд» (поднадзорно Забайкальскому управлению)
взрывник оставил выданные ему для производства взрывных работ ВМ без надзо-
ра (охраны) в месте, не предназначенном для хранения. В результате неизвестными
лицами были похищены: аммонит № 6ЖВ — 38 кг, средства инициирования «Искра
Ш» — 28 шт., детонирующий шнур ДШ — 20 м, электродетонаторы — 2 шт., взрыв-
ная машинка КВП-2*200 — 1 шт.
В 2015 г. на объектах, связанных с обращением ВМ, произошло 3 аварии (в
2014 г. — 4) и 2 случая группового
травматизма, погибло 6 человек (5 человек в
2014 г.). Суммарный ущерб от аварий составил 4,6 млн руб. Показатели аварийно-
сти и травматизма в отчетном периоде близки с аналогичными показателями за два
предшествующих года. Динамика аварийности и травматизма
за последнее
десяти-
летие представлена на рис. 19.
Рис. 19. Динамика аварийности и травматизма за 2005-2015 гг.
По сравнению с 2014 г. изменилась ситуация с аварийностью и травматизмом по
местам происшествия: увеличилось количество аварий и смертельных несчастных
случаев на объектах проведения геофизических работ на 50 % и сократилось при ве-
дении взрывных работ в подземных условиях на 40 % (табл. 92).
184
Таблица 92
Распределение аварийности и травматизма по местам происшествия
Места несчастных случаев
Аварий
Погибших, чел.
2014 г.
2015 г.
2014 г.
2015 г.
Подземные работы
2
1
5
3
Открытые работы
Склады ВМ
1
Геофизика
1
2
3
Итого:
4
3
5
6
Основным травмирующим фактором явилось непосредственное воздействие
ударной волны. С ним связаны все произошедшие несчастные случаи со смертель-
ным исходом. Увеличилось общее количество пострадавших в результате аварий на
45 %, в том числе смертельно травмированных — на 20 % (табл. 93).
Таблица 93
Распределение несчастных случаев по травмирующим факторам
Травмирующий фактор
Число погибших, чел.
Всего пострадавших при
несчастных случаях
2014 г.
2015 г.
2014 г.
2015 г.
Поражение осколками горной массы,
обрушение пород
Непосредственное воздействие удар-
5
6
9
13
ной волны
Отравления ядовитыми продуктами
взрыва и рудничными газами
Прочие причины
Итого:
5
6
9
13
17 января 2015 г. произошла авария с групповым смертельным случаем на шах-
те «Южная» ОАО «Высокогорский ГОК» (поднадзорно Уральскому управлению).
Взрывник по окончании взрывных работ по разделке негабарита принес остаток
ВМ и оставил рядом с бытовым помещением. В результате неосторожного обраще-
ния с огнем произошел пожар и несанкционированный взрыв, которые привели к
гибели троих работников шахты. Причинами аварии и группового несчастного слу-
чая явились нарушение порядка обращения с ВМ, неудовлетворительная органи-
зация и осуществление производственного контроля за соблюдением технологиче-
ской дисциплины работниками шахты.
Проведенный анализ показывает, что подавляющая доля причин аварий и не-
счастных случаев на производстве носит организационный характер (более 80 %).
Основными причинами аварийности и травматизма являются системные наруше-
ния требований безопасности, связанные в том числе с низкой производственной
дисциплиной персонала, безответственностью руководителей предприятий различ-
ных уровней, неэффективностью производственного контроля.
В 2010-2015 гг. при выполнении прострелочно-взрывных работ и взрывных ра-
бот при сейсморазведке было допущено 7 аварий (54 % от общего числа произошед-
ших). При авариях погибло 6 человек (25 % от общего числа погибших) и получили
ранения различной степени тяжести 10 человек (67 % от общего числа травмиро-
185
ванных). На объектах, поднадзорных Северо-Уральскому управлению, произош-
ли 6 аварий, Печорскому управлению, — 1 авария.
В актах проведенных расследований в числе основных причин аварий указыва-
лись воздействие высокочастотного излучения от антенн радиостанций на электро-
детонаторы и хранение электродетонаторов рядом с пунктом взрыва и радиостан-
цией.
2 мая 2012 г. в ЗАО «ПГО «Тюменьпромгеофизика» (Северо-Уральское управле-
ние) во время монтажа электровзрывной сети произошло несанкционированное
инициирование электродетонаторов ЭДС-1. Несмотря на предписанные комисси-
ей по расследованию меры по устранению причин, приведших к аварии, в последу-
ющие годы был допущен ряд аналогичных аварий, повлекших за собой травматизм
работников, в том числе смертельный (27 марта 2013 г. в ООО «Юганскнефтегазгео-
физика», 9 июля 2013 г. в ООО «Анега»).
17 мая 2015 г. в АО «Ямалпромгеофизика» (поднадзорно Северо-Уральско-
му управлению) при выполнении вертикального сейсмического профилирования
(ВСП) на скважине произошло несанкционированное срабатывание электроде-
тонатора, в результате чего 3 человека получили травмы. Одной из причин аварии
вновь явилось воздействие источника высокочастотного излучения (радиостанции)
на узел инициирования электродетонатора ЭДС-1.
4 декабря 2015 г. в ООО «Газпром Георесурс» (поднадзорно Северо-Уральскому
управлению) при проведении вертикального сейсмопрофилирования (ВСП) в сква-
жине № 50 Малыгинского месторождения, в Ямальском районе ЯНАО произошел
взрыв ВМ в бытовке, предназначенной для обогрева и ветровой защиты персонала.
При проведении расследования было выявлено, что в помещении находился смен-
ный запас взрывчатых материалов: средства инициирования, а также снаряженные
электродетонаторами заряды. В результате грубейших нарушений правил безопас-
ности с целью сокращения времени, требующегося для проведения взрывных ра-
бот, персоналом допускалась предварительная подготовка зарядов с присоедине-
нием их к взрывной магистрали. После погружения очередного заряда в скважину
к взрывной машинке был подсоединен участок магистрали не от заряда, погружен-
ного в скважину, а от заряда, находящегося в бытовке, среди заранее подготовлен-
ных. В результате взрыва погибло 3 и пострадало 2 человека.
Также выявлено, что взрывные работы проводились при отсутствии разрешения
на их проведение, при нахождении в границах опасной зоны персонала, не связан-
ного с заряжанием, а также помимо взрывника взрывные работы непосредственно
выполнял руководитель взрывных работ, не имеющий на это права.
Аварии и случаи смертельного травматизма допущены организациями, поднад-
зорными Уральскому управлению (1 авария, 3 погибших при отсутствии смертель-
ного травматизма в 2014 г.) и Северо-Уральскому управлению (2 аварии и 3 погиб-
ших при отсутствии смертельного травматизма в 2014 г.). Распределение аварий и
несчастных случаев по территориальным органам Ростехнадзора представлено в
табл. 94.
Территориальными управлениями Ростехнадзора в рамках антитеррористической
деятельности проводилась работа по контролю за обеспечением сохранности ВМ в
поднадзорных организациях, повышению антитеррористической защищенности
объектов, связанных с производством, хранением и применением ВМ.
186
Таблица 94
Распределение аварий и несчастных случаев по территориальным органам
Территориальные органы
Аварийность
Групповой трав-
Смертельный
матизм
травматизм
2014 г.
2015 г.
2014 г.
2015 г.
2014 г.
2015 г.
Уральское управление
1
1
3
Печорское управление
1
1
Северо-Уральское управление
2
1
3
Западно-Уральское управление
2
1
5
Северо-Восточное управление
1
Итого:
4
3
2
2
5
6
На предприятиях, эксплуатирующих ОПО, назначены ответственные лица за
организацию защиты от возможных террористических актов, разработаны меро-
приятия по исключению проникновения посторонних лиц на территорию опасных
производственных объектов. С персоналом предприятий проводится работа анти-
террористической направленности: занятия, инструктажи, ознакомление с планом
ликвидации аварий.
Особое внимание уделяется вопросам сокращения объемов перевозок ВВ за счет
увеличения их производства из невзрывчатых компонентов в смесительно-заряд-
ных машинах и на стационарных пунктах, расположенных вблизи мест производ-
ства взрывных работ.
Проводится систематическая разъяснительная работа в организациях по вопро-
сам безопасного обращения с ВМ, обеспечения их учета и сохранности, мерам по
противодействию терроризму. В организациях изданы соответствующие приказы,
назначены ответственные лица за обеспечение защиты опасных производственных
объектов от террористических актов, в планы ликвидации аварий внесены позиции
по отражению нападений на охраняемый объект. Случаев террористических актов
на подконтрольных объектах не зафиксировано.
В 2015 г. численность инспекторского состава, осуществляющего надзор в области
обращения ВМ, по сравнению с 2014 г. сократилась на 3 % и составила 83 человека,
из них совмещают указанный вид надзора с другими надзорами — 65. Инспектор-
ским составом в отношении организаций, осуществляющих деятельность в области
обращения ВМ, проведено 1870 проверок (на 16 % больше, чем в 2014 г.), из них про-
верок по контролю за исполнением предписаний — 246 (на 20 % больше). Выявле-
но всего нарушений — 3778 (на 7 % больше, чем в 2014 г.), из них связанных с невы-
полнением предписаний органов государственного надзора — 82 (на 80 % больше).
При проведении проверок наложено 607 административных наказаний (на 21 %
больше, чем в 2014 г.), в том числе 583 административных штрафа (на 18 % больше,
чем в 2014 г.).
Общая сумма штрафов составила 38,9 млн руб. (на 70 % больше, чем в 2014 г.),
в том числе на юридическое лицо — 26,5 млн руб. (на 120 % больше). Произведено
15 административных приостановлений деятельности (в 2014 г. — 5 приостановле-
ний) и 3 раза материалы проверок были переданы в правоохранительные органы для
возбуждения уголовных дел (в 2014 г. — 3).
В 2015 г. после трех лет снижения произошел рост показателей надзорной дея-
тельности, которые достигли уровня 2011 г. (табл. 95).
187
Таблица 95
Основные показатели надзорной деятельности в 2011-2015 гг.
Показатели надзорной деятельности
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Проведено проверок
1654
1497
2247
1618
1870
Выявлено нарушений
7270
4668
4052
3531
3778
Общее количество административных нака-
650
592
507
503
607
заний, наложенных по итогам проверок
Общее количество проверок, по итогам кото-
3
3
2
3
3
рых материалы переданы в правоохранитель-
ные органы для возбуждения уголовных дел
Административный штраф
562
516
494
492
583
Сумма штрафа, млн руб.
22,2
29,8
23,8
22,7
38,9
Центральным аппаратом Ростехнадзора было предоставлено 38 лицензий на де-
ятельность, связанную с обращением ВМ, переоформлено 78 лицензий, в 27 случа-
ях заявителям было отказано в предоставлении и переоформлении лицензий.
Выдано 180 разрешений на применение взрывчатых веществ и изделий на их ос-
нове, в 13 случаях вынесен мотивированный отказ. Территориальными упралениями
Ростехнадзора выдано 3030 разрешений на ведение работ с ВМ, продлено 242 разре-
шения и в 362 случаях организациям было отказано в выдаче разрешений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 г.
№ 1102 утверждено Положение о лицензировании деятельности, связанной с обра-
щением взрывчатых материалов промышленного назначения. В положении приве-
ден исчерпывающий перечень работ, выполняемых в составе лицензируемого вида
деятельности, устанавливаются лицензионные требования, предъявляемые к лицен-
зиату и соискателю лицензии при осуществлении (планировании осуществления)
ими деятельности, связанной с обращением ВМ.
На основании вышеуказанного постановления ведется разработка Администра-
тивного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию
деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного
назначения (Административный регламент).
Административный регламент регулирует сроки и последовательность админи-
стративных процедур при осуществлении Ростехнадзором полномочий по лицен-
зированию деятельности, связанной с обращением ВМ, а также устанавливает по-
рядок взаимодействия между структурными подразделениями Ростехнадзора, их
должностными лицами и заявителями. Документ обеспечит устранение избыточ-
ных административных процедур и избыточных административных действий, по-
высит качество и доступность результатов предоставления государственной услуги
по лицензированию деятельности, связанной с обращением ВМ.
Ведется работа по актуализации Федеральных норм и правил в области промыш-
ленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах».
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации сотрудники
центрального аппарата Ростехнадзора приняли участие в комплексном обследовании
объектов хранения ВМ, принадлежащих АК «АЛРОСА» (ОАО), проводимом меж-
ведомственной комиссией с участием представителей МВД России, ФСБ России,
Ростехнадзора, Правительства Республики Саха (Якутия) и АК «АЛРОСА» (ОАО).
188
Ростехнадзор осуществляет взаимодействие с Федеральной службой по техниче-
скому и экспортному контролю (ФСТЭК России) в области надзора за оборотом ВМ.
Действует Соглашение об информационном обмене между ФСТЭК России, МВД
России и Ростехнадзором при осуществлении контроля за целевым использовани-
ем ввозимых в Российскую Федерацию взрывчатых материалов промышленного
назначения.
В целях реализации п. 9 постановления Правительства Российской Федерации
от 25 августа 2005 г. № 537 «О функциях федеральных органов исполнительной влас-
ти и Российской академии наук по реализации Договора о всеобъемлющем запре-
щении ядерных испытаний» осуществляется взаимодействие с Минобороны Рос-
сии. Ростехнадзором ежеквартально представляются в Минобороны России сведе-
ния о проведенных и планируемых на территории Российской Федерации массовых
взрывах.
По результатам проведенных проверок поднадзорных организаций, а также с
учетом состояния аварийности и производственного травматизма в отчетном году
установлено ослабление надзора на подземных объектах I класса опасности, где осу-
ществляется деятельность, связанная с обращением ВМ.
На объектах с установленным режимом постоянного государственного надзо-
ра выявлены неудовлетворительная организация и осуществление производствен-
ного контроля за соблюдением производственной и технологической дисциплины
при обращении с ВМ, отсутствует контроль за их сохранностью. Выявлены случаи
оставления ВМ без охраны, формального подтверждения расхода ВМ, нарушения
порядка хранения на местах ведения работ. Со стороны руководителей взрывных
работ отсутствует контроль за заряжанием и взрыванием, соблюдением проектной
документации на взрывные работы. Указанные нарушения в ОАО «Высокогорский
ГОК», ОАО «Гайский ГОК» привели к авариям, несчастным случаям со смертель-
ным исходом и утратам ВМ.
Необходимо принятие мер по снижению уровня аварийности и производствен-
ного травматизма при прострелочно-взрывных работах и взрывных работах при сей-
сморазведке.
По итогам расследований аварий и несчастных случаев необходимо привлекать к
административной ответственности как должностных, так и юридических лиц, от-
ветственных за нарушения требований промышленной безопасности. За системные,
повторяющиеся нарушения правил безопасности при взрывных работах необходи-
мо принимать жесткие меры на основе максимальной реализации предоставленных
органам Ростехнадзора полномочий. При наличии повторных нарушений правил
безопасности, приведших к аварии или несчастному случаю со смертельным исхо-
дом, необходимо обращаться в суд с заявлением об аннулировании лицензии на де-
ятельность в области взрывчатых материалов промышленного назначения.
Остаются актуальными вопросы повышения безопасности производства взрыв-
ных работ в подземных горных выработках, замены пневматического заряжания
гранулированными взрывчатыми веществами на другие виды механизированно-
го заряжания с использованием более безопасных эмульсионных и гелевых взрыв-
чатых веществ, при которых будет исключена возможность образования в рабочей
зоне взрывоопасной пылевоздушной смеси и зарядов статического электричества.
Предлагается продолжить работу с руководителями поднадзорных предприятий
для принятия соответствующих мер по переходу на новые, более безопасные техно-
189
логии производства взрывных работ в подземных горных выработках. Нежелание
организаций совершенствовать технологии взрывного дела приводит к авариям с
человеческими жертвами.
С целью совершенствования контрольно-надзорной деятельности территори-
альных органов целесообразно проведение семинаров и обучение инспекторско-
го состава.
2.2.16. Транспортирование опасных веществ
Общее количество поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность в
области промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ, в
2015 г. составило 3261 (в 2014 г. — 3225), в том числе 3843 (2014 г. — 2945) организа-
ции осуществляют деятельность по эксплуатации опасных производственных объек-
тов (далее — ОПО); деятельность по проектированию — 27 (26) организаций; стро-
ительству и расширению — 18 (18); консервации, ликвидации — 2 (2); изготовле-
нию технических устройств, применяемых на ОПО, — 12 (13); монтажу и наладке
технических устройств — 4 (2); обслуживанию и ремонту технических устройств —
31 (36); проведению экспертизы промышленной безопасности — 73 (82); подготов-
ке (переподготовке) работников ОПО в необразовательных учреждениях — 91 (84).
Надзор осуществляется инспекторским составом в количестве 88 (83) работни-
ков, из которых 67 (49) осуществляют надзор по двум и более видам деятельности.
Подконтрольные предприятия имеют на балансе средства транспортирования
опасных веществ в количестве 48 842 единиц, состоящих из автомобильных транс-
портных средств (специально оборудованных грузовых автомобилей, автоцистерн,
тягачей, прицепов и полуприцепов для перевозки нефтепродуктов, сжиженных угле-
водородных газов, взрывчатых материалов и других опасных веществ) в количест-
ве 5900 единиц; а также цистерн, контейнеров, баллонов для газов, взрывопожаро-
опасных и токсичных сред, используемых в качестве тары; железнодорожные пути и
автомобильные дороги необщего пользования; железнодорожные переезды и стре-
лочные переводы; пункты погрузки-выгрузки опасных веществ и пр.
Протяженность путей (дорог) необщего пользования, эксплуатируемых в соста-
ве ОПО, составляет 23 273,5 км, из которых 15 218,3 км составляют железнодорож-
ные пути.
На опасных производственных объектах транспортирования опасных веществ в
2015 г. произошел один случай смертельного травматизма в ОАО «РУСАЛ Красно-
ярский Алюминиевый Завод» с составителем поездов.
В 2014 г. зарегистрировано две аварии, одна из которых с групповым несчастным
случаем, в 2015 г. — одна авария (табл. 96).
Таблица 96
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам в 2014 и 2015 гг.
Причина
2014 г.
2015 г.
+/-
Термический ожог
1
Химический ожог
Отравление
Разрушение технических устройств
1—
Нарушение регламента обслуживания технического устройства
1
Итого:
2
1
-1
190
Таблица 97
Данные о несчастных случаях со смертельным исходом в 2014 и 2015 гг.
по субъектам Российской Федерации
Субъекты Российской Федерации
2014 г.
2015 г.
Сибирский федеральный округ
г. Красноярск
0
1
Уральский федеральный округ
Тюменская область, Северо-Уральское управление
1
Южный федеральный округ
Волгоградская область, Нижне-Волжское управление
1
Итого по России:
0
1
(+) рост/(-) снижение:
2
-1
Таблица 98
Распределение аварий по субъектам Российской Федерации
и территориальным органам Ростехнадзора за 2014 и 2015 гг.
Федеральные округа Российской Федерации
2014 г.
2015 г.
Уральский федеральный округ
Тюменская область, Северо-Уральское управление
1
Южный федеральный округ
Волгоградская область, Нижне-Волжское управление
1
Итого по России:
2
(+) рост/(-) снижение:
2
-2
Таблица 99
Данные о несчастных случаях со смертельным исходом
по субъектам Российской Федерации за 2014 и 2015 гг.
Субъекты Российской Федерации
2014 г.
2015 г.
Сибирский федеральный округ
г. Красноярск
1
1
Уральский федеральный округ
Тюменская область, Северо-Уральское управление
1
Итого по России:
2
1
(+) рост/(-) снижение:
2
-1
В государственном реестре зарегистрировано 12 участков транспортирования
опасных веществ, отнесенных к I классу опасности, 74 — ко II классу опасности,
1469 — к III классу опасности, 363 — к IV классу опасности. Отмечено, что есть объ-
екты, не прошедшие перерегистрацию по различным причинам, в их числе 12 пред-
приятий, поднадзорных Межрегиональному территориальному управлению Ростех-
надзора. Также 2136 участков транспортирования зарегистрировано в составе тех-
нологических опасных производственных объектов.
В ходе проведения перерегистрации в Уральском управлении перерегистриро-
вано 179 поднадзорных организаций (юридических лиц), осуществляющих эксплу-
атацию ОПО в части транспортирования опасных веществ с понижением класса
опасности.
Основным предметом внимания инспекторов и ответственных за производствен-
ный контроль на ОПО было выявление травмоопасных рабочих мест и производств.
191
При проведении плановых проверок инспекторами проверялись предоставлен-
ные сведения об организации и осуществлении производственного контроля, в том
числе: результаты контрольно-профилактических проверок комиссией предприя-
тия, выполнение мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации
их последствий, мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, доку-
менты по подготовке и проведению учебных тревог, техническое состояние зданий
и сооружений, технических устройств.
Другим основным направлением обеспечения промышленной безопасности на
участках транспортирования опасных веществ является контроль за состоянием же-
лезнодорожных путей необщего пользования и приведение их к IV классу, а также
по замене стрелочных переводов. Критические параметры по состоянию железно-
дорожных путей не установлены.
Основными проблемами, связанными с эксплуатацией участков транспортиро-
вания опасных веществ, остаются устаревшие и имеющие значительный износ тех-
нические устройства, железнодорожные пути и сооружения, а также недостаточное
финансирование для модернизации участков и с целью замены и реконструкции
подвижного состава и путей, отработавших нормативные сроки.
В течение 2015 г. продолжалась работа по практической реализации Федерально-
го закона № 116-ФЗ, Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных
видов деятельности» в части оформления (переоформления) лицензий на эксплу-
атацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.
Проверки соблюдения условий действия лицензий проводились в ходе очеред-
ных обследований предприятий и в период предлицензионных и лицензионных
проверок (табл. 100).
Таблица 100
Лицензионная деятельность территориальных управлений в 2015 г.
УТЭН
Наименование лицензируемого вида деятельности
Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов
I, II, III классов опасности
Всего по управле-
50
241
38
0
1
0
0
0
ниям
В отчетном периоде территориальными органами Ростехнадзора проводились
работы по реализации прав, предоставленных Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях.
В 2015 г. проведено в отношении юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей 1795 (в 2014 г. — 1534) проверок, из которых 213 (156) проверок про-
ведено в рамках осуществления режима постоянного государственного надзора,
1059 (846) внеплановых, в том числе 604 (342) проверки по выполнению лицензи-
онных требований и условий.
192
В 559 (в 2014 г. — 576) проверках выявлено 3803 (3820) правонарушения, в
415 (439) случаях наложены административные наказания, из них 276 (295) —
на должностных лиц, 98 (94) — на юридических лиц. Сумма штрафов составила
13 883 (14 757) тыс. рублей.
В 2015 г. значительных нарушений антитеррористической защищенности экс-
плуатируемых на опасных производственных объектах, связанных с транспортиро-
ванием опасных веществ, не зафиксировано.
Вместе с тем при проведении проверок выявлено 6 нарушений антитеррористи-
ческой защищенности на опасных производственных объектах филиала ПАО «Ква-
дра — Генерирующая компания» — «Восточная генерация», ООО «ФосАгро-Ли-
пецк», ООО «Предприятие «Управляющая компания» (поднадзорны Верхне-Дон-
скому управлению). Предприятиями были приняты соответствующие меры по
устранению допущенных нарушений и недостатков.
Инспекторами при проведении обследований поднадзорных предприятий и ор-
ганизаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов,
связанных с транспортированием опасных веществ, проверяется готовность этих
организаций к действиям по предупреждению, локализации и ликвидации аварий-
ных ситуаций в рамках подсистемы РСЧС.
При проверках установлено, что нештатные аварийно-спасательные формирова-
ния (НАСФ) созданы на предприятиях и в организациях по основным опасным про-
изводствам, при этом учитываются производственные объекты, связанные с тран-
спортированием опасных веществ.
Предприятиями, не имеющими собственных аварийно-спасательных формиро-
ваний, заключаются договоры на обслуживание со специализированными аварий-
но-спасательными формированиями, в основном с ФГП «Ведомственная охрана
железнодорожного транспорта России».
Вместе с тем существующие проблемы при обслуживании профессиональными
спасательными службами, состоящие в том числе в большой удаленности участков
транспортирования от ряда основных производств опасных производственных объ-
ектов, отсутствии специалистов в профессиональных спасательных службах в слу-
чаях аварий и инцидентов на объектах транспортирования опасных веществ, в на-
стоящее время решены не полностью.
В целях повышения качества контроля и надзора на объектах, связанных с тран-
спортированием опасных веществ, целесообразно подготовить и согласовать в уста-
новленном порядке методические рекомендации по разработке ПЛАС для участков
транспортирования опасных веществ железнодорожным и автомобильным тран-
спортом и методические рекомендации по подготовке автотранспортных средств к
перевозкам опасных грузов.
Для повышения квалификации специалистов Ростехнадзора, осуществляющих
контрольно-надзорные мероприятия на ОПО, необходимо продолжать работу по
повышению квалификации инспекторского состава на семинарах и курсах; повы-
шать уровень требовательности инспекторского состава по отношению к поднад-
зорным организациям.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..