ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год) - часть 11

 

 

161
Общей проблемой для подконтрольных предприятий, производств и объектов
остается рост числа отработавших нормативный срок эксплуатации зданий и со-
оружений, агрегатов и оборудования. На подконтрольных предприятиях отработа-
ли нормативный срок службы: зданий — 76 %, сооружений — 25 %, дымовых труб —
39 %.
На большинстве предприятий малого и среднего бизнеса продолжается сокра-
щение штатов квалифицированных, специализированных основных и вспомога-
тельных служб, которые должны своевременно и качественно проводить капиталь-
но-восстановительные и планово-предупредительные ремонты эксплуатируемого
оборудования. В большей степени это касается предприятий неметаллургических
отраслей промышленности, эксплуатирующих литейные производства.
В реконструкции и техническом перевооружении нуждаются многие предпри-
ятия, но работы по совершенствованию и обновлению оборудования ведутся мед-
ленно. На некоторых предприятиях отрасли составлены бизнес-планы на техниче-
ское перевооружение, но из-за неудовлетворительного финансового состояния пла-
ны постоянно пересматриваются.
Выделяются следующие основные проблемы, встречающиеся при эксплуатации
опасных производственных объектов металлургического производства:
медленные темпы модернизации оборудования, замены технических устройств,
отработавших нормативный срок, на новые;
недостаточность автоматизации устаревшего оборудования, задействованного в
производственном процессе на опасных производственных объектах;
несвоевременное проведение капитальных ремонтов производственных зданий
и сооружений, имеющих длительный срок эксплуатации.
Для повышения эффективности надзорной деятельности инспекторского со-
става, осуществляющего надзор за металлургическими объектами, снижения уров-
ня аварийности и травматизма, обеспечения промышленной безопасности на под-
надзорных металлургических предприятиях предлагается:
продолжать работу по реализации на подконтрольных предприятиях требований
законодательства в области промышленной безопасности. При этом особое внима-
ние необходимо уделять повышению эффективности функционирования системы
управления промышленной безопасностью;
продолжать работу по подготовке и повышению квалификации государственных
инспекторов и оперативно решать вопросы комплектования инспекторского соста-
ва квалифицированными кадрами;
в систему управления промышленной безопасностью организации включить си-
стему производственного контроля, при этом распространить систему управления
промышленной безопасностью на опасные производственные объекты всех клас-
сов опасности;
продолжать работу по проработке новой концепции ФНП по безопасности в ме-
таллургической отрасли, основанной на риск-ориентированном подходе;
территориальным органам в связи с проведением эксплуатирующими организа-
циями раздельной регистрации объектов металлургического производства, связан-
ных единым технологическим процессом, необходимо провести работу по перере-
гистрации таких объектов с присвоением им наименования и класса опасности на
основании анализа всех выявленных признаков опасности.
162
2.2.13. Объекты газораспределения и газопотребления
В 2015 г. федеральный государственный надзор в области промышленной без-
опасности осуществляется в отношении 60 428 опасных производственных объек-
тов газораспределения и газопотребления (далее — опасные производственные объ-
екты), в том числе:
4 опасных производственных объектов I класса опасности;
1114 опасных производственных объектов II класса опасности;
57 783 опасных производственных объектов III класса опасности;
1527 опасных производственных объектов IV класса опасности.
В системе газораспределения и газопотребления газопроводы протяженностью
852,9 тыс. км снабжают газом 20 310 поднадзорных промышленных предприятий,
422 тепловые электрические станции, 56 854 газовые отопительные и производст-
венные котельные.
В 2015 г. на объектах газораспределения и газопотребления произошло 33 ава-
рии, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. количество аварий увеличи-
лось на 12 (36 %).
Экономический ущерб от аварий, произошедших в 2015 г., превысил 312,87 млн руб.,
тогда как за 2014 г. ущерб составил 52,47 млн руб.
В 2015 г. произошло уменьшение случаев смертельного травматизма по сравне-
нию с 2014 г. За 12 месяцев 2015 г. количество травмированных в результате аварии
составило 17 человек, в том числе смертельно травмированных — 2, за аналогичный
период 2014 г. количество травмированных составило 7 человек, из них смертельно
травмированных — 3 (рис. 16).
Общее количество смертельно травмированных в 2015 г. составило 4 человека. По
сравнению с аналогичным периодом 2014 г. количество случаев смертельного трав-
матизма уменьшилось на 3 (43 %).
Количество групповых несчастных случаев в 2015 г. составило 5 случаев, что рав-
но количеству случаев в 2014 г.
Рис. 16. Динамика аварийности и производственного травматизма со смертельным
исходом за 2010-2015 гг. на опасных производственных объектах
163
Согласно проведенному анализу 43 % (14 аварий) из общего количества аварий за
12 месяцев 2015 г. связано с механическим и коррозионным повреждением газопро-
водов, доля которых по сравнению с тем же периодом 2014 г. уменьшилась на 9 %.
Увеличилось на 4 аварии количество аварий, связанных с неисправностью оборудо-
вания, утечками газа и взрывом при розжиге газоиспользующих установок, при этом
доля от общего количества аварий за 2015 г. уменьшилась на 2 %. Количество аварий,
связанных с воздействием природных явлений, составляет 12 % (4 аварии). По иным
видам произошли 3 аварии (9 %), что на 1 аварию больше, чем в 2014 г. (табл. 80).
Таблица 80
Распределение аварий на опасных производственных объектах газораспределения
и газопотребления по видам
Виды аварий
Число аварий
2014 г.
2015 г.
+/-
%
%
Механические повреждения подземных газопроводов
9
42
9
28
0
Мех. повреждения газопроводов автотранспортом
0
0
1
3
+1
Повреждения в результате природных явлений
0
0
4
12
+4
Коррозионные повреждения наружных газопроводов
2
10
3
9
+1
Разрывы сварных стыков
0
0
1
3
+1
Утечка газа, выход из строя оборудования в ГРП (ШРП),
2
10
7
21
+5
газопотребляющего оборудования
Взрывы при розжиге газоиспользующих установок и не-
3
14
2
6
-1
исправность оборудования котла
Неисправность оборудования СУГ
3
14
3
9
0
Иные
2
10
3
9
+1
Всего:
21
100
33
100
+12
Анализ результатов расследования технических и организационных причин прои-
зошедших несчастных случаев в 2015 г. показывает, что один несчастный случай (25 %)
произошел по причине отравления продуктами неполного сгорания газа, что на 3 не-
счастных случая меньше, чем в 2014 г.; один несчастный случай (25 %) произошел в
результате взрыва газовоздушной смеси, что на один несчастный случай меньше, чем
в 2014 г.; один несчастный случай (25 %) произошел в результате термического воз-
действия; один несчастный случай (25 %) произошел по прочим причинам (табл. 81).
Таблица 81
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на опасных производственных
объектах газораспределения и газопотребления по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
Число несчастных случаев со
смертельным исходом
2014 г.
2015 г.
+/-
%
%
Отравления продуктами неполного сгорания газа
4
57
1
25
-3
В результате взрыва газовоздушной смеси
2
29
1
25
-1
Термическое воздействие
1
14
1
25
0
Прочие
0
0
1
25
+1
Всего:
7
100
4
100
-3
164
Наибольшее количество аварий произошло на объектах газораспределения и га-
зопотребления, поднадзорных Кавказскому управлению Ростехнадзора (6 случаев),
Нижне-Волжскому управлению (4 случая), Уральскому управлению (4 случая), Се-
веро-Кавказскому управлению (3 случая), Сибирскому управлению (3 случая) и Се-
веро-Уральскому управлению (3 случая) (табл. 82).
Таблица 82
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом в 2015 г.
по территориальным управлениям Ростехнадзора и субъектам Российской Федерации
Территориальное управление Ростехнадзора,
Аварийность
Несчастные случаи
наименование субъекта
со смертельным ис-
Российской Федерации
ходом
2014 г.
2015 г.
+/-
2014 г.
2015 г.
+/-
Межрегиональное технологическое управление
1
1
+1
0
1
+1
(г. Москва)
Центральное управление
2
2
+1
2
1
-1
Московская область
2
0
-1
Смоленская область
0
1
+1
Тверская область
0
1
+1
2
0
-2
Владимирская область
0
1
+1
Верхне-Донское управление
3
0
-3
Воронежская область
1
0
-1
Липецкая область
1
0
-1
Белгородская область
1
0
-1
Приокское управление
0
2
+2
0
1
+1
Тульская область
0
1
+1
0
1
+1
Брянская область
0
1
+1
Северо-Западное управление
2
1
-1
2
0
-1
г. Санкт-Петербург
1
0
-1
Ленинградская область
0
1
+1
Республика Карелия
1
0
-1
Вологодская область
1
0
-1
1
0
-1
Печорское управление
0
2
+2
Республика Коми
0
2
+2
Северо-Кавказское управление
2
3
+1
Краснодарский край
1
3
+2
Ростовская область
1
0
-1
Нижне-Волжское управление
0
4
+4
0
1
+1
Волгоградская область
0
1
+1
Астраханская область
0
2
+2
Пензенская область
0
1
+1
0
1
+1
Кавказское управление
1
6
+5
1
0
-1
Ставропольский край
0
2
+2
Кабардино-Балкарская Республика
0
1
+1
Республика Дагестан
1
2
+1
1
0
-1
Республика Ингушетия
0
1
+1
Западно-Уральское управление
1
0
-1
Кировская область
1
0
-1
165
Территориальное управление Ростехнадзора,
Аварийность
Несчастные случаи
наименование субъекта
со смертельным ис-
Российской Федерации
ходом
2014 г.
2015 г.
+/-
2014 г.
2015 г.
+/-
Приволжское управление
1
0
-1
Чувашская Республика — Чувашия
1
0
-1
Средне-Поволжское управление
1
1
+1
Самарская область
1
1
+1
Северо-Уральское управление
1
3
+3
Ханты-Мансийский АО — Югра
1
2
+2
Ямало-Ненецкий АО
0
1
+1
Уральское управление
2
4
+2
1
0
-1
Курганская область
1
0
-1
1
0
-1
Свердловская область
1
2
+1
Челябинская область
0
2
+2
Сибирское управление
5
3
-1
Алтайский Край
3
1
-2
Новосибирская область
1
0
-1
Омская область
1
2
+2
Енисейское управление
0
1
+1
Иркутская область
0
1
+1
Итого:
21
33
+12
7
4
-3
Несчастные случаи со смертельным исходом зафиксированы на опасных произ-
водственных объектах, поднадзорных Центральному управлению (1), Нижне-Волж-
скому управлению (1), Приокскому управлению (1) и Межрегиональному техноло-
гическому управлению (1).
Анализ результатов технических расследований аварий показывает, что основ-
ными причинами возникновения аварий явились:
внешние опасные факторы (в 15 случаях (46 %), связанные с механическим по-
вреждением газопроводов вследствие воздействия посторонних лиц и организаций
(9 случаев — 28 %); с механическим повреждением газопроводов автотранспортом
(1 случай — 3 %); с повреждением газопроводов в результате природных явлений (4
случая — 12 %); иными причинами (1 случай — 3 %);
внутренние опасные факторы (в 13 случаях (39 %), связанные с коррозионным
повреждением газопроводов (3 случая — 9 %); с утечкой газа и выходом из строя
оборудования (4 случая — 12 %); с разрывом сварного стыка (1 случай — 3 %); с не-
исправностью оборудования СУГ (3 случая — 9 %); с иными причинами (2 случая —
6 %);
ошибки персонала (в 5 случаях (15 %), связанные с нарушением требований орга-
низации производства опасных работ (взрывы при розжиге газоиспользующих уста-
новок и неисправность оборудования котла — 2 случая (6 %); утечкой газа и выхо-
дом из строя оборудования (3 случая — 12 %).
Аварии, причиной которых явились внешние опасные факторы, связанные
с механическим повреждением газопроводов вследствие воздействия посторон-
них лиц и организаций, произошли в ОАО «Газпром газораспределение Крас-
нодар», ОАО «Астраханьгазсервис» (2 случая), ОАО «Газпром газораспределение
166
Нальчик», ОАО «Сочигоргаз», ОАО «Газпром газораспределение Брянск», ООО
«ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ОАО «Газпром газораспределение Челя-
бинск», ОАО «Омскгазстройэксплуатация» (2 случая), ОАО «Газпром газораспре-
деление Ленинградская область», ОАО «Газпром газораспределение Смоленск», АО
«Газпром газораспределение Барнаул», ОАО «Газпром газораспределение Екатерин-
бург», ОАО «Газпром газораспределение Челябинск».
Аварии, причиной которых явились внутренние опасные факторы, связанные
с коррозионным повреждением газопроводов, утечкой газа и выходом из строя
оборудования, неисправностью оборудования СУГ, произошли в ООО «Руднево»,
ОАО «Пожтехника», ОАО «Дагестангазсервис», ОАО «Волгоградгоргаз», ООО «На-
дымгоргаз», ООО «ТрансУхтаСтрой», ОАО «СГ-трейдинг», ООО «СервисГазАвтома-
тика», ОАО «Теплосервис», ИП Зубаилов М.А., ОАО «Газпром газораспределение-
Назрань», ОАО «Газпром газораспределение Ставрополь» и ООО «СургутАвтоГаз».
Аварии, причиной которых явились ошибки персонала, связанные с нарушени-
ем требований организации производства опасных работ, произошли в МУП «Те-
пло», ИП Чаус А.Г., ООО «СГК», ОАО «Газпром газораспределение Тула», ОАО «Теп-
лосеть».
Наиболее крупная авария произошла 15 января 2015 г. на предприятии ООО «Руд-
нево». В результате утечки природного газа произошел взрыв газовоздушной сме-
си с последующим возгоранием по всей площади производственного помещения.
В результате пожара произошло обрушение перекрытия и кровли здания на площа-
ди 1200 м2. Получили травмы (ожоги различной степени тяжести) 7 человек, один
со смертельным исходом.
Комиссией по техническому расследованию аварии установлено, что причинами,
приведшими к разрушению газового оборудования и газопроводов, явились: обра-
зование взрывоопасной смеси в результате разгерметизации газового оборудования
и газопроводов ГРУ, находившегося на расстоянии нескольких метров от источника
открытого огня (пламени горелок работавшего оборудования для «опалки и отпари-
вания туш»); эксплуатация газоиспользующего оборудования с нарушением требова-
ний промышленной безопасности; неудовлетворительная организация и осуществле-
ние производственного контроля, отсутствие системы промышленной безопасности.
Экономический ущерб от аварии составил 278,8 млн руб. (89 % экономического
ущерба от аварий, произошедших за 2015 г.).
Информация об авариях, произошедших на опасных производственных объек-
тах в 2015 г., размещена на официальном сайте Ростехнадзора в подразделе «Уроки,
извлеченные из аварий» раздела «Надзор за объектами нефтегазового комплекса».
Сведения о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по техниче-
скому расследованию причин аварий, после окончания сроков выполнения каж-
дого пункта мероприятий, представляются руководителем территориального орга-
на Ростехнадзора, на территории которого произошло происшествие, в централь-
ный аппарат Ростехнадзора.
Территориальными органами Ростехнадзора в 2015 г. проведено 18 504 проверки
соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных
производственных объектов (в 2014 г. — 19 373). Выявлено 46 765 нарушений норм
и правил (в 2014 г. — 62 355).
По результатам проверок привлечено к административной ответственности
4474 должностных (в 2014 г. — 4924) и 1977 юридических лиц (в 2014 г. — 1641). Об-
167
щая сумма наложенных административных штрафов составила 410 971,4 тыс. руб.
(в 2014 г. — 363 309,2 тыс. руб.).
Количество заявлений (материалов) на право осуществления юридически-
ми лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности в области про-
мышленной безопасности опасных производственных объектов, представленных
в территориальные органы Ростехнадзора в 2015 г., составило 5127. По результа-
там рассмотрения заявительных документов выдано 1458 лицензий, переоформле-
но 3183 лицензии, отказано в предоставлении лицензии в 466 случаях. В 2 случаях
приостановлено действие лицензии и в 2 случаях возобновлено действие лицензии,
в 16 случаях продлено действие лицензии.
Основными нарушениями лицензионных требований и условий, выявленными
территориальными органами Ростехнадзора в ходе проведения внеплановых выезд-
ных проверок, явились:
отсутствие у эксплуатирующих организаций договоров на обслуживание с профес-
сиональными аварийно-спасательными службами; отсутствие создаваемых в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств
и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
несвоевременное выполнение предписаний и мероприятий по программам при-
ведения объектов к требованиям промышленной безопасности;
несоблюдение порядка подготовки и аттестации в области промышленной без-
опасности руководящего состава и инженерно-технического персонала, осуществ-
ляющего деятельность на взрывопожароопасных и химически опасных производ-
ственных объектах.
В 2015 г. из 41 476 организаций, эксплуатирующих опасные производственные
объекты (в 2014 г. — 43 258), в 856 организациях созданы службы производственно-
го контроля (в 2014 г. — 807).
В организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и
II классов опасности, созданы системы управления промышленной безопасностью
и обеспечиваются условия их функционирования.
Службами производственного контроля организаций в 2015 г. разработано
37 514 мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности
опасных производственных объектов (в 2014 г. — 35 480).
В 2015 г. из запланированных к проведению 28 425 контрольно-профилактиче-
ских проверок службами производственного контроля (в 2014 г. — 32 028) фактиче-
ски проведено 28 067 проверок (в 2014 г. — 31 264), что составляет 98 % от годового
плана (в 2014 г. — 98 %).
Наиболее характерными нарушениями в части организации и осуществления
производственного контроля являются:
нарушение сроков проведения проверок;
отсутствие контроля за своевременным устранением выявленных нарушений;
отсутствие контроля за своевременным проведением экспертизы промышлен-
ной безопасности технических устройств, зданий, сооружений.
Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в
результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществ-
ляется организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, в
соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном стра-
ховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение
168
вреда в результате аварии на опасном объекте. Всеми 41 476 организациями, эксплу-
атирующими опасные производственные объекты, заключены договоры страхова-
ния гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или ин-
цидента на опасном производственном объекте.
Повышение промышленной безопасности на опасных производственных объ-
ектах достигается эксплуатирующими организациями при реализации планов мо-
дернизации, включающих работы по реконструкции действующих и строительству
новых объектов газораспределения и газопотребления, а также продлением срока
безопасной эксплуатации объектов.
В состав сетей газораспределения и газопотребления входят наружные газопрово-
ды общей протяженностью 852,9 тыс. км, в том числе полиэтиленовые газопроводы
209,7 тыс. км. Из них газопроводы, отслужившие нормативный срок службы, состав-
ляют 57,8 тыс. км (7 %), прошедшие техническое диагностирование с продлением
срока безопасной эксплуатации — 49,1 тыс. км (85 %), подлежащие замене (пере-
кладке) — 4,2 тыс. км (7 %). Заменены, в том числе реконструированы с применени-
ем полимеров 3,9 тыс. км (93 %). Из 270 237 газорегуляторных пунктов 26 742 (10 %)
находятся в эксплуатации более 20 лет, из них техническое диагностирование с про-
длением срока безопасной эксплуатации прошли 21 190 (79 %).
В целях реализации федеральных норм и правил в области промышленной без-
опасности разработано Руководство по безопасности «Методические рекоменда-
ции по разработке обоснования безопасности опасных производственных объек-
тов нефтегазового комплекса», утвержденное приказом Ростехнадзора от 30 сентя-
бря 2015 г. № 387.
2.2.14. Взрывопожароопасные и химически опасные производства и объекты
2.2.14.1. Предприятия химического комплекса
В 2015 г. территориальными органами Ростехнадзора осуществлялся надзор и
контроль на более чем 3000 предприятиях химического комплекса.
К производствам основных химических веществ относятся:
производство удобрений и азотных соединений;
производство основных органических химических веществ;
производство синтетического каучука;
производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах.
К числу химически опасных поднадзорных производств и объектов относятся:
объекты, связанные с производством или использованием сжиженного аммиа-
ка, других хладагентов и криопродуктов;
объекты, связанные с производством хлора, хлорсодержащих веществ;
объекты, связанные с производством и использованием концентрированных кис-
лот и щелочей, а также объекты по производству минеральных удобрений, на кото-
рых сосредоточены в изотермических резервуарах постоянные запасы сжиженного
аммиака от 10 до 30 тыс. т и более;
водоочистные сооружения городов, на которых содержатся до сотен тонн сжи-
женного хлора;
объекты малотоннажной химии.
В 2015 г. по сравнению с 2014 г. число поднадзорных предприятий химическо-
го комплекса, осуществляющих деятельность в области промышленной безопас-
ности, составило 4527 (в 2014 г. — 4800), из них 3236 (в 2014 г. — 3474) — организа-
169
ции, эксплуатирующие опасные производственные объекты (ОПО), в их числе 535
(в 2014 г. — 708) — организации, эксплуатирующие химически опасные производ-
ственные объекты, 309 (в 2014 г. — 326) — организации, эксплуатирующие хлорные
объекты системы водоподготовки; 20 (в 2014 г. — 24) — организации, эксплуатирую-
щие целлюлозно-бумажные производства; 611 (в 2014 г. — 757) — организации, экс-
плуатирующие аммиачно-холодильные установки; 425 (в 2014 г. — 397) — органи-
зации, эксплуатирующие объекты производства и потребления продуктов разделе-
ния воздуха, криогенно-вакуумной техники, обращения углекислоты (СО2); 144 (в
2014 г. — 162) — спиртовые производства; 43 (в 2014 г. — 43) — маслоэкстракцион-
ные производства; 371 (354) — склады и базы хранения и отгрузки химически опас-
ных и взрывоопасных веществ; 532 (в 2014 г. — 686) — другие производства, связан-
ные с обращением или хранением токсичных, взрывопожароопасных и других ве-
ществ, которые могут образовывать пылевоздушные или парогазовые смеси.
Число организаций, эксплуатирующих химически опасные производственные
объекты, отнесенных к группам опасности, соответственно составляет:
1-я группа (предприятия и организации основного химического профиля, а так-
же другие опасные производственные объекты, подлежащие декларированию) —
204 (278) организации, аварии на которых влекут широкое поражение окружающих
территорий и наземных объектов.
2-я группа (предприятия и организации, не относящиеся к 1-й группе, но име-
ющие в своем составе объекты, на которых при аварии возможно распространение
отдельных поражающих факторов за границы химически опасного производствен-
ного объекта) — 1146 (в 2014 г. — 1377) организаций;
3-я группа (предприятия и организации, имеющие в своем составе химически
опасные производственные объекты, не относящиеся к двум первым) — 1616 (в
2014 г. — 1612) организаций.
При этом согласно отчетным данным за 2015 г. уменьшилось количество органи-
заций (юридических лиц), осуществляющих эксплуатацию ХОПО, с 3474 до 3236,
что связано в основном с проведением поднадзорными организациями переиден-
тификации объектов, в том числе с учетом количества обращающихся опасных ве-
ществ на единой площадке конкретного производства.
Количество зарегистрированных опасных объектов химического комплекса со-
ставило: I класса опасности — 456, II класса опасности — 566, III класса опасно-
сти — 3783, IV класса опасности — 1449.
Государственный надзор за состоянием промышленной безопасности химически
опасных производственных объектов, в том числе крупных химических комплексов
(технологические объекты по получению неорганических веществ и продуктов на
основе аммиака, минеральных удобрений), и их безопасной эксплуатацией прово-
дился в направлении активизации работ по совершенствованию нормативно-техни-
ческих основ и обеспечения комплексного развития технико-экономической базы
предприятий (с приоритетом позиций промышленной безопасности), а также хода
реализации комплексных инвестиционных программ по техническому перевоору-
жению и модернизации действующих и созданию новых экономически эффектив-
ных и экологически безопасных производств, в том числе в рамках политики им-
портозамещения.
С учетом проведенной реконструкции и модернизации химически опасных про-
изводственных объектов предприятий химического комплекса можно сделать вы-
170
вод, что техническое состояние объектов оптимизируется. Вместе с тем вопросы ре-
конструкции все еще сдерживаются из-за недостатка финансирования, особенно в
части реконструкции инфраструктурных мощностей.
Состояние промышленной безопасности на поднадзорных химических предпри-
ятиях в течение 2015 г. оценивается как стабильное, крупных техногенных аварий
не зарегистрировано, террористические акты также не зафиксированы, но допущен
общий рост аварийности и смертельного травматизма.
В 2015 г. на предприятиях произошло 11 аварий и 12 несчастных случаев со смер-
тельным исходом (в 2014 г. произошло 3 аварии и 2 несчастных случая со смертель-
ным исходом).
Аварии были допущены на опасных производственных объектах организаций,
поднадзорных Уральскому управлению (2), Волжско-Окскому управлению (2), За-
падно-Уральскому управлению (2), Центральному управлению (1), Северо-Запад-
ному управлению (1), Енисейскому управлению (1), Межрегиональному техноло-
гическому управлению (1), Нижне-Волжскому управлению (1).
Несчастные случаи со смертельным исходом были допущены на опасных про-
изводственных объектах организаций, поднадзорных Нижне-Волжскому управле-
нию (4), Уральскому управлению (3), Центральному управлению (3), Сибирскому
управлению (1), Енисейскому управлению (1).
Групповые несчастные случаи имели место в ОАО «Акрон» (г. Великий Новго-
род), поднадзорном Северо-Западному управлению, ОАО «ТД Преображенский»
(г. Москва), поднадзорном Межрегиональному технологическому управлению
Ростехнадзора, ООО «ГалоПолимерКирово-Чепецк» (г. Кирово-Чепецк, Киров-
ская область), поднадзорном Западно-Уральскому управлению, и ОАО «Гусевский
стекольный завод» (Владимирская область), поднадзорном Центральному управ-
лению.
Произошедшие в 2015 г. аварии и несчастные случаи со смертельным исходом за-
регистрированы в том числе на объектах I класса опасности (5 аварий, 3 смертельных
случая), в отношении которых осуществляется постоянный государственный конт-
роль, а также на объектах III класса опасности (4 аварии, 8 смертельных случаев),
в отношении которых плановые проверки проводятся один раз в течение трех лет.
Наметилась тенденция по увеличению количества аварий по виду — взрыв, вы-
брос опасных веществ (табл. 83).
Таблица 83
Распределения аварий по видам аварий в 2015 и 2014 гг.
2015 г.
2014 г.
+/—
Взрыв
5
+5
Пожар
1
-1
Выброс опасных веществ
5
1
+4
Разгерметизация оборудования
1
1
0
Итого:
11
3
+8
Зафиксирован рост числа несчастных случаев по травмирующим факторам —
разрушение технических устройств, термический и химический ожоги (табл. 84).
171
Таблица 84
Распределения несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим
факторам в 2014 и 2015 гг.
2015 г.
2014 г.
+/-
Термический ожог
1
+1
Химический ожог
2
+2
Отравление
Разрушенные технические устройства
9
2
+7
Падение с высоты
Итого:
12
2
+10
Таблица 85
Анализ обобщенных причин аварий, %
Х
2015 г.
2014 г.
Динамика
Технические причины
Неудовлетворительное техническое состояние оборудо-
40
33,5
+6,5
вания
Неисправность (отсутствие) средств ПАЗ, сигнализации
Несовершенство технологии или конструктивные недо-
30
16,6
+13,4
статки
Отступление от требований проектной, технологической
49,5
-49,5
документации
Нарушение регламента ревизии или обслуживания тех-
10
+ 10
нических устройств
Нарушение регламента ремонтных работ или их качество
Наличие скрытых дефектов или неэффективность вход-
ного контроля
Использование в технических устройствах конструкци-
онных материалов или частей, не соответствующих про-
екту
Несоответствие проектных решений условиям производ-
20
+ 20
ства и обеспечения безопасности
Отсутствие автоматизации опасных операций, механи-
зации работ
Организационные причины
Неправильная организация производства работ
18,2
40,0
-21,8
Неэффективность производственного контроля
72,7
6,8
+65,9
Нарушение технологической и трудовой дисциплины
53,2
-53,2
Низкий уровень знаний требований промышленной
безопасности
Неосторожные или несанкционированные действия ис-
полнителей работ
Прочие причины
9,1
+9,1
172
Анализ произошедших в 2015 г. несчастных случаев со смертельным исходом по-
казывает, что к техническим причинам отнесены в том числе конструктивные недо-
статки технических устройств, неудовлетворительное техническое состояние обору-
дования, несоответствие проектных решений условиям производства и обеспечения
безопасности, нарушения регламента ремонтных работ (табл. 86).
Таблица 86
Анализ обобщенных причин несчастных случаев
Х
2015
2014
Динамика
Технические причины
Неудовлетворительное техническое состояние оборудо-
14,3
+14,3
вания
Неисправность (отсутствие) средств ПАЗ, сигнализации
50
-50
Несовершенство технологии или конструктивные недо-
57,1
+57,1
статки
Отступление от требований проектной, технологической
документации
Отсутствие автоматизации опасных операций, механи-
зации работ
Несоответствие проектных решений условиям производ-
14,3
+14,3
ства и обеспечения безопасности
Нарушение регламента ревизии или обслуживания тех-
50
нических устройств
Нарушение регламента ремонтных работ или их качество
14,3
+14,3
Наличие скрытых дефектов или неэффективность вход-
ного контроля
Использование в технических устройствах материалов/
частей, не соответствие проекту
Организационные причины
Неправильная организация производства работ
37,5
50,0
-12,5
Неэффективность производственного контроля
50,0
7,8
+42,2
Нарушение технологической дисциплины
42,2
-42,2
Низкий уровень знаний требований промышленной без-
опасности
Неосторожные или несанкционированные действия ис-
полнителей работ
Прочие причины
Умышленная порча технических устройств с целью хи-
щения
Алкогольное опьянение исполнителей работ
12,5
+12,5
Внешнее воздействие
Стихийные явления природного происхождения
Таблица 87
Динамика аварийности и травматизма
Количество аварий и смертельных случаев по годам
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Аварии
12
8
6
2
3
11
Смертельные случаи
7
3
7
5
2
12
173
В 2015 г. на объектах химического профиля зафиксировано 94 инцидента. Ос-
новные причины происшедших инцидентов связаны с отказом или повреждением
технических устройств (66 инцидентов) и отклонениями от нормального режима
при ведении технологических процессов (28 инцидентов). На данные обстоятель-
ства влияют значительный износ оборудования и недостаточный контроль со сто-
роны персонала за его состоянием в процессе эксплуатации и в периоды ремонтов
(текущих или капитальных).
На общий уровень производственного травматизма и аварийности на предпри-
ятиях химического комплекса, состояние основных фондов (износ до 80 %), опре-
деляющих потенциальную опасность химико-технологических объектов, негативно
влияет уровень состояния промышленной безопасности химически опасных про-
изводственных объектов.
Основным элементом в обеспечении предупреждения аварий и травматизма яв-
ляется производственный контроль, влияющий на уровень промышленной безопас-
ности организаций. Эффективность системы производственного контроля оцени-
вается состоянием промышленной безопасности организации.
Вместе с тем в условиях функционирования ОПО с малой численностью обслу-
живающего персонала в организациях, имеющих небольшой общий штат работни-
ков, работа по осуществлению производственного контроля не в полной мере со-
ответствует требованиям промышленной безопасности. Организация работы на
данных ОПО требует дальнейшего совершенствования, в том числе в плане мето-
дического обеспечения.
В целом анализ результатов контрольной и надзорной работы, в том числе ана-
лиз аварий и травматизма, позволяет сделать выводы о низкой эффективности про-
изводственного контроля и низкой квалификации руководителей и специалистов
в отдельных организациях, эксплуатирующих ОПО, особенно в организациях, до-
пустивших аварии.
Ответственными за организацию производственного контроля на предприятиях
должностными лицами не осуществляется в достаточной мере анализ деятельности
системы производственного контроля, причин выявленных нарушений в той или
иной области, и этот вопрос требует дальнейшего решения и контроля со стороны
надзорных органов.
Наиболее характерными нарушениями при организации производственного
контроля является отсутствие оценки и анализа при проведении комплексных про-
верок, результаты проверок не доводятся до должностных лиц организаций, не всег-
да своевременно и качественно проводятся идентификация и расследования при-
чин происшедших инцидентов.
В 2015 г. в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты
I или II класса опасности, продолжались работы по совершенствованию функцио-
нирования систем управления промышленной безопасностью в части повышения
их эффективности при эксплуатации крупных опасных производств.
Подконтрольные организации, эксплуатирующие опасные производственные
объекты, заключили договоры обязательного страхования гражданской ответст-
венности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на
опасном объекте.
Вместе с тем на основании анализа результатов проведенной территориальными
органами надзорной работы установлено, что на поднадзорных объектах не проис-
174
ходит требуемого внедрения новых, высокоэффективных и безопасных технологий,
все еще медленно происходит замена технических устройств (оборудования, средств
контроля и автоматики, противоаварийной защиты, электрооборудования и других),
отработавших нормативный срок службы, на новые и более эффективные (в боль-
шинстве случаев по результатам проведенных экспертиз промышленной безопас-
ности принимаются решения о продлении сроков эксплуатации).
По информации территориальных органов Ростехнадзора в 2015 г. химически
опасные объекты в основном в достаточной мере защищены, их охрану и оборону
осуществляют как подразделения МВД России, так и специализированные охран-
ные организации.
На химически опасных объектах разрабатываются меры по противодействию тер-
рористическим проявлениям и защите объектов, по предотвращению постороннего
несанкционированного вмешательства в ход технологических процессов, ужесто-
чен пропускной режим, запрещен пронос подозрительных и объемных предметов.
В 2015 г. территориальные органы Ростехнадзора провели 4602 (в 2014 г. — 3807)
обследования предприятий химического комплекса, по результатам которых вы-
дано 17 481 (в 2014 г. — 15528) предписание к устранению нарушений требований
промышленной безопасности. За нарушение законодательства, требований норма-
тивных документов промышленной безопасности, обеспечивающих промышлен-
ную безопасность, назначено административных наказаний 1664 (в 2014 г. — 1407).
Общая сумма наложенных штрафов составила 112 млн 859 тыс. руб. (в 2014 г. —
77 млн 263 тыс. руб.).
Отмечается рост проведенных обследований, количества выявленных наруше-
ний, а также общей суммы наложенных штрафов.
При этом анализ выявленных нарушений показывает, что их большая часть свя-
зана с технической безопасностью.
В 2015 г. территориальными управлениями Ростехнадзора не применялся такой
вид административного наказания, как дисквалификация.
При этом административное приостановление деятельности не использовали
Нижне-Волжское и Центральное управления, на поднадзорных объектах которых
зарегистрированы аварии с тяжелыми последствиями и групповые несчастные слу-
чаи со смертельным исходом.
В целях реализации изменений, внесенных в законодательные акты о промыш-
ленной безопасности Ростехнадзора в декабре 2015 г. проведен семинар с инспек-
торским составом территориальных органов Ростехнадзора, на котором был рас-
смотрен вопрос о результатах осуществляемых органами Ростехнадзора контроль-
но-надзорных мероприятий и нормативного регулирования безопасности объектов
химического комплекса.
В 2015 г. продолжалась работа по совершенствованию нормативного правового
регулирования в области промышленной безопасности на предприятиях химиче-
ского комплекса.
В рамках нормотворческой деятельности в мае 2015 г. в Минюсте России зареги-
стрированы Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасно-
сти «Требования к технологическим регламентам химико-технологических произ-
водств» (№ 37426З от 28 мая 2015 г.).
Согласно отчетам территориальных органов Ростехнадзора декларирование
опасных производственных объектов в 2015 г. проходило удовлетворительно и свя-
175
зано было в основном с пересмотром деклараций промышленной безопасности на
предприятиях химического комплекса, в том числе по результатам перерегистрации
опасных производственных объектов, а также выполнением организациями хими-
ческого комплекса мероприятий, указанных в декларациях безопасности, направ-
ленных на повышение уровня промышленной безопасности опасных производст-
венных объектов.
В 2015 г. на объектах химического комплекса разработано (пересмотрено) более
30 деклараций промышленной безопасности, которые занесены в реестр деклара-
ций опасных производственных объектов в установленном порядке.
Поднадзорные предприятия химического профиля в зависимости от классов
опасности эксплуатируемых химически опасных производственных объектов име-
ют собственные газоспасательные формирования или заключают договоры на об-
служивание. Крупные организации (объекты I и II классов опасности), как прави-
ло, имеют штатные формирования газоспасателей, которые оснащены специальной
техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами.
В структурных подразделениях предприятий химического комплекса из числа их
работников создаются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ),
которые могут участвовать в ликвидации аварийных ситуаций в соответствии с ПЛА.
Для приобретения практических навыков безопасного выполнения работ, пре-
дупреждения аварий и ликвидации их последствий на предприятиях рабочие и ин-
женерно-технические работники, непосредственно занятые ведением технологиче-
ского процесса и эксплуатацией оборудования на этих объектах, проходят обучение
и отработку практических навыков для освоения технологического процесса и си-
стемы управления, пуска, плановой и аварийной остановки в типовых и специфи-
ческих нештатных и аварийных ситуациях.
В 2015 г. учебно-тренировочные занятия (тренировки) с производственным пер-
соналом проводились ежемесячно по годовому графику, утверждаемому руководст-
вом организаций, эксплуатирующих химически опасные производственные объекты.
Процедура лицензирования опасных производственных объектов позволяет ре-
ально влиять на состояние их промышленной безопасности и дает возможность не
допустить к деятельности на опасном производственном объекте профессионально
неподготовленные организации. В целом практика лицензирования показывает, что
наличие лицензий дисциплинирует организации, повышает персональную ответст-
венность руководителей организаций в решении технических вопросов, направлен-
ных на модернизацию оборудования и технологических процессов.
В 2015 г. территориальными органами Ростехнадзора предоставлена 91 лицен-
зия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производствен-
ных объектов I, II, III классов опасности, переоформлено 308 лицензий на эксплу-
атацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов
химического комплекса, отказано в предоставлении лицензий 76 организациям,
эксплуатирующим взрывопожароопасные и химически опасные производствен-
ные объекты. (расположены на территориях, входящих в сферу деятельности Севе-
ро-Западного, Северо-Кавказского, Центрального, Северо-Уральского, Уральско-
го управлений Ростехнадзора).
В 2015 г. процедуры приостановления действия лицензий на эксплуатацию взры-
вопожароопасных и химически опасных производственных объектов химического
комплекса территориальными органами Ростехнадзора не осуществлялись.
176
Основными направлениями работы по совершенствованию надзора на предприя-
тиях химического комплекса являются повышение уровня промышленной безопас-
ности на химически опасных производственных объектах, снижение степени риска
возникновения аварийных ситуаций за счет:
совершенствования надзорной, контрольной и разрешительной деятельности с
сочетанием статистического и аналитического подходов и качественными оценка-
ми результативности (приоритетно в части объектов I и II классов опасности круп-
ных химических компаний);
повышения эффективности воздействия территориальных органов на службы
производственного контроля и системы управления промышленной безопасностью
на подконтрольных предприятиях химического комплекса;
контроля за ходом выполнения инвестиционных программ по модернизации
и (или) реконструкции объектов, разработанных с учетом вопросов безопасности;
исключения зависимости предприятий химического комплекса от импортного
сырья, за счет импортозамещения по сырью, химреагентами готовой продукции,
включая машино-, приборостроение, системы управления и контроля на современ-
ной электронно-цифровой элементной базе;
перехода на риск-ориентиры в отношении химически опасных производствен-
ных объектов ввиду высокого уровня износа производственных мощностей; с уче-
том развития и регулирования нормативного блока в области промышленной без-
опасности, совершенствования контроля безопасности производств;
осуществления дистанционного контроля за химически опасными производст-
венными объектами, в том числе при помощи мониторинга состояния контролиру-
емых опасных параметров в режиме реального времени, с возможным их обобщени-
ем, актуализацией и передачей соответствующей информации в интегрированные
программные продукты блоков действующих (разработанных) СУПБ;
расширения опыта научного подхода к проблемам промышленной безопасности
химически опасных производственных объектов, в части организации по расчету и
анализу степени риска;
повышения безопасности при процессах консервации, ликвидации крупных бес-
перспективных производств, содержащих опасные вещества.
2.2.14.2. Предприятия оборонно-промышленного комплекса
К поднадзорным опасным производственным объектам предприятий оборонно-
промышленного комплекса относятся объекты:
безопасного хранения и уничтожения химического оружия;
производства взрывчатых веществ, порохов, ракетных топлив и изделий, их со-
держащих;
снаряжения и утилизации боеприпасов, ракет и их составных частей;
ракетно-космической деятельности.
Общее число опасных производственных объектов предприятий оборонно-про-
мышленного комплекса, эксплуатирующих опасные производственные объекты,
составляет более 500, основная часть которых относится к ведению Минпромторга
России, Минобороны России, Государственной корпорации «Ростех», Государст-
венной корпорации «Росатом», Государственной корпорации «Роскосмос».
В 2015 г. на опасных производственных объектах оборонно-промышленного ком-
плекса было зарегистрировано 4 аварии и 5 несчастных случаев со смертельным ис-
ходом (табл. 88-90).

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..