ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2015 год) - часть 13

 

 

193
2.2.17. Взрывопожароопасные объекты хранения
и переработки растительного сырья
В 2015 г. число поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность в об-
ласти промышленной безопасности взрывопожароопасных объектов хранения и пе-
реработки растительного сырья, составило 4135 (в 2014 г. — 4100), из которых 3789
(в 2014 г. — 3750) организаций осуществляют деятельность по эксплуатации объектов.
Предприятия, эксплуатирующие данные объекты, расположены в основном в
Саратовской, Воронежской, Белгородской, Ростовской областях, Ставропольском,
Алтайском, Краснодарском краях, Республике Башкортостан.
Количество поднадзорных объектов по итогам работы в 2015 г. уменьшилось и
составляет 9448 (за 12 мес. 2014 г. — 9838), что по-прежнему связано с продолжени-
ем идентификации и классификации поднадзорных объектов с учетом единой пло-
щадки конкретного производства, а также с исключением опасных производствен-
ных объектов из государственного реестра.
В эксплуатации находится 59 элеваторов IV степени огнестойкости (из деревян-
ных строительных конструкций), поднадзорных Центральному, Средне-Поволжско-
му, Западно-Уральскому, Волжско-Окскому, Приокскому, Приволжскому, Верхне-
Донскому и Нижне-Волжскому управлениям.
В то же время в поднадзорных Нижне-Волжскому управлению организациях в
соответствии с документацией на ликвидацию, прошедшей экспертизу промыш-
ленной безопасности, произведен демонтаж деревянных конструкций элеваторов
и исключены из государственного реестра объекты АО «Элеватор» Родничковский
филиал и ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод», а также прекращена экс-
плуатация деревянных элеваторов в Воронежской области (имеется свидетельство
об охране памятника архитектуры) и в Костромской области (предприятие являет-
ся банкротом).
Под надзором также находятся предприятия, деятельность которых связана с
производством древесных гранул из отходов деревообрабатывающих производств,
объекты которых относятся к IV классу опасности. Так, на территории Енисейско-
го управления, Центрального управления (Костромская область) имеется по одно-
му предприятию.
В Республике Северная Осетия — Алания расположено предприятие, занимаю-
щееся выпуском топливного этанола (биоэтанола), высокооктанового топлива, ко-
торое можно использовать как вместе с бензином, так и в неразбавленном виде с
денатуратом.
По сведениям Северо-Западного управления, твердое биотопливо, для произ-
водства которого используются отходы деревообработки, мебельного производства,
производства кофе, выпускается на поднадзорной территории рядом предприятий,
расположенных в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республике Карелия.
В 2015 г. на поднадзорных объектах зарегистрировано 3 несчастных случая со
смертельным исходом (в 2014 г. — 6) и одна авария без пострадавших (в 2014 г. —
одна авария, в результате которой пострадало 4 работника предприятия, 2 из которых
от полученных травм скончались). Два учетных события, произошедшие в 2015 г.,
приходятся на Приволжский федеральный округ (авария в ОАО «Татарстанские зер-
новые технологии» (Республика Татарстан) и несчастный случай в ОАО «Вурнарский
мясокомбинат» (Чувашская Республика).
194
29 октября 2015 г. в ОАО «Татарстанские зерновые технологии», Республика Та-
тарстан, г. Казань (поднадзорно Приволжскому управлению), на объекте III класса
опасности, на складе № 1(12) отдельно стоящего сушильного участка зерна Печи-
щинского филиала, произошло возгорание механизированного склада бестарного
напольного хранения зерна.
Анализ причин аварий на объектах показывает, что одной из них в 2015 г. по-
прежнему остается нарушение порядка проведения работ и ведения технологиче-
ских процессов на производстве.
В 2015 г. имели место тяжелые несчастные случаи в ЗАО «Завод растительных
масел Бобровский» (Воронежская область), ГУСП совхоз Рощинский (Республика
Башкортостан), основными причинами которых являлись недостаточный контроль
со стороны должностных лиц предприятий за выполнением подчиненными работ-
никами требований охраны труда и соблюдением ими требований правил внутрен-
него трудового распорядка.
Распределение аварий по видам и причинам аварий, а также распределение не-
счастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам и в разрезе
субъектов Российской Федерации приведено в табл. 101-103.
Таблица 101
Распределение аварий по видам аварий
Виды аварий
Число аварий
2014 г.
%
2015 г.
%
+/-
Взрыв
1
100
Разрушение сооружений
1
100
Всего:
1
100
1
100
0
Таблица 102
Сравнительный анализ распределения аварий по причинам
Виды аварий
Число аварий
2014 г.
%
2015 г.
%
+/-
Нарушение порядка проведения работ
1
100
1
100
и ведения технологических процессов
Всего:
1
100
1
100
0
Таблица 103
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
Количество смертельно травмированных, чел.
2014 г.
%
2015 г.
%
+/-
Удушье в результате попадания сыпуче-
4
70
1
20
го продукта в дыхательные пути
Травмирование в результате аварии
2
30
(взрыва)
Механическая асфиксия вследствие
2
80
компрессии внутренних органов
Всего:
6
100
3
100
195
В 2015 г. зафиксировано 26 инцидентов (в 2014 г. — 80), из которых порядка 85 %
связаны с отказом или повреждением технических устройств, остальные — с откло-
нением от режима технологического процесса, что свидетельствует о недоработках
в части контроля за функционированием технических служб (в том числе в части
планово-предупредительного ремонта) и служб производственного контроля под-
надзорных предприятий.
В 2015 г. территориальными управлениями Ростехнадзора в отношении юриди-
ческих лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность
в области промышленной безопасности на объектах хранения и переработки ра-
стительного сырья, проведено 1464 (в 2014 г. — 1627) проверки, из которых 1003 (в
2014 г. — 996) — внеплановые.
В ходе проведения проверок в 2015 г. выявлено и предписано к устранению 6320
(в 2014 г. — 6611) нарушений, из которых 679 (в 2014 г. — 794) — в части невыполне-
ния рядом поднадзорных предприятий предписаний Ростехнадзора.
В ходе проведения проверок выявляются нарушения, основными из которых яв-
ляются: отсутствие или несоблюдение установленных сроков проведения экспертиз
зданий и сооружений, технических устройств, применяемых на объектах; недоста-
точная оснащенность технологического и транспортного оборудования средствами
взрывозащиты и взрывопредупреждения, в том числе отсутствие или неправильное
ведение технической документации по контролю за данными средствами; не в пол-
ном объеме оснащение или отсутствие магнитных заграждений; несоблюдение тре-
бований промышленной безопасности при организации и проведении работ повы-
шенной опасности (огневых работ, работ в силосах и бункерах, погрузоразгрузочных
работ и т.п.), связанных в том числе с недостаточным уровнем квалификации руко-
водителей и специалистов поднадзорных организаций; несоответствие конструкции
электроустановок, защиты от статического электричества, организации эксплуата-
ции электроустановок во взрывопожароопасных зонах техническим регламентам и
нормативно-технической документации.
В 2015 г. по результатам проверок поднадзорных объектов назначено 772 (в
2014 г. — 741) административных наказания, в том числе 80 (в 2014 г. — 76) админи-
стративных приостановлений деятельности и 664 (в 2014 г. — 641) административ-
ных штрафа (497 (в 2014 г. — 525) на должностных лиц и 161 (в 2014 г. — 96) на юри-
дических лиц).
Наиболее активно административное приостановление деятельности применя-
лось Приволжским управлением (31), Сибирским управлением (28), а также Цент-
ральным управлением (6), Верхне-Донским управлением (4), Кавказским управле-
нием (4), Нижне-Волжским управлением (4), Уральским управлением (3).
Мера административного наказания в виде дисквалификации в 2015 г. не при-
менялась.
В 2015 г. число предоставленных поднадзорным организациям лицензий соста-
вило 86 (в 2014 г. — 107).
Число отказов в выдаче лицензии организациям по эксплуатации взрывопожаро-
опасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опас-
ности в 2015 г. значительно увеличилось по сравнению с аналогичным периодом и
составило 53 (в 2014 г. — 18).
Число переоформленных лицензий увеличилось и составило 268 (в 2014 г. — 136),
что связано с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и вы-
полняемого вида работ (услуг).
196
Наибольшее число лицензий в 2015 г. переоформлено в Верхне-Донском упрале-
ниии (53), Северо-Кавказском управлении (54), Кавказском управлении (26), Си-
бирском (28) управлении.
Действие лицензий за 12 месяцев 2015 г. и аналогичный период 2014 г. не прио-
станавливалось и не аннулировалось по решению суда.
В 2015 г. увеличилось на 76 % количество объектов (с 67 до 118), на которых ве-
лись работы по реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевоору-
жению и модернизации, за счет предприятий, поднадзорных Северо-Кавказскому
управлению (88). Данные работы также осуществлялись на объектах, поднадзорных
Уральскому, Северо-Западному и Верхне-Донскому управлениям.
Количество объектов на территории Российской Федерации, находящихся на
стадии консервации, увеличилось и составило 122 объекта (в 2014 г. — 105), из них
22 объекта поднадзорны Волжско-Окскому управлению, 21 — Западно-Уральскому
управлению, 14 — Северо-Западному управлению, 12 — Верхне-Донскому управле-
нию, 10 — Енисейскому управлению.
Из-за отсутствия сырья неритмично работали предприятия, поднадзорные Ниж-
не-Волжскому управлению, а также произошло резкое снижение показателей про-
изводственной деятельности, а в ряде случаев и прекращение деятельности пред-
приятий, поднадзорных Средне-Поволжскому, Кавказскому (Республика Дагестан)
управлениям.
При этом количество объектов, находящихся в стадии ликвидации, осталось пра-
ктически на прежнем уровне — 49 (в 2014 г. — 48).
Проведенный анализ отчетов о производственном контроле и результатов про-
верок показал, что на ряде поднадзорных предприятий производственный конт-
роль осуществляется неэффективно, ответственные специалисты проводят данную
работу формально; работники, осуществляющие производственный контроль, не
влияют на техническую политику руководителя предприятия в области обеспече-
ния промышленной безопасности объектов, а владельцы предприятий не в полной
мере создают условия для обеспечения промышленной безопасности (не выделя-
ются необходимые финансовые средства).
На ряде предприятий в связи с нарушениями, выявленными в осуществлении
производственного контроля, должностные лица, ответственные за его организа-
цию, были привлечены к административной ответственности.
Уровень готовности предприятий к ликвидации и локализации последствий
аварий поддерживается регулярным проведением учебно-тренировочных занятий.
Контроль за выполнением графиков проведения противоаварийных тренировок осу-
ществляется государственными инспекторами при проведении проверок.
Однако при проверках выявлены предприятия, где не в полной мере готовы к
действиям по локализации аварий и ликвидации их последствий. При этом, напри-
мер, проблемой для объектов, поднадзорных Нижне-Волжскому управлению, явля-
ется недостаточная оснащенность соответствующих подразделений современными
средствами защиты и спасения персонала, а для объектов, поднадзорных Волжско-
Окскому, — отсутствие у большинства предприятий средств и оборудования для ло-
кализации и ликвидации аварий в силосах.
Для поддержания на должном уровне промышленной безопасности поднадзор-
ных объектов и повышения эффективности надзора и контроля на объектах необ-
ходимы:
197
1. Разработка и внедрение современных отечественных технологий, оборудова-
ния и средств противоаварийной защиты, позволяющих снизить риск возникнове-
ния аварийных ситуаций и исключение импортозависимости поднадзорных пред-
приятий.
2. Внедрение дистанционного контроля за промышленной безопасностью под-
надзорных объектов, в том числе посредством мониторинга реального состояния
контролируемых параметров в режиме реального времени.
3. Организация в территориальных органах Ростехнадзора регулярного повы-
шения квалификации сотрудников, непосредственно осуществляющих контроль и
надзор за состоянием промышленной безопасности поднадзорных объектов, по во-
просам осуществления контрольной и надзорной деятельности, а также по вопро-
сам расследования происшествий и оформления материалов расследований.
4. Продолжение дальнейшей работы по реализации риск-ориентированного под-
хода к обеспечению промышленной безопасности, включая разработку методик оце-
нок риска аварий на отраслевых объектах.
2.2.18. Объекты, на которых используется оборудование,
работающее под давлением
Ростехнадзор осуществляют надзор за 20 856 организациями (юридическими ли-
цами), осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности, в
том числе за 17 724 организациями, эксплуатирующими опасные производствен-
ные объекты.
Количество оборудования, эксплуатируемого на поднадзорных предприятиях
и организациях, составляет 393 183 единицы, из них: котлов — 70 041, в том числе
7003 — импортного производства; сосудов, работающих под давлением, — 283 963
(с быстросъемными крышками — 4403), в том числе 57 475 — импортного производ-
ства (с быстросъемными крышками — 1577); трубопроводов пара и горячей воды —
37 473 ед. общей протяженностью 49 405,56 км; газонаполнительных станций и ис-
пытательных пунктов баллонов — 1706.
Динамика изменения количества технических устройств, в том числе по типам
поднадзорных технических устройств, в период 2012-2015 гг. приведена в табл. 104
и наглядно показана на рис. 20.
Как показывают отчетные сведения, по состоянию на 1 января 2016 г. доля обо-
рудования, работающего под избыточным давлением, импортного производства,
эксплуатируемого на опасных производ-
ственных объектах Российской Федера-
ции, составляет только 16 %, посколь-
ку практически все эксплуатируемые
на поднадзорных предприятиях и орга-
низациях трубопроводы пара и горячей
воды производятся (доизготавливают-
ся или монтируются) непосредственно
на месте их эксплуатации на террито-
рии России, а поставляемые в Россию
паровые и водогрейные котлы зачастую
не соответствуют требованиям промыш-
ленной безопасности. Самое большое
Рис. 20. Соотношение технических
количество оборудования, работающе-
устройств по типу
198
го под избыточным давлением, иностранного производства (более 14,5 % от обще-
го количества поднадзорных технических устройств и 89 % всего оборудования ино-
странного производства) — это сосуды, работающие под давлением.
Таблица 104
Динамика изменения количества технических устройств
Наименование технических устройств
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Паровые и водогрейные котлы
73 388
72 936
71 062
70 041
Сосуды, работающие под давлением
276 510
293 064
297 919
283 963
Трубопроводы пара и горячей воды
31 167
32 659
33 374
37 473
Газонаполнительные станции и испытатель-
1 805
1 754
1 731
1 706
ные пункты баллонов
Итого:
382 870
400 413
404 086
393 183
Рис. 21. Динамика изменения количества поднадзорного оборудования в 2012-2015 гг.
Показатели аварийности и производственного травматизма со смертельным ис-
ходом
Одной из главных задач Ростехнадзора в области промышленной безопасности
является обеспечение состояния защищенности жизненно важных интересов лич-
ности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий
указанных аварий. В целях ее исполнения ведется учет аварий и несчастных случаев,
произошедших при эксплуатации опасных производственных объектов, с последую-
щим проведением анализа результатов технического расследования причин аварий
и несчастных случаев, а также разработка мер по устранению последствий аварий
и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение
возникновения в поднадзорных организациях аварийных ситуаций и несчастных
случаев при эксплуатации опасных производственных объектов.
199
На основе отчетных сведений проведен анализ аварийности и травматизма при
эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, за период
с 2006 по 2015 г. включительно.
Результаты анализа показывают, что в течение 10 лет на поднадзорных объектах
произошло 34 аварии и 57 несчастных случаев со смертельным исходом (рис. 22-23).
Рис. 22. Динамика аварийности при эксплуатации оборудования,
работающего под избыточным давлением, за 2006-2015 гг.
Рис. 23. Динамика смертельного травматизма при эксплуатации
оборудования,
работающего под избыточным давлением, за 2006-2015 гг.
2016
200
Всего в течение 10 лет в результате аварий и несчастных случаев травмы различ-
ной степени тяжести получили 98 человек, из них:
74 человека из числа персонала, обслуживающего технические устройства;
9 человек из числа инженерно-технических работников, в обязанности которых
входит организация безопасной эксплуатации технических устройств;
12 работников организаций, в которых произошли несчастные случаи, не свя-
занные с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением;
3 человека, не являющихся работниками организаций, в которых произошли не-
счастнее случаи (рис. 24).
Рис. 24. Общая динамика травматизма при эксплуатации оборудования,
работающего под избыточным давлением, за 2006-2015 гг.
Чаще всего пострадавшими в результате несчастных случаев при эксплуатации
оборудования, работающего под избыточным давлением, становится обслуживаю-
щий данное оборудование персонал (76 % от общего числа пострадавших) (рис. 25).
Более половины несчастных случаев, произошедших при эксплуатации оборудо-
вания, работающего под избыточным давлением (50 % от общего количества), выз-
ваны термическим воздействием рабочей среды на пострадавших. Ниже приведены
сведения о соотношении количества несчастных случаев в зависимости от травми-
рующих факторов (рис. 26).
Согласно отчетным сведениям наибольшее число аварий в период с 2006 по
2015 г. включительно (14 аварий из 32) зафиксировано при эксплуатации сосудов,
работающих под давлением газов (паров) и жидкостей (в том числе токсичных и
взрывопожароопасных).
Процент аварий, произошедших при эксплуатации паровых и водогрейных кот-
лов, работающих на твердом, жидком и газообразном видах топлива, составил 31 %
(10 аварий).
Вместе с тем следует отметить, что четвертая часть (25 %) от общего количест-
ва произошедших за десять лет аварий (8 аварий) зафиксирована при эксплуатации
трубопроводов, транспортирующих пар и горячую воду, единственным признаком
опасности для которых является давление транспортируемой среды (рис. 27).
201
Рис. 25. Категории травмированных
работников в 2006-2015 гг.
Рис. 26. Распределение несчастных случаев
в зависимости от травмирующих факторов
При этом практически половина
аварий (47 % от общего количества ава-
рий за 10 лет) при эксплуатации обору-
дования, работающего под избыточным
давлением (15 из 32 аварий), произош-
ли в последние 5 лет (в период 2011-
2015 гг.), в том числе в указанный пе-
риод произошли 7 из 8 аварий (87,5 %
от общего количества аварий за 10 лет)
при эксплуатации трубопроводов пара
и горячей воды (по 2 аварии в 2011 и
2012 гг., по одной аварии в 2013, 2014 и
2015 гг.), одна авария при эксплуатации
паровых и водогрейных котлов и 7 из
Рис. 27. Распределение аварий по типам
14 аварий (50 % от общего количества
технических устройств в 2006-2015 гг.
аварий за 10 лет) при эксплуатации со-
судов, работающих под давлением (по
2 аварии в 2011 и 2013 гг., 3 аварии в 2014 г.).
Рост аварийности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточ-
ным давлением, в период 2011-2015 гг. связан прежде всего с увеличением количе-
ства отработавших нормативный срок службы технических устройств. Так, напри-
мер, по состоянию на 1 января 2011 г. доля трубопроводов, отработавших расчетный
срок службы, составляла 38 % (10 127 ед.) от общего количества находящихся в экс-
плуатации трубопроводов, а по состоянию на 1 января 2016 г. — 40,4 % (13 773 ед.)
(рис. 28).
202
Кроме старения технических
устройств росту аварийности способст-
вует сокращение штата работников под-
надзорных предприятий и организаций,
в первую очередь вспомогательного об-
служивающего персонала (например,
обходчики трубопроводов) и ремонтного
персонала (например, слесари КИПиА).
Всего в 2015 г. на поднадзорных объ-
ектах произошла одна авария, матери-
альный ущерб от которой составил бо-
лее 110 млн руб.
За аналогичный период 2014 г. были
зарегистрированы 6 аварий с общим ма-
Рис. 28. Распределение аварий по типам
териальным ущербом более 180 млн руб.
технических устройств в 2011-2015 гг.
и 6 несчастных случаев со смертельным
исходом.
Анализ деятельности эксплуатирующих организаций по повышению промышлен-
ной безопасности
Функции по контролю и надзору за соблюдением поднадзорными организаци-
ями требований промышленной безопасности осуществляют 5 сотрудников цент-
рального аппарата Ростехнадзора и инспекторский состав территориальных орга-
нов Ростехнадзора в количестве 311 человек. Состояние промышленной безопас-
ности объектов котлонадзора в поднадзорных организациях в целом оценивается
удовлетворительно, несмотря на то что в 2015 г. резко уменьшилось по сравнению с
2014 г. количество инспекторов территориальных органов Ростехнадзора, осуществ-
ляющих функции по контролю и надзору (в 2014 г. контрольно-надзорные функции
осуществлялись инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора
в количестве 351 человека).
В то же время следует отметить, что на предприятиях имеют место технические,
организационные и финансовые проблемы, снижающие уровень промышленной
безопасности.
Основной проблемной причиной снижения уровня промышленной безопасно-
сти в области надзора за оборудованием, работающим под избыточным давлени-
ем, является большое количество оборудования, отработавшего свой расчетный
ресурс. При этом следует отметить, что в 2015 г. наблюдается рост темпов замены
физически и морально устаревшего оборудования на новое, что можно объяснить
изменениями законодательства Российской Федерации в области промышленной
безопасности, ужесточившими требования к техническим устройствам, эксплуа-
тация которых осуществляется за пределами срока службы, установленного изго-
товителем.
Сведения о среднем износе технических устройств по состоянию на 1 января
2016 г. приведены в табл. 105, динамика изменения количества отработавшего рас-
четный срок службы оборудования за период 2012-2015 гг. наглядно показана на
рис. 29.
203
Таблица 105
Сведения о среднем износе технических устройств по состоянию на 1 января 2016 г.
Наименование технических устройств
Общее количест-
Отработало нор-
Средний про-
во технических
мативный срок
цент износа
устройств, ед.
службы, ед.
Паровые и водогрейные котлы
70 041
36 202
51,7
Сосуды, работающие под давлением
283 963
130 106
45,8
Трубопроводы пара и горячей воды
37 473
15 814
42,2
Итого:
391 477
182 122
46,5
Рис. 29. Динамика изменения количества поднадзорного оборудования, отработавшего
расчетный срок службы
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации по-
следствий аварий на объектах котлонадзора поднадзорными организациями запла-
нированы и осуществляются мероприятия по локализации и ликвидации послед-
ствий аварии на опасном производственном объекте.
Противоаварийная устойчивость поднадзорных предприятий обеспечивается
комплексом соответствующих организационно-технических мероприятий: исполь-
зованием автоматических систем управления технологическим процессом, постоян-
ным контролем содержания опасных веществ в воздухе рабочей зоны, разработкой
планов ликвидации аварий, проведением противоаварийных учений, учебных тре-
вог, наличием на предприятиях нештатных аварийно-спасательных формирований.
При проведении проверок инспекторским составом территориальных органов
проверяется техническое состояние автоматических систем управления технологи-
ческим процессом, выполнение планов противоаварийных тренировок, их темати-
ка, полнота охвата противоаварийными тренировками эксплуатационного персо-
нала. Выявленные нарушения отражаются в актах проверок и предписаниях.
204
Обеспечение безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных
предприятий неразрывно связано с выполнением поднадзорными организаци-
ями мероприятий по антитеррористической устойчивости, выполнение кото-
рых непрерывно контролируется государственными инспекторами территори-
альных органов в ходе проведения обследований поднадзорных предприятий и
организаций.
В 2015 г. инспекторами территориальных органов Ростехнадзора проведено
8528 проверок поднадзорных организаций, из них 2646 плановых, 5792 внеплано-
вые и 90 мероприятий по контролю, проведенных в рамках режима постоянного го-
сударственного надзора.
В 2014 г. инспекторами территориальных органов Ростехнадзора проведено
8714 проверок поднадзорных организаций, из них 3027 плановых, 5612 внеплано-
вых, и 75 мероприятий по контролю, проведенных в рамках режима постоянного
государственного надзора.
По сравнению с аналогичным периодом 2014 г. количество проведенных прове-
рок в первом полугодии 2015 г. практически не изменилось, уменьшение количест-
ва проведенных в 2015 г. проверок по сравнению с 2014 г. составило всего 2 %.
Количество выявленных нарушений в 2015 г. снизилось по сравнению с анало-
гичным периодом 2014 г. на 13,7 % (по сравнению с 2014 г. в 2015 г. инспекторы тер-
риториальных органов при проведении обследований поднадзорных организаций
выявили на 3785 нарушений меньше).
В 2015 г. по результатам проведенных проверок нарушения требований норма-
тивных правовых актов в области промышленной безопасности были выявлены в
33,5 % проверенных организаций. За допущенные нарушения наложены 2507 адми-
нистративных штрафов на общую сумму 131 080 тыс. руб. Административное прио-
становление деятельности осуществлялось 95 раз. В 128 случаях за нарушение тре-
бований промышленной безопасности применялась такая мера административно-
го воздействия, как предупреждение.
За 12 месяцев 2014 г. наложено 2516 административных штрафов на общую сум-
му 124 969 тыс. руб.
По сравнению с аналогичным периодом 2014 г. количество наложенных админи-
стративных штрафов в 2015 г. уменьшилось на 9 ед. (уменьшение количества нало-
женных административных штрафов составило 0,4 %), при этом сумма наложенных
административных наказаний в виде штрафа увеличилась более чем на 6 млн руб.
Учитывая уменьшение количества инспекторов, осуществляющих надзор, на 40 че-
ловек (что составляет более 10 % от общей численности инспекторского состава тер-
риториальных органов Ростехнадзора), эффективность работы территориальных ор-
ганов Ростехнадзора в 2015 г. выросла по сравнению с 2014 г. (в 2015 г. один инспек-
тор в среднем провел 27 проверок поднадзорных организаций, что на 3 проверки
больше показателя 2014 г.).
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Фе-
деральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объ-
ектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании
утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового ко-
декса Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля
1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объ-
ектов» (далее Федеральный закон 116-ФЗ). Изменения коснулись классификации
205
опасных производственных объектов, формирования принципов риск-ориентиро-
ванного надзора за соблюдением эксплуатирующими организациями требований
промышленной безопасности.
Опасные производственные объекты (далее — ОПО), на которых применяется
оборудование, работающее под избыточным давлением (далее — объекты котлонад-
зора) до 1,6 мегапаскаля или при температуре рабочей среды не более 250 градусов
Цельсия (за исключением объектов, осуществляющих теплоснабжение населения
и социально значимых объектов), отнесены к IV классу опасности, осуществление
государственного надзора за которыми законодательством предусмотрено путем мо-
ниторинга информации, поступающей от эксплуатирующих организаций, без про-
ведения плановых проверок, по причине идентификации и отнесения таких объ-
ектов к объектам с низким риском возникновения аварии при эксплуатации ОПО.
За счет появления вышеуказанного класса опасности, как следствия внесенных
изменений в Федеральный закон 116-ФЗ, произошло уменьшение количества объ-
ектов, относимых к более высоким классам опасности ОПО, в отношении которых
предусмотрено осуществление государственного контроля и надзора путем прове-
дения плановых проверок.
В целях приведения нормативной базы в соответствие с законодательством Россий-
ской Федерации Ростехнадзором разработаны Федеральные нормы и правила в обла-
сти промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных
производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под
избыточным давлением», устанавливающие обязательные требования к монтажу, экс-
плуатации, ремонту, модернизации, реконструкции и утилизации оборудования, рабо-
тающего под избыточным давлением (паровых и водогрейных котлов, сосудов, работа-
ющих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, электрических котлов и т.д.).
Указанные Федеральные нормы и правила утверждены приказом Ростехнадзо-
ра от 25 марта 2014 г. № 116 (зарегистрирован в Минюсте России 19 мая 2014 г., ре-
гистрационный № 32326).
При непосредственном участии работников центрального аппарата Ростехнадзо-
ра также разработаны и прошли регистрацию в Минюсте России Федеральные нор-
мы и правила в области промышленной безопасности «Требования к производству
сварочных работ на опасных производственных объектах».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 мая 2013 г. № 407 Ростехнадзор является уполномоченным органом Россий-
ской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблю-
дением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности
оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013).
Указанные полномочия осуществляются Ростехнадзором как в форме плановых
и внеплановых проверок поднадзорных организаций, так и в форме дистанцион-
ного контроля путем мониторинга реестра выданных сертификатов соответствия и
реестра принятых деклараций о соответствии, размещенных на официальном сай-
те Федеральной службы по аккредитации.
По итогам дистанционного контроля в адрес организаций, допустивших нару-
шения, направляются письма о необходимости предоставления документов в це-
лях проверки и предписания о приостановлении или прекращении действия при-
нятых деклараций о соответствии с одновременным уведомлением Федеральной
службы по аккредитации о принятых мерах в рамках осуществления государствен-
ного контроля (надзора).
206
По итогам проведенных в 2015 г. мероприятий в рамках государственного
контроля (надзора) за соблюдением поднадзорными организациями требований
ТР ТС 032/2013, по фактам выявленных нарушений было прекращено действие
23 принятых изготовителями (заявителями) деклараций о соответствии оборудова-
ния, работающего под избыточным давлением. Были направлены письма в адрес
28 организаций-заявителей и 15 органов сертификации о необходимости устране-
ния выявленных нарушений.
На основании писем Ростехнадзора по решению организаций-заявителей прекра-
щено действие 14 деклараций о соответствии, а также прекращено действие 4 сер-
тификатов соответствия по решению органов сертификации.
Кроме осуществления мероприятий по государственному контролю и надзо-
ру на постоянной основе ведется работа в технических комитетах по стандартиза-
ции: ТК-244 «Оборудование энергетическое», ТК-357 «Стальные трубы и баллоны»,
ТК-259 «Трубопроводная арматура и сильфоны».
Со дня вступления в силу технического регламента Таможенного сою-
за «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»
(ТР ТС 032/2013) по настоящее время Ростехнадзором проведены мероприятия по
государственному контролю (надзору) за соблюдением требований ТР ТС 032/2013,
в том числе приняты меры по приостановлению деклараций, привлечению к ответ-
ственности лиц, допустивших нарушения требований в области технического регу-
лирования. При этом осуществлялось взаимодействие с иными федеральными ор-
ганами исполнительной власти.
В целях доведения требований ТР ТС 032/2013 до работников территориальных
органов Ростехнадзора центральным аппаратом Ростехнадзора регулярно проводят-
ся семинары с сотрудниками территориальных органов Ростехнадзора и представи-
телями поднадзорных организаций, органов по сертификации и испытательных ла-
бораторий. Кроме этого в целях облегчения определения категории оборудования,
работающего под избыточным давлением, в соответствии с ТР ТС 032/2013 разрабо-
тан соответствующий программный продукт, который также размещен в подразде-
ле «Надзор за оборудованием, работающим под давлением, грузоподъемными ме-
ханизмами и подъемными сооружениями» раздела «Промышленная безопасность»
официального сайта Ростехнадзора.
2.2.19. Объекты, на которых используются стационарно установленные
грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения
В соответствии с полномочиями, определенными Положением о Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401,
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407 «Об
уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственно-
го контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Тамо-
женного союза» Ростехнадзором осуществляется государственный контроль (над-
зор), в том числе за соблюдением требований:
промышленной безопасности на опасных производственных объектах, составля-
ющими которых являются стационарно установленные грузоподъемные механиз-
мы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в
метрополитенах, канатные дороги;
207
технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и обору-
дования», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г.
№ 823 (ТР ТС 010/2011);
технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», принятого
решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 (ТР ТС 011/2011);
Правил устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инва-
лидов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 11 марта 2001 г.
№ 10; Правил устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов, утвержденных
постановлением Госгортехнадзора России от 2 августа 1994 г. № 47, при эксплуата-
ции поэтажных эскалаторов, пассажирских конвейеров по вопросам, непротиворе-
чащим требованиям действующего законодательства.
Кроме осуществления мероприятий государственного контроля (надзора) ведет-
ся постоянная работа в технических комитетах по стандартизации: ТК 209 «Лиф-
ты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»;
ТК 289 «Краны грузоподъемные»; ТК 438 «Подъемники с рабочими платформами»;
ТК 253 «Складское оборудование».
Надзор за объектами, на которых используются стационарно установленные гру-
зоподъемные механизмы и подъемные сооружения (далее — подъемные сооруже-
ния), осуществляют 4 сотрудника центрального аппарата Ростехнадзора и инспек-
торский состав территориальных органов Ростехнадзора в количестве 390 человек.
На 73 631 поднадзорных предприятиях и организациях эксплуатируются почти
780 тыс. подъемных сооружений (из них 204 780 грузоподъемных кранов, 23 218 подъ-
емников (вышек), 527 567 лифтов, 213 подвесных канатных дорог, 542 буксировочные
канатные дороги, 5 фуникулеров, 11 543 эскалатора (в том числе 347 — в метрополи-
тенах), 4946 строительных подъемников и 3254 подъемника для инвалидов) (рис. 30).
По итогам перерегистрации ОПО, на которых используются подъемные сооруже-
ния, к IV классу опасности отнесено 49 608 объектов, что составляет 91 % от общего
числа зарегистрированных ОПО с признаком опасности 2.3 «Использование стацио-
нарно установленных грузоподъемных механизмов, эскалаторов, канатных дорог, фу-
никулеров». 3343 объекта отнесено к III классу, 799 и 466 объектов, включающих подъ-
емные сооружения, отнесены к II и I классам опасности соответственно (рис. 31).
Рис. 30. Число поднадзорных технических Рис. 31. Распределение ОПО по классам
устройств (всего 776 068 ед.)
опасности (всего 54 216 ОПО)
208
Вследствие мировых интеграци-
онных процессов доля техники ино-
странного производства постоянно
увеличивается и на текущий момент
на территории Российской Федерации
эксплуатируется почти 131 тыс. ед. тех-
ники импортного производства, что со-
ставляет 17 % от общего числа зареги-
стрированных в Ростехнадзоре подъем-
ных сооружений (рис. 32).
В 2015 г. количество подъемных со-
оружений уменьшилось по сравнению
с 2014 г. на 40 616 ед., данный факт во
Рис. 32. Соотношение количества
отечественных и импортных
многом связан с проведенной терри-
технических устройств
ториальными органами Ростехнадзо-
ра работой по заполнению подсистемы
КСИ «Реестр ТУ», в результате чего проведена актуализация имеющейся инфор-
мации, исключено дублирование технических устройств, с учета были сняты гру-
зоподъемные краны, зарегистрированные еще до вступления в силу в 1997 г. Феде-
рального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объ-
ектов» № 116-ФЗ и не включенные в состав опасных производственных объектов,
а также грузоподъемные краны организаций, владельцев которых на сегодняшний
день уже не существует.
Так, например, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. уменьшение парка грузоподъем-
ных кранов составило 37 451 единиц, подъемников (вышек) — 2597 единиц.
Рис. 33. Динамика изменения числа подъемных сооружений
Изменение данных по лифтовому парку в 2014-2015 гг. связано с отме-
ной с момента вступления в силу технического регламента Таможенного союза
ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» нормативных актов, в которых были пропи-
саны положения, устанавливающие порядок учета и ввода лифтов в эксплуатацию,
в связи с чем учет лифтов был прекращен.
Сведения по изменению общего количества технических устройств в 2015 г. по
сравнению с 2014 г. приведены в табл. 106.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..