ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 7

 

 

97
Результаты анализа представлены в табл. 30 и на рис. 7.
Таблица 30
Данные о нарушениях по учету и контролю ядерных материалов в 2018 году
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к наличию лицензий и разрешений,
4
постановке на учет и снятию с учета ядерных материалов
Организация зон баланса материала
8
Система контроля доступа
12
Система измерений
18
Передачи ядерных материалов
4
Проведение физических инвентаризаций
13
Ведение учетной и отчетной документации
11
Организация системы учета и контроля
22
Обучение и проверка знаний персонала
8
Нарушения, связанные с общими
требованиями к наличию лицензий и
разрешений, постановкой на учет и
снятием с учета, вызваны отсутствием
у персонала разрешений Ростехнадзора
на право ведения работ с ядерными ма-
териалами, а также несоблюдением тре-
бований к постановке на учет или сня-
тии с учета ядерных материалов.
Нарушения, связанные с организа-
цией зон баланса материала (далее —
ЗБМ), вызваны невыполнением тре-
бований к описанию ЗБМ: структура и
описание ЗБМ не содержит виды ЯМ,
находящиеся в данной ЗБМ, их формы,
категории, места образования возмож-
ных потерь.
Нарушения, связанные с системой
контроля доступа к ядерным материалам
(далее — СКД), в основном вызваны:
применением пломб, не удовлетво-
Рис. 7. Данные о нарушениях по учету
ряющих национальным стандартам;
и контролю ядерных материалов в 2018 году
в промежутках между инвентариза-
циями ЯМ не проводится выборочный контроль установленных пломб в ЗБМ, ре-
зультаты контроля документально не регистрируются;
нарушением требований к содержанию программы применения пломб;
нарушением требований к ведению журнала установки/снятия пломб.
Основные нарушения, связанные с системой измерений ядерных материалов:
не приведены формы, не указаны сроки составления документов, в которых ре-
гистрируются результаты измерений;
отсутствие поверки (или несвоевременность поверки) средств измерений.
98
Нарушения, связанные с передачами ядерных материалов, — несоблюдение по-
рядка оформления документов при передачах ядерных материалов между ЗБМ вну-
три организации.
Нарушения, связанные с проведением физической инвентаризации ядерных ма-
териалов:
не проверяется наличие учетных единиц с ЯМ;
результаты показаний системы видеонаблюдения не оформляются документаль-
но и не предоставляются инвентаризационной комиссии;
не соблюдаются требования к оформлению итогов инвентаризации (акта, МБО,
СФНК).
Нарушения, связанные с ведением учетных и предоставлением отчетных доку-
ментов:
по результатам физической инвентаризации (ФИ) ЯМ в зоне баланса материалов
(ЗБМ) в материально-балансовом отчете (МБО) не для каждого ЯМ в виде отдель-
ных записей отражаются начальное документально зарегистрированное количество
ЯМ, увеличение и (или) уменьшение количества ЯМ за отчетный межбалансовый
период (МБП), список фактически наличного количества (СФНК) ЯМ, установлен-
ное по результатам ФИ ЯМ, инвентаризационная разница (ИР) и ее погрешность,
предел допустимого модуля ИР;
внесение исправлений с нарушением установленного порядка.
Нарушения, связанные с организацией системы учета и контроля ядерных ма-
териалов:
в Инструкции (Положении) по учету и контролю ЯМ, в Инструкции по учету
и контролю ядерного материала в ЗБМ не определены формы учетной и отчетной
документации, формы документов, оформляемых при передачах ЯМ;
не назначено лицо, ответственное за учет и контроль ядерных материалов.
Нарушением, связанным с обучением и проверкой знаний персонала, занятого
в учете и контроле ядерных материалов, является несоблюдение сроков перепод-
готовки должностных лиц, ответственных за учет и контроль ядерных материалов.
В ходе инспекционных измерений, проведенных инспекторами Ростехнадзора в
2018 году в рамках проверок состояния учета и контроля ядерных материалов, под-
тверждено фактическое наличие ядерных материалов учетным данным.
Инспекционные измерения проводились с помощью технических средств изме-
рений с целью обеспечения независимого контроля наличия ядерных материалов.
При проведении инспекционных измерений использовались поверенные в
установленном порядке приборы, принадлежащие поднадзорным организациям.
Измерения проводились в соответствии с аттестованными методиками выполне-
ния измерений с соблюдением соответствующих процедур контроля качества из-
мерений.
Анализ случаев хищений, утрат или несанкционированного использования ядерных
материалов
В 2018 году выявлено пять аномалий в учете и контроле ядерных материалов:
2 аномалии вызваны расхождением данных отправителя и получателя;
1 аномалия вызвана превышением установленных пределов инвентаризацион-
ной разницы при проведении физической инвентаризации ядерных материалов;
1 аномалия связана с обнаружением неучтенного ядерного материала при под-
готовке объекта к ремонту. Обнаруженный ядерный материал поставлен на учет;
99
1 аномалия связана с обнаружением неучтенного ядерного материала при рабо-
тах по подготовке объекта к выводу из эксплуатации. Обнаруженный ядерный ма-
териал поставлен на учет.
В каждом случае было произведено расследование. По каждому случаю выявле-
ния аномалии поднадзорными организациями был представлен специальный отчет.
За отчетный период случаев, связанных с утратой и несанкционированным исполь-
зованием ядерных материалов на поднадзорных объектах, в ходе проверок не выявлено.
Анализ функционирования федеральной информационной системы учета и контро-
ля ядерных материалов
Организации, обращающиеся с ядерными материалами, имеют зарегистрирован-
ные зоны отчетности и предоставляют соответствующую отчетность в Федеральную
информационную систему учета и контроля ядерных материалов (ФИС). В рамках
надзора за учетом и контролем ядерных материалов Ростехнадзор проверяет требо-
вания к созданию зон отчетности, своевременность и правильность предоставле-
ния соответствующей отчетности в ФИС. В целом по результатам надзора за учетом
и контролем в 2018 году можно сделать вывод о том, что отчетность в ФИС предо-
ставляется своевременно и в полном объеме.
2.2.6.2. Система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов
Перечень нормативных документов по учету и контролю радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с радиоактивны-
ми веществами и радиоактивными отходами
Федеральный закон от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атом-
ной энергии»;
Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства
измерений»;
Федеральный закон от 11 июля 2011 года № 190-ФЗ «Об обращении с радиоак-
тивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации»;
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридиче-
ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен-
ного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по
осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, ра-
диационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных
веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденный приказом
Ростехнадзора от 15 декабря 2011 года № 703 (зарегистрирован в Минюсте России
16 апреля 2012 года, рег. № 23845);
постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 года № 542
«О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактив-
ных веществ и радиоактивных отходов»;
постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 года
№ 1069 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радио-
активным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радио-
активным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классифи-
кации удаляемых радиоактивных отходов»;
100
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основ-
ные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в орга-
низации», НП-067-16, утвержденные приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2016 года
№ 503 (зарегистрирован в Минюсте России 21 декабря 2016 года, рег. № 44843);
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Пра-
вила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов», НП-072-13,
утвержденные приказом Ростехнадзора от 5 июля 2013 года № 288 (зарегистрирован
в Минюсте России 2 октября 2013 года, рег. № 30082);
«Формы отчетов в области государственного учета и контроля радиоактивных ве-
ществ, радиоактивных отходов и ядерных материалов, не подлежащих учету в сис-
теме государственного учета и контроля ядерных материалов, активность которых
больше или равна минимально значимой активности или удельная активность кото-
рых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной
федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии,
порядка и сроков представления отчетов», утвержденные приказом Государствен-
ной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 28 сентября 2016 года 1/24-НПА
(зарегистрирован Минюстом РФ 26 октября 2016 года, рег. № 44139).
Проведение проверок состояния учета и контроля радиоактивных веществ и радио-
активных отходов, выявленные нарушения требований нормативной документации
В 2018 году под надзором Ростехнадзора состояло 2087 организаций, осуществ-
ляющих учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (в число
которых входят 75 созданных в субъектах Российской Федерации региональных ин-
формационно-аналитических центра).
Всего осуществляют деятельность по обращению с закрытыми радионуклидны-
ми источниками (далее — ЗРИ) I категории опасности (чрезвычайно опасными)
146 организаций; II категории опасности (очень опасными) — 163 организации;
III категории опасности (опасными) — 209 организаций; IV и V категории опасно-
сти (опасность маловероятна и очень маловероятна) — 1315 организаций. Осталь-
ные организации осуществляют деятельность по обращению с радиоактивными ве-
ществами не в виде ЗРИ и радиоактивных отходов.
В 2018 году инспекторами Ростехнадзора было проведено 1302 проверки (пла-
новых проверок — 647, внеплановых проверок — 332; проверок, проведенных в ре-
жиме постоянного надзора, — 323). В ходе проверок проверялось состояние учета
и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, выявлено 507 нару-
шений (498 нарушений норм и правил и 9 нарушений условий действия лицензий).
Наложено 25 административных штрафов на сумму 2 415 тыс. руб., вынесено пять
предупреждений, в 2 организациях приостановлено действие лицензий.
В 2017 году проведено 1492 проверки, выявлено 483 нарушения норм и правил и усло-
вий действия лицензий, наложено 18 административных штрафов на сумму 1 873 тыс. руб.
Из 2087 организаций, осуществляющих деятельность по обращению с РВ и РАО,
в 60 организациях установлен режим постоянного государственного надзора.
В данных организациях проверки учета и контроля РВ и РАО проводятся как в
рамках плановых проверок, так и в рамках постоянного надзора.
Наибольшее количество нарушений в учете и контроле РВ и РАО выявлено ин-
спекторами Центрального МТУ ЯРБ — 140 (28 % от общего числа нарушений),
МТУ ЯРБ Сибири Дальнего Востока — 132 нарушения (26 % от общего числа на-
рушений) и Северо-Европейского МТУ ЯРБ — 83 нарушения (16 % от общего чи-
сла нарушений).
101
Следует отметить, что под надзором данных управлений состоит 58 % от общего
числа поднадзорных организаций.
Инспекторами Донского МТУ ЯРБ выявлено 14,5 % от общего числа выявлен-
ных нарушений, Волжского МТУ ЯРБ — 9 %, Уральского МТУ ЯРБ выявлено 6,3 %
от общего числа выявленных нарушений.
Анализ выявленных в 2018 году нарушений показывает, что наибольшее число
нарушений связано с организацией системы учета и контроля радиоактивных ве-
ществ и радиоактивных отходов, обучением и проверкой знаний персонала, осу-
ществляющего учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов,
и ведением учетной и отчетной документации.
Примерно одинаковый вклад вносят нарушения, связанные с проведением ин-
вентаризаций радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, системой контро-
ля доступа, системой измерений радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
(табл. 31, рис. 8).
Таблица 31
Данные о нарушениях по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в 2018 году
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к постановке на учет и снятию с учета
3
Организация системы учета и контроля
41
Система контроля доступа
10
Система измерений
4
Передачи
1
Проведение инвентаризаций
10
Ведение учетной и отчетной документации
13
Обучение и проверка знаний персонала
18
Нарушения, связанные с докумен-
тальным оформлением постановки
и снятия с учета радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов, вызваны не-
соблюдением требований к постановке
на учет или снятию с учета радиоактив-
ных веществ и радиоактивных отходов.
Часто встречающиеся нарушения,
связанные с организацией системы уче-
та и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов:
не разработаны положение по уче-
ту и контролю РВ и РАО организации,
а также инструкции по учету и контро-
лю РВ и РАО для каждого структурного
подразделения, осуществляющего дея-
тельность с РВ и РАО;
не определено лицо, ответственное за
Рис. 8. Данные о нарушениях по учету
учет и контроль радиоактивных веществ
и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации;
и радиоактивных отходов в 2018 году
102
не установлен порядок проведения административного контроля состояния уче-
та и контроля РВ и РАО.
Часто встречающиеся нарушения, связанные с системой контроля доступа:
не разработана программа применения пломбировочных устройств;
не соблюдается периодичность проверок состояния пломбировочных устройств
или проверки состояния пломбировочных устройств не оформляются документаль-
но.
Типичные нарушения, связанные с системой измерений:
не разработана программа измерений РВ и РАО;
не разработана программа контроля качества измерений.
Нарушения, связанные с передачей радиоактивных веществ и радиоактивных от-
ходов, вызваны, как правило, тем, что:
не оформляются документально результаты входного контроля при приеме ра-
диоактивных веществ в организации;
не оформляется документально передача ЗРИ, переведенных в РАО, при пере-
даче их в хранилище.
Типичные нарушения, связанные с проведением инвентаризации радиоактив-
ных веществ и радиоактивных отходов:
в приказе на проведение инвентаризации РВ и РАО не определены дата начала
и сроки проведения, а также не указано время, после которого запрещаются любые
перемещения без разрешения председателя инвентаризационной комиссии;
инвентаризация РВ и РАО проводится с нарушением периодичности проведе-
ния инвентаризации.
Типичные нарушения, связанные с ведением учетной и отчетной документации:
не соблюдается порядок представления отчетных документов;
отчетные документы оформляются не на основе учетных.
Типичным нарушением, связанным с обучением и проверкой знаний персона-
ла, является отсутствие у руководящего персонала организации, ответственного за
учет и контроль РВ и РАО, разрешения на право ведения работ в области использо-
вания атомной энергии.
В 2018 году получена информация о происшествиях в учете и контроле РВ и РАО:
выявлено 2 аномалии в учете и контроле РВ (расхождение фактических и учет-
ных данных);
выявлена недостача РВ;
обнаружено 7 радиационных источников, из них:
2 бесхозяйных радиоактивных источника с РВ;
5 неучтенных источников ионизирующего излучения на территории поднадзор-
ных организаций.
Кроме этого поступила информация о 13 случаях захоронения 23 радиоактивных
источников при обрыве бурильного оборудования при производстве геологоразве-
дочных работ (каротаж).
Анализ функционирования федеральной информационной системы учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
В течение 2018 года при проверках состояния учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов проверялось предоставление отчетности в инфор-
мационную систему учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных от-
ходов, при этом проверялась отчетность как организаций, так и региональных ин-
103
формационно-аналитических центров (РИАЦ). По сравнению с 2017 годом число
выявленных нарушений, связанных с непредставлением отчетов либо нарушения-
ми в самих отчетах, снизилось.
С целью устранения нарушений в области учета и контроля радиоактивных ве-
ществ и радиоактивных отходов в отчетный период осуществлялось взаимодейст-
вие с ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отхода-
ми» (НО РАО), осуществляющим функции федерального информационно-анали-
тического центра.
НО РАО предоставляет в Ростехнадзор информацию о результатах анализа от-
четности организаций, обращающихся с радиоактивными веществами и радиоак-
тивными отходами, в том числе информацию о нарушениях (например, о фактах
непредставления отчетных документов или представления недостоверных отчетов,
отсутствии регистрации организаций, обращающихся с закрытыми радионуклид-
ными источниками IV и V категорий).
На основании данной информации Ростехнадзор проводит мероприятия по пре-
сечению подобных нарушений, в том числе организует проведение внеплановых
проверок и взаимодействие с органами прокуратуры.
В 2018 году инспекторами Ростехнадзора было проведено 25 проверок РИАЦ.
Анализ причин допущенных нарушений показывает, что основными из них яв-
ляются:
недостаточное внимание руководства предприятий к учету и контролю ядерных
материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, соблюдению требо-
ваний, установленных федеральными нормами и правилами в области использова-
ния атомной энергии;
недостаточная подготовка персонала в области учета и контроля ядерных мате-
риалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
С целью устранения указанных недостатков Ростехнадзор:
применяет меры административного наказания за нарушения, учитывая соот-
ветствие указанных мер тяжести нарушений;
разрабатывает и вводит в действие руководства по безопасности, описывающие
рекомендации по практическому выполнению требований федеральных норм и пра-
вил в области использования атомной энергии;
участвует в разработке и переработке нормативных и методических документов
в области учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радио-
активных отходов как федерального, так и ведомственного уровня.
В рамках программы по профилактике рисков причинения вреда охраняемым
законом ценностям осуществляется ряд мероприятий:
разработан, утвержден и размещен на официальном сайте Ростехнадзора пере-
чень нормативных правовых актов, содержащий обязательные требования, оценка
соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в
части надзора за системами учета и контроля;
ежеквартально размещает на официальном сайте Ростехнадзора материалы до-
клада о правоприменительной практике, в том числе сведения о проведенных в от-
ношении поднадзорных объектов проверках систем учета и контроля, о типовых на-
рушениях обязательных требований в сфере надзора за системами учета и контроля с
возможными мероприятиями по их устранению, о наложенных по результатам про-
верок административных наказаниях, о разработанных, утвержденных и введенных
104
в действие руководствах по безопасности, методических ведомственных документах
(положениях, инструкциях, методических рекомендациях) в сфере надзора за сис-
темами учета и контроля, о разъяснении новых требований нормативных правовых
актов в части учета и контроля, в том числе по запросу федеральных органов испол-
нительной власти, организаций и граждан.
В 2018 году в соответствии с полномочиями Ростехнадзора по выдаче разреше-
ний на право ведения работ в области использования атомной энергии центральный
аппарат Ростехнадзора и его территориальные органы участвовали в выдаче разре-
шений на право ведения работ в области использования атомной энергии работни-
кам объектов использования атомной энергии, в том числе персоналу организаций,
обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов.
Для повышения качества надзорной деятельности необходимо:
проводить консультационные мероприятия с руководителями и лицами, ответ-
ственными за учет, контроль РВ и РАО в проверяемых организациях, в ходе прове-
рок, осуществляемых центральным аппаратом Ростехнадзора (Управлением специ-
альной безопасности), направленные на устранение и предотвращение выявленных
нарушений;
продолжить обучение инспекторов Ростехнадзора вопросам надзора за учетом,
контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отхо-
дов, а также работу по уточнению требований федеральных норм и правил в обла-
сти учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактив-
ных отходов.
В целях повышения эффективности надзорной деятельности Управление специ-
альной безопасности Ростехнадзора проводит семинары и вебинары с должностны-
ми лицами МТУ ЯРБ для обсуждения и разъяснения вопросов контрольно-надзор-
ной деятельности в области учета и контроля, разработки рекомендаций по прове-
дению профилактических мероприятий на поднадзорных объектах.
2.2.7. Объекты ведения горных работ
2.2.7.1. Угольная промышленность
Государственный надзор в области промышленной безопасности на предприяти-
ях угольной промышленности в 2018 году осуществлялся на 95 шахтах, 279 разрезах
(из них 245 осуществляют добычу), 86 объектах обогащения угля.
К поднадзорным объектам I класса опасности относятся 94 шахты (из них 60 осу-
ществляют добычу); II класса опасности — 1 шахта, 211 разрезов и 86 объектов обо-
гащения угля; III класса опасности — 61 разрез; IV класса опасности — 7 разрезов.
Общий объем добычи угля в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличился на
7,4 % и составил 439,3 млн т, из них добытого:
подземным способом — 108,322 млн т;
открытым способом — 330,987 млн т.
Среднесписочная численность работающих в угольной отрасли составляет бо-
лее 137 тыс. человек.
В 2018 году на поднадзорных предприятиях произошло пять аварий, из них одна
авария с групповым несчастным случаем. При авариях с групповым несчастным слу-
чаем получил смертельную травму один человек. При других авариях пострадавших
105
и смертельно травмированных нет. Общее количество смертельно травмированных
в результате несчастных случаев, не связанных с авариями, составляет 16 человек.
В 2017 году на поднадзорных предприятиях произошло 3 аварии, все без груп-
повых несчастных случаев. В результате аварии получил смертельную травму один
человек. При других авариях пострадавших и смертельно травмированных нет. Об-
щее количество смертельно травмированных в результате несчастных случаев, не
связанных с авариями, составило 17 человек.
Количество несчастных случаев со смертельным исходом в 2018 году по сравне-
нию с 2017 годом снижено на 5,5 %. Общий травматизм уменьшился с 118 случаев
в 2017 году до 68 случаев в 2018 году.
Динамика объемов добычи угля, производственного травматизма со смертель-
ным исходом и аварийности за 1997-2018 годы приведена в табл. 32 и на рис. 9.
Таблица 32
Динамика объемов добычи угля, производственного травматизма
со смертельным исходом и аварийности за 1997-2018 годы
Год
Объем добычи
Коли-
Количество смертельно
Удельный показатель смертель-
угля, млн т
чество
травмированных, чел.
ного травматизма, чел/млн т
аварий
1997
244,4
56
242
0,99
1998
232,4
54
139
0,60
1999
249,1
39
104
0,41
2000
254,2
34
115
0,45
2001
266,4
34
107
0,40
2002
234,2
27
83
0,35
2003
270,3
30
99
0,37
2004
284,5
33
148
0,52
2005
300,2
27
107
0,36
2006
294,1
23
68
0,23
2007
316,0
21
232
0,73
2008
319,47
12
53
0,16
2009
301,79
9
48
0,15
2010
323,18
22
135
0,41
2011
337,4
13
46
0,13
2012
355,2
16
36
0,10
2013
352,01
11
63
0,17
2014
358,2
8
26
0,07
2015
373,4
8
20
0,05
2016
385,7
8
56
0,14
2017
408,9
3
18
0,044
2018
439,3
5
17
0,039
Величина удельного показателя смертельного травматизма, определяемого как
количество смертельно травмированных шахтеров на 1 млн т добытого угля за год,
в 2018 году уменьшилась в сравнении с 2017 годом с 0,044 до 0,039 чел/млн т.
Динамика общего количества аварий, взрывов и вспышек метана в период с
2005 по 2017 год представлена на рис. 10.
106
Рис. 9. Динамика изменения объемов добычи угля, смертельного травматизма
и аварийности за 2005-2018 годы
Рис. 10. Динамика общего количества аварий, взрывов и вспышек метана
в 2005-2018 годах
В 2018 году не зафиксированы аварии, связанные со взрывами и вспышка-
ми метана. Суммарный материальный ущерб от аварий в 2018 году составил
194 832,7 тыс. руб.
Распределение аварий по видам и несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам за 2017 и 2018 годы представлено в табл. 33.
107
Таблица 33
Распределение аварий по видам и несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам в 2017-2018 годах
Вид аварии, смертельных
2017-2018 гг.
+/-
2017-2018 гг.
+/-
п/п
травм
аварии
смертельные
травмы
1
Взрыв (горение, вспышки)
газа и угольной пыли
2
Пожар (подземные/откры-
4/—/—
+4/—/—
тые горные работы/ поверх-
ность)
3
Горный удар
4
Внезапный выброс угля, по-
1/—/—
—1/—/—
1/—/—
—1/—/—
роды, газа (подземные/от-
крытые горные работы/по-
верхность)
5
Разрушение зданий, соору-
жений, тех. устройств (под-
земные/открытые горные
работы/поверхность)
6
Транспорт (подземные/от-
3/1/—
3/—/—
0/—1/—
крытые горные работы/по-
верхность)
7
Электроток (подземные/от-
—/2/—
—/2/—
—/0/—
крытые горные работы/по-
верхность)
8
Машины и механизмы (под-
5/1/1
5/2/—
0/+1/—1
земные/открытые горные
работы/поверхность)
9
Падения (подземные/откры-
тые горные работы/поверх-
ность)
10
Затопления горных выра-
—/—/1
—/—/—1
1/—/—
—1/—/—
боток, прорыв воды, глины
(подземные/открытые гор-
ные работы/поверхность)
11
Обрушение горной массы,
1/—/—
—1/—/—
2/1/—
4/—/—
+2/—1/—
крепи (подземные/открытые
горные работы/поверхность)
12
Отравления, удушье (под-
земные/открытые горные
работы/поверхность)
13
Буровзрывные работы
1/—/—
+1/—/—
1/——/—
+1/—/—
14
Итого:
2/—/1
5/—/—
+3/—/—1
12/5/1
13/4/—
+1/-1/-1
3
5
+2
18
17
-1
Причины аварий в результате возникновения эндогенных пожаров:
отсутствие контроля со стороны инженерно-технических работников и надлежа-
щего автоматического газового контроля за ранними признаками самонагревания
угля и состоянием атмосферы в выработанном пространстве;
108
недостаточность работ по локации очагов самонагревания (самовозгорания) в
целиках угля и выработанном пространстве;
недостаточный уровень организации и осуществления производственного контроля;
внесение необоснованных изменений в схему проветривания шахты, приведших
к повышению аэродинамического давления в выработанном пространстве лавы;
ведение очистных и демонтажных работ в лаве в сроки, значительно превышаю-
щие сроки календарного графика ввода и выбытия очистных забоев.
Причины аварий в результате возникновения экзогенного пожара:
накопление газа метана горючей концентрации в лаве;
отсутствие расчетного расхода воздуха в лаве;
фрикционное искрение в результате фрикционного трения струга об породы
кровли при отсутствии взрывозащитного орошения по лаве;
отсутствие контроля за состоянием вентиляционных сооружений с выводом ин-
формации оператору АГК;
отсутствие контроля за состоянием взрывозащитного орошения в лаве;
неэффективный способ предотвращения утечек воздуха в выработанное про-
странство с поддерживаемых выработок при прямоточной схеме проветривания.
Причины аварий в результате ведения буровзрывных работ:
выполнение работ, связанных с применением средств инициирования и патро-
нов-боевиков, неподготовленными работниками (учениками);
нахождение в запретной зоне посторонних людей, не связанных с заряжанием
забоя;
отсутствие расчетов размеров опасной и запретной зон в паспорте буровзрывных
работ, а также отсутствие обозначения запретной зоны на схеме проветривания за-
боя, постов оцепления и мест укрытия людей при взрывных работах, расстановка
постов в схеме не исключает доступ работников к месту ведения взрывных работ.
Причины смертельного травматизма, связанного с воздействием машин и меха-
низмов:
эксплуатация экскаватора с неисправной тормозной системой подъемной ле-
бедки;
при остановке экскаватора ковш не был опущен на землю;
нахождение работника непосредственно под ковшом экскаватора;
машинист экскаватора, не убедившись в безопасности члена бригады, находя-
щегося в радиусе действия экскаватора, начал поворот без предупредительного зву-
кового сигнала;
машинист экскаватора проводил горные работы с отступлением от требований
паспорта в части самовольного принятия решения перемещения экскаватора, без
уведомления лица технического надзора, выставил экскаватор с нарушением мини-
мальных расстояний до откоса уступа относительно контргруза экскаватора;
личная неосторожность пострадавших, которые до начала ведения работ не убе-
дились в том, что рабочее место находится в безопасном состоянии;
машинист горных выемочных машин произвел запуск комбайна при нахожде-
нии людей в опасной зоне;
неудовлетворительное техническое состояние ленточных конвейеров и перегру-
жателей;
несоответствие конструкции установленного ленточного перегружателя, указан-
ного в проектной документации, сборочным чертежам;
неудовлетворительное техническое состояние горно-шахтного оборудования,
применяемого при демонтажных работах в демонтажной камере;
109
неисправность предупредительного звукового сигнализатора, отсутствие огра-
ждений и неисправность защитных устройств ленточных конвейеров;
переход пострадавшим через ленточный конвейер в непредусмотренном месте,
в опасной зоне движения ленточного полотна конвейера;
передвижение пострадавшего вдоль работающего ленточного конвейера, в не-
предусмотренном для этого месте с неходовой стороны горной выработки;
отсутствие предусмотренного документацией на ведение горных работ безопас-
ного перехода с неходовой стороны на ходовую сторону горной выработки через пе-
регружатель;
недостаточная слышимость непрерывного предпускового предупредительного
звукового сигнала при запуске ленточного конвейера;
подключение системы управления ленточным конвейером не соответствует схе-
мам подключения, представленным в документации;
используемое оборудование для демонтажа секций крепи (блоки, канаты, цепи
для монтажных блоков) не обеспечивают безопасность проведения работ при тран-
спортировании секции крепи с использованием монтажной лебедки с применени-
ем полиспаста и применяемой схемой транспортирования;
отсутствие достаточной видимости для кодовых сигналов, подаваемых работни-
ками, из-за нарушений технологии демонтажа секций механизированной крепи;
несогласованность действий по техническому обслуживанию ленточного кон-
вейера между работниками смежных участков;
условия транспортирования в демонтажной камере не обеспечивают безопасного
напочвенного перемещения секций механизированной крепи волоком при помощи
маневровых лебедок в связи с тем, что при волочении секции крепи по почве про-
исходит ее заштыбовка в передней части и, как следствие, увеличиваются нагрузки
на транспортное оборудование и устройства, что не учтено в расчетах;
в технической документации по ведению горных работ и эксплуатации конвей-
ерного транспорта не определены требования к конструкции переходного мостика
через конвейерный транспорт и формирователя потока на местах перегруза горной
массы на ленточных конвейерах;
привлечение к управлению лебедкой работника без оформленного права рабо-
ты и управления лебедкой;
выполнение работ по обслуживанию ленточного конвейера пострадавшим, не
имеющим соответствующей квалификации и не обученного безопасным методам
и способам ведения работ, без руководства со стороны инструктора производствен-
ного обучения либо опытного рабочего, прошедших соответствующее обучение;
отсутствие надлежащей организации работ на участке должностными лицами
технического надзора участка, выдавшими наряд на производство работ по обслу-
живанию ленточного конвейера работнику, не имеющему соответствующей квали-
фикации;
неудовлетворительная организация демонтажных работ, выразившаяся в совме-
щении выданных нарядов по демонтажу, транспортированию и обслуживанию ле-
бедок в демонтажной камере и отсутствии контроля со стороны руководителей и
специалистов за безопасным ведением демонтажных работ и транспортированием
демонтированного оборудования;
низкий уровень организации работ и трудовой дисциплины на подготовитель-
ном участке, выразившийся в проведении работ по ремонту перегружателя без офор-
мления наряда.
110
Причины смертельного травматизма, связанного с обрушением породы:
отсутствие в забое временной крепи, защищающей персонал, выполняющий ра-
боты по возведению постоянной крепи, от падения сверху кусков горной массы;
некачественная оборка забоя после выемки горной массы, перед началом работ
по креплению горной выработки;
нахождение пострадавшего в незакрепленной части горной выработки;
привлечение к выполнению работ работника, не обученного безопасным прие-
мам работ, не состоящего в штате участка, и назначение его старшим без оформле-
ния соответствующих документов;
выдача наряда на производство работ в выработке, в которой отсутствует свое-
временно установленная постоянная анкерная крепь из-за нарушения технологии
уборки из забоя отбитой горной массы после взрывных работ;
нарушение требований при оформлении нарядов в части отсутствия достоверной
информации с места ведения горных работ, а также невнесение изменений в наряд-
путевку по фактическому состоянию на смене;
несоответствие документации по ведению горных работ горнотехническим усло-
виям;
до начала ведения горных работ на участках шахтного поля со сложными горно-
геологическими условиями не выполнены требования, обеспечивающие безопасное
ведение горных работ, утвержденные главным инженером шахты;
недостатки в организации и проведении обучения безопасным методам и прие-
мам выполнения работ;
отклонение геометрических параметров горной выработки от проектных значе-
ний, значительное увеличение ширины горной выработки;
несоблюдение способов и приемов ведения горных работ по проведению и кре-
плению горных выработок, исключающих обвалы и обрушения пород в рабочем
пространстве;
неисполнение требований документации по ведению горных работ;
отсутствие контроля за соблюдением работниками участка технологической дис-
циплины;
недостаточный контроль со стороны должностных лиц за соблюдением работ-
никами требований инструкции по охране труда и промышленной безопасности.
Причины смертельного травматизма, связанные с эксплуатацией транспорта:
управление подвесным монорельсовым дизель-гидравлическим локомотивом из
кабины, находящейся в хвосте состава, что не позволяет осуществлять обзор пути
безопасного движения грузового состава, а также увидеть препятствие движению в
виде закрытых дверей шлюзовой перемычки;
нахождение пострадавшего в опасной зоне движущегося дизель-гидравлическо-
го локомотива;
выдача наряда на транспортировку негабаритных грузов машинисту электровоза
и горнорабочему без разработанных мероприятий по безопасной транспортировке
подвесным дизель-гидравлическим локомотивом;
проведение работ по доставке оборудования и материалов без средств беспровод-
ной связи у машиниста дизелевоза;
проведение работ по перевозу негабаритных грузов через вентиляционный шлюз
без согласования с горным диспетчером;
111
невыполнение требований по охране труда и промышленной безопасности ин-
женерно-техническими работниками участка в части выдачи наряда на транспор-
тировку негабаритных грузов без осмотра места ведения работ;
езда на необорудованном для перевозки людей ленточном конвейере при отсут-
ствии ограждений, исключающих возможность посадки работников на ленточный
конвейер;
отсутствие в полном объеме проектной документации по оборудованию конвей-
еров средствами блокировок, защит, крепления приводных и натяжных станций пе-
реходными мостиками, средствами очистки ленточных конвейеров, ограждений;
нарушения работниками трудовой дисциплины, выразившейся в оставлении ра-
бочего места и езде на не оборудованных для перевозки людей ленточных конвей-
ерах;
отсутствие контроля со стороны должностных лиц участка и шахты за соблюде-
нием работниками участка конвейерного транспорта трудовой дисциплины, требо-
ваний промышленной безопасности и охраны труда при проведении работ по об-
служиванию и эксплуатации ленточных конвейеров;
специальные платформы, загруженные материалами, после маневровых работ
были установлены в наклонной части заезда в горную выработку;
отсутствие жесткого или предохранительного барьера, предусмотренного паспор-
том выемочного участка лавы;
в горной выработке на момент доставки специальных платформ, загруженных
материалами, отсутствовала горизонтальная площадка для их установки;
допуск к выполнению работ на оборудовании дороги канатной напочвенной
усовершенствованной (ДКНУ) работников, у которых картой специальной оценки
труда не предусмотрена эксплуатация оборудования ДКНУ, а также работников без
проведения инструктажа на рабочем месте.
Причины смертельного травматизма, связанного с поражением электротоком:
производство работ без выполнения организационных и технических меропри-
ятий при работе в электроустановках;
отсутствие надзора за выполнением работ на высоковольтном оборудовании;
эксплуатация неисправного оборудования;
недостаточная квалификация административно-технического и оперативно-
го персонала при организации обеспечения требований безопасности при работе в
электроустановках;
не разработана инструкция по технической эксплуатации и производству опера-
тивных переключений в эксплуатируемых электроустановках;
недостатки в оформлении нарядов на производство работ и проведении целево-
го инструктажа;
неудовлетворительное осуществление производственного контроля за соблюде-
нием требований промышленной безопасности при производстве работ в электро-
установках со стороны руководителей и специалистов.
7 февраля 2018 года в ООО «Шахта Осинниковская» произошел групповой не-
счастный случай.
При бурении шпуров в кровле вентиляционного штрека для установки анкеров
второго уровня (канатный анкер АК-01 длиной 6 м) отслоившейся от груди забоя
плитой угля толщиной более 0,5 м был смертельно травмирован проходчик, а другой
проходчик, находившийся рядом, получил травму левой голени (открытый перелом).
112
Организационные причины:
некачественная оборка забоя вентиляционного штрека после выемки горной мас-
сы перед началом работ по креплению кровли;
отсутствие в забое вентиляционного штрека временной крепи, защищающей пер-
сонал от падения сверху кусков горной массы;
несоблюдение инженерно-техническими работниками шахты и исполнителями
работ требований проектно-технической и эксплуатационной документации в части
невыполнения порядка возведения постоянной крепи горной выработки, нахожде-
ние проходческого комбайна в забое, отклонение геометрических параметров гор-
ной выработки от проектных значений;
привлечение необученного безопасным приемам работ работника, не состояще-
го в штате участка, и назначение его старшим при производстве работ без оформле-
ния соответствующих документов;
нарушение требований нарядной системы при производстве работ в части от-
сутствия достоверной информации о состоянии места ведения горных работ, а так-
же своевременного внесения изменений в наряд-путевку в зависимости от факти-
ческого положения дел на смене.
6 августа 2018 года зарегистрирован групповой несчастный случай в АО «ШУ
«Обуховская» «Шахта Обуховская».
При заряжании забоя монтажной камеры произошел несанкционированный
взрыв шпуровых зарядов. При этом травмировано 6 человек, один из них смертель-
но (ученик проходчика участка подготовительных работ).
Организационные причины:
выполнение работы, связанной с обращением со средствами инициирования и
патронами-боевиками, учеником проходчика участка подготовительных работ (по-
страдавший);
в момент доставки взрывчатых материалов в забой монтажной камеры лавы в
нем находились проходчики участка подготовительных работ (3 человека) и учени-
ки проходчиков (2 человека), которые не были выведены за пределы запретной зоны
забоя перед началом заряжания забоя;
отсутствие расчетов опасной и запретной зон в паспорте буровзрывных работ и
невнесение данных о запретной зоне в схему проветривания забоя, постов оцепле-
ния и мест укрытия людей при взрывных работах (расстановка постов в схеме не
исключает доступ работников к месту взрывных работ);
забой монтажной камеры лавы на момент группового несчастного случая был об-
урен с отступлением от паспорта буровзрывных работ в части расположения зарядов.
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом по терри-
ториальным органам Ростехнадзора и субъектам Российской Федерации представ-
лено в табл. 34.
В 2018 году рост аварийности произошел на объектах, поднадзорных Сибирско-
му управлению (+2) и Северо-Кавказскому управлению (+1). Аварии произошли
в результате эндогенных пожаров на шахтах «Им. В.И. Ленина», «Грамотеинская»,
«Талдинская — Южная» и одна по причине экзогенного пожара на шахте «Перво-
майская» (без пострадавших и смертельно травмированных).
Смертельный травматизм в 2018 году возрос на объектах, поднадзорных Северо-
Кавказскому и Енисейскому управлениям.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..