ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 8

 

 

113
Таблица 34
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом, произошедших
в 2017-2018 годах, по территориальным органам Ростехнадзора и субъектам
Российской Федерации
Территориальный орган
Количество аварий
Травмировано
Ростехнадзора
смертельно
2017 г.
2018 г.
+/-
2017 г.
2018 г.
+/-
Сибирское управление
2
4
+2
11
8
-3
Кемеровская область
Енисейское управление
2
3
+1
Республика Тыва
1
2
+1
Красноярский край
1
1
0
Северо-Кавказское управление
1
+1
3
+3
Ростовская область
Сахалинское управление
1
-1
Сахалинская область
Дальневосточное управление
1
1
0
Хабаровский край
Печорское управление
1
-1
Республика Коми
Ленское управление
1
1
0
Республика Саха (Якутия)
Средне-Поволжское управление
1
-1
Самарская область
Забайкалькое управление
1
1
0
Забайкальский край
Межрегиональное технологическое
управление
Чукотский АО
Итого по угольной
3
5
+2
18
17
-1
промышленности:
Смертельные несчастные случаи произошли на шахте ООО «Угольная» компании
«Межегейуголь» (2 случая), «Обуховская» (2 случая) и «Дальняя» (1 случай), входя-
щих в компанию ДТЭК (Донбасская топливно-энергетическая компания).
Проводимые Ростехнадзором надзорные мероприятия, осуществление производ-
ственного контроля и внедряемые на предприятиях системы управления промыш-
ленной безопасностью позволяют снижать аварийность и смертельный травматизм
в угольной промышленности. В 2018 году удельный смертельный травматизм в от-
расли составил 0,039 чел/млн т. Это соответствует наилучшим значениям в разви-
тых угледобывающих странах.
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности в 2017-2018 годах
представлены в табл. 35.
В 2018 году инспекторским составом горного надзора на опасных производст-
венных объектах угольной промышленности проведено 7484 проверки, в том числе
141 плановая проверка, 652 внеплановые проверки и 6694 проверки, проведенные
в режиме постоянного государственного контроля (надзора). По итогам проверок
114
было выявлено 54 052 нарушения (из них 53 082 нарушения обязательных требова-
ний законодательства, 250 случаев невыполнения предписаний органов государст-
венного контроля (надзора).
Таблица 35
Основные показатели надзорной и контрольной деятельности территориальных
органов в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
угольной промышленности в 2017-2018 годах
Показатели надзорной и контрольной деятельности
2017 г.
2018 г.
п/п
1
Количество поднадзорных объектов
482
460
2
Количество инспекторов (фактически), чел.
125
147
3
Количество проведенных проверок, в том числе
7218
7484
3.1
в порядке осуществления режима постоянного государствен-
6571
6694
ного контроля (надзора)
4
Количество выявленных нарушений
51 473
54 052
5
Назначено административных наказаний, всего
8028
8399
В том числе:
5.1
административное приостановление деятельности
655
683
5.1.1
временный запрет деятельности
666
658
5.2
административный штраф
7357
7676
6
Общая сумма наложенных штрафов, тыс. руб.
282 732
293 632
7
Передано материалов в правоохранительные органы на нару-
2
0
шителей требований промышленной безопасности
По результатам проверок, проведенных в 2018 году, наложено 8399 административ-
ных наказаний, в том числе 9 дисквалификаций. Административные приостановки де-
ятельности применялись 683 раза. Наложено 7676 административных штрафов (на фи-
зических лиц — 46 штрафов, на должностных лиц — 7185, на юридических лиц — 445).
Общая сумма наложенных штрафов составила 293 632 тыс. руб., в том числе
129,5 тыс. руб. штрафов наложено на граждан, 175 744,5 тыс. руб. — на должност-
ных лиц и 117 758 тыс. руб. — на юридических лиц. Общая сумма уплаченных адми-
нистративных штрафов составила 220 306 тыс. руб.
В территориальных управлениях Ростехнадзора последовательно реализуется курс
на внедрение новых методов контроля, включая риск-ориентированный подход для
организации надзорной деятельности на объектах угольной промышленности. При
планировании работы территориальных управлений Ростехнадзора на 2018 год основ-
ное внимание было уделено проведению контрольно-надзорных мероприятий в от-
ношении опасных производственных объектов I класса опасности. В результате это-
го в отчетном периоде контрольно-надзорные мероприятия были проведены практи-
чески в отношении всех опасных производственных объектов I класса опасности.
В отчетном периоде в угледобывающем регионе, поднадзорном Сибирскому
управлению, проведена работа по внедрению методики расчета значений показате-
лей, используемых для оценки вероятности возникновения потенциальных негатив-
ных последствий несоблюдения требований в области промышленной безопасно-
сти (далее — Методика), содержащей порядок оценки уровня промышленной без-
опасности для различных групп опасных производственных объектов. Результатом
применения Методики является получение риск-ориентированного интегрально-
115
го показателя промышленной безопасности, который характеризует уровень риска
возникновения аварии на ОПО.
В 2018 году проводились мероприятия, направленные на профилактику наруше-
ний требований промышленной безопасности. Были организованы публичные об-
суждения вопросов осуществления надзорной деятельности с представителями под-
надзорными предприятий, а также рабочие совещания и круглые столы, на которых
до руководителей предприятий доведена информация о требованиях промышлен-
ной безопасности при эксплуатации ОПО, а также состояние аварийности и трав-
матизма и мерах по их снижению.
В 2018 году проводились семинары-отчеты руководителей угледобывающих пред-
приятий о выполнении графиков внедрения новых объектов и оборудования, по-
вышающих промышленную безопасность на ОПО, и о принятых мерах по недопу-
щению нарушений обязательных требований.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами не про-
водились.
Надзорная деятельность осуществлялась в строгом соответствии с Федеральным
законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опас-
ных производственных объектов», а также с Федеральным законом от 26 декабря
2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципаль-
ного контроля» и других нормативных правовых актов Российской Федерации.
Во исполнение распоряжения Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору от 1 июля 2016 года № 186-рп «О совершенствовании
профилактической работы с поднадзорными организациями» проводилось информи-
рование собственников организаций о результатах проведенных проверок направлени-
ем информационных писем или путем приглашения на подведение итогов проверок.
На поднадзорных предприятиях угольной промышленности разработаны планы
ликвидации последствий аварий, утвержденные и согласованные в установленном
порядке. В них предусмотрены все возможные аварийные ситуации и указаны пла-
нируемые мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий.
В соответствии с разработанными на 2018 год графиками поднадзорные пред-
приятия проводили учебно-тренировочные занятия (учебные тревоги), отрабатыва-
ли действия при возникновении аварийных ситуаций. Результаты проведения учеб-
ных тревог оформлялись актами.
В угледобывающих предприятиях, поднадзорных Ростехнадзору, на протяжении
нескольких лет ведется планомерная работа по техническому перевооружению, вне-
дрению новой техники и технологий, строительству современных технологических
комплексов добычи угля:
развивается сеть монорельсовых дизелевозных дорог;
внедряются локальные сети систем геодинамического и сейсмического контроля;
проходческие забои оснащаются современной техникой, позволяющей совме-
щать резание, погрузку и крепление выработки в одном рабочем цикле;
внедрена система мониторинга работы подземных машин и механизмов, обеспе-
чивающая сбор, архивацию, передачу и визуализацию данных о работе механизмов;
на предприятия поступает горно-шахтное оборудование нового поколения. В
настоящее время Ростехнадзором осуществляется контроль за реализацией требо-
ваний по оснащению шахт угольной отрасли многофункциональными системами
безопасности.
116
На угледобывающих предприятиях действуют многофункциональные системы
безопасности, которые осуществляют контроль не только за рудничной атмосфе-
рой, аэрологическими параметрами, но и за состоянием массива угля и горных по-
род, горных выработок, связи, технологического оборудования, персонала угольной
шахты, системами и средствами обеспечения промышленной безопасности. По су-
ществу, внедрение многофункциональных систем безопасности является модерни-
зацией существующих на шахтах автоматизированных систем управления АСУ ТП.
Снижение показателей аварийности и травматизма связано прежде всего с про-
водимыми Правительством Российской Федерации и Ростехнадзором мероприя-
тиями по актуализации действующих требований безопасности ведения работ, свя-
занных с пользованием недрами.
За 2011-2018 годы в законодательство Российской Федерации внесены измене-
ния, ужесточающие требования безопасности и административные наказания в от-
ношении нарушителей этих требований.
На угольных шахтах для управления газовыделением высокопроизводительных
очистных забоев широко начала применяться дегазация. Автоматизированные си-
стемы управления производством, газоаналитические системы, системы газовой
защиты, системы сейсмического контроля и т.п. объединяются в многофункцио-
нальные системы безопасности, что позволяет автоматизировать управление про-
мышленной безопасностью, минимизировать количество ошибок, вызванных че-
ловеческим фактором.
Организация дистанционного контроля
Ростехнадзор в 2016 году совместно с АО «СУЭК», ЗАО «Российская корпорация
средств связи», ООО «Научно-исследовательский институт прикладной математи-
ки и сертификации» приступил к реализации пилотного проекта по разработке про-
тотипа системы дистанционного контроля промышленной безопасности опасных
производственных объектов на участке АО «СУЭК-Кузбасс» шахты «Комсомолец».
В соответствии с планом работ по реализации проектно-изыскательской рабо-
ты «Разработка прототипа системы дистанционного контроля промышленной без-
опасности опасных производственных объектов на пилотном участке АО «СУЭК-
Кузбасс» шахта «Комсомолец» объектами дистанционного контроля на первом эта-
пе (2016-2017 годах) были выбраны системы контроля:
стационарных вентиляторных и газоотсасывающих установок;
водоотливных установок;
пожарного водоснабжения;
электроснабжения шахты;
газодинамических явлений;
вентиляторов местного проветривания.
За 2016-2017 годы были выполнены следующие работы:
для главных вентиляторных, газоотсасывающих и дегазационных установок раз-
работаны каталоги параметров мониторинга, каталоги сигналов о состоянии техно-
логического процесса, структурно-логические схемы и мнемосхемы;
разработано техническое решение по реализации прототипа «Системы дистан-
ционного контроля параметров безопасности» на пилотном участке АО «СУЭК-
Кузбасс»;
разработаны Концептуальные положения по повышению промышленной без-
опасности ОПО угольной отрасли на основе внедрения Системы дистанционного
контроля параметров безопасности, прогнозирования и управления рисками;
117
разработана Методика и алгоритм анализа статистических данных о работе техни-
ческих устройств в технологическом процессе пилотного участка АО «СУЭК-Кузбасс»;
разработаны протокол информационно-технического взаимодействия, регла-
мент передачи технологического видеонаблюдения, программное обеспечение ин-
формационного взаимодействия прототипа Системы дистанционного контроля па-
раметров безопасности и АО «СУЭК-Кузбасс»;
в сети единого диспетчерско-аналитического центра АО «СУЭК-Кузбасс» уста-
новлен программный продукт «Зодиак»;
проведены автономное тестирование и комплексная отладка аппаратно-про-
граммных средств пилотного участка Системы дистанционного контроля параме-
тров безопасности.
В 2018 году к уже имеющимся объектам контроля были добавлены системы:
аэрогазового контроля;
определения местоположения персонала в горных выработках шахты;
поиска и обнаружения людей, застигнутых аварией;
контроля и управления теплоснабжением шахты;
контроля безопасной эксплуатации очистных и проходческих комбайнов;
обнаружения экзогенных пожаров.
В настоящее время система дистанционного контроля промышленной безопасности
опасных производственных объектов на участке АО «СУЭК-Кузбасс» шахты «Комсо-
молец» работает в тестовом режиме, происходит сбор информации и наработка резуль-
татов взаимодействия элементов системы. После завершения всех работ по доработке
системы дистанционного контроля по всему множеству опасностей и дестабилизиру-
ющих факторов шахты «Комсомолец» будут определены и обоснованы риски, сбалан-
сированные меры эффективного управления рисками для предупреждения аварийных
ситуаций путем решения в реальном времени оптимизационных задач, выработаны
научно обоснованные рекомендации и меры по оперативному снижению риска нару-
шения безопасности на поднадзорных объектах (при признании риска недопустимым)
для изменения неблагоприятно складывающихся условий их функционирования.
Общественный контроль на опасных производственных объектах угольной про-
мышленности
Создание общественного контроля на ОПО введено Федеральным законом
от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных произ-
водственных объектов» (статья 16.2, часть 2).
Приказом Ростехнадзора от 2 августа 2017 года № 293 разработан и утвержден
«Порядок привлечения общественных инспекторов в области промышленной без-
опасности Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору к общественному контролю на ОПО угольной промышленности и ква-
лификационные требования к указанным инспекторам».
20 июня 2018 года создана комиссия Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору в области промышленной безопасности по
вопросам общественного контроля и определен ее состав. С этого момента комис-
сия стала постоянно действующим коллегиальным органом Ростехнадзора.
Общественные инспекторы в области промышленной безопасности обязаны:
информировать территориальный орган федерального органа исполнительной
власти в области промышленной безопасности о выявленных им нарушениях тре-
бований промышленной безопасности;
118
оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти в области
промышленной безопасности в проведении мероприятий по контролю и техниче-
ском расследовании причин аварии на ОПО.
Общественные инспекторы в области промышленной безопасности вправе:
осуществлять наблюдение за соблюдением организациями, эксплуатирующими
ОПО, требований промышленной безопасности;
представлять организациям, эксплуатирующим ОПО, предложения об устране-
нии нарушений требований промышленной безопасности;
принимать участие в мероприятиях по контролю, проводимых федеральным ор-
ганом исполнительной власти в области промышленной безопасности, и техниче-
ском расследовании причин аварии на ОПО.
В качестве пилотного проекта организована работа по участию общественных
инспекторов в проверках в отношении ОПО I класса опасности (подземные гор-
ные работы). Показательным примером служат результаты работы по привлечению
общественных инспекторов к участию в контрольно-надзорных мероприятиях Си-
бирского управления Ростехнадзора. В 2018 году общественные инспекторы участ-
вовали в контрольно-надзорных мероприятиях на 38 шахтах Кузбасса.
Планируется привлечение общественных инспекторов к проверкам угольных
разрезов и фабрик по переработке угля.
Нормо-творческая деятельность
После аварии, произошедшей в 2010 году на шахте «Распадская», Ростехнадзо-
ром в период 2011-2018 годов утверждено 59 нормативных правовых актов по во-
просам промышленной безопасности и безопасности ведения горных работ в уголь-
ной отрасли.
Центральным аппаратом Ростехнадзора (Управлением по надзору в угольной
промышленности) в 2018 году внесены изменения в следующие федеральные нор-
мы и правила:
Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных про-
изводственных объектах, на которых ведутся горные работы, утвержденная прика-
зом Ростехнадзора от 31 октября 2016 года № 449 (приказ Ростехнадзора от 21 мар-
та 2018 года № 120, зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2018 года,
рег. № 50822);
отдельные федеральные нормы и правила в области промышленной безопасно-
сти, устанавливающие требования при добыче угля подземным способом (приказ
Ростехнадзора от 25 сентября 2018 года № 459, зарегистрирован Минюстом России
17 октября 2018 года, рег. № 52445).
Приказом Ростехнадзора от 6 декабря 2018 года № 604 признаны не подлежащи-
ми применению на территории Российской Федерации некоторые нормативные
правовые акты СССР, устанавливающие требования в области промышленной без-
опасности при добыче угля подземным способом.
Основные проблемы
В настоящее время в условиях интенсивного внедрения зарубежной горновые-
мочной техники, старения основных производственных фондов, недостаточного
развития отечественного угольного машиностроения наиболее остро ощущаются
проблемы, связанные с проработкой новых технических и технологических реше-
ний, направленных на совершенствование промышленной безопасности. Отсутст-
119
вие полноценной испытательной базы не в полной мере позволяет моделировать
процессы, негативное развитие которых определяет наличие рисков аварий, выз-
ванных газодинамическими, геомеханическими, сейсмическими факторами.
Высокая доля пластов, разрабатываемых в особо опасных горно-геологических
условиях, требует специального профессионального отбора специалистов для управ-
ления горным производством. Отсутствие критериев для занятия вакансий управ-
ленческих должностей, системы повышения квалификации и переквалификации
руководителей и специалистов горного производства приводит к снижению про-
фессионального уровня руководителей горного производства, ограничению компе-
тенции, делегированию полномочий по осуществлению руководства горными ра-
ботами и производственным контролем на исполнителей, не обладающих правами
по принятию управленческих решений.
Продвижение в промышленность новых технологий, новых материалов также
выводит на первый план проблему допуска приборов, оборудования и материалов
к применению в шахтах, опасных по газу метану. Отсутствие однозначных требова-
ний технического регулирования по подтверждению соответствия позволяет тол-
кование, которое из-за недостатка в среде управленцев угледобывающих компаний
горных инженеров-электромехаников, горных инженеров-технологов привело к ис-
пользованию в шахтах и рудниках технических устройств с недостаточным уровнем
взрывозащиты, а в некоторых случаях бытовых приборов, инструментов и материа-
лов с неподтвержденными взрывозащитными электростатическими и антипироген-
ными свойствами.
Старение кадров в территориальных управлениях Ростехнадзора в условиях не-
популярности горных специальностей, низкой заработной платы инспекторско-
го состава, в отсутствии возможности подтверждения льготного стажа не позволя-
ет осуществлять замещение инспекторов горного надзора, выходящих на пенсию.
2.2.7.2. Горнорудная и нерудная промышленность, объекты подземного строи-
тельства
Государственный горный надзор в течение 2018 года осуществлялся на объектах
добычи, переработки минерального сырья и объектах подземного строительства,
данные о которых представлены в табл. 36.
Таблица 36
Опасные производственные объекты горной отрасли
Наименование объекта
Итого
Горнодобывающие организации
п/п
1
Количество поднадзорных
2402
160
141
518
89
1390
104
опасных производствен-
ных объектов, в том числе:
1.1
подземных рудников (шахт)
165
46
15
74
16
10
4
1.2
карьеров
1834
76
89
327
55
1286
1
1.3
обогатительных, дробиль-
275
35
32
100
17
91
но-сортировочных, агло-
мерационных фабрик
120
Наименование объекта
Итого
Горнодобывающие организации
п/п
1.4
объектов подземного стро-
99
3
5
91
ительства
1.5
объектов использования
29
17
1
3
8
недр в целях, не связанных
с добычей полезных иско-
паемых
Эксплуатацию указанных в табл. 38 объектов осуществляли 1337 организаций.
Сведения о распределении поднадзорных опасных производственных объектов
(ОПО) различных классов опасности по видам полезных ископаемых, типам объек-
тов и территориальным органам горного надзора представлены в табл. 37-39. В го-
сударственном реестре опасных производственных объектов на 1 января 2019 года
зарегистрировано 2402 объекта горнорудной и нерудной промышленности, из них:
I класса опасности — 62 ОПО (3 %);
II класса опасности — 549 ОПО (23 %);
III класса опасности — 1539 ОПО (64 %);
IV класса опасности — 252 ОПО (10 %).
Наибольшее количество зарегистрированных ОПО эксплуатируется при добыче
строительных материалов — 1390 ОПО (58 %) и драгоценных металлов и камней —
518 (22 %). Наибольшее количество объектов I класса опасности зарегистрировано
по добыче руд для цветной металлургии (22 ОПО) и в химической промышленно-
сти (13 ОПО).
Таблица 37
Распределение опасных производственных объектов по видам полезных ископаемых
Опасные производственные
Итого
Горнодобывающие организации
п/п
объекты по классам
опасности
1
Объекты добычи полезных
2402
160
141
518
89
1390
104
ископаемых всего, в том чи-
сле:
1.1
I класса опасности
62
22
8
7
13
6
6
1.2
II класса опасности
549
49
46
220
15
130
89
1.3
III класса опасности
1539
80
85
235
53
1086
1.4
IV класса опасности
252
9
2
56
8
168
9
Большую часть ОПО составляют карьеры (76 %) и обогатительные фабрики
(11 %). ОПО I класса опасности представлены подземными рудниками и объекта-
ми подземного строительства.
121
Таблица 38
Распределение опасных производственных объектов по типам объектов
Опасные производственные
Итого
Классы опасности
п/п
объекты по типам
I класс
II класс
III класс
IV класс
1
Количество поднадзорных
2402
62
549
1539
252
опасных производственных
объектов, в том числе:
1.1
подземных рудников (шахт)
165
56
109
1.2
карьеров
1834
326
1264
244
1.3
обогатительных, дробильно-
275
275
сортировочных, агломераци-
онных фабрик
1.4
объектов подземного строи-
99
6
93
тельства
1.5
объекты использования недр
29
21
8
в целях, не связанных с добы-
чей полезных ископаемых
Максимальное количество поднадзорных ОПО зарегистрировано в Уральском —
328 (14 % от общего числа) и Енисейском — 276 (11 %) управлениях. Наибольшее
количество ОПО I класса опасности находится под надзором Уральского (17) и За-
падно-Уральского (13) управлений.
Таблица 39
Распределение опасных производственных объектов по территориальным органам
Наименование территориального
Итого
Классы опасности
управления
I класс
II класс
III класс
IV класс
Верхне-Донское
36
0
17
17
2
Волжско-Окское
25
1
3
19
2
Дальневосточное
229
5
52
102
70
Енисейское
276
1
63
204
8
Забайкальское
179
4
31
71
73
Западно-Уральское
167
13
33
96
25
Кавказское
42
1
4
22
15
Крымское
4
0
2
1
1
Ленское
241
4
50
186
1
Межрегиональное технологиче-
89
7
62
20
0
ское
Нижне-Волжское
47
0
5
38
4
Печорское
9
0
2
5
2
Приволжское
14
1
3
6
4
Приокское
141
1
20
117
3
Сахалинское
35
0
1
34
0
Северо-Восточное
57
0
31
24
2
Северо-Западное
215
4
83
125
3
Северо-Кавказское
93
0
14
72
7
Северо-Уральское
18
0
3
11
4
122
Наименование территориального
Итого
Классы опасности
управления
I класс
II класс
III класс
IV класс
Сибирское
99
3
16
67
13
Средне-Поволжское
12
0
3
9
0
Уральское
328
17
36
263
12
Центральное
46
0
15
30
1
Итого:
2402
62
549
1539
252
Государственный горный надзор в соответствии с требованиями федерального
законодательства о недрах осуществлялся и на площадках, исключенных из катего-
рии опасных производственных объектов. К их числу относятся объекты, на кото-
рых ведутся горные работы, связанные с добычей общераспространенных полезных
ископаемых и разработкой россыпных месторождений, осуществляемые открытым
способом без применения взрывных работ.
Объем добычи горной массы на опасных производственных объектах горной от-
расли по сравнению с предшествовавшим отчетным периодом увеличился на 5 % и
составил 1 357,7 млн м3 (в 2017 году — 1 284,4 млн м3), из них:
открытым способом — 1 281,8 млн м3 (в 2017 году — 1 207,6 млн м3);
подземным способом — 75,9 млн м3 (в 2017 году— 76,8 млн м3).
Общее количество работающих на опасных производственных объектах отрасли
составило 226 тыс. человек (в 2017 году — 246 тыс. человек).
Данные об объемах добычи горной массы, смертельного травматизма и аварий-
ности приведены на рис. 11.
Рис. 11. Динамика изменения объемов добычи горной массы, смертельного травматизма
и аварийности 2001-2018 годах
123
В отчетном периоде показатель аварийности не увеличился и сохранился на уров-
не 2017 года (4 аварии), а показатели травматизма снизились: группового — с 7 до
6 случаев, а смертельного — с 56 до 35.
В 2018 году даже с учетом аварии с групповым смертельным несчастным случаем,
приведшей к гибели 9 горняков, зафиксирован минимальный уровень смертельно-
го травматизма за все предшествующие годы.
Распределение аварий по видам работ, месторождениям полезных ископаемых
и видам происшествий, а также сведения о численности травмированных работни-
ков при авариях отражены в табл. 40-43.
Таблица 40
Сведения о случаях аварийности, травматизма и ущербе от аварий
Наименование
Горнорудная отрасль
2017 г.
2018 г.
Аварии
4
4
Смертельный травматизм
56
35
Групповой травматизм
7
6
Сумма ущерба от аварий, млн руб.
10 333,8
6,323
Таблица 41
Аварийность на горных предприятиях по видам работ
Год
Количество аварий по видам работ
Открытые
Подземные
Дробильно-
Итого
обогатительные
фабрики
2018
4
4
2017
4
4
Таблица 42
Распределение аварий по месторождениям полезных ископаемых
Добыча руды
2017 г.
2018 г.
Черная металлургия
1
1
Цветная металлургия
2
2
Драгметаллы и драгоценные камни
1
Химическое сырье
1
Всего:
4
4
Аварии произошли в результате разрушения горной техники и подъемных
устройств (3 аварии) и в результате пожара (1 авария).
Таблица 43
Распределение аварий по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
2017 г.
2018 г.
Затопление
1
Пожар
1
1
Разрушение технических устройств
2
3
Всего:
4
4
124
В результате 3 аварий произошли несчастные случаи на производстве. Пострадало
12 человек, в том числе погибло — 10, тяжело травмировано — 2 человека (табл. 44).
Сократилось общее количество работников, травмированных в результате ава-
рий, с 15 до 12, в том числе с 12 до 10 со смертельным исходом и с 3 до 2 с тяжелым
травмированием.
Таблица 44
Численность работников, травмированных в результате аварий
Добыча руды
Количество
Количество травмированных работников
аварий
Всего
со смер-
с тяжелым
с легким
со случаями
тельным ис-
травмирова-
травмирова-
травматизма
ходом
нием
нием
2018 год
3
12
10
2
Черная металлургия
1
1
1
Цветная металлургия
1
2
2
Химическое сырье
1
9
9
2017 год
2
15
12
3
Драгметаллы
1
8
8
Цветная металлургия
1
7
4
3
Количество аварий по классам опасности объектов распределилось следующим
образом: на объектах I класса опасности произошло 2 аварии, на объектах II клас-
са опасности — 2 (табл. 45).
Таблица 45
Распределение случаев аварийности по классам опасности объектов
Классы опасности
2017 г.
2018 г.
Всего
I класс
2
2
4
II класс
2
2
4
III класс
IV класс
Итого:
4
4
8
Обстоятельства и причины аварий
27 февраля 2018 года в подземном руднике АО «Евраз Качканарский горно-обо-
гатительный комбинат» произошла авария, сопровождавшаяся смертельным случа-
ем. При выполнении работ по натяжению напорного каната произошло разруше-
ние металлоконструкций и обрушение стрелы экскаватора, в результате чего выр-
вало канат, которым была нанесена смертельная травма помощнику машиниста.
Причины аварии:
низкий уровень производственного контроля;
произведена замена ковша экскаватора на более объемный, не согласованная с
изготовителем, что предопределило развитие трещин и коррозии на металлокон-
струкциях стрелы;
эксплуатация техники с неисправным предохранительным устройством, что при-
вело к выходу каната.
19 марта 2018 года в подземной выработке ПАО «Гайский ГОК» произошла ава-
рия с групповым несчастным случаем. На штольневом подъемнике вышел из строя
125
динамический тормоз, из-за чего при спуске произошло резкое ускорение движения
устройства, перешедшее в падение, в результате удара о почву выработки подъем-
ник разрушился, а находившиеся в кабине проходчики получили тяжелые травмы.
Причины аварии:
низкий уровень производственного контроля;
эксплуатация техники с неисправными затормаживающим и предохранитель-
ным устройствами.
18 ноября 2018 года в подземной выработке ПАО «Гайский ГОК» произошла ава-
рия. В результате возгорания разрушен шахтный самосвал.
Причины аварии:
низкий уровень производственного контроля;
эксплуатация горной техники с неисправной электропроводкой.
22 декабря 2018 года при строительстве шахтного ствола ПАО «Уралкалий» про-
изошла авария с групповым смертельным случаем.
При бетонировании ствола произошло возгорание элементов опалубки и пожар,
в результате которого 9 находившихся в выработке человек получили смертельное
отравление угарным газом.
Причины расследуются.
Аварии при ведении горных работ произошли на объектах, поднадзорных Запад-
но-Уральскому управлению (3 аварии) и Уральскому управлению (1 авария).
Сведения по групповому травматизму в 2017-2018 годах представлены в табл. 46.
Таблица 46
Сведения по групповому травматизму в 2017-2018 годах
Год, отрасль
Количество
Количество пострадавших
случаев
всего
со смер-
с тяжелым
с легким
тельным ис-
травмирова-
травмирова-
ходом
нием
нием
2018 год
6
19
12
4
3
Цветная металлургия
3
6
1
3
2
Драгметаллы
1
2
1
1
Черная металлургия
1
2
1
1
Химическое сырье
1
9
9
2017 год
7
28
18
9
1
Драгметаллы
2
10
9
1
Цветная металлургия
5
18
9
8
1
Примеры групповых несчастных случаев.
2 апреля 2018 года при проведении работ в наклонной горной выработке АО «Сев-
уралбокситруда» находившийся в кресле моноканатной дороги электрослесарь при
передаче емкости с краской встал, потерял равновесие, упал на стоящего внизу ра-
ботника, в результате чего они получили травмы тяжелой и легкой степени.
Причины несчастного случая:
низкий уровень производственного контроля;
перевозка материалов при движении на моноканатной дороге.
13 июня 2018 года на подземном руднике ОАО «СИБИРЬ — ПОЛИМЕТАЛЛЫ»
проходчики, находясь в незакрепленной части подземной горной выработки, были
травмированы обрушившейся горной массой.
126
Причины несчастного случая:
неудовлетворительная организация работ при изменении горно-геологических
условий;
не приняты меры по обеспечению устойчивости выработок, проходимых в зонах
тектонических нарушений, по расчету для таких зон параметров крепи и разработ-
ке паспортов крепления.
15 августа 2018 года на подземном участке ОАО «Богословское рудоуправление» при
производстве работ по креплению неликвидированного закола двое проходчиков были
придавлены отслоившимся куском горной массы, получив смертельную и легкую травмы.
Причиной несчастного случая является низкий уровень производственного
контроля (лицо технического надзора, установив невозможность ликвидации за-
кола, не остановило работы, не был организован вывод людей из опасной зоны).
Групповые несчастные случаи произошли на объектах I и II классов опасности
(табл. 47).
Таблица 47
Распределение случаев группового травматизма по классам опасности объектов
Классы опасности
2017 г.
2018 г.
Всего
I класс
4
3
7
II класс
3
2
5
III класс
IV класс
Итого:
7
5
12
В отчетном периоде по сравнению с предшествующим годом количество смер-
тельных несчастных случаев сократилось с 56 до 35 (табл. 48).
Таблица 48
Сведения о травматизме по видам работ
Год
Количество несчастных случаев по видам работ
Открытые
Подземные
Дробильно-обога-
Итого
тительные фабрики
2018
2
31
2
35
6 %
88 %
6 %
100 %
2017
13
38
5
56
23 %
68 %
9 %
100 %
В 2018 году основная доля смертельного травматизма приходится на подземные
работы.
Наибольшее количество смертельных несчастных случаев произошло на объек-
тах добычи руд драгоценных металлов и камней, цветных металлов, а также на объ-
ектах агрохимического комплекса (табл. 49).
Высокий уровень смертельного травматизма связан с тем, что разработка части
месторождений золота и цветных металлов осуществляется старательскими артеля-
ми и обществами с ограниченной ответственностью (ООО), в том числе с иностран-
ным (китайским) персоналом.
Для таких организаций нормативными документами не предусматривается на-
личие специально назначенного работника, ответственного за производственный
контроль, так как количество работников, занятых на ОПО, — менее 150 человек.
127
Таблица 49
Распределение случаев травматизма по отраслям горной промышленности
в 2017-2018 годах
Год
Количество несчастных случаев в горной отрасли
Черная
Цветная
Драгоцен-
Строитель-
Строи-
Агрохи-
Атом-
Итого
метал-
метал-
ные метал-
ные мате-
тельный
мический
ная
лургия
лургия
лы и камни
риалы
ком-
комплекс
энерге-
плекс
тика
2018
5
8
10
0
2
9
1
35
14 %
23 %
29 %
0 %
6 %
25 %
3 %
100 %
2017
7
15
24
5
4
1
56
12 %
27 %
43 %
9 %
7 %
2 %
100 %
Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля,
обычно возлагаются на технического руководителя работ, на котором замыкаются
также все производственные вопросы, и в первую очередь выполнение плана.
В такой ситуации для технического руководителя неизбежен «внутренний кон-
фликт» между необходимостью роста производственных показателей и соблюдения
требований промышленной безопасности. Приоритетом становятся производствен-
ные показатели, что приводит к снижению качества производственного контроля и
является причиной несчастных случаев.
При анализе распределения смертельных случаев по травмирующим факторам
установлено, что большинство их произошло в результате обрушения горной мас-
сы. Наиболее часто обрушения горной массы, вызвавшие гибель работников, про-
исходят на объектах добычи драгметаллов, эксплуатируемых малыми и средними
предприятиями.
По сравнению с предшествующим периодом сократилось количество смертель-
ных случаев при работе на транспорте и с механическими устройствами. Увеличи-
лось количество жертв в результате падения с высоты.
В связи с аварией, повлекшей случай группового травматизма на подземном объ-
екте ПАО «Уралкалий», возросло количество жертв в результате отравления продук-
тами горения (табл. 50).
Таблица 50
Распределение несчастных случаев по травмирующим факторам в 2017- 2018 годах
Год
Количество несчастных случаев по травмирующим факторам
Об-
Работа
Взрыв,
Работа
Пора-
Отравле-
Паде-
Прочие
Итого
руше-
на тран-
пожар
с меха-
жение
ние про-
ние с
(уто-
ние
спорте
низмами
элек-
дуктами
высоты
пление)
триче-
горения,
ством
ожог
2018
13
3
2
1
10
6
35
37 %
9 %
6 %
3 %
28 %
17 %
100 %
2017
23
8
7
12
1
1
3
1
56
41 %
14 %
13 %
21 %
2 %
2 %
5 %
2 %
100 %
Анализ случаев смертельного травматизма показывает, что основной причиной
128
аварий и несчастных случаев на производстве продолжает оставаться «человеческий
фактор», большинство причин случаев аварийности и производственного травма-
тизма являются организационными.
В отчетном периоде, как и в предшествующем, зарегистрировано значительное
количество случаев смертельного травматизма, связанного с грубыми нарушения-
ми трудовой дисциплины. По результатам анализа актов расследования смертель-
ных несчастных случаев, произошедших при ведении горных работ, установлено,
что причиной 7 (20 %) из них явилось грубое нарушение трудовой дисциплины по-
страдавшими.
Смертельные несчастные случаи, произошедшие с работниками, находившими-
ся в состоянии алкогольного опьянения, свидетельствуют о неудовлетворительном
состоянии трудовой дисциплины в поднадзорных организациях.
В эксплуатирующих организациях отсутствует система проведения предсменно-
го медицинского контроля (обследования) работников. Должностные лица сменно-
го технического надзора ненадлежащим образом исполняют прямые должностные
обязанности по пресечению случаев нахождения работников в состоянии алкоголь-
ного опьянения при исполнении производственных заданий.
Особенно тревожно складывалась ситуация на объектах I класса опасности.
В государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрировано
62 объекта горнорудной отрасли, отнесенные к I классу опасности, что составляет
3 % от общего количества поднадзорных объектов (табл. 51).
Таблица 51
Распределение случаев смертельного травматизма по классам опасности
поднадзорных объектов в 2016-2018 годах
Классы опасности объектов
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Всего
I класс
15
29
10
54
II класс
21
17
23
61
III класс
3
9
1
13
IV класс
1
1
2
Итого:
39
56
35
130
На относительно малочисленных объектах I класса опасности в течение 2016-
2018 годов произошло 6 аварий, что составило 50 % от их общего числа (12), а случа-
ев смертельного травматизма зарегистрировано 54, что соответствует 42 % от их об-
щего числа (130). В 2017 году по сравнению с предыдущим годом количество смер-
тельных случаев, зарегистрированных на объектах I класса, существенно возросло
и стало преобладающим (52 % от общего числа).
Благодаря мерам, принятым Ростехнадзором (Управлением горного надзора) и
территориальными органами, уровень смертельного травматизма на объектах I клас-
са опасности по итогам 2018 года снизился (с 29 до 10 случаев, с 43 % до 24 %) по
сравнению с 2017 годом.
Наибольшее количество случаев аварийности и смертельного травматизма про-
изошло на опасных производственных объектах, поднадзорных Западно-Уральско-
му управлению. Значительное количество случаев аварийности и травматизма до-
пущено на объектах, поднадзорных Уральскому управлению. Отмечен рост аварий-
ности и травматизма на объектах, поднадзорных Западно-Уральскому управлению,
Уральскому управлению. Не допущено случаев аварийности, группового и смер-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..