ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 6

 

 

81
ки дозиметрической аппаратуры с встроенными источниками). Активность радио-
нуклидов в источниках указанных приборов составляет до 3,7·1011 Бк;
РИТЭГи, содержащие радионуклидные источники тепла (далее — РИТ) на ос-
нове радионуклида Sr-90.
Всего в 2018 году под надзором Ростехнадзора (МТУ ЯРБ) находилось 2279 ор-
ганизаций, из которых 1072 имеют лицензии на осуществление деятельности в об-
ласти использования атомной энергии в отношении радиационно опасных объек-
тов (далее — РОО), а 1207 зарегистрированы в качестве организаций, осуществля-
ющих эксплуатацию РИ, содержащих в своем составе только ЗРИ IV и V категорий
радиационной опасности.
Распределение общего числа поднадзорных организаций по МТУ ЯРБ представ-
лено в табл. 20. Распределение действующих лицензий в процентном соотношении
от общего числа действующих лицензий по видам деятельности, на которые они вы-
даны, представлено в табл. 21.
Таблица 20
Распределение общего числа поднадзорных организаций по МТУ ЯРБ
МТУ ЯРБ
Волж-
Дон-
Северо-
Ураль-
Цент-
МТУ ЯРБ
Всего
ское
ское
Европей-
ское
ральное
Сибири и
МТУ
МТУ
ское МТУ
МТУ
МТУ
Дальнего
Показатель
ЯРБ
ЯРБ
ЯРБ
ЯРБ
ЯРБ
Востока
Общее число поднадзор-
444
239
305
258
593
440
2279
ных организаций, в том
числе:
Имеющих лицензии на
152
87
159
168
343
163
1072
право деятельности в об-
ласти использования
атомной энергии в отно-
шении РОО
Осуществляющих экс-
292
152
146
90
250
277
1207
плуатацию РИ, содержа-
щих в своем составе толь-
ко ЗРИ 4 и 5 категорий
радиационной опасности
Таблица 21
Распределение действующих лицензий в процентном соотношении от общего числа
действующих лицензий по видам деятельности, на которые они выданы
Вид деятельности
1,71 %
5,14 %
69,74 %
0,49 %
9,05 %
6,53 %
3,34 %
1,39 %
1,79 %
0,82 %
82
Около половины поднадзорных организаций составляют промышленные пред-
приятия и компании нефтегазового комплекса, около 15 % — научно-исследова-
тельские организации, около 20 % — медицинские учреждения, остальные — ор-
ганизации, выполняющие работы и оказывающие услуги для эксплуатирующих
организаций, и организации, относящиеся к учреждениям сферы образования,
транспортным и сельскохозяйственным организациям, воинским частям и органи-
зациям Минобороны России.
Около 70 % поднадзорных организаций имеют ведомственную принадлежность:
Госкорпорация «Росатом», Минобороны России, Министерство здравоохранения
Российской Федерации, МЧС России, ФТС России, Министерство образования
Российской Федерации и др.
Распределение общего количества РИ и ПХ РВ и РАО в поднадзорных организа-
циях по МТУ ЯРБ представлено в табл. 22. Распределение общего количества РИ,
ПХ РВ и РАО в поднадзорных организациях по субъектам Российской Федерации-
представлено в табл. 23.
Таблица 22
Распределение общего количества РИ и ПХ РВ и РАО в поднадзорных организациях
по МТУ ЯРБ
Количество
Волж-
Дон-
Северо-Ев-
Ураль-
Цент-
МТУ ЯРБ
Всего
ское
ское
ропейское
ское
раль-
Сибири и
МТУ
МТУ
МТУ ЯРБ
МТУ
ное МТУ
Дальнего
ЯРБ
ЯРБ
ЯРБ
ЯРБ
Востока
РИ, в которых содер-
68
43
127
53
696
42
1029
жатся РВ (ОРИ) с ак-
тивностью, соответст-
вующей:
I классу работ с РВ
1
6
22
29
(ОРИ)
II классу работ с РВ
48
31
80
29
483
24
695
(ОРИ)
III классу работ с РВ
20
11
41
24
191
18
305
(ОРИ)
Количество РИ, в ко-
16456
4298
1734
33348
4704
2608
63148
торых содержатся
ЗРИ, в том числе:
I категории
42
33
22
19
263
42
421
II категории
95
146
91
147
137
18
634
III категории
584
49
188
651
400
190
2062
IV категории
1137
185
673
1697
1210
786
5688
V категории
14598
3885
760
30834
2694
1572
54343
Итого РИ*
16524
4341
1861
33401
5400
2650
64177
ПХ РВ и РАО
199
53
150
155
14
187
758
* Cуммарно РИ (комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий) в подразделениях поднадзорных
организаций.
83
Таблица 23
Распределение общего количества РИ, ПХ РВ и РАО в поднадзорных организациях
по субъектам Российской Федерации
Субъект
Суммарное ко-
Количество РИ, в ко-
Количество РИ,
Коли-
Российской
личество РИ
торых содержатся
в которых со-
чество
Федерации
(комплексов,
РВ (ОРИ) с активно-
держатся ЗРИ, в
ПХ РВ
установок, аппа-
стью, соответствую-
том числе:
и РАО
ратов, оборудо-
щей:
вания и изделий)
I клас-
II и III
I-III
IV-V
в подразделени-
су ра-
классам
катего-
катего-
ях поднадзорных
бот с РВ
работ с РВ
рий
рий
организаций
(ОРИ)
(ОРИ)
Пензенская область
268
2
2
264
11
Республика Мордовия
76
14
6
56
9
Республика Башкор-
251
8
52
191
37
тостан
Пермский край
247
4
33
210
13
Оренбургская область
336
1
24
311
17
Нижегородская об-
193
5
50
138
15
ласть
Кировская область
58
1
6
51
5
Республика Татарстан
1160
12
73
1075
41
Республика Чувашия
96
1
5
90
3
Республика Марий Эл
1911
2
1909
7
Ульяновская область
745
2
1
742
9
Самарская область
783
6
380
397
15
Саратовская область
9955
11
71
9873
14
Удмурдская Республика
445
1
16
428
8
Воронежская область
1260
4
15
1241
4
Ростовская область
399
1
6
59
333
14
Краснодарский край
1269
3
35
1231
6
Республика Адыгея
9
0
6
3
Ставропольский край
651
20
10
621
9
Республика Дагестан
106
4
102
2
Ингушская Республика
16
1
15
Кабардино-Балкар-
44
3
41
ская Республика
Карачаево-Черкесская
1
0
1
Республика
Республика Северная
97
2
95
1
Осетия — Алания
Чеченская Республика
115
115
1
Волгоградская область
296
4
88
204
12
Астраханская область
46
5
4
37
4
Республика Калмыкия
32
1
31
Архангельская область
39
3
8
28
17
Ненецкий автоном-
7
2
5
1
ный округ
84
Субъект
Суммарное ко-
Количество РИ, в ко-
Количество РИ,
Коли-
Российской
личество РИ
торых содержатся
в которых со-
чество
Федерации
(комплексов,
РВ (ОРИ) с активно-
держатся ЗРИ, в
ПХ РВ
установок, аппа-
стью, соответствую-
том числе:
и РАО
ратов, оборудо-
щей:
вания и изделий)
I клас-
II и III
I-III
IV-V
в подразделени-
су ра-
классам
катего-
катего-
ях поднадзорных
бот с РВ
работ с РВ
рий
рий
организаций
(ОРИ)
(ОРИ)
Республика Коми
69
15
54
20
Вологодская область
77
1
4
72
7
г. Санкт-Петербург
749
6
72
95
576
65
Ленинградская область
225
9
31
185
7
Республика Карелия
17
1
4
12
3
Новгородская область
18
2
2
14
Псковская область
15
2
5
8
1
Калининградская об-
87
8
29
50
7
ласть
Мурманская область
558
23
106
429
20
Алтайский край
49
1
6
42
9
Республика Алтай
5
5
2
Иркутская область
91
5
19
67
26
Кемеровская область
373
1
37
335
5
Красноярский край
1370
2
107
1261
29
Республика Хакасия
56
56
3
Республика Тыва
63
1
62
3
Омская область
226
3
5
218
1
Томская область
53
11
9
33
5
Забайкальский край
30
1
2
27
1
Республика Бурятия
22
2
1
19
2
Новосибирская область
65
4
12
49
5
Норильский промыш-
16
2
14
2
ленный район
Республика Саха
20
1
5
14
14
(Якутия)
Хабаровский край
78
4
18
56
19
Амурская область
18
1
2
15
9
Еврейская автономная
5
5
3
область
Приморский край
51
3
8
40
19
Сахалинская область
20
1
6
13
16
Камчатский край
22
1
9
12
8
Магаданская область
14
1
1
12
6
Чукотский автоном-
3
3
ный округ
Свердловская область
30245
21
211
30013
79
Тюменская область
168
10
4
154
4
Ханты-Мансийский
973
4
330
639
32
автономный округ
85
Субъект
Суммарное ко-
Количество РИ, в ко-
Количество РИ,
Коли-
Российской
личество РИ
торых содержатся
в которых со-
чество
Федерации
(комплексов,
РВ (ОРИ) с активно-
держатся ЗРИ, в
ПХ РВ
установок, аппа-
стью, соответствую-
том числе:
и РАО
ратов, оборудо-
щей:
вания и изделий)
I клас-
II и III
I-III
IV-V
в подразделени-
су ра-
классам
катего-
катего-
ях поднадзорных
бот с РВ
работ с РВ
рий
рий
организаций
(ОРИ)
(ОРИ)
Ямало-Ненецкий ав-
550
188
362
14
тономный округ
Челябинская область
1394
15
80
1299
21
Курганская область
71
3
4
64
2
г. Москва
1982
10
490
459
1023
5
Московская область
976
12
106
118
740
3
Калужская область
238
49
25
164
Владимирская область
29
8
4
17
Тверская область
40
9
31
1
Орловская область
28
1
3
24
Рязанская область
29
1
3
25
Тульская область
230
1
101
128
2
Липецкая область
481
4
39
438
Белгородская область
475
3
9
463
1
Тамбовская область
14
2
2
10
Ивановская область
29
2
4
23
1
Костромская область
401
2
399
Ярославская область
25
1
7
17
Смоленская область
84
1
3
80
Курская область
122
2
5
115
1
Брянская область
91
2
3
86
Республика Крым
107
1
3
103
г. Севастополь
19
1
18
На территории Российской Федерации организациями, эксплуатирующими на-
иболее потенциально опасные РИ, являются:
организации, эксплуатирующие мощные облучающие технологические установ-
ки. Основными типами таких установок являются: РВ-1200, К-20000 (60000, 120000,
200000), «Стерилизатор», «Исследователь», MPX-g-100 (20, 25М), «Пинцет», «Па-
норама», «Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1;
онкологические диспансеры Министерства здравоохранения и социального раз-
вития Российской Федерации, эксплуатирующие радиационно-терапевтические
медицинские установки различной модификации, например, типа «Агат» (Р, P1, С,
В, ВУ, ВТ, В3, В5), «Рокус» (М, МУ), «Селектрон», Teratron Elite 80, Multisours YDR,
TERAGAM K-01 и др.;
организации, применяющие в технологических процессах радиационные мето-
ды неразрушающего контроля (например, гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид»
25, 170/400, 192/120, «Стапель 5М», РИД-21);
организации, проводящие полевые геофизические исследования с использова-
нием ЗРИ;
86
организации и их подразделения, в ведении которых имеются необслуживаемые
радиоизотопные устройства, в том числе РИТЭГ, имеющие в своем составе РИТ на
основе радионуклида Sr-90. Активность каждого РИТ составляет от 4,81·1014 Бк до
4,55·1015 Бк (в зависимости от типа РИТЭГ), а в РИТЭГ может находиться от 1 до
6 РИТ;
Кроме перечисленных РИ потенциально опасными являются также:
объекты нефтедобывающих организаций, на которых осуществляется хранение
в открытом виде нефтепромыслового оборудования с отложениями солей природ-
ных радионуклидов Ra-226, Ra-228, U-238, Th-232 и K-40;
лаборатории радионуклидной диагностики, радиологические отделения и радо-
нолечебницы медицинских учреждений, где используются генераторы технеция-99
и радия-226, а также концентрированный раствор радона-222.
В 2018 году количество организаций, впервые начавших деятельность в области
использования атомной энергии, составило 127, прекративших деятельность в об-
ласти использования атомной энергии — 157 (в 2017 году — 129 и 118 организаций
соответственно). Выход организаций из-под надзора в основном связан с отказом
от деятельности по различным причинам, в частности в связи отсутствием финан-
совых возможностей осуществлять эксплуатацию РИ либо с переходом на другие
принципы контроля технологических процессов.
В табл. 24 представлено распределение по МТУ ЯРБ таких организаций.
Таблица 24
Сведения об организациях, впервые начавших и прекративших в 2018 году
деятельность в области использования атомной энергии
Волжское
Донское
Северо-Евро-
Уральское
Центральное
МТУ ЯРБ Си-
Всего
МТУ ЯРБ
МТУ ЯРБ
пейское МТУ
МТУ ЯРБ
МТУ ЯРБ
бири и Дальнего
ЯРБ
Востока
Количество организаций, впервые начавших деятельность в области использования
атомной энергии
55
29
43
127
Количество организаций, прекративших деятельность в области использования атомной
энергии
62
22
11
10
52
157
Всего в 2018 году проведено 2384 проверки (инспекции) РОО, в том числе 792 пла-
новых, 810 внеплановых и 782 в режиме постоянного государственного надзора.
Данные о количестве проверок (инспекций) РОО по каждому МТУ ЯРБ приве-
дены в табл. 25.
Таблица 25
Сведения о проверках (инспекциях) РОО, проведенных МТУ ЯРБ в 2018 году
Количество проверок (ин-
Волж-
Дон-
Северо-
Ураль-
Цент-
МТУ ЯРБ
Всего
спекций)
ское
ское
Европей-
ское
ральное
Сибири и
МТУ
МТУ
ское МТУ
МТУ
МТУ
Дальнего
ЯРБ
ЯРБ
ЯРБ
ЯРБ
ЯРБ
Востока
Плановых, из них в форме:
132
86
70
58
183
263
792
выездных
131
86
70
58
178
233
756
документарных
1
5
30
36
87
Количество проверок (ин-
Волж-
Дон-
Северо-
Ураль-
Цент-
МТУ ЯРБ
Всего
спекций)
ское
ское
Европей-
ское
ральное
Сибири и
МТУ
МТУ
ское МТУ
МТУ
МТУ
Дальнего
ЯРБ
ЯРБ
ЯРБ
ЯРБ
ЯРБ
Востока
Внеплановых, из них в
300
130
81
53
158
88
810
форме:
выездных
178
66
81
29
154
44
552
документарных
122
64
24
4
44
258
Режим постоянного госу-
285
383
15
49
8
42
782
дарственного надзора
Итого по МТУ ЯРБ:
717
599
166
160
349
393
2384
Количество нарушений, выявленных инспекторским составом при проведении
проверок (инспекций) в 2018 году, составило 1211, из них 1046 нарушений, связан-
ных с несоблюдением требований федеральных норм и правил в области исполь-
зования атомной энергии, 89 нарушений — с несоблюдением требований условий
действия лицензий, 76 нарушений — с несоблюдением требований федеральных за-
конов и постановлений Правительства Российской Федерации.
Среди нарушений основную долю составляют нарушения, связанные с:
ведением общей документации по обеспечению радиационной безопасности (да-
лее — РБ);
отсутствием плановой подготовки и проверки знаний персонала;
обеспечением контроля сроков действия разрешительных документов;
техническим состоянием и обслуживанием систем и элементов, важных для без-
опасности;
организацией физической защиты, а также учета и контроля РВ и РАО.
Основной мерой воздействия на нарушителей остается выдача предписаний на
устранение нарушений в деятельности поднадзорных организаций. Такая мера при-
менялась в случаях, когда недостатки носили организационный характер и не вли-
яли на обеспечение РБ в целом.
В 2018 году выдано 467 предписаний, содержащих 1129 пунктов.
Инспекторским составом на основании результатов инспекций использовались
предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия по при-
влечению виновных лиц к административной ответственности за нарушения зако-
нодательства в области использования атомной энергии.
В табл. 26 приведены сведения об административных штрафах, наложенных по
результатам проведенных проверок (инспекций).
Таблица 26
Сведения об административных штрафах,
наложенных по результатам проверок (инспекций)
Субъекты административной ответственности
Наложено
Количество
Сумма, тыс.руб.
Физическое лицо
30
685
Юридическое лицо
33
6253
В 2018 году выявлено 67 нарушений в работе РОО. Зафиксировано одно нару-
шение категории П-1 (радиационное происшествие) и 2 нарушения категории АТ-1
88
(авария I категории). Остальные нарушения были отнесены к категории П-2 (нера-
диационное происшествие) по классификации Федеральных норм и правил в об-
ласти использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений
при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов
хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радио-
активными веществами и радиоактивными отходами», НП-014-16 (приказ Рос-
технадзора от 15 февраля 2016 года № 49, зарегистрирован в Минюсте России 4 мая
2016 года, рег. № 41970).
Распределение нарушений по МТУ ЯРБ представлено в табл. 27.
Таблица 27
Распределение нарушений в работе РОО по МТУ ЯРБ в 2018 году
МТУ ЯРБ
Волжское
Донское
Северо-Ев-
Уральское
Централь-
МТУ ЯРБ
МТУ
МТУ
ропейское
МТУ ЯРБ
ное
Сибири и
ЯРБ
ЯРБ
МТУ ЯРБ
МТУ ЯРБ
Дальнего
Показатель
Востока
Количество зафик-
6
2
5
36
2
16
сированных нару-
шений, из них:
П-1
1
П-2
5
2
4
35
2
16
АТ-1
1
1
Как видно из табл. 26 основное количество происшествий зарегистрировано на
объектах, поднадзорных МТУ ЯРБ Сибири и Дальнего Востока и Уральскому МТУ
ЯРБ. Это связано с тем, что 54 случая из 67 нарушений при эксплуатации РИ выз-
ваны «прихватами» и обрывами каротажных снарядов, содержащих ЗРИ, в скважи-
нах на предприятиях нефтедобывающей промышленности, сконцентрированных на
территориях, поднадзорных указанным МТУ ЯРБ.
В табл. 28 показана динамика количества основных нарушений в работе радиа-
ционно опасных объектов в 2013-2018 годах.
Таблица 28
Данные об основных нарушениях в работе РОО, произошедших в 2013-2018 годах
Показатель
Годы
2013
2014
2015
2016
2017
2018
Количество нарушений,
41
33
35
39
73
67
в том числе
Количество нарушений при проведении
28
27
26
31
54
54
геофизических исследований
(68 %)
(82 %)
(76 %)
(80 %)
(74 %)
(80 %)
( % от общего количества нарушений)
Количество нарушений типа «незапла-
1
1
нированное облучение»
Количество нарушений типа «обнаруже-
5
2
4
4
7
3
ние бесхозяйных ЗРИ и (или) РВ»
Количество нарушений других типов
7
3
5
4
12
10
Количество нарушений в работе радиационно опасных объектов в 2018 году по
сравнению с 2017 годом снизилось на 10 %. При этом количество нарушений при
89
проведении геофизических исследований в скважинах нефтегазовых месторожде-
ний по сравнению с их количеством, зафиксированным годом ранее, не измени-
лось, однако по-прежнему значительно (~ в 2 раза) превышает количество таких
нарушений в 2013-2016 годах. По имеющимся данным, увеличение их количества
связано с ростом общего объема выполняемых в 2017-2018 годах геофизических ис-
следований в сложных геологических условиях и увеличением количества геофизи-
ческих исследований скважин с применением автономных скважинных геофизиче-
ских комплексов в скважинах, имеющих сложную конфигурацию (вертикальные,
вертикально-наклонные, вертикально-горизонтальные).
Основными причинами нарушений при проведении геофизических исследова-
ний являлись:
сложные геологические условия;
человеческий фактор (несоблюдение технологии подготовки скважин к иссле-
дованиям, нарушение регламента проведения работ);
отказы оборудования.
Непосредственные причины нарушений, установленные в ходе результатов рас-
следований нарушений, следующие:
геологические осложнения (подвижка пластов горных пород, изменение давле-
ния в пластах и т.п.) — 37 (68,6 %);
нарушения технологических требований при спуско-подъемных операциях бу-
рового инструмента с геофизическими приборами со стороны буровых компаний —
3 (5,6 %);
отказ или повреждение бурового оборудования (износ металла, некачественный
материал бурильных труб, недостатки при конструировании, проектировании, из-
готовлении бурильных труб) — 14 (25,8 %).
Согласно регламенту проведения геофизических работ после потери контроля
над РИ принимаются меры по его извлечению из скважины. В случае, когда не уда-
ется извлечь из скважины оборудование, содержащее ЗРИ, или дальнейшие работы
по извлечению оборудования могут привести к разгерметизации ЗРИ и выходу РВ
в окружающую среду, принимается решение о его захоронении в стволе скважины.
В скважине выше отметки, на которой произошел «прихват» оборудования с ЗРИ,
формируется один или несколько бетонных «мостов» посредством закачивания в
скважину цементного раствора.
По имеющимся данным в 15 случаях из 53 (в 28 % случаев) оборудование для гео-
физических исследований, в котором содержатся ЗРИ, захоронено в скважинах. В
связи с тем что оборудование, содержащее ЗРИ, захоронено на глубинах от несколь-
ких сотен метров до нескольких километров и сверху закрыто слоем бетона толщи-
ной несколько десятков метров, радиационное воздействие на окружающую среду
маловероятно.
В 38 случаях из 53 (в 72 % случаев) оборудование с ЗРИ было извлечено из сква-
жин на поверхность и обследовано на наличие повреждений. Во всех случаях повре-
ждений оборудования и ЗРИ не обнаружено.
Способы и средства извлечения оборудования, в составе которого содержатся
ЗРИ, предусмотренные при возникновении нештатной ситуации («прихвате» обо-
рудования с ЗРИ), позволяют безопасно проводить работы по его извлечению.
Как было ранее отмечено, одно из произошедших за отчетный период нарушений
в соответствии с требованиями НП-014-16 было отнесено к категории П-1. В поме-
90
щении кустовой радоновой лаборатории на территории СПб ГБУЗ «Городское пато-
логоанатомическое бюро» был установлен факт хищения РВ (раствора радия-226),
свидетельствующий о низком уровне культуры безопасности работников и ненадле-
жащем обеспечении учета и контроля РВ в поднадзорной организации. Северо-Ев-
ропейским МТУ ЯРБ была проведена внеплановая проверка, по результатам кото-
рой выдано предписание на устранение выявленного нарушения. Решением руко-
водителя Северо-Европейского МТУ ЯРБ было приостановлено действие лицензии
на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
В результате проведенного комиссией СПб ГБУЗ «Городское патологоанатомиче-
ское бюро» расследования причин возникновения указанного нарушения был уво-
лен с работы заведующий радоновой лабораторией, а в адрес Северо-Европейско-
го МТУ ЯРБ направлено письмо о планируемом прекращении работ в области ис-
пользования атомной энергии. Организацией заключен договор с ГУП «Экострой»
о дезактивации помещений и оборудования лаборатории и передаче источников на
долговременное хранение (захоронение).
О низком уровне культуры безопасности работников в поднадзорной организа-
ции может также свидетельствовать зарегистрированный в 2018 году случай. Так,
при следовании геофизической партии к месту проведения работ на месторожде-
ние Кулешовское (г. Нефтегорск, Самарская область) после замены оборудования
на производственной базе ООО «ТНГ-АлГИС» (г. Отрадный, Самарская область)
их транспортное средство было остановлено сотрудниками дорожно-постовой
службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Мини-
стерства внутренних дел Российской Федерации с целью проведения проверки в
период Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 в России. В ходе досмотра транс-
портного средства было установлено отсутствие необходимых документов на ЗРИ.
Транспортное средство было направлено на специализированную стоянку (г. От-
радный Самарской области). После предъявления представителями ООО «ТНГ-
АлГИС» всех необходимых документов транспортное средство с находящимися в
нем ЗРИ было выпущено со специализированной стоянки. В результате проведен-
ного комиссией ООО «ТНГ-АлГИС» расследования причин возникновения ука-
занного нарушения установлены недостатки в работе начальника геофизической
партии и дежурного диспетчера ООО «ТНГ-АлГИС», а также разработаны орга-
низационно-технические мероприятия по недопущению в дальнейшем повтор-
ных инцидентов.
В 2018 году было зафиксировано 3 случая нарушений типа «обнаружение бесхоз-
ных ЗРИ и (или) РВ»:
неучтенных и неиспользуемых в настоящее время на предприятии комплектую-
щих изделий (шкала-цилиндр ТЦТ-9 и тумблер ЗППН-45) для авиационных при-
боров с постоянной светомассой (радионуклид радий-226) в деревянном шкафу ка-
бинета заместителя начальника серийного конструкторского бюро ПАО «ТАНТК
им. годаМ. Бериева»;
деревянного ящика красного цвета со знаком радиационной опасности и надпи-
сью «Radioakiv, Radionulid Sr90/90Y, Aktivatat 5 mCi», содержащего стержни в свин-
цовой упаковке (предположительно калибровочные источники), при подготовке к
проведению ремонтных работ в помещении бывшей бетатронной лаборатории на
территории Сибирского Государственного Медицинского Университета (г. Томск,
пр. Ленина 4), не являющейся объектом использования атомной энергии;
91
металлического сейфа, в котором предположительно находятся источники иони-
зирующего излучения (ИИИ), в подвальных помещениях ФГБУ «ИМГРЭ» (г. Мо-
сква), не являющихся объектом использования атомной энергии. Принадлежность
сейфа не установлена. Никаких документов, знаков и обозначений на сейфе не об-
наружено. Внутри сейфа находятся свинцовые капсулы. При замере было установ-
лено превышение естественного фона: мощность эквивалентной дозы гамма-из-
лучения составила 0,5 мкЗв/ч на расстоянии одного метра от сейфа; 7,5 мкЗв/ч на
поверхности сейфа. Металлический сейф помещен в металлический (свинцовый)
ящик, помещение подвала опечатано. На март 2019 года запланирована сдача ИИИ
в специализированную организацию.
Количество зафиксированных нарушений такого типа в 2013 — 2018 годах в це-
лом остается без значительных изменений, а основной причиной их возникнове-
ния, по имеющимся данным, остается несоблюдение нормативных требований по
учету и контролю или физической защиты ЗРИ и РВ в поднадзорных организациях.
В целом деятельность эксплуатирующих организаций по расследованию нару-
шений в работе РОО соответствует требованиям НП-014-16.
В отчетном периоде превышение основных пределов доз облучения персонала и
населения, недопустимые выбросы и сбросы РВ, а также загрязнение окружающей
среды не зафиксированы.
Хранение РАО осуществляется посредством их размещения специализирован-
ными предприятиями (ФГУП «РосРАО» и ФГУП «РАДОН») в приповерхностных
сооружениях различного типа: железобетонных емкостях (для РАО низкого и сред-
него уровня активности), хранилищах колодезного типа (для отработавших ЗРИ),
хранилищах траншейного типа (для низкоактивных РАО). Стационарные неспе-
циализированные ПХ РАО имеют организации различной ведомственной принад-
лежности.
Безопасность хранения РАО обеспечивается за счет наличия системы физических
барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и РВ в окружающую
среду, включающей в себя матричные материалы, первичную упаковку, контейне-
ры, систему инженерных барьеров хранилищ, геологическую структуру вмещающих
пород, а также системы технических и организационных мер по защите барьеров и
сохранению их эффективности.
Данные о количестве ПХ РАО в 2017-2018 годах приведены в табл. 29.
Таблица 29
Данные о количестве ПХ РАО в 2017-2018 годах
Показатель
Годы
2017
2018
Количество ПХ РАО специализированных, неспециализированных
73
77
в поднадзорных организациях,
из них:
ПХ РАО, в том числе:
57
61
специализированные
22
22
неспециализированные
35
39
ПХ РАО природного происхождения, в том числе:
16
16
специализированные
неспециализированные
16
16
92
Все РАО, поступающие на хранение, представлены в основном отработавшими
ЗРИ, РИП, изделиями из обедненного урана, загрязненным грунтом, лабораторной
посудой, строительным мусором, загрязненной спецодеждой и обувью.
На территории Дальневосточного федерального округа находится 13 РИТЭГ:
в войсковой части 73990 на полигоне Кура (п/о Камчатка) — 12 РИТЭГ;
один РИТЭГ Минобороны России затоплен в районе мыса Низкий (восточное
побережье о. Сахалин). Последние безуспешные поиски проводились командова-
нием Тихоокеанского флота в 2010 году.
Проблема, связанная с хранением РИТЭГ воинских частей Минобороны Рос-
сии в количестве 36 ед. во временном хранилище Дальневосточного центра по об-
ращению с радиоактивными отходами — филиале ФГУП «РосРАО», решена. Все
РИТЭГи вывезены в ФГУП «Производственное объединение «Маяк».
В АО «В/О «Изотоп» и АО «НИИТФА» за отчетный период работы по разборке
РИТЭГ не проводились.
На предприятиях, перерабатывающих минеральное сырье и нефтепродукты,
образующиеся после их переработки, РАО поступают на долговременное хранение
в ПХ РАО. При этом следует отметить, что не все организации нефтеперерабатыва-
ющего комплекса свои отходы переводят в РАО, а определяют их как промышлен-
ные отходы с повышенным содержанием природных радионуклидов, пригодные
для дальнейшей переработки.
Помимо эксплуатации ПХ РАО поднадзорными организациями также осуществ-
ляются:
обращение с РАО при проведении радиационно-аварийных работ, связанных с
выявлением и ликвидацией радиационного загрязнения;
обращение с РАО, РВ и ЗРИ при их транспортировании;
обращение с РАО, РВ и ЗРИ при проведении радиационного контроля и опре-
делении радионуклидного состава РАО;
проведение работ по индивидуальному дозиметрическому контролю;
проведение работ по дезактивации одежды, средств защиты, технологического
оборудования, транспортных контейнеров, специализированных автомашин;
контроль за радиационной обстановкой в зоне возможного загрязнения, сани-
тарно-защитной зоне, зоне наблюдения с использованием технических средств не-
прерывного, оперативного контроля и лабораторного анализа;
работы в рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО в Россий-
ской Федерации.
Предварительная подготовка и переработка РАО включает такие операции, как
сортировка, фрагментирование, дезактивация, компактирование, цементирование,
омоноличивание, битумирование, сжигание твердых и жидких РАО, очистку жид-
ких РАО.
Переработка производится с использованием технологий, исключающих попа-
дание РВ в окружающую среду. Анализ состояния и эффективности работы устано-
вок для переработки РАО позволяет сделать вывод об их надежности и безопасно-
сти для персонала и окружающей среды, что подтверждается результатами радиа-
ционного контроля.
В большинстве поднадзорных организаций эксплуатация РИ, обращение с РВ
и РАО осуществляются в соответствии с требованиями нормативных документов в
области использования атомной энергии.
93
Существующие системы и элементы, обеспечивающие радиационную безопас-
ность (системы перемещения и фиксации ЗРИ, системы управления РИ, системы
сигнализации и оповещения о радиационной опасности, системы блокировок, си-
стемы физических барьеров, системы электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, сис-
темы вентиляции и пожарной безопасности), в основном соответствуют проектным
решениям и находятся в рабочем состоянии.
Техническое обслуживание, замена выработавшего ресурс оборудования в онко-
логических диспансерах проводились силами специализированных организаций,
имеющих соответствующие лицензии.
Значительная часть неустраняемых в установленные сроки нарушений во мно-
гом связана с недостатком у организаций финансовых средств на строительно-мон-
тажные работы, вывод из эксплуатации РИ, приобретение радиационной техники,
замену отработавших назначенный срок службы ЗРИ и сдачу на длительное хране-
ние (захоронение) РАО, техническое обслуживание и освидетельствование техни-
ческих средств и систем, обеспечивающих РБ.
Это характерно в первую очередь для бюджетных организаций федерального под-
чинения, бюджетных организаций субъектов Российской Федерации, а также неко-
торых акционерных обществ.
Радиационный контроль в поднадзорных организациях осуществлялся штатны-
ми службами РБ или назначенными ответственными лицами, а в отдельных случа-
ях привлеченными организациями, имеющими лицензии Ростехнадзора на оказа-
ние такого рода услуг.
Основными контролируемыми параметрами при эксплуатации РИ в организа-
циях являются:
мощность дозы гамма-излучения;
уровень радиоактивного загрязнения рабочих поверхностей, оборудования,
транспортных средств, одежды и кожных покровов персонала.
Кроме того, осуществлялся контроль герметичности ЗРИ, а при работе с РВ
контроль за содержанием радиоактивных газов и аэрозолей в воздухе рабочих и дру-
гих помещений организаций.
Дозовые нагрузки на персонал группы «А» различных профессий (дефектоско-
писты, дозиметристы, дезактиваторщики, водители специальных автомобилей, ра-
диологи, специалисты по перезарядке) за последние годы практически не измени-
лись и согласно годовым отчетам поднадзорных организаций в отчетном периоде
не превышали контрольных уровней и пределов доз, установленных НРБ-99/2009.
Степень готовности к ликвидации радиационных аварий и их последствий опре-
деляется наличием перечней возможных радиационных аварий при осуществлении
разрешенной деятельности и прогноза их последствий, утвержденной номенклату-
ре запасов, программой подготовки и состоянием, достаточностью и соответстви-
ем технических средств и аварийных методик проведения противоаварийных тре-
нировок, навыками, приобретенными персоналом при проведении вышеуказан-
ных тренировок.
Во всех поднадзорных организациях согласно требованиям НП-038-16 разрабо-
таны планы мероприятий по защите персонала, имеются инструкции по действиям
персонала в аварийных ситуациях, предусмотрены аварийные запасы, количество
которых определяется по согласованию с органами Федеральной службы по надзо-
ру в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В этих документах
94
определены аварийные ситуации (в том числе исходные события) и действия пер-
сонала при возникновении аварийных ситуаций.
Анализ инспекционной деятельности в отчетном периоде показал, что основны-
ми факторами, влияющими на состояние безопасности РОО, являются:
изношенность отдельных систем (элементов), оборудования и технических
средств, используемых при работах с РВ и РАО;
необходимость вывода из эксплуатации мощных радиоизотопных установок, вы-
работавших ресурс, и замена выработавших назначенный срок службы ЗРИ дейст-
вующих радиоизотопных установок;
недостаточный уровень качества проводимых работ организациями, предостав-
ляющими услуги эксплуатирующим организациям;
сохранение проблемы утилизации изделий из обедненного урана;
накопление и необоснованное хранение в организациях ЗРИ с истекшим назна-
ченным сроком службы из-за ограниченных финансовых возможностей организа-
ций;
замена или продление назначенных сроков службы ЗРИ метрологического на-
значения.
В целом состояние безопасности в поднадзорных организациях при эксплуата-
ции РИ, ПХ РВ и РАО может быть оценено как удовлетворительное.
2.2.6. Системы государственного учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
2.2.6.1. Система государственного учета и контроля ядерных материалов
Перечень нормативных документов по учету и контролю ядерных материалов, при-
меняемых в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами
В области учета и контроля ядерных материалов в организациях используются
следующие нормативные документы федерального уровня:
Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной
энергии»;
Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства
измерений»;
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридиче-
ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен-
ного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по
осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, ра-
диационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных
веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденный приказом
Ростехнадзора от 15 декабря 2011 года № 703 (зарегистрирован в Минюсте России
16 апреля 2012 года, рег. № 23845);
«Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материа-
лов», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая
2008 года № 352;
95
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Ос-
новные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-12), утвержден-
ные приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 года № 255 (зарегистрирован в Мин-
юсте России 17 августа 2012 года, рег. № 25210);
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Прави-
ла перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов» (НП-072-13),
утвержденные приказом Ростехнадзора от 5 июля 2013 года № 288 (зарегистрирован
в Минюсте России 2 октября 2013 года, рег. №30082);
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Тре-
бования к организации зон баланса материалов» (НП-081-07), утвержденные по-
становлением Ростехнадзора от 19 ноября 2007 года № 2.
Также используются нормативные и организационно-распорядительные доку-
менты уровня эксплуатирующих организаций, организаций, осуществляющих об-
ращение с ядерными материалами.
Проведение проверок состояния учета и контроля ядерных материалов, выявленные
нарушения требований нормативной документации
В 2018 году в рамках надзора за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов под надзором Ростехнадзора находилась 51 организация, в ко-
торых организовано 289 зон баланса ядерных материалов (далее — ЗБМ), из них: в
21 организации — 74 ЗБМ 1 категории ядерных материалов (наиболее потенциаль-
но опасной), в 3 организациях — 14 ЗБМ 2 категории, в 3 организациях — 13 ЗБМ 3
категории, в 24 организациях — 188 ЗБМ 4 категории.
Всего в 2018 году проведено 250 проверок, в которых проверялось состояние уче-
та и контроля ядерных материалов (плановых проверок — 25, внеплановых прове-
рок — 6, проверок, проведенных в рамках режима постоянного надзора, — 219). С
использованием технических средств (проведение инспекционных измерений с по-
мощью приборов неразрушающего контроля) проведено 12 проверок (5 %). В про-
цессе проверок выявлено 171 нарушение (нарушений обязательных требований —
158, нарушений условий действия лицензии — 13). Наложено 2 административных
штрафа на сумму 50 тыс. руб.
В 2017 году проведено 247 проверок. Наложено 4 административных штрафа на
сумму 470 тыс. руб.
Количество проведенных проверок состояния учета и контроля ядерных матери-
алов сохраняет тенденцию к увеличению (в 2012 году — 163 проверки, в 2013 году —
179 проверок, в 2014 году — 210 проверок, в 2015 году — 215 проверок, в 2016 году —
236 проверок, в 2017 году — 247 проверок, в 2018 году — 250 проверок). Это связано
с тем, что из 51 организации, проверяемой в рамках надзора за системой государст-
венного учета и контроля ядерных материалов, в 46 организациях установлен режим
постоянного государственного надзора. В данных организациях проверки учета и
контроля ядерных материалов проводятся как в рамках плановых проверок, так и в
рамках режима постоянного государственного надзора.
Наибольшее количество проверок в 2018 году проведено Центральным МТУ ЯРБ
(56 проверок, или 28 % от общего числа проверок), Уральским МТУ ЯРБ (43 про-
верки, или 17 % от общего числа проверок), МТУ ЯРБ Сибири и Дальнего Востока
(40 проверок, или 16 % от общего числа проверок).
Количество нарушений, выявленных на Калининской, Кольской, Белоярской,
Смоленской, Нововоронежской, Ленинградской, Курской, Балаковской, Рос-
96
товской и Билибинской атомных станциях, составляет 2 % от всех выявленных в
2018 году нарушений по учету и контролю ядерных материалов. При этом провер-
ки учета и контроля ядерных материалов проводились с высокой интенсивностью,
в среднем по 8 инспекций на каждую АЭС в год.
Небольшое количество нарушений объясняется тем, что на АЭС используются
только ядерные материалы в виде учетных единиц (тепловыделяющие сборки (ТВС).
Кроме того, положительным фактором является хорошая организация и координация
работ в области учета и контроля ядерных материалов в АО Концерн «Росэнергоатом».
На предприятиях топливного цикла (ПАО «МСЗ», ПАО «НЗХК», АО «ОДЦ УГР»,
АО «СПб Изотоп», АО «ЧМЗ») количество нарушений составляет 19 % от всех выяв-
ленных нарушений (в среднем 7 нарушений на каждое проверенное предприятие).
В среднем на каждом предприятии было проведено по 7,6 проверки, в которых про-
верялись вопросы учета и контроля ядерных материалов (15,2 % от всех проверок
состояния учета и контроля ядерных материалов).
На химических комбинатах, объединяющих несколько стадий топливного цикла
(АО «СХК», ФГУП «ГХК», ФГУП «ПО «Маяк»), количество нарушений составило
36 % от всех выявленных нарушений, в среднем порядка 20,6 нарушения на каждое
предприятие. В среднем на каждом предприятии было проведено по 13 проверок
(15,6 % от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
Данные предприятия являются наиболее сложными для организации системы
учета и контроля ядерных материалов, этим объясняется относительно большое ко-
личество выявленных нарушений состояния учета и контроля ядерных материалов.
На заводах по разделению изотопов (АО «АЭХК», АО «МЦОУ», АО «ПО ЭХЗ»,
АО «УЭХК») количество нарушений составило 8 % от всех нарушений, в среднем
3,5 нарушения на предприятие. На каждом предприятии было проведено в среднем
4 проверки состояния учета и контроля ядерных материалов (6 % от всех проверок
учета и контроля ядерных материалов).
На предприятиях по добыче урана (АО «Далур», АО «Хиагда», ПАО «ППГХО»)
количество нарушений составило 2,3 % от всех выявленных нарушений (2 наруше-
ния на каждое проверенное предприятие). В среднем на каждом предприятии было
проведено по 2 проверки состояния учета и контроля ядерных материалов (1,6 % от
всех проверок учета и контроля ядерных материалов).
В научно-исследовательских организациях (всего под надзором состоит 20 научно-
исследовательских институтов и исследовательских центров) количество нарушений
составило 24,5 % от всех выявленных нарушений, в среднем по 2 нарушения на каждую
проверенную организацию. Проведено в среднем по 3 проверки на каждую научную
организацию (22 % от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
В учебных заведениях (ФГАОУ ВО «НИЯУ МИФИ», ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»,
ФГАОУ ВО «Севастопольский Государственный Университет», ФГБОУ ВО «НИ
ТПУ») количество выявленных нарушений составило 6,4 % от всех выявленных
нарушений (в среднем около 3 нарушений на каждое учебное заведение). Проведе-
но в среднем по 3 проверки на институт (5,2 % от всех проверок состояния учета и
контроля ядерных материалов).
Анализ всех выявленных нарушений показывает, что наибольшее число наруше-
ний связано с организацией системы учета и контроля ядерных материалов в орга-
низации, проведением физических инвентаризаций, системой контроля доступа и
системой измерений.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..