ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 15

 

 

225 

 

Участок должен выбираться вдали от: объектов культурного-бытового 

назначения  и  территорий,  представляющих  архитектурную  и  историческую 
ценность;  территорий  обитания  и  миграций  животных  (особенно  редких); 
произрастания особо охраняемых растений. 

Участок не должен находится в поясах охранных зон водных объектов. 
Не  допускается  размещение  участка  на  заболачиваемых  и 

подтопляемых территориях. 

Желательно расположение участка на территориях с уровнем залегания 

подземных  вод  на  глубине  более 20  метров с  коэффициентом  фильтрации 
подстилающих пород не более 10-6 см/с; на расстоянии не менее 2 метров от 
земель  сельскохозяйственного  назначения,  используемых  для  выращивания 
технических культур, не используемых для производства продуктов питания. 

Необходимо,  чтобы  в  разумной  близости  от  предполагаемых  границ 

объекты  проходили  инженерные  сети  (канализация,  водообеспечение, 
электрические сети, газ). 

В результате функционирования ПТК может вырабатываться:  
электрическая энергия; 
тепловая энергия; 
экономически 

ценные 

продукты 

обработки, 

утилизации, 

обезвреживания  отходов:  твердые  композиционные  материалы,  грунт 
органоминеральный, компост технический, ртуть регенерированная. 

 

8.2.  Ликвидация, консервация объектов обращения с отходами 

 
 

8.2.1. Ликвидация,  консервация  объектов  обращения  с  твердыми 

коммунальными отходами 

 

Ликвидация,  консервация  объектов  обращения  с  твердыми 

коммунальными 

отходами 

осуществляется 

в 

соответствии 

с 

законодательством Российской Федерации.  
 
 
8.2.2.  Ликвидация, консервация объектов обращения с другими видами 

отходов, включая отходы производства  

При эксплуатации объектов размещения отходов производства (далее - 

ОРО)  проявляются  следующие  воздействия  на  окружающую  среду 
(экологические аспекты):  

226 

 

-  изъятие  земельных  ресурсов  или  участков  недр  под  строительство 

ОРО;  

- обращение с веществами, опасными для окружающей среды;  
-  поступление    загрязняющих    веществ    в    геологическую    среду:  

подземные водные объекты, горные породы, почвы;  

-  поступление    загрязняющих    веществ    в    поверхностные    водные  

объекты  и  на близлежащие территории;  

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;  
- опосредованное воздействие на растительный и животный мир;  
-  пожароопасность  (для    отходов,    обладающих    пожароопасными  

свойствами, или выделяющими пожароопасные вещества при хранении);  

- биологическое загрязнение ОС (при размещении ТКО).  
В  постэксплуатационный  период  ОРО  к  основным  экологическим  

аспектам относятся:  

- сохранение воздействия на компоненты ОС;  
- ограниченное  землепользование  участка,  ранее  используемого  для  

размещения отходов.  

Вывод из эксплуатации ОРО осуществляется в следующих случаях: 
- после заполнения ОРО до проектного объема; 
- при нецелесообразности эксплуатации ОРО; 
- по истечении срока действия лицензии на пользование недрами или 

при ее досрочном прекращении (для объектов захоронения отходов); 

- при установлении в результате мониторинга состояния и загрязнения 

окружающей среды факта негативного изменения ее качества, которое может 
повлечь деградацию естественных экологических систем. 

Ликвидация объекта размещения отходов - деятельность по демонтажу 

установленного  на  ОРО  оборудования  и  сносу  его  конструктивных 
элементов, удалению размещенных на нем отходов, приведению территории, 
на  которой  объект  расположен,  в  состояние,  обеспечивающее  безопасность 
жизни,  здоровья  граждан,  охрану  окружающей  среды,  в  том  числе 
выполнение работ по восстановлению нарушенных земель. 

Консервация  объекта  размещения  отходов  -  деятельность  по 

сохранению  ОРО  после  прекращения  размещения  на  нем  отходов  в 
безаварийном  состоянии,  изоляции  размещенных  на  ОРО  отходов, 
исключающем  загрязнение  окружающей  среды  в  течение  неопределенного 
срока, с возможностью использования территории ОРО для иных целей 

В  территориальных  схемах  муниципальных  образований  Республики 

Коми  особое  внимание  уделяется  рекомендациям  по  ликвидации  всех 

227 

 

несанкционированных  и  несоответствующих  нормативам  объектов 
размещения отходов. 

В СП «Чикшино» надлежит в первую очередь ликвидировать свалку в 

связи  с  долгосрочной  республиканской  целевой  программой  «Обращение  с 
отходами производства и потребления в Республике Коми (2012-2016 годы)». 

Перечень объектов, подлежащих ликвидации/рекультивации на период 

до 2020 г. 

МО МР "Корткеросский" - Объект размещения ТКО с. Богородск 
МО МР "Корткеросский" - Объект размещения ТКО п. Подтыбок 
МО МР "Корткеросский" - Объект размещения ТКО с. Позтыкерос 
МО МР "Корткеросский" - Объект размещения ТКО с. Небдино 
МО МР "Корткеросский" - Объект размещения ТКО п. Приозерный 
МО МР "Корткеросский" - Объект размещения ТКО с. Сторожевск 
МО МР "Корткеросский" - Объект размещения ТКО с. Мордино 
МО МР "Корткеросский" - Объект размещения ТКО с. Подъельск 
МО МР "Корткеросский" - Объект размещения ТКО с. Нившера 
МО МР "Корткеросский" - Объект размещения ТКО с. Вомын 
МО МР "Корткеросский" - Объект размещения ТКО с. Керес 
МО ГО "Усинск" - Полигон захоронения ТКО пгт Парма 
МО МР "Усть-Вымский" - Полигон ТКО с. Айкино 
МО МР "Усть-Куломский" - Объект размещения ТКО пст Зимстан 
МО МР "Усть-Куломский" - Объект размещения ТКО ходов с. Дзель 
МО МР "Усть-Куломский" - Объект размещения ТКО с. Керчомъя. 
Сводные данные были приняты во внимание из следующих основных 

источников: 

- «Концепция по обращению с отходами производства и потребления в 

Республике Коми» (от 23.07.2014 № 294); 

- «Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на 

период до 2020 года»;  

-  «Государственный  доклад  «О  состоянии  окружающей  среды 

Республики Коми в 2015году»;  

- «Схема и программа развития электроэнергетики Республики Коми на 

2016-2021 годы». Также учитывались положения Государственных программ 
Республики Коми "Воспроизводство и использование природных ресурсов и 
охрана окружающей среды" и  «Развитие промышленности».  

Данные,  присланные  по  запросу  в  исполнительные  органы  власти 

Республики  Коми  и  РФ,  включая  территориальные  схемы  муниципальных 
образований  Республики  Коми  (по  запросу),  а  также  из  Госстата,  базы 
налогоплательщиков. 

228 

 

Также были задействованы Интернет-ресурсы: 
Сайты министерств Республики Коми. / http://rkomi.ru/ 
Банк  открытых  данных  Росприроднадзора  по  Республике  Коми. 

/http://11.rpn.gov.ru/ 

Банк  открытых  данных  Министерства  природных  ресурсов  РФ.  

/http://www.mnr.gov.ru/opendata/ 

Сайты  компаний  и  фирм,  зарегистрированных  и  осуществляющих 

деятельность в Республике Коми. /http://www.orgpage.ru/areas/resp-komi/ 

Список зарегистрированных предприятий в крупных города России (в 

части 

Республики 

Коми). 

/http://www.wiki-

prom.ru/region/respublika_komi.html/ 

 

8.3. Вовлечение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный 

оборот 

 

Концепция  по  обращению  с  отходами  производства  и  потребления  в 

Республике  Коми,  в  редакции  Постановления  Правительства  РК  от 

23.07.2014  N  294,  Распоряжения  Правительства  РК  от  02.02.2016  N  32-р, 

утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 16 октября 

2012 г. N 408-р. и Стратегия социально-экономического развития Республики 

Коми  на  период  до  2020  года  определили  вектор  развития,  в  том  числе, 

экономической деятельности Республики на длительный период. При этом в 

2012 году были заложены определения «ответственность производителя» за 

утилизацию продукции в конце жизненного цикла. 

Положения  Федерального  закона  от  29.12.2014  N  458-ФЗ  «О  внесении 

изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», 
отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  и  признании 
утратившими  силу  отдельных  законодательных  актов  (положений 
законодательных актов) Российской Федерации» установили с 1 января 2017 
г.  запрет  на  захоронение  отходов,  в  состав  которых  входят  полезные 
компоненты,  подлежащие  утилизации.  Перечень  таких  видов  отходов 
устанавливается  Правительством  РФ  до  конца  2016  года.  Данная  норма 
повлечёт  за  собой  необходимость  строительства  объектов  утилизации 
полезных  компонентов,  поиска  технологических  решений  для  обработки, 
утилизации, обезвреживания вторичного сырья в готовую продукцию.  

В  соответствии  с  Положением  о  Министерстве  промышленности  и 

торговли  Российской  Федерации  (Постановление  Правительства  РФ  №  209 
от 18.03.2016 года), к полномочия Минпромторг России относится развитие 
технологий обработки, обезвреживания, утилизации отходов производства и 

229 

 

потребления,  в  том  числе  твердых  коммунальных  отходов,  обеспечение 
последующего использования в промышленности продуктов их утилизации. 
Таким  образом,  сформирована  позиция  государства  в  отношении 
необходимости 

строительства 

объектов 

обработки, 

утилизации, 

обезвреживания  отходов,  на  основе  наилучших  доступных  технологий  и 
вовлечения  вторичных  материальных  ресурсов  в  хозяйственные  процессы. 
Приоритетными  являются  современные  технологии,  способствующие 
максимально возможному предотвращению образования отходов.     

Территориальной  схемой  рассматривается  строительство  в  республике 

комплексных  объектов  обработки,  утилизации,  обезвреживания  отходов 
(производственно-технические  комплексы)  с  максимально  возможным 
использованием  всех  его  компонентов  и  с  привлечением  малоотходных 
технологий по использованию и обезвреживанию различных видов отходов с 
вовлечением  их  во  вторичное  производство.  ПТК  будут  являться 
энергонезависимыми  производствами.  На  площадках  энергонезависимых 
ПТК  могут  размещаться  производства  по  утилизации  и  изготовлению 
продукции из отходов шин, бумаги, картона, пластика, стекла, электронного 
лома  и  пр.  Организация  ПТК  обеспечивает  комплексный  подход  к 
обращению  с  отходами,  минимизацию  полигонного  захоронения  и 
вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот. 

В  республике  необходимо  организовать  контроль  за  разрабатываемой 

проектно-строительной 

документацией 

организаций, 

планирующих 

строительство жилых и нежилых объектов. Решения документации должны 
предусматривать  внедрение  высокопроизводительного  малоотходного 
технологического оборудования и инновационных методов. 

Вторичное сырье должно извлекаться из всех возможных видов отходов, 

при  этом  следует  обратить  внимание  на  то,  что  речь  может  идти  как,  о 

материальном,  так  и  об  энергетическом  сырье.  Это  связано  с  тем,  что 

территориальные условия расположения источников образования различных 

видов  отходов  Республики  Коми  не  всегда  позволяют  транспортировать 

вторичное  сырье  для  его  последующей  обработки,  утилизации, 

обезвреживания в готовую продукцию. Территориальная схема обращения с 

отходами  Республики  Коми  предусматривает  термическое  обезвреживание 

твердых  коммунальных  отходов  в  логистически  выверенном  радиусе  от 

места их образования.  

Перечень  приоритетных  видов  отходов,  представляющих  ценность  для 

повторного вовлечения в хозяйственный оборот: 

1.  Твердые коммунальные отходы (ТКО). 
2.  Отходы строительства и сноса. 
3.  Золошлаковые отходы. 

230 

 

4.  Осадки  очистных  сооружений  и  биологических  очистных 

сооружений. 

5.  Отходы эксплуатации автотранспортных средств. 
6.  Отходы сложного оборудования и техники. 
7.  Отходы нефтегазовой отрасли. 
8.  Отходы горнорудной промышленности. 
9.  Отходы лесопромышленного комплекса. 
10. Отходы агропромышленного комплекса. 
11. Ртутьсодержащие отходы. 
12. Медицинские отходы. 
13. Биологические отходы. 
Использование  вторичного  сырья  в  качестве  новой  ресурсной  базы  — 

одно  из  направлений  обработки,  утилизации,  обезвреживания  отходов  в 

Российской  Федерации,  которое  ведёт  к  сокращению  полигонного 

захоронения  и  соответствует  требованиям  энергоэффективности  и 

ресурсосбережения.  

Организация  системы  обращения  с  отходами,  предлагаемая 

территориальной  схемой  и  состав  возможных  вторичных  ресурсов  в 

соответствии  с  компонентным  составом  твердых  коммунальных  отходов  в 

среднем по Республике Коми при реализации предложений территориальной 

схемы представлены в Приложении № 6.

 

Расширенная ответственность производителя (РОП) 

Введение принципа «Расширенной ответственности производителя» на 

законодательном  уровне  установило  финансовую  ответственность 
производителя  и  импортера  за  весь  жизненный  цикл  товара,  в  том  числе, 
упаковки,  в  том  числе  после  утраты  потребительских  свойств  товара. 
Ответственность  за  сбор  и  обработку,  утилизацию,  обезвреживание 
продукции  возложенная  на  производителя,  импортера,  стимулирует 
организации  учитывать  экологические  последствия  и  уже  на  этапе 
производства, применять менее опасную для окружающей среды продукцию, 
которая может быть подвергнута разборке и повторному использованию.

 

 

Расширенная ответственность производителя реализуется на основании 

Федерального  закона  №  89-ФЗ  и  следующих  подзаконных  нормативных 

правовых актов: 

• 

Распоряжение  №  1886-р  от  24.09.2015  «Перечень  готовых 

товаров подлежащих утилизации», Постановление № 1073 от 08.10.2015 «О 
порядке взимания экологического сбора»,  

• 

Постановление  №  1342  от  08.10.2015  «О  предоставлении 

отчетности о выполнении нормативов утилизации»; 

231 

 

• 

Распоряжение  №  2491-р  от  04.12.2015  «Об  утверждении 

нормативов утилизации от использования товаров»; 

• 

Постановление  №  1417  от  24.12.2015  «Об  утверждении 

Положения  о  декларировании  производителями,  импортерами  товаров, 
подлежащих  утилизации,  количества  выпущенных  в  обращение  на 
территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых 
товаров, в том числе упаковки»; 

• 

Постановление № 1520 от 30.12.2015 «О ЕГИС учета отходов от 

использования товаров»; 

• 

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 284 «Об 

установлении  ставок  экологического  сбора  по  каждой  группе  товаров, 
подлежащих  утилизации  после  утраты  ими  потребительских  свойств, 
уплачиваемого  производителями,  импортерами  товаров,  которые  не 
обеспечивают  самостоятельную  утилизация  отходов  от  использования 
товаров». 

Согласно Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 284  

и  Распоряжению  Правительства  РФ  от  4  декабря  2015  г.  №  2491-р  "Об 
утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров",  на 
01.07.2016г  установлены  ставки  экологического  сбора  и  нормативы 
утилизации. Рост нормативов будет происходить дискретно (5% ежегодно  

Поступления  в  бюджет  денежных  средств  от  уплаты  экологического 

сбора согласно пункту 10 статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 
89-ФЗ  «Об  отходах  производства  и  потребления»  посредством 
предоставления  субсидий  субъектам  Российской  Федерации  на 
софинансирование,  утвержденных  в  установленном  порядке  региональных 
программ  в  области  обращения  с  отходами  и  территориальных  схем 
обращения  с  отходами,  в  том  числе  с  ТКО,  на  реализацию  следующих 
задачи:  

• 

покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, 

утилизацию отходов от использования товаров;  

• 

на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты 

населением услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами;  

• 

на выполнение инженерных изысканий;  

• 

подготовку проектной документации для строительства объектов;  

• 

на строительство и оснащение таких объектов. 
На  территории  Республики  Коми  основными  производителями, 

плательщиками экологического сбора в 2016 году являются: 

232 

 

-    производители  и  импортёры  шин  (ставка  экологического  сбора    - 

7109  руб./тонна,  норматив  утилизации  15%  от  объема  выпущенной, 
импортированной  продукции),  производители  нефтепродуктов    и  ГСМ 
(ставка  экологического  сбора-  3431  руб./тонна),  производители  бумаги  и 
бумажных изделий (ЭС- 2378 руб./тонна), производители аккумуляторов (ЭС 
–  2025  руб./тонна),  аккумуляторных  батарей  (33476  руб./тонна).  В 
зависимости  от  объёмов  образования  этих  использованных  товаров  на 
территории  Республики,  в  рамках  будущей  Региональной  программы 
обращения  с  отходами,  совместно  с  производителями  данных  видов 
однородных  отходов,  должны  быть  разработаны  предложения  по 
достижению  целевых  показателей  сбора  и  утилизации  по  каждому  из 
однородных  видов  отходов.  Например,  по  вышеперечисленным  видами 
отходов, бюджеты должны составить: 

Изношенные шины: – 1 105 тонн (15% - норматив на 2016 год) х 7109 

рублей/тонна = 7855 тыс. руб. 

Отработанные нефтепродукты: - 258 тонн (10% - норматив на 2016 год) 

х 3431 рублей/тонна = 885,2 тыс. руб. 

Аккумуляторы – 340 (10% норматив) х 2025 рублей/тонна = 688,5 тыс. 

руб. 

Основным  предприятием,  которое  будет  занято  в  создании  системы 

сбора  и  утилизации  однородных  товаров,  будет  ООО  Сыктывкар  Тиссью 
Групп, предприятие выпускает 80 тысяч тонн бумажных изделий и бумаги в 
рулонах,  таким  образом  на  текущий  год  расходы  в  виде  8  тыс.  тонн  х 
Экологического Сбора должны составить 19 024 тыс. рублей.  

Особенно  это  важно  при  формировании  системы  комплексного 

управления  отходами  в  рамках  Республики  Коми,  когда  необходимо 
устанавливать  межрегиональное  сотрудничество  с  целью  объединения 
усилий нескольких регионов для достижения максимального логистического 
эффекта  при  перемещении  на  обработку,  утилизацию,  обезвреживание 
вторичного сырья. 

 

Использование отходов в качестве вторичного сырья (по приоритетным 

видам).   

 

Твердые коммунальные отходы (ТКО) 

Существует информация о коммерческих структурах, занятых в сфере 

обращения с вторичными.  При работе с ТКО важнейшими направлениями в 
развитии  системы  обращения  с  отходами  из  жилищ  и  аналогичных  им 
отходами, должны стать: 

233 

 

• 

развитие  системы  извлечения  вторичного  сырья  и  раздельного 

сбора опасных отходов; внедрение раздельного сбора отходов; 

• 

развитие  сети  пунктов  приема  вторичного  сырья  и  опасных 

отходов; 

• 

развитие централизованной сортировки и обработки, утилизации, 

обезвреживания отходов; 

• 

использование современной техники сбора, транспортирования и 

обработки, утилизации, обезвреживания отходов;  

• 

мониторинг отраслевой направленности в системе ГИС. 

В  населенных  пунктах  со  значительной  численностью  населения 

целесообразно  организовать  комплексные  объекты  накопления  однородных 
видов  вторичного  сырья.  При  организации  впоследствии  комплексных 
объектов  обработки,  утилизации,  обезвреживания  (производственно-
техническими  комплексов)  в  их  составе,  кроме  оборудования  по  обработке 
отходов  должны  быть  размещены  предприятия  по  утилизации, 
обезвреживанию однородного вторичного сырья в готовую продукцию.  

Основной  проблемой  при  обращении  с  твердыми  коммунальными 

отходами  станет  формирование  на  площадках  сортировки  достаточных 
товарных  партий  вторичного  сырья,  которые  могут  быть  отправлены  на 
дальнейшую обработку, утилизацию, обезвреживание. В этой связи важную 
роль играет координация со стороны единого центра в Республике Коми по 
распределению  потоков  вторичного  сырья  объектам  утилизации  и 
обезвреживания,  которые  должны  работать,  в  том  числе,    на  принципах 
межрегионального сотрудничества. 

Основную  массу  ТКО  (до  40%  всего  состава)  составляет  упаковка, 

которая  представляет  из  себя  ценное  сырье  для  утилизации,  во  вторичные 
ресурсы. В настоящее время имеется спрос на весь объём вторичного сырья, 
которое собирается компаниями, занятыми в сфере обращения с отходами в 
Республике  Коми.  Однако  возврат  вторичного  сырья  в  производственный 
оборот составляет 5-7% (согласно данным государственного статистического 
наблюдения).  Оценивая  общий  объём  образования  твердых  коммунальных 
отходов  в  Республике  Коми,  следует  отметить,  что  объём  упаковочных 
материалов,  которые  могут  быть  подвергнуты  обработке,  утилизации, 
обезвреживанию,  может составить более 80 тысяч тонн в год (при условной 
утилизации 80% от образования отходов упаковочных материалов). 

Загрязнённость  вторичного  сырья  пищевыми  отходами  в  условиях 

отсутствия раздельного сбора, не позволяет полностью использовать их для 
производства  готовых  изделий,  однако  в  ситуации,  когда  сбор  отходов 
осуществляется  из  малонаселённых  пунктов  через  систему  перегрузок, 

234 

 

возникает возможность использовать отходы в качестве SRF/RDF (твердого 
топлива)  для  применения  в  качестве  сырья  в  процессе  энергетического 
рециклинга.  Таким  образом,  должны  быть  определены  места  установки 
маломощного  оборудования  для  термического  обезвреживания  отходов  с 
генерацией тепла и электроэнергии на когенерационных установках. Важной 
особенностью  морфологического  состава  отходов  в  Республике  Коми 
является  то,  что  существует  возможность  для  повышения  теплотворности 
альтернативного  топлива  за  счёт    добавления    в  него  в  определенных 
пропорциях  отходов  деревообработки.  Подобный  опыт  существует  в 
Скандинавских странах, и он позволяет максимально эффективно подвергать 
термической  обработке,  утилизации,  обезвреживанию  подготовленные 
отсортированные ТКО, при этом использовать отходящее тепло для обогрева 
населённых пунктов (district heating). 

Биогазовые  установки,  способные  перерабатывать  органические 

отходы,  в  том  числе  отходы  агропромышленного  комплекса,  ввиду 
климатических условий не будут обладать высокой эффективностью и КПД, 
однако  они  также  могут  быть  использованы    в  условиях  Республики  Коми 
как для решения экологических вопросов, связанных с утилизацией пищевых 
и других органических отходов, в том числе, отходов пищевых производств, 
так  и  для  выполнения  задач  малой  генерации.  Эксплуатация  биогазовых 
установок  в  условиях  северных  территорий  также  существует  в 
Скандинавских странах. 

Отходы строительства и сноса 

Отходы  строительства  и  сноса,  в  основном,  представляют  собой 

неоднородную  смесь  материалов.  Основной  путь  снижения  массы  отходов 
строительства и сноса, направляемых на объекты размещения  - извлечение 
компонентов  отходов,  которые  могут  быть  использованы  повторно, 
посредством  раздельного  сбора  и  сортировки.  Для  достижения  целей 
минимизации  негативного  воздействия  на  окружающую  среду  при 
обращении  со  строительными  отходами  и  вовлечения  их  в  хозяйственный 
оборот Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на 
период  до  2020  года    в  качестве  наилучших  доступных  технологий 
утилизации  предусматривается  применение бетона,  щебня,  кирпичного боя, 
песка, грунта при изготовлении щебеночной смеси и частичное применение 
отходов  строительства  и  сноса  в  качестве  изоляционного  материала  при 
строительстве и эксплуатации полигонов твердых коммунальных отходов и в 
качестве  балласта  в  составе  покрытий  при  строительстве  линейных  и 
площадных инженерных сооружений.  
Золошлаковые отходы (ЗШО) 

235 

 

Стратегия  социально-экономического  развития  Республики  Коми  на 

период  до  2020  года    предполагает  вовлечение  накопленных  и  вновь 
образующихся  золошлаковых  отходов  ТЭЦ  и  котельных  в  хозяйственный 
оборот  путем  использования  в  строительстве  автомобильных  дорог, 
использования  в  бетонах  и  растворах  и  производстве  строительных 
материалов,  использования  в  сельском  хозяйстве,  извлечения  металлов, 
закладки  выработанных  пространств,  как  решение  проблемы  утилизации 
данного вида отходов 

Ценность  золошлаковых  отходов,  как  «вторичного  ресурса» 

определяется  следующими  традиционными  и  новыми  направлениями  их 

полезного применения:: 

− 

 строительство и эксплуатация дорог и дамб ЗШХ ТЭС; 

− 

 производство  строительных  изделий  из  тяжелого  и  ячеистого 

бетона; 

− 

 производство цементов; 

− 

 производство сухих строительных смесей; 

− 

 рекультивации карьеров; 

− 

 сельское хозяйство; 

− 

 производство пористой искусственной древесины. 

 

Таблица  №    33.  Продукция,  произведенная  с  использованием  золошлаков 

ТЭС в России 

 

№ 

продукта 

Наименование продукта 

Сухие  золоклинкерные  вяжущие  на  основе  кислых, 

ультракислых и высокоосновных зол ТЭС 

Сухие безклинкерные вяжущие на основе высокоосновных зол 

Мелкодисперсный  песок  на  основе  рассеивания  золы  из 

форкамер 

Мелко-, средне- и грубозернистый песок на основе дробленного 

шлака 

Многофракционный щебень на основе дробленного шлака 

Сухие  строительные  смеси  для  растворов  разного  назначения 

(кладки,  штукатурные,  шпаклевочные,  клеевые,  гидрофобные, 
наливные и так далее) на основе 1-4 продуктов 

Сухие  бетонные  смеси  разного  назначения  на  основе  1-5 

продуктов 

236 

 

Удобрения для сельского хозяйства 

Раскислители  кислых  почв,  особенно  Нечерноземья,  на  основе 

высококальциевых зол угля 

10 

При строительстве автомобильных дорог из монолитного бетона 

-  подстилающие  сухие  подсыпки  из  высококальциевых  зол, 
обладающих  значительной  гидротационной  теплоемкостью, 
высокоэффективных  при  строительстве  дорог  в  условиях 
относительно низких позитивных температур 

11 

Зольные микросферы многоцелевого использования 

12 

Сухие  золы  и  их  смеси  для  добавки  в  бетоны,  растворы  и  для 

производства шлакопортландцемента на цементных заводах 

 

Осадки очистных сооружений и биологических очистных сооружений 

Согласно  официальным  данным  значительная  часть  отходов 

используется  и  обезвреживается.  Хотя  далеко  не  вся  масса  образования 

осадков  очистных  сооружений  учтена  в  официальных  статистических 

данных. 

Согласно  Стратегии  экономического  и  социального  развития 

Республики  Коми  на  период  до  2020  года,  основными  направлениями 

утилизации  осадков  очистных  сооружений  и  биологических  очистных 

сооружений являются: 

применение в качестве удобрений; 

использование в качестве рекультивационных грунтов; 

термообезвреживание  совместно  с  другими  опасными  отходами 

органического происхождения. 

С  помощью  методов  реагентной  обработки  осадков  очистных  и 

биологических  очистных  сооружений  можно  добиться  получения  органо-
минеральной  композиции,  которая  не  содержит  патогенной  микрофлоры, 
богата  микроэлементами,  содержит  азот  и  фосфор,  что  делает  ее 
привлекательной для использования в качестве удобрения.  

Обработанные реагентами осадки могут быть использованы в качестве 

почвоулучшающей добавки и органического удобрения: 

при рекультивации различных нарушенных земель (карьеров, отвалов и 

хвостохранилищ шахт, рудников и др.), свалок и полигонов отходов; 

при восстановлении плодородия сильноэродированных и загрязненных 

земель; 

при озеленении, благоустройстве городских территорий, придорожных 

полос и др.; 

237 

 

в  питомниках  лесного  и  городского  хозяйства  при  выращивании 

посадочного материала, рассады, цветов; 

в  специально  отведенных  участках  под  древесные  и  технические 

культуры, способные производить большой объем биомассы. 

Особую  перспективность  почвоулучшающая  композиция  имеет  при 

восстановлении  техногенно  нарушенных  почв,  рекультивации  свалок, 

карьеров, строительных объектов, шламоотвалов.  

Отходы эксплуатации автотранспортных средств 

Основываясь на данных, представленных в Стратегии экономического 

и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, отсутствие 
действенной  системы  сбора  и  учета  данных  отходов,  образующихся  у 
частных  автовладельцев,  а  также  использование  отходов  эксплуатации 
автотранспорта в качестве вторичных материальных ресурсов, представляют 
основные проблемы в области обращения с данным видом отходов. 

 Создание  комплексных  пунктов  приема  вторичного  сырья  и  опасных 

отходов  позволит  оценить  реальные  объемы  образования  отходов 
эксплуатации  автотранспорта  и  определить  целесообразность  создания 
перерабатывающих производств на территории Республики Коми.  

Для  обеспечения  экологической  безопасности  в  Республике  Коми  и  в 

целях  минимизации  негативного  воздействия  на  окружающую  среду 
необходимо  на  территории  республики  обеспечить  максимальную 
подготовку вторичного сырья, извлеченного из состава отходов эксплуатации 
автотранспорта, в целях последующего направления конечным потребителям 
вторичного сырья. Это может быть достигнуто путем: 

- утилизации отработанных покрышек в резиновую крошку; 

 

- фильтрации отработанных автомобильных масел; 
- первичной подготовки отработанных свинцовых аккумуляторов; 
-  максимальной  утилизации  корпусов  вышедших  из  эксплуатации 

автомобилей. 

Установки 

первичной 

подготовки 

отходов 

эксплуатации 

автотранспортных  средств  целесообразно  разместить  в  привязке  к 
площадкам  сбора  металлолома  или  к  комплексным  объектам  обработки, 
утилизации,  обезвреживания  (производственно-техническим  комплексам), 
что  позволит  минимизировать  негативное  воздействие  на  окружающую 
среду  путем  аккумулирования  производств  по  обработке,  утилизации, 
обезвреживанию вторичного сырья в одном месте.  
Переработка изношенных шин 

Согласно  данным  2-ТП  (Отходы)  в  Республике  Коми  образуется  427 

тонн изношенных шин. Экспертная оценка более реалистична – 7371 тонна. 

238 

 

При  этом  основную  массу  составляют  шины  грузовые  и  общественного 
транспорта.  Система  учёта  шин  не  налажена,  что  не  позволяет  объективно 
оценить  пути  данного  вида  отходов  от  мест  образования  до  мест  сбора  и 
утилизации. Существующие методы обработки, утилизации, обезвреживания 
и  технологии  позволяют  переработать  покрышки  практически  на  100%  с 
выделением  крошки  различных  размеров,  текстильного  и  металлического 
корда и с выделением и дальнейшей переработкой бортового кольца.  

В настоящее время изношенные шины используют в виде: 
- топлива; 
-  крошек  и  порошков,  используемых  для  наполнителей,  резиновых 

изделий,  либо  дорожных  покрытий  или  экспортируются  в  качестве 
наполнителей; 

- различных изделий в гражданском строительстве. 

 

Рис. 34 . Схема безотходной утилизации шин и отходов РТИ 

 

С  целью  обеспечения  Комплексной  утилизации  изношенных  шин 

предлагается  организовать  объекты  сбора  и  первичной  сортировки 
изношенных  шин  в  местах  их  образования  (добывающие  предприятия, 
предприятия 

топливно-энергетического 

комплекса, 

транспортные 

предприятия  и  компании,  а  также  поставить  на  учёт  шиномонтажи  и 
сервисные  автомобильные  центры,  дилерские  центры  производителей 
автопокрышек. С этой целью может быть разработано основное мероприятие 
подпрограмм региональной программы в области обращения с изношенными 
шинами  на  территории  Республики  Коми.  Важным  элементом  внедрения 

239 

 

основного  мероприятия  должна  стать  организация  объектов  накопления  
изношенных  шин  на  территории  Республики  Коми,  которые  должны  быть 
оборудованы  и  устроены  в  соответствии.  С  целью  оптимизации 
транспортных  затрат  на  перевозку  накопленных  однородных  отходов 
(изношенных  шин)  к  местам  глубокой  обработки,  утилизации, 
обезвреживания,  необходимо  применить  мощные  мобильные  шредеры, 
которые позволят сократить объём шин, переработав их в куски размером не 
более  0,3  х  0,3  м.  Мощность  таких  шредеров  по  обработке,  утилизации, 
обезвреживанию  составляет  до  10  тонн  шин  в  час.  Далее  переработанный 
шредерат  должен  быть  перевезён  на  предприятие  по  глубокой  обработке, 
утилизации,  обезвреживанию,  которое  позволит  переработать  сырьё  с 
получением  резиновой  крошки  от  0,63  до  3  мм.  Наиболее  удобное 
расположение  предприятия  по  глубокой  обработке,  утилизации, 
обезвреживанию шин – в районе г. Сосногорска в составе производственно-
технического комплекса. Объекты накопления должны быть расположены в 
районе городов Воркута, Ухта, Печора, Сыктывкар. 

Изношенные  шины  в  процессе  утилизации  могут  стать  источником 

ценного  эластомерного  сырья  для  производства  различной  продукции  и 
строительных  материалов.  Особый  интерес  представляет  применение 
резиновой  крошки  для  устройства  долговечных  дорожных  покрытий, 
которые  эксплуатируются  во  всех  климатических  зонах  в  мире. 
Положительный международный опыт применения резиноасфальтобетонов с 
высокими  техническими  характеристиками  при  работе  в  различных 
климатических условиях дает возможность утверждать, что этот опыт может 
быть  успешно  адаптирован  к  российским  условиям  для  масштабного 
применения  резиновой  крошки  в  дорожном  строительстве.  Технико-
экономическая  эффективность  от  указанной  разработки  обеспечивается  за 
счет разработанной эффективной технологии применения резиновой крошки 
в составе дорожных асфальтобетонных смесей, обеспечивающих продление 
на  50-70%  сроков  службы  дорожных  асфальтобетонных  покрытий  и 
соответствующего  сокращения  объемов  ремонтных  работ  в  процессе 
эксплуатации дорожных покрытий. 

На территории Республики Коми предлагается разместить предприятие 

по  глубокой  утилизации  изношенных  шин,  которые  могут  поступать  как  с 
предприятий  на  территории  Республики  Коми,  так  и  с  сопредельных 
регионов  (Архангельская  область,  Кировская  область,  Пермский  край). 
Созданное  предприятие  будет  осуществлять  комплексное  производство  по 
утилизации шин и производства вторичных материальных ресурсов, которые 

240 

 

могут  быть  переработаны  в  модификаторы  для  асфальтобетона,  резиновую 
крошку различного размера для производства рулонных материалов, мастик, 
покрытий  для  спортивных  объектов,  сорбентов  для  утилизации  нефтяных 
разливов,  производства  дорожных  плит  для  устройства  временных  дорог  в 
условиях  заболоченных  местностей  и  в  местах  прокладки  и  эксплуатации 
трубопроводов. 

Мощность  оборудования  по  обработке,  утилизации,  обезвреживанию 

должна составить не менее 10 тысяч тонн шин в год. 

Наиболее востребованными по производству готовой продукции могут 

стать предприятия по выпуску дорожных плит на основе резиновой крошки 
(размер  4х2  метра)  для  устройства  временных  дорог  и  объектов  для 
добывающих  компаний,  а  также  дорожного  модификатора  для  устройства 
асфальтбетонов  и  сорбента,  который  может  быть  использован  при 
нефтеразливах. 

Отходы нефтеобработки, утилизации, обезвреживания  

(отработанные  автомобильные  и  трансформаторные  масла  и  смазочные 
материалы) 

Республика  Коми  является  промышленным  регионом,  который 

представлен  предприятиями  по  добыче  углеводородов,  а  так  же 
угледобывающими  и  лесоперерабатывающими  производствами.  На 
территории  региона  функционируют  предприятия,  которые  эксплуатируют  
значительное количество грузовой техники, которая, по экспертным оценкам, 
образует  до  2,5  тысяч  тонн  отработанных  масел.  Частный  сектор,  по 
экспертным  оценкам,  образует  до  0,5  тысячи  тонн  отработанных  масел.  На 
всех перечисленных предприятиях образуются большое количество отходов 
производства,  таких  как  отработанные  нефтепродукты,  твердые 
углеродосодержащие  отходы  и  отходы,  загрязненные  нефтепродуктами.  С 
целью  максимального  сбора  в  соответствии  с  целевыми  показателями 
должно  быть  разработано  основное  мероприятие  обращения  с 
отработанными  нефтепродуктами  (отработанными  маслами)  на  территории 
Республики  Коми  в  рамках  подпрограммы  региональной  программы  в 
области  обращения  с  отходами.  Важным  элементом  внедрения  основного 
мероприятия  должна  стать  организация  мест  накопления    отработанных 
масел на территории Республики Коми. Элементами такой системы должны 
стать предприятия, имеющие на балансе автомобильную технику, сервисные 
центры,  частные  гаражные  кооперативы,  дилерские  центры  по  продаже 
автомобилей.  

На  предприятиях  связанных  с  потреблением  нефтяного  топлива  и 

смазочных  материалов  в  процессе  приема,  временного  хранения  и  расхода 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..