ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 13

 

 

193 

 

На 

перерабатывающий 

комплекс 

целесообразно 

заведение 

железнодорожной  линии,  что  обусловлено  возможностью  поступления  из 
других  регионов  сырья  (отходов)  для  обработки,  утилизации, 
обезвреживания.  Более  того,  наличие  доступа  к  железной  дороге 
целесообразно  для  отгрузки  переработанного  сырья  на  продажу  в  другие 
субъекты Российской Федерации и за рубеж.  

Территориальная  организация  городского  округа  (протяженность  по 

максимальным  точкам  около  50  км)  позволяет  организовать  площадку 
хранения,  совмещенную  с  объектом  обработки  и  комплексом  по 
термическому обезвреживанию Сыктывкар.  

 

Муниципальный район Усть-Куломский 

Целевое состояние на 2027 год. 
Общая структура объектов в составе схемы потоков отходов. 

Структура  объектов  обращения  с  отходами  в  соответствии  со 

стратегическими документами, принятыми в Республике Коми, включает: 

1. 

Объекты  размещения  отходов,  подлежащие  ликвидации  или 

рекультивации: 

22 объекта размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов, по 

одному  из  них  (необходимо  дополнительное  исследование),  а  также 
нерекультивированный карьер и свалка твердых бытовых отходов. 

 
2. 

Целевой состав объектов 

В соответствии со стратегическими документами республики: 
1) 

Обустроены: 

14  объектов  размещения  (объектов  хранения)  ТКО  на  базе  объектов 

размещения твердых коммунальных, бытовых, промышленных отходов. 

2) 

Построены: 

Межмуниципальный полигон ТКО с. Усть-Кулом, 
5 объектов размещения ТКО (объекты хранения), 
Межпоселенческий полигон твердых бытовых отходов пст Зимстан. 
 
Создание  объектов  обработке  в  составе  перегрузочных  станций 

Помоздино и Югыдъяг. 

Концепцией по обращению с отходами производства и потребления в 

Республике Коми предусмотрено создание пункта раздельного сбора ТКО в 
Усть-Куломе. 

 
 

194 

 

Рекомендации по схеме потоков Муниципального района. 

К  построению  территориальной  схемы  применяется  концентрический 

подход,  когда  отходы  собираются  в  центральном  населенном  пункте  из 
населенных  пунктов,  находящихся  от  него  на  расстоянии  логистически 
обоснованного радиуса. 

В  муниципальном  районе  Усть-Куломский  такими  узловыми 

станциями являются: Помоздино, Югыдъяг, Зимстан, Усть-Кулом. Отходы из 
указанных  мест  хранения  направляются  на  объект  обработки  - 
перегрузочную  станцию  Усть-Кулом  автомобильным  транспортном. 
Отсортированные  полезные  фракции  укрупненными  партиями  отгружаются 
на  комплексный  объект  обработки,  утилизации,  обезвреживания  (ПТК)  в 
Сыктывкар,  неотсортированная  часть  обезвреживается  на  комплексе  Усть-
Кулом.  Транспортирование  на  обработку,  утилизацию,  обезвреживание 
также осуществляется автотранспортом. 

Таким  образом,  территориальной  схемой  рекомендованы  к  созданию 

следующие объекты обращения с отходами: 

Объекты  сбора  и  размещения  (объекты  хранения)  ТКО  в  узловых 

населенных  пунктах  с.  Помоздино,  пст  Югыдъяг,  пст  Зимстан,  с.  Усть-
Кулом. 

Объект обработки Усть-Кулом. 
Объект по термическому обезвреживанию Усть-Кулом. 
 
Муниципальный район Корткеросский 

Целевое состояние на 2027 год. 

Общая структура объектов в составе схемы потоков отходов. 

Структура  объектов  обращения  с  отходами  в  соответствии  со 

стратегическими документами, принятыми в Республике Коми, включает: 

1. 

Объекты  размещения  отходов,  подлежащие  ликвидации  или 

рекультивации: 

21  объект размещения  твердых  бытовых (коммунальных)  отходов  (по 

некоторым  из  перечисленных  объектов  необходимо  проведение 
дополнительного натурного обследования). 

2. 

Целевой состав объектов 

В соответствии со стратегическими документами республики: 
Обустроены: 
16  объектов  размещения  (объектов  хранения)  ТКО  на  базе  объектов 

размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов. 

Построены: 
Межпоселенческие полигоны ТКО с. Корткерос, с. Сторожевск 

195 

 

10 объектов размещения ТКО (объектов хранения) 
Создание  мусоросортировочных  и  мусороперегрузочных  станций 

республиканскими стратегическими документами не предусмотрено. 

Концепцией по обращению с отходами производства и потребления в 

Республике  Коми  предусмотрено  создание  комплексного  (стационарного) 
пункта приема ТКО в г. с. Корткерос. 

 
Рекомендации по схеме потоков Муниципального района. 

К  построению  территориальной  схемы  применяется  концентрический 

подход. 

В муниципальном районе Корткеросский такими узловыми станциями 

являются:  Богородск,  Сторожевск,  Мордино,  Корткерос.  Отходы  из 
указанных  мест  хранения  направляются  на  объект  обработки  - 
перегрузочную  станцию  Корткерос  автомобильным  транспортном. 
Отсортированные  полезные  фракции  укрупненными  партиями  отгружаются 
на  комплексный  объект  обработки,  утилизации,  обезвреживания  (ПТК)  в 
Сыктывкар, остатки обезвреживаются на термическом комплексе Корткерос. 
Транспортирование 

на 

перерабатывающее 

предприятие 

также 

осуществляется автотранспортом. 

Таким  образом,  территориальной  схемой  рекомендованы  к  созданию 

следующие объекты обращения с отходами: 

Объекты  сбора  и  размещения  (объекты  хранения)  ТКО  в  узловых 

населенных пунктах с. Богородск, с. Сторожевск, с. Мордино, с. Корткерос. 

Объект обработки - перегрузочная станция Корткерос. 
Объект по термическому обезвреживанию Корткерос. 
 
Муниципальный район Сыктывдинский 

Целевое состояние на 2027 год. 

Общая структура объектов в составе схемы потоков отходов. 

Структура  объектов  обращения  с  отходами  в  соответствии  со 

стратегическими документами, принятыми в Республике Коми, включает: 

1. 

Объекты  размещения  отходов,  подлежащие  ликвидации  или 

рекультивации: 

5 объектов размещения отходов. 
 
2. 

Целевой состав объектов 

В соответствии со стратегическими документами республики: 
Обустроены: 
5 Объектов размещения (объекты хранения) ТКО 

196 

 

1) 

Построены: 

6 Объектов размещения ТКО (объекты хранения). 
 
Создание  объектов  обработки  стратегическими  документами  не 

предусмотрено. 

 
Ниже представлена логистически обоснованная схема потоков отходов. 
Рекомендации по схеме потоков Муниципального района. 

К  построению  территориальной  схемы  применяется  концентрический 

подход. 

В муниципальном районе Сыктывдинский такими узловыми станциями 

являются: Пажга, Зеленец, Слудка, Палевицы, Выльгорт.  

Отходы  с  объекты  Пажга  направляются  на  прергрузочную  станцию 

Выльгорт,  где  организована  сортировка  и  укрупнение  партии  отходов  для 
отгрузки  на  обработку,  утилизацию,  обезвреживание  в  Сыктывкар.  Отходы 
могут  направляться  напрямую  в  Сыктывкар  без  организации  сортировки 
(необходимо  проведение  дополнительных  расчетов  экономической 
эффективности). 

Отходы  с  объектов  Слудка  и  Палевицы  группируются  на 

перегрузочной  станции  Зеленец,  откуда  направляются  на  обработку  в 
Сыктывкар  для  последующей  обработки,  утилизации,  обезвреживания 
(утилизации). Остатки обезвреживаются на комплексе Сыктывкар.  

Транспортирование осуществляется автомобильным транспортом. 
Соответственно,  территориальной  схемой  рекомендованы  к  созданию 

следующие объекты обращения с отходами: 

Объекты  сбора  и  размещения  (объекты  хранения)  ТКО  в  узловых 

населенных пунктах Пажга, Зеленец, Слудка, Палевицы, Выльгорт. 

Перегрузочные станции Зеленец и Выльгорт. 
 
Муниципальный район Сысольский 

Целевое состояние на 2027 год. 
Общая структура объектов в составе схемы потоков отходов. 

Структура  объектов  обращения  с  отходами  в  соответствии  со 

стратегическими документами, принятыми в Республике Коми, включает: 

1. 

Объекты  размещения  отходов,  подлежащие  ликвидации  или 

рекультивации: 

11 объектов размещения отходов. 
 

197 

 

2. 

Целевой  состав  объектов  в  соответствии  со  стратегическими 

документами республики: 

Обустроены: 
11 объектов размещения (объектов хранения) ТКО 
Построены: 
Межмуниципальный полигон ТКО с. Визинга, 
6 объектов размещения ТКО (объектов хранения). 
Создание  мусоросортировочных  станций  и  мусороперегрузочных 

станций не запланировано. 

Концепцией по обращению с отходами производства и потребления в 

Республике Коми предусмотрено создание пункта раздельного сбора ТКО в 
Визинге. 

 

Рекомендации по схеме потоков Муниципального района. 

Для  реализации  концентрического  подхода  в  муниципальном  районе 

Сысольский  узловыми  станциями  являются:  Визинга,  Куратово,  Бортом, 
Чухлэм.  

Отходы  собираются  в  узловых  станциях,  откуда  по  мере  накопления 

логистически  и  экономически  обоснованных  партий  для  отгрузки  они 
направляются  на  перегрузочную  станцию  Визинга.  Здесь  отходы  проходят 
сортировку, полезные фракции направляются автомобилями в Сыктывкар на 
комплексный объект обработки, утилизации, обезвреживания (ПТК). Остатки 
после сортировки обезвреживаются на комплексе Визинга. 

Соответственно,  территориальной  схемой  рекомендованы  к  созданию 

следующие объекты обращения с отходами: 

Объекты  сбора  и  размещения  (объекты  хранения)  ТКО  в  узловых 

населенных пунктах с. Визинга, с. Куратово, пст Бортом, с. Чухлэм. 

Объект обработки и перегрузочная станция Визинга. 
Объект по термическому обезвреживанию Визинга. 
 

Муниципальный район Койгородский 

Целевое состояние на 2027 год. 

Общая структура объектов в составе схемы потоков отходов. 

Структура  объектов  обращения  с  отходами  в  соответствии  со 

стратегическими документами, принятыми в Республике Коми, включает: 

1. 

Объекты  размещения  отходов,  подлежащие  ликвидации  или 

рекультивации: 

13 объектов размещения отходов, котлованов, карьеров, полигонов 
 

198 

 

2. 

Целевой  состав  объектов  в  соответствии  со  стратегическими 

документами республики: 

Обустроены: 
3 объекта размещения (объекты хранения). 
Построены: 
Межпоселенческий полигон твердых бытовых отходов с. Койгородок. 
 
Концепцией по обращению с отходами производства и потребления в 

Республике Коми предусмотрено создание пункта раздельного сбора ТКО в 
Койгородке. 

 

Рекомендации по схеме потоков Муниципального района. 

В  МО  Койгородский  большие  расстояние  и  малое  количество 

образуемых  отходов  не  позволяет  в  полной  мере  выполнить  требование  по 
минимизации  захоронения  и  максимизации  полезного  использования 
отходов.  

Отходы  собираются  на  узловых  площадках  размещения  Кузьель, 

Кажым,  Вежью,  Подзь,  Койгородок.  Накапливаются  до  обоснованного 
количества,  возможного  к  транспортированию,  далее  следуют  на 
мусороперегрузочную  станцию  Койгородок,  совмещенную  с  сортировкой. 
Поток отсортированных отходов отгружается по автомобильной дороге через 
перегрузочную станцию Визинга (МО МР Сысольский), далее направляются 
на обработку, утилизацию, обезвреживание в Сыктывкар.  

Соответственно,  территориальной  схемой  рекомендованы  к  созданию 

следующие объекты обращения с отходами: 

Объекты  сбора  и  размещения  (объекты  хранения)  ТКО  в  узловых 

населенных пунктах Кузьель, Кажым, Вежью, Подзь, Койгородок. 

Объект обработки и перегрузочная станция Койгородок. 
Объектпо термическому обезвреживанию Койгородок. 
 

Муниципальный район Прилузский 

Целевое состояние на 2027 год. 

Общая структура объектов в составе схемы потоков отходов. 

Структура  объектов  обращения  с  отходами  в  соответствии  со 

стратегическими документами, принятыми в Республике Коми, включает: 

1. 

Объекты  размещения  отходов,  подлежащие  ликвидации  или 

рекультивации: 

38  объектов  размещения,  захоронения  отходов,  полигона  бытовых 

отходов. 

199 

 

 
2. 

Целевой  состав  объектов  в  соответствии  со  стратегическими 

документами республики: 

Обустроены: 
2 объекта размещения (объекты хранения). 
Построены: 
Межпоселенческий полигон твердых бытовых отходов с. Объячево, 
Межпоселенческий полигон твердых бытовых отходов с. Летка, 
2 объекта размещения (объекты хранения). 
 
Рекомендации по схеме потоков Муниципального района. 

К  построению  территориальной  схемы  применяется  концентрический 

подход. 

В Прилузском муниципальном районе отходы собираются на узловых 

площадках  размещения  с.  Летка,  с.  Ношуль,  с.  Объячево,  с.  Спаспоруб,  с. 
Верхолузье.  

Далее по схеме потоков возможны следующие варианты: 1) обработка, 

утилизация  на  месте  (Объячево)  с  использованием  технологий  для 
маломощных  предприятий;  2)  транспортирование  автомобильным 
транспортом  в  Сыктывкар  на  обработку,  утилизацию,  обезвреживание;  3) 
термическое  обезвреживание  на  объект  обезвреживания  Объячево  без 
сортировки. Для целей территориальной схемы выбран вариант 2. 

Скомплектованные 

отходы 

отгружаются 

на 

перегрузочную 

сортировочную  станцию  Объячево,  откуда  отсортированные  полезные 
компоненты  отгружаются  на  перерабатывающий  комплекс  в  Сыктывкар. 
Транспортирование 

автомобилями. 

Остатки 

после 

сортировки 

захораниваются на полигоне Объячево. 

Соответственно,  территориальной  схемой  рекомендованы  к  созданию 

следующие объекты обращения с отходами: 

Объекты  сбора  и  размещения  (объекты  хранения)  ТКО  в  узловых 

населенных пунктах с. Визинга, с. Куратово, пст Бортом, с. Чухлэм. 

Объект обработки и перегрузочная станция Объячево. 
Объект по термическому обезвреживанию Объячево. 
Такой  подход  требует  подборки  оптимального  и  экономически 

оправданного  технологического  решения  для  всех  объектов  обращения  с 
отходами. 

 

200 

 

Межмуниципальные потоки отходов 

Межмуниципальные  потоки  отходов  организуются  не  только  для 

оптимизации  транспортирования  образованных  и  накопленных  отходов  на 
хрранение  и  захоронение,  но  и  нацелены  на  повышение  загрузки 
планируемых  объектов  обработки,  утилизации,  обезвреживания  для 
большего экономического и инвестиционного интереса к их созданию. Таким 
образом решается задача территориальной схемы по приоритету обработки, 
утилизации,  обезвреживания  над  захоронением  отходов  и  максимизации 
извлечения полезных компонентов. 

Межмуниципальное  взаимодействие  для  сбора  отходов  на 

перерабатывающие  комплексы  позволит  довести  мощность  обработки, 
утилизации,  обезвреживания  на  планируемых  предприятиях  Печора, 
Сосногорск и Сыктывкар до 25-35 тыс. тонн каждого из них. 
 
Таблица №  26. Сбор потоков отходов со следующих объектов в г. Печоре: 

Муниципальное 

образование 

Объект 

Цель 

поступления 

потока 

Вид транспорта 

Оценочное 

количество, 

тонн в год 

МО ГО  

Инта 

Инта 

Переработка 

Железнодорожный 

4000 

МО ГО 

Воркута 

Воркута 

Переработка 

Железнодорожный 

11000 

МО ГО  

Усинск 

Усинск 

Переработка 

Железнодорожный 

4000 

 

Таблица  №  27.  Сбор  потоков  отходов  со  следующих  объектов  в  г. 
Сыктывкаре: 

Муниципальное 

образование 

Объект 

Цель 

поступления 

потока 

Вид 

транспорта 

Оценочное 

количество, 

тонн в год 

МО МР  

Прилузский 

Объячево 

Переработка 

Автомобильный 

2000 

МО МР 

Койгородский 

Койгородок  Переработка 

Автомобильный 

850 

МО МР  

Сысольский 

Визинга 

Переработка 

Автомобильный 

1400 

МО МР 

Сыктывдинский 

Зеленец 

Сортировка  и 

переработка 

Автомобильный 

1400 

МО МР 

Сыктывдинский 

Выльгорт 

Сортировка  и 

переработка 

Автомобильный 

3700 

МО МР 

Корткеросский 

Корткерос 

Переработка 

Автомобильный 

2000 

МО МР  

Усть-Куломский 

Усть-

Кулом 

Переработка 

Автомобильный 

2700 

МО ГО  

Сыктывкар  Сортировка  и  Автомобильный 

62500 

201 

 

Сыктывкар 

переработка 

 

Таблица  №  28.  Сбор  потоков  отходов  в  г.  Сосногорск  из  следующих 
муниципальных образований Республики Коми: 

Муниципальное 

образование 

отправки 

Объект 

Цель 

поступления 

потока 

Вид транспорта 

Оценочное 

количество, 

тонн в год 

МО МР  

Удорский 

Едва 

Переработка 

Железнодорожный 

2000 

МО МР 

Княжпогостский 

Синдор 

Переработка 

Железнодорожный 

2500 

МО МР  

Усть-Вымский 

Микунь 

Переработка 

Железнодорожный 

2800 

МО ГО  

Ухта 

Ухта 

Переработка 

Железнодорожный 

10500 

МО МР Троицко-

Печорский 

Троицко-

Печорск 

Переработка 

Железнодорожный 

1500 

 

Схема потоков промышленных отходов 

 

Исходя  из  анализа  текущих  и  перспективных  мест  образования  и 

потоков  промышленных  отходов  на  территории  Республики  Коми, 
сопоставления  их  с  местами  образования  и  потоками  обращения  с  ТКО  
целесообразно  объединение  таких  потоков  и  направлении  их  на  обработку, 
утилизацию,  обезвреживание  в  рамках  единых  производственно-
технологических комплексов (ПТК). 

В данных ПТК, размещаемых в обоснованных технологических зонах, 

могут  быть  представлены  различные  комбинации  процессов  обработки, 
утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления. 

Разработанная  схема  потоков  отходов  выявляет  3  точки,  в  которых 

логистически  обосновано  строительство  таких  ПТК.  Это  Сыктывкар, 
Сосногорск и Печора. 

Кроме  того,  в  связи  с  большим  количеством  образования 

промышленных отходов, а также наличия трудовых ресурсов на территории 
МО МР Воркута, считаем также целесообразным создание малого ПТК для 
обработки,  утилизации,  обезвреживания  промышленных  отходов  в  составе 
объекта обращения с отходами Воркута. 

Исходя  из  анализа  экономического  развития  в  зонах  деятельности 

планируемых  ПТК,  а  также  в  связи  с  тем,  что  все  ПТК  размещаются  на 
едином  железнодорожном  ходу,  что  позволяет  организовать  транспортное 
сообщение  между  этими  объектами,  экономически  целесообразно 
определить  специализацию  этих  ПТК  следующим  образом:  Сосногорск  - 

202 

 

нефтесодержащие  отходы,  Печора  -  нефтесодержащие  отходы  и  отходы 
разработки  нефтегазовых  месторождений,  Сыктывкар  -  отходы  лесной 
промышленности, Воркута - отходы горнодобывающей отрасли. 

 
Зоны деятельности региональных операторов 

Варианты зонирования: 
1. 

Экономический. 

Исходя из отнесения муниципальных образований Республики Коми к 

районам  Крайнего  Севера  и  к  местностям,  приравненным  к  районам 
Крайнего Севера целесообразно деление территории Республики Коми на 3 
зоны  деятельности  региональных  операторов  по  обращению  с  твердыми 
коммунальными отходами:  

Северная  зона  –  МОМР  «Усть-Цилемский»,  МОМР  «Ижемский», 

МОМР «Печора», МОГО «Усинск», МОГО «Инта», МОГО «Воркута». 

Центральная зона – МОМР «Удорский», МОМР «Сосногорск», МОГО 

«Ухта», МОГО «Вуктыл», МОМР «Троицко-Печорский». 

Южная  зона  –  МОМР  «Княжпогостский»,  МОМР  «Усть-Вымский», 

МОМР  «Сыктывдинский»,  МОМР  «Коркеросский»,  МОМР  «Усть-
Куломский»,  МОГО  «Сыктывкар»,  МОМР  «Сысольский»,  МОМР 
«Койгородский», МОМР «Прилузский».  

Подобное деление может использоваться для расчета тарифов за услуги 

в области обращения с отходами, но будет затруднительно для реализации в 
силу слабой инвестиционной привлекательности Северной зоны. При оценке 
рисков  развития  зон  деятельности  региональных  операторов  Республики 
Коми,  а  также  на  основании  опроса  профессиональных  участников  рынка 
обращения  с  отходами  одним  из  существенных  рисков  определен  риск  не 
желания  профессиональных  участников  рынка  и  инвесторов  участвовать  в 
конкурсе на отбор регионального оператора и строительстве объектов только 
одной  Северной  зоны.  Для  соблюдения  принципа  экономической 
эффективности  деятельности  регионального  оператора  по  обращению  с 
твердыми  коммунальными  отходами,  организации  осуществляющей 
деятельность  в  качестве  регионального  оператора,  необходимо  будет 
субсидировать  выпадающий  доход  из  средств  республиканского  бюджета, 
что  не  согласуется  с  основными  стратегическими  документами  Республики 
Коми    в  области  обращения  с  отходами,  направленными  на  построение 
эффективной комплексной системы обращения с отходами. 

2. 

Логистический. 

Исходя  из  полученных  схем  транспортно-логистических  потоков, 

целесообразно  выделение  отдельных  операторов  в  муниципальных 

203 

 

образованиях  для  организации  сбора  и  транспортирования  твердых 
коммунальных  отходов  в  населенных  пунктах,  в  которых  имеется 
достаточная  плотность  населения  и  транспортная  доступность  до  узловых 
мест  обращения  ТКО,  что  позволит  применить  традиционные  подходы  к 
организации потоков. 

В  муниципальных  образованиях  с  труднодоступными  населенными 

пунктами,  имеющих  низкую  плотность  населения,  слаборазвитую  или 
отсутствующую  транспортную  инфраструктуру  операторы,  кроме  сбора  и 
транспортирования  ТКО,  должны  принимать  участие  в  организации 
обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. Поэтому в таких 
муниципальных  образованиях  целесообразно  выделять  отдельных 
операторов  не  только  в  муниципальных  образованиях  целиком,  но  и  в 
отдельных населенных пунктах.  

Необходимо также учесть, что для транспортирования до узловых мест 

обращения  ТКО,  как  в  межмуниципальном  сообщении,  так  и  внутри 
муниципальных  образований  будут  использоваться  различные  виды 
транспорта:  автомобильный,  железнодорожный  и  водный.  Использование 
каждого из перечисленных видов транспорта имеет свои особенности, в том 
числе  и  по  способу  подготовки,  укрупнения  и  формирования  грузового 
места,  что  отражается  и  на  экономической  составляющей  системы 
обращения  с  отходами,  и  как  следствие,  и  на  установлении  различных 
тарифов даже внутри одного муниципального образования.  

Кроме того, необходимо отметить, что для организации бесперебойной 

работы  предприятий  по  обращению  с  отходами  и  сглаживания  пиковых 
нагрузок при доставке консолидированных партий ТКО с объектов хранения, 
требуется  координация  большого  количества  транспортных  потоков, 
имеющих различные характеристики. 

Таким  образом,  с  точки  зрения  логистики  и  экономической 

эффективности,  рекомендовано  территории  Республики  Коми  организация 
одной  зоны  деятельности  регионального  оператора  с  дифференциацией 
тарифов  по  муниципальным  образованиям  в  порядке  п.8  Основ 
ценообразования  в  области  обращения  с  отходами,  утвержденными 
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016г № 484. 

 
Текущая схема потоков отходов. 

Осуществление  деятельности  по  сбору  и  транспортированию  отходов  

в течении нескольких лет до 2015 года не лицензировалось, что сказалось на 
проблематичности  сбора  информации  от  муниципальных  образований 

204 

 

Республики  Коми  и  возможности  провести  достоверный  анализ  движения 
потоков отходов. 

Текущее  перемещение  отходов  представляет  неструктурированное 

движение  отходов  на  ближайшие  объекты  размещения,  большинство  из 
которых  являются  несанкционированными  и  несоответствующими 
установленным требованиям. 

В  связи  с  изложенным  текущую  схему  потоков  отходов  не 

представляется возможным отобразить корректно. 

 

Рис. №  30.  Схема потоков отходов Республики Коми 

205 

 

Информация о схеме потоков отходов Республики Коми на 01.07.2016 

г. представлена в приложении № 13. 

 

 

 
Рис. №  31.  Схема потоков отходов Республики Коми. Детализация. 

Информация  о  схеме  потоков  отходов  Республики  Коми  на  2027  г.г. 

Представлена в приложении № 14. 

 
 

 

206 

 

7.7. Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению 

отходов 

Определение  целевых  показателей  по  обезвреживанию,  утилизации  и 

размещению отходов проводилось на основании: 

особенностей  Республики  Коми  (климатических,    специализации 

хозяйственной  деятельности,  среднегодовых  темпов  роста  промышленного 
производства), 

достигнутых  фактических  показателей  на  территории  Республики 

Коми по обезвреживанию, утилизации, размещению отходов, изложенных в 
предыдущих  разделах  территориальной  схемы  обращения  с  отходами 
производства и потребления, 

тенденций  развития  Республики  Коми  (динамика  валового 

регионального  продукта,  динамика  изменения  численности  населения, 
структурного соотношения в общем объеме образования отходов  I, II,III, IV 
и V класса опасности), 

природоохранительных  требований  в  сфере  обращения  с  отходами  в 

соответствии с пунктом 1 статьи 13.3. Федерального закона от 24.06.1998 N 
89-ФЗ  «Об  отходах  производства  и  потребления»,  Федерального  закона  от 
10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 
06.10.2003  № 131-ФЗ  «Об  общих  принципах  организации  местного 
самоуправления в Российской Федерации»; 

Постановления  Правительства  РФ  от  16.03.2016  №  197  «Об 

утверждении  требований  к  составу  и  содержанию  территориальных  схем 
обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» 

Постановления  Правительства  РФ  от  16.05  2016  г.  №424  «Об 

утверждении  порядка  разработки,  согласования,  утверждения  и 
корректировки инвестиционных и производственных программ; 

«Стратегии экономического и социального развития Республики Коми 

до 2020 г.», утвержденных постановлением Правительства Республики Коми 
от 26.03.2006 г. № 45; 

Проекта  «Стратегия  экономического  и  социального  развития 

Республики Коми до 2030 г.»; 

Государственной  программы  Республики  Коми  «Воспроизводство, 

использование природных ресурсов и охрана окружающей среды»; 

Долгосрочной  республиканские  целевой  программы  «Обращение  с 

отходами производства и потребления в Республике Коми (2012-2016 годы)», 
утвержденной  Постановлением  Правительства  Республики  Коми  от  30 

207 

 

сентября  2011  г.  №  425  (в  редакции  Постановления  Правительства 
Республики Коми от 12.05.2012 № 191). 

Одним из основных принципов при определении целевых показателей 

в области обращения с отходами производства и потребления на территории 
Республики  Коми  является  четкое  выполнение  экологических  требований 
природоохранительного законодательства Российской Федерации. А именно:  

1.Усиление  эффективности  реализации  таких  основных  принципов 

государственной политики в области обращения с отходами как: 

  -  научно  обоснованное  сочетание  экологических  и  экономических 

интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; 

  -использование  наилучших  доступных  технологий  при  обращении  с 

отходами; 

-  комплексная  переработка  материально-сырьевых  ресурсов  в  целях 

уменьшения количества отходов; 

-использование методов экономического регулирования деятельности в 

области  обращения  с  отходами  в  целях  уменьшения  количества  отходов  и 
вовлечения их в хозяйственный оборот; 

2.  При  реализации  государственной  политики  в  области  обращения  с 

отходами  приоритетными  являются  направления  в  следующей 
последовательности: 

максимальное использование исходных сырья и материалов; 
предотвращение образования отходов; 
сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов 

в источниках их образования; 

обработка отходов; 
утилизация отходов; 
обезвреживание отходов. 
3.  Запрещение  на  объектах  размещения  отходов  (статья  12 

Федерального  закона  от  24.06.1998  N  89-ФЗ  «Об  отходах  производства  и 
потребления»): 

- захоронения отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, 

курортных,  лечебно-оздоровительных,  рекреационных  зон,  а  также 
водоохранных  зон,  на  водосборных  площадях  подземных водных объектов, 
которые  используются  в  целях  питьевого  и  хозяйственно-бытового 
водоснабжения.  Запрещается  захоронение  отходов  в  местах  залегания 
полезных  ископаемых  и  ведения  горных  работ  в  случаях,  если  возникает 
угроза  загрязнения  мест  залегания  полезных  ископаемых  и  безопасности 
ведения горных работ; 

208 

 

- захоронения отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, 

курортных,  лечебно-оздоровительных,  рекреационных  зон,  а  также 
водоохранных  зон,  на  водосборных  площадях  подземных водных объектов, 
которые  используются  в  целях  питьевого  и  хозяйственно-бытового 
водоснабжения.  Запрещается  захоронение  отходов  в  местах  залегания 
полезных  ископаемых  и  ведения  горных  работ  в  случаях,  если  возникает 
угроза  загрязнения  мест  залегания  полезных  ископаемых  и  безопасности 
ведения горных работ. 

- захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, 

подлежащие утилизации; 

4. В соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования 

к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» 

-  на  полигонах  обеспечивается  статическая  устойчивость  твердых 

коммунальных отходов  

-  обезвреживание  твердых,  жидких  и  пастообразных  отходов, 

обладающих радиоактивностью, осуществляется на специальных полигонах, 
организованных  в  соответствии  с  основными  санитарными  правилами 
обеспечения радиационной безопасности. 

-  захоронение  и  обезвреживание  твердых,  пастообразных  отходов 

промышленных предприятий (1 - 2 класса опасности), в которых содержатся 
токсичные  вещества,  тяжелые  металлы,  а  также  горючие  и  взрывоопасные 
отходы,  должно  производиться  на  полигонах,  организованных  в 
соответствии  с  санитарными  правилами  о  порядке  накопления, 
транспортирования, 

обезвреживания 

и 

захоронения 

токсичных 

промышленных отходов. 

- прием трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов 

на  полигоны  твердых  бытовых  отходов  не  допускается  динамики 
уплотнения,  минерализации,  газовыделения,  максимальной  нагрузки  на 
единицу 

площади, 

возможности 

последующего 

рационального 

использования  участка  после  закрытия  полигонов.  Полигоны  могут  быть 
организованы  для  любых  по  величине  населенных  пунктов.  Рекомендуется 
создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. 

5.  На  объекте  захоронения  отходов  нельзя  размещать  отходы  I,  II,  III 

класса  опасности,  так  как  в  соответствии  приказом  МПР  от  15.06.2001  г. 
№511  «Об  утверждении  Критериев  отнесения  опасных  отходов  к  классу 
опасности  для окружающей природной  среды»  степень  их  опасности  очень 
высокая,  высокая  и  средняя,  что  приводит  к  необратимой  и  сильному 
нарушению экосистемы. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..