ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 11

 

 

161 

 

ий 

16.  Троицко-

Печорски

й 

13.82 

0,00102 

0,25  5.45/2.86 

1/2 

96,04/171,92 

1,54 

17.  Удорский  20.28 

0,0015 

0,37  8.76/3.6 

2/2 

140,93/252,29 

2,26 

18.  Усть-

Вымский 

29.27 

0,00786 

1,95  11.18/6.25 

3/3.5 

203,4/364,13 

3,25 

19  Усть-

Куломски

й 

26.68 

0,00198 

0,49  15.64/4.6 

4/2.5 

185,4/331,91 

2,97 

20  Усть-

Цилемски

й 

12.95 

0,00348 

0,86  7.59/2.52 

2/1 

89,99/161,1 

1,44 

 

Итого 

 

435.96 

100,0  326.60/180,98 

100/100 

6252,1/11192.25 

100,0 

• 

Расчет произведен по данным статьи «Валовой муниципальный продукт в управлении экономикой», автор Колечков Д.В 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

162 

 

 

 

Положения Концепции обращения с отходами на территории Республики Коми 

 

Для целей расчета Баланса учитывались данные Концепции обращения с отходами Республики Коми. 

 

Таблица № 25. Объемы обращения с отдельными видами отходов (данные из Концепции обращения с отходами  на 

территории Республики Коми) 

 

Показатель 

2005г. 

2006 г. 

2007 г. 

2008 г. 

2009 г. 

2010 г. 

Образование (год) 

59,45/363.29*  92,97/362,28 

39,62/361,97 

36,73/358,71 

16,99/350,15 

51,19/326,60 

Использование 

0.056 

1,57 

0.19 

0,43 

0.39 

0,14 

Обезвреживание 

0,51 

3.17 

0.24 

0,48 

0.39 

41,127 

Размещение 

261,09 

201,99 

277,09 

277,08 

39,69 

182,51 

Накопление 

4,19 

12,146 

1203,94 

1204,06 

0,034 

0,17 

Транспортирование 

69,24 

81,86 

51,59 

9,51 

17,68 

65,51 

Образование(год) 

13,35 

43,49 

37,90 

37,45 

46,28 

32,97 

Использование 

7,9 

23,78 

15,09 

18,46 

38,4 

27,52 

Обезвреживание 

0,043 

0,11 

0,12 

Размещение 

8,62 

27,56 

25,18 

20,332 

9,02 

6,35 

Накопление 

0,30 

0,27 

0,15 

0,55 

0,47 

0,67 

Транспортирование 

5,74 

21,62 

22,99 

20,24 

15.53 

5,83 

Образование (год) 

 

136,73/1560,9

144,84/1564,2

261,92/1490,53 

341,77/1497,43 

299,80/1477,95 

286,0/952,42 

Использование 

19,46 

39.63 

39,06 

49,25 

27,80 

24.41 

Обезвреживание 

0,006 

0.001 

5,57 

0,14 

Размещение 

107,50 

111,51 

223,53 

288,17 

266,03 

270,22 

Накопление 

11423,16 

2306,80 

12003,21 

12147,053 

12296,85 

12660,64 

Транспортирование 

3,53 

33,97 

14,57 

6,56 

13,39 

17,60 

Образование (год) 

44,03/1410,83  47,64/1894,75  38,52/2378,60 

35,75/3223,76 

36,9/2260,30 

35,15/2478,61 

Использование 

37,45 

51,496 

27,13 

24,65 

29,34 

32,70 

163 

 

Обезвреживание 

0.007 

3.53 

3.53 

3.53 

3.56 

3.79 

Размещение 

20,103 

18,734 

8.29 

10,56 

48.78 

0.004 

Накопление 

26.91 

19.97 

7,032 

7,81 

2,57 

1.90 

Транспортирование 

12,45 

25,77 

0,60 

0,18 

2,37 

0,42 

Образование (год) 

0,812/7,13 

0,527/7,95 

0.644/7,81 

0,740/7,86 

0,461/8,53 

0.427/7,37 

Использование 

0,332 

0,368 

0,443 

0,401 

0,342 

0,427 

Обезвреживание 

0.024 

0,168 

0,111 

0,149 

0,026 

0,285 

Размещение 

0,641 

0,432 

0,409 

0,580 

0.375 

0,269 

Накопление 

0,661 

0,561 

0,550 

0.564 

0.448 

0.342 

Транспортирование 

0 ,543 

0,321 

0,472 

0.614 

0,472 

0,343 

Образование (год) 

1.876/2,338 

1,259/2,579 

1,117/2,589 

0,923/2,651 

0.778/2,834 

0.588/2,587 

Использование 

1,050 

0,893 

0,867 

0.785 

0,791 

0,537 

Обезвреживание 

0,122 

0,086 

0,207 

0,099 

0.063 

0.079 

Размещение 

0,195 

0.418 

0,183 

0.760 

0,159 

0,094 

Накопление 

0,805 

0.101 

0.249 

0,191 

0.113 

0.057 

Транспортирование 

0,498 

0,547 

0,511 

0,510 

0,487 

0,205 

Образование (год) 

0.189/3,244 

0.163/3.613 

0.142/3.56 

0,138/3,605 

0,191/3,902 

0,112/3,406 

Использование 

0,138 

0.110 

0.100 

0.092 

0.090 

0,237 

Обезвреживание 

0.023 

0.035 

0.033 

0,031 

0.032 

0,035 

Размещение 

0,054 

0,047 

0,041 

0,063 

0.132 

0,058 

Накопление 

0,060 

0,060 

0,069 

0,057 

0,156 

0,073 

Транспортирование 

0,109 

0,102 

0,125 

0,129 

0,108 

0,263 

Образование (год) 

76,49 

61,634 

62,242 

66,658 

67,21 

121,53 

Использование 

69,61 

67,75 

59,78 

9,84 

31,39 

40,65 

Обезвреживание 

42,11 

48,54 

1,90 

0,490 

0.36 

0,85 

Размещение 

280,68 

27,9 

37,4 

56,86 

63,46 

105,73 

Накопление 

255,97 

226,78 

189,37 

4,18 

60,0 

131,852 

Транспортирование 

0,68 

1,75 

1.17 

0,93 

2,61 

4,10 

Образование (год) 

0,028 

0,028 

0,028 

0,028 

0,028 

0,028 

Образование (год) 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00169 

Использование  

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00068 

164 

 

Обезвреживание 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0.0 

Размещение 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0010 

Накопление 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

Транспортирование 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00169 

Образование (год) 

Н.д 

Н.д. 

Н.д 

7414,4 

7516,0 

7709,71 

Образование (год) 

1195,19 

1186,33 

1087,56 

1697,67 

0,48 

0,54 

Использование 

4,02 

166,15 

150,70 

0,002 

118,18 

134,75 

Обезвреживание 

Размещение 

1724,62 

1432,61 

936,13 

923,99 

358,61 

408,01 

Накопление  

1866,87 

14297,551 

15173,131 

29069,78 

15053,6 

28028,87 

Транспортирование 

 

 

 

 

 

 

Образование (год) 

61,11 

200,11 

198,23 

1589,54 

2924,86 

4211,15 

Использование 

8,723 

2,225 

5,736 

397,52 

26,105 

29,454 

Обезвреживание 

9,62 

12,97 

9,98 

16,96 

0,91 

1,84 

Размещение 

44.49 

186.84 

193.07 

27.08 

2905,71 

4188.65 

Накопление  

3443,34 

4833,12 

5023,68 

8537,08 

65404,14 

71384,04 

Транспортирование 

9.62 

12.97 

7.45 

29.31 

0.907 

0.002 

Образование (год) 

216,16 

128,31 

86,77 

131,25 

100,73 

59,62 

Использование 

47,56 

7,57 

20,99 

35,73 

95,68 

50,94 

Обезвреживание 

56.28 

48.01 

30.95 

45.78 

5.08 

7.64 

Размещение 

140.584 

99.7 

34.10 

50.07 

0.70 

1.08 

Накопление  

25.15 

0.70 

1.81 

1.32 

0.01 

0.01 

Транспортирование 

4.22 

15.75 

4.097 

4.49 

2.32 

2.32 

Образование(год) 

270.43 

179.82 

529.15 

633.14 

571.04 

522.84 

Использование 

86.27 

38.86 

432.56 

536.91 

538.29 

498.84 

Обезвреживание 

56.27 

48.34 

31.24 

45.85 

5.60 

7.64 

Размещение 

159.51 

121.11 

56.28 

72.91 

4.68 

3.21 

Накопление 

28.29 

2.45 

21.56 

3.99 

65.28 

68.83 

Транспортирование 

24.50 

42.26 

62.31 

50.16 

65.28 

68.84 

Образование(год) 

28.23 

33.35 

25.18 

34.26 

27.81 

37.43 

Использование 

0.28 

2.49 

0.73 

0.48 

0.90 

1.13 

165 

 

Обезвреживание 

23.44 

28.79 

22.60 

37.27 

27.58 

29.89 

Размещение 

347.09 

12.75 

119.14 

6.27 

6.07 

12.13 

Накопление 

31.23 

18.56 

15.58 

11.46 

7.15 

12.81 

Транспортирование 

28.76 

34.78 

24.45 

38.13 

29.0 

34.05 

Дробь-числитель по официальным данным, знаменатель по прогнозу муниципальных образований 

166 

 

7.6. Схема потоков отходов 

 

7.6.1. Допущения 

1. 

В  основе  схемы  потоков  отходов  лежит  инерционный  сценарий 

развития  транспортной  инфраструктуры.  Принимаем,  что  транспортная 
инфраструктура (водные, железнодорожные пути и автодороги) остаются на 
текущем уровне: не развиваются и не деградируют. 

Данное  допущение  обусловлено  следующими  факторами,  имеющими 

место на дату составления территориальной схемы: 

− 

ограниченность регионального бюджетного финансирования;  

− 

практически полное прекращение финансирования строительства 

автомобильных дорог из федерального бюджета; 

− 

обмеление водных путей, в т.ч. наиболее полноводных бассейнов 

рек Печора и Вычегда; 

− 

крайне  низкое  техническое  состояние  железных  дорог  и 

недостаточность подвижного парка.  

2. 

Экономическая целесообразность создания объектов обращения с 

отходами  ставится  во  главу  угла  и  при  экологическом  обосновании 
планируемых  методов  обращения  с  отходами  учтены:  региональные 
особенности  территории,  потенциал  ландшафта;  состояние  экосистем,  их 
устойчивость  к  возможному  воздействию,  способность  к  восстановлению; 
перспективы  социально-экономического  развития  региона,  исторические, 
культурные, этнические и другие интересы местного населения.  

    Исходя из экономической эффективности:  
− 

Строительство объектов по промышленной утилизации  следует 

предусматривать для населенных пунктов (агломерационных образований) с 
общим образованием  твердых коммунальных  отходов от 30 тыс.тонн  в  год. 
(Методические  рекомендации  о  порядке  разработки  генеральных  схем 
очистки территорий населенных пунктов РФ (утв. Постановлением Госстроя 
России от 21 августа 2003 г. № 152), 

− 

Строительство 

объектов 

(модернизацию 

существующих 

энергосистем)  по  термическому  обезвреживанию  отходов  целесообразно 
предусматривать для населенных пунктов (агломерационных образований) с 
общим образованием ТКО от 10 тыс. тонн в год. 

Деление  на  технологические  зоны  целесообразно  исходя  из  задачи 

минимизации  суммарных  затрат  на  обращение  с  отходами  на  данных 
территориях (на сбор, транспортирование, обезвреживание и размещение).  

167 

 

Соответственно, 

в 

малонаселенных 

труднодоступных 

(не 

обеспеченных  транспортной  инфраструктурой)  населенных  пунктах 
экономически целесообразно организация раздельного сбора отходов (отбор 
полезных компонентов), хранение на местах, максимально приближенных к 
местам образования с дальнейшим транспортированием укрупненных партий 
к местам обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения.  

Автомобильный  транспорт  используется  для  транспортирования 

отходов  производств  на  все  виды  объектов  размещения  отходов,  когда 
отсутствует  возможность  организовать  транспортирование  другим  видом 
транспорта.  

Технические  и  технологические  решения  должны  обеспечивать 

возможность 

создания 

производственно-технических 

комплексов 

(индустриальных парков) путем их интеграции, открытых для модернизации 
и развития.   

3. 

За  малонаселенный  пункт  принимается  пункт  с  образованием 

твердых  коммунальных  отходов  менее  10  тыс.тонн.  В  отдельных  случаях 
возможно поднятие верхней планки до 30 тыс. тонн в год.  

4. 

Для  целей  построения  схемы  потоков  отходов  принимаем 

коэффициент  содержания  и,  соответственно,  извлечения  потенциально 
полезных компонентов равным 40% (экспертные оценки).  

Низкая  доля  утилизации  отходов  приводит  к  увеличению  объемов 

накопления отходов на объектах их размещения. 

Обработка  (сортировка)  в  большинстве  случаев  производится  ручная, 

т.к. добавлять элементы автоматической сортировки целесообразно вводить 
при мощности объекта обработки не менее 20 тыс. тонн в год. 

Процент  отбора  вторичного  сырья  зависит  от  выбранной  технологии 

обработки  (автоматическая  или  ручная),  от  технологических  особенностей 
самой обработки: скорости конвейера, его загрузки и т.п., числа постов для 
отбора вторсырья при ручной обработке и т.п.  

5. 

Максимально  возможное  совмещение  транспортирования 

промышленных  отходов  и  твердых  коммунальных  отходов  по  одним 
транспортным  коридорам  с  максимально  возможным  использованием 
общего  подвижного  состава.  Конечным  результатом  оптимизации 
перемещения отходов и расположения объектов явилось деление территории 
на  технологические  зоны.  В  общую  технологическую  зону  объединяются 
территории, потоки твердых коммунальных отходов от которых собираются 
воедино  на  одном  объекте  для  централизованной  обработки,  утилизации, 
обезвреживания  или  захоронения.  В  эту  же  технологическую  зону 

168 

 

включаются  населенные  пункты,  не  охваченные  централизованной 
переработкой и захоронением, но принадлежащие к ней территориально. 

6. 

Сортировка  промышленных  отходов  целесообразна  в  заводских 

условиях  с  возможностью  их  дальнейшей  комплексной  обработки, 
утилизации, обезвреживания. 

При  условии  извлечения  полезных  продуктов  из  промышленных 

отходов  ввиду  их  большого  количества  и  определенных  трудностей  при 
транспортировании  возможно  использование  мобильных  комплексов  по 
переработке промышленных отходов различных групп. 

7. 

Выбор  места  размещения  объектов  обработки,  утилизации, 

обезвреживания  древесных  отходов  в  топливные  гранулы  и  брикеты  в 
идеальном  случае  представляет  собой  компромисс  между  удаленностью  от 
потребителей  и  от  сырьевой  базы  с  учетом  ограничений,  связанных  с 
наличием  необходимой  производственной  инфраструктуры.

 

При  этом  под 

«удаленностью»  следует  понимать  не  столько  расстояние  в  километрах, 
сколько фактическую стоимость транспортирования продукта из точки «А» в 
точку  «B»  с  учетом  затрат  на  хранение,  упаковку,  погрузо-разгрузочные 
работы  и  т.д.  Учитывая,  что  одним  из  главных  преимуществ 
гранулированного  биотоплива  является  высокая  насыпная  плотность  и 
дешевизна  транспортирования,  выбор,  чаще  всего,  делается  в  пользу 
близости к источнику сырья. 

Целесообразным  является  объединение  интересов  нескольких 

лесозаготовительных  и  лесоперерабатывающих  предприятий  с  возможной 
концентрацией производства на территории одного из них либо размещение 
производства в административном центре муниципального образования. 

Рациональным вариантом размещения производства топливных гранул 

и  брикетов  является  создание  его  на  действующем  лесопильном 
предприятии. 

На  территории  населенных  пунктов,  где  будет  располагаться 

производство  по  утилизации  отходов  лесопромышленного  комплекса, 
необходимо  создание  централизованных  площадок  временного  накопления 
данных отходов. 

8. 

Объекты  по  утилизации  биологических  отходов  (установки  по 

термическому  обезвреживанию  небольшой  мощности  (инсинераторы) 
организуются  в  привязке  к  планируемым  межмуниципальным  и 
межпоселенческим 

полигонам 

отходов, 

специализированным 

производственно-технических  комплексам  в  технологических  зонах  или  на 
базе  государственных  ветеринарных  учреждений.  Обработка  указанных 
отходов производится в промышленных (заводских) условиях. 

169 

 

9. 

Исходя  из  анализа  транспортной  инфраструктуры  и  типичных 

для Республики Коми отраслей промышленности, допускается возможность 
обработки,  утилизации,  обезвреживания  и  размещения  промышленных 
отходов в местах их образования.  

Источник  информации  для  схемы  потоков  отходов:  собственные 

оценки  разработчика,  Сводные  данные  были  приняты  во  внимание  из 

следующих основных источников: 

- «Концепция по обращению с отходами производства и потребления в 

Республике Коми» (от 23.07.2014 № 294); 

- «Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на 

период до 2020 года»;  

-  «Государственный  доклад  «О  состоянии  окружающей  среды 

Республики Коми в 2015 году»;  

- «Схема и программа развития электроэнергетики Республики Коми на 

2016-2021 годы». Также учитывались положения Государственных программ 
Республики Коми "Воспроизводство и использование природных ресурсов и 
охрана окружающей среды" и  «Развитие промышленности».  

Данные,  присланные  по  запросу  в  исполнительные  органы  власти 

Республики  Коми  и  РФ,  включая  территориальные  схемы  муниципальных 
образований  Республики  Коми  (по  запросу),  а  также  из  Госстата,  базы 
налогоплательщиков. 

Также были задействованы Интернет-ресурсы: 

Сайты министерств Республики Коми. / http://rkomi.ru/, 

Банк  открытых  данных  Росприроднадзора  по  Республике  Коми. 

/http://11.rpn.gov.ru/, 

Банк  открытых  данных  Министерства  природных  ресурсов  РФ.  

/http://www.mnr.gov.ru/opendata/, 

Сайты  компаний  и  фирм,  зарегистрированных  и  осуществляющих 

деятельность в Республике Коми. /http://www.orgpage.ru/areas/resp-komi/, 

Список зарегистрированных предприятий в крупных города России (в 

части 

Республики 

Коми). 

/http://www.wiki-

prom.ru/region/respublika_komi.html/. 

 

170 

 

7.6.2. Общие подходы к построению схемы потоков отходов 

 

Для  отдаленных  населенных  пунктов,  образование  твердых 

коммунальных отходов в которых недостаточно, чтобы оправдать затраты на 
применение  транспортных  средств  с  подпрессовкой  отходов,  а  также  при 
транспортировании  отходов  на  большие  расстояния  целесообразно 
применять  двухэтапную  систему  сбора  и  транспортирования.  Двухэтапная 
система  включает  в  себя  сбор  отходов  в  местах  накопления,  их 
транспортирование  собирающим  автотранспортом  на  перегрузочную 
станцию (МПС), перегрузка в большегрузные транспортные средства. 

Пункты  приема  вторичного  сырья  и  опасных  отходов  должны  быть 

ориентированы  на  прием  отходов  от  населения,  что  не  исключает  сбор 
отходов от организаций на договорной основе при наличии соответствующей 
лицензии. 

Перечень отходов, которые необходимо принимать в пунктах приема, 

должен быть достаточно широким и включать полезные компоненты отходов 
из  жилищ  и  аналогичных  им  отходов  (бумага,  картон,  полимерные 
материалы,  стеклотара),  отходы  эксплуатации  автотранспортных  средств  (в 
том  числе  отработанные  масла,  отработанные  аккумуляторы,  отработанные 
масляные  фильтры,  отработанные  покрышки),  ртутьсодержащие  отходы 
(энергосберегающие лампы), медицинские отходы (медикаменты с истекшим 
сроком годности). 

По  итогам  проведенного  анализа  республиканской  и  муниципальных 

схем  территориального  планирования,  исходя  из  уровня  урбанизации, 
развития транспортной, инженерной инфраструктуры, а также в соответствии 
с  принятыми  допущениями  предлагается  2  подхода  к  организации  схемы 
потоков отходов: 

1. 

Схема для малонаселенных пунктов (объем образования отходов 

до 10 тыс. тонн), с малой концентрацией источников образования отходов, с 
недостаточно  развитой  транспортной  (в  первую  очередь,  автомобильной) 
инфраструктурой. 

Отправная точка построения данной схемы потоков отходов – объекты 

сбора и накопления отходов.  

В  таких  муниципальных  образованиях  в  настоящее  время 

лицензированных  мест  обращения  с  отходами  не  более  3-х  или  вовсе  нет. 
Тем  не  менее,  санкционированные  места  обращения  с  отходами  могут 
присутствовать. 

171 

 

Организация  комплексных  объектов  по  обработке,  утилизации, 

обезвреживанию  (производственно-технологических  комплексов)  в  таких 
муниципальных образованиях экономически нецелесообразна.  

Соответственно,  около  каждого  населенного  пункта  необходимо 

создание  санкционированного  места накопления или размещения отходов с 
организацией раздельного сбора (отбор полезных компонентов).  

В  случае  отсутствия  возможности  транспортирования  отходов,  они 

размещаются  в  местах  накопления,  хранения,  расположенных  вблизи 
населенных  пунктов  в  соответствии  с  санитарными  и  экологическими 
требованиями  и  нормами.  После  начала  навигации  и  возобновления 
транспортной  доступности,  накопленные  отходы  вывозятся  региональным 
оператором 

или 

лицами, 

осуществляющими 

деятельность 

по 

транспортированию  твердых  коммунальных  отходов,  в  соответствии  с 
договорами, заключенными с региональным оператором. 

Собранные 

отходы 

свозятся 

на 

межпоселенческие 

и 

межмуниципальные  объекты  обращения  с  отходами  (в  первую  очередь, 
перегрузочные станции, совмещенные с обработкой).  

В  случае  полного  отсутствия  транспортной  доступности  населенного 

пункта  и  невозможности  физического  доступа  какого-либо  транспорта  для 
вывоза  отходов,  поток  отходов  носит  дискретный  характер:  они 
подвергаются термическому обезвреживанию с генерацией в коммунальную 
энергетику  в  месте  образования,  путем  модернизации  объектов 
коммунальной  энергетики.  Отходы  термического  обезвреживания 
направляются  в  производство  строительных  материалов,  строительство 
дорог. 

2. 

В  более  густонаселенных  муниципальных  образованиях  с  более 

плотной  концентрацией  образователей  отходов  и  более  развитой 
транспортной  системой  (автодорожная  сеть,  железные  дороги)  применяется 
концентрическая схема потоков отходов. 

172 

 

 

Рис.  29.  Концентрическая  схема  потоков  отходов  потребления. 

(Комплексный объект обработки, утилизации, обезвреживания (ПТК) (МПЗ) 
–  комплексный  объект  обработки,  утилизации,  обезвреживания  отходов 
(производственно-технический  комплекс  (ПТК);  Перегрузочная  станция 

(МПС) – перегрузочная станция). 

Точкой  концентрации  при  разработке  такой  схемы  является 

комплексный  объект  обработки,  утилизации,  обезвреживания  отходов 
(производственно-технологический  комплекс  по  обращению  с  отходами  - 
ПТК).  

Отходы, находящиеся в радиусе 25 км от ПТК направляются напрямую 

на площадку накопления при ПТК. 

В  случае  недозагрузки  ПТК  (оптимальная  загрузка  80%  от  проектной 

мощности; минимальная экономически обоснованная мощность завода – 30 
тонн  отходов  в  год)  от  образователей  в  радиусе  25  км,  становится 
целесообразным создание перегрузочных станций. 

Перегрузочные  станции  создаются  на  логистически  обоснованном 

расстоянии  с  шагом  в  50  км  от  ПТК  и  осуществляют  функции  сбора  и 
накопления  отходов  с  радиуса  поставки  в  25 км.  Далее  отходы 
транспортируются на ПТК.  

Перегрузочные объекты целесообразно совмещать с технологическими 

процессами обработки и прессования. 

При необходимости и возможности для транспортирования отходов от 

перегрузки  на  обработку,  утилизацию,  обезвреживание  используется 
крупнотоннажный  транспорт.  Однако  для  оптимальной  загрузки 

173 

 

транспортных  средств  может  использоваться  транспорт  стандартной 
грузоподъемности  (тот,  которым  отходы  свозятся  на  перегрузку)  или 
универсальный грузовой транспорт.  

При  разработке  схемы  потоков  отходов  применялись  вышеуказанные 

логистические и транспортные подходы. 

Для  принятия  окончательного  решения  требуется  детальный 

экономический расчет по каждому объекту обращения с отходами.  

 

7.6.3.  Схема  потоков  твердых  коммунальных  отходов  по 

муниципальным образованиям 

 

Муниципальный район Усть-Цилемский 

Целевое состояние на 2027 год. 

Общая структура объектов в составе схемы потоков отходов. 

В соответствии с текущими и целевыми показателями стратегических 

документов,  принятых  в  Республике  Коми,  в  Усть-Цилемском 
муниципальном  районе  до  2015  года  –  должно  быть  ликвидированы  12 
объектов,  из  них  по  5-ти  объектам  необходимо  провести  дополнительные 
натурные  исследования  для  оценки  существующего  состояния  объекта  и 
определения  необходимости  их  рекультивации  или  обустройства  до 
состояния объекта размещения. 

К  2027  году  должны  быть  обустроены  до  состояния  объекта 

размещения  –  5  объектов  (в  случае  принятия  такого  решения  по  итогам 
дополнительных натурных исследований). 

Кроме того планируется дополнительно построить: 
1  межпоселенческий  полигон  «Усть-Цилемский»,  обустроенный  на 

базе существующих объектов размещения отходов. 

2  межпоселенческих  полигона  «Среднее  Бугаево»  и  «Ермица», 

обустроенные на базе существующих объектов размещения отходов. 

6 объектов хранения. 
5 объектов размещения (в случае принятия решения по ликвидации по 

итогам дополнительных натурных исследований). 

 

Рекомендации 

по 

схеме 

потоков 

Усть-Цилемского 

Муниципального района. 

Усть-Цилемский    муниципальный  район  характеризуется  большим 

количеством  малонаселенных  пунктов,  многие  из  которых    не  имеют 
круглогодичной транспортной связи с районным центром и поэтому требует 
организации большого количества объектов хранения ТКО, на которых ТКО  

174 

 

накапливаются до момента возможности вывоза на сортировочную станцию. 
Такие  объекты  предлагается  разместить  в  следующих  населенных  пунктах: 
Ермица,  Новый  Бор,  Окунев  Нос,  Медвежка,  Среднее  Бугаево,  Хабариха, 
Уег, Трусово, Рочево, Синегорье, Замежная, Загривочная, Степановская. 

В  связи  с  малым  количеством  отходов,  собираемых  на  объектах 

Ермица  и  Среднее  Бугаево,  экономически  нецелесообразна  дальнейшее 
транспортирование  ТКО,  и  в  данных  населенных  пунктах  целесообразно 
обустроить  2  межпоселенческих  пункта  термического  обезвреживания 
отходов  Среднее  Бугаево  и  Ермица,  обустроенные  на  базе  существующих 
объектов  размещения  отходов.    Также  необходимо  обустроить  объект 
термического обезвреживания в д. Левкинская. 

С  других  объектов  хранения  ТКО  направляются  автомобильным, 

водным  транспортом  или  по  зимникам  на  перегрузочную  станцию  (МПС)  
Усть-Цильма.  Неотсортированные  отходы  обезвреживаются  термическим 
способом. 

Целесообразно в пункте Усть-Цильма установить объект обработки для 

дальнейшей  отправки  отсортированных  отходов  по  тем  же  потокам 
(маршрутам),  что  и  с  мусоросортировочной  станции  Диюр  Ижемского 
муниципального района. 

В Муниципальном образовании 1 крупный населенный пункт - с. Усть-

Цильма.  В  связи  с  тем,  что  максимальное  расстояние  в  границах  села  не 
превышает 25 км, перегрузочные станции не создаются. ТКО направляются 
непосредственно с объектов накопления на полигон Усть-Цильма. 

Площадь  прочих  поселений  и  объемы  образования  отходов  в  них 

невелики,  что  позволяет  накапливать  отходы  непосредственно  на  объектах 
размещения.  Соответственно,  потоки  от  источников  образования  (в  т.ч.  от 
многоквартирных домов в с. Среднее Бугаево, с. Ёрмица, с. Коровий Ручей, 
п. Журавский, д. Карпушевка, п. Новый Бор, п. Медвежка, п. Синегорье, с. 
Трусово,  д.  Рочево,  д.  Чукчино)  направляются  на  объекты  размещения  в 
соответствии с территориальной схемой. 

 

Муниципальный район Ижемский  

Целевое состояние на 2027 год. 
Общая структура объектов в составе схемы потоков отходов. 

Структура  объектов  обращения  с  отходами  в  соответствии  со 

стратегическими документами, принятыми в Республике Коми, включает: 

До 2015 года – должно быть ликвидированы 17 объектов, из них по 2-м 

объектам необходимо провести дополнительные натурные исследования. 

175 

 

К 2027 году должны быть обустроены 3 объекта размещения (объекты 

хранения)  ТКО  на  базе  объектов  размещения  хозяйственных  и  бытовых 
отходов, из них 1 – обустроен, в случае принятия такого решения по итогам 
дополнительных исследований. 

Кроме того должен быть построен: 
1 межмуниципальный полигон ТКО в с. Ижма, 
2 межпоселенческих полигона ТКО в с. Сизябск и с. Брыкаланск, 
9 объектов размещения (объектов хранения). 
Также  планируется  создание  сортировочных  станций  в  составе 

мусороперегрузочных станций: 

в пст Щельяюр мощностью 0,7 тыс.тонн в год;  
в пст Том мощностью 0,2 тыс.тонн в год. 
 

Рекомендации  по  схеме  потоков  Ижемского  Муниципального 

района. 

Ижемский  муниципальный  район  характеризуется  большим 

количеством  малонаселенных  пунктов,  многие  из  которых  не  имеют 
круглогодичной транспортной связи с районным центром и поэтому требует 
организации  большого  количества  объектов  хранения  ТКО  с  организацией 
раздельного сбора, на которых ТКО накапливаются до момента возможности 
вывоза на сортировочную станцию. Такие объекты предлагается разместить в 
следующих населенных пунктах: Сизябск, Ласта, Мошъюга, Картаёль, Том, 
Койю, Диюр, Брыкаланск. 

ТКО  собранные  в  Брыкаланске  направляются  водным  путем  или 

зимником  до  перегрузочной  станции  в  Щельяюре,  а  оттуда  на  объект 
обработки в Диюре. 

В  МО  МР  Ижемский  мощностей  по  обработке,  утилизации, 

обезвреживанию  нет  и  территориальной  схемой  не  предусматривается. 
Однако  целесообразно  установить  объекты  обработки  в  Диюре,  Ижме  и 
Сизябске. Извлеченные при сортировке полезные компоненты отправляются 
на 

обработку, 

утилизацию, 

обезвреживание 

на 

ближайший, 

предусмотренный  территориальной  схемой  комплексный  объект  обработки, 
утилизации,  обезвреживания  (производственно-технический  комплекс)  в 
Сосногорск,  остатки  подвергаются  термическому  обезвреживанию,  отходы 
от  термического  обезвреживания  направляются  в  производство 
строительных материалов. 

В  связи  с  малым  количеством  отходов,  собираемых  на  объекте  Том, 

экономически  нецелесообразно  дальнейшее  транспортирование  ТКО,  и  в 
данном  населенном  пункте  целесообразно  организация  термического 

176 

 

обезвреживания 

(модернизация 

объекта 

существующего 

объекта 

энергетики). Также необходимо организовать термическое обезвреживание в 
д. Васильевской, и места размещения в Ижме, Сизябске и Диюре. 

Площадь  поселений  и  объемы  образования  отходов  невелики,  что 

позволяет  их  накапливать  непосредственно  на  площадках  хранения. 
Соответственно,  потоки  от  источников  образования  (в  т.ч.  от 
многоквартирных  домов  в  с.  Ижма,  п.  Том,  с.  Мохча,  п.  Щельяюр) 
направляются  на  объекты  размещения  в  соответствии  с  территориальной 
схемой. 

 
Муниципальный район Печора 

Целевое состояние на 2027 год. 
Общая структура объектов в составе схемы потоков отходов. 

В соответствии с текущими и целевыми показателями стратегических 

документов,  принятых  в  Республике  Коми  для  муниципального  района 
Печора к 2027 году должны быть обустроены: 

5 объектов размещения ТКО: 
1 объект размещения твердых бытовых отходов пст Березовка; 
1  объект  размещения  (площадка  хранения)  ТКО  на  базе  открытой 

объекты без грунтового покрытия пст Чикшино; 

3  объекта  размещения  (объекты  хранения)  ТКО  на  базе  объектов 

размещения ТКО. 

Построены: 
Межпоселенческий полигон ТКО г. Печора, 
10 объектов размещения (объектов хранения) ТКО. 
Создана мусоросортировочная станция в составе полигона в г. Печора 

мощностью 11,6 тыс. тонн в год. 

Концепцией по обращению с отходами производства и потребления в 

Республике  Коми  предусмотрено  создание  5-ти  пунктов  раздельного  сбора 
ТКО в г. Печора. 

Рекомендации по схеме потоков Муниципального района. 

В  соответствии  с  разработанной  схемой  целесообразно  создание 

узловых  объектов  хранения  отходов  в  следующих  населенных  пунктах: 
Чикшино,  Кожва,  Сыня,  Косью,  Трубоседъёль,  Соколово,  Приуральское, 
Кедровый Шор. 

В  Чикшино  целесообразно  создание  межмуниципального  объекта 

хранения  в  связи  с  поступлением  ТКО  от  объекта  хранения  Усть-Соплеск 
(МО МР Вуктыл). Также целесообразно создать межмуниципальный объект 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..