ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 9

 

 

129 

 

 

Рис.  25.  Количество  действующих  лицензий  по  муниципальным 

образованиям в Республике Коми на 01.08.2016г. 

Использование  и  обезвреживание  отходов  на  территории  Республики 

Коми  осуществляется  как  организациями-производителями  отходов,  так  и 
специализированными организациями. 
 
Таблица  №  18.  Общее  количество  лицензий  по  обращению  с  отходами  в 
Республике Коми, выданных с 2010 года. 

 

Количество лицензий по обращению с отходами в Республике Коми 

выданных с 2010 года 

Лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых 

работ 

Количество 

Сбор 

44 

Транспортирование 

111 

Размещение 

14 

Использование 

18 

Обезвреживание 

19 

Утилизация 

 

130 

 

 

 

Рис.  26.  Выданные  организациям  лицензии  в  процентном  отношении  по 
видам деятельности обращения с отходами в Республике Коми на 01.07.2016г 

 
На  территории  Республики  Коми  функционируют  предприятия, 

хозяйственная  деятельность  которых  тем  или  иным  образом  связана  с 
использованием,  обезвреживанием  (переработкой)  отходов  производства  и 
потребления. К ним относятся ООО СПАСФ "Природа" (переработка жидких 
и  твердых  нефтесодержащих  отходов,  образующихся  в  результате 
деятельности  крупных  предприятий),  ООО  "Шротт"  (сбор  вторичных 
ресурсов),  ООО  "ВЕЛДАС-ЭМ"  (обезвреживание  люминесцентных  ламп  и 
других ртутьсодержащих отходов, свинцовых аккумуляторов, отработанных 
синтетических  и  минеральных  масел  и  др.  отходов),  ООО  "Фасад-плюс" 
(сбор и переработка отходов полиэтилена, полипропилена), ОАО "Комитекс" 
(сбор  и  использование  ПЭТФ-бутылок  в  производстве  полиэфирного 
волокна)  и  другие.  (сведения  из  Концепции  по  обращению  с  отходами 
производства и потребления в Республике Коми, от 23.07.2014).  

Важным аспектом обработки, утилизации, обезвреживания отходов на 

территории Республики Коми является образование и использование отходов 
лесообрабатывающего  комплекса.  Опилки,  кора,  стружка  –  эти  отходы 
можно  использовать  в  производстве  повторно  или  для  получения  тепловой 
энергии.  В  территориальных  схемах  планирования  муниципальных 

131 

 

образований Республики говорится, что данные отходы передаются жителям 
ближайших  населенных  пунктов,  которые  используют  их  для  отопления 
своих  домов.  Однако,  это  всего  лишь  один  вариант.  Обычно  крупные 
компании  в  секторе  деревообработки  сами  утилизируют  свои  отходы.  На 
территории  Республики  Коми  находятся  следующие  предприятия, 
занимающиеся  данным  видом  обращения  с  отходами:  ООО  «СевЛесПил», 
ООО  «Лузалес»,  ООО  «Лесная  компания  Монди  СЛПК»,  ООО  «СФЗ»  - 
Сыктывкарский Фанерный Завод.  

На  объектах  обезвреживания  отходов  может  использоваться  как  одна 

технология, так и комбинация нескольких  технологий,  а  также  различные  
приемы    и    методы,  способствующие    достижению    положительного  
результата.    Технологии  обезвреживания  отходов  преследуют  цели  охраны 
окружающей среды и здоровья человека. 

Обезвреживание  возможно  термическим  методом  (деструкция  отхода 

при температуре), и не термическими методами. 

Обезвреживанию нетермическими методами должны подвергаться:  
- Отходы нефтепродуктов,  в  том  числе  отходы  минеральных  масел, 

потерявших потребительские свойства.  

- Прочие нефтесодержащие  отходы,  включая  отходы  при  бурении, 

связанном    с    добычей    сырой    нефти,    природного    (попутного)    газа    и  
газового конденсата.  

- Отходы оборудования, содержащего ртуть.  
- Изделия  из  резины,  потерявшие  потребительские  свойства,  в  том 

числе  шины, покрышки и камеры резиновые.   

- Отходы органических растворителей.  
- Аккумуляторы, потерявшие потребительские свойства.  
- Батареи аккумуляторные, потерявшие потребительские свойства.  
- Отходы фильтров и фильтровальных материалов, отработанных.  
- Отходы  оборудования  и  прочей  продукции,  содержащей  
галогенированные    ароматические    органические    вещества,    в    том 

числе  стойкие органические загрязнители.  

-  Отходы  пестицидов  и  агрохимикатов,  кроме  подлежащих 

термической деструкции.  

- Оборудование, содержащее озоноразрушающие вещества.  
- Золы и шлаки от сжигания твердого топлива. 
- Биологические отходы. 
Количество  организаций,  осуществляющих  деятельность  в  области 

обращения с отходами производства и потребления, составляло в 2013 году – 

132 

 

3157  ед,  в  2014  году    -  3120  ед.,    в  2015году  -  3221  ед.  (информация  базы 
плательщиков платы за НВОС – ПТК «Госконтроль»). 

В  2015  г.  на  предприятиях  использовано  1  682,452  тыс.  т  отходов 

производства  и  потребления,  что  составило  20  %  общего  количества 
образовавшихся  в  этом  году.  Отходы,  не  подлежащие  использованию  и 
переработке, направляются в места хранения и захоронения. На конец 2015 г. 
в  республике  накоплено  124,082  млн.  т  отходов.  (По  данным 
Государственного  доклада  «О  состоянии  охраны  окружающей  среды 
Республики КОМИ в 2015 г.). 

Организации, 

занимающиеся 

обработкой, 

утилизацией, 

обезвреживанием,  размещением  отходов  производства  указаны  в 
Приложении  №  12.  Объекты  по  обработке,  утилизации,  обезвреживанию, 
размещению отходов по Республике Коми. 

Одно  из  самых  распространенных  нарушений,  выявляемых 

государственными  инспекторами  Минприроды  Республики  Коми  на 
территории  муниципальных  образований  республики,  –  это  захламление 
территории  населенных  пунктов  и  близлежащих  территорий  отходами 
производства и потребления.  

Общая площадь мест хранения и захоронения промышленных отходов 

(включая шламонакопители и золотвалы) – 25 823 905 кв.м. Недействующих 
и  неэксплуатируемых  (18  объектов)  –  801  400  кв.м.  Данные  цифры 
показывают масштабы возможных загрязнений. 

Объекты  размещения  отходов  вносятся  в  государственный  реестр 

данных объектов (ГРОРО). 

В  ГРОРО  включено  45  объекта  размещения  отходов,  расположенных 

на территории Республики Коми:  

−  9  полигонов  твердых  бытовых  отходов,  расположенных  в  городах 

Сыктывкаре, Ухте, Усинске, Воркуте (3 объекта) и с. Айкино (МО МР «Усть-
Вымский»);  

−  36  объектов  размещения  промышленных  отходов  (включая  3 

полигона твердых промышленных и бытовых отходов (г. Вуктыл; г. Усинск; 
д.  Левкинская  (МО  МР  «Усть-Цилемский»);  п.  Чикшино  (МО  МР 
«Печора»)). 

Большая  часть  имеющихся  объектов  размещения  отходов  не  имеет 

положительного  заключения  Государственной  Экологической  Экспертизы, 
что,  является  доказательством  того,  что  данные  объекты  оказывают 
негативное  воздействие  на  окружающую  среду.  Сведения  о  таких  объектах 
представлены в Приложении № 12. 

133 

 

Закрытые для ввоза объекты размещения также оказывают негативное 

воздействие  на  окружающую  среду  ввиду  несоответствия  требованиям 
природоохранного законодательства.  

Анализ  сложившейся  ситуации  в  области  обращения  с  отходами  на 

территории Республики Коми выявил следующие основные проблемы: 

-  несоответствие  большинства  объектов  размещения  отходов  на 

территории Республики Коми требованиям российского природоохранного и 
санитарно-эпидемиологического законодательства; 

- необходимость рекультивации неиспользуемых и закрытых объектов 

размещения отходов, очистки загрязненных территорий; 

-  наличие  многочисленных  несанкционированных  объектов 

размещения  отходов,  являющихся  источниками  загрязнения  почв, 
поверхностных и подземных вод; 

-  отсутствие  доступных  для  предприятий  специализированных 

полигонов захоронения отходов I-III класса опасности; 

-  отсутствие  системы  раздельного  сбора  отходов,  их  обработки, 

утилизации,  обезвреживания  и  активного  использования  в  качестве 
вторичных материальных ресурсов. 

Сводные  данные  были  приняты  во  внимание  из  следующих  основных 

источников: 

- «Концепция по обращению с отходами производства и потребления в 

Республике Коми» (от 23.07.2014 № 294); 

-  «Стратегия  социально-экономического  развития  Республики  Коми  на 

период до 2020 года»;  

-  «Государственный  доклад  «О  состоянии  окружающей  среды 

Республики Коми в 2015году»;  

- «Схема и программа развития электроэнергетики Республики Коми на 

2016-2021 годы». Также учитывались положения Государственных программ 
Республики Коми "Воспроизводство и использование природных ресурсов и 
охрана окружающей среды" и  «Развитие промышленности».  

Данные,  присланные  по  запросу  в  исполнительные  органы  власти 

Республики  Коми  и  РФ,  включая  территориальные  схемы  муниципальных 
образований  Республики  Коми  (по  запросу),  а  также  из  Госстата,  базы 
налогоплательщиков. 

Также были задействованы Интернет-ресурсы: 
Сайты министерств Республики Коми. / http://rkomi.ru/ 
Банк  открытых  данных  Росприроднадзора  по  Республике  Коми. 

/http://11.rpn.gov.ru/ 

134 

 

Банк  открытых  данных  Министерства  природных  ресурсов  РФ.  

/http://www.mnr.gov.ru/opendata/ 

Сайты  компаний  и  фирм,  зарегистрированных  и  осуществляющих 

деятельность в Республике Коми. /http://www.orgpage.ru/areas/resp-komi/ 

Список  зарегистрированных  предприятий  в  крупных  города  России  (в 

части 

Республики 

Коми). 

/http://www.wiki-

prom.ru/region/respublika_komi.html/ 

 

7.5. Баланс количественных характеристик образования, обработки, 

утилизации, обезвреживания, размещения отходов 

 

При  формировании  баланса  количественных  характеристик 

образования,  обработки,  утилизации,  обезвреживания,  размещения  отходов 
необходимо учитывать особенности Республики Коми.  

Среди особенностей Республики Коми необходимо отметить: 
резко континентальный климат с холодной зимой и жарким летом; 
низкая плотность населения - 2,1 чел. на 1 кв. км; 
в  населенных  пунктах  с  численностью  населения  более  5  тыс. 

проживает 91% населения  республики,  причем 61%  населения  проживает  в 
городских округах - Сыктывкар, Воркута, Усинск, Ухта, Инта; 

наличие  населенных  пунктов,  имеющих  автомобильное  сообщение 

только в зимний период (зимники); 

наличие  населенных  пунктов  с  локальным  проживанием  коренных 

малочисленных народов; 

основу  республиканской  экономики  составляет  добывающая 

промышленность,  базирующаяся  на  эксплуатации  месторождений  нефти  и 
газа и имеющая сырьевую направленность. 

Обращение с отходами - один из наиболее проблемных и нерешенных 

вопросов  в  области  охраны  окружающей  среды  в  Республике  Коми, 
которому  в  последние  годы  стало  уделяться  пристальное  внимание  на  всех 
уровнях власти. 

По  официальным  данным,  в  Республике  Коми  ежегодно  образуется 

8500 тыс. т отходов. В общем объеме образовавшихся отходов преобладают 
отходы  V  класса  опасности  (88%),  основной  вклад  в  образование  которых 
вносят  предприятия  по  добыче  полезных  ископаемых  (76%), 
обрабатывающие  предприятия  (14,5%)  и  предприятия  по  производству  и 
распределению  электроэнергии,  газа  и  воды  (3,8%).  Основными  отраслями 
промышленности,  к  которым  относятся  указанные  предприятия,  являются 
угледобывающая и деревообрабатывающая отрасли. 

135 

 

Использование и обезвреживание отходов составило 20% общей массы 

образованных отходов за 2015 год. Использование и обезвреживание отходов 
на  территории  Республики  Коми  осуществляется  как  организациями-
производителями отходов, так и специализированными организациями. 

Низкая  доля  утилизации  отходов  приводит  к  увеличению  объемов 

накопления  отходов  на  объектах  их  размещения.  По  состоянию  на  начало 
2015 г. в Республике Коми накоплено 115,671 млн. т отходов. 

В  результате  проведенной  в  2011  г.  инвентаризации  на  территории 

Республики  Коми  было  выявлено  605  объектов  размещения  отходов 
производства  и  потребления,  в  том  числе  328  объектов  размещения 
коммунальных  отходов,  из  которых  только  5%  функционировали  с 
соблюдением  природоохранных  требований  объектов  размещения  твердых 
коммунальных отходов.  

Сложная ситуация обстоит с объектами размещения твердых бытовых 

отходов,  находящимися  на  балансе  органов  местного  самоуправления:  26 
объектов размещения отходов закрыты по решениям судов.  

Помимо  проблем  обращения  с  твердыми  бытовыми  отходами  и 

промышленными  отходами  остро  стоит  вопрос  безопасного  обращения  с 
медицинскими и биологическими отходами. 

Отсутствие  достаточных  ресурсов  для  организации  централизованной 

системы  управления  и  технической  базы  сбора,  транспортирования, 
обработки,  утилизации,  обезвреживания,  размещения  медицинских  отходов 
препятствует  минимизации  их  негативного  воздействия  на  окружающую 
среду. 

Экспертная  оценка  образования  ряда  видов  отходов  показала,  что 

действующая  система  учета  не  позволяет  дать  полную  картину  по 
обращению с отходами, поскольку она базируется в основном на сведениях 
крупных  хозяйствующих  субъектов,  которые  контролируются  органами 
федерального  государственного  экологического  контроля.  В  2010  г.  были 
учтены отходы лишь 173 предприятий, в 2011 – 209 предприятий, в 2012- 308 
предприятий, 2013г. - 531 предприятие, в 2014г. - 458 предприятий. В 2015г. - 
643 предприятия. В то же время, по данным федерального государственного 
статистического наблюдения, на территории республики по состоянию на 1 
января  2016  г.  ведут  свою  деятельность  20749  юридических  лиц  и 
индивидуальных  предпринимателей,  деятельность  которых  сопровождается 
образованием  отходов.  Наличие  многочисленных  организаций,  не 
охваченных  системой  учета,  приводит  к  росту  негативного  воздействия 
отходов на окружающую среду. 

136 

 

Принимая  во  внимание  сложившиеся  тенденции  в  образовании  и 

размещении  отходов,  распределение  источников  образования  отходов  по 
территории  Республике  Коми,  результаты  экспертной  оценки  массы 
образования  отходов,  определены  виды  отходов,  требующие  системного 
подхода  к  их  управлению  со  стороны  органов  государственной  власти  и 
органов местного самоуправления в Республике Коми. К ним относятся: 

отходы из жилищ и аналогичные им отходы; 
отходы строительства и сноса; 
осадки очистных сооружений и биологических очистных сооружений; 
золошлаковые отходы ТЭЦ и котельных; 
отходы эксплуатации автотранспортных средств; 
отходы сложного оборудования и техники; 
отходы нефтегазового комплекса; 
отходы угольной промышленности; 
отходы лесопромышленного комплекса; 
отходы агропромышленного комплекса; 
ртутьсодержащие отходы; 
медицинские отходы; 
биологические отходы. 
    Данные  об  объемах  обращения  с  вышеназванными  отходами,  за 

исключением медицинских и биологических приводятся в Приложении №№ 
4,5.  Медицинские и биологические отходы исключены из государственного 
регулирования  Федерального  закона  от  24.06.1998  N  89-ФЗ  «Об  отходах 
производства и потребления». 

Основными проблемами в системе управления в области обращения с 

отходами  характерными  как  для  Российской  Федерации  в  целом,  так  и  в  
Республике Коми в частности являются: 

отсутствие  у  органов  местного  самоуправления  правовых  оснований 

для воздействия на недобросовестных собственников отходов; 

неразвитость 

законодательства 

в 

области 

стимулирования 

хозяйствующих  субъектов,  предпринимающих  меры  по  снижению 
негативного  воздействия  на  окружающую  среду,  осуществляющих  сбор 
отходов от юридических и физических лиц для дальнейшего использования 
или обезвреживания; 

недостаток  стимулирующих  программ  поддержки  малого  и  среднего 

предпринимательства в области обращения с отходами; 

отсутствие  условий  для  привлечения  частного  капитала  в 

отходоперерабатывающую отрасль; 

137 

 

отсутствие  правовых  механизмов  организации  системы  учета 

количества отходов, захороненных на муниципальных объектах размещения 
отходов  и  на  объектах  размещения  отходов,  находящихся  на  балансе 
промышленных предприятий; 

низкий уровень экологической культуры; 
недостаточная  деловая  активность  предпринимательского  сообщества 

по организации предприятий в области обращения с отходами; 

недостаток  научно-исследовательских  работ,  направленных  на 

изучение  морфологического  состава  региональных  отходов,  их  негативного 
воздействия  на  окружающую  среду,  возможных  направлений  их 
использования и обезвреживания в Республике Коми; 

недостаточность  профессиональных  кадров,  занятых  в  сфере 

обращения с отходами производства и потребления; 

недостаточный  уровень  знаний  руководителей  муниципальных 

образований, юридических лиц, принимающих решение в сфере обращения с 
отходами производства и потребления. 

Сложившаяся  проблемная  ситуация  в  области  обращения  с  отходами 

приведет к следующим рискам: 

к  прогрессирующему  нарастанию  объемов  образования  и  накопления 

отходов; 

к  прогрессирующему  нарастанию  стихийных  несанкционированных 

мест размещения отходов; 

к  прогрессирующему  росту  негативного  воздействия  отходов  на 

окружающую среду; 

к снижению комфортности и качества жизни населения; 
к созданию условий для чрезвычайных ситуаций и угрозы 

экологической безопасности. 

При 

формирования 

баланса 

количественных 

характеристик 

образования,  обработки,  утилизации,  обезвреживания,  размещения  отходов 
Республики  Коми  учитывались  данные  представленные  Управлением 
Росприроднадзора  по  республике  Коми  и  Министерством  природных 
ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Ниже приводится 
таблица по сводным данным в тыс. тонн (таблица № 19), которые получены 
из различных материалов, представленных органами исполнительной власти 
Республики Коми. 

Решения  по  реализации  мероприятий,  призванных  обеспечить 

достижение  установленных  целевых  показателей  по  утилизации, 
обезвреживанию  и  размещению  отходов  производства  и  потребления 

138 

 

принимались с учетом наличия действующих, строящихся и проектируемых 
объектов обращения с отходами и перспектив их дальнейшей эксплуатации. 

 

139 

 

                 

Таблица  №    19.    Общие  данные  по  образованию,  использованию  и  размещению  отходов  с  2010-2015  гг.  в 

Республике Коми. 

 

Виды 

отхо-

дов по 

клас-

сам 

опас-

ности 

Наличие 

отходов 

на 

начало 

года 

Образо

вание 

отходо

в за год 

Поступ

ление 

отходо

в из 

других 

органи

заций 

Использовано и 

обезврежено на 

предприятии 

Передано отходов другим 

организациям 

Размещено на 

собственных объектах за 

год 

Наличие 

в 

организа

ции на 

конец 

года 

Всего  использ

овано 

обезв

режен

о 

Всего 

для 

использ

. и  

обезвр

ежив. 

для 

хране

ния 

для 

захоро

нения 

Всего 

хранени

е 

захорон

ение 

Всего 

тыс.т 

2010 г. 

107383,4  6578,7    193,1  1118,6  1061,9  56,7 313,9  260,3  1,2 

52,3  5331,4  5067,8 

263,6  112459,4 

2011 г. 

13444  6344,9 

 

  928,77 

 

 

 

 

  5136,74 

 

 

Н.д. 

2012 г.  78573,2 23983,5 

 

 17531,8 

 

 

 

 

  5349,47 

 

 102556,79 

2013г. 

248542,
4

 

6778,6 

 

  1653,9 

 

 

 

 

  4997,3 

 

 255321,79 

2014 г. 109586,1  7422,4 

 

  1759,4 

 

 

 

 

  597,1 

 

  117008,5 

2015 г. 115671,4  8410,9 

 2033,75 1682,45 351,35 

 

 

 

 

 

 

 

Н.д. 

 

140 

 

Учитывая  тенденции  экономического  и  социального  развития 

Республики  Коми  на  период  2020  г.  в  соответствии  с  постановлением 
Правительства  Республики  Коми  от  26.03.2006  г.  №  45  «Стратегия 
экономического  и  социального  развития  Республики  Коми  при  прогнозе 
объемов  образования  отходов  до  2027  года  учитывались  следующие 
факторы: 

1. На период до 2020 г., численность населения будет уменьшаться. В 

связи  с  этим  можно  прогнозировать,  что  в  рассматриваемый  период 
количество образующихся у населения отходов будет снижаться. 

2.  На  территории  республики  планируется  дальнейшая  активизация 

деятельности  строительного  комплекса,  в  том  числе  жилищного 
строительства. 

В  соответствии  с  федеральными  и  региональными  программами, 

реализуемыми  на  территории  Республики  Коми,  в  том  числе  федеральной 
целевой  программой  «Социальное  развитие  села  до  2012  года», 
утвержденной  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  3 
декабря  2002  г.  N  858,  долгосрочной  республиканской  программой 
«Жилище» на 2008 - 2011 годы, утвержденной Законом Республики Коми от 
17  ноября  2007  г.  N  100-РЗ,  долгосрочной  республиканской  целевой 
программой  «Стимулирование  развития  жилищного  строительства  в 
Республике  Коми  (2011  -  2015  годы)»,  утвержденной  постановлением 
Правительства  Республики  Коми  от  22  июля  2011  г.  N  311,  долгосрочной 
республиканской  программой  «Газификация  населенных  пунктов 
Республики  Коми  (2011  -  2013  гг.)»,  утвержденной  постановлением 
Правительства Республики Коми от 14 сентября 2010 г. N 304, планируется 
дальнейшее  наращивание  темпов  строительства,  вследствие  этого  будет 
наблюдаться  постепенное  увеличение  массы  образования  отходов 
строительства и сноса. 

 3.  Планируется  реконструкция  и  модернизация объектов по передаче 

тепловой  энергии,  строительство  и  ввод  в  эксплуатацию  малых  ГЭС, 
широкое  применение  новых  технологий  и  повышение  эффективности 
использования газа на газовых котельных, перевод котельных в мини-ТЭЦ на 
газообразное  альтернативное  топливо,  использование  новых  угольных 
генерирующих  мощностей  с  применением  современных  экологически 
чистых технологий сжигания угля. 

Увеличение  суммарной  мощности  источников  теплоснабжения, 

выработки  тепловой  энергии  и  ее  потребления,  переход  на  газообразное  и 
альтернативное  топливо,  на  фоне  общего  снижения  численности  населения 

141 

 

республики,  повсеместно  приведет  к  постепенному  снижению  образования 
золошлаковых отходов. 

4.  Образование  отходов  эксплуатации  автотранспорта  напрямую 

зависит  от  количества  автотранспортных  средств  в  республике,  которое,  в 
свою очередь, связано с развитием дорожной сети, численностью населения, 
уровнем  благосостояния  общества  и  т.д.  Главной  целью  Стратегии 
экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 
г.  является  повышение  уровня  жизни  населения,  но  в  то  же  время  в 
соответствии с ней общая численность населения сократится. Таким образом, 
развитие  транспортного  и  дорожного  комплексов,  повышение  уровня 
благосостояния общества на фоне общего снижения численности населения в 
республике  приведет  к  тому,  что  масса  образования  отходов  эксплуатации 
автотранспорта  в  основном  не  изменится.  Незначительное  увеличение 
отходов эксплуатации автотранспорта прогнозируется в городах Сыктывкар, 
Ухта,  Сосногорск,  Усинск,  что,  прежде  всего,  связано  с  реализацией 
инвестиционных  проектов  автотранспортного  и  дорожного  комплексов,  а 
также с процессами развития урбанизации в Республике Коми. 

5.  Планируется  модернизация  жилищно-коммунального  комплекса,  в 

том  числе  совершенствование  технологии  подготовки  питьевой  воды  и 
очистки  сточных  вод,  реконструкция,  модернизация  и  новое  строительство 
водопроводных 

и 

канализационных 

сооружений; 

повторное 

и 

последовательное  использование  сточных  вод  с  полным  прекращением 
сброса  в  водоемы  загрязняющих  веществ;  строительство  систем  и 
сооружений  для  очистки  ливневого  стока  с  территорий  поселений  и 
предприятий. 

В  соответствии  со  Схемой  размещения  производственных  сил  в 

Республике  Коми  на  период  до  2020  г.  на  повышение  эффективности, 
устойчивости  и  надежности  функционирования  объектов  коммунальной 
инфраструктуры в Республике Коми направлена подпрограмма «Содействие 
в  осуществлении  реконструкции  и  строительства  объектов  коммунальной 
инфраструктуры»  долгосрочной  республиканской  целевой  программы 
«Стимулирование  развития  жилищного  строительства  в  Республике  Коми 
(2011  -  2015  годы)».  В  период  до  2020  г.  развитие  коммунальной 
инфраструктуры  будет  определяться  соответствующими  документами 
территориального  планирования  муниципальных  образований  в  Республике 
Коми. 

Основными  работами  в  области  водоотведения  будут  работы  по 

реконструкции,  строительству  водопроводных  и  канализационных 
сооружений,  систем  очистки  ливневых  стоков.  Увеличение  объема 

142 

 

водопотребления  и  удельного  веса  жилой  площади,  оборудованной 
канализацией,  увеличение  протяженности  канализационных  сетей  и 
количества  очистных  сооружений  на  фоне  общего  снижения  численности 
населения  республики,  приведет  к  постепенному  снижению  образования 
осадков очистных сооружений. 

7.  Планируется  рациональное,  комплексное  и  эффективное 

использование 

месторождений 

горнорудного 

сырья, 

создание 

многоотраслевого  горнорудного  комплекса  Республики  Коми.  Реализация 
мероприятий, направленных на развитие горнорудного комплекса, приведет 
к  увеличению  массы  образования  отходов.  С  целью  минимизации 
негативного  воздействия  отходов  на  окружающую  среду  необходимо 
внедрение современных, инновационных, наилучших технологий утилизации 
отходов  горнорудной  промышленности.  Наличие  значительного  количества 
отходов,  накопившихся  на  объектах  размещения,  обуславливает  разработку 
предложений для вовлечения в хозяйственный оборот этих отходов. 

8. Планируется развитие лесопромышленного комплекса за счет роста 

объемов  и  эффективности  лесозаготовительного  и  перерабатывающего 
производств.  Модернизация  действующих  и  ввод  в  эксплуатацию  новых 
лесопромышленных  комплексов,  развитие  экономической  доступности 
лесных 

ресурсов 

(развитие 

сети 

дорог), 

использование 

высокопроизводительного  многофункционального  лесозаготовительного 
оборудования,  увеличение  экспорта  лесопродукции  приведет  к  увеличению 
объемов вырубленной древесины, объемов производства пиломатериалов и, 
как 

следствие, 

к 

увеличению 

массы 

образования 

отходов 

лесопромышленного  комплекса  планируется  внедрение  технологий 
обработки,  утилизации,  обезвреживания  древесины  для  использования  ее  в 
энергетических целях. 

9.  Определены  цели  развития  агропромышленного  комплекса,  для 

достижения которых необходимо решение следующих задач: 

создание  благоприятных  условий  для  развития  производства  и 

предпринимательства; 

модернизация  производственного  потенциала  отрасли,  внедрение 

прогрессивных технологий, устойчивых в природно-климатических условиях 
Республики  Коми,  в  том  числе  в  животноводстве  -  посредством 
реконструкции  и  строительства  животноводческих  помещений  с 
использованием  высокопроизводительного  оборудования  и  современных 
технологий. 

143 

 

В целях минимизации негативного воздействия на окружающую среду 

решение  проблемы  обращения  с  отходами  агропромышленного  комплекса 
должно производиться по двум направлениям: 

переработка и использование ранее накопленных отходов; 
переработка и использование вновь образующихся отходов. 
В  настоящее  время  основными  направлениями  утилизации  навоза  и 

помета является использование в качестве органического удобрения. 

10.  В  Республике  Коми  не  организована  централизованная  и 

экологически 

безопасная 

система 

сбора 

и 

транспортирования 

ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения. При отсутствии четко 
организованной  системы  сбора  и  вывоза  ртутьсодержащих  отходов 
значительная  их  часть  либо  поступает  совместно  с  твердыми  бытовыми 
отходами  на  объекты  размещения  коммунальных  отходов,  либо 
ликвидируется  в  системе  канализации,  что  обуславливает  опасные 
последствия, связанные с ртутным загрязнением. 

 11. Добывающая отрасль 
В нефтедобыче планируется: 
обеспечение  устойчивой  добычи  нефти  на  основе  интенсификации 

эксплуатируемых  и  ввода  подготовленных  для  промышленного  освоения 
месторождений.  На  территории  Республики  Коми  планируется  ввод  в 
эксплуатацию  новых  месторождений  нефти:  Осваньюрского,  Баяндыского, 
Северо-Вольминского,  Стрелинского,  Усть-Макарихинского,  Южно-
Ипатского,  Верхне-Мастеръельского,  Мичаельского,  Осокинского,  Западно-
Баганского, Каменского; 

      В газодобыче планируется: 
ввод в разработку мелких по запасам месторождений природного газа: 

Югид-Соплесского,  Печорогородского,  Западно-Печорогородского,  Северо-
Югидского, Средне-Седьельского; 

Объем  добычи  нефти,  включая  газовый  конденсат,  к  2020  году 

возрастет до 15 млн. тонн, естественного газа - сохранится из-за выработки 
запасов на уровне 3,25 млн  

Добыча нефти, включая газовый конденсат, на территории Республики 

Коми  к  2020  году  достигнет  15,0  млн.  тонн,  или  115,4  процента  к  уровню 
2008  года.  Прирост  добычи  нефти  ожидается  за  счет  интенсификации 
эксплуатируемых  и  вовлечения  в  разработку  новых  месторождений, 
внедрения  новых  технологий  добычи  нефти,  сокращения  простаивающего 
фонда  скважин.  В  нефтеперерабатывающей  промышленности  за  счет 
внедрения  новыхпрогрессивных  технологий  и  увеличения  глубины 
обработки,  утилизации,  обезвреживания  углеводородного  сырья  в  течение 

144 

 

всего  периода  сохранится  положительная  динамика  производства 
нефтепродуктов.  В  2020  году  объем  производства  автомобильного  бензина 
составит  450  тыс.  тонн,  дизельного  топлива  -  1900  тыс.  тонн,  топочного 
мазута - 1750 тыс. тонн. 

В угледобыче планируется: 
стабилизация и устойчивый рост добычи угля в Республике Коми при 

наиболее 

полном 

использовании 

производственных 

мощностей 

действующих  шахт  и  обеспечении  рентабельной  работы  организаций  по 
добыче и переработке угля. В 2020 году объем добычи угля составит 17500 
тыс. тонн. 

Основной  целью  развития  горнорудной  промышленности  Республики 

Коми  является  рациональное,  комплексное  и  эффективное  использование 
месторождений 

горнорудного 

сырья, 

создание 

многоотраслевого 

горнорудного комплекса Республики Коми. 

Стабилизация  развития  угольной  промышленности  Республики  Коми, 

освоение  новых  месторождений  и  строительство  новых  шахт,  проведение 
работ  по  подготовке  нижних  горизонтов  добычи  угля,  внедрение 
высокопроизводительного  оборудования  и  проведение  мероприятий  по 
снижению  простоев  производства  позволят  обеспечить  добычу  угля  к  2020 
году  в  объеме  17,5  млн.  тонн.  Дальнейшее  интенсивное  развитие  получит 
горнорудная  промышленность  Республики  Коми.  Предполагаются  создание 
многоотраслевого  горнорудного  комплекса,  увеличение  объемов  добычи  и 
обработки,  утилизации,  обезвреживания  горнорудного  сырья,  создание 
новых  перерабатывающих  производств.  В  лесопромышленном  комплексе 
реализация основных задач и направлений 

12.  В  лесопромышленном  комплексе  реализация  основных  задач  и 

направлений  развития  позволит  обеспечить  качественное  улучшение 
структуры  товарной  продукции,  увеличится  доля  перерабатывающих 
отраслей  до  90  процентов  в  общем  объеме  производства  продукции 
лесопромышленного  комплекса.  За  счет  перевооружения  производства, 
внедрения 

новой 

техники, 

углубления 

обработки, 

утилизации, 

обезвреживания  древесины  увеличится  производство  лесобумажной 
продукции. 

Объем  лесозаготовок  при  вводе  в  эксплуатацию  новых 

лесопромышленных  комплексов  в  Троицко-Печорском  и  Усть-Куломском 
районах  возрастет  к  2020  году  до  17  млн.  куб.м.Производство 
пиломатериалов к 2020 году возрастет в 2,9 раза к уровню 2008 года. 

13. Среднегодовые темпы прироста валового регионального продукта в 

2009 - 2020 годы ожидаются на уровне более 5 процентов в год, что позволит 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..